2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Содержание

Понятие мер социальной поддержки

Меры социальной поддержки. 1. Понятие льгот и мер социальной поддержки

1. Понятие льгот и мер социальной поддержки.

Льгот – особая форма распределения, которая заключается в предоставлении материальных благ/услуг с частичной уплатой стоимости или бесплатно.

Основания предоставления льгот:

1) специфические потребности отдельных граждан;

2) наличие у гражданина особых заслуг (герой СССР, участники ВОВ и т.д.);

3) претерпевание гражданами лишений (узники фашизма, репрессированные).

1) по содержанию:

A. право на первоочередное удовлетворение потребностей отдельных граждан;

B. повышение размеров обеспечения;

C. продление срока обеспечения;

D. снижение требований для предоставления обеспечения;

E. освобождение отдельных граждан от полной/частичной оплаты услкуг (например, за ЖКХ);

F. в форме натурального получения (путевки в санатории и т.д.)

A. герои СССР, РФ, социалистического труда;

B. полные кавалеры ордена славы/трудовой славы;

C. участники ВОВ;

E. пострадавшие от репрессий;

F. пострадавшие от радиационных/техногенных катастроф;

G. ветераны труда;

H. иные категории граждан.

Недостатки системы льгот:

ü большинство льгот не было обеспечено финансово;

ü отсутствовало четкое разграничение в полномочиях РФ, субъектов РФ и МО в части предоставления льгот;

ü большинство льгот носило натуральный характер – злоупотребления со стороны органов власти и фактическому непредоставлению льгот.

В связи с этим законодатель заменил слово «льготы» на слово «меры социальной поддержки», что оформлено ФЗ от 22.08.2004г.

Меры соц. поддержки – это вид социального обеспечения, состоящий в предоставлении гражданам определенных услуг, денежных выплат, а также материальных благ и услуг с частичной оплатой их стоимости или бесплатно.

Закон разграничил полномочия РФ и субъектов в части предоставления мер соц. поддержки.

К ведению РФ относятся:

Ø герои СССР, РФ, кавалеры полной и трудовой славы;

Ø инвалиды войны;

Ø бывшие узники фашизма;

Ø участники ВОВ;

Ø военнослужащие, проходившие военную службы не в действующей армии в период ВОВ;

Ø жители блокадного Ленинграда;

Ø члены семей погибших, инвалидов, участников войны и боевых действий;

Ø лица, пострадавшие от радиации;

В ведении субъектов РФ:

Ø ветераны труда;

Ø труженики тыла;

Ø реабилитированные лица и лица, пострадавшие от политических репрессий.

Меры социальной поддержки, предоставляемые федеральными органами гос. власти.

Правовое регулирования: ФЗ от 17.07.1999г. № 178 – ФЗ «О государственной социальной помощи»

Ø набор социальных услуг;

Ø ежемесячные денежные выплаты.

Набор соц. услуг включает:

§ обеспечение по рецептам врача лекарственными средствами, изделиями мед. назначения, а также спец. продуктами питания для детей – инвалидов;

§ предоставление при наличии мед. показаний путевки на санаторно – курортное лечение;

§ бесплатные проезд на пригородном железнодорожном транспорте к месту лечения и обратно.

Человек может отказаться от предоставления услуги и услуга будет заменена денежными выплатами (543, 84, 78)

Ежемесячные денежные выплаты:

1) Герои РФ, СССР, Кавалеры Ордена славы – 36тысяч 410 руб.;

2) инвалиды первой группы – 2162 руб./месяц;

3) инвалиды второй группы –

4) 3-й группы 1236 руб;

5) в следствии чернобыльской катастрофы – 1453

6) инвалиды войны 3088 руб.

7) участники ВОВ 2316 руб

8) награжденные знаком «жителю блокадного Ленинграда» — 1699 руб.

Все размеры в ФЗ № 72 – ФЗ от 2009 года.

Меры, предоставляемые органами власти субъектов РФ:

1) инвалидам и участникам ВОВ (дополнительно к мерам соц. поддержки от ФО гос. власти):

ü ежемесячное пособие на проезд на территории СО во всех видах пассажирского транспорта и на транспорте общего пользования. В случае отказа – 275 руб/месяц;

ü бесплатный проезд на территории СО на автотранспорте общего пользования междугородних маршрутов;

ü ежемесячное пособие на оплату жилья и коммунальных услуг;

2) женщинам, участницам ВОВ, не имеющим группы инвалидности:

ü предоставление раз в 2 года путевки в санаторно – курортное лечение, либо 1 тыс. руб.;

ü компенсация 100% расходов на оплату услуг по установке телефона;

3) для инвалидов с детства — компенсация 100% расходов на оплату услуг по установке телефона;

4) ветераны труда:

ü 50% на оплату жилого помещения и 50 % на оплату коммунальных услуг;

ü ежемесячное пособие за пользование услугами местной телефонной связи -152 руб. 75 коп.;

ü ежемесячное пособие на пользование услугами радио 16 руб. 28 коп.;

ü ежемесячное пособие на пользование услугами тел. вещания 54 руб;

ü обслуживание в Областных организациях здравоохранения, к которым лица прикреплены до выхода на пенсию ;

ü бесплатное изготовление/ремонт зубных протезов в гос/мун. лечебных учреждениях;

ü внеочередное оказание мед. помощи в Областных организациях здравоостранения;

ü ежемесячное пособие на проезд внутри города 275 руб.;

ü бесплатный проезд по территории СО на авто транспорте общего пользования;

ü оплата 50% стоимости проезда по территории СО на ж/д, водном транспорте пригородного сообщения.

5) труженики тыла: то же, что ветеранам труда +

ü 50% оплаты за лекарство;

ü бесплатное предоставление 1 раз в 2 года путевки в санаторное учреждение;

ü первоочередной прием в дома для престарелых и инвалидов;

ü бесплатное обеспечение протезно – ортопедическими изделиями по мед. показателям;

ü бесплатный проезд стоимости проезда по территории СО на ж/д, водном транспорте пригородного сообщения.

МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ

Понятие мер социальной поддержки

Понятия «социальная поддержка» и «меры социальной поддержки» появились с вступлением в силу Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»” и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”».

Данные термины сменили использовавшийся долгое время термин «льготы». Под льготами следует понимать предоставление отдельным категориям гражданам благ и услуг бесплатно или с частичной оплатой их стоимости.

Основной причиной нормативного закрепления социальной поддержки стало то, что большинство льгот не были подкреплены материально и оставались лишь декларированными.

Признаки мер социальной поддержки:

  • 1) устанавливаются в соответствии с нормами законов;
  • 2) гарантируются государством;
  • 3) назначаются отдельным категориям граждан (имеющим особые заслуги перед Родиной, имеющим специфические потребности, а также ранее претерпевавшим лишения);
  • 4) предоставляются как в денежной, так и в натуральной формах;
  • 5) предоставляются периодически (денежные выплаты – ежемесячно, натуральные выдачи – по мере необходимости);
  • 6) устанавливается как на определенный срок, так и бессрочно;
  • 7) цель – частичная компенсация дополнительных затрат граждан, а также поддержание здоровья граждан;
  • 8) размер денежных выплат определяется законами в твердой сумме.

С учетом выделенных признаков можно дать следующее определение понятия «социальная поддержка» – это самостоятельный вид социального обеспечения, состоящий в периодическом предоставлении отдельным категориям граждан денежных выплат и натуральных выдач с целью частичной компенсации дополнительных затрат граждан, а также поддержания здоровья граждан.

Все граждане, имеющие право на меры социальной поддержки поделены на две группы:

  • а) федеральные льготники:
    • – герои России (СССР), Социалистического труда, полные кавалеры ордена Славы и Трудовой Славы;
    • – инвалиды Великой Отечественной войны – бывшие узники фашизма;
    • – участники Великой Отечественной войны, бывшие узники фашизма – инвалиды;
    • – военнослужащие, проходившие военную службу не в действующей армии, а также лица, работавшие во время войны на военных объектах;
    • – лица, пережившие блокаду Ленинграда, ветераны боевых действий;
    • – члены семей погибших (умерших) инвалидов, участников войны и боевых действий;
    • – инвалиды;
    • – лица, пострадавшие от радиационных воздействий;
    • – почетные доноры;
  • б) региональные льготники:
    • – ветераны труда;
    • – труженики тыла;
    • – реабилитированные лица и лица, пострадавшие от политических репрессий.

Меры социальной поддержки, предоставляемые государственными органами РФ

Федеральным льготникам меры социальной поддержки предоставляются в виде:

  • – ежемесячных денежных выплат;
  • – набора социальных услуг;
  • – натуральных льгот.

Ежемесячные денежные выплаты

Размер ежемесячной денежной выплаты:

  • – героям РФ (СССР) или полным кавалерам ордена Славы – 50 085,35 руб.;
  • – инвалидам I группы – 2974,03 руб.;
  • – инвалидам II группы, детям-инвалидам – 2123,92 руб.;
  • – инвалидам III группы – 1700,23 руб.;
  • – инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы – 2123,92 руб.;
  • – участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами, – 4247,84 руб.;
  • – участникам Великой Отечественной войны – 3185,87 руб.;
  • – награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда» – 2337,13 руб.
Читать еще:  Сколько времени делают временную регистрацию в мфц

Почетным донорам устанавливается ежегодная денежная выплата в размере 11 728,0 руб.

Гражданам (в том числе временно направленным или командированным), принимавшим участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятым на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС предоставляются:

  • а) ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 493,74 руб.;
  • б) ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы и повлекшего утрату трудоспособности, в размере 774,34 руб. независимо от степени утраты трудоспособности (без установления инвалидности).

Гражданину, имеющему право на одновременное получение двух и более ежемесячных денежных выплат, предоставляется одна по его выбору (исключение: установление ежемесячной денежной выплаты гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне).

Ежемесячная денежная выплата назначается без учета районного коэффициента.

При осуществлении ежемесячной денежной выплаты территориальный орган Пенсионного фонда РФ:

  • – разъясняет гражданам нормы законодательства;
  • – принимает заявление об установлении ежемесячной денежной выплаты со всеми необходимыми документами;
  • – дает оценку сведениям, содержащимся в документах, представленных гражданином для подтверждения права на ежемесячную денежную выплату, а также оценку правильности оформления этих документов;
  • – регистрирует граждан, имеющих право на ежемесячную денежную выплату, в системе индивидуального (персонифицированного) учета;
  • – проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов;
  • – сличает подлинники представленных документов с их копиями, фиксирует выявленные расхождения;
  • – принимает решения о назначении ежемесячной денежной выплаты, распоряжения о перерасчете ее размера, а также решения об отказе в назначении (перерасчете) ежемесячной денежной выплаты на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных документов;
  • – производит начисление суммы ежемесячной денежной выплаты с учетом обстоятельств, влияющих на ее размер;
  • – производит зачет излишне выплаченных гражданину сумм ежемесячной денежной выплаты вследствие недобросовестности этого гражданина или счетной ошибки.

Индексация размера ежемесячной денежной выплаты производится в порядке и в сроки, установленные для индексации трудовых пенсий.

Письменное заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты граждане подают в территориальный орган Пенсионного фонда РФ.

Граждане могут обращаться за ежемесячной денежной выплатой в любое время после возникновения права на нее путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Граждане могут обращаться за ежемесячной денежной выплатой непосредственно либо через представителя.

Ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату.

Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда РФ заявления со всеми необходимыми документами.

Решение о назначении ежемесячной денежной выплаты выносится территориальным органом Пенсионного фонда РФ не позднее чем через 10 дней со дня приема этого заявления со всеми необходимыми документами.

Ежемесячная денежная выплата назначается на срок, в течение которого гражданин относится к категории лиц, имеющих право на ежемесячную денежную выплату, в соответствии с законодательством РФ.

Ежемесячная денежная выплата начисляется с учетом волеизъявления гражданина об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) или о возобновлении предоставления набора социальных услуг (социальной услуги).

Набор социальных услуг

В состав набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги:

  • 1) обеспечение необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;
  • 2) предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (длительность санаторно-курортного лечения в рамках предоставляемого гражданам набора социальных услуг в санаторно-курортном учреждении составляет 18 дней, для детей-инвалидов – 21 день, а для инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга – от 24 до 42 дней);
  • 3) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.

В случае если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение набора социальных услуг, то периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.

В случае если гражданин в течение календарного года утратил право на получение социальных услуг, периодом предоставления ему социальных услуг является период с 1 января до даты утраты гражданином права на получение социальных услуг.

Гражданин может отказаться от их получения набора социальных услуг путем обращения с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда РФ, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату.

Допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью, а также отказ от любой из услуг в отдельности.

Гражданин может до 1 октября текущего года подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления ему набора социальных услуг (социальной услуги).

Заявление о возобновлении предоставления набора социальных услуг (социальной услуги) подается до 1 октября текущего года на период с 1 января года, следующего за годом подачи заявления.

Гражданин может подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) или о возобновлении его предоставления в территориальный орган Пенсионного фонда РФ лично или иным способом. В последнем случае установление личности и проверка подлинности подписи гражданина осуществляются:

  • – нотариусом;
  • – органом (организацией), с которым у Пенсионного фонда РФ заключено соглашение о взаимном удостоверении подписей. Типовая форма указанного соглашения утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, содержит в себе следующую основную информацию:

  • 1) страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования;
  • 2) фамилию, имя, отчество, а также фамилию, которая была у лица при рождении;
  • 3) дату рождения;
  • 5) пол;
  • 6) адрес места жительства;
  • 7) серию и номер паспорта или удостоверения личности, дату выдачи указанных документов, на основании которых в указанный регистр включены соответствующие сведения, наименование выдавшего их органа;
  • 8) дату включения в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи;
  • 9) категорию, к которой относится гражданин;
  • 10) реквизиты документа, подтверждающего отнесение гражданина к соответствующей категории;
  • 11) иные сведения.

На оплату предоставления гражданину набора социальных услуг направляется 881,63 руб. в месяц, в том числе:

  • – на оплату лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов – 679,05 руб.;
  • – на оплату путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, – 105,05 руб.;
  • – на оплату бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно – 97,53 руб.

Сумма средств, направляемая на оплату предоставляемого гражданину набора социальных услуг (социальной услуги), подлежит индексации в порядке и сроки, которые установлены для индексации ежемесячных денежных выплат.

Сумма средств, направляемая на оплату предоставления набора социальных услуг, удерживается из состава начисленной гражданину ежемесячной денежной выплаты.

1. Понятие и виды социальной поддержки

Федеральным законом от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ понятие «льготы» и «меры социальной защиты» во многих нормативных правовых актах заменено термином «меры социальной поддержки». Этот закон разграничил финансовые обязательства по осуществлению социальной поддержки населения между Российской Федерацией и ее субъектами.

Финансирование мер социальной поддержки ветеранов труда, жертв политических репрессий, тружеников тыла, ветеранов военной службы и других категорий населения передано на уровень субъектов РФ.

Федеральный закон от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ установил, что при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации субъекты РФ и муниципальные образования должны соблюдать следующие принципы:

• обеспечить сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств;

• сохранить стабильность правового регулирования, чтобы поддержать доверие граждан к закону и действиям государства;

• предоставить гражданам возможность адаптироваться к изменениям в течение разумного переходного периода посредством установления временного регулирования общественных отношений;

• не допускать нарушения прав и свобод третьих лиц при осуществлении гражданами социальных прав и свобод.

Очень важно, чтобы студенты понимали значение указанных принципов и умели раскрыть их содержание.

Как указал Конституционный Суд РФ, по своему конституционно-правовому смыслу названные принципы предполагают обязанность РФ участвовать в финансировании субъектами РФ мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, на уровне не ниже сложившегося в соответствии с федеральным законодательством до 01.01.2005 г. (Определение Конституционного Суда РФ от 11.07.2006 г. № 353-О)

Читать еще:  Ржд пенсия работникам

В соответствии со ст.2 ФЗ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» под социальной поддержкой обозначают систему мер, обеспечивающую социальные гарантии инвалидам, за исключением пенсионного обеспечения. Эта система регулируется законами и иными нормативными правовыми актами. Аналогичное определение содержится в ст.4 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Таким образом, социальная поддержка заключается в предоставлении денежных выплат или натуральных благ в дополнение к основным видам социального обеспечения (пенсиям, пособиям). Следует согласиться с позицией М.В.Филипповой. Замена понятия «льготы» термином «социальная поддержка», имеющим иное содержание, «деформировала используемый в законодательстве о социальном обеспечении понятийный аппарат» (Филиппова М.В.

Современная система мер социальной поддержки распространяется на отдельные категории граждан и включает следующие виды (Приложение. Рис.43, 44.):

• ежемесячную денежную выплату;

• иные денежные выплаты;

• полное или частичное освобождение от оплаты коммунально-бытовых и других услуг;

• набор социальных услуг.

Меры социальной поддержки предоставляются без учета материального положения лиц, имеющих на них право.

Рисунок 43. Субъекты социальной поддержки

Рисунок 44. Меры социальной поддержки

2. Ежемесячная денежная выплата

Право на ежемесячную денежную выплату имеют следующие категории «федеральных льготников»:

1) инвалиды войны;

2) участники Великой Отечественной войны;

3) ветераны боевых действий;

4) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22.06.1941 г. по 03.09.1945 г. не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

5) лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

6) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;

7) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.

Если гражданин имеет одновременно право на получение ежемесячной денежной выплаты по нескольким основаниям, то назначается одна – более высокая по размеру.

Ежемесячная денежная выплата установлена в размерах:

1) инвалидам войны – 2683 руб.;

2) участникам Великой Отечественной войны – 2012 руб.;

3) ветеранам боевых действий и лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», – 1476 руб.;

4) военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22.06.1941 г. по 03.09.1945 г. не менее шести месяцев, военнослужащим, награжденным орденами или медалями СССР за службу в указанный период, и другим категориям, указанным в законе, – 805 руб.

Ежемесячная денежная выплата индексируется в порядке и в сроки, установленные Федеральным законом от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для индексации размера БЧ трудовой пенсии.

Ее выплата осуществляется территориальным органом ПФР.

Часть суммы ежемесячной денежной выплаты может направляться на финансирование предоставления набора социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан

Социальной поддержкой можно назвать меры, которые предпринимаются, чтобы удовлетворить социальные потребности человека. В перечень лиц, которые могут получить подобную поддержку, входит достаточно много людей, рассчитывающих на помощь со стороны государства.

Но, социальная защита предусматривается для лиц, не в состоянии позаботиться о себе самостоятельно, у которых возникли временные жизненные трудности и т.д. Рассмотрим подробнее само понятие социальной поддержки, а также категории людей, рассчитывающие на её получение.

Что такое социальная поддержка?

Меры социальной поддержки отдельных категорий граждан – гарантия, предоставляемая государством, что лица, оказавшиеся в затруднительном положении или относящиеся к особым категориям, получат помощь в материальном или натуральном виде. Гражданам, относящимся к особой группе, начисляют ежемесячные выплаты, предлагают пособия или предоставляют гуманитарную помощь.

Социальная поддержка может быть как на бессрочной, так и срочной основе, на протяжении определенного промежутка времени. Этот момент заранее оговаривается. По окончанию срока, если состояние гражданина не улучшилось или его социальный статус по-прежнему подразумевает необходимость в помощи, то срок поддержки продлят.

Какие категории граждан могут получить социальную поддержку?

Соответственно, не каждый человек может претендовать на социальную поддержку. Преимущественно к группам, которым предоставляется помощь со стороны государства, относятся малоимущие лица, инвалиды, федеральные и региональные льготники. В зависимости от их социального статуса, а также жизненной ситуации, предоставляется разная поддержка, как материальная, так и натуральная.

Малоимущие

Количество людей с финансовыми проблемами существенно возросло за последние пять лет. Это связано со многими аспектами: трудности в поиске работы, сокращение, отсутствие постоянного заработка или отсутствие физической возможности.

Но уклон особенно делается на следующие категории граждан:

  • Лица, имеющие детей. Малоимущие граждане с детьми представляют для государства особый интерес, поэтому их поддержка является приоритетным направлением. При рождении ребенка предоставляется материнский капитал, а также присутствуют ежемесячные пособия на содержание малыша. В дополнение можно получить льготы на медицинское обслуживание и бесплатный проезд в общественном транспорте.
  • Лица, оставшиеся без места жительства. К этой категории относятся военные, принимающие участие в боевых действиях, люди с ограниченными физическими возможностями, а также престарелые лица. С помощью государства они могут получить средства на приобретение жилища или же саму жилплощадь.
  • Осиротевшие дети. Сюда относятся отказники, дети, проживающие в приютах. По достижению 18-ти лет они могут рассчитывать на получение жилплощади в установленном порядке.

Преимущественно помощь малоимущим лицам осуществляется натуральная, но и предусмотрен целый ряд пособий.

Инвалиды

Лица с ограниченными физическими или умственными способностями (инвалиды) могут рассчитывать на различную социальную поддержку: бесплатную медицинскую помощь, реабилитацию, производство средств, которые облегчают ведение быта, получение жилплощади и, конечно же, пособия и денежные выплаты.

В зависимости от категории инвалидности будет происходить расчет оказываемой социальной поддержки.

Федеральные льготники

К федеральным льготникам относится группа лиц, которым предоставляется социальная помощь по разным причинам. Рассчитывать на этот вид помощи могут такие категории граждан:

  • герои СССР;
  • почетные обладатели ордена Славы;
  • лица, находящиеся в плену во время войны;
  • родственники или члены семьи участников боевых действий;
  • лица с ограниченными физическими или умственными способностями;
  • люди, пострадавшие от радиации;
  • лица, ставшие донорами (не все).

Преимущественным видом помощи является пособие, выплаты, в нередких случаях – обеспечение жилплощадью или улучшение жилищных условий.

Региональные льготники

Второй группой, которой положена социальная поддержка, являются региональные льготники. К ним относятся ветераны труда, ликвидаторы последствий катастрофы в ЧАЭС и труженики тыла.

На особом положении находятся ликвидаторы последствий катастрофы ЧАЭС. Они или члены их семьи могут претендовать на несколько ежемесячных выплат. Родственники пострадавших ликвидаторов могут рассчитывать только на одну ежемесячную выплату на бессрочной основе.

Социальная поддержка, предоставляемая федеральным и региональным льготникам, преимущественно осуществляется на бессрочной основе. Сроки устанавливаются только в исключительных случаях, когда состояние человека, требующего помощь, может улучшиться.

Какие есть дополнительные виды социальной поддержки

Дополнительная социальная помощь оказывается преимущественно не государством, а частными фондами, которые устраивают общественные сборы и после распределяют полученные средства между нуждающимися людьми в финансовом или гуманитарном виде.

Деятельность подобных фондов является исключительно добровольной, они не обязуются помочь каждому нуждающемуся, а делают это исходя из собственных соображений.

Со стороны государства также присутствует несколько дополнительных видов социальной поддержки. К примеру, осиротевшим детям и попавшим в приют, по достижению совершеннолетия предоставляется квартира или небольшой частный дом. Соответственно, процесс происходит в порядке живой очереди, ждать свою жилплощадь сиротам придется от 2-х месяцев до нескольких лет.

Еще один вид дополнительной помощи – льготная ипотека. Понижается процентная ставка, меньше сумма выплат, предоставление на более длительный срок. Поддержка предусмотрена молодым семьям.

Многодетные семьи могут получить небольшой земельный участок для дальнейшего строительства на нём. Более того, земля переходит к ним во владение на бессрочный период и будет передана по наследству их детям.

Существует особое пособие на погребение, которое также считается дополнительным видом социальной поддержки. Пособие является компенсацией расходов на похороны почивших родственников.

Финансовая поддержка осуществляется при поддержке Фонда социального страхования РФ или других компетентных организаций. Для получения выплаты необходимо подать некоторые документы и прошение на получение пособия.

Социальная поддержка населения: список служб и фондов

Социальная поддержка (социальная защита) населения – это комплекс мер, направленных на удовлетворение социальных потребностей человека. Особенно она важна для социально уязвимых категорий граждан: пенсионеров, инвалидов, участников ВОВ, многодетных семей, детей, оставшихся без родителей, работников вредных производств и т. д.

Меры по социальной поддержке населения

Оказание различных услуг, льготы и выплаты нуждающимся составляют основу социальной поддержки. Среди предпринимаемых мер большое значение для населения имеют:

  1. Выплата детских пособий.
  2. Действия, направленные на снижение безработицы.
  3. Установление и повышение минимального размера оплаты труда работникам, а также минимального уровня пенсий и стипендий.
  4. Меры по материальной поддержке многодетных семей.
  5. Усиление контроля за соблюдением прав человека, особенно в отношении уязвимых категорий граждан: детей, пенсионеров, инвалидов и т. д.
Читать еще:  Челябинск налог на недвижимость

Основным инициатором таких действий является государство.

Социальная поддержка населения включает такие меры, как:

  1. Обеспечение гарантий на предоставление бесплатных медицинских услуг.
  2. Обеспечение гарантий на предоставление бесплатных услуг в области образования.
  3. Гарантированную и своевременную выплату пенсий.
  4. Предоставление льгот для определенных категорий граждан.
  5. Социальное обслуживание и предоставление социальных услуг.
  6. Другие меры социальной поддержки населения.

Социальная поддержка включает в себя такие формы, как: социальная помощь, социальное страхование и социальное обеспечение.

Какие категории граждан могут рассчитывать на бесплатную социальную поддержку?

Социальная поддержка населения осуществляется в отношении следующих категорий нуждающихся:

  1. Дети. В основном, это пособия семьям с низким достатком, особенно многодетным, и услуги, направленные на поддержку таких семей и детей.
  2. Многодетные семьи могут также рассчитывать на выдачу удостоверения о многодетности семьи, а также на денежные выплаты, пособия, льготы по оплате ЖКХ и другие.
  3. Ветераны и инвалиды: различные услуги, денежные выплаты.
  4. Героям войны и труда.
  5. Все, кто имеет право на льготы: пенсионеры, учащиеся, работники государственных учреждений и т. д.
  6. Молодые семьи: жилищные программы.
  7. Люди с низким материальным достатком.

Особенности социальной помощи в России

Правительство России разрабатывает проекты по поддержке малоимущих граждан, не способных обеспечить себя своими собственными силами и средствами. Такая поддержка действует для людей любого возраста, пола и места проживания. Для того, чтобы ее получить, требуется наличие российского гражданства и документы, подтверждающие трудную жизненную ситуацию.

Сейчас система социальной поддержки граждан находится в состоянии формирования и постепенно превращается в самостоятельную многопрофильную отрасль государственного хозяйства. Сейчас в ней задействовано примерно 400 000 сотрудников и свыше 16 000 учреждений. Отделения социальной помощи есть почти в каждом городском районе. Такие центры существуют и в некоторых сельских поселках.

Социальная поддержка регулируется как федеральным, так и местным законодательством. Также есть негосударственные фонды социальной поддержки населения, которые функционируют на идейных началах.

Социальное страхование населения

Социальным страхованием называют один из видов социальной защиты населения, главная цель которого – выполнение конституционного права людей на материальную помощь в случае утраты здоровья или трудоспособности, безработицы и других подобных проблем.

Социальное страхование может быть коллективным, государственным или смешанным. В отличие от государственного, коллективное страхование организуется профсоюзами. По времени возникновения оно является более древним, чем государственное.

В России обязательное социальное страхование является одним из инструментов по реализации социальных программ государства. Оно финансируется из внебюджетных фондов социального страхования и других источников. Социальное страхование предусматривает выплаты государственных пособий и пенсий.

Среди пособий наиболее часто используется пособие по временной нетрудоспособности. Основанием для его выплат является выписка, получаемая в медицинском учреждении. Еще одним видом пособий является пособие по беременности и родам. Его размер приравнивается к размеру заработной платы. Также есть пособие по уходу за маленьким ребенком.

Среди других выплат можно выделить пособие по безработице, которое не пользуется популярностью у населения, вследствие чисто символического размера выплаты.

По каким направлением осуществляется поддержка?

В центрах социальной защиты населения любому желающему может быть уделено внимание, а меры помощи будут соответствовать той ситуации, в которой человек оказался. Наиболее часто в такие центры обращаются за помощью, связанной с материнством и детством. Многодетные семьи получают такие виды поддержки, как:

  • пособие по многодетности;
  • выплата материнского капитала по федеральной и региональной программам;
  • выдача земельных участков;
  • предоставление путевок в санатории;
  • для наименее обеспеченных семей предусмотрена ежегодная помощь.

В разных регионах этот список может несколько различаться, поэтому его следует уточнить в региональном отделении по месту проживания.

Определенный вклад в обеспечение реализации программ социальной поддержки вносит департамент труда. Его работники занимаются следующими мероприятиями:

  • отправкой на бесплатное обучение или курсы нуждающихся;
  • поиском места работы для выпускников, инвалидов и простых граждан;
  • работой над созданием дополнительных рабочих мест;
  • выплатами пособий по безработице.

Совсем другой вид государственной поддержки предназначается для пожилых людей и инвалидов. Прежде всего, это различные виды помощи на дому (уборка квартиры, доставка на дом продуктов), либо в условиях стационара. Во втором случае нуждающихся помещают в дома-интернаты, дома престарелых или пансионаты, где бесплатно оказываются различные услуги, в том числе реабилитационные и медицинские.

Дополнительные виды социальной помощи

Дополнительным видом социальной поддержки населения является распространение гуманитарной помощи среди нуждающихся граждан. Такая помощь оказывается частными фондами. Сбор пожертвований ведется среди бизнесменов и обычных граждан на добровольной основе.

Помощь по предоставлению квартиры может быть оказана сиротам после достижения ими 18-летнего возраста. На льготную ипотеку могут претендовать молодые семьи. Для многодетных семей предусмотрено выделение земельной площади под застройку жилья.

Источники финансирования социальной помощи

Финансирование мероприятий по социальной поддержке населения осуществляется по закону №131 («Закон о социальной поддержке»). Социальная помощь является одной из статей российского бюджета. При ее наполнении исходят из следующих затрат:

  • из общей потребности в социальной помощи у населения;
  • из затрат на обслуживание приоритетных направлений соц. расходов;
  • из примерного количества тех, кто получает адресную помощь;
  • из величины предполагаемой инфляции.

Для расчета используют, прежде всего, данные за предшествующий год, по которым определяется эффективность мероприятий. Местные фонды, которые не справляются с задачей социальной поддержки населения, могут обратиться за соответствующей помощью в федеральные органы. Управление расходами на социальную помощь является сложной задачей, решение которой до конца не отрегулировано.

Пособие на погребение

Это денежное пособие выплачивается в качестве компенсации расходов, связанных с похоронами умерших лиц. Размер данной выплаты соответствует величине затрат, связанных с организацией этого дела. Пособие по погребению предусмотрено Федеральным законом «О погребении и похоронном деле», но оно не может превышать 10 минимальных размеров оплаты труда. Условием для выплаты данного пособия является срок не более 6 месяцев со времени смерти.

Средства для выплаты пособия на погребение берутся из Фонда социального страхования РФ, Пенсионного фонда РФ, регионального бюджета субъектов РФ.

В 2015 году размер пособия на погребение составлял 5277 рублей.

Для выплаты пособия необходимо предъявить 4 документа: заявление на выплату пособия, справку о смерти, паспорт получателя пособия и документ, указывающий на отсутствие работы у умершего пенсионера.

Фонд социального страхования Российской федерации

Эта организация была создана 1 января 1991 года. В 2016 году бюджет фонда составлял 614,5 млрд руб. (0,78 % от ВВП страны).

Данный фонд выполняет следующие функции:

  • осуществляет выплату пособий по случаю временной нетрудоспособности, пособий, выдаваемых в связи с беременностью и родами, однократного пособия при рождении ребенка и при постановке на учет по случаю беременности;
  • осуществляет выплату пособий, связанных с профессиональными заболеваниями и травмами на производстве: единовременные и ежемесячные выплаты, оплата медицинских услуг и реабилитацию пострадавшего, финансирование мер по профилактике производственных травм и профессиональных заболеваний;
  • предоставление путевок в санатории и курорты, а также компенсацию связанных с этим транспортных расходов для льготных категорий граждан;
  • материальное обеспечение инвалидов специализированной техникой;
  • оплата сертификатов, связанных с родами.

Государственные органы социальной помощи населению

Департамент социальной поддержки населения имеет 2 основных подразделения: пенсионный отдел и отдел по трудовым и социальным вопросам. Также в его состав входит бухгалтерия.

Управление социальной поддержки населения реализует свои задачи и функции на основании «Положения об управлении социальной защитой населения». Городское управление социальной защитой населения – это муниципальный орган в составе администрации города, который подчиняется как непосредственно ей, так и отделу социальной поддержки населения администрации области или края.

Функции городского управления по социальной защите граждан

  1. Обеспечение реализации гос. политики в области труда, пенсионных выплат, поддержки инвалидов, пенсионеров, семьи и детей, а также функционирования системы социального обслуживания жителей.
  2. Взаимодействие с местными органами власти, внебюджетными государственными фондами, предприятиями, организациями, учреждениями, центрами связи, банками, общественными кооперативами и людьми. Деятельность управления базируется на законах РФ, указах и распоряжениях президента РФ, постановлениях правительства РФ и области (края), глав администрации области (края) и города, постановлениях, приказах и указах вышестоящего органа социальной поддержки и прочих актах.
  3. Создание, трансформация и ликвидация управления осуществляется в соответствии с решением органов местного самоуправления.
  4. Управление финансируется из бюджета города.
  5. Управление числится как юридическое лицо, имеющее свой счет, финансовый баланс, штампы, бланки, печать, собственное имущество и т. д.

Задачи центра социальной поддержки

Центр социальной поддержки населения призван решать следующие задачи:

  1. Разработка прогнозов социально-экономического развития.
  2. Разработка и реализация городских программ в области социальной помощи семьям, малообеспеченным категориям граждан, пожилым и инвалидам.
  3. Реализация законодательства РФ в части социальной поддержки населения.
  4. Организация поддержки ветеранов, детей, матерей, пожилых людей, а также тех, кто попал в тяжелую ситуацию.
  5. Реализация политики государства в части пенсионной реформы и обеспечения бесперебойной выплаты пенсий.
  6. Юридическая защита гражданских прав, а также гос. гарантий и интересов граждан.
  7. Реализация государственных программ в области социально-трудовых отношений.
  8. Решение вопросов, касающихся условий труда и его охраны.

В заключение

Таким образом, социальная поддержка граждан страны является неотъемлемой частью социальной политики, как федеральной, так и региональной. Прежде всего, помощь оказывается таким категориям граждан, как пенсионеры, ветераны, инвалиды, малоимущие, дети, семьи с низким достатком. Для реализации программ социальной помощи созданы специальные отделения – центры социальной поддержки населения района, которые работают в большинстве населенных пунктов РФ.

Источники:

http://mydocx.ru/4-20011.html
http://studme.org/53734/pravo/mery_sotsialnoy_podderzhki
http://lawbook.online/kniga-grajdanskoe-pravo-rossii/ponyatie-vidyi-sotsialnoy-21666.html
http://homeurist.com/semya/zakony/predostavlenie-mer-socialnoj-podderzhki-otdelnym-kategoriyam-grazhdan.html
http://businessman.ru/sotsialnaya-podderjka-naseleniya-spisok-slujb-i-fondov.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector