1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Содержание

Судебная практика по жилищным субсидиям военнослужащих

Материалы судебной практики

Подпункт 2 пункта 1 статьи 6, пункт 2 2 статьи 22, пункт 1 статьи 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», подпункт 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, часть четвертую статьи 7 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», части 2 и 3 статьи 8, часть 18 статьи 15 Федерального закона «О страховых пенсиях» в их взаимосвязи с абзацем третьим пункта 1 статьи 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они, признавая адвокатов из числа военных пенсионеров страхователями по обязательному пенсионному страхованию, возлагают на них обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с целью обеспечения их права на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию.

Подпункт 2 пункта 1 статьи 6, пункт 2 2 статьи 22 и пункт 1 статьи 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», подпункт 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, часть четвертую статьи 7 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», части 2 и 3 статьи 8, часть 18 статьи 15 Федерального закона «О страховых пенсиях» в их взаимосвязи с абзацем третьим пункта 1 статьи 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» признаны не соответствующими статьям 7 (часть 1), 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они характеризуются неопределенностью нормативного содержания применительно к объему и условиям формирования и реализации в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров, надлежащим образом исполняющих обязанности страхователя по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Определение Верховного Суда РФ № 49-КГ15-7 от 4 августа 2015 г. Отсутствие у гражданина, добровольно выехавшего из жилого помещения в другое место жительства, в новом месте жительства права пользования жилым помещением по договору социального найма или права собственности на жилое помещение само по себе не может являться основанием для признания отсутствия этого гражданина в спорном жилом помещении временным, поскольку согласно ч. 2 ст. 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права. Намерение гражданина отказаться от пользования жилым помещением по договору социального найма может подтверждаться различными доказательствами, в том числе и определенными действиями, в совокупности свидетельствующими о таком волеизъявлении гражданина как стороны в договоре найма жилого помещения. В случае выезда в другое место жительства право пользования жилым помещением бывшего члена семьи собственника, в котором он проживал вместе с собственником жилого помещения, может быть прекращено независимо от того, что в момент приватизации спорного жилого помещения бывший член семьи собственника жилого помещения имел равное право пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим.

Согласно подпункту «б» пункта 2 статьи 13 Положения о порядке прохождения военной службы зачисление военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в распоряжение командира (начальника) в случае освобождения от воинской должности (должности) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий допускается на срок не более чем шесть месяцев. Неисполнение воинским должностным лицом требований нормативных правовых актов не может являться основанием для признания этих норм противоречащих действующему законодательству.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июня 2011 г. N 14-П город Санкт-Петербург «По делу о проверке конституционности положений пункта 10 части 1 статьи 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и статьи 20 1 Закона Российской Федерации «О милиции» в связи с жалобами граждан Л.Н. Кондратьевой и А.Н. Мумолина»

Президиумом Верховного Суда
Российской Федерации
23 декабря 2015 года

Определение Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 07.07.2016 N 210-КГ16-11

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 7 июля 2016 г. N 210-КГ16-11

Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Воронова А.В.,

судей Дербилова О.А. и Замашнюка А.Н.

при секретаре Жиленковой Т.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе представителя начальника ФГКУ «Западрегионжилье» Ивановой М.А. на решение Североморского гарнизонного военного суда от 6 августа 2015 г. и апелляционное определение Северного флотского военного суда от 6 ноября 2015 г. по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части главного корабельного старшины запаса Шепелева Е.А. об оспаривании бездействия начальника ФГКУ «Западрегионжилье», связанного с непринятием решения о предоставлении ему субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее — жилищной субсидии).

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Замашнюка А.Н., изложившего обстоятельства административного дела, содержание принятых по делу судебных постановлений, доводы кассационной жалобы и вынесения определения о возбуждении кассационного производства, объяснения представителя начальника ФГКУ «Западрегионжилье» Ивановой Н.О. в обоснование доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации

Шепелев Е.А. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие начальника ФГКУ «Западрегионжилье», связанное с непринятием своевременного решения о предоставлении ему жилищной субсидии, и обязать указанное должностное лицо принять решение о предоставлении ему и членам его семьи этой субсидии.

Решением Североморского гарнизонного военного суда от 6 августа 2015 г., оставленным без изменения апелляционным определением Северного флотского военного суда от 6 ноября 2015 г., заявление Шепелева Е.А. удовлетворено. Суд обязал начальника ФГКУ «Западрегионжилье» принять решение о предоставлении Шепелеву Е.А. и членам его семьи жилищной субсидии.

Определением заместителя председателя Северного флотского военного суда от 28 января 2016 г. в передаче кассационной жалобы представителя административного ответчика для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказано.

В кассационной жалобе в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации представитель начальника ФГКУ «Западрегионжилье» Иванова М.А. выражает несогласие с принятыми по делу судебными постановлениями, просит их отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления Шепелева Е.А.

В обоснование своей позиции представитель административного ответчика утверждает, что суд ошибочно применил к оспариваемым правоотношениям положения Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», хотя вопрос предоставления Шепелеву Е.А. жилищной субсидии регулируется нормами Федерального закона «О статусе военнослужащих», Жилищного кодекса Российской Федерации и приказа Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 510. В нарушение ч. 4 ст. 198 ГПК РФ, применявшегося во время вынесения решения, судами не дано оценки доводу ответчика о необходимости соблюдения принципа очередности при осуществлении жилищного обеспечения, поскольку в едином реестре военнослужащих, признанных нуждающимися в жилых помещениях и избравших форму обеспечения путем получения жилищной субсидии, состоит 687 человек, поставленных на учет ранее Шепелева Е.А., а выделенных средств для обеспечения всех нуждающихся не хватает. Однако суды данное обстоятельство во внимание не приняли и в нарушение принципа очередности и законных прав других военнослужащих на получение жилищной субсидии ранее Шепелева Е.А. фактически обязали ответчика предоставить истцу жилищную субсидию, что свидетельствует о существенных нарушениях норм права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита охраняемых законом публичных интересов.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 14 июня 2016 г. кассационная жалоба представителя начальника ФГКУ «Западрегионжилье» Ивановой М.А. вместе с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены надлежащим образом.

Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются такие существенные нарушения норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Как усматривается из материалов дела, Шепелев Е.А., имеющий общую продолжительность военной службы более 17 лет, 20 марта 2014 г. уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и с 16 мая того же года исключен из списков личного состава части.

Читать еще:  Отдел субсидий подольского района киева

15 декабря 2014 г. начальником отдела N 4 ФГКУ «Западрегионжилье» принято предварительное решение о предоставлении Шепелеву Е.А., находящемуся на учете нуждающихся в жилых помещениях с 7 октября 2013 г., жилищной субсидии в размере 6 141 465 рублей. Данное решение с комплектом необходимых документов и учетным жилищным делом истца 18 декабря того же года направлено для принятия окончательного решения в ФГКУ «Западрегионжилье» и поступило туда 26 декабря 2014 г.

Уведомлением руководителя ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия» от 14 января 2015 г. до начальника ФГКУ «Западрегионжилье» доведены лимиты бюджетных обязательств по статье «Единовременная денежная выплата на приобретение жилого помещения военнослужащим — гражданам Российской Федерации и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы» в сумме 7 600 000 000 рублей.

Признавая незаконным оспоренное административным истцом бездействие начальника ФГКУ «Западрегионжилье», суды исходили из того, что согласно п. 5 Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 510 (далее — Порядок), решение о предоставлении жилищной субсидии военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей должно быть принято уполномоченным органом не позднее чем через десять дней со дня получения сведений, указанных в абзаце первом названного пункта, при отсутствии оснований для снятия этих лиц с учета нуждающихся в жилых помещениях. При наличии информации о доведении лимитов бюджетных обязательств должностным лицом не были направлены необходимые запросы и не принято решение о предоставлении Шепелеву Е.А. и членам его семьи жилищной субсидии в установленные законом сроки, чем, по мнению судов, были нарушены права Шепелева Е.А. на своевременное получение этой субсидии.

Однако данный вывод судов основан на неправильном толковании норм материального права и противоречит материалам дела.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, предоставление жилищной субсидии является одной из форм обеспечения жильем военнослужащих.

Основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами названного выше федерального закона, так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) и принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Порядок обеспечения жилыми помещениями, установленный законодательством Российской Федерации, в качестве одного из важнейших условий для предоставления жилья содержит положение о том, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет (ч. 1 ст. 57 ЖК РФ).

Аналогичный подход сформулирован и в п. 11 Инструкции о предоставлении военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации N 1280 от 30 сентября 2010 г. При этом очередность определяется исходя из даты принятия военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Утвержденный приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 510 Порядок предоставления жилищной субсидии также разработан в целях реализации прав военнослужащих, гарантированных им ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Анализ приведенных выше норм свидетельствует о том, что право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями, в том числе в форме предоставления жилищной субсидии, должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, то есть в порядке очередности.

Из материалов дела следует, что на момент обращения Шепелева Е.А. в суд в едином реестре военнослужащих, признанных нуждающимися в получении постоянных жилых помещений, состояло 687 человек, изъявивших желание быть обеспеченными жилищной субсидией с датой постановки на учет ранее 7 октября 2013 г.

Таким образом, перед административным истцом значилось 687 человек, претендующих на получение жилищной субсидии, по отношению к которым он каких-либо льгот или преимуществ на получение такой субсидии вне имеющейся очереди не имел, хотя право на получение такой субсидии у них возникло ранее, чем у Шепелева Е.А., а в силу ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Указанное обстоятельство суды обеих инстанций оставили без внимания, хотя, как это следует из п. 5 Порядка, одним из условий для принятия в установленный срок решения о предоставлении жилищной субсидии военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей является наличие достаточных бюджетных ассигнований на реализацию выплаты жилищной субсидии, позволяющих обеспечить такой субсидией всех нуждающихся в получении постоянных жилых помещений граждан, изъявивших желание реализовать свое право на жилище в форме получения такой субсидии.

Поэтому в случае, если поступивших на эти цели денежных средств не хватает для обеспечения в порядке очередности всех желающих получить названную субсидию, принятых на учет ранее Шепелева Е.А., следует исходить из того, что непосредственно для него денежные средства не выделялись и не поступали, в связи с чем решение о выплате этих средств принято быть не могло.

Однако суд должным образом не проверил, достаточно ли поступило денежных средств для обеспечения жилищной субсидией всех очередников, изъявивших желание реализовать свое право на жилище в форме получения такой субсидии ранее Шепелева Е.А., и его в том числе, а возлагать на начальника ФГКУ «Западрегионжилье» обязанность по принятию решения о предоставлении истцу и членам его семьи этой субсидии вопреки правам и законным интересам других 687 человек, претендующих на получение жилищной субсидии ранее Шепелева Е.А., недопустимо.

Ошибочными являются ссылки судов обеих инстанций на Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», поскольку Шепелевым Е.А. оспаривалось бездействие должностного лица по непринятию своевременного решения о предоставлении ему жилищной субсидии, а не порядок рассмотрения его обращения.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты нельзя признать законными, поскольку они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, а без их устранения невозможны восстановление и защита охраняемых законом публичных интересов в сфере правовых отношений, регулирующих порядок обеспечения военнослужащих жилыми помещениями, что в силу ст. 328 КАС РФ является основанием для отмены в кассационном порядке судебных постановлений по заявлению Шепелева Е.А. и направления дела на новое рассмотрение в гарнизонный военный суд в ином составе судей.

Руководствуясь ст. ст. 327, 328, п. 2 ч. 1 ст. 329, 330 КАС РФ, Судебная коллегия по делам военнослужащих

решение Североморского гарнизонного военного суда от 6 августа 2015 г. и апелляционное определение Северного флотского военного суда от 6 ноября 2015 г. по заявлению Шепелева Е.А. об оспаривании бездействия начальника ФГКУ «Западрегионжилье», связанного с непринятием решения о предоставлении ему жилищной субсидии, в связи с существенными нарушениями норм материального права отменить, направить дело на новое рассмотрение в Североморский гарнизонный военный суд в ином составе судей.

Форум правовой взаимопомощи военнослужащих

Судимся за получение жилищной субсидии

Судимся за получение жилищной субсидии

Спасибо. (ГВС по месту жительства) — это гарнизонный военный суд? МУЖ с 2012г. уволен по ОШМ.
Ни как не могу понять в какой суд обращаться уволенным . или в простой районный . Нас то отправляли в обычный суд. )))))

Судимся за получение жилищной субсидии

Судимся за получение жилищной субсидии

Судимся за получение жилищной субсидии

А в чем проблема? Находите сайт своего суда (можно ГВС, там всегда более полно выложено), далее «справочная информация» — «образцы», скачиваете любое административное исковое заявление, если обращаетесь в районный суд, то переделываете шапку. А текст пишите как обыкновенное сочинение. Закон один -ФЗ об обращениях граждан (можно найти поиском в нете). Заявление написали, выкладываете на форуме (можно без личных данных), здесь подкорректируют и можете отправлять в суд.

Отправлено спустя 2 минуты 10 секунд:

Судимся за получение жилищной субсидии

А в чем проблема? Находите сайт своего суда (можно ГВС, там всегда более полно выложено), далее «справочная информация» — «образцы», скачиваете любое административное исковое заявление, если обращаетесь в районный суд, то переделываете шапку. А текст пишите как обыкновенное сочинение. Закон один -ФЗ об обращениях граждан (можно найти поиском в нете). Заявление написали, выкладываете на форуме (можно без личных данных), здесь подкорректируют и можете отправлять в суд.

Отправлено спустя 2 минуты 10 секунд:

Спасибо за информацию. )))) Когда нам в устной форме сказали что будет — Отказ, я собственно так и говорила. Т.е. да отсуживать право на субсидию. Ну собственно на сегодня.
представитель РУЖО сообщил что «отказ» готов — на подписи, т.е. на этой недели получим письмо.. (Какие молодцы — отсчитали 30 дней, тянули))) хорошая команда))) . как то грустно стало. хотя знала об отказе.
Хочется все таки побороться . только как я понимаю нуууу очень сложно.

Судимся за получение жилищной субсидии

Судимся за получение жилищной субсидии

Судимся за получение жилищной субсидии

Судимся за получение жилищной субсидии

Судимся за получение жилищной субсидии

Судимся за получение жилищной субсидии

Добрый день. Получили ответ.

Читать еще:  Могут ли из за субсидии забрать квартиру

МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНОБОРОНЫ РОССИИ)

РЕШЕНИЕ №1/ТС/
об отказе в выплате жилищной субсидии и исключении из единого реестра нуждающихся в обеспечении жильем .

При рассмотрении поступивших в 1-й отдел ФГКУ «Западрегионжилье» Минобороны России документов майора запаса Иванова Ивана Ивановича, 11.11.1981г.р., личный номер ххххххххххх, первый контракт о прохождении военной службы заключен после 01.01.1998 г,уволенного с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, выслуга в календарном исчислении составляет 13 лет 04 месяца, признанного нуждающимся в обеспечении жилым помещением 21.05.2010г. с составом семьи 1 человек выявлено следующие:
Иванов И.И. с 02.03.2001г. постоянно зарегистрирован в квартире общей площадью 56,1 кв.м. по адресу: г. Москва ул. Больших Большаковых д.1 , кв 1111. Нанимателем данной квартиры является его мать — Иванова В.В.
Согласно выписке из домовой книги № хххххххххх от 29.09.2015г. и выписке из финансово-лицевого счета № ххххххх от 29.09.2015г. на данной площади постоянно зарегистрированы и проживают 3 человека: Иванов И.И., его мать Иванова В.В., и брат — Иванов Б.Б.
Законом города Москвы от 29.11.2006г. № 29 учетная норма в г. Москве установлена в размере 10 кв.м. общей площади жилого помещения на человека. Таким образом, Иванов И.И., как член семьи нанимателя жилого помещения, на праве пользования обеспечен жилым помещением более учетной нормы и, согласно ст. 51 Жилищного кодекса РФ, не может быть признан нуждающимся в обеспечении жилым помещением.
На основании изложенного и в соответствие с п.6 ч.1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, статьей 15 Федерального закона » О статусе военнослужающих» , Инструкцией о предоставлении военнослужающим — гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социальному найму, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации » О предоставлении военнослужающим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений» от 30 сентября 2010 г. № 1280 , решил :

1. Отказать майору запаса Иванову И.И. , 11.11.1981г.р., личный номер ххххххх в выплате жилищной субсидии на покупку ( строительства) жилья.
2. Исключить из единого реестра и снять с учета нуждающихся в обеспечении жильем майора запаса Иванова И.И. 11.11.1981г.р., личный номер хххххххх
3. Уведомить майора запаса Иванова И.И., о принятом решении.

Начальник 1 го отдела ФГКУ
» Западного регионального управления жилищного обеспечения»
Министерства обороны Российской Федерации

Отправлено спустя 1 минуту 53 секунды:
Что посоветуете. Если шанс на что то))))

КС РФ постановил, что военнослужащие вправе выбирать обеспечение жильем вместо участия их супругов в накопительно-ипотечной системе

Военнослужащим, которые проходят военную службу по контракту и являются участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилья. При этом на таких военнослужащих и членов их семей не распространяется действие иных видов жилищных гарантий, предусмотренных для этих категорий граждан (жилищных субсидий, права на предоставление жилья в собственность или по договору соцнайма либо получение государственных жилищных сертификатов) (п. 15 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», далее – Закон № 76-ФЗ).

Стоит напомнить, что с 1 января 2005 года в стране одновременно действуют две основные модели обеспечения военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, жильем – по Закону № 76-ФЗ и по Федеральному закону от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», далее – Закон № 117-ФЗ. Военнослужащие, заключившие первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 2005 года, независимо от даты их увольнения со службы, по общему правилу обеспечиваются жильем по первому из упомянутых законов. При этом отдельные категории таких военнослужащих вправе стать участниками системы по своему желанию. На остальных военнослужащих (в том числе заключивших контракт после 1 января 2005 года) распространяется действие Закона № 117-ФЗ, причем для большинства из них участие в накопительно-ипотечной системе обязательно (ч. 1 ст. 9 Закона № 117-ФЗ).

Таким образом, вне зависимости от волеизъявления военнослужащего или его супруга(и), граждане, заключившие первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 2005 года, продолжающие прохождение службы или уволенные с нее после указанной даты, если их супруг или супруга являются участниками накопительно-ипотечной системы, не могут воспользоваться возникшим у них согласно критериям Закона № 76-ФЗ правом на обеспечение жильем вместо участия супруга(и) в этой системе.

Именно с такой проблемой столкнулся гражданин У. Он проходил военную службу по контракту во внутренних войсках МВД России с 3 августа 1993 года, а в мае 2014 года был уволен со службы по состоянию здоровья. Общая продолжительность его службы на момент увольнения составила более 20 лет. До этого гражданин У. и члены его семьи (супруга и несовершеннолетний ребенок) решением жилищной комиссии воинской части от 30 апреля 2014 года были признаны нуждающимися в жилом помещении для постоянного проживания. Однако в августе 2015 года они были исключены из списков нуждающихся из-за того, что супруга гражданина У., сама проходящая военную службу по контракту в звании прапорщика, была участником накопительно-ипотечной системы согласно п. 3 ч.1 ст. 9 Закона № 117-ФЗ. Оспорить такое решение жилищной комиссии гражданину У. не удалось – районный суд Санкт-Петербурга отказал ему в удовлетворении требований об оспаривании этого решения и обязании комиссии включить семью в список нуждающихся в жилье, предоставляемому по договорам соцнайма, и о предоставлении такого жилья. Апелляционная инстанция оставила решение без изменения. При этом суды со ссылкой на п. 15 ст. 15 Закона № 76-ФЗ указали, что гражданин У., являясь членом семьи лица, проходящего военную службу по контракту и включенного в реестр участников накопительно-ипотечной системы, не может быть обеспечен жильем иным способом, нежели путем приобретения или строительства жилья по программе этой системы для военнослужащих.

Посчитав нарушенными свои права, гражданин У. обратился в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на неконституционность п. 15 ст. 15 Закона № 76-ФЗ.

КС РФ по итогам рассмотрения жалобы (без проведения слушания) вынес Постановление от 20 июля 2018 г. № 34-П, в котором пришел к выводу о несоответствии Конституции РФ оспариваемых законоположений.

Нормы признаны противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой они не дают возможности реализовать военнослужащим ранее возникшее у них право на обеспечение жильем согласно Закону № 76-ФЗ, если их супруг или супруга, также проходящие военную службу, становятся участниками накопительно-ипотечной системы, вне зависимости от желания таких граждан выбрать вместо участия их супругов в системе возможность обеспечения семьи жильем.

КС РФ отметил в своем постановлении следующее:

  • государство обязано создавать условия для реализации права граждан на жилище (ст. 40 Конституции РФ). Отдельным категориям граждан жилье предоставляется бесплатно или за доступную плату из жилищных фондов. Военнослужащие относятся к таким категориям, поскольку выполняют конституционно значимые функции, связанные с обеспечением обороны страны и безопасности государства (Постановление КС РФ от 22 ноября 2013 г. № 25-П, Постановление КС РФ от 16 ноября 2017 г. № 29-П и др.);
  • само по себе правило о нераспространении на участников накопительно-ипотечной системы иных видов жилищных гарантий не противоречит Конституции РФ (Определение КС РФ от 23 декабря 2014 г. № 2893-О, Определение КС РФ от 29 января 2015 г. № 117-О);
  • нормы Закона № 76-ФЗ в оспариваемой части ставят военнослужащих, заключивших первый контракт на прохождение службы до 1 января 2005 года, продолжающих проходить службу или уволенных с нее после этой даты и имеющих супругов – участников накопительно-ипотечной, в неравное положение с военнослужащими этой же категории, не состоящими в супружеских отношениях с военнослужащими – участниками системы;
  • оспариваемое правовое регулирование нарушает принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который, помимо прочего, предполагает, что приобретенное гражданами на основе ранее действовавшего регулирования право будет уважаться властями и будет реализовано.

Суд указал также, что судебные решения, принятые в отношении гражданина У. подлежат пересмотру. Федеральному законодателю надлежит теперь внести в закон соответствующие изменения.

Напомним, что граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности службы от 10 лет, не обеспеченные на момент увольнения жилищной субсидией или жильем, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся по последнему перед увольнением месту службы (п. 13 статьи 15 Закона № 76-ФЗ).

Получение жилищной субсидии, в том числе при наличии квартиры

Жилищная субсидия – востребованная форма обеспечения военнослужащих, проходящих службу по контракту, постоянным жильем. Условия ее предоставления, порядок расчета регулируются нормативными актами:

  • Федеральным Законом «О статусе военнослужащих»;
  • Постановлением Правительства РФ №76 от 03.02.2014 г.;
  • Приказом Министра обороны РФ № 510 от 21.07.2014 г.

Как видите, большинство нормативных актов приняты недавно, поэтому вопросы, какие субсидии положены военным с 2014 года, для кого предусмотрены, как добиться денежной выплаты на практике, актуальны. Кроме того, сложились некоторые тенденции, которые важно учитывать, чтобы точно понимать, как получить жилищную субсидию военнослужащему.
Во-первых, в разных регионах размер выплаты может различаться. И принимая решение об оформлении «компенсации» стоимости жилья, есть риск столкнуться с проблемой невозможности приобретения квартиры там, где планируется.

Во-вторых, приняв единожды решение о получении выплаты, согласно ФЗ «О статусе военнослужащих», отказаться от нее можно только по решению суда. А судебная практика в данной сфере неоднозначна. Претендовать на получение квадратных метров в натуре, можно лишь предоставив суду веские основания. Но военные суды гарантированно откажут административному истцу, тогда как в гражданском суде исход дела определяет компетенция адвоката, отстаивающего интересы военнослужащего.

ЖИЛИЩНАЯ СУБСИДИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ – ПОМОЩЬ В ПОЛУЧЕНИИ

Одна из сфер нашей деятельности — профессиональное оказание юридической и практической помощи военнослужащим, членам их семей при получении жилищной субсидии. Наш опыт участия в судах по данной категории дел — более 20 лет, наработана большая положительная судебная практика по оспариванию решений об отказе выплаты жилищной субсидии по причинам:

  • наличие у члена семьи жилья в собственности, доли в праве;
  • невозможность сдачи ранее полученного служебного жилья, пр.
Читать еще:  Субсидии на разведение скота

В 2017 году решение о выделении средств на приобретение жилья или жилищное строительство принималось Департаментом жилищного обеспечения Минобороны РФ по отношению к очередникам, вставшим на учет, начиная с 2013 года. Наша практика показывает, жилищные субсидии военнослужащим в 2018 году стали более востребованы, чем, например, пять лет назад. Причиной тому – недостаточность выполнения обязательств МО РФ по обеспечению постоянным жильем.

Квартиры стали предлагать нуждающимся не только на Левобережке, Б.Очаковской, Полины Осипенко, но и на Синявинской (Молжаниново). Многие начали отказываться получать квартиру рядом с кладбищем, потому стали менять форму обеспечения жилплощадью, и здесь субсидия военнослужащим на жилье кажется идеальным вариантом. Полученные средства можно потратить как на приобретение квартиры в любом регионе Российской Федерации, новостройки или квадратных метров на вторичном фонде, так и приобрести землю для постройки собственного дома.

КОМУ ПОЛОЖЕНА ВОЕННАЯ СУБСИДИЯ НА ЖИЛЬЕ

Законодательно определен перечень характеристик, кому положена субсидия военнослужащим. На поддержку государства могут претендовать:

  • отнесенные к категории «нуждающихся» (не имеющие жилых помещений в собственности, по социальному найму);
  • проходящие военную службу по контракту, заключенному до 2005 года;
  • имеющие общую выслугу лет (календарных) от 20 лет;
  • имеющие общую выслугу лет (календарных) от 10 лет при увольнении по льготному основанию или от 20 календарных лет общей выслуги.

К перечню отнесены члены семьи, в частности, вдовы, не имеющие собственной жилплощади. На них также распространяется военная субсидия на жилье, кому положена выплата и возможно ли ее получение в вашем случае, вы можете уточнить в рамках бесплатной консультации на нашем сайте или по телефону.
Дополнительно к выплате отдельным категориям предоставляются 15-25 квадратных метров жилплощади:

  • командирам воинских частей, а также в звании полковник;
  • военнослужащим высших званий (маршал, генерал);
  • при наличии почетного звания РФ;
  • преподавателям профильных высших учебных заведений;
  • научным работникам профильной сферы.

Право на получение субсидии военнослужащим предоставляется однократно. Рассчитать ее размер можно, воспользовавшись калькулятором.

Важно! Постановление Конституционного Суда РФ N 34-П от 20 июля 2018 г. город Санкт-Петербург «по делу о проверке конституционности пункта 15 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в связи с жалобой гражданина А.В. Удовиченко».
Право военнослужащего, являющегося участником НИС, на обеспечение постоянным жилым помещением в составе семьи военнослужащего (супруга, супруги, отца, матери), не может быть ограничено связи с его участием в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих (НИС), если его право на обеспечение жильем посредством участия в НИС не было реализовано.

ВЫПЛАТЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ ЖИЛЬЯ ПО СУДУ

Хочется отметить, что кандидаты, длительное время состоящие в едином реестре по жилью, стали обращаться в суды самостоятельно. Субсидия на квартиру военнослужащим выплачена не была, у многих семьи, дети, и денежное довольствие или пенсия не всегда позволяют воспользоваться услугами адвоката.
В этой ситуации следует понимать, что суды при рассмотрении дел изучают вопросы не только наличия у истца самого права на выплату. Субсидии для военнослужащих подразумевают и очередность, наличие или отсутствие средств на счетах органов финобеспечения Минобороны РФ, достаточных для субсидирования. По этим причинам и не только довольно часто военные суды встают не на сторону нуждающихся.

Важно! Актуальный вопрос: субсидии военным на жилье – когда выплатят? Если длительное время (более двух месяцев) выплата не осуществляется, не затягивайте с обращением в суд! Выделенные денежные средства Минобороны РФ на эти цели, как правило, к середине года уже заканчиваются. А по решению суда, как показывает наша практика, военная субсидия на жилье выплачивается в кратчайшие сроки.

СУБСИДИЯ НА КВАРТИРУ ПРИ ПЕРЕВОДЕ

При переводе на новое место службы военнослужащий, нуждающийся в жилье, обращается в уполномоченный орган с заявлением об его предоставлении. А как быть тому, чья семья отказывается переезжать? Ведь предоставленное ранее ведомственное или постоянное жилье остается занятым, справку о сдаче жилых помещений по предыдущему месту службы никто не предоставит. При этом согласно Инструкции о предоставлении военнослужащим жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны № 1280 от 10.09.2010, для обращения за жильем такая справка требуется. Что делать?

Если военнослужащий всё ещё зарегистрирован по прежнему адресу, ему необходимо принять меры, согласно разъяснениям ГлавКЭУ МО РФ № 147/3/4/26/4 от 5 января 2001 г. Положения предусматривают возможность повторного получения жилья обеспеченными жилплощадью на предыдущем месте службы и расторгнувшими брак. Для этого обратившийся должен быть признан нуждающимся в улучшении жилусловий. И что более важно – обязан принять меры для получения части жилплощади, причитающейся ему согласно действующему законодательству.

«Принятие мер» буквально означает обращение в суд с иском о прекращении права пользования служебным жильем за бывшими членами семьи. Даже если иск удовлетворен не будет, поверьте, такое решение суда очень пригодится вам для получения квартиры или субсидии для военнослужащих.

ВЫСЕЛЕНИЕ БЫВШИХ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ ПО РЕШЕНИЮ СУДА

Сегодня суды заняли неоднозначную позицию. Они либо прекращают право пользования жилплощадью за бывшими членами семьи, руководствуясь ч. 2-4 ст. 31 Жилищного кодекса РФ. Либо прекращают с отсрочкой исполнения (на год-два, или до наступления совершеннолетия совместно проживающего ребенка).

Бывает, но очень редко, что суд принимает отказное решение со ссылкой на ч.1 ст. 35 ЖК РФ. Аргументирует тем, что право на обращение в суд с таким иском принадлежит только собственнику, который обратился к вам с требованиями о выселении. Иногда, как ни странно, суды применяют заявленный срок исковой давности, как правило, при обращении собственника с подобным иском.
Мы рекомендуем вам, если вы хотите выселить бывших членов семьи, обратиться к нам, поскольку у нас есть большой опыт ведения в судах данных дел и положительная судебная практика. Это касается не только военнослужащих, но и членов семей. Мы успешно, на протяжении многих лет отстаиваем интересы бывших супругов при выселении из квартир, общежитий. Помогаем (сохраняем право пользования) детям, родителям, иным гражданам, которые остались жить в спорной квартире, ранее полученной при прохождении военной службы, сдать которую жилищным органам невозможно.

ВОЕННЫЙ СУД ИЛИ ГРАЖДАНСКИЙ?

При обращении в военный суд тот обяжет уполномоченный орган выдать справку, но она будет лишь содержать сведения, какие действия с жильем произвел военнослужащий (приватизировал, оставил родственникам). При предоставлении такой справки в повторном получении квартиры будет отказано. Основание – однократное право на обеспечение жилым помещением по линии Министерства обороны РФ.

И не важно, когда квартира была «оставлена» родственникам: пять лет назад или двадцать. Жилплощадь не была передана жилищным органам. Точка. Военные суды по таким делам принимают однозначные решения — отказать! Суды общей юрисдикции (гражданские) продолжают заниматься правом, и, как правило, при наличии грамотного адвоката удовлетворяют иски, признав право обратившегося на спорную квартиру, обязывают заключить договор социального найма.

Денежная субсидия военнослужащим, выплачиваемая повторно при несданном ранее полученном жилье, — это категория дел, приоритетная для нас. Да, процесс судебного разбирательства в суде общей юрисдикции, бывает, затягивается на несколько месяцев, но ведь важен результат.

Кстати, по этой причине «гражданские» адвокаты, не зная военной специфики, часто обращаются в военные суды. Делают это, чтобы ускорить процесс, поскольку известно, что такие суды рассматривают дела данной категории достаточно быстро (по правилам КАС РФ, из нашей практики около 2-4 недель). Таким способом адвокаты зарабатывают «быстрые» деньги, а клиент получает отрицательный результат!

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ВОЕННОЙ СУБСИДИИ НА ЖИЛЬЕ

Если вы оказались в аналогичной ситуации, на первоначальном этапе мы рекомендуем позвонить нам и получить бесплатную юридическую консультацию. Если субсидия на жилье военнослужащим требует подробного рассмотрения, и консультации по телефону будет недостаточно, приезжайте в офис по указанному в разделе контакты адресу уже на платную консультацию. Стоимость ее указана в разделе «Цены на услуги» и всегда обсуждается предварительно по телефону.

Мы проконсультируем вас, при необходимости предоставим свою положительную судебную практику. Если жилищная субсидия для военнослужащих не выплачивается на основании отказа, мы в судебном порядке оспорим решение, обяжем Департамент выплатить средства в месячный срок.

Если необходимо будет обратиться в суд, но вы сочтете наши услуги дорогостоящими, мы можем составить исковое заявление, подготовить вас к судебному заседанию, составить ходатайства, запросы, иные процессуальные документы.

  • сбор, подготовку документов, на основании которых оформляется жилищная субсидия военным;
  • получение справки в 1-м отделе ФГКУ «Западрегионжилье» МО РФ о сдаче жилья по прежнему месту службы, о необеспеченности (особенно актуально военнослужащим при прохождении службы не в Московском гарнизоне);
  • представление интересов в Департаменте жилищного обеспечения МО РФ, других организациях и ведомствах Москвы, Московской области.

При возникновении вопросов позвоните нам по телефонам 8 (925) 772-49-22, 8 (968) 663-91-63 и получите бесплатную консультацию. В разделе «Заказать услугу» можете задать письменный вопрос, или заказать бесплатный обратный звонок, и мы сразу вам перезвоним.

Мы предоставляем профессиональную, конкретную юридическую, практическую помощь военнослужащим, членам их семей в решении самых сложных споров, касающихся получения жилья, жилищной субсидии, расслужебливания и т.д. С перечнем споров, по которым мы успешно работаем, ознакомьтесь в разделе «Категории дел».

При возникновении вопросов позвоните нам по тел. 8 (925) 772-49-22, 8 (968) 663-91-63 и получите бесплатную консультацию. В разделе Заказать услугу можете задать нам письменный вопрос, или заказать бесплатный обратный звонок. Мы сразу вам перезвоним. Вы можете рассчитывать на компетентную консультацию опытного военного адвоката, которая всегда является конкретной и понятной для наших клиентов. С перечнем оказываемых нами юридических услуг, Вы можете ознакомиться в разделе «Услуги».

Источники:

http://voensud-mo.ru/sud
http://legalacts.ru/sud/opredelenie-verkhovnogo-suda-rf-ot-07072016-n-210-kg16-11/
http://www.voensud.ru/post1247546.html
http://www.garant.ru/news/1208699/
http://voenadvokat.ru/nashi-uslugi/voennosluzhaschim/pomosch-v-poluchenii-zhilischnoy-subsidii/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector