8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Порядок и условия предоставления тарифных преференций

Понятие и виды тарифных преференций. Порядок и условия предоставления тарифных преференций.

Закона РФ «О таможенном тарифе», документы таможенного союза, регламентирующие вопросы применения тарифных преференций и тарифных льгот.

Тарифные льготы (тарифные преференции) в отношении товаров устанавливаются настоящим Законом и предоставляются исключительно по решению Правительства Российской Федерации.

При этом под тарифной льготой (тарифной преференцией) понимается предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Российской Федерации льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу Российской Федерации в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от оплаты пошлиной, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.

От пошлины освобождаются:

а) транспортные средства, осуществляющие международные перевозки грузов, багажа и пассажиров

б) предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, вывозимое за пределы таможенной территории Российской Федерации для обеспечения деятельности российских и арендованных (зафрахтованных) российскими лицами судов, осуществляющих рыболовство

в) товары для официального или личного пользования представителями иностранных государств,

г) валюта Российской Федерации, иностранная валюта;

д) товары, подлежащие обращению в собственность государства;

е) товары, в качестве гуманитарной помощи; в целях ликвидации последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий; учебные пособия для бесплатных учебных, дошкольных и лечебных учреждений;

ж) товары, в качестве безвозмездной помощи (содействия),

з) товары, перемещаемые под таможенным контролем в режиме транзита

и) товары, перемещаемые физическими лицами;

н) оборудование, включая машины, механизмы, а также материалы, входящие в комплект поставки соответствующего оборудования, и комплектующие изделия (за исключением подакцизных), в счет кредитов, предоставленных иностранными государствами и международными финансовыми

п) приобретенное за счет целевых средств федерального бюджета оборудование для производства детского питания (комплектующие и запасные части к нему), аналоги которого не производятся в РФ, по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, а также оборудование для

с) суда, регистрируемые в Российском международном реестре судов.

При осуществлении торгово-политических отношений Российской Федерации с иностранными государствами допускается предоставление льгот (преференций) в виде:

· установления тарифных квот на преференциальный ввоз сельскохозяйственных товаров, аналоги которых производятся (добываются, выращиваются) в Российской Федерации;

· освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, снижения ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров:

Ø происходящих из государств, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли или таможенный союз либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны или такого союза;

Ø происходящих из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций

Тарифной квотой — установление пониженных по сравнению со ставками ввозных таможенных пошлин, применяемыми в соответствии с Таможенным тарифом РФ, ставок ввозных таможенных пошлин на определенное количество товара, ввозимого в течение определенного периода.

К товарам, ввозимым на таможенную территорию Российской Федерации свыше установленного количества (квоты), применяются ставки ввозных таможенных пошлин в соответствии с тарифом

Объем тарифной квоты, устанавливаемой на ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации, не может превышать разницу между объемом потребления такого товара на территории Российской Федерации и объемом производства аналогичного российского товара.

Ввоз товаров на таможенную территорию в рамках тарифных квот осуществляется на основании лицензий на ввоз таких товаров, выдаваемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Допускается предоставление тарифных льгот в виде возврата уплаченной пошлины, снижения ставки пошлины и освобождения в исключительных случаях от пошлины в отношении товаров:

· ввозимых и вывозимых временно под таможенным контролем в рамках соответствующих таможенных режимов, установленных Таможенным кодексом Российской Федерации;

· вывозимых в составе комплектных поставок для сооружения объектов инвестиционного сотрудничества за рубежом

· вывозимых в пределах объемов поставок на экспорт для федеральных государственных нужд.

· ввозимых в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Понятие тарифной преференции

В соответствии со ст. 74 Таможенного кодекса Таможенного союза, таможенная преференция является одним из видов льгот по уплате таможенных платежей.

Под тарифной преференцией понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза. (п.1 ст. 36 ФЗ РФ «О таможенном тарифе»).

Таким образом, тарифные преференции — это определенные преимущества, предусмотренные в области уплаты таможенной пошлины в зависимости от страны происхождения товаров.

Применение тарифных преференций

1) вывозимых из Российской Федерации товаров в составе комплектных поставок для сооружения объектов инвестиционного сотрудничества за рубежом в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

2) вывозимых из Российской Федерации товаров в пределах объемов поставок на экспорт для федеральных государственных нужд, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Также Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС утвержден «Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и менее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции».

В соответствии с разделом VI Соглашения о правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран» (далее Соглашение), тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, на которые распространяется тарифный преференциальный режим, предоставляются только при условии непосредственной закупки таких товаров в этих странах и прямой поставки их на единую таможенную территорию государств Сторон.

Товар рассматривается как непосредственно закупленный, если импортер приобрел его у лица, зарегистрированного в установленном порядке в качестве субъекта предпринимательской деятельности в развивающейся или наименее развитой стране, из которой происходит такой товар и на которую распространяется тарифный преференциальный режим.

Документы, необходимые для применения тарифной преференции

Срок применения сертификата в целях предоставления тарифных преференций ограничен 12 месяцами с даты его выдачи.

Сертификат представляется таможенным органам на бумажном носителе в напечатанном виде на русском или английском языке.

При необходимости таможенные органы могут требовать перевода сертификата на государственный язык.

Фактическое количество поставленного товара не должно превышать количество, указанное в сертификате, более чем на 5 процентов.

В случае утраты сертификата принимается его официально заверенный дубликат (копия).

В удостоверение происхождения небольших партий товаров (таможенной стоимостью, эквивалентной не более 5000 долларов США) представление сертификата не требуется. В этом случае экспортер может декларировать страну происхождения товара в коммерческих или других товаросопроводительных документах.

В случае возникновения обоснованных сомнений относительно достоверности заявленных сведений о происхождении товара таможенный орган вправе потребовать предоставления сертификата о происхождении товара.

Спорные вопросы применения тарифных преференций

Однако в соответствии с п.5 ст. 61 Таможенного кодекса Таможенного союза, в случаях, если у таможенного органа возникли какие либо сомнения по поводу подлинности представленных Сертификатов, то он при проведении таможенного контроля вправе обратиться к уполномоченным органам или организациям страны, которые выдали сертификат о происхождении товара, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения. Такое обращение не препятствует выпуску товаров на основании сведений о стране их происхождения, заявленных при помещении товаров под таможенную процедуру.

В таких случаях, имеет смысл декларанту самостоятельно, в период проведения таможенным органом проверки, сделать запрос в уполномоченный орган страны, выдавший сертификат с просьбой подтвердить подлинность сертификата. После получения официального ответа, его следует предоставить в таможенный орган.

В случае отказа в предоставлении тарифной преференции, декларант имеет право обжаловать действия таможенного органа в арбитражный суд, при этом в силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие).

О предоставлении тарифных преференций

Проводимый службой федеральных таможенных доходов СЗТУ ведомственный контроль решений таможенных органов о предоставлении тарифных преференций свидетельствует о низком уровне теоретической подготовки должностных лиц таможенных органов в вопросах порядка предоставления тарифной льготы в виде тарифных преференций. В связи с этим полагаю необходимым довести до сведения следующее.

В соответствии со статьей 36 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» тарифные преференции предоставляются в отношении товаров:

— происходящих из государств, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли или таможенный союз либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны или такого союза (государства СНГ);

Читать еще:  Чем отличаются земли населенных пунктов от ижс

— происходящих из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций Российской Федерации (развивающиеся и наименее развитые страны).

В отношении товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация, тарифные преференции не предоставляются. Для этих товаров Таможенным кодексом Российской Федерации (далее — ТК РФ) установлен таможенный режим «реимпорт», при помещении под который товары освобождаются от уплаты таможенных пошлин, налогов. При несоблюдении условий, позволяющих поместить товары под данный режим, российские товары оформляются в соответствии с таможенным режимом «выпуск для внутреннего потребления» с уплатой таможенных пошлин, налогов (см. указание ГТК России от 26.08.1994 N 01-12/926).

При представлении тарифных преференций таможенные органы руководствуются:

соглашением о Правилах определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций от 12.04.1996 (в отношении товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых государств);

решением о Правилах определения страны происхождения товаров, принятым Советом глав правительств СНГ 30.11.2000 (в отношении товаров, происходящих с территории государств — участников СНГ);

соглашением между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославия о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией от 28.08.2000 (в отношении товаров, происходящих из Республики Сербия и из Республики Черногория).

Одним из условий предоставления тарифной преференции является наличие сертификата происхождения, подтверждающего происхождение товара с территории государств, пользующихся тарифными преференциями.

Целевые проверки и проверки, проводимые СФТД в рамках ведомственного контроля, выявляют многочисленные несоответствия сертификатов, содержащихся в пакетах документов к таможенным декларация, требованиям к оформлению деклараций-сертификатов о происхождении товара. Имеют место несоответствие подписей и печатей, помарки и исправления. Подчас в таможенной декларации указывается наименование страны, отличной от выдавшей сертификат.

Тарифные преференции предоставляются на основании сертификатов происхождения, в которых отсутствуют сведения, позволяющие произвести однозначную идентификацию товара относительно заявленного для целей таможенного оформления. Кроме того, выявляются случаи, когда преференции предоставляются на основании сертификатов, в которых оформляемый товар не поименован.

Допускаются нарушения в заполнении граф сертификатов, в частности, данные о весе (брутто) или иные данные о количестве товаров указываются в целом, без разбивки по каждому отдельно поименованному товару. Нередки случаи, когда тарифная преференция предоставляется при расхождении в количестве декларируемого товара и количестве, указанном в сертификате, более чем на 5% и даже — 20%. В то время как пунктом 5 Правил определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций от 12.04.1996 прямо предусмотрено, что расхождение между фактически поставленным количеством товара и указанным в сертификате не должно превышать 5%.

Результаты ведомственного контроля свидетельствуют о том, что фактически для должностных лиц таможенных постов, принимающих решение о выпуске товара, формальное наличие сертификата является основанием для предоставления тарифных преференций.

Тарифные преференции предоставляются исключительно тем товарам, перечень которых установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2000 N 414 «Об утверждении перечня товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на территорию РФ предоставляются тарифные преференции».

Для целей предоставления тарифных преференций должно соблюдаться правило непосредственной закупки.

Товар рассматривается как непосредственно закупленный, если импортер приобрел его у лица, зарегистрированного в установленном порядке в качестве субъекта предпринимательской деятельности в развивающейся стране, на которую распространяется тарифный преференциальный режим.

На практике нередки случаи, когда по контракту определены продавец и отправитель, но фактически согласно товаросопроводительным документам и таможенной декларации отправителем товара выступает организация, не указанная во внешнеторговом договоре. Документы, подтверждающие передачу товара (прав на товар) от организации, заключившей договор, фактическому отправителю, отсутствуют.

В таможнях Калининградского региона распространена практика предоставления тарифных преференций в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран, в случаях, когда в графе «Отправитель» таможенной декларации указывается европейская фирма-перевозчик.

Подчас в пакетах документов, прилагаемых к декларациям, содержатся контракты, не отвечающие Рекомендациям по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов (приказ МВЭС России от 29.02.1996), и в которых отсутствуют адреса покупателя и продавца (юридические и полные почтовые адреса продавца и покупателя, контактный телефон, факс, телекс организации (предприятия) продавца и покупателя); подписи сторон (подписи лиц, уполномоченных организациями продавца и покупателя заключить контракт, заверенные печатью, с указанием их Ф.И.О. и должностей).

Небрежность декларантов и таможенных брокеров доходит до того, что в 44-й графе таможенной декларации дается ссылка на номер коносамента, который не совпадает ни с номером коносамента, указанного в описи к декларации, ни с номером коносамента, на основании которого осуществлялась перевозка. Тем не менее должностное лицо таможни полагает возможным предоставить в отношении товара тарифные преференции.

Условие предоставления тарифных преференций, которое наиболее сложно подтвердить, — соблюдение условий прямой поставки.

Прямой поставкой считается поставка товаров, транспортируемых из развивающейся страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, в страну, предоставившую тарифные преференции, без провоза через территорию другого государства.

Правилу прямой поставки отвечают также товары, транспортируемые через территорию одной или нескольких стран вследствие географических, транспортных, технических или экономических причин, при условии, что товары в странах транзита, в том числе при их временном складировании на территории этих стран, находятся под таможенным контролем.

Следует иметь в виду, что декларант для получения льгот по уплате таможенных платежей в соответствии с п. 3 статьи 131 ТК РФ обязан представить в таможенный орган документы, подтверждающие заявленные условия.

Перечень документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным режимом, утвержденный приказом ГТК России от 16.09.2003 N 1022, также устанавливает, что при декларировании товара в таможенный орган должны представляться документы, подтверждающие право на получение тарифных преференций или льготного налогообложения.

Основные проблемы, возникающие при решении вопроса о правомерности предоставления тарифных преференций в связи с соблюдением условий прямой поставки, следующие.

Нередко имеет место несоответствие номеров пломб отправителя на прибывших контейнерах с номерами пломб, указанными в коносаменте. В ряде случаев такое несоответствие свидетельствует о небрежности, допускаемой отправителями, перевозчиками при составлении товаротранспортных накладных (перепутаны цифры 48-84 и т.п.) или досмотровыми инспекторами при составлении актов таможенного досмотра (неверно указываются номера имеющихся пломб). В ряде случаев в акте таможенного досмотра содержится фраза «пломба не нарушена», номер же ее не указывается. Все перечисленные моменты не позволяют подтвердить правомерность предоставления тарифной преференции.

В ряде случаев причина несоответствия номеров пломб отправителя с номерами пломб, обнаруженных при таможенном оформлении, связана с проведением контроля государственными органами страны отправления (например, фитосанитарного, ветеринарного и пр.). Однако информация о причинах и лицах, нарушивших пломбы, в пакете документов отсутствует.

Нарушение пломб отправителя может происходить в пункте пропуска на границе Российской Федерации при проведении контроля государственными органами. В данном случае следует иметь в виду, что досмотр товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, иными государственными органами, осуществляющими санитарно-карантинный, карантинный фитосанитарный, ветеринарный и другие виды государственного контроля, должен проводиться одновременно с таможенным досмотром, если таможенным органом принято решение о его проведении.

В иных случаях контроль за совершением государственными контрольными органами операций с находящимися под таможенным контролем товарами и транспортными средствами может проводиться таможенным органом с применением таможенного наблюдения как формы таможенного контроля.

Факт применения таможенного наблюдения и его результаты уполномоченное должностное лицо отражает в рапорте, составленном в произвольной форме на имя лица, принявшего решение о его проведении (см. письмо СЗТУ от 02.03.2005 N 06-04-21/3652 «О применении форм таможенного контроля»). В данном случае объяснение причин нарушения пломб отправителя может содержаться в документах пограничного таможенного органа.

Однако на практике объяснения причин несоответствия пломб в пакетах документов отсутствуют.

Еще более усложняется проблема доказательства правила «прямой поставки» товара при его транзите через территории третьих стран и(или) перегрузке на другое транспортное средство. В данном случае также требуется подтверждение нахождения товаров под таможенным контролем (таможенным обеспечением) и соответствия пломб, указанных в коносаментах, пломбам, обнаруженным при осмотрах прибывших контейнеров.

Согласно письму ФТС России от 16.04.2003 N 07-48/16220 «О прямой поставке товара» для подтверждения выполнения правила прямой поставки в случаях, когда в товаросопроводительных документах отметки таможенных органов стран транзита не проставляются, необходимо обращать внимание на:

— документы, подтверждающие весь маршрут следования товара при его перегрузке в разных пунктах;

— продолжительность нахождения товара в местах перегрузки;

— средства таможенного обеспечения товара страны отправления, которые не должны быть нарушены в период всего пути следования товара. В случае если такое нарушение произошло, необходимо наличие соответствующего объяснения.

В пакетах документов в лучшем случае содержатся пояснения перевозчика (агента линии) о транзите товара через территорию третьего государства.

Ни в одном из проверенных в рамках ведомственного контроля пакетов документов не содержатся документы, обосновывающие транспортировку товаров через территорию одной или нескольких стран вследствие географических, транспортных, технических или экономических причин. Однако необходимость подтверждать причины транспортировки товаров через территории транзитных государств очевидна, поскольку перечень причин такой транспортировки, приведенный в соглашении от 12.04.1996, является закрытым. Кроме того, следует иметь в виду, что в практической деятельности встречаются случаи длительного хранения (срок хранения может достигать 9 месяцев) товаров на складах, расположенных на территориях иностранных государств. В связи с этим возникает вопрос о целесообразности (причинах) транспортировки товаров таким маршрутом.

Читать еще:  Ст 395 нк

В настоящее время Правительство Российской Федерации определило для таможенной системы главный государственный приоритет — усиление контроля за собираемостью таможенных платежей от импорта товаров. Повышение уровня администрирования таможенных платежей в условиях снижения размеров ввозных таможенных пошлин требует совершенствования контроля за полнотой начисления и уплаты таможенных платежей, правомерностью применения таможенных льгот, в том числе — тарифных преференций.

Учитывая изложенное, обоснованность предоставления тарифных преференций наряду с состоянием контроля таможенной стоимости товаров, будет рассматриваться Северо-Западным таможенным управлением в качестве одного из главных факторов при оценке эффективности деятельности таможенного органа.

Прошу довести данную информацию до сведения подчиненных лиц.

Условия предоставления тарифных преференций при ввозе товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран

Нормативно-правовая база:

  • Протокол о едином таможенно-тарифном регулировании (приложение 6 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 г., скачать, 756.81 КВ);
  • Соглашение о правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран от 12.12.2008 г. (скачать, 37.4);
  • Решение Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (Высшего органа Таможенного союза) от 27 ноября 2009 г. № 18 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» (скачать, 41.42).

В соответствии со ст. 36 Протокола о едином таможенно-тарифном регулировании, в отношении товаров, происходящих и ввозимых на территорию Союза из развивающихся и (или) наименее развитых стран, могут предоставляться следующие тарифные преференции:

  1. В отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран-пользователей единой системы тарифных преференций, применяются нулевые ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза.
  2. В отношении товаров, происходящих из развивающихся стран-пользователей единой системы тарифных преференций Союза, применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75 % от ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза.

Далее рассмотрим, при выполнении каких условий предоставляется льгота по уплате таможенной пошлины. Определяющими моментами здесь являются:

  • страна происхождения ввозимого товара;
  • код товара;
  • правило прямой поставки и непосредственной закупки;
  • наличие сертификата о происхождении товара формы А.

На этих моментах остановимся более подробно.

1. Страна происхождения ввозимого товара поименована в Перечне развивающихся и наименее развитых стран в соответствии с Приложениями 2 и 3 к Решению Межгоссовета ЕврАзЭС № 18 от 27.11.2009 г.

Льгота по уплате таможенной пошлины предоставляется только в отношении товара, ввозимого из стран, указанных в Перечнях. С полным списком стран можно ознакомиться в перечне развивающихся стран и перечне наименее развитых стран . Например, в перечень развивающихся стран включены такие страны, как Индия, Китай, Корея, Объединенные Арабские Эмираты, Сингапур, Сирия, Хорватия, Республика Черногория, Турция и др. В списке наименее развитых стран – Мальдивы, Непал, Мадагаскар, Либерия и др.

2. Товар включен в Перечень товаров (Приложение 4 к Решению Межгоссовета ЕврАзЭс № 18 от 27.11.2009 г.), происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции.

Если страна вывоза товара входит в Перечни соответствующих стран, то следует определить, входит ли ввозимый товар в Перечень товаров, на которые распространяется льгота. Полный текст документа доступен здесь . В него включены следующие товары: мясо, рыба и ракообразные, продукты животного происхождения, молочные продукты, яйца, мед, овощи, орехи, фрукты, продукты переработки овощей, фруктов, орехов, кофе, чай, супы и бульоны, жиры и масла, какао-бобы, живые деревья и цветы, луковицы, не расфасованные лекарственные средства, моющие средства, краски и лаки, шпатлевки, мастики, лесоматериалы, деревянные изделия, изделия из пробки, изделия из соломы, изделия для транспортировки или упаковки товаров, каучук, шелк, шерсть, вата, тесьма плетеная, ковры ручной работы, статуэтки, керамические изделия, изделия из камня и аналогичных материалов, цветы искусственные, бижутерия, некоторая мебель и ее части (например, из тростника, ивы, бамбука и аналогичных материалов), пуговицы, кнопки, метлы, щетки, расчески, гребни для волос, курительные трубки, карандаши, мелки, произведения искусства, антиквариат и другие товары. Льгота предоставляется именно на те коды товаров, которые входят в данное приложение.

3. В отношении ввозимого товара должны применяться Правила определения страны происхождения, установленные Приложением к Соглашению о правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран от 12 декабря 2008 года.

В соответствии с Правилами, товар считается происходящим из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, в следующих случаях:

  • когда он полностью произведен в данной стране;
  • когда он произведен в данной стране с использованием сырьевых материалов, полуфабрикатов или готовых изделий, происходящих из другой страны, или товаров неизвестного происхождения при условии, что такие товары подверглись в данной стране достаточной обработке или переработке.

Полностью произведенными товарами считаются: полезные ископаемые, продукция растительного, животного происхождения, охотничьего, рыболовного промысла, отходы и лом, продукция высоких технологий и товары, изготовленные из вышеуказанной продукции.

Товарами, подвергшимися достаточной переработке, считаются:

  • экспортируемый товар, если стоимость товаров неизвестного происхождения, участвующих в его переработке, не превышает 50 % стоимости;
  • экспортируемый товар, если он подвергся обработке или переработке в нескольких развивающихся или наименее развитых странах, а стоимость использованных при этом товаров, происходящих из других стран, или товаров неизвестного происхождения не превышает 50 % его стоимости;
  • экспортируемый товар, произведенный в одной из развивающихся стран или наименее развитых странах, подвергшийся обработке или переработке в другой (одной или нескольких развивающихся или наименее развитых странах).

Так же установлен перечень операций, не относящихся к переработке. Например, операции по подготовке товара к продаже, простые сборочно-разборочные операции, смешивание товаров, подготовка к покраске или полировке, шелушение, шлифовка зерновых и риса, разделка фруктов, простой помол или резка, розлив, упаковка, разделение товаров и комбинации вышеуказанных операций.

Товары, поставляемые в разобранном или несобранном виде, при выполнении необходимых условий, могут по желанию декларанта рассматриваться как единый товар.

В обязательном порядке в отношении поставляемых товаров должно соблюдаться правило прямой поставки и непосредственной закупки товаров. Это означает, что договор поставки должен быть заключен непосредственно с развивающейся или наименее развитой страной, указанной в Перечнях, и ввозиться товар может только с территории данных стран.

В отношении поставляемого товара должен быть представлен сертификат о происхождении товара по форме А , который должен быть заполнен в соответствии с требованиями к оформлению деклараций-сертификатов о происхождении товара по форме «А», установленными в приложении 2.

Важно!

  • Срок сертификата ограничен 12 месяцами с даты его выдачи.
  • Предоставляется он в напечатанном виде на русском или английском языке.
  • Фактическое количество поставленного товара не должно превышать количество, указанное в сертификате, более чем на 5 %.
  • В случае утраты сертификата принимается его официально заверенный дубликат (копия).
  • Удостоверение происхождения небольших партий товаров (таможенной стоимостью, эквивалентной не более 5000 долларов США) представление сертификата не требуется. В этом случае экспортер может декларировать страну происхождения товара в коммерческих или других товаросопроводительных документах. В случае возникновения сомнений относительно достоверности заявленных сведений таможенный орган вправе потребовать предоставление сертификата.

Есть определенные условия, которые развивающиеся и наименее развитые страны должны соблюсти для предоставления преференциального режима на товары, экспортируемые с их территории. Например, преференциальный режим не распространяется на товар, происходящий с территории страны, которая не предоставила Комиссии таможенного союза, наименований, адресов, оттисков печатей органов, уполномоченных заверять сертификаты.

В случае возникновения сомнений относительно достоверности сертификата или сведений, указанных в нем, а также сведений о происхождении товара таможенные органы могут обратиться в компетентные органы развивающейся или наименее развитой страны с мотивированной просьбой сообщить необходимую информацию. Льгота на такой товар предоставляется только после удовлетворительного ответа о достоверности (подлинности) сертификата или после предоставления надлежащим образом оформленного сертификата. Сертификат признается недействительным в следующих случаях:

  • не получен ответ в течение 6 месяцев относительно запрашиваемого сертификата;
  • имеются подтвержденные сведения от компетентных органов страны вывоза о том, что сертификат не выдавался или выдан на основании недействительных документов и (или) недостоверных сведений;
  • по результатам исследований, осуществленных таможенными органами страны ввоза, и (или) на основании информации, полученной по запросам, направленным в компетентные органы страны вывоза или страны происхождения товара, выявлено, что сертификат выдан в нарушение требований, установленных настоящими Правилами.

В конце статьи размещен сертификат формы А на русском и английском языках.

Надеемся, информация, размещенная в статье, позволит импортерам быть компетентным в вопросах предоставления льготы по уплате таможенной пошлины при ввозе товаров из развивающихся и наименее развитых стран.

Предлагаем при таможенном оформлении ввозимых товаров обратиться к нашим специалистам или по тел. +375 44 580 31 66.

Порядок применения тарифных преференций

Тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, а также стран образующих с Россией зону свободной торговли, на которые распространяется тарифный преференциальный режим, предоставляются только при условии непосредственной закупки таких товаров в этих странах и прямой поставки их на единую таможенную территорию государств таможенного союза.

Читать еще:  Что делать если нечем платить по ипотеке

1) Правило непосредственной закупки. Товар рассматривается как непосредственно закупленный, если импортер приобрел его у лица, зарегистрированного в установленном порядке в качестве субъекта предпринимательской деятельности в развивающейся или наименее развитой стране, из которой происходит такой товар и на которую распространяется тарифный преференциальный режим.

2) Правило прямой поставки. Прямой поставкой считается поставка товаров, транспортируемых из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, на единую таможенную территорию таможенного союза без провоза через территорию другого государства, то есть через территорию третьих стран. Возможен провоз товаров через территорию третьих стран вследствие географических, транспортных, технических или экономических причин, при условии, что товары в странах транзита, в том числе при их временном складировании на территории этих стран, находятся под таможенным контролем.

Правилу прямой поставки также отвечают товары, закупленные импортером на выставках или ярмарках, при выполнении следующих условий:

1) товары были поставлены с территории развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, на территорию страны проведения выставки или ярмарки и оставались под таможенным контролем при их проведении;

2) товары с момента их отправки на выставку или ярмарку не использовались в каких-либо иных целях, кроме демонстрационных;

3) товары ввозятся на единую таможенную территорию таможенного союза в том же состоянии, в котором они были отправлены на выставку или ярмарку, без учета изменений состояния товаров вследствие естественного износа либо убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения.[16]

Предоставление тарифных преференций напрямую зависит от страны происхождения товаров.

Согласно правилам определения страны происхождения товаров термин «страна происхождения товаров» означает — страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке в соответствии с критериями достаточной переработки товаров, установленными правилами определения страны происхождения. При этом под страной происхождения товаров могут пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров.

Товар считается происходящим из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, в следующих случаях:

1) когда он полностью произведен в данной стране;

2) когда он произведен в данной стране с использованием сырьевых материалов, полуфабрикатов или готовых изделий, происходящих из другой страны, или товаров неизвестного происхождения при условии, что такие товары подверглись в данной стране достаточной обработке или переработке.

Товарами, полностью произведенными в развивающейся или наименее развитой стране, на которые распространяется тарифный преференциальный режим, являются:

1) полезные ископаемые, добытые из недр страны, в ее территориальном море (водах) или со дна этого моря;

2) продукция растительного происхождения, выращенная или собранная в данной стране;

3) живые животные, родившиеся и выращенные в данной стране;

4) продукция, полученная в данной стране от выращенных в ней животных;

5) продукция, полученная в результате охотничьего и рыболовного промысла в данной стране;

6) продукция морского рыболовного промысла и другая продукция морского промысла, полученная судном данной страны;

7) продукция, полученная на борту перерабатывающего судна данной страны исключительно из продукции, указанной в 6 пункте;

8) продукция, полученная с морского дна или из морских недр за пределами территориального моря (вод) данной страны, при условии, что данная страна имеет исключительные права на разработку ресурсов этого морского дна или этих морских недр;

9) отходы и лом (вторичное сырье), полученные в результате производственных или иных операций по переработке в данной стране, а также бывшие в употреблении изделия, собранные в данной стране и пригодные только для переработки в сырье;

10) продукция высоких технологий, полученная в открытом космосе на космических объектах, если данная страна является государством регистрации соответствующего космического объекта;

11) товары, изготовленные в данной стране исключительно из продукции, указанной вышестоящими пунктами.[17]

Товар считается подвергшимся достаточной обработке или переработке в развивающейся или наименее развитой стране, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, если:

1) стоимость использованных в этом процессе товаров (сырьевых материалов, полуфабрикатов и готовых изделий), происходящих из других стран, на которые не распространяется тарифный преференциальный режим, или стоимость товаров неизвестного происхождения не превышает 50% стоимости товара, экспортируемого развивающейся или наименее развитой страной, на которую распространяется тарифный преференциальный режим;

2) товар подвергся обработке или переработке в нескольких развивающихся или наименее развитых странах, и стоимость использованных при этом товаров, происходящих из других стран, на которые не распространяется тарифный преференциальный режим, или товаров неизвестного происхождения не превышает 50% стоимости товара, экспортируемого одной из развивающихся или наименее развитых стран, на которую распространяется тарифный преференциальный режим;

3) товар произведен в одной из развивающихся или наименее развитых стран, на которые распространяется тарифный преференциальный режим, и подвергся обработке или переработке в другой, одной или нескольких развивающихся или наименее развитых странах, на которые распространяется тарифный преференциальный режим.

Товары (сырьевые материалы, полуфабрикаты и готовые изделия), вывезенные с единой таможенной территории государств таможенного союза в страну, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, и использованные там для производства товаров, подлежащих экспорту на единую таможенную территорию, рассматриваются как товары, произведенные в упомянутой развивающейся или наименее развитой стране-экспортере.

Стоимость товара, экспортируемого развивающейся или наименее развитой страной, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, определяется на базе цены франко-завод изготовителя товара согласно международным правилам толкования торговых терминов «Инкотермс», применяемым для таможенных целей членами таможенного союза.[18]

Также существуют особые случаи происхождения товаров. Приспособления, принадлежности, запасные части и инструменты, предназначенные для использования вместе с машинами, оборудованием, аппаратами или транспортными средствами, считаются происходящими из той же развивающейся или наименее развитой страны, на которые распространяется тарифный преференциальный режим, что и машины, оборудование, аппараты или транспортные средства, если такие приспособления, принадлежности, запасные части и инструменты ввозятся и используются совместно с указанными машинами, оборудованием, аппаратами или транспортными средствами в комплектации и в количестве, которые обычно поставляются с этими устройствами в соответствии с техническими документами.

Упаковка, в которой ввозится товар, считается происходящей из той же развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, что и сам товар, за исключением случаев, когда упаковка с учетом Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности подлежит декларированию отдельно от товара. В этом случае страна происхождения упаковки определяется отдельно от страны происхождения товара.

Если упаковка, в которой ввозится товар, считается происходящей из той же развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, что и сам товар, то для определения страны происхождения товара учитывается только та упаковка, в которой товар реализуется в розничной торговле.

При определении страны происхождения товары в разобранном или несобранном виде, поставляемые несколькими партиями из-за невозможности их отгрузки одной партией в силу производственных или транспортных условий, а также товары, партия которых разделена на несколько партий в результате ошибки, рассматриваются по желанию декларанта как единый товар.

Такое правило применяется при одновременном выполнении следующих условий:

1) предварительное уведомление таможенного органа страны ввоза о товарах в разобранном или несобранном виде, поставляемых несколькими партиями, или разделении товаров на несколько партий с указанием причин такого разделения, приложением спецификации каждой партии с указанием кодов товаров согласно Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, стоимости и страны происхождения товаров, входящих в каждую партию, либо документальное подтверждение ошибочности разделения товаров на несколько партий;

2) поставка всех партий товаров одним поставщиком из одной развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим;

3) декларирование всех партий товаров одному таможенному органу;

4) поставка всех партий товаров в рамках одного контракта;

5) поставка всех партий товаров в срок, не превышающий одного года с даты принятия таможенной декларации либо до истечения сроков ее подачи в отношении первой партии товаров. По мотивированному заявлению декларанта, в случае невозможности поставки всех партий товаров по причинам, независящим от получателя товара, эти сроки могут быть продлены таможенным органом на время, необходимое для поставки всех партий товаров, но не более одного года.[19]

При определении страны происхождения товаров происхождение используемых для их производства или переработки тепловой и электрической энергии, машин, оборудования и инструментов не учитывается.

В удостоверение происхождения товара из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, лицо, перемещающее товары, представляет декларацию о происхождении товара либо сертификат (далее — сертификат) по форме «А», принятую в рамках Общей системы преференций, которая заполняется в соответствии с Требованиями к оформлению деклараций-сертификатов о происхождении товара по форме «А».

Товары, происходящие из стран, образующих с Россией зону свободной торговли, представляют декларацию о происхождении товара или сертификат по форме СТ-1 для стран СНГ(ратифицировавшие соглашение), СТ-2 для Сербии, сертификат формы «А» для Черногории.

Источники:

http://cyberpedia.su/14x1e11.html
http://www.klerk.ru/law/articles/328893/
http://www.tks.ru/news/law/2007/04/18/0007
http://custom.by/razvivauschiesya-strany
http://lektsii.org/4-24125.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector