60 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое налог пигу

Внешние эффекты и их регулирование. Налог и субсидия Пигу

В тех случаях, когда рынок не в состоянии эффективно решить проблему распределения, на помощь рыночному механизму приходит государство. Только оно обладает механизмом общественного перераспределения ресурсов через государственный бюджет. Если за устранение отрицательных экстерналий берется государство, оно может действовать двумя способами. Во-первых, облагать создателей негативных внешних эффектов корректирующими налогами. Во-вторых, разработать нормы допустимого воздействия на внешнюю среду, экологические стандарты либо напрямую обязать фирмы применять очистительные сооружения и технологии, использовать относительно чистые, незагрязняющие способы производства и т.д. В противном случае применяется система штрафов или процедура закрытия предприятия. Корректирующие налоги и штрафы действуют в одинаковом направлении: выплачивая их, фирма увеличивает свои издержки, что заставляет ее сократить чрезмерный выпуск продукции (сократить предложение) до общественно необходимого уровня 189 .

Рассмотрим такой способ решения проблемы отрицательных внешних эффектов, как установление налога на каждую единицу продукции предприятия, создающего отрицательные внешние эффекты. Налог такого типа получил название налога Пигу.Налог Пигу — налог, призванный отвратить от производства (или потребления) благ, создающих внешние издержки (рис. 98).

Рис. 98. Налог Пигу на производителя

Ставка налога Пигу (t) равна внешним издержкам при общественно оптимальном объеме выпуска (Q*). Введение налога на предприятия приводит к сдвигу исходной кривой предложения S в положение МС + t.

Этот налог побудит предприятие учитывать внешние издержки (МЕС) и ограничивать прибылемаксимизирующий выпуск общественно оптимальным уровнем. Однако на практике это сделать бывает непросто: внешние издержки изменяются с объемом выпуска (линия MSC не параллельна линии S). Общая величина налога равна площади треугольника ABG 190 .

Тех, чья деятельность порождает положительные экстерналии, государство должно стимулировать. Причем стимулы государства следует рассматривать не как вознаграждение, а как компенсацию недополученной полезности. Ведь в случае положительных экстерналий часть полезности производителя безвозмездно переходит на третьих лиц. Инструмент, решающий проблему положительных экстерналий, — стимулирующие субсидии от государства. Такие субсидии компенсируют фирмам недополученную выгоду, полезность. В ответ фирмы расширяют свою деятельность до общественно необходимого уровня. Аналогичное воздействие на создателей положительных экстерналий оказывают и налоговые льготы 191 .

На рис. 99 изображена субсидия Пигу в ситуации положительного внешнего эффекта. В данном случае субсидия выплачивается потребителю.

Рис. 99. Субсидия Пигу

Субсидия Пигу — субсидия, призванная стимулировать производство (или потребление) благ, приносящее внешние выгоды.

До введения субсидии рыночное равновесие было в точке Е. Пусть предельные внешние выгоды постоянны и введена корректирующая субсидия S = MEB. Это приведет к увеличению спроса на благо, что, в свою очередь, вызовет рост объема производства и цены. Новое равновесие соответствует точке B, и количество производимого блага будет эффективным.

Налоги и субсидии Пигу интернализуют внешние эффекты, делая их частью процесса индивидуального выбора.Интернализация — создание ситуации, при которой внешний эффект входит в процесс индивидуального выбора производителя или потребителя 192 .

95. Распределение и перераспределение доходов:

Налог Пигу

Налог Пигу — налог на выпуск товаров или услуг, который поднимает предельные издержки частных производителей (этих товаров или услуг) до уровня предельно допустимых общественных издержек. Взимается с производителей отрицательных внешних эффектов, что приводит к сокращению производства.

Введён А.Пигу , [1] английским экономистом, представителем кембриджской школы. Он показал, что при попытке устранения социально значимых внешних эффектов рыночная экономика обнаруживает свои «провалы» или «фиаско», поскольку данные эффекты не имеют для неё денежной меры оценки. Для разрешения конфликтов, вызываемых экстерналиями, Пигу была обоснована необходимость государственного вмешательства и принятия специального налога для тех, кто порождает внешние эффекты.

Внешние эффекты — результат воздействия одного экономического субъекта на другие, не учитываемый в условиях сделок на рынке. Другими словами, это затраты и выгоды, не включенные в цену товара. Внешние эффекты подразделяются на отрицательные, связанные с внешними затратами ( англ. external costs ), и на положительные, связанные с внешними выгодами ( англ. external benefits ). Внешние эффекты могут создаваться как при производстве (например, в случае выпуска продукции предприятием-загрязнителем), так и при потреблении (например, в случае мешающей соседям громкой музыки).

Появление внешних эффектов означает различие в оценке экономической ситуации с двух точек зрения — частной, учитывающей только интересы участников рыночной сделки, и общественной, или социальной, учитывающей интересы всех экономических субъектов, в том числе и третьих лиц.

Современные сферы применения [ править ]

В основном, сегодня — это налоги на выбросы загрязняющих веществ, утилизационные налоги, а также акцизы на сигареты, бензин, сборы за парковку, въезд в центр города.

Читать еще:  Увеличение квартплаты при временной регистрации

Пример. Предположим, что завод сбрасывают в реку по 500 т ядовитых отходов ежегодно. Государство решает, что необходимо снизить объем выбросов, и рассматривает два возможных решения.

1. Регулирование. Заводу предписывается сократить объем отходов до 250 т в год.

2. Вводится новый налог Пигу в размере 50 тыс. долларов за каждую тонну выбросов.

В первом случае государство диктует субъектам рынка свои условия, а во втором — экономически стимулирует владельцев заводов к сокращению уровня выбросов. Если налог достаточно высок, завод может либо полностью прекратить свою деятельность либо, изменив производственные процессы или построив очистные сооружения, свести ядовитые выбросы к требуемому уровню.

Возможные сферы применения [ править ]

  • ограничение экономического паразитизма:

деятельности биржевых спекулянтов, предельной нормы ростовщических процентов банков,

занимающихся выкачиванием доходов из сфер реальной экономики;

  • ограничение рекламы потреблятства в средствах массовой информации;
  • дополнительное обложение предметов и услуг статусного потребления,

оказывающих разлагающее действие на моральные и культурные ценности нации.

Налоги и субсидии. Корректирующие налоги Пигу

Один из способов, позволяющих интернализировать внешние эффекты, — корректирующие налоги Лигу, названные по имени английского экономиста, предложившего ввести налоги такого рода.

Артур Пигу (1877-1959) — английский экономист. Ученик А. Маршалла, профессор политической экономии Кембриджского университета. По окончании Королевского колледжа он начал читать лекции по экономике в Кембридже, написал много работ по разным экономическим проблемам: о тарифах, внешнем долге, безработице, промышленных колебаниях, общественных финансах, а также по макроэкономике. Основная работаА. Пигу «Экономика благосостояния» вышла в свет в 1920 г. Он выдвинул идею о несостоятельности рыночного механизма. Эта идея, базирующаяся на концепции внешних эффектов, позволила Пигу создать теорию государственного регулирования экономики. Понятие внешних эффектов (экстерналий) дало основание разделить частные и общественные издержки, частные и общественные выгоды. Для уменьшения потерь общества от несовпадения частного и социального оптимумов Пигу предложил вводить корректирующие налоги (в случае отрицательного внешнего эффекта) или субсидии (в случае положительного внешнего эффекта). Эта теория оказала значительное влияние на государственную политику в XX в. В экономической теории она способствовала появлению целого раздела исследований, связанных с различными формами несостоятельности рынка и государственного регулирования экономики.

Налог Пигуналог на каждую единицу выпускаемой продукции, равный разнице между предельными общественными издержками и предельными частными издержками. Поскольку полное устранение экстерналий обычно экономически неэффективно, налог Пигу должен быть равным предельным внешним издержкам, т.е. предельному вреду, наносимому обществу при эффективном уровне производства. Рисунок 13.6 иллюстрирует, как действует налог Пигу.

Рис. 13.6. Налог Пигу

.S’ — кривая рыночного предложения; Р] — рыночная равновесная цена; Q < объем предложения при рыночном равновесии в точке A; Qe объем предложения при его общественно эффективном уровне; Т — налог Пигу, равный МЕС.

Введение налога Пигу интернализирует внешний эффект, повышая издержки продавца. Кривая предложения смещается из положения S = MFC в положение MSC = МРС + Т — МРС + МЕС. Устанавливается новое, общественно эффективное равновесие в точке В. В бюджет государства поступает доход, соответствующий площади РхРеВС.

Введение налога Пигу, увеличивая издержки производителя, заставляет его сокращать объем выпуска до общественно эффективного уровня. Однако, несмотря на привлекательность налога Пигу с точки зрения устранения отрицательных последствий экстерналий, его использование наталкивается на ряд трудностей. Во- первых, сложно определить ставку налога Пигу, которая обеспечивала бы общественно эффективный уровень предложения. Во-вторых, необходимо установить источник вреда, вид загрязняющего вещества и его количество при различных технологических процессах. Ответов на эти вопросы недостаточно. В-третьих, необходимо выяснить, какова степень опасности каждой концентрации загрязняющего вещества в различных условиях.

Примером таких сложностей служат проблемы, возникающие при использовании налога Пигу для уменьшения отрицательных внешних эффектов от эксплуатации автомобильного транспорта. В крупных городах он оказывается одним из основных источников загрязнения окружающей среды. В частности, в Москве на его долю приходится 90% всех выбросов вредных веществ, ежегодный объем которых в столице достигает нескольких тысяч тонн, а наносимый ими ущерб оценивается в сотни миллионов долларов.

Казалось бы, налог Пигу должен быть зависим от пробега автомобиля. Однако определение ущерба при этом требует постоянного мониторинга и очень затратно. Кроме того, загрязнение воздушного пространства в условиях городского движения автотранспорта происходит наиболее сильно во время работы двигателей при многочисленных простоях в автомобильных пробках. Влияние этого фактора еще труднее установить. Оно различно на улицах с неодинаковой интенсивностью движения и пропускной способностью. Само по себе знание масштабов загрязнения еще не говорит однозначно о величине наносимого вреда. Он многообразен и зависит от конкретной ситуации.

Эксплуатация автомобилей сказывается на здоровье людей не только непосредственно при вдыхании загрязненного воздуха и при повышении шума на городских улицах и автомагистралях, но и косвенно. Автомобильное движение угнетающе действует на городские зеленые насаждения. В результате люди страдают и потому, что деревья меньше поглощают углекислого газа и меньше выделяют кислорода в атмосферу городов. В сельской же местности и прямое, и косвенное влияние загрязнения, порождаемого автомобильным транспортом, не столь ощутимо не только из-за меньшей интенсивности движения, но и вследствие низкой плотности населения.

Читать еще:  Характеристика от соседей на работу

На практике снижение последствий внешних эффектов может быть достигнуто путем введения налога на продажи автомобилей, специального целевого налога на автовладельцев либо налога на продажу горючего для автотранспорта. Разумеется, в подобных случаях величина налога будет лишь весьма приблизительно отвечать требованиям, предъявляемым к налогу Пигу как способу, с помощью которого государство пытается уменьшить вред от экстерналий. Естественно, при таком уравнительном возмещении ущерба величина налога в каждом конкретном случае лишь случайно может соответствовать масштабу наносимого вреда.

Платежи за загрязнение. Из-за рассмотренных трудностей использование корректирующих налогов в экологических целях не получило широкого распространения. Платежи за загрязнение, используемые на практике, во-первых, взимаются при превышении определенного уровня загрязнения, т.е. фактически оказываются штрафами, а во-вторых, позволяют фирмам выбирать способы уменьшения загрязнения, стимулируя внедрение экологически более чистой технологии, снижая издержки борьбы с загрязнением. Однако, если издержки фирмы по уменьшению загрязнения больше, чем платежи за него, фирме выгоднее платить за загрязнение, а не снижать его.

Платежи за загрязнение используются в США, ФРГ, Великобритании, Франции, Нидерландах, Норвегии. В ФРГ взимаются платежи за сброс отходов промышленных фирм в бассейн реки Рур, в США — за промышленные органические сбросы, перерабатываемые на муниципальных очистных сооружениях, за сброс отходов в городскую канализацию, в ряде штатов взимается штраф за каждую единицу сточных вод, который по своей сути равнозначен налогу за загрязнение среды.

В Российской Федерации установлена плата за пользование конкретными природными ресурсами — водой, землей, лесами. В начале 1990-х годов введены платежи за загрязнение, которыми финансируются экологические фонды. За превышение ограничений на масштабы загрязнения установлены многократные штрафные платежи.

Что предпочтительнее в качестве средства воздействия на уровень загрязнения — платежи за загрязнение или платежи за пользование природными ресурсами? Платежи за загрязнение прямо привязаны к масштабам наносимого вреда и поэтому непосредственно влияют на величину отрицательных вредных эффектов. Напротив, между платежами за использование природных ресурсов и величиной вреда существует лишь косвенная зависимость. По этой причине платежи за пользование природными ресурсами менее эффективны по сравнению с платежами за загрязнение. Однако платежи за пользование природными ресурсами требуют и меньших затрат на выявление величины вреда и оказываются менее дорогостоящей мерой государственного воздействия на отрицательные внешние эффекты.

В российских условиях при выборе способов борьбы с отрицательными внешними эффектами необходимо принимать во внимание, что они порождают не только экологические последствия, но и большие экономические проблемы, влияя на конкурентоспособность отечественных производителей. Например, из-за более жестких требований к охране окружающей среды за рубежом российские автомобили, так же как и самолеты, не соответствующие западным стандартам, не допускаются к эксплуатации в Европе и за океаном.

Субсидии. Общественно эффективный уровень производства может быть достигнут при предоставлении фирмам-загрязнителям субсидий за снижение объема выпуска. Такие субсидии по своим последствиям аналогичны отрицательным налогам. Фирма выбирает, что ей выгоднее — оставить прежний объем выпуска или сократить его. Потери фирмы вследствие уменьшения объема производства компенсируются субсидией. По существу, субсидии оказываются альтернативными издержками отказа от уменьшения выпуска.

Стимулирование сокращения производства с отрицательными экстерналиями с помощью субсидий менее эффективно, чем налогообложение, потому что, во-первых, привлекает новые фирмы в производство, которое государство пытается ограничить, во-вторых, требует увеличения налогов для финансирования субсидий, которые по этой причине непопулярны.

В ряде стран с рыночной экономикой, таких как США, Канада, Япония, ФРГ, Франция, получили известное распространение косвенные субсидии фирмам-загрязнителям. К их числу относятся правила ускоренной амортизации очистных сооружений; налоговые льготы, касающиеся собственности и продажи очистных сооружений; субсидии на научные исследования в области борьбы с загрязнением, на разработку очистного оборудования. Хотя такого рода льготы стимулируют более широкое использование очистных сооружений и, следовательно, позволяют уменьшить непосредственный ущерб от отрицательных внешних эффектов, они сдерживают внедрение малоотходной технологии, позволяют не повышать цены на продукцию экологически грязных производств и перекладывать издержки уменьшения загрязнения с их виновников на общество.

Страхование. В практике России известно экологическое страхование, которое позволяет компенсировать убытки загрязнителя или других лиц, особенно в аварийных случаях. Оно ослабляет прямую ответственность за загрязнение. Такая форма страхования объясняется неразвитостью мер по борьбе с загрязнением и сложным финансовым положением российских предпринимателей. В других странах применяется страхование от риска загрязнения, не связанного с виной самого загрязнителя.

Налог Пигу;

Одним из возможных путей учета общественных интересов является наложение специального налога на загрязнителей, по величине равного экстернальным издержкам. В теории он назван налог Пигу (или Пигувианский налог).

ü Корректирующие налоги — это налог на выпуск благ, характеризующихся отрицательными экстерналиями, который повышает предельные частные издержки до уровня предельных общественных. В этом случае интернализация отрицательных внешних эффектов приводит к увеличению цены товара, порождающего этот эффект, и к снижению объема спроса на данный товар.

Читать еще:  Премия мчс 25 лет

ü Корректирующая субсидия — это субсидия производителям или потребителям благ, характеризующихся положительными экстерналиями, которая позволяет приблизить предельные частные выгоды к предельным общественным. В этом случае интернализация положительных экстерналий должна привести к падению цены, уплачиваемой потребителем, что будет стимулировать рост потребления.

Пигувианский налог— налог на предприятие, равный величине ущерба от загрязнения. Определяется в точке пересечения кривых предельной чистой частной прибыли и экстернальных издержек. Назван по имени предложившего данный налог английского экономиста А.С. Пигу (1877—1959), представителя неоклассической школы.

СХЕМА образование и величина оптимального налога (налога Пигу) на загрязнение

ü ось Х – объемы производства

ü кривая 1 – предельная чистая частная прибыль

кривая 2 – предельные экстернальные (внешние) издержки

ü Уровень производства на предприятии будет стремиться к Qm, так как до этого показателя предприятие получает прибыль – точки на кривой 1 предельной чистой прибыли больше нуля.

ü Величина загрязнения при производстве Qm составит Zm.

ü В условиях загрязнения необходимо достижение общественно оптимального уровня производства на уровне Qs.

ü Для этого государство должно ввести налог, равный величине ущерба от загрязнения (кривая 2 предельных экстернальных издержек).

ü Уровень налога равен t, и он определяется точкой пересечения кривых 1 и 2.

ü Теперь за каждую единицу произведенной «загрязняющей» продукции предприятие должно платить государству налог t.

ü Если предприятие решит производить продукции больше общественно оптимального уровня Qs, величина получаемой прибыли (линия 1) станет меньше налога , и такой уровень производства будет убыточным для предприятия.

ü Тем самым введение налога на загрязнение создает у предприятия стимул держаться в «общественно приемлемых рамках» и сократить уровень производства до Qs, при котором достигается общественно оптимальный уровень загрязнения Zs.

Корректирующие налоги и субсидии не могут полностью решить проблемы, возникающие благодаря экстерналиям. Здесь имеется несколько причин:

«––», недостатки, проблемы

· невозможность точного измерения предельных издержек и выгод в реальной практике;

· приблизительность оценки размеров ущерба (в ходе юридических и политических дискуссий);

· корректирующий налог, который платят производители продукции с отрицательными экстерналиями, не всегда достигает поставленной цели.

· значительная величина оптимального налога, что требует повышения существующих платежей за загрязнение в мире и России в десятки и сотни раз.

Налог Пигу

Сущность налога Пигу

Налог Пигу – это налог, накладываемый на объем выпуска товаров и услуг, влияющий на увеличение предельных издержек производителя до предельно допустимых, с общественной точки зрения.

Это налог взимается с тех производителей, чьи субъекты хозяйствования формируют негативный внешний эффект. Налог Пигу призван сокращать вредные производства. Пигу был представителем кембриджской школы. Он исследовал методы устранения социально значимых внешних эффектов, которые оборачивались провалами для рыночной экономики. Внешние эффекты не имеют денежной оценки с точки зрения экономики. Для выравнивания хозяйственной ситуации Пигу предлагал использовать государственный механизм регулирования. Государство должно применять специальные налоги для тех производителей, которые являются причиной проявления внешних эффектов.

Понятие внешних эффектов в экономике

Под внешним эффектом понимается воздействие рыночных отношений на третьих лиц, не опосредованное рынком. Как правило, здесь рассматривается воздействие деятельности одного субъекта хозяйствования на другие, без учета рыночных сделок. Внешние эффекты еще называют экстерналиями. Они делятся на:

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  1. Отрицательные, связанные с внешними затратами.
  2. Положительные, связанные с внешними выгодами.

Экстерналии могут иметь различную природу. Например, предприятие, создавая благо необходимое обществу, параллельно негативным образом воздействует на окружающую среду. На бытовом уровне внешние эффекты могут быть представлены громкой музыкой у соседей.

Внешние эффекты оценивают все происходящее в экономике с точки зрения общественной пользы. То есть, экономический эффект может рассматриваться как личная выгода участника сделки, а внешний эффект исследуется в отношении влияния на третьих лиц, не задействованных в сделке.

Сфера применения налога Пигу

Налог Пигу – это налог, который применяется в качестве повышенных ставок для предприятий и индивидов, осуществляющих вредные выбросы в атмосферу. Сюда относят налоги на утилизацию отходов, акцизы на табак и алкогольную продукцию, сборы за парковку в центре города и другое.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Безусловно, государство может использовать прямые административные меры воздействия. Например, приказом заставить сократить объем выбросов в атмосферу. Однако, применение налога Пигу реализует экономическое воздействие на производителей. Кроме того, он стимулирует производителей улучшать производственные процессы с учетом требований к объему выбросов и так далее.

Налог Пигу помогает решить проблемы, связанные с экономическим паразитизмом, деятельностью биржевых спекулянтов, ростовщичеством, а также перераспределять средства в зависимости от потребностей общества.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Источники:

http://studopedia.ru/5_168532_vneshnie-effekti-i-ih-regulirovanie-nalog-i-subsidiya-pigu.html
http://traditio.wiki/%D0%9D%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3_%D0%9F%D0%B8%D0%B3%D1%83
http://studref.com/430655/ekonomika/nalogi_subsidii_korrektiruyuschie_nalogi_pigu
http://studopedia.su/2_37275_nalog-pigu.html
http://spravochnick.ru/ekonomicheskaya_teoriya/nalog_pigu/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector