2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Содержание

Субсидия ндс

Субсидия ндс

Дата публикации 20.12.2018

Документ

Федеральный закон от 27.11.2018 № 424-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах»

Комментарий

Федеральный закон от 27.11.2018 № 424-ФЗ (далее – Закон № 424-ФЗ) внес ряд изменений в главу 21 НК РФ «Налог на добавленную стоимость». В первую очередь эти изменения коснулись правил вычета и восстановления НДС при покупке товаров (работ, услуг) за счет субсидий или бюджетных инвестиций (далее – субсидии), а также льгот, от которых можно отказаться.

Рассмотрим подробнее важнейшие изменения.

Вычет и восстановление НДС при получении субсидии без учета налога

С 01.01.2019 налогоплательщик, получивший субсидии, должен определить, учтен ли в полученной сумме «входящий» НДС или нет. Сделать это можно по документам, которыми оформляется выдача денежных средств из бюджета. Если в этих документах сказано, что субсидия без НДС, то налог будет перечислен за счет налогоплательщика. В этом случае организация может:

  • принять «входной» НДС к вычету – при оплате товара (работ, услуг) суммой полученной субсидии (абз 1, абз. 9 п. 2.1 ст. 170 НК РФ в новой редакции);
  • не восстанавливать принятый к вычету НДС – если субсидия получена уже после приобретения и компенсирует затраты на приобретение товаров, работ или услуг (абз 1, абз. 10 пп. 7 п. 3 ст. 170 НК РФ в новой редакции).

Если в документах не указано, что субсидия выдана без учета сумм НДС, то «входной» налог может быть уплачен за счет этой субсидии. В этом случае организация:

  • не может принять к вычету «входной» НДС – при оплате товара, работ или услуг суммой полученной субсидии;
  • должна восстановить принятый к вычету НДС – если субсидия получена в счет компенсации затрат на приобретение товара, работ или услуг.

Заметим, в настоящий момент положения НК РФ требуют восстанавливать НДС по товарам, работам или услугам, приобретенным за счет субсидии, причем вне зависимости от того, входят в субсидию суммы НДС или нет. К такому выводу пришли и контролирующие органы (см. письмо Минфина России от 02.04.2018 № 03-07-15/20870, которое направлено нижестоящим налоговым органам письмом ФНС России от 03.04.2018 № СД-4-3/6286@).

Закон № 424-ФЗ в изложенной части вступает в силу с 01.01.2019 и распространяется на субсидии, полученные с этой даты (п. 7, п. 8 ст. 9 Закона № 424-ФЗ).

Вычет и восстановление НДС, если субсидия частично покрывает стоимость приобретения

Если организация оплачивает купленный товар (работы, услуги) за счет субсидии (включающей НДС) частично, то она может принять к вычету НДС только в части, уплаченной за счет собственных средств (абз. 2 п. 2.1 ст. 170 НК РФ в новой редакции). НДС не принимается к вычету в доле, которая определяется исходя из стоимости приобретения за счет субсидий в общей стоимости данных товаров, работ или услуг.

Заметим, что ранее НК РФ не регулировал порядок принятия НДС к вычету в таком случае.

Изменились и правила восстановления НДС по товарам, расходы на приобретение которых частично компенсирует выданная субсидия.

Восстанавливать НДС следует с доли, определяемой как отношение субсидии, за счет которой был приобретен товар (работы, услуги), к общей стоимости этих товаров (работ, услуг) с учетом НДС, то есть восстанавливается НДС в части полученных субсидий.

Отметим, что ранее пропорция для этих целей считалась иначе. Она рассчитывалась между стоимостью товаров, приобретенных за счет субсидии, и общей стоимостью всех купленных товаров без налога. В НК РФ не уточнялось, за какой период рассчитывается пропорция, однако мы полагаем, что при расчете берутся показатели за налоговый период (квартал).

Закон № 424-ФЗ в изложенной части вступает в силу с 01.01.2019 и распространяется на субсидии, полученные с этой даты (п. 7, п. 8 ст. 9 Закона № 424-ФЗ).

Вычет и восстановление НДС, уплаченного при ввозе импортного товара за счет субсидии

Определены правила вычета и восстановления НДС, если импортный НДС оплачивается за счет субсидий.

НДС, уплаченный за счет такой субсидии, к вычету не принимается (абз. 4 п. 2.1 ст. 170 НК РФ в новой редакции).

Налог, уплаченный при ввозе товара за счет собственных средств, после получения организацией субсидии должен быть восстановлен (абз. 5 пп. 7 п. 3 ст. 170 НК РФ в новой редакции).

Заметим, что ранее контролирующие органы придерживались похожей позиции. В разъяснениях они указывали, что при оплате НДС за счет субсидий, выделенных из бюджета, налог к вычету не принимается. Соответственно, при получении субсидий на покрытие расходов по уплате НДС соответствующую сумму надо восстановить (см. письмо Минфина России от 18.03.2011 № 03-07-11/61).

Закон № 424-ФЗ в изложенной части вступает в силу с 01.01.2019 и распространяется на субсидии, полученные с этой даты (п. 7, п. 8 ст. 9 Закона № 424-ФЗ).

Учет в расходах НДС, уплаченного за счет субсидий

Установлен новый порядок учета сумм НДС, не принятых к вычету в связи с приобретением товаров (работ, услуг) за счет субсидий. Такие суммы организация может учесть единовременно в составе прочих расходов в соответствии со статьей 264 НК РФ. При этом суммы НДС, который не был принят к вычету, не учитываются в первоначальной стоимости приобретенных ОС, а также списываются в прочих расходах (абз. 5 п. 2.1 ст. 170 НК РФ в новой редакции).

Напомним, что сейчас организация может включить НДС, не принятый к вычету, в расходы только при соблюдении двух условий:

  • ведется раздельный учет сумм НДС по товарам, работам и услугам, приобретенным за счет субсидий;
  • расходы на приобретение товаров (работ, услуг) учитываются при исчислении налога на прибыль.

Закон № 424-ФЗ в изложенной части вступает в силу с 01.01.2019 и распространяется на субсидии, полученные с этой даты (п. 7, п. 8 ст. 9 Закона № 424-ФЗ).

Вычет и восстановление НДС по субсидиям без указания на приобретение конкретных товаров, работ или услуг

Закреплен порядок вычета и восстановления НДС по субсидиям, выделенным налогоплательщику без указания, какой конкретно товар на нее следует приобрести (далее – нецелевая субсидия).

С 01.01.2019 организация, получающая нецелевые субсидии, должна вести раздельный учет расходов, произведенных за их счет или за счет собственных средств. Целью ведения такого раздельного учета является своевременное определение суммы НДС, которую можно заявить к вычету в таком случае.

Если в течение года раздельный учет расходов организация не вела, ей придется восстановить налог в части, приходящейся на субсидию по специальным правилам. Сделать это следует в последнем квартале того года, в котором получены и потрачены субсидии. НДС восстанавливается в доле, которая определяется как пропорция между суммами субсидий и произведенными расходами за весь календарный год. Положительная разница между суммой субсидий и расходами не учитывается при расчете доли, а прибавляется к сумме субсидий для расчета доли в следующем календарном году.

Организации, получающие нецелевые субсидии, могут выбрать один из двух вариантов поведения. Первый – вести в течение года раздельный учет расходов за счет субсидий и за счет собственных средств. Это позволит определить сумму НДС к вычету и заявить ее.

Второй – не вести раздельный учет расходов и рассчитать сумму НДС к восстановлению в конце года. В таком случае налогового правонарушения она не совершает, никаких санкций не будет. Восстановленный НДС учитывается в составе прочих расходов по правилам статьи 264 НК РФ и в состав стоимости товаров (работ, услуг) не включаются (пп. 7 п. 3 ст. 170 НК РФ в новой редакции).

Закон № 424-ФЗ в изложенной части вступает в силу с 01.01.2019 и распространяется на субсидии, полученные с этой даты (п. 7, п. 8 ст. 9 Закона № 424-ФЗ).

От льготы по услугам гарантийного ремонта организация сможет отказаться

От НДС освобождены услуги по гарантийному ремонту и техническому обслуживанию бытовых приборов (пп. 13 п. 2 ст. 149 НК РФ).

На данный момент эта льгота является обязательной, т.е. отказаться от ее применения налогоплательщик не может.

Однако с 01.01.2019 такая операция из п. 2 ст. 149 НК РФ перейдет в п. 3 ст. 149 НК РФ, т.е. от ее применения организация сможет отказаться.

Напомним, что отказаться от льготы можно, подав заявление в инспекцию в свободной форме до 1 числа того налогового периода, в котором налогоплательщик не хочет применять эту льготу (п. 5 ст. 149 НК РФ).

Читать еще:  Отдел субсидий жовтневый район запорожье

Налоговым периодом для НДС является квартал. Если заявление подано вовремя, налогоплательщик может облагать НДС свои услуги, а также принимать налог к вычету со следующего квартала.

Если такое заявление не подано, льгота будет применяться автоматически, соответственно, на вычет НДС организация права иметь не будет.

Полагаем, что впервые отказаться от льготы можно уже в первом квартале 2019 года. Для этого заявление о таком отказе следует подать до 9 января 2019 года (с учетом переноса срока согласно п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

О том, будет ли применяться освобождение, если заявление об отказе подано позже срока, читайте в справочнике «Налог на добавленную стоимость».

Покупатели макулатуры станут налоговыми агентами по НДС

С 01.01.2019 операции по реализации макулатуры будут облагаться НДС. Связано это с тем, что льгота, дающая организациям право не уплачивать НДС с этих операций, утратит силу с 01.01.2019 (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 02.06.2016 № 174-ФЗ).

Закон № 424-ФЗ устанавливает особый порядок уплаты налога по таким операциям. Соответствующие изменения внесены в п. 8 ст. 161 НК РФ.

Теперь покупатели макулатуры будут считаться налоговыми агентами по НДС (за исключением физлиц без статуса ИП). На них возлагается обязанность исчислять НДС и уплачивать его в бюджет с данных операций. Аналогичный порядок уплаты НДС был уже ранее введен для покупателей сырых шкур и металлолома, подробно он рассмотрен в справочнике «Налог на добавленную стоимость».

Вступают указанные изменения в силу с 01.01.2019 и распространяются на операции по приобретению макулатуры после этой даты.

НДС-изменения 2019 года для получателей бюджетных субсидий

С 1 января 2019 года меняются правила вычета входного НДС и восстановления налога для тех, кто получает бюджетные субсидии. Федеральный закон от 27 ноября 2018 г. № 424-ФЗ.

Недавно принятый Федеральный закон № 424 внес изменения в главу 21 «НДС» Налогового кодекса, которые коснутся получателей бюджетных субсидий.

Фирмы и ИП, покупающие имущество или оплачивающие работы (услуги) за счет бюджетных средств, не могут принять к вычету входной НДС (п. 2.1 ст. 170 НК РФ). Оно и понятно – ведь иначе имеет место «задвоение» денег, полученных из бюджета.

С 1 января 2019 года действует новое правило. Если деньги из бюджета израсходованы на оплату не всей покупки, а только ее части, запрет на вычет НДС распространяется не на весь входной налог, а только на его долю. Эта доля пропорциональна той части покупки, которая оплачена бюджетными деньгами. При расчете пропорции нужно учитывать входной НДС в стоимости покупки.

Кстати, это же правило распространяется и на покупку импортных товаров.

Если компания ведет раздельный учет НДС, оплаченного продавцам за счет бюджетных средств, то не принятый к вычету входной налог можно учесть в стоимости товаров, работ или услуг. Если не ведет, то учесть в расходах такой НДС нельзя. Это правило действует сейчас.

С 1 января 2019 года раздельный учет НДС не будет играть никакой роли. Со следующего года весь налог, не принятый к вычету, нужно будет учитывать в прочих расходах, связанных с производством и реализацией, а не в стоимости покупки.

Кроме того, в документах на предоставление субсидий или инвестиций будет разрешена оговорка, что бюджетные средства не идут на оплату входного НДС. Речь идет о ситуации, когда бюджетными деньгами оплачивают стоимость товаров, работ или услуг без учета НДС, а НДС – из собственных денег. В этом случае фирмы и ИП смогут принять входной налог к вычету.

Теперь что касается восстановления НДС. По действующим правилам, НДС, ранее принятый к вычету, нужно восстановить, если расходы на покупку были возмещены из бюджета. При этом не имеет значения, включен ли НДС в сумму бюджетных субсидий (пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ).

С 1 января 2019 года восстановить НДС придется, только если бюджетные средства были выданы, в том числе, на оплату входного НДС. Это должно быть прописано в документах на предоставление денег из бюджета. Если субсидия не покрывает налог, его можно не восстанавливать. А вот если субсидия предоставлена исключительно для возмещения «импортного» НДС, импортер обязан восстановить НДС, ранее принятый к вычету.

Если покупка была совершена за счет собственных средств, а потом ее стоимость частично компенсировало государство, то восстанавливают часть входного НДС в доле, пропорциональной возмещенной части покупки (без учета входного НДС). Это действующее правило. С 2019 года расчет пропорции меняется – в стоимости покупки придется учитывать входной НДС.

Поправки действуют в случаях, когда бюджетные средства получены в 2019 году и позже.

Учет НДС при получении субсидий и инвестиций упорядочился

Автор: Подкопаев М. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Есть немало налогоплательщиков, которые играют существенную роль в экономике своего региона или всей страны и благодаря этому в значительной степени функционируют за счет бюджетной помощи в виде субсидий и бюджетных инвестиций. В то же время они остаются плательщиками НДС, но, очевидно, в общем порядке уплачивать его не должны.

Отдельные правила для них установлены в гл. 21 НК РФ. Данные правила в силу Федерального закона от 27.11.2018 № 424-ФЗ в очередной раз изменяются (с 01.01.2019), причем благоприятным для налогоплательщиков образом: уточняются некоторые положения, до сих пор бывшие неясными.

О вычетах НДС, если субсидии получены и расходуются

В пункте 2.1 ст. 170 НК РФ разъясняется, что делать налогоплательщику с вычетами НДС при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы РФ. Установлено, что по приобретенному таким образом имуществу суммы налога, предъявленные налогоплательщику либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, вычету не подлежат.

Данная норма до сих пор была изложена недостаточно корректно. Ее можно было трактовать таким образом, что налогоплательщик вообще лишается вычетов по НДС, если получил субсидию или бюджетные инвестиции.

Теперь в п. 2.1 ст. 170 НК РФ прямо обозначено, что вычет налога не предоставляется только в отношении тех товаров (работ, услуг), которые были приобретены именно за счет субсидий и инвестиций соответственно их доле в общей сумме товаров (работ, услуг). Указанная доля (обозначим ее как Д) определяется по следующей формуле:

Суммы субсидий и (или) бюджетных инвестиций,
израсходованных на приобретение товаров (работ, услуг)

Общая стоимость товаров
(работ, услуг)

Расчет производится с учетом сумм налога, предъявленных налогоплательщику и фактически уплаченных им при ввозе таких товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Обратите внимание: уточнено, что в случае предоставления субсидии на уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, уплаченная за счет таких субсидий и (или) бюджетных инвестиций сумма налога вычету не подлежит.

В действовавшей до сих пор редакции п. 2.1 ст. 170 НК РФ было установлено условие, согласно которому суммы НДС, не подлежащие вычету в соответствии с данной нормой, можно принять в расходах, но только если затраты на приобретение учитываются в расходах (в том числе через начисленную амортизацию) при исчислении налога на прибыль организаций и при этом ведется раздельный учет.

Теперь в любом случае данные суммы должны учитываться единовременно в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 НК РФ независимо от того, как учитываются затраты на приобретение товаров (работ, услуг).

Что касается раздельного учета: он будет необходим, только если при предоставлении субсидий и (или) бюджетных инвестиций не определены конкретные товары (работы, услуги), на приобретение которых предоставляются указанные субсидии и (или) бюджетные инвестиции. Тогда налогоплательщик обязан вести раздельный учет затрат, осуществляемых за счет бюджетных средств, и затрат, осуществляемых за счет других источников.

Действовавшая до сих пор редакция предусматривала, что при отсутствии раздельного учета нельзя учитывать суммы налога в расходах. Теперь же последствие иное – придется восстановить суммы НДС. На это указано отдельно в новом пп. 7 п. 3 ст. 170 НК РФ.

Восстановленные суммы следует учесть единовременно в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 НК РФ.

Обратите внимание: положения п. 2.1 и пп. 7 п. 3 ст. 170 НК РФ в новой редакции применяются в отношении товаров (работ, услуг), приобретенных за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных из бюджета, начиная с 01.01.2019 (п. 7 ст. 9 Федерального закона № 424-ФЗ).

Суммы НДС, принятые к вычету в календарном году за налоговые периоды начиная с налогового периода, в котором получены субсидии и (или) бюджетные инвестиции, надо восстанавливать в последнем налоговом периоде указанного календарного года в соответствующей доле. Эта доля определяется так:

Суммы субсидий и (или)
бюджетных инвестиций

Общая величина
совокупных расходов

Имеются в виду совокупные расходы на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), в том числе объектов ОС и НМА, имущественных прав, осуществленных в течение названных налоговых периодов.

Расчет производится с учетом сумм налога, предъявленных налогоплательщику и фактически уплаченных им при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Обратите внимание: положительная разница между суммой субсидий и (или) бюджетных инвестиций и суммой расходов при расчете доли в текущем календарном году не учитывается и прибавляется к сумме субсидий и (или) бюджетных инвестиций для целей расчета доли в следующем календарном году.

Читать еще:  Льготы многодетным в сахалинской области

И еще одно существенное дополнение в п. 2.1 ст. 170 НК РФ. Эта норма не применяется, если документами о предоставлении субсидий и (или) бюджетных инвестиций предусмотрено финансирование затрат на оплату приобретаемых товаров (работ, услуг) без включения в состав таких затрат предъявленных сумм налога и (или) сумм налога, уплаченных при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией. То есть таким способом финансируются только непосредственно расходы на приобретение товаров (работ, услуг), а НДС по ним налогоплательщик уплачивает поставщику за собственный счет. Но тогда этот НДС налогоплательщик сможет принять к вычету в общем порядке.

Принятый к вычету НДС надо восстановить

Вновь подвергнулся корректировке пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ. В нем тоже говорится о том, что делать с НДС по приобретению при получении субсидий и (или) бюджетных инвестиций, но в отношении затрат, которые были осуществлены еще до получения этих средств (то есть налог уже был правомерно принят к вычету).

Теперь уточнено, что речь идет именно о ранее произведенных затратах, которые возмещаются за счет субсидий и инвестиций. Суммы налога по таким затратам надо восстановить.

До сих пор указывалось, что это надо сделать независимо от факта включения суммы налога в субсидии и (или) бюджетные инвестиции на возмещение затрат.

Новая редакция аналогично положениям п. 2.1 ст. 170 НК РФ разрешает данную норму не применять, если документами о предоставлении субсидий и (или) бюджетных инвестиций предусмотрено финансирование затрат на оплату приобретаемых товаров (работ, услуг) без включения в состав таких затрат предъявленных сумм налога и (или) сумм налога, уплаченных при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

При частичном возмещении ранее произведенных затрат по-прежнему восстановлению подлежит сумма налога, принятая к вычету, в соответствующей доле. Но уточнен порядок расчета этой доли – она должна определяться так:

НДС с субсидий на возмещение затрат

Автор: Галина Кардашян
Главный бухгалтер-методолог 1С-WiseAdvice

Многие бизнесмены имеют право на получение различных государственных субсидий. Однако выделенные из бюджета средства нередко облагаются налогами. Рассмотрим, как исчисляется НДС по полученным субсидиям с учетом всех последних изменений законодательства.

Какие бывают субсидии, и кто может на них рассчитывать

Субсидии вообще — это безвозмездная помощь, выделяемая из бюджета. Общие правила их предоставления регулируются статьей 78 БК РФ. Так как речь идет об НДС, то будем рассматривать субсидии, которые выплачиваются бизнесменам–плательщикам этого налога.

Напомним, субсидии могут выделяться из бюджетов всех уровней на основании соответствующих нормативных актов. Право на субсидии из федерального бюджета имеют, например, сельскохозяйственные производители. На региональном и местном уровне власти обычно поддерживают малый и средний бизнес, в первую очередь — в производственной сфере.

Облагаются ли субсидии НДС

Налогообложение субсидий из бюджета зависит от их назначения. Если выплата направлена на компенсацию затрат, понесенных налогоплательщиком, то НДС на ее сумму не начисляется.

Также возможна ситуация, когда бизнесмен вынужден продавать товары или оказывать услуги по нерыночным ценам. Здесь налогообложение полученных субсидий зависит от порядка определения цены.

Если применяются цены, контролируемые государством, то компенсация убытков продавца, полученная из бюджета, не облагается НДС. Бизнесмен платит налог только с тех средств, которые он получил непосредственно от покупателя (п. 2 ст. 154 НК РФ).

Если же «ценовая» субсидия выдана по иным основаниям, то к ней применяется расчетная ставка НДС — 10/110 или 20/120 (письмо Минфина РФ от 25.04.2018 № 03-07-11/28036).

Как восстановить НДС при получении субсидии

Субсидирование бизнеса влияет не только на начисление, рассмотренное выше, но и на вычет НДС. Если приобретаемые товары (услуги) финансируются за счет бюджетных средств, то «входной» налог по ним не подлежит возмещению (п. 2.1 ст. 170 НК РФ).

Если же налог уже был принят к вычету, то налогоплательщик должен провести восстановление НДС при получении субсидии (пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Важно!

Не нужно восстанавливать налог только в том случае, если бюджетные средства выделены на финансирование закупок, не включающих в себя НДС, и это прямо указано в документах, регулирующих предоставление субсидии.

Если средства выделены на конкретные товары или услуги (либо на компенсацию «импортного» НДС), то сумму, подлежащую восстановлению, определить достаточно просто. Она будет равняться всему НДС, уплаченному поставщикам или на таможне.

Но нередко государственная помощь покрывает не все затраты бизнесмена. Как поступить в этом случае — рассмотрим в следующем разделе.

Как быть при частичном субсидировании

Если расходы бизнесмена компенсируются из бюджета частично, то здесь возможны различные варианты.

Если выделяется целевая субсидия, но она не покрывает всю стоимость приобретаемых товаров (услуг), то следует использовать пропорцию. Доля восстановленного НДС во всей сумме налога должна соответствовать доле полученных бюджетных средств в общем объеме субсидируемых закупок (абз. 3, 4 пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Пример 1

ООО «Альфа» в течение 1 квартала 2019 года приобрело материалы по субсидируемой деятельности на сумму 1200 тыс. руб., в т. ч. НДС — 200 тыс. руб. Затем организация получила компенсацию из бюджета в сумме 600 тыс. руб. Доля субсидии в затратах на материалы составила 50% (600/1200). Следовательно, и восстановить нужно 50% взятого к вычету НДС, т.е. — 100 тыс. руб.

При нецелевом субсидировании бизнеса также применяется пропорциональное восстановление. Но в этом случае используется доля полученных субсидий в расходах налогоплательщика за предыдущий год (абз. 6, 7 пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Важно отметить, что, в отличие от предыдущего варианта, здесь для пропорции следует учитывать не только затраты на закупку материальных ценностей, но и вообще все текущие расходы бизнесмена (включая зарплату, страховые взносы и т.п.).

Пример 2

ООО «Альфа» в 2018 году произвело расходы по субсидируемой деятельности в сумме 2000 тыс. руб., в т. ч.:

  • приобретение товаров, материалов и услуг, облагаемых НДС, — 1180 тыс. руб., в т. ч. НДС — 180 тыс. руб.
  • расходы, не облагаемые НДС, — 820 тыс. руб.

В январе 2019 года ООО «Альфа» получило субсидию в сумме 500 тыс. руб. Доля государственной помощи в общих затратах компании составила 25% (500/2000). Следовательно, нужно восстановить ¼ часть ранее начисленного НДС, т.е. 45 тыс. руб. (180 х 25%).

В обоих рассмотренных случаях налог следует восстановить в квартале, в течение которого было получено бюджетное финансирование. Если государственная помощь была выделена до приобретения товаров, то организация не должна принимать НДС по субсидируемым закупкам к вычету (п. 2.1 ст. 170 НК РФ). Для этого необходим раздельный учет. Если же он не велся, то восстановить НДС нужно в последнем квартале того года, в котором были получены бюджетные средства (пп. 7 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Сумма определяется, исходя из доли субсидии в общей массе затрат за все налоговые периоды года, в течение которых бизнесмен пользовался субсидией. Пропорция здесь рассчитывается аналогично предыдущему варианту, т.е. с учетом всех расходов.

Таким образом, восстановленный НДС за весь год будет отражен в декларации за последний квартал.

Пример 3

ООО «Альфа» во 2 квартале 2019 года получило субсидию в сумме 375 тыс. руб. Раздельный учет не велся. Общие затраты предприятия за 2-4 кварталы 2019 года составили 1500 тыс. руб., в т. ч.:

  • облагаемые НДС — 960 тыс. руб., в т. ч. НДС — 160 тыс. руб.
  • не облагаемые НДС — 540 тыс. руб.

Субсидия составляет 25% от общих затрат компании (375/1500). Поэтому ООО «Альфа» должно будет в 4 квартале 2019 года восстановить 25% от НДС, взятого к вычету за период пользования бюджетными деньгами: 160 х 25% = 40 тыс. руб.

Рост ставки НДС и налогообложение субсидий

Ставка НДС с 01.01.2019 выросла для всех видов сделок, кроме тех, что облагаются по льготным ставкам 0% и 10%.

Каких-либо специальных правил, по которым субсидии облагаются НДС в переходный период, законодательство не предусматривает. Бизнесменам следует руководствоваться общими рекомендациями налоговиков (письмо ФНС РФ от 23.10.2018 № СД-4-3/20667@).

Ставку в общем случае следует применять, руководствуясь датой первоначальной операции, из которой вытекает начисление или вычет НДС.

Например, если налог был принят к вычету в 2018 году по ставке 18%, то и восстанавливать его нужно по этой же ставке, даже если субсидия была получена уже в 2019 году. Порядок расчета в этом случае показан в предыдущем разделе (пример 2).

Проводки по восстановлению НДС при субсидировании не зависят ни от объема финансирования (полное или частичное) ни от применяемой ставки.

Как избежать ошибок при налогообложении субсидий

Правильно исчислить НДС при субсидировании весьма непросто. Проблемы могут начаться уже на первом этапе — при определении целевого назначения средств. Ведь в нормативных актах далеко не всегда четко прописаны все условия предоставления бюджетной помощи и порядок ее использования.

А без верной оценки категории субсидии невозможно принять обоснованное решение о порядке расчета НДС.

Но предприниматель, получивший государственную поддержку, в первую очередь хочет думать о ее эффективном использовании для развития своего бизнеса, а не о том, как эта сумма облагается налогами.

Читать еще:  Субсидия на ипотеку при рождении ребенка

Профессиональные консультанты 1C-WiseAdvice дают возможность руководителям компаний сосредоточиться на основных бизнес-процессах, не отвлекаясь на учет субсидий и их налогообложение.

Как изменится НДС с 2019 года: новые правила для тех, кто получает субсидии и другие поправки

С января 2019 года в главе 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ появится несколько поправок (утв. Федеральным законом от 27.11.18 № 424-ФЗ). Новшества затронут компании и предпринимателей, которые получают субсидии или бюджетные инвестиции. Для них изменятся правила вычета «входного» НДС и восстановления налога. Организации и предприниматели, оказывающие услуги гарантийного ремонта, смогут воспользоваться поправкой, которая дает им право отказаться от льготы по НДС. Также есть нововведения для организаций и ИП, покупающих макулатуру, и для физических лиц, арендующих госимущество. Обзор поправок — в нашей сегодняшней статье.

Бюджетные субсидии и инвестиции

Вычет «входного» налога

В пункте 2.1 статьи 170 НК РФ изложены правила для компаний и предпринимателей, которые приобретают товары (в том числе основные средства и НМА), работы, услуги или имущественные права за счет средств, полученных из бюджета. Установлено, что при таких операциях налогоплательщики не вправе принять к вычету «входной» НДС, включая тот, что заплачен на таможне.

С января 2019 года в этой норме появится дополнение для случая, когда бюджетные деньги израсходованы на оплату не всей покупки, а только ее части. Тогда запрет на предъявление вычета будет распространяться не на весь «входной» НДС, а только на его долю. Она пропорциональна части покупки, оплаченной за счет бюджетных денег. Пропорцию следует составлять с учетом «входного» НДС, который содержится в стоимости приобретенных товаров, работ, услуг или имущественных прав.

Кроме того, в обновленной редакции пункта 2.1 статьи 170 НК РФ отдельно указано: если субсидия предоставлена для уплаты НДС на таможне, импортер не вправе принять налог к вычету.

Купить сервис «Контур.Декларант» для формирования и отправки таможенных деклараций

Есть изменения и по учету «входного» НДС, который оплачен из бюджетных средств и, как следствие, не принят к вычету. Сейчас все зависит от того, ведет ли налогоплательщик раздельный учет сумм «входного» налога, оплаченных за счет бюджетных денег. Если ведет, то налог можно списать на расходы, а если не ведет — списать не получится. С 1 января 2019 года наличие, либо отсутствие раздельного учета перестанет играть какую-либо роль. С указанной даты начнет действовать следующее правило: налог, не принятый к вычету, нельзя включить в стоимость товаров (работ, услуг, имущественный прав), а нужно отнести на прочие расходы, связанные с производством и реализацией.

Наконец, с января 2019 года будет действовать оговорка на случай, когда в документах на предоставление субсидий или инвестиций отмечено, что бюджетные деньги не идут на оплату «входного» НДС. В такой ситуации компания или ИП сохраняет за собой право на вычет налога в полном объеме.

Согласно части 7 статьи 9 комментируемого закона, все перечисленные новшества применяются в ситуации, когда бюджетные средства получены в 2019 году и позднее.

Восстановление налога

В подпункте 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ говорится, что ранее принятый к вычету НДС необходимо восстановить, если расходы на приобретение товаров (работ, услуг, имущественных прав) были возмещены из бюджета. Сейчас это нужно делать независимо от того, включен ли НДС в сумму субсидий (бюджетных инвестиций). С января 2019 года восстанавливать «входной» налог придется только в одной ситуации. А именно: если из документов на предоставление бюджетных денег следует, что эти средства идут, в том числе, на оплату «входного» НДС. Если же сумма субсидий (бюджетных инвестиций) не покрывает налог, то его можно не восстанавливать.

Вести бюджетный учет и формировать отчетность в программе «Контур‑Бухгалтерия Бюджет»

При этом в обновленной редакции подпункта 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ отдельно оговорено: если субсидии (бюджетные инвестиции) предоставлены для возмещения НДС, уплаченного на таможне, импортер обязан восстановить налог, ранее принятый к вычету.

По-прежнему будет действовать норма, согласно которой при частичном возмещении расходов из бюджета восстанавливать следует часть вычета в доле, пропорциональной возмещенной части расходов. Но расчет пропорции изменится. Сейчас ее составляют без учета «входного» НДС, а с 2019 года необходимо будет учитывать данный налог.

Помимо этого, законодатели предусмотрели нововведение для случая, когда при получении субсидий (бюджетных инвестиций) не понятно, затраты на покупку каких именно товаров, работ, услуг или имущественных прав подлежат возмещению за счет этих средств. При подобных обстоятельствах восстанавливать следует часть вычета, принятого в течение календарного года, предшествовавшего году получения указанных бюджетных средств. Часть налога, подлежащая восстановлению, рассчитывается исходя из доли возмещенных расходов в общей сумме расходов налогоплательщика с учетом «входного» НДС.

Провести автоматическую сверку счетов‑фактур с контрагентами

Согласно части 8 статьи 9 комментируемого закона, уточненные правила восстановления налога применяются в ситуации, когда бюджетные средства на возмещение расходов получены в 2019 году и позднее.

Раздельный учет

Скорректированы положения, относящиеся к раздельному учету «входного» НДС, оплаченного за счет субсидий и бюджетных инвестиций, и «входного» НДС, оплаченного за счет других источников. Сейчас обязанность вести раздельный учет возникает у каждого налогоплательщика в момент получения субсидии или инвестиции (п. 2.1 ст. 170 НК РФ). С января 2019 года раздельный учет понадобится не всегда, а только если нет полной ясности, на приобретение каких именно товаров (работ, услуг, имущественных прав) предоставлены бюджетные средства. При этом раздельный учет необходимо будет применять не только в отношении «входного» налога, но и в отношении полной суммы расходов.

При этом в пункте 3 статьи 170 НК РФ появится новый подпункт 7. Он предназначен для компаний и ИП, которые должны вести раздельный учет, но не делают этого. Такие налогоплательщики будут обязаны в последнем квартале года восстановить часть налога, принятого к вычету в текущем календарном году. Часть налога, подлежащая восстановлению, определяется пропорционально доле субсидий (бюджетных инвестиций) в общем объеме расходов. В расчет берутся все расходы налогоплательщика, понесенные начиная с квартала, в котором получены субсидии (бюджетные инвестиции), с учетом «входного» НДС. Если окажется, что величина субсидий (бюджетных инвестиций) превышает величину расходов, то разницу между ними при расчете доли в текущем году учитывать не нужно. Эту разницу следует перенести на следующий год и приплюсовать к субсидиям (бюджетным инвестициям) будущих периодов.

Суммы восстановленного налога надо отнести на прочие расходы, связанные с производством и реализацией. Включать его в стоимость товаров (работ, услуг, имущественных прав) нельзя.

Согласно части 7 статьи 9 комментируемого закона, все изменения, касающиеся раздельного учета, применяются в ситуации, когда бюджетные средства получены в 2019 году и позднее.

Бесплатно заполнить, проверить и сдать декларацию по НДС через интернет

Новшества по гарантийному ремонту

Следующая поправка касается тех, кто оказывает услуги по гарантийному ремонту и техническому обслуживанию товаров, включая медицинские. Сейчас такие услуги не облагаются НДС, если клиент не вносит за них плату. Также не облагаются НДС запчасти и детали, которые бесплатно заменяются в рамках гарантийного ремонта и техобслуживания. Это прописано в подпункте 13 пункта 2 статьи 149 НК РФ.

В будущем году освобождение от НДС сохранится, но оно будет закреплено в подпункте 37 пункта 3 статьи 149 НК РФ. А на основании пункта 5 статьи 149 НК РФ налогоплательщик, осуществляющий операции, предусмотренные пунктом 3 статьи 149 НК РФ, вправе отказаться от освобождения таких операций от НДС. В связи с этим с будущего года компании и ИП, занимающиеся гарантийным ремонтом и техобслуживанием, смогут по своему желанию не применять льготу по НДС. Для этого им достаточно представить соответствующее заявление в свою ИФНС. Тогда с 1-го числа следующего квартала они станут начислять налог как при безвозмездной реализации.

Аренда госимущества физлицом

В соответствии с пунктом 3 статьи 161 НК РФ арендаторы федерального, регионального и муниципального имущества являются налоговыми агентами по НДС. Это значит, что при перечислении арендной платы они обязаны удержать налог на добавленную стоимость и заплатить его в бюджет. При этом в указанной норме не говорится, распространяется ли она на арендаторов-физических лиц, которые не имеют статуса ИП.

С января 2019 года появится уточнение, касающееся физлиц, арендующих государственное и муниципальное имущество. В новой редакции пункта 3 статьи 161 НК РФ будет четко сказано, что такие лица налоговыми агентами по НДС не являются.

Покупка макулатуры

В настоящее время компании и предприниматели, покупающие лом и отходы черных и цветных металлов, а также сырые шкуры животных, являются налоговыми агентами по НДС (п. 8 ст. 161 НК РФ). Поставщики данных товаров выставляют счета-фактуры с надписью «НДС исчисляется налоговым агентом» и не перечисляют налог в бюджет. А покупатели (кроме физлиц, которые не являются ИП) выставляют счета-фактуры с выделенным НДС, удерживают налог, перечисляют его в бюджет и получают право на вычет.

С принятием комментируемых поправок к перечисленным товарам добавится макулатура, определение которой приведено в обновленной редакции пункта 8 статьи 161 НК РФ. Это бумажные и картонные отходы производства и потребления, отбракованные и вышедшие из употребления бумага, картон, типографские изделия, деловые бумаги, в том числе документы с истекшим сроком хранения. Таким образом, организации и ИП, купившие макулатуру в 2019 году и позднее, станут налоговыми агентами по НДС (ч. 6 ст. 9 комментируемого закона).

Источники:

http://its.1c.ru/db/content/newscomm/src/461024.htm
http://www.buhgalteria.ru/article/nds-izmeneniya-2019-goda-dlya-poluchateley-byudzhetnykh-subsidiy
http://www.audit-it.ru/articles/account/tax/a34/973286.html
http://1c-wiseadvice.ru/company/blog/nds-s-subsidiy-na-vozmeshchenie-zatrat/
http://www.buhonline.ru/pub/comments/2018/12/14136

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector