Тосэр налоги
Письмо Минфина России от 9 декабря 2019 г. N 03-03-05/95985 О применении льготы по налогу на прибыль организаций, предусмотренной для налогоплательщика – резидента территории опережающего социально-экономического развития
В соответствии с письмом Минфин России рассмотрел обращение по вопросу применения льготы по налогу на прибыль организаций, предусмотренной для налогоплательщика – резидента территории опережающего социально-экономического развития (далее – ТОСЭР), и сообщает следующее.
В соответствии с действующей редакцией Налогового кодекса Российской Федерация (далее – НК РФ) для налогоплательщиков, получивших статус резидента ТОСЭР в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 N 473-ФЗ “О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации”, предусмотрены пониженные ставки налога на прибыль организаций в части зачисления в федеральный бюджет, а также в бюджеты субъектов Российской Федерации при соблюдении определенных условий.
Пониженные налоговые ставки применяются при условии, что доходы от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на ТОСЭР составляют не менее 90 процентов всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу в соответствии с Главой 25 НК РФ (подпункт 1 пункта 2 статьи 284.4 НК РФ), и резидентом ТОСЭР ведется раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на ТОСЭР и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении иной деятельности (подпункт 2 пункта 2 статьи 284.4 НК РФ).
Учитывая, что дополнительные ограничения по применению пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций для резидентов ТОСЭР не установлены, то при выполнении условий, предусмотренных статьей 284.4 НК РФ, резидент ТОСЭР вправе применять пониженные налоговые ставки по налогу на прибыль организаций.
При этом необходимо отметить, что в целях расчета соотношения доли доходов от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на ТОСЭР следует учитывать доходы только тех видов деятельности, которые предусмотрены соответствующим соглашением.
Также обращаем внимание, что положениями НК РФ не предусматривается применение резидентами ТОСЭР пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций только к дополнительно полученным доходам от реализации инвестиционного проекта, предусмотренного соглашением об осуществлении деятельности на ТОСЭР.
Обзор документа
Для резидентов ТОСЭР предусмотрены пониженные ставки налога на прибыль в части зачисления в федеральный бюджет и в бюджеты регионов, если:
– доходы от исполнения соглашений о работе на ТОСЭР составляют не менее 90%;
– ведется раздельный учет доходов (расходов) от исполнения соглашений и от иной деятельности.
Дополнительных ограничений по применению пониженных ставок не установлено.
При расчете соотношения доходов учитываются доходы только от тех видов деятельности, которые предусмотрены соглашением.
НК не позволяет резидентам ТОСЭР применять пониженные ставки только к дополнительно полученным доходам от реализации инвестиционного проекта, предусмотренного соглашением о работе на ТОСЭР.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Тосэр налоги
Государственная дума РФ установила налоговые льготы для резидентов территорий опережающего развития (ТОР) согласно Закону от 21 ноября 2014 года.
Устанавливается, что нулевая ставка по налогу на прибыль организаций, действующих в ТОРах, подлежащая зачислению в федеральный бюджет, будет действовать в течение пяти лет. Что касается регионального бюджета, то ставка в течение первых пяти лет не будет превышать 5%, она также не может быть менее 10% в течение следующих пяти лет.
Устанавливается понижающий коэффициент к ставке налога на добычу полезных ископаемых для участников инвестиционных проектов, он будет действовать 10 лет. Резидент ТОР сможет применять эти ставки, если доходы от его деятельности составляют не меньше 90% всей прибыли.
Устанавливаются и особые требования к резидентам ТОРов, налогоплательщик обязан вести раздельный учет доходов и расходов от деятельности в ТОРах, и доходов и расходов, полученных при осуществлении иной деятельности.
Юрлица, претендующие на налоговые льготы, должны зарегистрироваться на территории опережающего социально-экономического развития, они не могут иметь отдельных подразделений, расположенных за пределами ТОР.
ТОРы призваны способствовать ускоренному развитию субъектов РФ, в первую очередь Дальнего Востока, если этот опыт удастся, этот опыт будет тиражирован на другие территории РФ. Ранее в РФ был принят закон о ТОР, согласно которому такие территории:
первые три года можно будет организовывать только на Дальнем Востоке и в многородах (монопрофильных МО с ухудшенным положением с кадрами – монозависимость от градооборазующего предприятия),
после трех лет (с 2017 года) — на территориях других субъектов РФ.
Мы можем рассчитать Вам эффект от реализации проекта в ТОСЭР (с учетом льгот резидента и без льгот) для принятия взвешенного решения о необходимости или отсутстии необходимости становиться резидентом ТОСЭР. Обращайтесь к нам!
Согласно закону о льготах, нулевая ставка по налогу на прибыль, подлежащая зачислению в федеральный бюджет (2 процентных пункта из 20%), будет действовать в течение пяти лет. Что касается регионального бюджета, то ставка в течение первых пяти лет будет не выше 5%, она также не может быть менее 10% в течение следующих пяти лет. Определяется, что резидент сможет применять эти ставки, если доходы от его деятельности в ТОР составляют не менее 90% от всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы.
Помимо этого, законом устанавливаются правила создания территорий, требования к их управлению. Предполагаются понижающие коэффициенты для НДПИ в течение 10 лет вплоть до обнуления налога.
Также устанавливаются пониженные тарифы страховых взносов. Общая сумма взносов будет сокращена до 7,6% вместо 30%, в том числе 6% в Пенсионный фонд РФ, 1,5% в Фонд социального страхования и 0,1% в Фонд обязательного медицинского страхования.
Предусмотрена возможность создания на этих территориях подразделений федеральных органов исполнительной власти, например, МВД, МЧС, ФНС, ФТС, ФМС и других.
Федеральный закон о территориях опережающего развития принят Государственной Думой 23 декабря 2014 года и одобрен Советом Федерации 25 декабря 2014 года.
Федеральным законом определяются правовой режим территорий опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации, меры государственной поддержки и порядок осуществления деятельности на таких территориях.
В Федеральном законе под территорией опережающего социально-экономического развития (далее – ТОР) понимается часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, на которой в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятной среды для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного развития экономики и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения. Согласно Федеральному закону ТОР создаётся на 70 лет по решению Правительства Российской Федерации на основании предложения уполномоченного федерального органа, при этом срок её существования может быть продлён по решению Правительства Российской Федерации.
Решение Правительства Российской Федерации о создании ТОР принимается в форме постановления, которым предусматриваются:
Мы можем подготовить Вам технико-экономическое (ТЭО) или финансов-экономическое (ФЭО) обоснование для органов федеральной, региональной, местной власти создания ТОСЭР (с учетом эффекта от ТОСЭР) для принятия властью решения о необходимости реализации проекта комплексного развития территории. Обращайтесь к нам!
- перечень видов экономической деятельности, при осуществлении которых действует особый правовой режим предпринимательской деятельности;
- минимальный объём капитальных вложений резидентов ТОР в осуществление соответствующих видов экономической деятельности на этой территории;
- положение о применении или неприменении на ТОР таможенной процедуры свободной таможенной зоны, установленной таможенным законодательством Таможенного союза;
- описание местоположения границ ТОР;
- при необходимости минимальные требования к уровню применяемых резидентами ТОР технологий и методов производства, оборудования для соответствующих видов экономической деятельности.
Федеральным законом определяются:
- порядок создания и прекращения существования ТОР,
- порядок управления ТОР,
- меры по созданию и развитию ТОР,
- правовое положение резидентов ТОР и особенности осуществления ими деятельности на соответствующей территории,
- особенности осуществления на ней полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных органов.
Предусматриваются также особенности осуществления трудовой, медицинской, образовательной и иных видов деятельности, особенности регулирования имущественных, земельных, градостроительных, экологических и иных отношений применительно к ТОР.
Кроме того, устанавливаются особенности создания и функционирования институтов развития Дальнего Востока, отдельные меры государственной поддержки субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, а также особенности создания ТОР в монопрофильных муниципальных образованиях Российской Федерации (моногородах).
Согласно Федеральному закону в течение трёх лет со дня его вступления в силу ТОР могут создаваться на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, а также на территориях моногородов с наиболее сложным социально-экономическим положением, включённых в соответствующий перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, а по истечении трёх лет – на территориях остальных субъектов Российской Федерации.
Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших вопросов.
Сотрудники компании “Верное решение” оказывают услуги консультационного сопровождения, разрабатывают бизнес-план развития проекта и другую необходимую документацию, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам.
Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:
- консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на присуждение статуса “Приоритетный инвестиционный проект”, “Особо значимый проект”, соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах Республики Татарстан и России,
Мы можем разработать Вам бизнес-план проекта – резидента ТОСЭР. Сотрудники имеют необходимый опыт разработки подобных проектов. Обращайтесь к нам!
По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.
Это можно сделать одним из способов:
Отправьте Ваши вопросы или информацию о Вашем проекте, заявку на обратный звонок:
- с помощью формы “Задать вопрос сотруднику компании” в левой нижней части экрана;
- при помощи он-лайн формы;
- письмом на электронный адрес vr_cons@mail.ru
Позвоните нашим сотрудникам по телефонам:
- в Казани: +7 (843) 278-19-00, 278-18-00, +7 9655-848-224
- в Набережных Челнах: +7 (8552) 25-01-99, +7 9631-249-303
Приходите к нам на консультацию (требуется предварительная запись):
- офис в Казани: ул. Островского, 79, офис 212
- офис в Набережных Челнах: ул. Хасана Туфана, 12 (2/18), офис 1915
О налогообложении резидентов территории опережающего социально-экономического развития
Налогообложение резидентов ТОСЭР не зависит от степени выполнения ими обязательств, предусмотренных соглашениями об осуществлении деятельности на такой территории
Для организаций, получивших статус резидента ТОСЭР, установлена налоговая ставка 0 процентов по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в федеральный бюджет. Кроме того, законами субъектов РФ могут устанавливаться пониженные налоговые ставки по данному налогу, зачисляемому в бюджет субъекта РФ.
Для резидентов ТОСЭР установлены также льготы по НДПИ.
Для применения налоговых льгот организация должна иметь статус резидента ТОСЭР и соответствовать установленным требованиям.
При этом НК РФ не предусматривает применение указанных налоговых преференций в зависимости от степени выполнения резидентами ТОСЭР обязательств, предусмотренных соглашениями.
В случае прекращения статуса резидента ТОСЭР налогоплательщик считается утратившим право на применение указанных налоговых льгот.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 6 августа 2018 г. N СД-4-3/15205@
О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ
РЕЗИДЕНТОВ ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение о налогообложении резидентов территории опережающего социально-экономического развития (далее – ТОСЭР) при невыполнении ими обязательств, предусмотренных соглашениями об осуществлении деятельности на такой территории, представленное письмом Минэкономразвития России от 12.07.2018 N Д14и-1388, и по вопросам, относящимся к компетенции ФНС России, сообщает следующее.
Согласно статье 34 Федерального закона от 29.12.2014 N 473-ФЗ “О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации” резидентами ТОСЭР в моногородах признаются юридические лица, заключившие соглашения об осуществлении деятельности на территориях опережающего социально-экономического развития (далее – соглашение), включенные в реестр резидентов ТОСЭР и отвечающие требованиям, установленным указанной выше статьей.
Согласно пункту 1.8 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) для организаций, получивших статус резидента ТОСЭР, установлена налоговая ставка 0 процентов по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться пониженные налоговые ставки по налогу, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения.
В соответствии со статьей 284.4 Кодекса пониженные налоговые ставки применяются начиная с налогового периода (то есть с календарного года), в котором была получена первая прибыль от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений. При этом организация – резидент ТОСЭР должна соответствовать требованиям и условиям, установленным данной статьей Кодекса для этой категории налогоплательщиков (в частности, о доле доходов от деятельности при исполнении соглашений в общей сумме доходов, об отсутствии обособленных подразделений за пределами ТОСЭР, о неучастии в иных инвестиционных проектах и т.д.).
Следовательно, организация для применения пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций должна иметь статус резидента ТОСЭР и соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 284.4 Кодекса.
По налогу на добычу полезных ископаемых коэффициент, характеризующий территорию добычи полезного ископаемого (Ктд), применяется организацией, получившей статус резидента ТОСЭР, начиная с налогового периода (то есть месяца), в котором организация получила статус резидента ТОСЭР.
Таким образом, Кодекс не предусматривает применение указанных налоговых преференций в зависимости от степени выполнения резидентами ТОСЭР обязательств, предусмотренных соглашениями.
Вместе с тем в случае прекращения статуса резидента ТОСЭР налогоплательщик на основании пункта 6 статьи 284.4Кодекса считается утратившим право на применение пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций с начала того квартала, в котором он был исключен из реестра резидентов ТОСЭР.
При прекращении статуса резидента ТОСЭР не применяется и коэффициент, характеризующий территорию добычи полезного ископаемого (Ктд).
ТОСЭР в России: перечень территорий, преференции, подводные камни
Для производственного сектора в России действуют экономические зоны с особыми условиями для создания и ведения бизнеса – территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Что это за зоны, и какие преференции на них действуют?
В России по закону существуют специальные экономические зоны, именуемые территориями опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), на которых установлены облегченный режим ведения бизнеса. Если ваш будущий бизнес связан с производством, то перед выбором места для его размещения обязательно стоит рассмотреть вариант его создания в подобной зоне. Начнем с официальных определений.
Территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР или ТОР) – часть территории субъекта Российской Федерации с необходимой инфраструктурой, на которой в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 473-ФЗ, на основании предложения уполномоченного федерального органа и принятого решения правительства, резидентам ТОСЭР установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности. Цель создания ТОСЭР – на определенных территориях, нуждающихся в поддержке со стороны государства, формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций, ускоренного экономического развития и улучшения социальных условий жизни населения.
Началом создания территорий опережающего социально-экономического развития стало Послание Федеральному Собранию 12 декабря 2013 года, в котором Президентом России было объявлено:
«на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири предлагаю создать сеть специальных территорий опережающего экономического развития с особыми условиями для организации несырьевых производств, ориентированных в том числе и на экспорт. Для новых предприятий, размещенных в таких зонах, должны быть предусмотрены пятилетние каникулы по налогу на прибыль, НДПИ (за исключением нефти и газа, это доходная отрасль), налогу на землю, имущество, а также, что очень важно для высокотехнологичных производств – льготная ставка страховых взносов.»
О причинах создания и задачах ТОСЭР
Продолжающиеся с начала девяностых годов прошлого столетия после распада Советского Союза стремительное сокращение численности населения Дальнего Востока России, деградация моногородов, где большая часть трудоспособного населения была занята на одном предприятии или в одной отрасли – проблемы, стоящие перед государством уже длительное время, а решение их – основная задача государственной региональной политики. Поиском путей разрешения этих проблем государство занимается, пожалуй, со времени их появления. Так, например, работа по созданию специальных территорий и адресной поддержки их началась еще в девяностые годы, а с принятием Федерального закона от 22.07.2005 года №116 «Об особых экономических зонах в РФ» приняла системный характер. В этом законе определены типы особых экономических зон – промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные, логистические и портовые. Определен также перечень требований к резидентам этих зон и льготы ими получаемые. Создавались такие зоны для развития территорий – приграничных, прибрежных или же просто депрессивных. Использование особых правовых режимов ведения предпринимательской деятельности в границах территориальных образований, фокусировка инвестиционных потоков на значимых для экономики страны направлениях, а, значит, и повышение инвестиционной привлекательности определенных территорий и отраслей – вот тот инструментарий, выбранный правительством для решения задач вывода из состояния депрессии отдельных регионов и отраслей.
Концентрация финансовых ресурсов государства и бизнеса на развитии конкретных инвестиционных проектов с высоким мультипликативным эффектом, а также формирование в регионах со сложной социально-экономической ситуацией точек роста, способны привлечь инвестиции в дальнейшее развитие региона. Схожесть целей создания территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) и особых экономических зон в их направленности на ускоренное развитие определенных отраслей бизнеса и территорий с помощью привлечения инвесторов.
Главное же отличие ТОСЭР от особых экономических зон в том, что в каждой территории для инвесторов предусмотрены налоговые льготы и административные послабления, но самое важное – создание инфраструктуры проекта производится за счет бюджетных средств.
Еще одно важное отличие в существенном снижении ограничений для бизнеса, как это было в особых экономических зонах. Существенно также, что при строительстве инфраструктуры часть государственного заказа смогут получать небольшие предприятия.
Зарабатывай до
200 000 руб. в месяц, весело проводя время!
Тренд 2020 года. Интеллектуальный бизнес в сфере развлечений. Минимальные вложения. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Обучение под ключ.
Планируется, что ТОСЭР смогут стать драйверами развития региональной экономики за счет соединения усилий федеральных и региональных властей на развитии инфраструктуры, создания максимально благоприятных условий для бизнеса на проблемных территориях и отраслях.
Мировая практика в создании “особых” территорий
Первым примером «особой» территории можно считать греческий остров Делос. Ещё в 166 году до нашей эры римляне, стремясь не допустить возрастающего могущества острова Родос и разрушения его политических и экономических связей с Сирией и Македонией, провозгласили Делос свободным портом, установив там беспошлинную торговлю. В итоге остров Делос на столетие становится центром торговли в Средиземноморье.
В средние века, в 1547 году, городом свободной торговли был объявлен портовый город Ливорно, где купцы добились права вести торговлю, не облагаемую налогами. В европейских портовых городах Генуе, Венеции, Марселе возникают первые районы «порто-франко», что означало отделение их от остальной территории города (государства) специальной таможенной границей. Торговля товарами между «порто-франко» и зарубежными государствами проходила без таможенного оформления и уплаты пошлин. Итогом создания таких районов стал их экономический и социальный подъем – развивалось производство, активизировались транзитные перевозки, создавались новые рабочие места. Позднее вместо «порто-франко» появляются «свободные порты», их примерами в истории можно считать европейские города Гамбург, Генуя и Марсель, а также крупнейшие порты российской империи – Одесса, Феодосия, Владивосток и Батуми. Даже в наше время в мире действует более 400 «свободных портов».
Англичан П. Халла и Г. Хаува, американца С. Бутлера можно считать родоначальниками свободных экспортно-производственных зон. В этих зонах предпринимателям предоставлялся ряд налоговых послаблений, при этом их деятельность четко регламентировалась государством. Создание таких зон способствовало активизации производственной, торговой, сервисной деятельности, что приводило к созданию новых рабочих мест, а производство товаров, в основном, ориентировалось на экспорт. Во второй половине двадцатого века изменяется организация функционирования таких зон. В Ирландии в 1959 году создается такая зона в районе аэропорта Шеннон, где используется весь накопленный к тому времени научно-технический потенциал. Далее «свободные экспортно-производственные зоны» распространяются и весьма успешно в развивающихся странах.
Главное отличие и в то же время главное преимущество таких зон заключается в том, что на основе использования льготного правового, налогового и валютно-финансового режима в них обеспечивается ускоренное развитие производств с привлечением государственных, региональных, частных ресурсов, а также иностранных инвестиций.
Готовые идеи для вашего бизнеса
В конце двадцатого века появляются научные центры, научно-технологические парки, технопарки, технополисы, что приводит к значительному ускорению внедрения достижений науки в производственные процессы. С расширением границ интеграции мирового хозяйства, увеличением степени открытости экономик, появляются новые специализированные виды зон, такие как «свободные банковские», «свободные страховые», «рекреационно-туристические» и «оффшорные» зоны.
Успешные мировые проекты особых экономических зон
Создание особых экономических зон, как, собственно, и территорий опережающего развития используются как развивающимися, так и развитыми странами для стимулирования роста отдельных территорий, секторов экономики и привлечения в них иностранных инвестиций.
К концу прошлого века в мире насчитывалось 176 особых экономических зоны в 47 странах. К концу нулевых годов этот показатель вырос до 3,5 тысяч, теперь уже в 130 странах, которые обеспечивают работой не менее 66 миллионов человек и производят экспортной продукции на 600 миллиардов долларов США в год.
Самыми успешными примерами особых территорий в мире считаются:
Шэньчжэнь (Китай) – особая зона, созданная первой в Китае в 1980 году в городе с населением 30 тысяч человек, получила особый статус в рамках курса реформ Дэн Сяопина. В результате продуманной системе льгот для зарубежных компаний проект привлек более 87 миллиардов долларов иностранных инвестиций, а средние темпы экономического роста за период с момента создания составили более 9%, при средних по стране, достаточно высоких 6%. Город за это время превратился в крупный промышленный, финансовый и транспортный центр региона. В 2008 году был выбран ЮНЕСКО «Творческим городом дизайна», а в 2011 году принимал XXVI Всемирную летнюю Универсиаду. Сегодня численность населения в Шэньчжэне составляет более 10 миллионов человек, при этом в городе самый высокий в стране показатель валового регионального продукта на душу населения – 22 тысячи долларов на человека, что составляет 2,5% валового внутреннего продукта и обеспечивает 13% экспорта Китая.
Бангалор (Индия) – крупнейшая в мире специализированная высокотехнологичная особая зона, включающая несколько информационных и технопарков. Сформировался в девяностые годы после создания властями режима наибольшего благоприятствования для ориентированных на экспорт информационных услуг. С 1991 года число работающих в кластере компаний увеличилось с 13 до более чем 2 тысяч. Экспорт услуг за десять последних лет вырос с 1 миллиарда до 17 миллиардов долларов США.
- 5 % в течение пяти налоговых периодов, начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от указанной деятельности;
- 10 % в течение следующих пяти налоговых периодов (п.4 ст.284.4 НК РФ, Письма Минфина РФ от 25.04.2017 г. №03-01-11/24949, от 20.03.2015 г. №03-03-10/15503).
- доходы от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений о ведении деятельности на ТОСЭР, должны быть не менее 90% всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы (пп.1 п.2 ст.284.4 НК РФ);
- организация раздельного учета доходов и расходов (пп.2 п.2 ст.284.4 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 10.01.2017 г. №03-03-06/1/80094).
- 0 – в течение двадцати четырех налоговых периодов;
- 0,2 – с двадцать пятого по сорок восьмой включительно налоговый период;
- 0,4 – с сорок девятого по семьдесят второй включительно налоговый период;
- 0,6 – с семьдесят третьего по девяносто шестой включительно налоговый период;
- 0,8 – с девяносто седьмого по сто двадцатый включительно налоговый период;
- 1 – в последующие налоговые периоды.
- 0 % – на пять лет с месяца, следующего за месяцем постановки указанного имущества на баланс компании;
- 0,5 % – в течение последующих пяти лет с месяца, следующего за месяцем, в котором прекратила действие налоговая ставка, установленная абз.2 настоящей части.
- ПФР – 6%;
- ФСС – 1,5%;
- ФФОМС – 0,1% (пп. 12, 13 п. 1, пп.5 п.2 ст.427 НК РФ).
- о видах экономической деятельности, которыми планируем заниматься бизнесмен на ТОСЭР;
- о площади земельного участка или об ином имуществе, необходимых для осуществления заявленной экономической деятельности;
- о величине необходимой присоединяемой мощности энергопринимающих устройств предпринимателя, о видах, об объеме и о планируемой величине необходимой подключаемой нагрузки в отношении необходимых ресурсов (в том числе холодной и горячей воды, сетевого газа и тепловой энергии), используемых для предоставления услуг по теплоснабжению, газоснабжению и водоснабжению, а также иных ресурсов, необходимых для осуществления деятельности;
- о сроке, на который предлагается заключить соглашение об осуществлении деятельности (п.1 ст.13 Закона №473-ФЗ).
- копии учредительных документов (для юридических лиц);
- бизнес-план, примерная форма которого устанавливается уполномоченным федеральным органом;
- копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя;
- копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
- надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица).
Джебель-Али (ОАЭ) – самая большая в мире комплексная экономическая зона, в состав которой входят логистические, индустриальные и бизнес-парки. Здесь инвесторам предоставляется полное освобождение от налогов и сборов на срок до 50 лет. Дата создания зоны – 1985 год, с тех пор число работающих в ней компаний выросло с 19 до более 7 тысяч, что обеспечивает работой 135 тысячи человек, и более 20% от всех привлекаемых иностранных инвестиций, а также 50% экспорта ОАЭ.
Основные льготы и преференции резидентам ТОСЭР в России
Резидентам территорий опережающего развития предоставляются следующие привилегии:
применение заявительного порядка возмещения налога на добавочную стоимость;
нулевая ставка на налог на добавочную стоимость в отношении импортных товаров;
пониженная ставки по налогу на прибыль организаций;
пониженный коэффициент по налогу на добычу полезных ископаемых;
пониженная ставка по налогу на имущество организаций;
освобождение от земельного налога в отношении земельных участков, расположенных на территории ТОСЭР в течение трех лет;
режим свободной таможенной зоны;
пониженные ставки на страховые взносы;
передача в собственность земельного участка и пониженные ставки арендной платы за пользование объектами недвижимого имущества, принадлежащими управляющей компании;
ограничение по количеству и продолжительности проверок деятельности резидентов ТОР.
Налоговые льготы в цифрах приведены в таблице:
Льготы предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории опережающего социально-экономического развития
Что представляют собой территории опережающего социально-экономического развития (далее по тексту – ТОСЭР)? В российских моногородах уже созданы 34 ТОСЭР. Какие льготы установлены для бизнесменов, осуществляющих предпринимательскую и инвестиционную деятельность на ТОСЭР?
В начале мая 2017 г. в рамках рабочего заседания итогов деятельности, направленной на создание ТОСЭР на территории Дальнего Востока, премьер-министр страны Дмитрий Медведев заявил о намерении выделить из госбюджета сумму в 30 млрд рублей, которая будет направлена на создание и эффективное развитие такой территории.
Напомним, что особенности правового регулирования осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности на ТОСЭР определены в Федеральном законе от 29.12.2014 г. №473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в РФ», который вступил в силу 31.03.2015 г. (далее по тексту – Закон №473-ФЗ).
Понятие ТОСЭР
ТОСЭР представляет собой часть территории субъекта РФ, включая закрытое административно-территориальное образование, на которой в соответствии с решением Правительства РФ установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности бизнесменов. Такой режим должен способствовать созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций (п.2 ст.2 Закона №473-ФЗ).
ТОСЭР создается сроком на 70 лет по решению Правительства РФ на основании предложения уполномоченного федерального органа. Указанный срок может быть продлен по решению Правительства РФ.
Решение о создании ТОСЭР на территории муниципального образования (города, села, поселка, сельского поселения) принимается Правительством РФ на основании предложения Минэкономразвития РФ по результатам оценки заявки, представляемой руководителем субъекта РФ.
Что дает предпринимателям регистрация бизнеса в ТОСЭР?
Резидентам ТОСЭР предоставляются различного рода преференции. Прежде всего, налоговые льготы.
Налоговые льготы для резидентов ТОСЭР
Одним из самых главных преференций для резидентов ТОСЭР является льготное налогообложение и освобождение от уплаты ряда налогов.
Резиденты ТОСЭР имеют значительные налоговые преимущества, по сравнению с другими налогоплательщиками.
3.1. Льготы по налогу на прибыль
Резидент ТОСЭР вправе применять к налоговой базе пониженные налоговые ставки (ст.284.4 НК РФ). Ставка налога на прибыль в части федерального бюджета с доходов от предпринимательской деятельности, осуществляемой на ТОСЭР, составляет 0% в течение пяти налоговых периодов (п.3 ст.284.4 НК РФ).
В части платежей в региональный бюджет ставка налога на прибыль составляет:
С целью применения пониженных ставок резидент ТОСЭР должен выполнить следующие условия:
Сам порядок ведения раздельного учета, позволяющий разграничить доходы (расходы), полученные (понесенные) от деятельности в рамках исполнения соглашений об осуществлении деятельности на ТОСЭР, и доходы (расходы), полученные (понесенные) при осуществлении иной деятельности, должен быть установлен резидентом ТОСЭР в учетной политике для целей налогообложения (Письмо ФНС РФ от 07.12.2016 г. №СД-4-3/23385@).
Напомним, что для «обычных» налогоплательщиков ставка налога на прибыль составляет 20% (3 % – в федеральный бюджет, 17 % – в региональный бюджет).
3.2. Льготы по НДС
Резиденты ТОСЭР вправе возмещать НДС в упрощенном (ускоренном) порядке – вместе с подачей декларации и договора поручительства управляющей компании (пп.3 п.2 ст.176.1 НК РФ). Такой порядок возмещения НДС позволяет существенно сэкономить время на возврат суммы НДС, заявленной к возмещению до завершения проведения камеральной налоговой проверки декларации.
Зачет или возврат сумм НДС может осуществляться в течение 11-16 дней со дня подачи декларации. «Обычные» налогоплательщики не могут воспользоваться таким правом на заявительный порядок возмещения НДС.
3.3. Льгота по НДПИ
В отношении уплаты НДПИ резиденты ТОСЭР имеют возможность применения пониженного коэффициента в порядке, предусмотренном ст.342.3 НК РФ.
В течение ста двадцати налоговых периодов (налоговый период по НДПИ – календарный месяц, ст.341 НК РФ) для резидентов ТОСЭР применяются следующие коэффициенты (п.5 ст.342.3 НК РФ):
3.4. Освобождение от уплаты налога на имущество и земельного налога
Резиденты ТОСЭР могут быть освобождены в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, законодательством субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований от уплаты налога на имущество организаций и земельного налога (п.8 ст.17 Закона №473-ФЗ).
Так, согласно п.4.1 ст.2 Закона Приморского края от 28.11.2003 г. №82-КЗ «О налоге на имущество организаций» (принятого Законодательным Собранием Приморского края) налоговая ставка устанавливается в отношении имущества, учитываемого на балансе компаний – резидентов ТОСЭР вновь созданного и (или) приобретенного в целях ведения деятельности на ТОСЭР и не входящего в состав налоговой базы до включения организаций в реестр резидентов ТОСЭР, в размере:
Например, согласно утвержденному Положению о местных налогах на территории городского округа «Город Хабаровск» (Решение Хабаровской городской думы от 23.11.2007 г. №571) резиденты ТОСЭР в отношении земельных участков, расположенных на территории ТОСЭР в границах муниципального образования городского округа «Город Хабаровск», освобождены от земельного налога.
Пониженные тарифы страховых взносов
Общий размер страховых взносов составляет 7,6%, в т.ч.:
4. Неналоговые льготы
Для резидентов ТОСЭР действуют пониженные ставки арендной платы за пользование объектами недвижимого имущества, принадлежащими управляющей компании и иные преференции неналогового характера.
Резиденты ТОСЭР имеют приоритетное подключение к объектам инфраструктуры, что имеет важное значение для осуществления многих видов предпринимательской деятельности.
НАПРИМЕР
На территории Дальневосточного федерального округа, кроме налоговых преференций, резиденты ТОСЭР имеют дополнительные неналоговые преференции. Среди таких неналоговых льгот значится: сокращенное время проведения контрольных проверок, внеплановые проверки проводятся только по согласованию с Минвостокразвития РФ, а срок проведения плановой проверки – не более 15 рабочих дней. Помимо этого, для таких резидентов действует режим свободной таможенной зоны, беспошлинный и безналоговый ввоз, хранение, потребление (использование) иностранных товаров внутри ТОСЭР, реэкспортный вывоз товаров (оборудования).
Определенные послабления предусмотрены и в части привлечения иностранной рабочей силы – таким резидентам не требуется получение разрешений на привлечение иностранных работников: разрешение выдается без учета квот.
5. Как стать резидентом ТОСЭР?
Резидентом ТОСЭР может стать индивидуальный предприниматель или юридическое лицо – коммерческая организация (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий). Для этого ИП или компании необходимо в общеустановленном порядке зарегистрироваться на ТОСЭР, заключить в соответствии с требованием Закона №473-ФЗ соглашение об осуществлении деятельности на этой территории.
Бизнесмены должны отвечать требованиям к резидентам ТОСЭР и реализуемым ими инвестиционным проектам.
Чтобы стать резидентом ТОСЭР бизнесмены должны подать заявку в управляющую компанию или муниципальное образование, на территории которого создается ТОСЭР.
Управляющей компанией является АО, которое определено Правительством РФ в целях осуществления функций по управлению территорией опережающего социально-экономического развития и 100% акций которого принадлежит РФ, и (или) дочернее хозяйственное общество, созданное с участием данного АО (п.5 ст.2 Закона №473-ФЗ).
Заявка на заключение соглашения об осуществлении деятельности должна содержать следующие сведения:
Форма заявки в настоящее время установлена Приказом Минэкономразвития РФ от 19.12.2016 г. №813 и Минвостокразвития РФ от 02.04.2015 г. №42 (ред. от 24.01.2017).
К заявке бизнесмены должны приложить:
Заявка представляется на бумажном и электронном носителях в двух экземплярах. Заявка должна быть прошита в одну или несколько папок (томов), пронумерована и опечатана.
На сайте Минэкономразвития РФ размещен реестр резидентов ТОСЭР, созданных на территории монопрофильных муниципальных образований. По состоянию на 20.04.2017 г. в данном реестре значится 23 резидента. А среди видов осуществляемой деятельности значатся, например: производство пищевых продуктов (ОКВЭД 15.13), бытовых электрических приборов (ОКВЭД 29.71), машин для сортировки, дробления, смешивания и аналогичной обработки грунта, камня, руды и прочих минеральных веществ (ОКВЭД 28.92.4).
Источники:
http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73118500/
http://xn—-dtbhaacat8bfloi8h.xn--p1ai/tor-lgoty-for-rezidents
http://www.audit-it.ru/law/account/960243.html
http://www.openbusiness.ru/biz/business/toser/
http://rosco.su/press/lgoty-predprinimatelyam-osushchestvlyayushchim-deyatelnost-na-territor/