0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Финансирование из бюджета

Бюджетное финансирование в Российской Федерации

Получателями бюджетных средств в РФ могут быть предприятия всех форм собственности, участвующие как в реализации целевых государственных программ, так и осуществляющие собственные проекты, если они удовлетворяют предъявляемым государством требованиям и успешно прошли конкурсный отбор. Условия и порядок конкурсного отбора подобных проектов определяются законодательными актами РФ.

Бюджетному финансированию присущ ряд принципов, наиболее важными из которых являются:

Þ получение максимального экономического и социального эффекта при минимуме затрат;

Þ конкурсный отбор инвестиционных проектов для финансирования с учетом их экономической эффективности и приоритетности;

Þ целевой характер использования бюджетных ресурсов;

Þ выделение средств на возвратной и, как правило, возмездной основах и др.

Участник, победивший в конкурсе, имеет право выбора формы государственной под­держки, которая может осуществляться путем пре­доставления бюджетных инвестиций, бюджетного кредита, государственных гарантий, инвестиционного налогового кредита.

Расходы на финансирование бюджетных инвестиций предусматриваются бюджетом соответствующего уровня при условии включения их в федеральную (региональную) целевую программу либо в соответствии с решением органа исполнительной власти РФ, ее субъекта или органа местного са­моуправления.

Предоставление бюджетных инвестиций влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалент­ную часть уставных капиталов и имущества объектов.

Подобные инвестиции включаются в проект бюдже­та только при наличии надлежащего технико-экономического обоснования, соответствующей проектно-сметной документации, плана переда­чи земли и сооружений, а также подготовленного договора меж­ду Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления и указанным юридическим лицом об участии РФ, ее субъекта или му­ниципального образования в собственности получателя инвестиций.

Бюджетный кредит может быть предоставлен на условиях возмездности, возвратности и наличия у заемщика соответствующего обеспечения. В качестве обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита могут выступать банковские гарантии, пору­чительства, залог имущества, в том числе в виде акций, иных цен­ных бумаг, паев, в размере не менее 100% предоставляемого кредита. Обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую сте­пень ликвидности, а его оценка осуществляется в соответствии с законодательством.

Обязательным условием предоставления бюджетного кредита яв­ляется проведение предварительной проверки финансового состоя­ния получателя бюджетного кредита уполномоченным органом.

Бюджетный кредит может быть предоставлен только субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или юридическому лицу, которые не имеют просроченной задолженности по денежным обязательствам перед соответствующим бюджетом (публично-правовым образованием), а для юридических лиц – также по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации, за исключением случаев реструктуризации обязательств (задолженности).

Заемщики обязаны вернуть бюджетный кредит и уплатить проценты за пользование им в порядке и сроки, установленные условиями предоставления кредита и (или) договором.

Проверка целевого использования бюджетного кредита осуществляется органами государственной власти и местного самоуправления, обладающими соответствующими полномочиями.

При выявлении недостаточности имеющегося обеспечения исполнения обязательств или существенного ухудшения финансового состояния гаранта или поручителя обеспечение исполнения обязательств заемщика подлежит полной или частичной замене в целях приведения его в соответствие установленным требованиям. При неспособности заемщика представить иное или дополнительное обеспечение исполнения своих обязательств, а также в случае нецелевого использования средств бюджетного кредита он подлежит досрочному возврату.

При невыполнении заемщиком, гарантом или поручителем своих обязательств по возврату бюджетного кредита, уплате процентов и (или) иных платежей, предусмотренных заключенным с ним договором, уполномоченные органы, или уполномоченное лицо по их поручению, принимают меры по принудительному взысканию просроченной задолженности, в том числе по обращению взыскания на предмет залога.

Предоставление государственных или муниципальных гарантий осуществляется в соответствии с полномочиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления на основании закона о бюджете на очередной финансовый год, решений Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации муниципального образования, а также договора о предоставлении государственной или муниципальной гарантии.

Обязательным условием предоставления гарантии является проведение анализа финансового состояния получателя, предоставления им надлежащего обеспечения и отсутствие у него просроченной задолженности по денежным обязательствам перед государством или муниципальным образованием, по обязательным платежам в бюджетную систему РФ, а также неурегулированных обязательств по государственным или муниципальным гарантиям, предоставленным ранее.

Предоставление государственной или муниципальной гарантии, а также заключение договора о предоставлении государственной или муниципальной гарантии осуществляется после представления в уполномоченный орган документов согласно перечню, устанавливаемому указанным органом.

Анализ финансового состояния заемщика в целях предоставления государственной или муниципальной гарантии осуществляется соответственно Министерством финансов Российской Федерации или финансовым органом муниципального образования.

Правительство РФ вправе принимать решения о предоставлении государственных гарантий в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и плановый период[133]. Министерство финансов РФ вправе принимать решения о предоставлении государственных гарантий в размере и в случаях, установленных законом о федеральном бюджете на соответствующий год и плановый период и принятыми в соответствии с ним актами Правительства РФ.

В акте Правительства РФ о предоставлении государственной гарантии должны быть указаны: лицо, в обеспечение исполнения обязательств которого предоставляется государственная гарантия; предел обязательств по государственной гарантии; основные условия государственной гарантии.

В условиях мирового финансового кризиса 2008-2009 гг. государственные гарантии по кредитам стали важнейшим инструментом поддержки инвестиционных программ российских корпораций. Общий объем госгарантий, выданных в 2009 году почти 100 системообразующим предприятиям, превысил 200 млрд руб. Основными получателями гарантий стали предприятия автопрома («АвтоВАЗ», «ГАЗ», «КАМАЗ», «Соллерс»), холдинга «Металлоинвест», строительного комплекса (группа «ПИК», «Главстрой», СУ155), военно-промышленного комплекса, транспортной отрасли, банковского сектора и др.

В 2014 году для этих целей было предусмотрено около 700 млрд руб. Однако с учетом неблагоприятной политической обстановки эта сумма была значительно увеличена.

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором предприятию при наличии оснований, указанных в НК РФ, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Таким образом, в его основе лежат принципы сроч­ности, платности и возвратности.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль, а также по региональным и местным налогам на срок от одного года до пяти лет. Его получатель вправе уменьшать свои платежи по соответствующему налогу в течение срока действия договора.

Уменьшение производится по каждому платежу соответствующего налога, по которому предоставлен инвестиционный налоговый кредит, за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной соответствующим договором. Конкретный порядок уменьшения налоговых платежей определяется заключенным договором об инвестиционном налоговом кредите.

В соответствии с НК РФ основанием для получения такого кредита являются:

1) проведение организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами и (или) повышение энергетической эффективности производства товаров, выполнения работ, оказания услуг;

2) осуществление организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;

3) выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению;

4) выполнение организацией государственного оборонного заказа;

5) осуществление организацией инвестиций в создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности, в том числе многоквартирных домов, и (или) относящихся к возобновляемым источникам энергии, и (или) относящихся к объектам по производству тепловой энергии, электрической энергии, имеющим коэффициент полезного действия более чем 57 процентов, и (или) иных объектов, технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации;

6) включение организации в реестр резидентов зоны территориального развития в соответствии с Федеральным законом «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.12.2011 N 392-ФЗ.

По пунктам 1 и 5 инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на сумму кредита, составляющую 100% стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого исключительно для перечисленных целей. По второму и четвертому пункту – на суммы кредита, определяемые по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией.

В каждом отчетном периоде (независимо от числа договоров об инвестиционном налоговом кредите) суммы, на которые уменьшаются налоговые платежи, не могут превышать 50 процентов от соответствующих платежей по данному налогу, определенных по обычным правилам. При этом накопленная в течение налогового периода сумма кредита не может превышать 50 процентов суммы налога, подлежащего уплате за этот налоговый период. Если накопленная сумма кредита превышает предельные размеры, на которые допускается уменьшение налога для данного отчетного периода, то разница между этой суммой и предельно допустимой суммой переносится на следующий отчетный период.

Решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль (доход) предприятия в части, поступающей в бюджет субъекта РФ, принимается финансовым органом субъекта РФ.

Законом субъекта РФ и нормативными правовыми актами, принятыми органами местного самоуправления по региональным и местным налогам, могут быть установлены иные основания и условия предоставления инвестиционного налогового кредита, включая сроки его действия и ставки процентов.

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на основании заявления предприятия и оформляется договором установленной формы.

Договор об инвестиционном налоговом кредите должен предусматривать порядок уменьшения налоговых платежей, сумму кредита (с указанием налога, по которому организации предоставлен инвестиционный налоговый кредит), срок действия договора, начисляемые на сумму кредита проценты, порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов, документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство, ответственность сторон.

Форма договора устанавливается органом исполнительной власти, принимающим решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита. Для его получения предприятие должно предоставить в соответствующий орган следующие документы:

Þ заявление налогоплательщика;

Þ бизнес — план инвестиционного проекта;

Þ данные о предполагаемых сроках и источниках погашения инвестиционного налогового кредита;

Þ расчет налога, по которому возможно предоставление инвестиционного налогового кредита, заверенный налоговой инспекцией;

Þ баланс и отчет о прибылях и убытках за предыдущий отчетный период и по итогам предшествующего получению инвестиционного налогового кредита года;

Þ документы об имуществе, которое является предметом залога или поручительство;

Þ справка налоговой инспекции об отсутствии задолженности по текущим платежам в бюджет города;

Þ копии учредительных документов налогоплательщика, заверенные нотариально, либо органом, осуществившим регистрацию организации (устав, учредительный договор, свидетельство о регистрации, протокол о назначении директора);

Þ расчет бюджетной эффективности при реализации инвестиционного проекта.

При этом необходимо отметить, что одному налогоплательщику может быть предоставлено несколько инвестиционных налоговых кредитов, но при этом по каж­дому бизнес-плану может быть выдан толь­ко один кредит, хотя и по нескольким на­логам одновременно.

Несмотря на привлекательность данного инструмента бюджетного финансирования, за прошедшее десятилетие он не получил должного развития в РФ. Поэтому и при составлении бизнес-плана, и при рас­чете экономической эффективности при­влечения инвестиционного нало­гового кредита следует проанализировать целесообраз­ность его использования по сравнению с альтернативными вариан­тами финансирования, а также оценить сте­пень прозрачности бизнеса заемщика и соблюдения им требований законодательства о налогах и сборах РФ.

Как правило, инвестиционный налоговый кредит берут крупные корпорации. Например, в 2003 году данным инструментом воспользовалось ОАО «Балтийский судостроительный завод» в целях реализации программы модернизации производства. При этом общий объем инвестиций составил около 1 млрд. руб., а сумма налогового кредита 145 млн. руб. сроком на 7 лет.

В настоящее время для российских корпораций открылась возможность получения государственного финансирования из специальных фондов – резервного, ФНБ, ПФР и др.

Читать еще:  После проведения соут что делать

Порядок формирования и использования средств подобных фондов устанавливается Правительством РФ.

На получение средств из таких фондов могут претендовать проекты, реализация которых соответствует приоритетам социально-экономического развития РФ и невозможна без участия государства.

Прочими формами государственной поддержки корпораций являются: софинансирование, предоставление различных гарантий, участие в капитале и др.

Бюджетное финансирование в любых его формах приводит к снижению стоимости капитала и является одним из наиболее дешевых и выгодных способов привлечения средств. К его недостаткам следует отнести ограниченность по срокам и объемам, а также сложность и длительность получения.

Бюджетное финансирование: понятие, определение и формы

Одним из важных процессов государственного значения является бюджетное финансирование. В его основе лежат определенные принципы, которые позволяют унифицировать правила выделения ассигнований, сделать их простыми и понятными.

Финансирование осуществляется из бюджетов всех уровней, оно может быть как безвозмездным, так и возвратным.

Деньги могут выделяться не только на нужды организаций или для разработки масштабных проектов. Часто из бюджета субсидируется население.

Кто бы ни был получателем бюджетного финансирования, со стороны государственных органов обязательно осуществляется контроль над правильностью его выделения и расходования. В случае выявления нарушений виновные несут административную и уголовную ответственность.

Понятие бюджетного финансирования

Для выполнения государственных заказов, программ, содержания учреждений и организаций всегда выделяется денежное обеспечение. Его предоставление называется бюджетным финансированием.

Государственные ассигнования могут полностью покрывать расходы получателя средств. Это может касаться отдельных учреждений (дома культуры, общеобразовательные школы), структур (армия, полиция), органов управления (государственный аппарат).

Некоторые предприятия, отрасли и даже люди получают ассигнования из системы бюджетного финансирования частично. Эти средства идут только на отдельные программы. Тратить такие деньги не по назначению запрещается.

Принципы

В основе бюджетного финансирования лежат четыре константы, определяющие правила выделения средств:

  1. Безвозвратность. Получатели государственных ассигнований не должны отдавать назад то, что потратят, или платить проценты за пользование деньгами. Средства выделяются абсолютно даром. Исключение составляет возвратное финансирование, которое осуществляется в рамках некоторых государственных инвестиций.
  2. Целевое использование. Все финансы даются получателям под конкретные заранее обусловленные расходы (например, на зарплату, стипендии, питание, покупку оборудования, ремонт). Если деньги потрачены на другие цели, не те, что запланированы, то виновные обязательно наказываются.
  3. Существование лимита. Средства финансируются только в пределах существующих бюджетных обязательств. Они рассчитываются на основании ассигнований, выделяемых ранее, либо соответствуют количественным и качественным плановым показателям. Бюджетное финансирование сверх установленного лимита запрещается законом.
  4. Эффективность. Все бюджетные ассигнования должны тратиться так, чтобы их использование было максимально обоснованным, полезным и экономным. В случае обнаружения проверяющими органами заведомо завышенных показателей финансирования виновные лица наказываются, а средства возвращаются в бюджет.

Принципы бюджетного финансирования обязательны для выполнения всеми получателями ассигнований. Их соблюдение строго контролируется, что закреплено на законодательном уровне.

Источники

Происхождение средств, идущих на финансирование, может быть различным. Выделяемые деньги могут до этого аккумулироваться на различных счетах:

Источники бюджетного финансирования утверждаются на определенный период. Федеральное наполнение может черпаться из внешних источников и внутренних. К первым относятся:

  • государственные займы;
  • кредиты международных финансовых структур, организаций, правительств других стран.

Источники регионального и местного уровней могут быть только внутренними. Это – внутригосударственные займы, ссуды, кредиты, поступления средств от продажи имущества, корректировка остатков на счетах.

При возникновении бюджетного дефицита источником финансирования становится Центральный банк. Иногда покрытие недостатка ассигнований происходит путем осуществления денежной эмиссии, однако такой вариант не слишком эффективен, так как вызывает инфляцию.

Способы и формы

За счет бюджетного финансирования может осуществляться различная степень покрытия расходов. Возможно полное их возмещение и частичное:

  • Система «брутто-бюджет» применяется для получателей, которые целиком находятся на содержании государства. В этом случае за счет бюджетного финансирования происходит полное покрытие текущих и капитальных затрат, а также всех расходов, возникающих в процессе деятельности.
  • Способ финансирования «нетто-бюджет» предусматривает выделение средств лишь на какую-то заранее утвержденную цель.

Существуют различные формы бюджетного финансирования:

  • средства для работы учреждений, организаций;
  • ассигнования для оплаты государственных и муниципальных контрактов, заключенных с юридическими и физическими лицами;
  • трансферты населению (пособия, пенсии, компенсации, стипендии);
  • дополнительные средства, необходимые для покрытия расходов, возникших из-за решений государственных органов;
  • ссуды, субсидии, дотации, субвенции;
  • деньги, идущие на погашение различных внутренних и внешних долгов;
  • кредиты.

Главное назначение любой формы бюджетного финансирования – покрытие расходов в пределах утвержденных показателей. Выделение ассигнований свыше лимитированных цифр строго запрещено.

Сметное финансирование

Каждое бюджетное учреждение и организация имеет главный финансовый документ. Он называется сметой. В этом документе расписаны и утверждены все планируемые расходы предприятия в денежном эквиваленте.

Все цифры, записанные в смете, должны быть обоснованными. Они рассчитываются по существующим отраслевым нормативам и группируются по кодам бюджетной классификации. Сумма поступлений от государства должна покрывать запланированные расходы.

Финансирование бюджетных учреждений осуществляется в строгом соответствии с утвержденными показателями сметы. Плановые цифры могут изменяться. В этом случае в смету вносятся корректировки, и распределение ассигнований осуществляется с учетом новых данных.

Субвенция и дотация

Государственное бюджетное финансирование дается не только учреждениям, но и органам власти. Оно может быть в форме дотации и субвенции. В обоих случаях средства выделяются из вышестоящего бюджета нижестоящему, однако имеются и существенные различия:

  • Дотация – не подразумевает целевого ограничения направляемых средств. Деньги выделяются общей сумой в случае недостаточного наполнения минимального уровня бюджета нижестоящего уровня. По кодам расходов ассигнования распределяются уже самим получателем.
  • Субвенция – бюджетное финансирование, дающееся с конкретной целью. Ассигнования должны быть освоены в определенный срок, который устанавливается в решении о выделении средств. В случае нецелевого или несвоевременного использования субвенция в отличие от дотации подлежит возврату.

Государственное финансирование инвестиций

В любой стране существуют объекты, имеющие большое значение для экономики. Инвестиционное финансирование бюджетных средств осуществляется в стратегических целях. Оно решает общегосударственную задачу по экономической поддержке различных отраслей хозяйства.

Инвестиции могут быть безвозмездными и возвратными. Однако даже при необходимости отдачи средств получение такого бюджетного финансирования считается очень выгодным. Ведь процентная ставка, определяемая государством, гораздо ниже того вознаграждения, которое требует банк при выделении кредита.

Субсидия

Бюджетное финансирование может предоставляться юридическим и физическим лицам в качестве безвозмездной поддержки. Такая помощь именуется субсидией. Она может выдаваться не только деньгами, но и другими материальными благами (продуктами, оборудованием).

  • безвозвратно;
  • только для целевого использования;
  • по принципу софинансирования.

Деньги могут выделяться на научные исследования, для переоборудования производственных помещений, с целью повышения квалификации кадров. Бюджетное финансирование используется для возмещения льготных кредитов, осуществления страхования вкладчиков, налоговых возвратов.

Субсидии часто выделяются малообеспеченным людям и молодым семьям. Они включают предоставление жилья, помощь в оплате коммунальных услуг.

Контроль над бюджетным финансированием

Правильность и обоснованность выделения всех ассигнований обязательно проверяется. Надзор за бюджетным финансированием осуществляется инспектирующими органами, которые верифицируют соблюдение законодательства не только распорядителями средств, но и их получателями.

Контроль над финансированием из бюджета осуществляется путем:

  • проведения проверок обоснованности запрашиваемого финансирования;
  • выявления нецелевого использования средств;
  • предупреждения нарушений.

Полномочия осуществления подобных мероприятий имеет Министерство финансов, налоговая служба, органы казначейства, страховой и финансово-бюджетный надзор. При обнаружении нарушений могут применяться различные принудительные меры:

  • списание сумм в пользу бюджета;
  • взыскание процентов, пени, штрафов.

Кроме того, за нарушение бюджетного законодательства существует уголовная ответственность.

Discovered

О финансах и не только…

Бюджетное финансирование

Бюджетное финансирование (budget financing) — предоставленное в безвозвратном порядке денежное обеспечение, выделение (ассигнование) денежных средств из государственного (местного) бюджета на расходы, связанные с осуществлением государственных заказов, выполнением государственных программ, содержанием государственных организаций.

Бюджетное финансирование осуществляется в форме выделения денежных средств (бюджетных ассигнований) по определенному назначению для достижения общегосударственных целей или для покрытия расходов отраслей, предприятий, организаций, находящихся на полном либо частичном государственном денежном обеспечении. Например, за счет средств государственного и местного бюджетов осуществляется содержание государственного аппарата, органов управления, армии, полиции, суда, частично организаций, учреждений науки, культуры, образования, здравоохранения и т.п.

Бюджетное финансирование осуществляется в соответствии с установленными принципами путем использования специальных форм и методов предоставления бюджетных средств; в ходе бюджетного финансирования действует государственный финансовый контроль за целевым, экономным и эффективным расходованием денежных средств.

Принципы бюджетного финансирования можно подразделить на:

  • общие, касающиеся всех бюджетополучателей;
  • частные, определяющие порядок предоставления бюджетных средств предприятиям, организациям и учреждениям в зависимости от их организационно-правовой формы и метода ведения хозяйства.

К общим принципам относят:

  • соблюдение законности финансирования (отпуск бюджетных средств может происходить только на основе утвержденного бюджета и сводной бюджетной росписи);
  • целевой характер предоставления бюджетных средств;
  • выделение средств в пределах лимитов бюджетных обязательств, признанных органом, исполняющим бюджет, и с учетом использования ранее отпущенных бюджетных ассигнований.

К частным относят принципы, различающиеся в зависимости от того, кому и на какие цели предоставляются бюджетные средства. Так, для бюджетных учреждений действует принцип зависимости объема финансирования от установленных норм и фактически достигнутых показателей по сети, штатам и контингентам.

Бюджетные средства могут предоставляться в следующих формах финансирования:

  • ассигнования различного рода (на содержание бюджетных учреждений; на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых по государственным и муниципальным контрактам; на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти; и др.);
  • трансферты населению и нижестоящим бюджетам;
  • бюджетные кредиты юридическим лицам (в том числе налоговые кредиты, отсрочки, рассрочки и т.п.);
  • инвестиции;
  • ссуды, дотации, субвенции, субсидии;
  • средства на обслуживание долговых обязательств;
  • кредиты иностранным государствам и др.

Отечественная система бюджетного финансирования в 90-е гг. претерпела существенные изменения по сравнению с системой бывшего СССР:

  • значительно сокращены объемы бюджетного дотирования предприятий на основе совершенствования механизма дотирования — бюджетные средства стали выделяться под конкретные виды продукции и на строго определенное время;
  • деятельность конкретных предприятий финансируется в рамках целевых программ;
  • средства выделяются в пределах бюджетных обязательств, признанным органом, исполняющим бюджет, и установленных лимитов;
  • введено бюджетное кредитование с использованием принципов платности и возвратности.

Порядок предоставления средств из бюджета зависит от организационно-правового статуса предприятия, организации, учреждения. Например, финансирование бюджетных учреждений производится в безвозвратном порядке в строгом соответствии с назначениями, предусмотренными в их годовых с поквартальной разбивкой сметах и в меру выполнения установленным им государственных (муниципальных) заданий. При этом учитываются изменения, вносимые в смету в установленном порядке, и соблюдаются все требования финансово-бюджетной дисциплины.

Бюджетное финансирование казенных предприятий (заводов, фабрик, хозяйств) производится в соответствии с планом-заказом и планом развития. Средства казенным предприятиям выделяются из бюджета на:

  • выполнение государственных инвестиционных программ, НИОКР, содержание объектов социальной инфраструктуры;
  • компенсацию убытков от выполнения плана-заказа;
  • проведение конверсионных мероприятий и т.д.

Неиспользованные бюджетные средства по истечении года казенные предприятия обязаны возвращать в бюджет.

По государственным и муниципальным унитарным предприятиям, основанным на праве хозяйственного ведения и функционирующим на коммерческих началах, бюджетное финансирование частично может осуществляться на условиях платности и возвратности; на таких же условиях бюджетные средства предоставляются негосударственным коммерческим предприятиям, выигравшим конкурс инвестиционных проектов. Их расходы финансируются в пределах сумм, утвержденных по бюджету на соответствующий год. На платной и возвратной основах финансируются специфические мероприятия, особо выделяемые в составе бюджетных расходов.

Методы бюджетного финансирования, отражающие расходование бюджетных средств, включают:

  • списание денежных средств с единого счета бюджета в размере подтвержденного бюджетного обязательства в пользу физического и юридического лиц;
  • зачет денежных средств (при условии наличия задолженности бюджетополучателя по неналоговым платежам в бюджет).

Бюджетное финансирование должно шире использоваться, с одной стороны, для поддержания достигнутого уровня социально-культурного обслуживания населения, с другой — для достижения оптимальной структуры отраслей с учетом социальных приоритетов. При этом важно, чтобы в бюджете любого уровня размеры и сроки поступления денежных средств точно соответствовали требованиям бюджетного финансирования, чтобы не было задержек с финансированием из-за несвоевременного и неполного поступления средств в бюджет. Пустая казна, нарушающая бюджетное финансирование, — не только результат кризисного состояния экономики, но и свидетельство просчетов, допущенных в управлении государственными и муниципальными финансами, в том числе из-за несбалансированности бюджета и недостаточной обоснованности устанавливаемых лимитов финансирования, которые не должны превышать сумм реально поступающих доходов. При снижении поступлений бюджетных доходов или источников покрытия дефицита в процессе исполнения бюджета в бюджетном финансировании может предусматриваться режим сокращения расходов бюджета или режим блокировки расходов.

Читать еще:  Уход за пожилыми родителями

Бюджетное финансирование

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО
Договорные обязательства, подлежащие исполнению за счет средств федерального бюджета

В соответствии со ст. 215 БК РФ в Российской Федерации устанавливается казначейское исполнение бюджетов. Казначейское исполнение подразумевает исполнение бюджетов путем поэтапного соблюдения последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования. В настоящее время организация, осуществление и контроль исполнения федерального бюджета осуществляется через территориальные органы федерального казначейства (ст. 164 БК РФ), одной из функций которых является учета договорных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета.

Статьей ст.119 Федерального Закона РФ «О федеральном бюджете на 1999 год» от 22 февраля 1999 года N 36-ФЗ установлено, что заключение организациями и учреждениями, финансируемыми из федерального бюджета на основании смет доходов и расходов, договоров, исполнение которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, производится в пределах утвержденных им ассигнований из федерального бюджета.

Во исполнение положений указанной статьи Правительством РФ было утверждено Положение об учете территориальными органами федерального казначейства обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета (Постановлением Правительства РФ от 15 июля 1999 г. N 806).

Как предусмотрено указанным Положением, учреждения, финансируемые из федерального бюджета, обязаны представлять в территориальные органы федерального казначейства договоры на поставку продукции (работ, услуг) и иные документы об обязательствах, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета по кодам экономической классификации расходов бюджетов РФ. Органы федерального казначейства обеспечивают учет обязательств, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, в соответствии с Правилами учета территориальными органами федерального казначейства обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета (утв. Приказом Минфина РФ от 13.08.99 N 55н).

Целью учета договорных обязательств в органах казначейства является проведение непосредственно перед принятием какого-либо денежного обязательства за счет федерального бюджета контроля за тем, отпущены ли субъекту, заключающему договор, соответствующих финансовых полномочий, ограниченных лимитом бюджетных обязательств, установленных по каждому коду бюджетной классификации, и является элементом казначейского исполнения бюджета. Учет договорных обязательств, подлежащих исполнению за счет бюджета, предназначен для достижения сбалансированности принятых на себя бюджетным учреждением обязательств и обеспеченного бюджетного финансирования на текущий финансовый год.

Учет бюджетных обязательств предполагает, что заключаемые бюджетными учреждениями договора, подлежащие оплате за счет средств федерального бюджета, проверяются органами федерального казначейства на предмет наличия достаточных лимитов финансирования по соответствующим кодам бюджетной классификации. При наличии выделенных лимитов, объем которых не может быть превышен принятыми денежными обязательствами, бюджетные обязательства принимаются к учету.

Фактически указанный механизм ограничивает исполнение договорных обязательств, заключенных организациями, финансируемыми за счет средств федерального бюджета на основании смет доходов и расходов, пределами утвержденных таким организациям ассигнований из федерального бюджета. Предъявленные учреждениями платежные документы по оплате договоров и исполнению иных обязательств сверх доведенных им в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств, не подлежат исполнению органами федерального казначейства за счет средств федерального бюджета текущего финансового года.

Учет бюджетных обязательств органами федерального казначейства и контроль за их расходованием бюджетных средств в пределах утвержденных лимитов и ассигнований является механизмом реализации принципа бюджетной системы «обеспеченности бюджетных расходов и платежей». Суть данного принципа заключается в том, что расход не может превышать выделенного лимита финансирования по соответствующему коду бюджетной классификации.

В связи с этим организации, финансирование которых производится за счет средств федерального бюджета, принимая на себя гражданские обязательства по исполнению заключаемого договора, обязаны исходить из доведенных им в установленном порядке лимитов бюджетных организаций.

Отметим, что учет бюджетных обязательств органами федерального казначейства какого-либо гражданско-правового значения не имеет. При превышении лимитов бюджетных обязательств и непринятии к учету соответствующего договора органом федерального казначейства такой договор все равно сохраняет свою юридическую силу в полном объеме устанавливаемых им прав и обязанностей.

Возможность заключения договора сверх лимита бюджетных обязательств на текущий финансовый год по соответствующему коду бюджетной классификации Российской Федерации подтверждается п.4 Положения об учете территориальными органами федерального казначейства обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета. Такие договоры, заключенные с превышением остатка лимита бюджетных обязательств, подлежат первоочередному учету в следующем году за счет лимитов бюджетных обязательств нового финансового года. Вместе с тем игнорирование указанной особенности исполнения рассматриваемых договоров может привести организацию к гражданско-правовой ответственности за нарушение сроков исполнения обязательств.

Таким образом, учет возникающих у финансируемой из средств федерального бюджета организации обязательств, возникающих из хозяйственных договоров, позволяет проводить текущий контроль за исполнением бюджета, но, как было отмечено выше, не имеет гражданско-правового значения и не влияет на их юридическую действительность.

Учет территориальными органами федерального казначейства обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета

Процедура осуществления учета, необходимые для этого документы и другие вопросы регламентированы Положением об учете территориальными органами федерального казначейства обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета (Постановлением Правительства РФ от 15 июля 1999 г. N 806) и Правилами учета территориальными органами федерального казначейства обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета (утв. Приказом Минфина РФ от 13.08.99 N 55н).

Необходимые документы. Учет договоров на поставку продукции осуществляется органом федерального казначейства, в котором учреждению открыт лицевой счет. В данный орган федерального казначейств организация представляет оригинал договора и его копию. К договору прилагается заверенная главным бухгалтером и руководителем учреждения расшифровка, указывающая сумму договора в структуре кодов бюджетной классификации Российской Федерации (с указанием главы, раздела, подраздела, целевой статьи, вида расхода и кодов экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации) [1] .

Орган федерального казначейства производит сопоставление указанной в договоре суммы с ее расшифровкой и неиспользованного учреждением лимита бюджетных обязательств по конкретному коду бюджетной классификации Российской Федерации.

Условия принятия федеральным казначейством на учет обязательства. Бюджетные обязательства принимаются на учет, если на момент представления договора на поставку продукции в орган федерального казначейства у учреждения имеется достаточный свободный остаток лимита бюджетных обязательств по коду бюджетной классификации Российской Федерации. Объем свободного остатка по коду бюджетной классификации Российской Федерации определяется как разница между установленным учреждению лимитом бюджетных обязательств на финансовый год и суммами принятых с начала года на учет бюджетных обязательств и кассового расхода с начала финансового года по прочим денежным обязательствам.

При принятии на учет бюджетному обязательству присваивается уникальный последовательный в пределах учреждения и финансового года учетный номер, который проставляется ответственным исполнителем органа федерального казначейства в соответствующей строке Расшифровки.

Отметки. На оригинале договора на поставку продукции (в особых случаях на одном экземпляре выписки из договора на поставку продукции), бюджетные обязательства по которому приняты на учет, ответственный исполнитель органа федерального казначейства проставляет дату принятия их на учет и персональный штамп и подпись, а также указывает учетные номера бюджетных обязательств, присвоенные органом федерального казначейства, и суммы обязательств по каждому коду бюджетной классификации Российской Федерации. Оригинал договора на поставку продукции (один экземпляр выписки из договора) возвращается учреждению, а его копия (второй экземпляр выписки) и Расшифровка остаются в органе федерального казначейства.

В случае непринятия на учет бюджетного обязательства оригинал договора на поставку продукции (или один экземпляр выписки из договора) возвращается учреждению органом федерального казначейства с отметкой об отказе в учете, а его копия (или второй экземпляр выписки из договора) с Расшифровкой остается в органе федерального казначейства. При этом в Журнале делается отметка в соответствующей графе.

Регистрация принятия и исполнения обязательства в системе органа федерального казначейства. Бюджетные обязательства вносятся в Карточку контроля за бюджетными обязательствами [2] , которая открывается учреждению отдельно по каждому коду бюджетной классификации Российской Федерации. После принятия на учет бюджетного обязательства производится уменьшение суммы не использованного учреждением лимита бюджетных обязательств. Сумма принятых на учет бюджетных обязательств и кассового расхода прочих денежных обязательств с учетом возвратов средств поставщиками продукции не должна превышать утвержденный лимит бюджетных обязательств по каждому коду бюджетной классификации Российской Федерации.

В Карточке контроля за бюджетными обязательствами по соответствующему коду бюджетной классификации Российской Федерации подлежат отражению все операции по оплате расходов и возврату средств, включая оплату прочих денежных обязательств. Каждый платеж, производимый по прочим денежным обязательствам, проверяется на непревышение свободного остатка лимита бюджетных обязательств.

Учет изменений и дополнений первоначальных условий договора. При внесении изменений в бюджетные обязательства учреждением представляется в органы федерального казначейства оригинал дополнительного договора и его копия с Расшифровкой к изменениям бюджетных обязательств [3] . В Расшифровке к изменениям обязательств указываются учетные номера бюджетных обязательств по изменяемому договору на поставку продукции (или последнему дополнительному договору к нему), новая сумма договора и новый график исполнения бюджетных обязательств. Новый объем и график оплаты обязательства не должен противоречить фактически исполненной части договора на поставку продукции.

Органом федерального казначейства документы на внесение изменений в бюджетные обязательства проверяются и оформляются в том же порядке, что и по основному договору на поставку продукции.

После принятия на учет изменений бюджетному обязательству присваивается новый учетный номер, который проставляется в Расшифровке к изменениям обязательств. В Карточку контроля за бюджетными обязательствами заносятся соответствующие данные.

Досрочное прекращение обязательства. В случае принятия учреждением решения о досрочном прекращении бюджетного обязательства оформление завершения бюджетного обязательства осуществляется органом федерального казначейства на основании копии документа, послужившего основанием для таких изменений, и соответствующей Расшифровки к изменениям обязательств.

Оплата обязательств по учтенному договору со счета, открытого в органах федерального казначейства. Оплата обязательства по учтенному договору на поставку продукции осуществляется в установленном порядке при наличии на лицевом счете учреждения, открытом в органе федерального казначейства, достаточной суммы финансирования по коду бюджетной классификации Российской Федерации.

Для обеспечения учета исполнения бюджетного обязательства в платежных поручениях в поле «Назначение платежа» учреждением дополнительно указывается учетный номер бюджетного обязательства, присвоенный органом федерального казначейства.

Переучет не завершенных в отчетном году обязательств. Не завершенные в истекшем финансовом году обязательства по учтенным органами федерального казначейства договорам на поставку продукции подлежат переучету в следующем финансовом году в пределах установленных учреждению лимитов бюджетных обязательств.

В новом финансовом году переучет незавершенных бюджетных обязательств органы федерального казначейства осуществляют на основании представленных учреждением оригиналов договоров на поставку продукции (либо последнего дополнительного договора к нему) с отметками органа федерального казначейства о принятии их на учет и Расшифровок к изменениям обязательств. В Расшифровке к изменениям обязательств указывается сумма неисполненного бюджетного обязательства, подлежащая оплате из средств федерального бюджета в новом финансовом году, а также учетный номер незавершенного бюджетного обязательства в истекшем финансовом году.

Отчетность по исполнению бюджетных обязательств. По состоянию на первое число каждого месяца органы федерального казначейства направляют учреждениям информацию об оплате бюджетных обязательств по учтенным ими договорам на поставку продукции и остатках неиспользованного лимита бюджетных обязательств. Органы федерального казначейства на основании данных Карточек контроля за бюджетными обязательствами по запросу учреждения составляют и направляют Справку об исполнении принятых на учет бюджетных обязательств [4] .

Именно в таком порядке (через счета по учету доходов и средств федерального бюджета в органах федерального казначейства) осуществляется финансирование всех расходов организаций, связанных с исполнением ими любых принятых на себя гражданско — правовых обязательств.

[1] Форма расшифровки приводится в приложении 1 к Правилам учета территориальными органами федерального казначейства обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета (утв. Приказом Минфина РФ от 13.08.99 N 55н).

[2] Форма Карточки контроля за бюджетными обязательствами приводится в приложении 3 к Правилам учета территориальными органами федерального казначейства обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета.

[3] Форма Расшифровкой к изменениям бюджетных обязательств приводится в приложении 4 к Правилам учета территориальными органам

Читать еще:  Признать договор ипотеки недействительным

[4] Форма Справки об исполнении принятых на учет бюджетных обязательств приводится в приложении 6 к Правилам учета территориальными органами федерального казначейства обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета.

Финансирование из бюджетов всех уровней

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВЕРО-ОСЕТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения

ФИНАНСИРОВАНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

(методические разработки к практическим занятиям для студентов, интернов и клинических ординаторов)

Владикавказ 2014

Составители:

Ст. преп. З. А. Бадоева, ст. преп. А.П. Гудцова, асс. Л.Н. Габараева, А.Н. Довголис

Рецензенты:

А. Р. Кусова — д. м. н. профессор зав. кафедрой общей гигиены и физической культуры,

З.Т. Астахова – д. м. н. профессор зав. кафедрой внутренних болезней №4

Утверждена ЦКУМС Северо-Осетинской государственной медицинской академии. Протокол №5 от 03.06.2014 г.

Занятие проводится на кафедре

Студент должен:

— типы финансирования здравоохранения;

— источники финансирования здравоохранения;

— финансирование из бюджетов всех уровней;

— экономическую классификацию и ее содержание;

— смету расходов (определение, состав типовой сметы, текущие расходы и их состав);

— финансирование из бюджетов субъектов Федерации и муниципальных бюджетов;

— стоимость, ценообразование, рентабельность;

— виды цен (тарифы, бюджетные, рыночные, прейскурантные, розничные, оптовые, договорные и др.);

— источники финансирования ЛПУ;

— виды финансовых ресурсов;

— лизинг (виды, механизм лизинговой сделки).

— применять полученные знания при обучении на профильных кафедрах;

— применять полученные знания при прохождении производственной практики;

— составить смету больницы: начисления на заработную плату (статья 2), расходы на питание (статья 9), на приобретение медикаментов (статья 10), на приобретение мягкого инвентаря (статья 14), вычислить удельный вес (в %) расходов по основным статьям сметы в общей сумме расходов по больнице и стоимость содержания одной койки в год.

Методика проведения занятия.Практическое занятие начинается с проверки исходного уровня знаний студентов (письменно или устно), затем разбираются основные вопросы темы. После этого каждый студент изучает типовое задание и самостоятельно выполняет практическое задание предложенных вариантов по составлению сметы больницы (задание 2. Составление сметы больницы).

При подготовке к занятию студенты должны изучить тему по учебникам и другим пособиям.

Термин финансирование означает обеспечение денежными средствами потребностей расширенного воспроизводства медицинской помощи гражданам страны.

Типы систем финансирования здравоохранения

Финансирование здравоохранения в настоящее время осуществляется из нескольких источников, включающих:

— средства, поступающие из государственного бюджета (в учете государственной системы здравоохранения) и местных бюджетов, т. е. бюджетов всех уровне;

— средства системы обязательного медицинского страхования (ОМС), поступающие из всех предприятий, учреждений и организаций в виде страховых взносов;

— внебюджетные средства, средства от добровольного медицинского страхования – ДМС (индивидуального и группового), благотворительные фонды, личные средства граждан, кредиты банков, прибыль от ценных бумаг, средства спонсоров и другие источники, не запрещенные законом.

Государство с помощью законов определяет источники финансирования здравоохранения в зависимости от потребностей общества, типа и реальных возможностей экономики страны. Обычно на здравоохранение (как и на другие отрасли народного хозяйства) идет определенная часть от валового национального продукта (ВНП), выраженного в процентах от расходной части бюджета. В 90-е годы ХХ века этот показатель в РФ составлял в пределах 3-4 %, что крайне недостаточно. По опыту ряда экономически развитых стран удельный вес ВНП, идущего на оказание медицинской помощи населению, должен быть не менее 10-12 %. По расчетам специалистов, расходы на здравоохранение в процентах от ВНП (валового национального продукта) или, как чаще говорят в нашей стране, ВВП (валового внутреннего продукта), составляют от 3 до 14 %. Специалисты ВОЗ считают, что для решения основных проблем здравоохранения затраты общества должны быть не менее 6 % ВВП, а для удовлетворения потребностей населения в современном медицинском обслуживании с высоким уровнем качества – не менее 12 % ВВП, однако уровень затрат общества на охрану здоровья не решает автоматически всех проблем. Для их решения необходимо тратить средства с максимальной эффективностью. Соединенные Штаты Америки, которые относятся к странам с либеральной рыночной экономикой, расходуют на здравоохранение (с учетом всех источников средств) более 14 % ВВП, не обеспечивая при этом доступности современной, качественной медицинской помощи всему населению, хотя и имея при этом высокосервисную медицинскую помощь, для достаточно богатых слоев населения.

Высокоразвитые страны с рыночной экономикой развития, имеющие государственную и страховую систему здравоохранения, добились больших успехов в обеспечении доступности медицинского обслуживания для населения, тратя при этом на нужды здравоохранения в среднем 6-8 % ВВП.

По данным Всемирного банка, в мире на нужды здравоохранения тратится в среднем 8 % ВВП, причем в странах с развитой рыночной экономикой – 9,3 % ВВП, в развивающихся странах – 2,5 % ВВП.

По общей рекомендации ВОЗ, на здравоохранение как отрасль, обеспечивающая национальную безопасность страны, государство должно выделять не менее 6-7 % валового внутреннего продукта (ВВП). К сожалению Россия отстает от этого показателя, при этом размер расходов населения на лекарственное обеспечение и медицинскую помощь (4,5 % ВВП в 1998 г.) превышает объем государственного финансирования здравоохранения (3,1 %). Совокупный объем расходов государства и населения на здравоохранение в нашей стране составляет 7,6 % ВВП.

В Российской Федерации правовые основы финансирования здравоохранения определены Конституцией Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, законом «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации».

В соответствии с Конституцией (статья 41) в Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения должна оказываться гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Источники финансирования охраны здоровья как заботы общества и государства указаны в статье 10 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан; ими являются:

· средства бюджетов всех уровней;

· средства, направляемые на обязательное и добровольное медицинское страхование в соответствии с законом Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»;

· средства целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан;

· средства государственных и муниципальных предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов, общественных объединений;

· доходы от ценных бумаг;

· кредиты банков и других кредиторов;

· безвозмездные и/или благотворительные взносы и пожертвования;

· иные источники, не запрещенные законом.

В этой же статье указаны источники средств, идущих непосредственно на финансирование органов и учреждений системы здравоохранения:

— средства республиканского (Российской Федерации) бюджета, бюджетов республик в составе Российской Федерации и местных бюджетов;

— средства государственных и общественных организаций, объединений, предприятий и других хозяйствующих субъектов;

— личные средства граждан;

— безвозмездные и/или благотворительные взносы и пожертвования;

— доходы от ценных бумаг;

— кредиты банков и других кредиторов;

— иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

Приведенные источники свидетельствуют, что финансовые потоки на деятельность органов и учреждений здравоохранения составляют значительную часть средств, идущих на охрану и улучшение здоровья населения. Наиболее значительная часть в финансировании здравоохранения приходится на бюджетные средства и средства обязательного медицинского страхования.

Расходы на здравоохранение в нашей стране до начала реформ (до 1991 г.) составляли 3-4,5 % ВВП, затем их доля сократилась до 2,6 % ВВП в 1992 г., однако и в последующем (до 1999 г.) реальнее положение с финансированием здравоохранения не улучшилось, так как произошло резкое уменьшение самого ВВП, снизилась цена процента от него, и на здравоохранение использовано менее 3 % от ВВП.

За последние годы финансирование из федерального бюджета возросло в 3,6 раза (с 5,5 млрд руб. в 1992 г. до 19,9 млрд руб. в 2001 г.).

Поскольку здравоохранение находится в сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов в ее составе, то последние несут основные расходы (более 2/3 всех расходов) на текущие нужды здравоохранения, могут в соответствии с законами РФ и своими правовыми документами использовать различные, в том числе и местные источники финансирования для решения проблем здравоохранения, обеспечения доступности и качества медицинской помощи на своей территории.

Так как именно источники финансирования определяют систему здравоохранения страны, то здравоохранение Российской Федерации, законодательство которой позволяет использовать практически все имеющиеся в обществе источники финансирования, два из которых (государственный бюджет трех уровней, федеральный, территориальный и местный, а также средства обязательного медицинского страхования) гарантируются законом, — систему здравоохранения современной России называют общественной или бюджетно-страховой. Поскольку средства здравоохранения формируются и используются в основном на уровне территории, на этом уровне принимаются многие управленческие решения – такую систему здравоохранения называют децентрализованной.

Финансирование из бюджетов всех уровней

Учреждения здравоохранения в основном являются бюджетными, т. е. получают ассигнования из бюджета соответствующего уровня.

Бюджет – это выраженная в денежной форме сумма доходов и расходов на определенный период времени (год, квартал, месяц).

Бюджетным считается календарный год с 1 января по 31 декабря.

В соответствии с бюджетным кодексом и бюджетной системой РФ существует три уровня бюджетов: федеральный, бюджет субъектов Российской Федерации (краев, областей, округов) и муниципальный органов местного самоуправления (городской, районный, поселковый). На каждом из уровней проводится регулирование бюджетов: составление бюджета (планирование), его утверждение и контроль за выполнением бюджета (доходов, расходов).

Как на федеральном, краевом, областном, так и на муниципальном уровне в расходной части бюджета выделяются ассигнования на здравоохранение.

Бюджетная классификация – это группировка доходов и расходов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования.

В соответствии с бюджетным законом как в доходной, так и в расходной части бюджета выделяется несколько видов классификации.

Для бюджетного здравоохранения особое значение имеют функциональная и экономическая.

Функциональная классификация – это группировка расходов бюджетов всех уровней, она отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства (ст. 21 БК).

Последняя имеет несколько уровней.

Первым уровнем является раздел – направление бюджетных средств на определенную отрасль хозяйства «Здравоохранение и физическая культура» — это 17-й раздел.

Второй уровень – подраздел. Характеризует конкретное направление бюджетных средств в пределах раздела. Например, это подразделы здравоохранение, санитарно-эпидемиологическая служба, физическая культура и спорт.

Третий уровень – это целевая статья. Она указывает на финансирование расходов в пределах подраздела (лечебно-профилактические учреждения, высшее медицинское образование, наука и др.).

Четвертый уровень функциональной классификации – это вид расходов. Он означает вид медицинского учреждения.

Приводим пример видов расходов:

— средние специальные учебные заведения;

— учебные заведения и курсы подготовки кадров;

— больницы, родильные дома, госпитали;

— поликлиники, амбулатории, диагностические центры;

— станции переливания крови;

— станции скорой и неотложной помощи;

— санатории для больных туберкулезом;

— прочие учреждения и мероприятия в области здравоохранения;

— центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора;

— мероприятия по борьбе с эпидемиями;

— целевые расходы на оказание дорогостоящих видов медицинской помощи.

Вся вышеуказанная функциональная классификация в цифровых знаках указывается в лицевой части сметы медицинского учреждения.

Экономическая классификация группирует расходы бюджета всех уровней по их экономическому содержанию (ст. 22 БК), или иначе по статьям сметы расходов. Если раньше, до 1998 г. в смете учреждения здравоохранения числилось всего 18 статей (затем отдельные статьи были исключены), то, начиная с 1998 г. число статей (кодов) значительно увеличилось.

Статья 1. Заработная плата.

Статья 2. Начисления на заработную плату (на социальное

Статья 3. Канцелярские и хозяйственные расходы.

Статья 4. Командировки и служебные разъезды.

Статья 8. Стипендии.

Статья 9. Расходы на питание.

Статья 10. Приобретение медикаментов и перевязочных средств.

Статья 12. Приобретение оборудования и инвентаря.

Статья 14. Приобретение мягкого инвентаря и оборудования.

Статья 15. Капитальные вложения, капитальное строительство.

Статья 16. Капитальный ремонт зданий и сооружений.

Статья 18. Прочие расходы.

Приводим пример экономической классификации (статей сметы), которая применяется в учреждениях здравоохранения.

Источники:

http://studopedia.ru/19_74981_byudzhetnoe-finansirovanie-v-rossiyskoy-federatsii.html
http://businessman.ru/byudjetnoe-finansirovanie-ponyatie-opredelenie-i-formyi.html
http://discovered.com.ua/glossary/byudzhetnoe-finansirovanie/
http://www.audit-it.ru/articles/account/contracts/a72/40993.html
http://studopedia.net/6_109491_finansirovanie-iz-byudzhetov-vseh-urovney.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector