1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ст 395 нк

Статья 395 НК РФ. Налоговые льготы (действующая редакция)

1. Освобождаются от налогообложения:

1) учреждения и органы уголовно-исполнительной системы — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти учреждения и органы функций;

2) организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;

3) утратил силу. — Федеральный закон от 29.11.2004 N 141-ФЗ;

4) религиозные организации — в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;

5) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, — в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;

организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов, — в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);

учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, — в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;

6) организации народных художественных промыслов — в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;

7) физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов — в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;

8) утратил силу. — Федеральный закон от 29.11.2004 N 141-ФЗ;

9) организации — резиденты особой экономической зоны, за исключением организаций, указанных в подпункте 11 настоящего пункта, — в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок;

10) организации, признаваемые управляющими компаниями в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково», — в отношении земельных участков, входящих в состав территории инновационного центра «Сколково» и предоставленных (приобретенных) для непосредственного выполнения возложенных на эти организации функций в соответствии с указанным Федеральным законом;

11) судостроительные организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, — в отношении земельных участков, занятых принадлежащими им на праве собственности и используемыми в целях строительства и ремонта судов зданиями, строениями, сооружениями производственного назначения, с даты регистрации таких организаций в качестве резидента особой экономической зоны сроком на десять лет;

12) организации — участники свободной экономической зоны — в отношении земельных участков, расположенных на территории свободной экономической зоны и используемых в целях выполнения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне, сроком на три года с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок. В случае расторжения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне по решению суда сумма налога подлежит исчислению и уплате в бюджет. Исчисление налога производится без учета применения налоговой льготы, предусмотренной настоящим подпунктом, за весь период реализации инвестиционного проекта в свободной экономической зоне. Исчисленная сумма налога подлежит уплате по истечении отчетного или налогового периода, в котором был расторгнут договор об условиях деятельности в свободной экономической зоне, не позднее сроков, установленных для уплаты авансовых платежей по налогу за отчетный период или налога за налоговый период;

13) организации, признаваемые фондами в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», — в отношении земельных участков, входящих в состав территории инновационного научно-технологического центра.

2. В случае, если в период применения налоговых льгот, предусмотренных подпунктами 9, 11 и 12 пункта 1 настоящей статьи, осуществлены раздел или объединение земельных участков в отношении образованных в результате раздела или объединения земельных участков, налоговые льготы, указанные в подпунктах 9, 11 и 12 пункта 1 настоящей статьи, не применяются.

Статья 395. Налоговые льготы

Информация об изменениях:

Статья 395 изменена с 1 января 2018 г. — Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. N 353-ФЗ

Статья 395. Налоговые льготы

ГАРАНТ:

1. Освобождаются от налогообложения:

Информация об изменениях:

Подпункт 1 изменен с 1 января 2020 г. — Федеральный закон от 29 мая 2019 г. N 108-ФЗ

1) учреждения и органы уголовно-исполнительной системы — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти учреждения и органы функций;

2) организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;

3) утратил силу с 1 января 2006 г.;

Информация об изменениях:

4) религиозные организации — в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;

5) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, — в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;

организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов, — в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);

учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, — в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;

6) организации народных художественных промыслов — в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;

7) физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов — в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;

НК РФ | Статья 395. Налоговые льготы

Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) (часть вторая). N 117-ФЗ от 05.03.2000 (Список изменяющих документов).

Статья 395. Налоговые льготы

1. Освобождаются от налогообложения (в ред. Федерального закона от 27 ноября 2017 г. N 353-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 49, ст. 7325):

1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;

Читать еще:  Право на имущественный вычет когда возникает

2) организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;

3) (Подпункт 3 утратил силу на основании Федерального закона от 29 ноября 2004 г. N 141-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 49, ст. 4840)

4) религиозные организации — в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;

5) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, — в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;

организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов, — в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);

учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, — в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;

6) организации народных художественных промыслов — в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;

7) физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов — в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;

8) (Подпункт 8 утратил силу на основании Федерального закона от 29 ноября 2004 г. N 141-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 49, ст. 4840)

9) организации — резиденты особой экономической зоны, за исключением организаций, указанных в подпункте 11 настоящего пункта, — в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок (подпункт 9 введен Федеральным законом от 22 июля 2005 г. N 117-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст. 3128; в ред. Федерального закона от 3 июня 2006 г. N 75-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 23, ст. 2382; Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 305-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 45, ст. 6335; Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 365-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7043; Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 436-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 1, ст. 20);

10) организации, признаваемые управляющими компаниями в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково», — в отношении земельных участков, входящих в состав территории инновационного центра «Сколково» и предоставленных (приобретенных) для непосредственного выполнения возложенных на эти организации функций в соответствии с указанным Федеральным законом (подпункт 10 введен Федеральным законом от 28 сентября 2010 г. N 243-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 40, ст. 4969; в ред. Федерального закона от 28 ноября 2011 г. N 339-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7017);

11) судостроительные организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, — в отношении земельных участков, занятых принадлежащими им на праве собственности и используемыми в целях строительства и ремонта судов зданиями, строениями, сооружениями производственного назначения, с даты регистрации таких организаций в качестве резидента особой экономической зоны сроком на десять лет (подпункт 11 введен Федеральным законом от 7 ноября 2011 г. N 305-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 45, ст. 6335);

12) организации — участники свободной экономической зоны — в отношении земельных участков, расположенных на территории свободной экономической зоны и используемых в целях выполнения договора об осуществлении деятельности в свободной экономической зоне, сроком на три года с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок (подпункт 12 введен Федеральным законом от 29 ноября 2014 г. N 379-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 48, ст. 6660).

13) организации, признаваемые фондами в соответствии с Федеральным «законом» от 29 июля 2017 года N 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», — в отношении земельных участков, входящих в состав территории инновационного научно-технологического центра (введен Федеральным законом от 30.10.2018 N 373-ФЗ).

2. В случае, если в период применения налоговых льгот, предусмотренных подпунктами 9, 11 и 12 пункта 1 настоящей статьи, осуществлены раздел или объединение земельных участков в отношении образованных в результате раздела или объединения земельных участков, налоговые льготы, указанные в подпунктах 9, 11 и 12 пункта 1 настоящей статьи, не применяются (пункт 2 введен Федеральным законом от 27 ноября 2017 г. N 353-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 49, ст. 7325).

(Статья 395 введена Федеральным законом от 29 ноября 2004 г. N 141-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 49, ст. 4840)

Льготы по земельному налогу

Налогообложение на землю поступает в местный бюджет. Его устанавливают акты и положения. Налог является обязательным к уплате. Согласно настоящему Налоговому кодексу налогоплательщиками являются физлица и организации, владеющие землей. Кто из них освобождается от уплаты налога на землю? Физические лица, имеющие право безвозмездного пользования или право аренды, плательщиками государственного налога не являются.

Какие бывают льготы по земельному налогу

Правительство устанавливает привилегии в виде:

  • освобождения определенных лиц от уплаты пошлины;
  • уменьшения ставки налогообложения;
  • доли общей площади земли без обложения налогом;
  • стоимости, на которую уменьшается цена участка, необлагаемая налогом.

Каждый вид льготы имеет свой персональный код, который указывают при заполнении декларации.

Федеральные льготы

Налоговый кодекс контролирует получение льгот как для организаций, так и для граждан. Федеральные льготы позволяют юридическим лицам обходить налогообложение. В статье 395 НК описаны категории граждан, претендующие на получение льготы (расшифровка указана ниже). В эту группу входят всевозможные организации:

  • УИС (уголовно-исполнительной системы);
  • религиозные;
  • инвалидные;
  • участники СЭЗ (свободных экономических зон).

Законное освобождение от налога

Для физических лиц предусмотрено 2 правила получения льгот:

  • полное освобождение;
  • необлагаемая налогом сумма.

Таким правом обладают малочисленные народы и иностранные граждане. Уменьшение налоговой базы предусматривается для определенных лиц:

  • участников боевых действий;
  • героев Советского Союза;
  • инвалидов;
  • облученных радиацией.

Подробнее о льготниках можно узнать из статьи 391 НК.

Местные

Местные власти время от времени устанавливают свои привилегии. Изучить их подробнее можно с помощью нормативных актов. Следует зайти на специальный сервис налоговой службы и выбрать свой регион, вид налогообложения, указать период и муниципалитет. Этих данных будет достаточно, чтобы узнать информацию о действующих льготах и налоговых ставках.

Внимание! В городах федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь) льготными назначениями занимаются региональные власти.

Региональный закон дает право некоторым гражданам получать льготы по имущественному налогу. В эту категорию граждан входят:

  • уволенные военнослужащие;
  • родители или опекуны минимум троих несовершеннолетних детей;
  • законные представители детей-инвалидов;
  • люди пенсионного возраста.

Региональный закон позволяет некоторым юридическим лицам обходить налогообложение на земельный участок в Санкт-Петербурге. В эту группу лиц входят:

  • региональные органы власти;
  • автономные организации;
  • казенные учреждения;
  • бюджетные организации.

В Москве в 2004 году приняли закон, согласно которому происходит освобождение от имущественного налога. Такие привилегии коснулись органов региональной власти и местного самоуправления, а также бюджетных и казенных организаций, автономных учреждений, профсоюзов, организаций, созданных для инвалидов. Сюда же относятся:

  • ТСЖ;
  • ЖСК;
  • жилищные кооперативы;
  • частные организации (некоммерческие).

Важная информация! В Москве и Московской области в отношении физических лиц предусмотрен увеличенный размер льгот. А федеральные льготники могут уменьшить базу налогообложения на 1 млн. рублей.

Основные положения статьи 391 НК РФ

  • По действующему законопроекту налоговая база устанавливается в отношении каждого землевладения как кадастровая стоимость по состоянию на 1 января. В отношении имущественного хозяйства, образованного на протяжении налогового периода, налоговая база определяется как кадастровая стоимость на дату регистрации земли.
  • Основная база в отношении земли, находящейся на территории муниципальных образований, устанавливается по каждому в индивидуальном порядке (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь). Но налоговая база в отношении доли имущественного хозяйства, расположенного в границах муниципального образования, устанавливается как стоимость по кадастру. То есть она пропорциональна доле земли.
  • Изменение стоимости по кадастру не учитывается при установке базы в налоговых периодах. Если причиной стали технические ошибки, допущенные регистрирующим органом, то изменение кадастровой стоимости учитывается при установке базы, начиная с налогового периода, в котором была допущена ошибка.
  • Организации, оплачивающие налог, самостоятельно определяют базу на основании данных государственного кадастра имущества о каждом участке с правом бессрочного пользования.
Читать еще:  Льготный проезд на аэроэкспрессе для пенсионеров

Важно! Если размер необлагаемой налогом суммы превышает размер базы, определенной в отношении землевладения, то налоговую базу приравнивают к нулю.

Основные положения статьи 395 НК РФ

От налогообложения освобождаются:

  • организации УИС (уголовно-исполнительной системы);
  • учреждения, действующие в отношении участков под государственные автомобильные дороги общего пользования;
  • религиозные организации (землю приобретают под строительство помещений религиозного и благотворительного назначения);
  • организации инвалидов (приобретение земельного участка для осуществления уставной деятельности);
  • организации народных художественных промыслов;
  • физлица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока;
  • судостроительные организации;
  • учреждения СЭЗ (свободной экономической зоны).

Все вышеперечисленные лица должны признаваться освобожденными от налогообложения в отношении конкретных землевладений.

В пункте 5 положения 395 НК РФ установлено освобождение от налогообложения земельной пошлиной российских общественных учреждений для неполноценных людей, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов. Это действует в отношении имущественного хозяйства, используемого ими для осуществления уставной деятельности.

Кто претендует на льготный налог имущественного хозяйства

Статья 395 НК устанавливает категорию лиц, освобождаемых от уплаты налога. Освободить граждан от оплаты налоговой пошлины можно физлиц, которые относятся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока в отношении участков, используемых для сохранения хозяйствования.

Настоящим положением устанавливается, что есть лица, для которых снижается налог на величину кадастровой стоимости 6 соток земли. В эту группу граждан входят:

  • Герои Советского Союза и ордена Славы;
  • инвалиды 1-ой и 2-ой групп;
  • ветераны ВОв (Великой Отечественной войны);
  • инвалиды с детства;
  • лица, получившие радиационное облучение;
  • граждане, участвующие в испытаниях ядерного оружия.

Важно! С 2018 года по новым правилам вышеперечисленный список должны пополнить пенсионеры. Если общая площадь участка меньше или равна 6 соткам, то старики не будут платить поземельный налог.

Льготные привилегии не рассчитаны на участки площадью больше 6 соток. В этом случае пенсионеры обязаны будут уплатить налог, но частично.

При установлении налога на землепользование местная организация может установить свои личные льготы. К примеру, освобождение от обязанностей уплаты пошлины. Органы самоуправления самостоятельно определяют, будет ли действовать на их территории правило об отмене отчислений в отношении пенсионеров.

Как используют свои права пенсионеры

Чтобы узнать, платят ли пенсионеры пошлину на имущественное хозяйство, следует обратиться в администрацию своего района или отделение налоговой службы. Освобождение от уплаты пошлины не будет применено без заявительного распоряжения заинтересованного лица. Эти же правила действуют на территории Москвы и Московской области. Помимо заявления в налоговую службу нужно предоставить документацию, подтверждающую льготный статус заявителя.

Исчисление пошлины на земельный участок

Обложению пошлины на землю подвергаются участки, расположенные на стыке муниципального образования. Налогообложение производится со стоимости по кадастру. Если имущественное хозяйство появилось у гражданина в течение года, то пошлину оплачивают с кадастровой цены, установленной на дату постановки владения на учет.

Сотрудники, которые проводят регистрационный учет, передают все необходимые бумаги в налоговую службу. В связи с этим рассчитывают земельный налог для пенсионеров и многодетных семей. Пошлина в отношении имущественного хозяйства, принадлежащего нескольким долевым собственникам, устанавливается в индивидуальном порядке для каждого плательщика.

Важная информация! Если гражданин имеет 2 и более дачных участка, уменьшение суммы налога производится только в отношении одного участка на выбор. Какое именно владение будет рассмотрено, решает сам хозяин. Данную информацию следуют зафиксировать в извещении, которое впоследствии передается в ФНС до 1 ноября.

Ст. 391 НК РФ «О льготах по земельному налогу» значит то же самое. Эта тема полностью описана в данном положении. Ставки земельного налогообложения устанавливаются в индивидуальном порядке, но они не должны превышать 0,3% в отношении:

  • участков, предназначенных под сельское хозяйство;
  • землевладений жилищного фонда;
  • владений для пособничества, садоводства, огородничества;
  • земли для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

На все остальное имущественное хозяйство уплачивается по ставке 1,5%. Необходимую сумму нужно оплатить за установленный срок, не позднее 1 декабря будущего года. Налоговая служба, в свою очередь, должна выслать уведомление.

Как оформить льготу

В зависимости от местности проживания, будут действовать свои права на привилегию по земельному налогу. Они регулярно претерпевают изменения. То, что сегодня действует, завтра уже может не быть достоверным. Поэтому важно следить за законодательными актами. Получить льготные привилегии по налогообложению на землю можно следующим образом. В первую очередь необходимо обратиться в администрацию своего района или налоговую службу. Здесь сотрудники предоставят всю необходимую информацию о действующих законах, положена ли льгота. Если предоставили льготы, то нужно их оформить. Для этого подается следующая документация:

  • паспорт;
  • пенсионное удостоверение;
  • свидетельство с правом собственности земельного участка;
  • заполненное заявление (образец предоставляется).

Сотрудники налоговой организации расскажут, в какой срок нужно собрать бумаги. После проверки документов, если все верно, будет предоставлена льгота.

Статья 395. Ответственность за неисполнение денежного обязательства

1. В случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

2. Если убытки, причиненные кредитору неправомерным пользованием его денежными средствами, превышают сумму процентов, причитающуюся ему на основании пункта 1 настоящей статьи, он вправе требовать от должника возмещения убытков в части, превышающей эту сумму.

3. Проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок.

4. В случае, когда соглашением сторон предусмотрена неустойка за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежного обязательства, предусмотренные настоящей статьей проценты не подлежат взысканию, если иное не предусмотрено законом или договором.

5. Начисление процентов на проценты (сложные проценты) не допускается, если иное не установлено законом. По обязательствам, исполняемым при осуществлении сторонами предпринимательской деятельности, применение сложных процентов не допускается, если иное не предусмотрено законом или договором.

6. Если подлежащая уплате сумма процентов явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд по заявлению должника вправе уменьшить предусмотренные договором проценты, но не менее чем до суммы, определенной исходя из ставки, указанной в пункте 1 настоящей статьи.

Комментарий к статье 395 Гражданского Кодекса РФ

1. Ст. 395 устанавливает право стороны взыскать с неисправного контрагента проценты за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица. Проценты, предусмотренные п. 1 ст. 395 ГК, подлежат уплате независимо от основания возникновения обязательства (договора, других сделок, причинения вреда, неосновательного обогащения или иных оснований, указанных в ГК (п. 37 Постановления ВС № 7).

Судебная практика проценты за незаконное пользование чужими денежными средствами рассматривает как гражданско-правовую ответственность. «Проценты, предусмотренные п. 1 ст. 395 ГК, по своей природе отличаются от процентов, подлежащих уплате за пользование денежными средствами, предоставленными по договору займа (ст. 809 ГК), кредитному договору (ст. 812 ГК) либо в качестве коммерческого кредита (ст. 823 ГК). Поэтому при разрешении споров о взыскании процентов годовых суд должен определить, требует ли истец уплаты процентов за пользование денежными средствами, предоставленными в качестве займа или коммерческого кредита, либо существо требования составляет применение ответственности за неисполнение или просрочку исполнения денежного обязательства (ст. 395 ГК)» (п. 4 постановления ВС и ВАС № 13/14).

Читать еще:  Сколько можно иметь регистраций по месту пребывания

2. Для применения ответственности, предусмотренной комментируемой статьей, необходимы определенные условия, к числу которых следует отнести прежде всего неисполнение денежного обязательства. Денежные обязательства понимаются в широком смысле: это любые обязательства, связанные с использованием денег в качестве платежа, средства погашения денежного долга. Денежным может быть как обязательство в целом (в договоре займа), так и обязанность одной из сторон в обязательстве (оплата товаров, работ или услуг). Поскольку ст. 395 ГК предусматривает последствия неисполнения или просрочки исполнения именно денежного обязательства, положение указанной нормы не применяется к отношениям сторон, не связанным с использованием денег в качестве средства платежа (средства погашения денежного долга). Например, не относятся к денежным обязанности по сдаче наличных денег в банк по договору на кассовое обслуживание, по перевозке денежных знаков и т. д.». (п. 37 Постановления ВС № 7). Неправомерное неисполнение денежного обязательства может быть как виновным, так и невиновным. Отсутствие у должника денежных средств, необходимых для уплаты долга по обязательству, связанному с осуществлением им предпринимательской деятельности, не является основанием для освобождения должника от уплаты процентов, предусмотренных ст. 395 (п. 5 постановления ВС и ВАС № 13/14).

Следующим необходимым условием является пользование чужими денежными средствами. Деньги, в отличие от других объектов гражданского права, обладают неотъемлемым качеством при нормальном гражданском обороте приносить определенный доход — начисление на них банковских процентов. Поэтому неправомерное удержание, израсходование чужих денежных средств означает, что кредитор несет определенные отрицательные последствия, размер которых можно установить без проблем, — это банковский процент.

Проценты, предусмотренные комментируемой статьей, подлежат уплате независимо от того, получены ли чужие денежные средства в соответствии с договором либо при отсутствии договорных отношений. На практике такие проценты взыскиваются по обязательствам, содержанием которых является обязанность по оплате: поставленного (переданного) товара; выполненных работ, в том числе подрядных; оказанных услуг; арендных платежей; суммы страхового возмещения, а также по возврату банком необоснованно списанных с расчетного счета сумм, выплате бывшему участнику общества с ограниченной ответственностью действительной стоимости имущества, приходящегося на его долю, выплате денежного возмещения за причинение вреда здоровью и т. д.

Проценты, предусмотренные комментируемой статьей, начисляются на основную сумму денежных средств и, по общему правилу, не допускается начисление процентов на проценты (сложных процентов), если иное не предусмотрено законом. По обязательствам, исполняемым при осуществлении сторонами предпринимательской деятельности, применение сложных процентов не допускается, если иное не предусмотрено законом или договором.

В случаях, когда разрешаемый судом спор вытекает из налоговых или других финансовых и административных правоотношений, гражданское законодательство может быть применено к названным правоотношениям при условии, что это предусмотрено законом (п. 3 ст. 2 ГК). В связи с этим указанные в ст. 395 проценты не начисляются на суммы экономических (финансовых) санкций, необоснованно взысканных с юридических и физических лиц налоговыми, таможенными органами, органами ценообразования и другими государственными органами, и подлежащие возврату из соответствующего бюджета. В этих случаях гражданами и юридическими лицами на основании ст. 15, 16 и 1069 ГК могут быть предъявлены требования о возмещении убытков, вызванных, в том числе, необоснованным взиманием сумм экономических (финансовых) санкций, если законом не предусмотрено иное (п. 38 Постановления Пленума ВС № 7).

3. Размер, взыскиваемых по ст. 395 процентов за последнее время неоднократно менялся. Так, до 01.06.2015 проценты рассчитывались по учетной ставке банковского процента, в качестве которой рассматривалась ставка рефинансирования ЦБ РФ. Редакция ст. 395, вступившая в силу с 01.06.2015 предусмотрела новый размер процентов, которые должны были рассчитываться по опубликованным ЦБ РФ средним ставкам по вкладам физических лиц. Однако ФЗ от 03.07.2016 № 315-ФЗ в гражданское законодательство были внесены очередные изменения, и с 01.08.2016 ставка процентов по комментируемой статье привязана уже к ключевой ставке ЦБ РФ.

В юридической литературе отмечается, что ключевая ставка (ранее — ставка рефинансирования) — это ставка, определяющая стоимость кредитования коммерческих банков в ЦБ РФ, которая значительна ниже средних ставок кредитования в экономике. В результате такого правового регулирования должникам оказывается выгоднее кредитоваться не цивилизованным образом, в банке, а путем использования денег, причитающихся кредиторам (см.: Договорное и обязательственное право (общая часть): постатейный комментарий к ст. 307–453 Гражданского кодекса Российской Федерации / под ред. А. Г. Карапетова. М., Статут. 2017. С. 664).

4. Предусмотренные комментируемой статьей проценты должны быть уплачены за весь период пользования чужими денежными средствами до фактического исполнения денежного обязательства. Сумма процентов, подлежащих взысканию по правилам ст. 395, определяется на день вынесения решения судом исходя из периодов, имевших место до указанного дня. Проценты за пользование чужими денежными средствами по требованию истца взимаются по день уплаты этих средств кредитору. Одновременно с установлением суммы процентов, подлежащих взысканию, суд при наличии требования истца, в резолютивной части решения указывает на взыскание процентов до момента фактического исполнения обязательства. При этом день фактического исполнения обязательства, в частности, уплаты задолженности кредитору, включается в период расчета процентов.

Расчет процентов, начисляемых после вынесения решения, осуществляется в процессе его исполнения судебным приставом-исполнителем, а в случаях, установленных законом, — иными органами, организациями, в том числе органами казначейства, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами (ч. 1 ст. 7, ст. 8, п. 16 ч. 1 ст. 64 и ч. 2 ст. 70 Закона об исполнительном производстве). Размер процентов, начисленных за периоды просрочки, имевшие место с 1.06.2015 по 31.07.2016 включительно, определяется по средним ставкам банковского процента по вкладам физических лиц, а за периоды, имевшие место после 31.07.2016, — исходя из ключевой ставки Банка России, действовавшей в соответствующие периоды после вынесения решения. В случае неясности судебный пристав-исполнитель, иные лица, исполняющие судебный акт, вправе обратиться в суд за разъяснением его исполнения, в том числе по вопросу о том, какая именно сумма подлежит взысканию с должника (ст. 202 ГПК, ст. 179 АПК) (см.: п. 48 Постановления ВС № 7).

5. Проценты, предусмотренные в комментируемой статьей, носят зачетный характер по отношению к возмещению убытков. Убытки, причиненные кредитору неправомерным пользованием его денежными средствами, подлежат возмещению лишь тогда, когда они превышают сумму процентов, и только в части, превышающей эту сумму. Если подлежащая уплате сумма процентов явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд по заявлению должника вправе уменьшить предусмотренные договором проценты, но не менее чем до суммы, определенной исходя из ставки, указанной в п. 1 комментируемой статьи.

Если законом или соглашением сторон установлена неустойка за нарушение денежного обязательства, то проценты, предусмотренные комментируеомй статьей, не подлежат взысканию. В этом случае взысканию подлежит неустойка, установленная законом или соглашением сторон, а не проценты, предусмотренные статьей 395 ГК ( п. 42 Постановления ВС № 7).

При недостаточности суммы платежа, произведенного должником, основная сумма долга по общему правилу погашается в последнюю очередь. Поэтому проценты, представляющие собой плату за пользование чужими денежными средствами и не связанные с его нарушением (проценты за пользование суммой займа, кредита, аванса), погашаются ранее основной суммы займа.

Однако размер и тех и других процентов определяется, как правило, одинаково — учетной ставкой ЦБ.

Судебная практика по ст. 395 ГК РФ

Позиции высших судов по ст. 395.

Верховный Суд Российской Федерации

  1. Определение от 7 октября 2019 г. по делу № А65-30810/2018
  2. Определение от 4 октября 2019 г. по делу № А66-5899/2017
  3. Определение от 4 октября 2019 г. по делу № А07-18509/2018
  4. Определение от 4 октября 2019 г. по делу № А55-20411/2017
  5. Определение от 4 октября 2019 г. по делу № А40-40141/2017
  6. Определение от 4 октября 2019 г. по делу № А59-6977/2018
  7. Определение от 4 октября 2019 г. по делу № А05-7954/2018
  8. Определение от 4 октября 2019 г. по делу № А71-8357/2018
  9. Определение от 4 октября 2019 г. по делу № А41-28711/2018
  10. Определение от 4 октября 2019 г. по делу № А40-62621/2018

Источники:

http://www.zakonrf.info/nk/395/
http://base.garant.ru/10900200/8d892718771b9b72a8346e1e19030a37/
http://yurists-online.ru/nk-rf-statya-395-nalogovye-lgoty
http://shtrafsud.ru/zhkx/lgoty-po-zemelnomu-nalogu.html
http://www.gk-rf.ru/statia395

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector