Положено ли военнослужащему земельный участок
Проблема предоставления земельных участков военнослужащим
Рубрика: 14. Экологическое, земельное, лесное, водное и воздухоохранное право
Дата публикации: 04.04.2017
Статья просмотрена: 1681 раз
Библиографическое описание:
Ширяева Я. Р. Проблема предоставления земельных участков военнослужащим [Текст] // Актуальные вопросы юридических наук: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. С. 102-105. URL https://moluch.ru/conf/law/archive/226/12153/ (дата обращения: 29.02.2020).
Проблема предоставления земельных участков военнослужащим является актуальной в настоящее время, т. к. действующее земельное законодательство в РФ, неполно регулирует отношения в сфере землепользования военнослужащих. Земельный кодекс Российской Федерации (далее ЗК РФ) принятый 28 сентября 2001 г. включает только лишь общие положения, относящиеся к землепользованию военнослужащих [1]. Помимо ЗК РФ предоставление земельного участка военнослужащим затронуто и Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
С 1 марта 2015 г. вступили в силу положения ФЗ от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [8]. Данным законом внесены изменения в ЗК РФ, ГК РФ.
В п.12 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» [2] закреплена возможность реализации военнослужащими права на получение земельных участков для строительства жилых домов. Военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту, и гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а также военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу за пределами территории РФ, в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, органы местного самоуправления вправе в первоочередном порядке выделять земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов.
В судебных делах, связанных с приобретением земельных участков военнослужащими при вынесении судебного решения, как правило, суды РФ обращаясь к норме, закрепленной в п. 12 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» не установлен льготный порядок предоставления земельных участков военнослужащим. Например, в решении Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 31 октября 2011 г. по делу N 2–2618/11 [3]. Льготный порядок предоставления земельных участков данной нормой отмечают что не установлен для индивидуального жилищного строительства, т. е. данная норма не содержит перечень предоставления земельных участков без проведения торгов, либо за меньшую плату, или бесплатного предоставления военнослужащим. Военнослужащий Кузнецов С. В. обратился в Волгоградский областной суд от 28 декабря 2011 г. N 33–12–175/2011 с исковым заявлением, в котором просит признать незаконным отказ в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, администрацией Кировского муниципального района города Волгоград. Администрация муниципального района приняла решение об отказе в принятии его на учет нуждающихся в получении земельного участка бесплатно. Суд при вынесении решения ссылался на п. 12 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в котором не предусматривается обязанность по предоставлению земельных участков военнослужащими в собственность бесплатно органами местного самоуправления. Исковые требования Кузнецова С. В.- не были удовлетворены.
Следовательно, суды РФ считают, что приобретение земельных участков военнослужащими связано с заключением договоров купли-продажи, аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства военнослужащим осуществляется в общем порядке на торгах в форме аукционов. Но в результате торгов реализовать принцип первоочередности предоставления земельных участков военнослужащим невозможно.
Федеральный закон «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливают основания приобретения земельных участков без торгов бесплатно.
ЗК РФ предусматривается, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, гражданам могут предоставляться: 1) за соответствующую плату; 2) бесплатно.
В ст. 1 ЗК РФ установлен один из основных принципов земельного законодательства — это платность использования земли. То есть любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных Федеральными законами и законами субъектов РФ.
Предоставление земельных участков без торгов закреплено в ЗК РФ в п. 2 ст. 39.3, ст. 39.5, п. 2 ст. 39.6, п. 2 ст. 39.10, где предусмотрено, право гражданам на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков осуществляется в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и др. Таким образом, военнослужащие, имеют право на первоочередное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства без проведения торгов.
Военнослужащие, заинтересованные в получении земельного участка, могут обращаться в администрацию муниципальных районов и городских округов, а также в многофункциональные центры.
В соответствии с подп. 14 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается с гражданами, имеющими право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с Федеральными законами, законами субъектов РФ без проведения торгов. Следовательно, военнослужащие имеют право претендовать на получение земельного участка в аренду в порядке, указанном выше, без торгов.
Особенностью заключения договора аренды в данном случае является то, что согласно п. 5 ст. 39.7 ЗК РФ размер арендной платы определяется не выше размера земельного налога, рассчитанного в отношении такого земельного участка. Срок, на который заключается договор аренды земельного участка, предоставленного гражданину для индивидуального жилищного строительства или в границах населенного пункта для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливается до 20 лет (подп. 3 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ).
В ст. 39.5 ЗК РФ перечисляются случаи бесплатного предоставления земельных участков гражданам из государственной или муниципальной собственности на основании решения уполномоченного органа. Предоставление земельных участков военнослужащим относится следующий пункт: “- отдельным категориям граждан, в случаях, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации».
В соотв. с п.2 ст. 39.19 ЗК в некоторых субъектах РФ приняты нормативные акты, предусматривающие предоставление земельных участков в собственность военнослужащим бесплатно, а именно: в соответствии с п.5 ст.1 областного Закона «О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области» — военнослужащим, уволенным в запас, и военнослужащим, имеющим выслугу 20 и более лет, не имеющим в собственности земельных участков, предоставленных им для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства (с правом возведения жилого дома) или дачного строительства (с правом возведения жилого строения или жилого дома), либо проживающим в индивидуальных жилых домах, но не являющимся собственниками данных жилых домов, — при условии постоянного проживания на территории Ленинградской области не менее пяти лет [4];
Законом Алтайского края «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» согл. п.4 ст.3 предусмотрено предоставление земельных участков военнослужащим, проходящим военную службу по контракту 10 лет и более, а также гражданам, уволенным с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более [7]; В областном Законе «О предоставлении земельных участков отдельным категориям граждан в собственность бесплатно на территории Нижегородской области» в п.2 ст.4 земельные участки предоставляются бесплатно военнослужащим, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более [5]; В законе Томской области «О земельных отношениях в Томской области» в подп.7 п.1 ст.7 гражданам, проживающим в сельской местности на территории Томской области, прошедшим военную службу по призыву или по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, вставшим на учет для получения земельного участка в течение одного года со дня увольнения с военной службы [6]. Перечень случаев бесплатного и льготного предоставления земельных участков военнослужащим является исчерпывающим. Остальные земельные участки могут быть приобретены в собственность и аренду на торгах, по цене аукциона согл. п.1 ст. 39.4 ЗК РФ.
Итак, предоставление земельных участков военнослужащим в собственность бесплатно, остается по-прежнему в ведении органов власти субъектов РФ, которые чаще всего не стремятся предоставлять вышеуказанной категории граждан земельные участки в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства в населенных пунктах или вблизи от них безвозмездно по льготным основаниям. Поэтому законодательство РФ, обязано обратиться к данной проблеме, и разрешить ее.
Предоставление земельных участков бесплатно для военнослужащих
Предоставление земельных участков бесплатно для военнослужащих в соответствии со ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих»
Военнослужащим – гражданам, проходящим военную службу по контракту, и гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а также военнослужащим – гражданам, проходящим военную службу за пределами территории Российской Федерации, в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, органы местного самоуправления вправе в первоочередном порядке предоставлять право на предоставление земельных участков либо на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы.
Уважаемые читатели! Наши статьи рассказывают о способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (800) 555-93-50. Это быстро и бесплатно!
В соответствии с Постановлением правительства от 09.02.2012г. № 108 «Об утверждении перечня отдельных категорий граждан, которые могут быть приняты в члены в жилищно — строительных кооперативов, создаваемых в целях обеспечения жильем граждан в соответствии с федеральным законом «О содействии развитию жилищного строительства» и федеральным законом «О введении в действие земельного кодекса РФ» и и оснований включения указанных граждан в списки граждан, имеющих право быть принятыми в члены таких кооперативов», военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, в том числе проходящие военную службу за пределами территории Российской Федерации, при наличии следующих оснований в совокупности:
а) у гражданина отсутствует земельный участок, предоставленный исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления для индивидуального жилищного строительства на праве собственности или аренды после введения в действие Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”;
б) гражданин не является участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих;
в) гражданин принят федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям, которые установлены ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также указом Президента Российской Федерации, и состоит на таком учете – в случае подачи ходатайств, предусмотренных частью 6.3 статьи 11 Федерального закона “О содействии развитию жилищного строительства”, в Фонд. В случае подачи в Фонд ходатайств, предусмотренных частью 6.1 статьи 11 этого Федерального закона, основание, указанное в настоящем подпункте, не применяется.
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:
+7 (800) 555-93-50 (Регионы РФ)
+7 (495) 317-12-91 (Москва)
+7 (812) 429-74-51 (Санкт-Петербург)
Если у вас остались вопросы не освещенные в данной статье, вы можете получить бесплатную онлайн консультацию юриста на нашем сайте.
Предоставления земельных участков военнослужащим
Выделение земли военным пенсионерам и военнослужащим – это отличная возможность для офицеров запаса построить жилой дом на собственном участке земли или же заняться в дальнейшем фермерским хозяйством, а военным просто улучшить свое благосостояние. Однако претендовать на такие субсидии могут не только те лица, которые уже достигли пенсионного возраста, но и некоторые другие. Процедура оформления является достаточно длительной и сложной, но процент отказов при условии правильного оформления пакета документов невелик. Наша юридическая помощь военнослужащим поможет решить не только вопрос с получением земли, но и иную проблему в военных делах в суде и досудебном административном порядке: профессионально и в срок.
Кому положена земля?
Предоставление земельных участков военнослужащим, уволенным в запас, осуществляется по строго определённым правилам. Во-первых, необходим стаж, не менее 15 календарных лет. Некоторые привилегии имеют граждане, которые проходили службу в неблагоприятных климатических и экологических условиях.
Земля военнослужащим предоставляется и в том случае, если они были уволены в связи с изменением численности штата в той или иной части, в связи с расформированием и перегруппировкой войск.
Также право на получение земельного участка получают граждане, которые ушли со службы в связи с серьезным ухудшением состояния здоровья. Этим категориям лиц придётся предоставить соответствующие справки о причинах своего увольнения. Кроме того, земля военным пенсионерам и перечисленным категориям офицеров предоставляется исключительно единоразово. Если уже был получен участок от государства по другой программе, претендовать на новый нельзя.
Процедура предоставления земельных участков военнослужащим
- У
знать, положена ли земля военнослужащим конкретной категории, можно узнать в местной администрации. Сюда же направляется заявление и все необходимые документы, а их немало.
- Также предстоит решить вопрос с типом земли и ее местонахождением. Земля уволенным военнослужащим может предоставляться как для строительства жилого дома и ведения частного хозяйства, так и исключительно для целей предпринимательства, создания фермы и агропредприятия. При этом участок не обязательно должен находиться в том же субъекте страны, где подано заявление, гражданин имеет право выбирать.
- После решения этого вопроса и определения конкретного участка получатель его должен подготовить кадастровый план, земля военнослужащим предоставляется только при заблаговременном согласовании дальнейших планов на использование.
- Местный орган обязан оповестить собственников соседних участков о смене владельца.
- После этого составляется акт совместно с администрацией, остается только подать необходимые документы на внесение изменений в государственный кадастр.
Если Вам требуется юридическая помощь военнослужащим и уволенным в запас, то обращение к нашему военному адвокату – правильный выбор на все 100 %. Звоните и мы начнем решать задачу вместе уже сегодня.
ВНИМАНИЕ : смотрите видео с советами, как получить жилье военнослужащим, расторгнуть контракт и отстоять свое право. Подпишитесь на наш канал YouTube и через комментарии к ролику Вы сможете бесплатно советоваться с военным юристом по решению своей проблемы.
Как получить землю военнослужащим в 2019 году? Отвечают эксперты +Видео
Вопрос регулирования отношений в сфере использования земельных участков военнослужащими является актуальным уже достаточно продолжительное время.
В актуальной версии Земельного Кодекса РФ от 28.09.01 освещены лишь общие моменты, относящиеся к вопросу землепользования для военнослужащих. Еще одним документом, который регулирует данный вопрос, является Федеральный закон № 76 от 27.05.1998 «О статусе военнослужащего». Федеральный закон № 171 «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ» от 23.06.14 внес некоторые поправки в существующие документы и закрепил для военнослужащих право на получение участков земли под строительство домов.
На основании положений закона на сегодняшний день органы местной власти имеют право первоочередного предоставления земельных участков под строительство жилых домов для следующих категорий военных.
Нормативно – правовая база вопроса
- Военнослужащие, проходящие в данные момент контрактную службу с общим стажем службы более 10 лет,
- Военнослужащие, уволенные в запас по состоянию здоровья, в связи с организационными изменениями или по выслуге лет, при общем стаже службы более 10 лет,
- Военнослужащие, проходившие службу за границами РФ,
- Военнослужащие, проходившие службу в условиях Крайнего Севера, а так же местностях в неблагоприятными климатическими или экономическими условиями.
Кроме военнослужащих претендовать на получение бесплатных земельных участков могут участники ВОВ и других боевых действий по защите границ СССР, ветераны ВС РФ, члены семьи военнослужащего, погибшего или умершего в результате выполнения служебных обязанностей, неработающие военные пенсионеры.
Благодаря вступлению в силу закона «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» у военнослужащих появилось законное право на приобретение земельных участков в собственность без торгов, как на платной, так и на бесплатной основе.
Условия предоставления земельного участка военнослужащим
- Наличие статуса военнослужащего и срока службы, достаточного для участия в программе (может отличаться для разных субъектов РФ),
- Военнослужащий не должен быть участником накопительной-ипотечной системы обеспечения жильем военнослужащих,
- У военнослужащего не должно быть в собственности иных земельных участков, предоставленных по ИЖС государством,
- Военнослужащий должен состоять на учете, как нуждающийся в улучшении жилищных условий, в том числе за счет оформления договора социального найма жилья.
Какие земельные участки предоставляются военнослужащим?
Военнослужащим могут быть предоставлены в бесплатное владение или пользование участки, которые относятся в государственной или муниципальной собственности:
- Для индивидуального строительства, ведения дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства или садоводства. Нормы данных участков устанавливаются органами местной администрации, они находятся в пределах от 0.10 Га до 0.25 Га.
- Для ведения крестьянского хозяйства после завершения службы. Нормы таких участков установлены законами и нормативными актами для каждого субъекта РФ в отдельности.
ВАЖНО: Изменения Земельного Кодекса РФ коснулись и срока предоставления земельных участков. На данный момент времени участки земли не предоставляются в пожизненное наследуемое владение. Это не касается тех участков, которые были получены во владение до вступления в силу изменений Земельного Кодекса.
Порядок получения земельного участка
Военнослужащий может обратить для получения участка с соответствующим заявлением в органы местной администрации или МФЦ.
Первым шагом в получение военнослужащим земельного участка будет выделение этого участка из общих земель муниципалитета путем проведения кадастровых работ.
В случае, если участок уже выбран и согласован с органами местного самоуправления, то военнослужащий направляет для рассмотрения соответствующее заявление – ходатайство о предоставлении выбранного участка земли с указанием его размера и целей планируемого использования.
Работа по формированию участка земли включает в себя подготовку проекта границ выбранного участка, проведение межевания на местности, определение вида разрешенного использования участка, определение состояния технических инженерных коммуникаций. В случае если выбранный участок уже имеет установленный вид землепользования, то в заявлении важно отметить, что оно не будет меняться.
На сегодняшний день специальной формы подобного заявления законами не предусмотрено. Оно может быть составлено в произвольной письменной форме. На практике образы или бланки подобных заявлений можно получить в органах местного самоуправления, которые занимаются решением вопросов предоставления земельных участков.
К подаваемому заявлению должны быть приложены следующие документы:
Документы, которые являются обоснованием для получения данной льготы, например, военный билет, служебный контракт и так далее,
- Документы, подтверждающие отсутствие у заявителя иного участка земли в собственности под постройку дома или ведения приусадебного хозяйства,
- Кадастровый план участка.
Кроме заявления на получение земельного участка, военнослужащий должен подготовить заявление на проверку имеющихся технических коммуникаций на участке, для того чтобы получить разрешение соответствующих инстанций на проведение строительных работ. После получения всех необходимых одобрений военнослужащий должен оформить акт, в котором будет представлена информация о выбранном земельном участке для строительства. Для постановки участка на кадастровый учет потребуется соответствующее заключение кадастрового инженера, план межевания участка.
В некоторых случаях земельный участок может быть реализован только посредствам проведения торгов, аукциона или конкурса.
Сама по себе процедура, которая описана выше, потребует достаточно большого количества времени для получения всевозможных согласований. Уменьшить временные затраты позволит выбор земельного участка, который уже находиться на кадастровом учете.
Особенностью заключения договора об использование земельного участка военнослужащими является то, что в качестве платы устанавливается сумма равная земельному налогу на выбранный участок земли.
Договор аренды в данном случае может быть заключен на срок до 20 лет. Если говорить о получении военнослужащими земельных участков на бесплатной основе, то данный вопрос регулируется статье 39.5 ЗК РФ. В которой имеется отсылка к иным нормативно-правовым актам, в том числе и отдельных субъектов РФ, относительно предоставления бесплатных земельных участков некоторым категориям граждан. Такие документы приняты в Московской и Ленинградской областях, Алтайском крае, Нижегородской, Новосибирской и Томской областях, Чувашии, а так же в некоторых других субъектах РФ. Условия предоставления стоит уточнять именно в документах регионального уровня, так как в разных областях России предъявляются разные требования к сроку службы, причинам увольнения в запас, срокам получения льготного земельного участка.
Земельный участок для военнослужащих из земель военного ведомства
Отдельно стоит рассмотреть вопрос о предоставление в пользование земли для военнослужащих из земель оборонного ведомства. Постановление правительства в марте 2006 года было утверждена возможность предоставлении неиспользованных участков земли, принадлежащих военному ведомству, для военнослужащих для ведения личного подсобного хозяйства и садоводства. Такие земли предоставляются во временное пользование военнослужащим на условиях аренды.
Временно неиспользуемые участки определяются путем проведения инвентаризации. Правила проведения инвентаризации установлены Федеральным законом от 01.01.01 года «О землеустройстве». На практике проведением инвентаризации занимается специально созданная гарнизонная инвентаризационная комиссия.
Временно неиспользуемыми участками признаются такие участки, которые более чем три года не используются под строительство, подготовку или поддержание готовности ВС РФ, а так же для ведения разработок, производства или ремонта военной или специальной техники, хранения боеприпасов, создания мобилизационных хранилищ и так далее. На основании проведенной инвентаризации составляется перечень временно неиспользуемых земельных участков, в котором отражаются сведения о расположение участка, его площади, наличии прав на разрешенное использование, а также наличие возможных ограничений для использования конкретного участка.
К составленному списку прилагается проект границ земельных участков. Инвентаризация проводиться ежегодно и составленный перечень неиспользованных земель направляется до 1 мая заместителю Министра обороны РФ, которые и принимает решение о возможности их предоставления в пользование военнослужащим в соответствии с назначением участка.
Военнослужащие, заинтересованные в предоставлении земельного надела, обращаются в отделение Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по месту расположения земельного участка с соответствующим заявлением. В заявление указывается информация о выбранном участке земли, его площади, расположении и требуемом виде землепользования. Решение о выдаче участка принимается в срок до 14 дней. Отказ в рассмотрении заявления может последовать в случае, если требуемый вид землепользования не соответствует имеющемуся на участке.
В случае положительного решения в обязанности военнослужащего входит подготовка кадастрового плана участка, с учетом имеющихся границ выбранного надела. После предоставления подготовлено плана в течение недели Федеральное агентство заключает с заявителем договор на аренду или бессрочное пользование выбранным земельным участком. Договор в последствие может быть продлен, если от Министерства обороны не поступает запроса на необходимость в данном земельном участке.
Итоги
Как видим, сложностей в земельном законодательстве России в отношении предоставлении военнослужащим земельных участков не мало. Ситуация усложняется постоянным обновлением законодательных актов, а так же наличие региональных особенностей осуществления политики в отношении предоставления земли военнослужащим. Поэтому при возникновении запроса на получение земельного участка военнослужащим стоит получить актуальную информацию от опытного юриста в данном вопросе.
Определение ВК Верховного Суда РФ от 11 февраля 2010 г. N 205-В10-9 Гарантировать реализацию права на жилое помещение военнослужащему, имеющему земельный участок для жилищного строительства, может только предоставление ему целевой безвозмездной финансовой помощи из федерального бюджета. Военнослужащий либо лицо, уволенное с военной службы, могут быть сняты с учета в случаях получения от государства безвозмездной финансовой помощи на строительство жилья либо завершения жилищного строительства за счет собственных либо заемных средств. Поскольку истец безвозмездную финансовую помощь на строительство жилого дома не получал, суд сделал вывод о восстановлении истца в списке лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий
Определение ВК Верховного Суда РФ от 11 февраля 2010 г. N 205-В10-9
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Крупнова И.В. и судей Соловьева А.И., Шалякина А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 11 февраля 2010 г. надзорную жалобу Института береговой охраны Федеральной службы безопасности России (далее Института) Белкова В.В. о пересмотре в порядке надзора кассационного определения судебной коллегии по гражданским делам Северо-Кавказского окружного военного суда от 10 июня 2009 г., связанного с восстановлением запаса Мозолева В.М. в списке лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Шалякина А.С., объяснение представителя Института Резникова В.В. в обоснование доводов надзорной жалобы и мнение старшего военного прокурора управления Главной военной прокуратуры полковника юстиции Гаврилова А.В., полагавшего необходимым кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Северо-Кавказского окружного военного суда оставить без изменения, а надзорную жалобу – без удовлетворения, Военная коллегия установила:
решением Новороссийского гарнизонного военного суда от 15 мая 2009 г. признан законным и обоснованным протокол заседания жилищной комиссии войсковой части (Институт береговой охраны ФСБ России) от 26 февраля 2009 г. N . утвержденный командиром воинской части, о снятии Мозолева В.М. с учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, со ссылкой на положение п. 5 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ в связи с получением им в 1994 году в соответствии с постановлением Главы сельской администрации с. . района . земельного участка для индивидуального строительства жилого дома.
Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Северо-Кавказского окружного военного суда от 10 июня 2009 г. по жалобе заявителя названное судебное решение отменено и принято новое решение, обязывающее командира войсковой части . и жилищную комиссию части восстановить Мозолева и членов его семьи (6 чел.) в списке лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое было исполнено жилищной комиссией Института береговой охраны ФСБ России (протокол от 29 июля 2009 г. N 47).
Определением судьи того же суда от 14 августа 2009 г. . Института БО ФСБ России Белкову В.В. отказано в удовлетворении надзорной жалобы, однако последний в надзорной жалобе в Военную коллегию Верховного Суда РФ считает кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам окружного военного суда незаконным и необоснованным в связи с нарушением норм материального права.
В обоснование этого . Института указывает в жалобе, что исключение Мозолева из списка лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, является законным, поскольку ему по личному заявлению постановлением Главы Супсехской сельской администрации Анапского района Краснодарского края от 11 февраля 1994 г. N 16 был выделен земельный участок, площадью . га. для строительства жилого дома, который он не достроил к моменту увольнения в запас.
По мнению Белкова В.В., решение жилищной комиссии было принято в соответствии с требованиями п. 5 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, согласно которому лица, получавшие земельные участки для индивидуального жилищного строительства, снимаются с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, поэтому кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Северо-Кавказского окружного военного суда от 10 июня 2009 г. подлежит отмене.
Данное гражданское дело истребовано из Новороссийского гарнизонного военного суда и определением судьи Верховного Суда РФ от 11 января 2010 г. надзорная жалоба . Института береговой охраны ФСБ России вместе с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.
Рассмотрев материалы гражданского дела и обсудив доводы надзорной жалобы и возражения на нее, Военная коллегия приходит к следующим выводам.
Как установил суд первой инстанции, постановлением Главы Супсехской сельской администрации Анапского района Краснодарского края, 11 февраля 1994 г. Мозолеву, как военнослужащему, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, был предоставлен земельный участок размером . соток для строительства жилого дома.
С 22 октября 2004 г. Мозолев, признанный ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья и имеющий общую продолжительность военной службы более 20 лет, включен в списки на получение жилья по месту службы во внеочередном порядке.
В декабре 2004 г. Мозолев уволен с военной службы по состоянию здоровья, а 26 февраля 2009 г. решением жилищной комиссии войсковой части заявитель и члены его семьи (всего 6 чел.) сняты с учета лиц, нуждающихся в жилье, на основании п. 5 ч. 1 статьи 56 ЖК РФ, поскольку Мозолеву был предоставлен в установленном порядке от органа местного самоуправления земельный участок для строительства жилого дома.
С учетом этого обстоятельства и со ссылкой на данную норму закона гарнизонный военный суд пришел к выводу о правомерности снятия Мозолева с учета и отказал в удовлетворении требований о признании незаконным утвержденного командиром части указанного решения жилищной комиссии.
Отменяя это решение гарнизонного военного суда и принимая новое решение о восстановлении Мозолева и членов его семьи в списках лиц, нуждающихся в получении жилых помещений, суд кассационной инстанции указал в определении, что гарантировать реализацию права на жилое помещение военнослужащему, имеющему земельный участок для жилищного строительства, может только предоставление ему целевой безвозмездной финансовой помощи из федерального бюджета, которая была предусмотрена Федеральным законом “О статусе военнослужащих” до 1 января 2005 г. Поэтому военнослужащий либо лицо, уволенное с военной службы, могут быть сняты с учета в случаях получения от государства безвозмездной финансовой помощи на строительство жилья либо завершения жилищного строительства за счет собственных либо заемных средств.
Поскольку Мозолев безвозмездную финансовую помощь на строительство жилого дома не получал, окружной военный суд сделал вывод, что суд первой инстанции неправильно отказал ему в удовлетворении заявленных требований.
Этот вывод судебной коллегии по гражданским делам Северо-Кавказского окружного военного суда, по мнению Военной коллегии, соответствуют обстоятельствам дела и, вопреки утверждению в надзорной жалобе, основан на правильном применении и толковании норм материального права.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ “О статусе военнослужащих” военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., и совместно проживающим с ними членам их семей, по истечении первых пяти лет военной службы предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
Поскольку первые пять лет военной службы у Мозолева истекли в 1988 году, он имел право на получение жилья по договору социального найма.
Указанной нормой закона также установлены способы обеспечения жильем, одним из которых до 1 января 2005 г. являлось предоставление военнослужащему средств для покупки (строительства) жилого дома, то есть безвозмездной финансовой помощи.
Кроме того, действовавшая до 1 января 2005 г. редакция ст. 22 Закона РФ от 24 декабря 1992 г. N 4218-1 “Об основах федеральной жилищной политики” предоставляла гражданам право на приобретение в установленном порядке земельных участков для жилищного строительства независимо от наличия у них другого жилого помещения, в том числе в других населенных пунктах.
Снятие с жилищного учета военнослужащих-граждан в случае предоставления земельного участка для строительства жилого дома действовавшим до 1 марта 2005 г. Жилищным кодексом РСФСР не предусматривалось.
Данное основание снятия с жилищного учета установлено п. 5 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, следовательно, до 1 марта 2005 г. препятствий для нахождения гражданина на жилищном учете в случае предоставления ему земельного участка для индивидуального жилищного строительства не имелось.
Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 6 ЖК РФ, акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным правоотношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
В самом же ЖК РФ нормы, которая устанавливала бы возможность применения этого Кодекса к правоотношениям, возникшим до введения его в действие, не содержится.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ “О введении в действие ЖК РФ” граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п.п. 1 , 3-6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений названной части.
Исходя из системного толкования норм ЖК РФ следует прийти к выводу, что граждане, принятые на жилищный учет в соответствии с ЖК РСФСР, могут быть сняты с такого учета по указанным выше основаниям только в случае, если данные основания возникли после 1 марта 2005 г.
Иное толкование противоречило бы Конституции Российской Федерации и позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в его судебных актах от 4 декабря 2007 г. N 965-О-П , 15 мая 2006 г. N 5-П , согласно которым изменение механизма предоставления социальных гарантий не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления.
Таким образом, Северо-Кавказский окружной военный суд пришел к правильному выводу о том, что снятие Мозолева, имеющего земельный участок для индивидуального жилищного строительства, с жилищного учета не может считаться законным и обоснованным, так как при таких обстоятельствах обеспечение Мозолева и членов его семьи жильем не гарантировано.
Следовательно, Мозолев подлежал снятию с жилищного учета только в случае получения им безвозмездной финансовой помощи либо завершения строительства жилого дома на земельном участке за счет собственных или заемных средств.
Правовые последствия не признания нуждающимся в получении жилья или улучшении жилищных условий военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, установлены также в п.п. 2 п. 10 “Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства”, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. N 1054 (в редакции постановления Правительства РФ от 14 ноября 2007 г. N 778).
ГАРАНТ:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо “п.п. 2 п. 10″ имеется в виду ” п.п. б п. 10 “
На основании данной нормы не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или в улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, только в случае, если они осуществляют строительство индивидуального жилого дома и получили на эти цели социальные выплаты от соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с требованиями ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
В надзорной жалобе . Института каких-либо доводов, влекущих отмену оспариваемого судебного решения, не содержится.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 390 ГПК РФ, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:
кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Северо-Кавказского окружного военного суда от 10 июня 2009 г. по гражданскому делу по заявлению Мозолева В.М. оставить без изменения, а надзорную жалобу . Института береговой охраны Федеральной службы безопасности России Белкова В.В. – без удовлетворения.
Судья Верховного Суда РФ
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Источники:
http://moluch.ru/conf/law/archive/226/12153/
http://www.cherlock.ru/articles/imeet-li-pravo-voennosluzhashchij-na-poluchenie-zemelnogo-uchastka
http://katsaylidi.ru/article/predostavleniya-zemelnyih-uchastkov-voennosluzhaschim
http://iuristonline.ru/voennoe_pravo/kak-poluchit-zemlyu-voennosluzhashhim-godu-otvechayut-eksperty-video.html
http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/1697555/