Страховые взносы фармацевтическая деятельность
Пониженные тарифы взносов аптека применяет к заработной плате фармацевтов
Вопрос от читательницы Клерк.Ру Юлии (г. Жирновск)
В 2012 году установлены льготные страховые тарифы в ПФР и ФСС для аптечных организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, применяющих ЕНВД, в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности (п. 10 ч. 1 ст. 58 Закона №212-ФЗ в редакции Закона №379-ФЗ). В аптеке 5 человек: 3 фармацевта, санитарка и главный бухгалтер. Вид экономической деятельности один: 52.31. Относятся ли главный бухгалтер и санитарка к физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности?
Согласно пп.пп. 33, 35 ст. 4 Федерального закона РФ от 12.04.2010 г. №61-ФЗ аптечная организация – это организация или структурное подразделение медицинской организации, осуществляющая фармацевтическую деятельность в части розничной торговли лекарственными препаратами, их хранения, изготовления и отпуска. При этом ограничений для ведения аптеками иных видов деятельности (например, торговли иными группами товаров) нормативными актами не установлено.
По нашему мнению, из формулировки, содержащейся в пп. 10 п. 1 ст. 58 Федерального закона РФ №212-ФЗ, следует, что аптечные организации, уплачивающие ЕНВД, применяют пониженные тарифы страховых взносов в отношении вознаграждений, выплачиваемых всем работникам, занятым в фармацевтической деятельности. Т.е. если иных видов деятельности организация не осуществляет, то весь персонал аптеки, на наш взгляд, как основной (фармацевты), так и управленческий и обслуживающий, считается занятым в фармацевтической деятельности.
Вместе с тем, обращаем Ваше внимание, что в Письме Минздравсоцразвития РФ от 13.04.2012 г. №19-6/3023271-2288 высказано иное мнение, а именно согласно позиции министерства аптечные организации, переведенные на уплату ЕНВД, применяют пониженные тарифы страховых взносов в 2012 – 2013 гг.только в отношении выплат и вознаграждений, производимых в пользу работников, которые имеют право на занятие фармацевтической деятельностьюв соответствии со ст. 100 Федерального закона РФ от 21.11.2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»; в частности, это лица, получившие высшее или среднее фармацевтическое образование в Российской Федерации и имеющие сертификат специалиста.
Таким образом, по отношению к Вашей ситуации это означает, что пониженные тарифы взносов распространяются только на заработную плату фармацевтов, а заработная плата санитарки и главного бухгалтера облагается взносами, исчисляемыми по совокупной ставке 30%. Но, вновь подчеркнем, что напрямую указанное требование из пп. 10 п. 1 ст. 58 Закона №212-ФЗ не следует (неоднозначность была бы устранена, если бы в Законе было сказано, что «пониженные тарифы применяются в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением ими фармацевтической деятельности»).
Наряду с этим, полагаем, что применение организацией подхода, отличного от мнения Минздравсоцразвития (т.е. применение пониженных тарифов при исчислении взносов от заработной платы всех работников аптеки), при проверках может привести к спорам с внебюджетными фондами.
Получить персональную консультацию Ольги Зиборовой в режиме онлайн очень просто – нужно заполнить специальную форму. Ежедневно будут выбираться несколько наиболее интересных вопросов, ответы на которые вы сможете прочесть на нашем сайте.
ВОПРОС — ОТВЕТ СПЕЦИАЛИСТОВ
Аптека имеет право на применение пониженных тарифов страховых взносов, все условия для этого соблюдены, в т.ч. имеется лицензия на фармацевтическую деятельность. В аптеке работает фармацевт, который получил диплом провизора (высшее образование). Для получения сертификата специалиста провизор должен окончить интернатуру (один год обучения).
По какому тарифу (20 или 22%) начисляются страховые взносы в ПФР за период прохождения курсов повышения квалификации без отрыва от работы с заработной платы провизора?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Аптечная организация вправе применять пониженные тарифы страховых взносов в отношении выплат и вознаграждений, производимых в адрес всех своих сотрудников, занятых в фармацевтической деятельности, в т.ч. не имеющих сертификата специалиста.
Согласно п. 10 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.09 №212–ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон №212–ФЗ) в течение переходного периода аптечные организации, признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 12.04.10 №61–ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее — Закон №61–ФЗ) и уплачивающие ЕНВД в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности, имеют право на применение пониженных тарифов страховых взносов.
В частности, указанные аптечные организации в течение 2012–2013 гг. применяют следующие тарифы страховых взносов: ПФ РФ — 20,0%; ФСС РФ, ФФОМС — 0,0% (ч. 3.4 ст. 58 Закона №212–ФЗ).
Как следует из формулировки норм п. 10 ч. 1 ст. 58 Закона №212–ФЗ, пониженные тарифы страховых взносов применяются аптечными организациями в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности.
В соответствии с п. 33 ст. 4 Закона №61–ФЗ фармацевтическая деятельность — деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.
Фармацевтическая деятельность осуществляется в т.ч. аптечными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность (п. 1 ст. 52 Закона №61–ФЗ).
Фармацевтическая деятельность включает следующие работы и услуги (приложение к положению о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденному постановлением Правительства РФ от 22.12.11 №1081):
- оптовая торговля лекарственными средствами для медицинского применения;
- хранение лекарственных средств для медицинского применения;
- хранение лекарственных препаратов для медицинского применения;
- перевозка лекарственных средств для медицинского применения;
- перевозка лекарственных препаратов для медицинского применения;
- розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения;
- отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения;
- изготовление лекарственных препаратов для медицинского применения.
В письме Минздравсоцразвития России от 13.04.12 №19–6/3023271-2288 отмечается следующее: аптечные организации, переведенные на уплату ЕНВД, применяют пониженные тарифы страховых взносов в 2012–2013 гг. только в отношении выплат и вознаграждений, производимых в пользу работников, которые, на основании ст. 100 Федерального закона от 21.11.11 №323–ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон №323–ФЗ), имеют право на занятие фармацевтической деятельностью.
Такой вывод обусловлен требованиями к лицам, имеющим право на занятие фармацевтической деятельностью в РФ, предъявляемыми нормами ст. 100 Закона №323–ФЗ.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 100 Закона №323–ФЗ право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в РФ в период до 1 января 2016 г. имеют лица, получившие высшее или среднее фармацевтическое образование в РФ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста, а также лица, обладающие правом на занятие медицинской деятельностью и получившие дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами, при условии их работы в расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, обособленных подразделениях медицинских организаций (амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско–акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной (семейной) практики), имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности.
Как мы поняли, в рассматриваемой ситуации сотрудник сертификата специалиста не имеет, следовательно, если придерживаться позиции Минздравсоцразвития России, права на применение льготных тарифов страховых взносов к выплатам, осуществляемым в пользу данного сотрудника, у организации нет.
Однако, по нашему мнению, вывод, содержащийся в приведенном выше письме Минздравсоцразвития России, выглядит довольно спорным.
Так, нормы п. 10 ч. 1 ст. 58 Закона №212–ФЗ распространяются на выплаты и вознаграждения, производимые физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности. При этом, по нашему мнению, распространение указанных норм исключительно на выплаты и вознаграждения, производимые в пользу работников, которые имеют право на занятие фармацевтической деятельностью, сужает сферу их применения, поскольку в осуществлении фармацевтической деятельности фактически принимают участие все сотрудники аптечной организации, включая тех, на которых не распространяются требования ст. 100 Закона №323–ФЗ.
Данное обстоятельство свидетельствует о нарушении Минздравсоцразвития России требований абз. 3 п. 7 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.04 №321, согласно которым при осуществлении правового регулирования в установленной сфере деятельности Минздравсоцразвития России не вправе устанавливать ограничения на осуществление прав негосударственных коммерческих организаций.
Кроме того, нормы Закона №212–ФЗ не связывают возможность применения пониженных тарифов аптечными организациями, применяющими ЕНВД, с выполнением требований ст. 100 Закона №323–ФЗ.
При этом невыполнение организацией требований ст. 100 Закона №323–ФЗ, на наш взгляд, также не может являться основанием для отказа в реализации права на применение пониженных тарифов страховых взносов в отношении выплат сотрудникам, фактически занятым в фармацевтической деятельности, поскольку данное обстоятельство будет свидетельствовать исключительно о нарушении организацией требований отраслевого законодательства.
Как следует из письма Минздравсоцразвития России от 26.03.12 №842–19, если организация в соответствии с Законом №61–ФЗ признается аптечной организацией, то пониженные тарифы страховых взносов в 2012–2013 гг. применяются в отношении выплат и вознаграждений, производимых в пользу всех работников, занятых в фармацевтической деятельности, причем независимо от применяемого режима налогообложения в отношении той или иной части данной фармацевтической деятельности. В указанном письме рассматривалась ситуация, когда аптечная организация, переведенная на уплату ЕНВД в части реализации готовых лекарственных средств, применяла общий режим налогообложения в отношении иной фармацевтической деятельности. Увязки права на применение пониженного тарифа с правом работников на занятие фармацевтической деятельности не производится. Главное, чтобы аптечная организация осуществляла фармацевтическую деятельность.
Отметим, что в письме ФСС РФ от 10.02.12 №15–03-11/08-1395 отсутствуют оговорки относительно распространения действия п. 10 ч. 1 ст. 58 Закона №212–ФЗ исключительно на выплаты и вознаграждения, производимые в пользу работников, которые имеют право на занятие фармацевтической деятельностью.
По нашему мнению, аптечные организации, переведенные на уплату ЕНВД, вправе применять пониженные тарифы страховых взносов в отношении выплат и вознаграждений, производимых в адрес всех своих сотрудников, занятых в фармацевтической деятельности, в т.ч. не имеющих сертификата специалиста.
Однако данная позиция организации, скорее всего, приведет к спорам с представителями ФСС России, которую придется отстаивать в суде (письмо Минздравсоцразвития России от 13.04.12 №19–6/3023271-2288 (это письмо, доведенное письмом ФСС РФ от 25.04.12 №15–03-18/08-4703 для использования в работе по вопросам исчисления страховых взносов, отозвано с исполнения письмом ФСС РФ от 06.12.12 №15-03-11/05-16023)).
Отметим, что на сегодняшний момент арбитражная практика по данному вопросу немногочисленна, тем не менее она складывается в пользу налогоплательщика. Так, например, в постановлении ФАС Северо–Западного округа от 24.05.13 №Ф07–1550/13 судьи указали, что фармацевтическую деятельность осуществляет именно аптечная организация, а не лица, состоящие с ней в трудовых отношениях и имеющие фармацевтическое образование и сертификат специалиста. В связи с этим вывод Фонда социального страхования о том, что аптечная организация, осуществляющая фармацевтическую деятельность, имеет право на применение установленных льготных тарифов только в отношении лиц, имеющих фармацевтическое образование и сертификат специалиста, признан ошибочным. Подобные выводы сделаны также в постановлениях ФАС Волго–Вятского округа от 17.05.13 №Ф01–8533/13, ФАС Западно–Сибирского округа от 07.05.13 №Ф04–1427/13, ФАС Северо–Западного округа от 26.04.13 №Ф07–1252/13, ФАС Западно–Сибирского округа от 24.04.13 №Ф04–723/13.
Также хотим обратить внимание на то, что в силу п. 10 ч. 3 ст. 29 Закона №212–ФЗ органы контроля, к которым относится ФСС России, обязаны принимать расчеты страховых взносов, документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления страховых взносов, в форме электронных документов наравне с документами, представленными на бумажных носителях. Иных особенностей приема ФСС России расчета по страховым взносам Закон №212–ФЗ не устанавливает. В случае если организация не согласна с органами контроля, она вправе обратиться за письменными разъяснениями в Минтруда России (п. 2 ч. 1 ст. 28 Закона №212–ФЗ), а расчеты страховых взносов до получения письменных разъяснений направлять в адрес регионального отделения ФСС России по почте с описью вложения.
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Екатерина Лазукова
Применение пониженных тарифов страховых взносов аптечными организациями
Продолжаем публиковать полезные материалы от экспертов бухгалтерского сообщества, участвующих в аналитике сервиса Контур.Бухгалтерия. Елена Воробьева, к.э.н., член Научно-экспертного совета Палаты налоговых консультантов Российской Федерации, автор книги «Расчет заработной платы в 2019 году», помогает разобраться в вопросах применения пониженных тарифов аптечными организациями.
Статья 58 старого Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ), а позже статья 427 НК РФ устанавливали пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов.
В частности, до начала 2019 года плательщики страховых взносов, перечисленные в подпунктах 5, 6 и 9 п. 1 ст. 427 НК РФ, при начислении страховых взносов применяли пониженные тарифы:
- 20,0% — Пенсионный фонд Российской Федерации;
- 0,0% — Фонд социального страхования Российской Федерации;
- 0,0% — Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
К числу плательщиков страховых взносов, имевших право применять указанные тарифы, относились:
- организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности которых является льготный, а доход от него не меньше 70% в общем объеме доходов;
- аптечные организации, уплачивающие единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность и уплачивающие единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности (п. 10 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ).
- ИП на патенте, но только по выплатам сотрудникам, которые заняты в деятельности, в отношении которой применяется патентная система налогообложения.
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход устанавлена Налоговым кодексом и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Переходить на нее могут налогоплательщики ИП и организации в добровольном порядке.
Аптечная организация — организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (п. 35 ст. 4 Закона № 61-ФЗ).
Таким образом, аптечная организация помимо розничной торговли лекарственными препаратами может производить изготовление и отпуск лекарственных препаратов, осуществлять их хранение.
Следовательно, аптечная организация может быть переведена на уплату единого налога на вмененный доход в отношении деятельности по розничной торговле лекарственными средствами и, в то же время, применять иные режимы налогообложения в отношении доходов, получаемых от видов деятельности, не относящихся к розничной торговле (например, от изготовления лекарственных средств, продажи лекарственных средств юридическим лицам и пр.).
Аптечная организация была вправе применять пониженные тарифы страховых взносов в случае, если она применяет упрощенную систему налогообложения, а в рамках основного вида экономической деятельности переведена на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Соответствующий вид экономической деятельности признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов.
Сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом признание соответствующего вида экономической деятельности основным исходя из суммы доходов осуществляется вне зависимости от того, какой вид деятельности организации указан в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) в качестве основного.
Основной вид экономической деятельности должен подтверждаться плательщиком страховых взносов путем представления в территориальный орган Фонда Расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (форма-4 ФСС).
Если по итогам отчетного (расчетного) периода основной вид экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя не соответствует заявленному основному виду экономической деятельности, такая организация или такой индивидуальный предприниматель лишаются права применять пониженные тарифы страховых взносов с начала отчетного (расчетного) периода, в котором допущено такое несоответствие, и сумма страховых взносов подлежит восстановлению и уплате в бюджет Фонда социального страхования РФ.
Внимание! Аптечные организации, переведенные на уплату ЕНВД, применяли пониженные тарифы страховых взносов только в отношении выплат и вознаграждений, производимых в пользу работников, которые на основании ст. 100 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» имеют право на занятие фармацевтической деятельностью. К работникам, осуществляющим фармацевтическую деятельность, относятся, в частности, лица, получившие высшее или среднее фармацевтическое образование в Российской Федерации и имеющие сертификат специалиста (письмо Минздравсоцразвития России от 13.04.2012 № 19-6/3023271-2288).
С начала 2019 года пониженные тарифы страховых взносов для всех вышеперечисленных категорий отменены. Теперь они обязаны платить их в общем порядке и по общим тарифам:
Пониженные тарифы действуют для всех сотрудников аптеки
В редакцию поступило письмо с просьбой разъяснить, как в настоящий момент обстоят дела с применением аптекой на ЕНВД пониженных тарифов страховых взносов к суммам, выплачиваемым работникам, не имеющим фармацевтического образования и сертификата специалиста. Эта тема является животрепещущей для многих аптек, и мы не могли обойти ее стороной. Изменилась ли ситуация с момента выхода последней публикации?
О том, как развивались события
- аптечные организации, признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом №61-ФЗ и уплачивающие ЕНВД;
- индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность и являющиеся плательщиками ЕНВД.
Мнение, что пониженные тарифы нельзя применять к тем сотрудникам, которые не имеют фармацевтического образования и сертификата специалиста, было высказано в Письме Минздравсоцразвития РФ от 13.04.2012 №19-6/3023271-2288, которое было доведено до территориальных органов ФСС, а затем отозвано с исполнения. Далее последовал Приказ Минтруда РФ и Мин-здрава РФ от 21.06.2013 №275н/410н. Свою позицию чиновники объясняли тем, что указанные сотрудники в силу ст. 100 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» не имеют права заниматься фармацевтической деятельностью. Приказ Минтруда и Минздрава был направлен на регистрацию в Минюст. В связи с его возвратом из Минюста без государственной регистрации Минтруд в сентябре начал разрабатывать документ, отменяющий этот совместный приказ (с текстом можно ознакомиться на едином портале раскрытия информации о подготовке проектов нормативных правовых актов по адресу http://regulation.gov.ru/project/7017.html?point= view_project&stage=3&stage_id=4555).
Тем временем специалисты территориальных отделений ПФР продолжали настаивать, что пониженные тарифы положены только тем, кто имеет фармацевтическое образование и сертификат специалиста. Чтобы отстоять свою правоту, аптеки обращались в суд. Нужно особо отметить, что все решения по данному вопросу вынесены в пользу аптек (в том числе на уровне ВАС). Позиция судей едина и заключается в следующем. Фармацевтическую деятельность осуществляет аптечная организация в целом, а не отдельно взятые физические лица, состоящие с ней в трудовых отношениях и имеющие фармацевтическое образование и сертификат специалиста. Фармацевтическая деятельность включает в себя комплекс услуг по розничной торговле лекарственными препаратами, их отпуску, хранению, перевозке, в которой наряду с лицами, имеющими фармацевтическое образование, участвуют и иные работники аптечной организации. Таким образом, аптеки имеют право применять пониженные тарифы страховых взносов в отношении выплат, производимых в пользу всех своих работников.
Ниже приведена подборка арбитражной практики по данному вопросу:
1) постановления ФАС ЦО:
– от 05.09.2013 по делу № А14-451/2013;
– от 27.08.2013 по делу № А14-641/2013;
– от 12.09.2013 по делу № А64-8076/2012;
– от 05.06.2013 по делу № А48-3758/2012 (Определением ВАС РФ от 14.08.2013 № ВАС-10591/13 отказано в передаче дела в Президиум ВАС);
– от 24.05.2013 по делу № А48-3757/2012 (Определением ВАС РФ от 13.08.2013 № ВАС-10592/13 отказано в передаче дела в Президиум ВАС);
– от 22.05.2013 по делу № А48-4055/2012;
2) постановления ФАС УО:
– от 26.09.2013 № Ф09-10082/13 по делу № А71-825/2013;
– от 19.07.2013 № Ф09-6552/13 по делу № А50П-947/2012;
– от 14.11.2013 № Ф09-11788/13 по делу № А60-19808/2013;
– от 12.09.2013 № Ф09-9263/13 по делу № А76-20445/2012;
– от 04.07.2013 № Ф09-6542/13 по делу № А76-17561/2012;
– от 10.10.2013 № Ф09-9894/13 по делу № А76-20443/2012;
– от 27.09.2013 № Ф09-10212/13 по делу № А71-824/2013;
– от 02.09.2013 № Ф09-8961/13 по делу № А47-343/2013;
– от 26.07.2013 № Ф09-6789/13 по делу № А07-17961/2012;
– от 05.07.2013 № Ф09-5883/13 по делу № А76-16620/2012;
3) постановления ФАС СКО:
– от 11.10.2013 по делу № А32-32470/2012;
– от 20.06.2013 по делу № А63-14650/2012;
– от 24.06.2013 по делу № А53-33757/2012;
4) постановления ФАС СЗО:
– от 19.09.2013 по делу № А56-77154/2012;
– от 25.06.2013 по делу № А56-58696/2012;
– от 06.03.2013 по делу № А56-47898/2012;
– от 03.10.2013 по делу № А21-11109/2012;
– от 19.09.2013 по делу № А56-6367/2013;
– от 06.06.2013 по делу № А21-8774/2012 (Определением ВАС РФ от 29.08.2013 № ВАС-11099/13 отказано в передаче дела в Президиум ВАС);
– от 24.05.2013 по делу № А05-11934/2012;
5) постановления ФАС ПО:
– от 23.10.2013 по делу № А49-19/2013;
– от 10.10.2013 по делу № А49-8/2013;
– от 02.10.2013 по делу № А49-6/2013;
– от 31.10.2013 по делу № А49-9/2013;
– от 22.10.2013 по делу № А65-1503/2013;
– от 29.08.2013 по делу № А65-544/2013;
– от 29.08.2013 по делу № А57-23790/2012;
– от 23.08.2013 по делу № А65-2722/2013;
– от 20.08.2013 по делу № А72-12700/2012;
– от 16.08.2013 по делу № А72-12699/2012;
– от 30.07.2013 по делу № А55-33527/2012 (Определением ВАС РФ от 07.11.2013 № ВАС-15047/13 отказано в передаче дела в Президиум ВАС);
– от 31.10.2013 по делу № А49-20/2013;
– от 27.08.2013 по делу № А65-493/2013;
6) постановления ФАС ЗСО:
– от 08.11.2013 по делу № А03-18658/2012;
– от 08.11.2013 по делу № А03-1340/2013;
– от 05.08.2013 по делу № А03-17854/2012;
– от 07.05.2013 по делу № А03-11032/2012;
– от 09.10.2013 по делу № А03-1919/2013;
– от 01.10.2013 по делу № А03-1339/2013;
7) постановления ФАС ДВО:
– от 07.10.2013 № Ф03-4528/2013 по делу № А51-4220/2013;
– от 12.08.2013 № Ф03-3517/2013 по делу № А04-9313/2012 (Определением ВАС РФ от 31.10.2013 № ВАС-14610/13 отказано в передаче дела в Президиум ВАС);
– от 22.07.2013 № Ф03-2806/2013 по делу № А04-8187/2012;
8) постановления ФАС ВСО:
– от 30.10.2013 по делу № А33-1181/2013;
– от 14.08.2013 по делу № А19-20762/2012;
– от 22.10.2013 по делу № А19-2987/2013;
– от 21.10.2013 по делу № А19-1498/2013;
– от 02.10.2013 по делу № А19-1659/2013;
– от 02.10.2013 по делу № А19-1495/2013;
– от 02.10.2013 по делу № А19-1494/2013;
– от 30.09.2013 по делу № А19-1660/2013;
9) постановления ФАС ВВО:
– от 21.10.2013 по делу № А43-30612/2012;
– от 04.09.2013 по делу № А43-30972/2012;
– от 17.05.2013 по делу № А17-4804/2012.
К сведению
Многие организации, исчислив страховые взносы исходя из пониженных тарифов, впоследствии представили в ПФР уточненные расчеты, в которых увеличили размер взносов для сотрудников, не имеющих права заниматься фармацевтической деятельностью. Как раз такая ситуация рассмотрена в ПостановленииФАС ПО от 31.10.2013 по делу № А49-9/2013. Орган ПФР со ссылкой на то, что организация в первоначально представленном расчете неправомерно применила пониженный тариф страховых взносов к выплатам всем работникам и до подачи уточненного расчета не уплатила соответствующие суммы пени, привлек аптеку к ответственности по ч. 1 ст. 47 Федерального закона № 212-ФЗ (начислил штраф в размере 20% неуплаченной суммы взносов) и предложил уплатить пени. Судьи отменили решение контролеров, так как льгота была применена аптекой правомерно, а уточненный расчет был представлен ошибочно.
По нашему мнению, теперь, когда Минтруд принял решение об отмене приказа, запрещающего аптекам применять пониженные тарифы взносов в отношении выплат всем работникам, количество претензий сотрудников территориальных органов фондов будет сокращаться. Ведь по каждому проигранному делу управление фонда несет убытки – возмещает выигравшей стороне судебные расходы. Надеемся, со временем претензии контролеров прекратятся.
О том, какие ставки будут действовать в 2014 году
В обзоре новостей, опубликованных в № 9, 2013, мы рассказывали о проекте федерального закона, вносящего изменения в ч. 3.4 ст. 58 Федерального закона № 212-ФЗ и предполагающего с 01.01.2014 ежегодное увеличение на 2% пониженных тарифов страховых взносов для аптек, применяющих УСНО, ЕНВД и ПСН. С радостью сообщаем вам, что этот законопроект не принят. Вместо него с 01.01.2014 в силу вступит Федеральный закон от 02.12.2013 № 333-ФЗ «О внесении изменений в статьи 58 и 58.2 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». Чиновники решили не увеличивать размеры тарифов, поэтому в течение 2014 – 2018 годов аптеки, находящиеся на УСНО, ЕНВД и ПСН, будут уплачивать страховые взносы в ПФР в размере 20%.
- Статьи А. М. Лопатиной «Страховые взносы в вопросах и ответах» (№ 4, 2013), «Пониженные тарифы для аптек на ЕНВД: продолжаем обсуждение» (№ 5, 2013) и С. А. Кравченко «Возвращаем излишне уплаченные страховые взносы» (№ 9, 2013), слово редактора в № 10, 2013.
- Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
- Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».
- Письмо ФСС РФ от 25.04.2012 № 15-03-18/08-4703.
- Письмо ФСС РФ от 06.12.2012 № 15-03-11/05-16023.
- Пункты 33 и 35 ст. 4 Федерального закона № 61-ФЗ, п. 2 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1081.
- Этой теме посвящена статья А. М. Лопатиной «Судебные расходы: учитываем правильно», № 4, 2013.
Возросли страховые взносы у фармацевтов. Подоражание лекарств из-за единого налога!
С 01.01.2019 на обладателей фармацевтической лицензии больше не распространяются пониженные тарифы страховых взносов. Это означает, что работодателям придется отчислять больше страховых взносов за своих работников.
До 01.01.2019 года для аптек и фармацевтов, использующих ЕНВД (Единый налог на вмененный доход – система налогообложения, при которой налог берется не с фактически полученного, а с «вмененного» дохода, то есть с того, который предполагается у вас (и за вас) чиновниками. С 01.01.2013 года налог стал добровольным), были установлены пониженные тарифы страховых взносов:
- 20% – на Обязательное пенсионное страхование (ОПС) до предельной базы ;
Отметим, что для расчета взносов в Пенсионный Фонд России и взносов на случай болезни и материнства предусмотрены предельные величины базы, при достижении которых ставка меняется.
- 0% – на Обязательное медицинское страхование (ОМС) и по Временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ).
Льгота по страховым взносам была регламентирована Федеральным законом № 243 от 03.07.2016 года , в котором законодатель установил период ее действия с 2017 по 2018 год. Однако законодатель прекратил действие такой льготы в отношении фарм-лицензиатов с начала 2019 года.
Таким образом, с 01.01.2019 года владельцы фармацевтической лицензии должны перейти на общеустановленный тариф, который составляет 30 % вместо 20%. Такой тариф складывается из установленных в 2019 году ставок:
- 22% — на пенсионное страхование;
- 2,9% — страхование по временной нетрудоспособности;
- 5,1% — медицинское страхование.
Напомним, что страховые взносы являются регулярными и обязательными платежами. Уплата таких взносов дает право на получение больничных и детских пособий, бесплатной медицинской помощи, финансовой поддержки при выходе на пенсию. Осуществлять перечисление страховых взносов обязан каждый работодатель.
Взносы делятся на два типа: страховые взносы в ИФНС и фонды. К первому типу относятся взносы на пенсионное, медицинское и социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Ко второму – отчисления во внебюджетные фонды из заработной платы работников на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Такие отчисления принято называть взносами на травматизм. Делают их в Фонд соцстраха.
Компания РИНФИН оказывает юридическую помощь в получении фармацевтической лицензии. С условиями получения фармлицензий вы можете ознакомиться здесь .
Источники:
http://www.klerk.ru/buh/articles/276208/
http://mosapteki.ru/material/vopros-otvet-specialistov-1407
http://www.b-kontur.ru/enquiry/99
http://www.klerk.ru/buh/articles/355453/
http://zen.yandex.ru/media/id/5b9ba31ebd0e2f00a9af907a/5c4ee367364f1f00acc1d46e