Расходы связанные с государственной регистрацией права собственности
Конференция ЮрКлуба
О регистрации права собственности, ст. 551.
Erling 30 Май 2013
Помогите пожалуйста с ответами на элементарные вопросы. А то у меня не получается
Допустим, заключен (после 04.03.2013) договор купли-продажи дома. Дом передан, что подтверждается актом. Покупатель хочет зарегистрировать своё право.
П. 1 ст. 16 ФЗ о регистрации: государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора.
Абз. 2 п. 2 ст. 333.18 НК РФ: в случае, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные настоящей главой, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях.
И вот не могу понять два момента.
1. Кто подаёт заявление о регистрации права? В ФЗ о регистрации два варианта – правообладатель либо обе стороны договора. С одной стороны регистрируется у нас не договор, а право. С другой стороны покупателя правообладателем называть пока рано. Следовательно, обе стороны подают заявление? И в какой комментарий к п. 3 ст. 551 ГК ни заглянешь – все пишут об уклонении продавца от регистрации возникшего у покупателя права. Из чего можно предположить, что заявление о регистрации подаёт и продавец, и покупатель (иначе как продавец может уклоняться?).
2. Кто платит пошлину за регистрацию права собственности? Опять же, в какой комментарий/письмо Минфина не заглянешь – везде пишут, что при регистрации права собственности пошлину платит только покупатель. Однако обращаются-то два лица. Следовательно, в соответствии абз. 2 п. 2 ст. 333.18 НК РФ оба должны платить пошлину в равных долях.
Получается, что либо заявление необходимо только от покупателя (тогда почему все пишут об уклонении продавца от регистрации?), либо пошлину платят обе стороны (тогда Минфин ошибается).
Как правильно? Самому стыдно, но не могу понять.
Erling 30 Май 2013
Или, может быть, вот так правильно:
Вообще говоря, переход права собственности – это прекращение права у одного лица и возникновение права у другого лица. За регистрацию первого пошлина не уплачивается на основании п. 8.1 ч. 3 ст. 333.35 НК РФ. За регистрацией второго обращается собственно покупатель, потому только он и платит пошлину.
mein_herz 30 Май 2013
Erling, давненько не регила сделки, но что живо в памяти: на сделке всегда присутствуют 2 стороны, относительно пошлины-не помню , проще узнать в Рег.палате) ну лично я так всегда делала)
Не слишком юридический ответ, наверное, да?)
вспомнила про пошлину-платил покупатель
Сообщение отредактировал mein_herz: 30 Май 2013 – 19:47
Erling 30 Май 2013
на сделке всегда присутствуют 2 стороны,
вспомнила про пошлину-платил покупатель
А почему?
Levap 30 Май 2013
mein_herz 30 Май 2013
А почему?
а вот здесь Вам врать не буду, хоть бы раз закон открыла, когда на сделку шла))) Ну разве только что в дарении, и то НК
На практике так, но в закон сейчас не полезу.
mrOb 30 Май 2013
За регистрацию первого пошлина не уплачивается на основании п. 8.1 ч. 3 ст. 333.35 НК РФ
мне это больше нравится
Levap 31 Май 2013
За регистрацию первого пошлина не уплачивается на основании п. 8.1 ч. 3 ст. 333.35 НК РФ
мне это больше нравится
Ну это, так сказать, контрольный.
nick_ruller 31 Май 2013
И вот не могу понять два момента. 1. Кто подаёт заявление о регистрации права? В ФЗ о регистрации два варианта – правообладатель либо обе стороны договора. С одной стороны регистрируется у нас не договор, а право. С другой стороны покупателя правообладателем называть пока рано. Следовательно, обе стороны подают заявление? И в какой комментарий к п. 3 ст. 551 ГК ни заглянешь – все пишут об уклонении продавца от регистрации возникшего у покупателя права. Из чего можно предположить, что заявление о регистрации подаёт и продавец, и покупатель (иначе как продавец может уклоняться?).
Когда я давно работал в ФРС (Фед.Рег.Служба)
Писалось два заявления:
1) Продавец на переход права
2) Покупатель на регистрацию права
Кто платит пошлину было все равно (бывало проходило если платили вообще другие лица), главное чтобы было уплачено до копейки.
Levap 01 Июн 2013
Писалось два заявления:
1) Продавец на переход права
2) Покупатель на регистрацию права
Кто платит пошлину было все равно (бывало проходило если платили вообще другие лица), главное чтобы было уплачено до копейки.
Сейчас отказываются принимать документы, если госпошлина оплачена другим лицом.
Dmitry-lawyer 01 Июн 2013
Сейчас отказываются принимать документы, если госпошлина оплачена другим лицом.
Угу, у меня полгода назад был случай: в договоре указано, что расходы по госпошлине относятся на продавца и покупателя 50/50, так покупатель ее полностью оплатил, а затем продавец вернул ему половину.
nick_ruller 01 Июн 2013
Сейчас отказываются принимать документы, если госпошлина оплачена другим лицом.
Принять они обязаны. Отказать в гос.регистрации может только гос.регистратор.
Levap 01 Июн 2013
Принять они обязаны. Отказать в гос.регистрации может только гос.регистратор.
Дилемма из разряда – не тронь . В том смысле лучше быстрее чем обжаловать
Erling 02 Июн 2013
BloodForFun 02 Июн 2013
По идее (совсем уж строго говоря), пошлина, уплаченная “не тем” лицом (т.е. пошлина, не уплаченная “тем” лицом), – вполне себе основание для отказа в регистрации. Верно ведь?
Строго говоря да – госпошлина это вид налога, а налог должен уплачиваться лично, согласно статье 45 НК РФ.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Как происходит переход права собственности на земельный участок?
Законодательство Российской Федерации предусматривает переход права собственности от одного лица к другому. В нашей статье мы подробно расскажем о законодательных нормах, которые регулируют переход права собственности.
О том, когда и в каких случаях это происходит, о необходимых документах для этого и о самом процессе перехода, а также об особенностях процесса, на которые стоит обратить внимание в первую очередь.
- 8 (800) 600-36-07 –Регионы
- +7 (499) 110-86-72 –Москва
- +7 (812) 245-61-57 –Санкт-Петербург
Законодательство
Важнейшим правовым документом, который регулирует процесс перехода прав собственности является Земельный кодекс Российской Федерации. Праву собственности на земельные участки посвящена пятая глава.
Статья 25 регулирует процесс возникновения прав собственности на участки земли. 26-я статья описывает нужный перечень документов, который закрепляет право собственности в правовом поле. Статья 27 посвящена ограничениям в обороте определенных земельных участков, а 35 – переходу прав собственности на участок земли от одного лица к другому. 37-я статья описывает особенности осуществления сделок купли-продажи с земельными участками в России.
Если проанализировать законодательство Российской Федерации, то становится ясно, что для оформления прав собственности на участок земли используются самые разнообразные юридические факты.
В 218 статье описаны все аргументы, на основании которых возникает право собственности. 219-я посвящена возникновению такого права на вновь созданную недвижимость. Статья 223 посвящена оформлению прав собственности на имущество по заключенному ранее договору, например, купли-продажи или мены.
Вопрос перехода прав собственности также регулируется и федеральным законом от 21 июля 1997 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В нем описаны основные нюансы и требования, связанные с регистрацией прав собственности на определенное недвижимое имущество, в том числе и земельные участки.
В каких случаях происходит
Переход прав собственности может произойти по самым разнообразным случаям, которые допускаются российским законодательством.
Мы остановимся на самых распространенных из них:
Возникновение права собственности благодаря решению властей
Так, право собственности на землю может перейти от государственных или муниципальных властей к частному лицу, на основании подписанного ранее нормативного-правового акта. Земля может быть передана как физическим, так и юридическим лицам в частную собственность, на основании решения местных или федеральных властей.
В отдельно взятых случаях, которые предусмотрены Земельным кодексом, переход прав собственности возможен и на бесплатной основе. Например, некоммерческим садоводческим или огородническим организациям, для ведения соответствующего хозяйства.
Иностранцы в Российской Федерации могут получить участки земли лишь на основании платы, также это касается и различных иностранных организаций.
Такие земельные участки предоставляют гражданам и организациям для ведения определенных работ, предусмотренных категориями участков земли. Например, на участке, который предназначен для ведения сельского хозяйства нужно заниматься именно ведением сельского хозяйства, а не постройкой какого-то строения для иных целей.
В данном случае переход прав собственности на землю происходит на основании решения уполномоченных местных или федеральных властей, которые обладают соответствующим правом предоставлять участки земли для определенных целей, как гражданам, так и организациям.
Принятое судебное решение
Так переход права собственности может произойти на основании решения российского суда. Например, решение о признании права собственного определенного гражданина на конкретный участок земли. Такая возможность предусмотрена как Гражданским кодексом (статья 8), так и Земельным кодексом (статья 59).
В этом случае основанием является именно решение суда. Позже, на основании решения суда и происходит государственная регистрация права собственности.
Оформление определенной сделки и подписание договора
Наиболее частным способом перехода прав собственности является заключение какой-то сделки. Это может быть договор купли-продажи или дарения, а может сделка мены или же пожизненного содержания с иждивением в обмен на участок земли.
Наследование
Различные участки земли могут переходить к физическим или юридическим лицам на основании завещания.
Также переход прав собственности на земельный участок может быть осуществлено при помощи реорганизации конкретной компании, приобретательной давности или правопреемства. Наследование участка земли происходит на общих основаниях, предусмотренных действующим законодательством.
Приобретательная давность
Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации (статья 234) частное лицо или организация может оформить право собственности на землю, если фактически владели этим участком в течение 15 лет.
Стоит учитывать, что на протяжении всех 15 лет участок земли находился в собственности другого лица, а переход осуществляется на основании того, что человек ухаживал за участком земли все эти годы как за собственным.
Перечень необходимых документов
Переход права собственности на земельный участок происходит после государственной регистрации права собственности в соответствующем федеральном органе – Росреестре.
Так, для регистрации прав собственности на земельный участок понадобятся следующие документы:
- Документ, который удостоверяет личность заявителя.
- Если заявитель обращается к органам регистрации через уполномоченного представителя, нужно предоставить также и доверенность от нотариуса.
- Документ-основание. На основании такого документа и происходит регистрация права собственности на определенный земельный участок. Таким документом может выступить решение российского суда, различные договора (купли-продажи, мены, дарения и т.д.), решение о вступлении в наследство и другие.
- Другие документы, предусмотрены актуальным законодательством России.
Порядок действий
Переход права собственности может происходить по самым различным юридическим причинам, от оформления сделки купли-продажи, до судебного решения.
Чаще всего переход происходит из-за оформления сделки-купли продажи. В свою очередь, регистрации подлежит на сам договор купли-продажи, а право собственности на конкретный участок земли, который получен благодаря осуществлению сделки.
Если вы определились с участком земли и договорились с его хозяином, но порядок действий будет следующий:
1. Обратитесь к юристам за консультацией и оформлением договора купли-продажи земли.
В договоре в обязательном порядке указывается основная техническая информация, которая касается участка земли: точное местоположение, площадь участка, разрешение на использование, характеристики участка, его категория и даже координаты или поворотные точки. Те участки земли, которые ранее были изъяты из оборота государством, зарегистрировать нельзя.
Проследите, чтобы все условия договора были действительными. Далеко не каждый гражданин вписывает в договор правомочные требования, поэтому очень важно консультироваться у опытных юристов, которые не позволят вас обмануть.
Также не забывайте о том, что изменять целевое назначение земельного участка самостоятельно запрещено. Если продавец вас убеждает в обратном – он заведомо вводит вас в заблуждение.
2. После оформления договора купли-продажи происходит его подписание сторонами.
3. Подписанный договор не регистрируется, но на основании этой сделки купли-продажи происходит регистрация права собственности на конкретный земельный надел в Росреестре.
4. Для регистрации нужно предоставить необходимый пакет документов, о котором мы писали выше.
5. Оплатите государственную пошлину на регистрацию прав собственности.
- Для физических лиц пошлина – 2000 рублей, для юридических 22 000 рублей.
- Зарегистрировать право собственности можно как лично, придя в
- Многофункциональный центр или Росреестр персонально, так и дистанционно.
Дистанционно регистрация права собственности происходит через почту или в электронном виде. Для использования почтового отделения вам понадобиться нотариус, который заверит все документы своей подписью.
Электронная регистрация подразумевает использование электронных подписей для подтверждения подлинности документов и личности заявителя. На практике быстрее всего регистрация происходит электронным способом, тогда как самая длительная – через почту, из-за ожидания доставки всех необходимых документов.
Вся информация про ипотеку на покупку земельного участка есть в нашей тематической статье.
Как получить преимущественное право и что значит, этот термин вы узнаете в нашем материале.
На что стоит обратить внимание
Переход прав собственности может быть довольно легкой или же напротив – трудной и затратной процедурой.
Каким бы не было основание для перехода права собственности всегда важно одно – соблюдение законодательных норм. Если законодательство нарушено не было, переход, скорее всего, пройдет успешно. Совсем иной исход ждет тех, кто обманным путем попытается присвоить себе право собственности на чужое недвижимое имущество.
Если у вас нет финансовых средств на хорошего юриста – изучите законодательные нормы, которые касаются вашей индивидуальной ситуации. В законах точно прописан перечень необходимых критериев, документов и возможностей.
После того, как документ-основание получен, нужно осуществить государственную регистрацию права собственности. Процедура оформления описана выше. И только после окончания оформления регистрации ваше право собственности на определенный участок земли будет закреплено и защищено законом.
Таким образом, длительность перехода права собственности от одного лица к другому зависит напрямую от индивидуальной ситуации. Сделка купли-продажи оформляется не долго, а вот судебные тяжбы могут продолжаться годами. Не стоит забывать о том, что право собственности на землю обязательно нужно зарегистрировать в Росреестре.
Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!
Учет организацией-покупателем госпошлины за приобретение недвижимости, принимаемой на учет в составе основных средств
Организация применяет метод начисления в налоговом учете.
Государственная пошлина
За государственную регистрацию перехода права собственности на объект недвижимости организацией уплачивается государственная пошлина в размере 22 000 руб. (ст. 11 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”, пп. 22 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ).
Согласно пп. 8.1 п. 3 ст. 333.35 НК РФ за государственную регистрацию прекращения прав в связи с переходом права к новому правообладателю государственная пошлина не уплачивается. Следовательно, плательщиком государственной пошлины за государственную регистрацию возникновения права является новый правообладатель, т.е. покупатель недвижимости. По данному вопросу см. также Письма Минфина России от 16.01.2014 N 03-05-06-03/1011, от 17.10.2011 N 03-05-05-03/35.
Обязанность уплатить госпошлину возникает у организации в связи с подачей заявления о государственной регистрации. Уплата пошлины производится до подачи заявления (при подаче заявления в электронной форме – после подачи заявления, но до принятия его к рассмотрению) (пп. 5.2 п. 1 ст. 333.18 НК РФ).
Государственная пошлина представляет собой федеральный сбор (п. 10 ст. 13, п. 1 ст. 333.16 НК РФ).
Бухгалтерский учет
Согласно абз. 8 п. 8 Положения по бухгалтерскому учету “Учет основных средств” ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, невозмещаемые налоги, государственная пошлина, уплачиваемые в связи с приобретением объекта ОС, отнесены к фактическим затратам на приобретение, сооружение и изготовление ОС.
Однако в настоящее время переход права собственности на актив, а также подача документов на государственную регистрацию перехода права собственности на актив в организации не являются необходимым условием для принятия его на учет в качестве объекта ОС, так как это не предусмотрено п. 4 ПБУ 6/01. Определяющим фактором для принятия объекта к учету в качестве ОС является его готовность к использованию в запланированных целях (п. 4 ПБУ 6/01, Письма Минфина России от 08.06.2012 N 03-05-05-01/31, от 20.01.2010 N 03-05-05-01/01, от 22.06.2010 N 03-03-06/1/425).
Кроме того, в п. 52 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н, прямо указано, что объекты недвижимости, права собственности на которые не зарегистрированы в установленном законодательством порядке, принимаются к бухгалтерскому учету в качестве ОС с выделением на отдельном субсчете к счету учета ОС.
В связи с этим затраты в виде госпошлины за государственную регистрацию перехода права собственности на недвижимость, на наш взгляд, не должны рассматриваться как фактические расходы, связанные с приобретением недвижимости, формирующие ее первоначальную стоимость в порядке, установленном п. 8 ПБУ 6/01. Исключение составляют случаи, когда государственная регистрация перехода прав на недвижимость является необходимой для использования этой недвижимости по назначению.
Ситуация 1
Организация не рассматривает госрегистрацию в качестве необходимого условия для эксплуатации ОС
В связи с этим затраты по уплате госпошлины рассматриваются не как расход, связанный с приобретением данного объекта, а как текущий расход.
Расход в виде госпошлины, уплачиваемой в связи с регистрацией перехода права собственности на недвижимость, может учитываться в составе расходов по обычным видам деятельности (если приобретенная недвижимость предназначена для использования в деятельности, связанной с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров) или в составе прочих расходов (при приобретении недвижимости для иных целей) (п. п. 4, 5, 7, 11 Положения по бухгалтерскому учету “Расходы организации” ПБУ 10/99 , утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).
Расходы признаются при выполнении условий, предусмотренных п. 16 ПБУ 10/99. Поскольку обязанность уплатить госпошлину возникает у организации в связи с подачей заявления на государственную регистрацию, указанные условия выполняются на момент подачи такого заявления.
Ситуация 2
Организация рассматривает госрегистрацию в качестве необходимого условия для эксплуатации ОС
В связи с этим сумма государственной пошлины, уплачиваемой за регистрацию перехода права собственности на объект недвижимости, формирует первоначальную стоимость этого объекта.
Этот вариант основан на норме, содержащейся в абз. 8 п. 8 ПБУ 6/01, согласно которой невозмещаемые налоги, государственная пошлина, уплачиваемые в связи с приобретением объекта ОС, отнесены к фактическим затратам на приобретение, сооружение и изготовление ОС.
Налог на прибыль организаций
Вопрос о порядке налогового учета затрат в виде госпошлины, уплачиваемой в связи с государственной регистрацией перехода прав собственности на объекты недвижимости, является спорным. Официальная позиция по данному вопросу также не является однозначной.
Так, государственная пошлина, уплачиваемая в связи с государственной регистрацией права собственности на объект недвижимости, может рассматриваться как расход, связанный с приобретением объекта ОС, и, соответственно, включаться в его первоначальную стоимость. Такая точка зрения высказана в Письме Минфина России от 08.06.2012 N 03-03-06/1/295.
С другой стороны, высказывалось мнение, что госпошлина не включается в первоначальную стоимость объектов ОС, а учитывается в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ (как федеральный сбор) (см., например, Письмо Минфина России от 16.02.2006 N 03-03-04/1/116).
Подробная информация по вопросу учета госпошлины содержится в Практическом пособии по налогу на прибыль, а также в Энциклопедии спорных ситуаций по налогу на прибыль.
В такой ситуации решение о порядке учета затрат на уплату госпошлины принимается организацией самостоятельно в зависимости от примененной организацией квалификации затрат на уплату госпошлины (как затрат, имеющих или не имеющих связь с приобретением объекта ОС). При принятии решения об указанной квалификации необходимо руководствоваться тем же подходом, который принят для целей бухгалтерского учета. То есть если затраты на уплату госпошлины признаются организацией расходами, необходимыми для доведения объекта до состояния, пригодного к использованию, то и в бухгалтерском, и в налоговом учете такие затраты формируют первоначальную стоимость объекта ОС. Если же процедуру государственной регистрации организация не признает необходимой для начала использования объекта по назначению, то затраты в виде госпошлины первоначальную стоимость объекта не формируют, а относятся на текущие расходы организации.
В последнем случае расходы на уплату государственной пошлины могут включаться в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 40 п. 1 ст. 264 НК РФ (как платеж за регистрацию прав) либо на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ (как федеральный сбор).
Вне зависимости от типа прочего расхода, к которым будет отнесена госпошлина, ее сумма признается расходом на дату начисления госпошлины, т.е. на дату принятия заявления на государственную регистрацию прав (пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ).
Особенности перехода права собственности на недвижимое имущество
Чтобы распоряжаться приобретенной недвижимостью, недостаточно оформить договор купли-продажи или долевого управления, получить имущество по завещанию или в дар. По закону собственником можно стать только после внесения записи о переходе права собственности в ЕГРН. Особенность обретения недвижимости в том, что между подписанием документа-основания для перехода права собственности и ее непосредственном оформлении в госоргане, проходит некоторый промежуток времени.
Во время ожидания интересы покупателя защищены законом, ведь есть риск, что продавец окажется недобросовестным и откажется явиться на регистрацию перехода права собственности. При оформлении сделки по отчуждению недвижимости нужно подготовиться к любым ситуациям и четко знать свои права и обязанности на каждом этапе сделки.
Для чего нужна госрегистрация
Понятия «владелец» и «собственник» на первый взгляд тождественны, но это не так. Понять разницу будет проще на примере. Если гражданин купил квартиру на основании договора купли-продажи, выполнил все обязательства — он владелец. Но собственником покупатель станет только после того, как переоформит «право собственности». Тогда он сможет:
- продать свою недвижимость;
- обменять квартиру на другую;
- сдать жилье в аренду;
- передать недвижимость в залог при оформлении ипотеки или совершить иные действия, связанные с распоряжением имуществом.
Теперь необходимо определиться — когда происходит переход права собственности на недвижимое имущество. Во-первых, нужно основание, то есть факт передачи недвижимости, подтвержденный документально. Таким документом может быть (ст. 14 закона №218-ФЗ):
- договор о приватизации имущества;
- договор долевого участия в строительстве, если планируется получение квартиры от застройщика, или договор уступки прав требования;
- договор купли-продажи;
- свидетельство о праве на наследство;
- договор мены;
- договор дарения;
- решение суда о разделе имущества;
- соглашение об ипотеке;
- соглашение о разделе имущества между супругами;
- договор пожизненного содержания с иждивением.
Все эти документы являются первоисточниками для получения сведений о законности оформления права собственности. И если госслужащий потребует правоустанавливающий документ, необходимо предъявить один из перечисленных. Наиболее часто основанием для перехода права собственности становится договор купли-продажи имущества.
Участниками процессов, предполагающих переход права собственности, могут быть физические и юридические лица, родственники или третьи лица. К продавцу предъявляется ряд требований:
- дееспособность;
- достижение совершеннолетнего возраста;
- наличие права собственности на недвижимость.
За недееспособных, несовершеннолетних граждан могут выступать их официальные опекуны с разрешения органов опеки и попечительства. Они же будут оформлять правоустанавливающие документы, участвовать в регистрации права собственности.
Где регистрировать право собственности
Для осуществления регистрации недвижимости необходимо обратиться в Росреестр по месту нахождения недвижимости или МФЦ. При желании можно зарегистрироваться в системе ЕСИА, получить электронную квалифицированную усиленную подпись и подать документы в электронном виде.
При подаче документов на переход прав должны присутствовать прежний и потенциальный собственники.
Законодательная база
Вопрос госрегистрации имущества регулируется следующими положениями в российском законодательстве:
Статья 24. Расходы по государственной регистрации ипотеки
Расходы по уплате сборов за государственную регистрацию ипотеки и внесению
изменений и дополнений в регистрационную запись об ипотеке возлагаются на
залогодателя, если соглашением между ним и залогодержателем не установлено
Комментарий к статье 24
за государственную регистрацию ипотеки и внесению изменений и дополнений в
регистрационную запись об ипотеке, если соглашением между ним и залогодержателем
не установлено иное. Эта норма корреспондирует с п.1 и 2 ст.20 Закона “Об
ипотеке”, по которым госрегистрация ипотеки осуществляется на основании заявления
залогодателя и вместе с другими документами должны быть представлены доказательства
уплаты регистрационного сбора, а также с п.4 ст.16 Закона о госрегистрации
прав, устанавливающем, что вместе с заявлением о государственной регистрации
прав и документами о правах на недвижимое имущество предъявляется документ
об оплате регистрации.
2. По общему правилу (п.2 ст.11 Закона о госрегистрации прав) плата за
регистрацию и предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое
имущество и сделок с ним взимается в размерах, установленных субъектами Российской
Федерации. Максимальный размер платежей на территории Российской Федерации
устанавливается Правительством Российской Федерации. Свое дальнейшее развитие
данное установление законодателя нашло в Постановлении Правительства РФ от
26 февраля 1998 г. N 248 “Об установлении максимального размера платы за государственную
регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и за предоставление
информации о зарегистрированных правах”. Данным постановлением установлено:
1) максимальные размеры платы за государственную регистрацию прав на
недвижимое имущество и сделок с ним составляют:
– для физических лиц – 3-кратный установленный законом минимальный размер
– для юридических лиц – 50-кратный установленный законом минимальный
размер оплаты труда.
Максимальный размер платы за государственную регистрацию прав на предприятие
как имущественный комплекс и сделок с ним составляет 200-кратный установленный
законом минимальный размер оплаты труда;
2) максимальные размеры платы за предоставление информации о зарегистрированных
правах на недвижимое имущество составляют:
– для физических лиц – 25% установленного законом минимального размера
– для юридических лиц – установленный законом минимальный размер оплаты
Максимальный размер платы за предоставление информации о зарегистрированных
правах на предприятие как имущественный комплекс составляет 3-кратный установленный
законом минимальный размер оплаты труда.
3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии
с предоставленными им правами обеспечивают решение вопросов, связанных с определением
размеров, порядка, сроков и формы внесения взимания на территории субъекта
Федерации платы за госрегистрацию прав и за предоставление информации о зарегистрированных
правах с учетом ее максимальных размеров, установленных вышеназванным постановлением,
а также использования средств, получаемых в виде указанной платы, за исключением
ее централизуемой доли.
4. Установление на федеральном уровне нормативов о максимальном размере
платы за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок
с ним и за предоставление информации о зарегистрированных правах привело к
возникновению правовых и финансовых противоречий. Поскольку данная регистрация
имеет статус государственной, то поэтому все, что связано с ее осуществлением,
казалось бы, должно производиться по единым государственным тарифам (на все
услуги, имеющие непосредственное отношение к регистрации). Однако этого не
сделано. Размеры платы за оформление разного рода документов (например, плана
(чертежа) земельного участка, плана участка недр, плана объекта недвижимости
с указанием его кадастрового номера и др.), являющихся обязательным приложением
к документам, необходимым для государственной регистрации прав, устанавливаются
соответствующими организациями (учреждениями), по существу, произвольно, без
необходимого централизованного регулирования.
5. Особенностью государственной регистрации ипотеки является то, что
это единственный вид сделок, за регистрацию которого взимается государственная
пошлина в соответствии с пп.4 п.7 ст.4 Закона РФ от 9 декабря 1991 г. N 2005-1
“О государственной пошлине” (с изменениями и дополнениями на 21 июля 1998
г.). Размеры госпошлины за государственную регистрацию договора о залоге недвижимого
имущества (договора об ипотеке) и за выдачу документа о данной регистрации
– гражданам – двукратный размер минимального размера оплаты труда за
– юридическим лицам – пятикратный размер минимального размера оплаты
труда за каждое действие.
Госпошлина взимается помимо платы за регистрацию, установленной Законом
о госрегистрации прав (п.2 ст.11). Таким образом, имеет место требование об
уплате двух видов платежей (сборов) за одно регистрационное действие, что,
конечно, недопустимо и должно быть решено на законодательном уровне.
Источники:
http://forum.yurclub.ru/index.php?showtopic=350460
http://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/sobstvennost/perexod-prava-sobstvennosti.html
http://ppt.ru/news/133323
http://ros-nasledstvo.ru/osobennosti-perehoda-prava-sobstvennosti-na-nedvizhimoe-imushhestvo/
http://scicenter.online/pravo-rossii-jilischnoe-scicenter/statya-rashodyi-gosudarstvennoy-registratsii.html