9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Субсидия из бюджета на возмещение затрат

Содержание

Субсидия на возмещение затрат, не обеспеченных доходами: восстановление НДС

Автор: Емельянова Е. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Организация получает субсидию от муниципального образования в целях возмещения затрат, не обеспеченных доходами в связи с оказанием услуг по регулируемым ценам. Размер субсидии определяется ежемесячно на основании данных о фактических затратах (подтверждаются первичными учетными документами) и доходах от потребителей с учетом рентабельности. Субсидия не включает НДС. Она зачисляется на расчетный счет, куда поступает и выручка. За счет денежных средств (субсидии и выручки) уплачиваются налоги, выдается заработная плата, ведутся расчеты с поставщиками. Каким образом следует восстанавливать НДС по покупкам на основании пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ с 01.01.2018?

Согласно п. 2 ст. 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы РФ в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. Суммы субсидий, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы РФ в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.

В силу пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2018) ранее принятый к вычету НДС подлежит восстановлению в случае получения налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы РФ субсидий на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога. Если субсидия выделяется без учета НДС, положения приведенной нормы не применяются, значит, в описанной ситуации не нужно восстанавливать НДС, ранее принятый к вычету (см. также Письмо Минфина РФ от 23.10.2015 № 03-07-11/60945).

С 2018 года обязанность восстанавливать НДС возникает независимо от факта включения суммы налога в субсидии на возмещение затрат.

Согласно пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету. Никаких трудностей не возникает при применении данной нормы, если известны конкретные покупки (товары, работы, услуги), для возмещения затрат на которые выплачена субсидия. Если же субсидия выделяется в целом на деятельность по оказанию услуг по регулируемым ценам, следует руководствоваться правилами о восстановлении НДС в случае частичного возмещения затрат (абз. 4 и 5 пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ). При частичном возмещении затрат в случаях, предусмотренных настоящим подпунктом, восстановлению подлежит сумма налога, принятая к вычету, в соответствующей доле. Указанная доля определяется исходя из стоимости товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, без учета налога, приобретенных за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций на возмещение затрат, в общей стоимости приобретенных товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, без учета налога.

Поэтому налогоплательщику необходимо самостоятельно определить, на возмещение каких затрат была предоставлена субсидия (на выплату заработной платы, уплату налогов, приобретение ТМЦ, оказание услуг сторонними организациями и пр.).

Учитывая, что произвольно разделять затраты на компенсируемые за счет субсидии и иные можно как в пользу налогоплательщика, так и в пользу налогового органа, наиболее логичным и справедливым представляется расчет через пропорцию.

Субсидия возмещает часть экономически обоснованных затрат организации, понесенных в связи с оказанием услуг по регулируемым ценам. Другая часть указанных затрат оплачивается за счет выручки.

Стоимость товаров (работ, услуг) без учета НДС, приобретенных за счет субсидий на возмещение затрат, определяется путем умножения общей суммы расходов, участвующих в расчете субсидии, на долю субсидии в общем объеме поступлений, получаемых в связи с оказанием услуг. Все показатели следует принимать к расчету за вычетом НДС. Расчеты целесообразно производить по итогам налогового периода.

Пример 1.

Организация оказывает услуги населению по регулируемым ценам. В I квартале 2018 года выручка от оказания услуг составила 236 000руб., в том числе НДС – 36 000 руб., сумма субсидии – 100 000 руб. без НДС. Фактические затраты, связанные с предоставлением услуг, равны 280 000 руб. без НДС (в том числе заработная плата, отчисления с нее, имущественные налоги, 66 667 руб. – стоимость ТМЦ, услуг сторонних организаций, поставщики и исполнители которых дополнительно предъявили НДС). По товарам, услугам поставщики предъявили также 12 000 руб. НДС. Субсидия поступила на расчетный счет организации в I квартале в сумме 66 000 руб., во II квартале – в сумме 34 000 руб.

Таким образом, и выручка, и субсидия являются источником финансирования деятельности организации (компенсируют затраты и обеспечивают рентабельность) в отношении 2 к 1. То есть доля субсидии в финансировании деятельности компании и в том числе в компенсации затрат равна 0,3333 (100 000 руб. / (100 000 руб. + 200 000 руб.)).

Следовательно, 33,33% стоимости каждого наименования затрат, в том числе на приобретение каждого наименования товаров, работ, услуг, компенсируются за счет субсидии.

Стоимость ТМЦ, услуг сторонних организаций, которая компенсирована за счет субсидии и к которой применяется пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ, составляет 22 220 руб. (66 667 руб. х 33,33%).

Зная стоимость товаров (работ, услуг) без учета НДС, приобретенных за счет субсидий на возмещение затрат, нужно определить долю для восстановления сумм налога. Это будет та же доля, в какой субсидии финансируют затраты. Дело в том, что в пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ говорится исключительно о приобретенных товарах (работах, услугах), по которым был применен вычет «входного» НДС. Если субсидии выделяются на компенсацию расходов на приобретение товаров, работ, услуг, поставщики которых не предъявляли НДС, или компенсацию расходов на выплату заработной платы, рассматриваемая норма не действует.

Принятые в течение налогового периода к вычету суммы НДС по покупкам следует восстановить в определенной доле в налоговом периоде, в котором получены субсидии.

Пример 2.

Воспользуемся условиями примера 1.

Сумма «входного» НДС, принятая к вычету по приобретенным ТМЦ и услугам сторонних организаций, согласно условиям примера равна 12 000 руб. Общая сумма налога, подлежащая восстановлению в связи с получением субсидии на возмещение затрат, составляет 4 000 руб. (12 000 руб. х 0,3333).

Причем, поскольку в I квартале получена лишь часть субсидии (66 000 руб. из 100 000 руб.), в данном налоговом периоде подлежит восстановлению также часть суммы НДС в размере 2 460 руб. (4 000 х 66 000 / 100 000). Оставшаяся часть (1 360 руб.) подлежит восстановлению после получения остатка субсидии, во II квартале.

Обращаем внимание, что данный порядок прямо не описан в Налоговом кодексе, поэтому его необходимо закрепить в учетной политике.

Действия налогоплательщика, обязанного восстанавливать суммы «входного» налога при получении субсидии на возмещение затрат, для случая, когда субсидия предоставляется на компенсацию некоторых обезличенных затрат (части от всех затрат компании за определенный период или по определенному виду деятельности на основании данных раздельного учета), в НК РФ не прописаны. Представляется, что прежде всего необходимо определить стоимость покупок, на возмещение которой была предоставлена субсидия. Основой для расчета являются, как правило, отчеты, представляемые источнику финансирования для определения суммы субсидии и подтверждения ее целевого использования. Из общей суммы затрат по виду деятельности следует выделить долю, компенсируемую за счет субсидии пропорционально доле субсидии в сумме всех поступлений по виду деятельности, в связи с которым субсидия и предоставляется. Эта доля и предопределяет величину налога, подлежащего восстановлению. При этом непосредственно восстановление производится в налоговом периоде, когда субсидия фактически поступила налогоплательщику.

Выплачивается субсидия из бюджета на частичное возмещение затрат на техническое перевооружение существующего объекта основных средств. Сумма, которая подлежит получению из бюджета, определена соглашением, но уверенности в том, что вся сумма будет получена из бюджета, нет. Техническое перевооружение объекта основных средств завершено. Затраты на него увеличили первоначальную стоимость основного средства. Организация не приняла решение о применении ПБУ 13/2000 в редакции Приказа Минфина России от 04.12.2018 N 248н в 2019 году. Как правильно учесть в бухгалтерском учете предоставление субсидии из бюджета на частичное возмещение затрат на техническое перевооружение существующего объекта основных средств?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Сумма субсидии, направленная на частичное возмещение затрат на техническое перевооружение объекта основного средства, учитывается в бухгалтерском учете в составе прочих доходов в порядке, приведенном ниже.

Обоснование вывода:
Правила формирования в бухгалтерском учете информации о получении и использовании государственной помощи, предоставляемой коммерческим организациям, являющимся юридическими лицами по законодательству РФ, устанавливает ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» (далее — ПБУ 13/2000) (п. 1 ПБУ 13/2000).
Поэтому субсидии на возмещение затрат на техническое перевооружение существующего объекта основных средств в бухгалтерском учете отражаются как государственная помощь (п.п. 1, 4 и 15 ПБУ 13/2000).
Согласно п. 5 ПБУ 13/2000*(1) организация принимает бюджетные средства, включая ресурсы, отличные от денежных средств, к бухгалтерскому учету при наличии следующих условий:
— имеется уверенность, что условия предоставления этих средств организацией будут выполнены. Подтверждением могут быть заключенные организацией договоры, принятые и публично объявленные решения, технико-экономические обоснования, утвержденная проектно-сметная документация и т.п.;
— имеется уверенность, что указанные средства будут получены.
Подтверждением могут быть утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты приемки-передачи ресурсов и иные соответствующие документы.
Бюджетные средства, принятые к бухгалтерскому учету, отражаются в учете как возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам. По мере фактического получения средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета денежных средств, капитальных вложений и т.п. (п. 7 ПБУ 13/2000)*(2).
В данной ситуации у предприятия нет уверенности, что субсидия будет получена из бюджета в полном объеме в соответствии с соглашением. Поэтому считаем, что в данном случае возникновение целевого финансирования отражается на дату вынесения решения о предоставления субсидии.
В соответствии с п. 10 ПБУ 13/2000 бюджетные средства, предоставленные в установленном порядке на финансирование расходов, понесенных организацией в предыдущие отчетные периоды, отражаются как возникновение задолженности по таким средствам и увеличение финансового результата организации как прочие доходы.
То есть из данной нормы следует, что субсидии, полученные организацией на возмещение затрат, понесенных организацией на техническое перевооружение объекта ОС в предыдущих отчетных периодах, следует учитывать в составе прочих доходов.
Однако согласно п. 9 ПБУ 13/2000 списание сумм бюджетных средств на финансирование капитальных расходов производится на систематической основе на протяжении срока полезного использования внеоборотных активов, подлежащих согласно действующим правилам амортизации. При этом целевое финансирование учитывается в качестве доходов будущих периодов при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию с последующим отнесением в течение срока полезного использования объектов внеоборотных активов в размере начисленной амортизации на финансовые результаты организации как прочие доходы.
Следовательно, несмотря на то, что бюджетные средства направлены на возмещение затрат, понесенных организацией на техническое перевооружение объекта ОС, в том числе за предыдущий отчетный период, учет бюджетных средств в данной ситуации следует производить в соответствии с п. 9 ПБУ 13/2000*(3).
Соответственно, субсидии на возмещение затрат на техническое перевооружение ОС в данном случае отражаются следующим образом:
Дебет 76 Кредит 86
— возникновение целевого финансирования и задолженности по нему;
Дебет 51 Кредит 76
— приняты к учету денежные средства, поступившие в качестве целевого финансирования.
Сумма субсидии, учтенная на счете 86, отражается в качестве доходов будущих периодов*(4) и учитывается в составе прочих доходов по мере отражения в расходах амортизационных отчислений по этому объекту.
Учитывая, что на дату получения субсидии работы по техническому перевооружению объекта ОС завершены и объект амортизировался с учетом затрат на перевооружение, считаем, что в составе прочих доходов учитывается часть целевого финансирования, приходящаяся на сумму начисленных амортизационных отчислений:
Дебет 86 Кредит 91, субсчет «Прочие доходы».
Не учтенная в составе прочих доходов часть субсидии отражается в составе доходов будущих периодов:
Дебет 86 Кредит 98
— признан доход будущих периодов в части суммы субсидии, направленной на возмещение затрат, направленных на техническое перевооружение объекта ОС.
Далее ежемесячно по мере начисления амортизации (до конца срока полезного использования рассматриваемого объекта):
Дебет 98 Кредит 91, субсчет «Прочие доходы»
— отражено увеличение финансового результата на сумму субсидии, полученной в возмещение части расходов организации на техническое перевооружение объекта ОС.
При этом, учитывая, что из бюджета финансируется только часть затрат, направленных на техническое перевооружение объекта ОС, в составе прочих доходов учитывается часть целевого финансирования, равная сумме амортизационных отчислений, исчисленной пропорционально доле субсидии в стоимости актива, затраты на техническое перевооружение которого частично возмещаются из бюджета.

Читать еще:  Записаться на субсидию во владимире

Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Восстановление НДС при оплате товаров (работ, услуг) за счет субсидий, бюджетных инвестиций;
— Энциклопедия решений. Налоговый учет доходов в виде субсидий;
— Вопрос: В августе 2016 года ООО из республиканского бюджета получит на расчетный счет субсидию в размере 2 338 576, 86 руб. на возмещение затрат, связанных с приобретением станка тороидальной помотки с двухпрограммным счетчиком, введенного в эксплуатацию 11.01.2016 с ежемесячной суммой амортизационных отчислений (по данным налогового учета) в размере 41 967,04 руб. Стоимость станка составляет 6 млн. руб. В каком размере следует отразить доход в целях налогообложения налогом на прибыль субсидии, полученной на компенсацию ранее произведенных расходов, связанных с приобретением данного станка, для отражения в декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев и за год? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2016 г.);
— Вопрос: 12 декабря 2017 года была получена региональная субсидия по «частичной компенсации затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания и развития либо модернизации производства». Предоставляемая субсидия возмещает расходы на приобретение оборудования стоимостью 5 000 000 руб. (с НДС) в размере 50%. В соглашении на предоставление субсидии указано, что субсидия предоставляется в размере 2 500 000 руб. (НДС не облагается). В платежном поручении также на перечисленную субсидию указано: НДС не облагается. Хотя в соглашении субсидия предоставляется в размере 50% от 5 000 000 руб. (включает НДС). Надо ли восстанавливать НДС, взятый к зачету? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2018 г.);
— Вопрос: Два года назад наше предприятие приобрело новые станки и производит на них продукцию. Соответственно в течение двух лет в бухгалтерском и налоговом учете начислялась амортизация. В настоящее время в рамках программы поддержки малого предпринимательства получаем из областного бюджета субсидию на возмещение 60% затрат по приобретению производственного оборудования. Как нам правильно отразить эту субсидию в бухгалтерском и налоговом учете? Признается ли она доходом в целях налогообложения прибыли? Нужно ли частично восстанавливать «входной» НДС по станкам, ранее принятый к вычету? (журнал «ЭЖ Вопрос-Ответ», N 10, октябрь 2016 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Башкирова Ираида

Ответ прошел контроль качества

15 марта 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Приказом Минфина России от 04.12.2018 N 248н в ПБУ 13/2000 с 1 февраля 2019 года внесены изменения, которые вступают в силу с отчетности за 2020 год. Организация вправе принять решение о применении предусмотренных настоящим приказом изменений до указанного срока. В данной ситуации организация такое решение не приняла, поэтому в данном ответе положения ПБУ 13/2000 приведены в редакции, действующей до внесения изменений. Смотрите Информационное сообщение Минфина России от 04.02.2019 N ИС-учет-16.
*(2) Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций для обобщения информации о движении бюджетных средств предназначен счет 86 «Целевое финансирование».
*(3) Отметим, что п. 10 ПБУ 13/2000 в редакции, действующей с отчетности за 2020 год, прямо предусмотрено, что «Бюджетные средства, предоставленные на финансирование капитальных затрат, понесенных организацией в предыдущие отчетные периоды, отражаются в размере начисленной амортизации как увеличение финансового результата организации, в оставшейся части — в качестве доходов будущих периодов».
*(4) Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций для обобщения информации о доходах, полученных (начисленных) в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, предназначен счет 98 «Доходы будущих периодов».

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

НДС с субсидий на возмещение затрат

Автор: Галина Кардашян
Главный бухгалтер-методолог 1С-WiseAdvice

Многие бизнесмены имеют право на получение различных государственных субсидий. Однако выделенные из бюджета средства нередко облагаются налогами. Рассмотрим, как исчисляется НДС по полученным субсидиям с учетом всех последних изменений законодательства.

Какие бывают субсидии, и кто может на них рассчитывать

Субсидии вообще — это безвозмездная помощь, выделяемая из бюджета. Общие правила их предоставления регулируются статьей 78 БК РФ. Так как речь идет об НДС, то будем рассматривать субсидии, которые выплачиваются бизнесменам–плательщикам этого налога.

Напомним, субсидии могут выделяться из бюджетов всех уровней на основании соответствующих нормативных актов. Право на субсидии из федерального бюджета имеют, например, сельскохозяйственные производители. На региональном и местном уровне власти обычно поддерживают малый и средний бизнес, в первую очередь — в производственной сфере.

Облагаются ли субсидии НДС

Налогообложение субсидий из бюджета зависит от их назначения. Если выплата направлена на компенсацию затрат, понесенных налогоплательщиком, то НДС на ее сумму не начисляется.

Также возможна ситуация, когда бизнесмен вынужден продавать товары или оказывать услуги по нерыночным ценам. Здесь налогообложение полученных субсидий зависит от порядка определения цены.

Если применяются цены, контролируемые государством, то компенсация убытков продавца, полученная из бюджета, не облагается НДС. Бизнесмен платит налог только с тех средств, которые он получил непосредственно от покупателя (п. 2 ст. 154 НК РФ).

Если же «ценовая» субсидия выдана по иным основаниям, то к ней применяется расчетная ставка НДС — 10/110 или 20/120 (письмо Минфина РФ от 25.04.2018 № 03-07-11/28036).

Как восстановить НДС при получении субсидии

Субсидирование бизнеса влияет не только на начисление, рассмотренное выше, но и на вычет НДС. Если приобретаемые товары (услуги) финансируются за счет бюджетных средств, то «входной» налог по ним не подлежит возмещению (п. 2.1 ст. 170 НК РФ).

Если же налог уже был принят к вычету, то налогоплательщик должен провести восстановление НДС при получении субсидии (пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Важно!

Не нужно восстанавливать налог только в том случае, если бюджетные средства выделены на финансирование закупок, не включающих в себя НДС, и это прямо указано в документах, регулирующих предоставление субсидии.

Если средства выделены на конкретные товары или услуги (либо на компенсацию «импортного» НДС), то сумму, подлежащую восстановлению, определить достаточно просто. Она будет равняться всему НДС, уплаченному поставщикам или на таможне.

Но нередко государственная помощь покрывает не все затраты бизнесмена. Как поступить в этом случае — рассмотрим в следующем разделе.

Как быть при частичном субсидировании

Если расходы бизнесмена компенсируются из бюджета частично, то здесь возможны различные варианты.

Если выделяется целевая субсидия, но она не покрывает всю стоимость приобретаемых товаров (услуг), то следует использовать пропорцию. Доля восстановленного НДС во всей сумме налога должна соответствовать доле полученных бюджетных средств в общем объеме субсидируемых закупок (абз. 3, 4 пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Пример 1

ООО «Альфа» в течение 1 квартала 2019 года приобрело материалы по субсидируемой деятельности на сумму 1200 тыс. руб., в т. ч. НДС — 200 тыс. руб. Затем организация получила компенсацию из бюджета в сумме 600 тыс. руб. Доля субсидии в затратах на материалы составила 50% (600/1200). Следовательно, и восстановить нужно 50% взятого к вычету НДС, т.е. — 100 тыс. руб.

При нецелевом субсидировании бизнеса также применяется пропорциональное восстановление. Но в этом случае используется доля полученных субсидий в расходах налогоплательщика за предыдущий год (абз. 6, 7 пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Важно отметить, что, в отличие от предыдущего варианта, здесь для пропорции следует учитывать не только затраты на закупку материальных ценностей, но и вообще все текущие расходы бизнесмена (включая зарплату, страховые взносы и т.п.).

Пример 2

ООО «Альфа» в 2018 году произвело расходы по субсидируемой деятельности в сумме 2000 тыс. руб., в т. ч.:

  • приобретение товаров, материалов и услуг, облагаемых НДС, — 1180 тыс. руб., в т. ч. НДС — 180 тыс. руб.
  • расходы, не облагаемые НДС, — 820 тыс. руб.

В январе 2019 года ООО «Альфа» получило субсидию в сумме 500 тыс. руб. Доля государственной помощи в общих затратах компании составила 25% (500/2000). Следовательно, нужно восстановить ¼ часть ранее начисленного НДС, т.е. 45 тыс. руб. (180 х 25%).

В обоих рассмотренных случаях налог следует восстановить в квартале, в течение которого было получено бюджетное финансирование. Если государственная помощь была выделена до приобретения товаров, то организация не должна принимать НДС по субсидируемым закупкам к вычету (п. 2.1 ст. 170 НК РФ). Для этого необходим раздельный учет. Если же он не велся, то восстановить НДС нужно в последнем квартале того года, в котором были получены бюджетные средства (пп. 7 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Сумма определяется, исходя из доли субсидии в общей массе затрат за все налоговые периоды года, в течение которых бизнесмен пользовался субсидией. Пропорция здесь рассчитывается аналогично предыдущему варианту, т.е. с учетом всех расходов.

Таким образом, восстановленный НДС за весь год будет отражен в декларации за последний квартал.

Пример 3

ООО «Альфа» во 2 квартале 2019 года получило субсидию в сумме 375 тыс. руб. Раздельный учет не велся. Общие затраты предприятия за 2-4 кварталы 2019 года составили 1500 тыс. руб., в т. ч.:

  • облагаемые НДС — 960 тыс. руб., в т. ч. НДС — 160 тыс. руб.
  • не облагаемые НДС — 540 тыс. руб.
Читать еще:  Инвалидность по возрасту 80 лет группы льготы

Субсидия составляет 25% от общих затрат компании (375/1500). Поэтому ООО «Альфа» должно будет в 4 квартале 2019 года восстановить 25% от НДС, взятого к вычету за период пользования бюджетными деньгами: 160 х 25% = 40 тыс. руб.

Рост ставки НДС и налогообложение субсидий

Ставка НДС с 01.01.2019 выросла для всех видов сделок, кроме тех, что облагаются по льготным ставкам 0% и 10%.

Каких-либо специальных правил, по которым субсидии облагаются НДС в переходный период, законодательство не предусматривает. Бизнесменам следует руководствоваться общими рекомендациями налоговиков (письмо ФНС РФ от 23.10.2018 № СД-4-3/20667@).

Ставку в общем случае следует применять, руководствуясь датой первоначальной операции, из которой вытекает начисление или вычет НДС.

Например, если налог был принят к вычету в 2018 году по ставке 18%, то и восстанавливать его нужно по этой же ставке, даже если субсидия была получена уже в 2019 году. Порядок расчета в этом случае показан в предыдущем разделе (пример 2).

Проводки по восстановлению НДС при субсидировании не зависят ни от объема финансирования (полное или частичное) ни от применяемой ставки.

Как избежать ошибок при налогообложении субсидий

Правильно исчислить НДС при субсидировании весьма непросто. Проблемы могут начаться уже на первом этапе — при определении целевого назначения средств. Ведь в нормативных актах далеко не всегда четко прописаны все условия предоставления бюджетной помощи и порядок ее использования.

А без верной оценки категории субсидии невозможно принять обоснованное решение о порядке расчета НДС.

Но предприниматель, получивший государственную поддержку, в первую очередь хочет думать о ее эффективном использовании для развития своего бизнеса, а не о том, как эта сумма облагается налогами.

Профессиональные консультанты 1C-WiseAdvice дают возможность руководителям компаний сосредоточиться на основных бизнес-процессах, не отвлекаясь на учет субсидий и их налогообложение.

Налогообложение и бухучет полученных субсидий

Субсидия — помощь, оказываемая государством в форме передачи организациям и предпринимателям денежных средств в обмен на соблюдение ими определенных условий.

Налогообложение полученных субсидий различается в зависимости от их целевого назначения. А назначение субсидий может быть разное — на возмещение части недополученных доходов, на частичное возмещение затрат, на погашение убытков прошлых лет, на развитие собственного дела по государственным программам поддержки субъектов малого и среднего бизнеса. Если вы получали субсидии, то ищите свою ситуацию и рекомендации, как надо поступать.

С полученных субсидий НДС платить не надо

Муниципальное казенное предприятие (МКП) перевозит пассажиров по городу транспортом общего пользования и не платит с этих услуг НДС подп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ . При этом МКП получает из городского бюджета следующие виды субсидий на:

  • компенсацию разницы в цене билетов для льготников;
  • частичное возмещение затрат в связи с оказанием услуг по перевозке пассажиров электрическим и автомобильным транспортом;
  • погашение убытков прошлых лет.

Какие из этих субсидий включаются в облагаемую базу по НДС?

: Все указанные в вопросе субсидии не облагаются НДС.

Первая субсидия представляет собой компенсацию недополученных МКП доходов, которые возникают из-за оказания услуг по льготным тарифа м п. 1.2 Порядка предоставления субсидий, утв. Постановлением администрации городского округа «Город Калининград» от 06.02.2012 № 153; п. 2.1 Порядка предоставления субсидий, утв. Постановлением администрации городского округа «Город Калининград» от 16.04.2012 № 554 . И в НК прямо сказано, что не учитываются при определении налоговой базы субсидии, которые организация получает из бюджета (в том числе и городского) в связи с тем, что она оказывает отдельным потребителям услуги по льготным цена м п. 2 ст. 154 НК РФ .

Две другие субсидии — на возмещение затрат и на погашение убытков, возникших из-за применения льготных цен, также не включаются в базу по НДС, поскольку их получение не связано с расчетами по оплате реализованных товаров (работ, услуг ) подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ .

А представитель ФНС предлагает другое обоснование для невключения всех указанных вами субсидий в объект обложения НДС.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

“ Поскольку предприятие оказывает услуги по перевозке пассажиров и использует льготу по подп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ, все средства, поступающие из городского бюджета в виде компенсаций и частичного возмещения затрат, НДС не облагаются. Ведь предприятие получает их в рамках своей деятельности — перевозки пассажиров по установленным тарифа м ” .

По субсидиям на проценты НДС восстанавливать не нужно

Организация на основании Постановления администрации Ростовской области от 13.05.2009 № 220 получала из федерального бюджета субсидию на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным для закупки сельхозсырья для первичной и промышленной переработки.
Нужно ли восстанавливать НДС и если да, то как это сделать?

: Восстанавливать НДС, ранее принятый к вычету по сельхозсырью, вы не должны. Ведь эта обязанность возникает только при получении из федерального бюджета субсидий «на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров » подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ .

Если бы вы получали из бюджета субсидию на возмещение затрат по погашению самого кредита (основного долга), тогда у вас была бы обязанность восстановить НДС по сельхозсырью, приобретенному за счет этого кредита. Ведь в этом случае это сырье было бы оплачено за счет бюджетных средств.

Вы же получаете из бюджета субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредит у приложение № 4 к Постановлению администрации Ростовской области от 13.05.2009 № 220 (утратило силу); Постановление Правительства Ростовской области от 13.01.2012 № 9 . А кредит вы гасите из своих средств. Так что на приобретение сельхозсырья вы потратили свои деньги, а не бюджетные.

С субсидии на компенсацию недополученных доходов нужно платить налог на прибыль

Наша транспортная организация получает из бюджета Тульской области субсидии на возмещение части недополученных доходов в связи с перевозкой по регулярным маршрутам (с посадкой и высадкой только в установленных остановочных пунктах) льготных категорий пассажиров (пенсионеров, студентов, детей-сирот и др.).
Надо ли полученную субсидию отражать на счете 86 «Целевое финансирование»? Какая сумма дохода учитывается в целях налогообложения прибыли?

: Из действующего в вашей области Порядка предоставления субсидий следует, что ваша организация получает субсидию из областного бюджета в месяце, следующем за месяцем оказания услуг. Для этого вы ежемесячно представляете в министерство транспорта и дорожного хозяйства Тульской области отчеты о количестве реализованных единых месячных проездных билетов льготным категориям жителей Тульской области и детям-сирота м пп. 5— 8 Порядка предоставления субсидий из бюджета Тульской области транспортным организациям. — приложение № 2 к Постановлению Правительства Тульской области от 05.05.2012 № 173 . На основании этих данных вы и определяете сумму недополученных доходов.

В бухгалтерском учете операции, связанные с получением субсидии и ее расходованием, не нужно отражать по счету 86 «Целевое финансирование». Более того, это даже неправильно, поскольку в ПБУ 13/2000 прямо написано, что оно не применяется в отношении экономической выгоды, связанной с госрегулированием цен и тарифо в п. 3 ПБУ 13/2000 .

Полученная из бюджета субсидия — это оплата за оказанные услуги по перевозке с той лишь разницей, что деньги вы получаете не от пассажиров-льготников, а от государства. А выручка — это стоимость перевозки всех пассажиров (и обычных, и льготников) за каждый меся ц пп. 5, 6 ПБУ 9/99 ; Письмо Минфина от 06.09.2007 № 03-07-11/389 . И отражается выручка в бухучете по методу начислени я пп. 6, 12 ПБУ 9/99 .

Для наглядности приведем пример. Допустим, что общая выручка от перевозки всех пассажиров по регулярным маршрутам — 250 000 руб., в том числе от льготников — 100 000 руб. Из бюджета получена субсидия 100 000 руб. В бухучете надо сделать такие записи.

В налоговом учете в составе выручки надо отразить стоимость услуг по перевозке всех пассажиров (и обычных, и льготников) по регулярным маршрутам (в нашем примере — 250 000 руб.) пп. 1, 2 ст. 249 НК РФ .

Возмещение прошлогодних затрат надо включить в доходы

Организация, занимающаяся инновационной деятельностью, получила субсидию как субъект малого предпринимательства в соответствии с Порядком, утвержденным Постановлением Кабинета министров Чувашской Республики от 24.09.2010 № 320. Эта субсидия получена из регионального бюджета на возмещение части затрат (в том числе и на приобретение амортизируемого имущества), произведенных за 2 предыдущих года.
Организация применяет общий режим налогообложения. Включается ли субсидия в налогооблагаемый доход? Надо ли восстанавливать НДС по возмещенным затратам?

: Для субсидий, полученных на развитие бизнес а статьи 17, 22 Закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ , гл. 25 НК предусмотрен льготный порядок налогообложения. Он заключается в том, что полученная субсидия в течение 2 календарных лет со дня получения включается в доходы на ту же дату, на которую учитываются расходы, произведенные за счет этой субсидии и в сумме этих расходо в п. 4.3 ст. 271 НК РФ . Двухлетнее ограничение не распространяется на случаи приобретения амортизируемого имущества. Потраченную на его покупку субсидию надо учитывать в доходах в течение всего срока начисления амортизации по этому имуществу — ежемесячно в сумме начисленной амортизаци и п. 4.3 ст. 271, пп. 1, 3, 5 ст. 259.1 НК РФ . В то же время рассмотренный льготный порядок налогообложения работает, только если субсидия получена на предстоящие расходы. То есть сначала получили субсидию, а потом стали ее тратить.

Все зависит от того, на что получены деньги: разные субсидии облагаются по-разному

В вашем же случае вы сначала израсходовали свои деньги, а потом вам бюджет частично возместил расходы. Как указано в Порядке, на основании которого вам предоставлена субсидия, деньги из бюджета предоставляются единовременно на основании документов, подтверждающих расходы, за 2 предыдущих год а п. 6, подп. 13 п. 9 Порядка, утв. Постановлением Кабинета министров Чувашской Республики от 24.09.2010 № 320 . Так что вам придется включить во внереализационные доходы субсидию в полной сумме на дату получени я ст. 250, п. 4 ст. 271 НК РФ . По сути, налог с этой операции у вас получается нулевой. Ведь в предыдущих годах вы уже учли эти расходы в целях налогообложения.

А вот входной НДС, относящийся к затратам, частично возмещенным вашей организации из республиканского бюджета, восстанавливать не нужно. Ведь в гл. 21 НК четко сказано, что восстанавливать НДС надо при получении субсидии только из федерального бюджет а подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ . И Минфин уже выпустил несколько Писем на этот сче т Письма Минфина от 30.10.2012 № 03-07-11/462, от 23.03.2012 № 03-07-11/78 .

Субсидия учитывается при расчете минимального налога

В сентябре зарегистрировался предпринимателем, применяю 15%-ю упрощенку. В октябре получил от центра занятости субсидию на себя (58 800 руб.) и на создание трех рабочих мест (176 400 руб.) — всего 235 200 руб. Сейчас я только все трачу (оплатил аренду за 3 месяца, купил оборудование и др.). Доходов пока нет.
Я правильно понимаю, что, если у меня по итогам года будет убыток, я не буду платить налог в бюджет? Я ведь потратил субсидию только на то, что согласовано с центром занятости.

: Нет, вы понимаете неправильно. Дело в том, что упрощенцы с объектом «доходы минус расходы» платят минимальный налог, есл и п. 6 ст. 346.18 НК РФ :

  • по итогам года получен убыток;
  • сумма исчисленного за год налога при УСНО ((доход – расход) х 15%) окажется меньше суммы минимального налога.

Сумма минимального налога рассчитывается так: доходы за год х 1%.

При этом доходами у упрощенца являются как выручка от реализации, так и внереализационные доходы, к которым как раз и относится полученная субсиди я ст. 250, п. 1 ст. 346.15 НК РФ; Письмо ФНС от 21.06.2011 № ЕД-4-3/9835@ . И тот факт, что вы ее тратите строго по согласованию с центром занятости, значения не имеет.

Читать еще:  Получение субсидии безработным

Так что если вы всю субсидию до конца года израсходуете, а доходов у вас не будет, вам придется заплатить в бюджет 2352 руб. (235 200 руб. х x 1%). Причем эту сумму вы сможете включить в расходы по итогам следующего, 2013 г. пп. 6, 7 ст. 346.18 НК РФ

При получении субсидии вмененщику надо подать декларацию по ОСНО

Я предприниматель, оказываю населению фотоуслуги, поэтому плачу ЕНВД. В сентябре получил субсидию от центра занятости на открытие своего дела. Сейчас уже всю потратил.
За III квартал представил в налоговую инспекцию декларацию по ЕНВД и заплатил налог. Но там меня предупредили, что когда буду сдавать декларацию по ЕНВД за IV квартал, то нужно сдать еще и декларацию по НДФЛ. Потому что им пришла информация из центра занятости, что я получал субсидию. А это уже доход не по «вмененной» деятельности.
Я ничего не понимаю, вот это помощь малому бизнесу? Мне что, еще и НДФЛ придется платить?

: Не переживайте, НДФЛ вам платить не придется. Проблема в том, что ФНС и Минфин считают: в рамках «вмененной» деятельности можно учесть только субсидии, полученные на возмещение недополученных доходов в связи с реализацией товаров (работ, услуг) по регулируемым ценам. Если же плательщик ЕНВД получает субсидию на развитие бизнеса, то, по мнению контролирующих органов, ее нельзя учесть как доход от «вмененной» деятельности, даже если она полностью израсходована на эту деятельность. А значит, эта субсидия должна облагаться налогами в рамках или общего режима, или УСНО Письма Минфина от 17.01.2012 № 03-11-11/3; ФНС от 21.06.2011 № ЕД-4-3/9835@ .

Но при этом по нормам гл. 23 НК РФ доход в виде субсидии облагается в особом порядке: по мере использования субсидия одновременно отражается в доходах и расходах на дату произведения расход а п. 3 ст. 223 НК РФ . А при приобретении амортизируемого имущества израсходованную на его покупку субсидию надо учитывать в доходах в течение всего срока начисления амортизации по этому имуществу — ежемесячно в сумме начисленной амортизаци и п. 3 ст. 223, пп. 1, 3, 5 ст. 259.1 НК РФ . Так что если вы всю субсидию в 2012 г. истратили, то НДФЛ вам платить не нужн о Письмо Минфина от 17.01.2012 № 03-11-11/3 .

Таким образом, по итогам 2012 г. вам, кроме декларации по ЕНВД за IV квартал, придется подать декларацию 3-НДФЛ и отразить в ней потраченную сумму субсидии и в расходах, и в доходах. В результате налоговая база будет равна нулю и НДФЛ не нужно будет платить.

Но учтите один момент. Чтобы доказать целевое использование субсидии, вам необходимо вести учет расходов, произведенных за счет субсидии. При этом записывать расходы, оплаченные за счет субсидии, вы можете в любой удобной форме. Если хотите, то можете это делать в Книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций, разработанной Минфином для предпринимателей, применяющих общий режим налогообложени я утв. Приказом Минфина № 86н, МНС № БГ-3-04/430 от 13.08.2002 .

В налоговом учете полученные субсидии на возмещение затрат признаются единовременно, а в бухгалтерском – постепенно

В целях развития малого предпринимательства во многих регионах страны действуют различные целевые программы. В частности, недавно созданным компаниям могут предоставить субсидии на возмещение части затрат на приобретение основных средств и нематериальных активов. Логично предположить, что такая поддержка не должна облагаться налогами. Однако финансовое ведомство придерживается иного мнения. Причем есть различия и в правилах налогового и бухгалтерского учета таких сумм. (ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РФ от 20.08.10 № 03-11-06/2/134).

БЮДЖЕТНЫЕ СУБСИДИИ – ОБЫЧНЫЙ ДОХОД

Получить помощь от государства – нелегкая задача. Когда же решение о выделении субсидии принято, у предприятия возникает проблема правильного учета этих сумм в налоговом и бухгалтерском учете.

Из запроса к комментируемому письму следует, что организация, относящаяся к субъектам малого предпринимательства и применяющая «упрощенку», в 2009 году получила субсидию на возмещение части затрат на приобретение основных фондов и нематериальных активов.

Как известно, компании, применяющие УСН, учитывают в налоговой базе два вида доходов: от реализации и внереализационные, которые определяются согласно статьям 249 и 250 НК РФ соответственно. Не учитывать они могут лишь некоторые доходы, перечисленные в статье 251 НК РФ. В этот перечень включены два вида средств целевого финансирования.

К первому относится имущество, поступившее в рамках целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Получив такие средства, необходимо вести раздельный учет доходов и расходов в рамках целевого финансирования. Если этого нет, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

При этом перечень видов такого имущества является закрытым. Что касается поступлений из бюджета, то в нем указаны ассигнования бюджетным учреждениям, а также субсидии автономным учреждениям. Субсидии, выделяемые коммерческим организациям, в данный перечень не входят. На это не раз указывали Минфин России и арбитражные суды* 1 .

* 1 См. письма Минфина России от 09.03.10 № 03-03-06/1/122, от 12.02.10 № 03-03-06/ 1/68, постановления ФАС Волго-Вятского от 13.01.09 № А17-1843/2008, Дальневосточного от 03.07.08 № Ф03-А73/08-2/2326 округов.

Другая норма (п. 2 ст. 251 НК РФ), которая позволяет не включать в налоговую базу целевые поступления, с 2010 года распространяется только на средства, адресованные некоммерческим организациям* 2 . Однако в 2009 году можно было не учитывать любые целевые поступления из бюджета. При этом получатели таких средств обязаны были вести раздельный учет доходов и расходов.

* 2 Соответствующие изменения внесены Федеральным законом от 25.11.09 № 281-ФЗ.

Несмотря на это, Минфин России и в прошлом году оспаривал право организаций не учитывать в доходах субсидии. Ведомство считало, что для признания поступлений из бюджета целевыми для применения норм пункта 2 статьи 251 НК РФ необходимо одновременное выполнение следующих условий:

– средства получены напрямую из бюджета и носят целевой характер;

– получатели ведут раздельный учет доходов и расходов в рамках данных сумм.

Только вот коммерческие организации не поименованы в перечне лиц, имеющих право напрямую получать средств из бюджета, который приведен в статье 6 Бюджетного кодекса РФ. Значит, заключают специалисты ведомства, они не могут быть получателями средств из бюджета в понятии, приведенном в Бюджетном и Налоговом кодексах.

ОРГАНИЗАЦИЯ МОЖЕТ БЫТЬ БЮДЖЕТОПОЛУЧАТЕЛЕМ

Высказанная чиновниками трактовка, по нашему мнению, спорна. В соответствии со статьей 69 БК РФ субсидии организациям (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) – производителям товаров, работ, услуг относятся к бюджетным ассигнованиям.

Субсидии предоставляются из федерального, регионального или местного бюджета безвозмездно и безвозвратно для возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (п. 1 ст. 78 БК РФ). Решения властей о выделении предприятиям тех или иных субсидий оформляются нормативными актами, в которых в обязательном порядке должна содержаться информация о категории или критерии отбора компаний, имеющих право на их получение, целях, условиях и порядке предоставления (ст. 78 БК РФ). Как видно из этих норм, все субсидии выделяются организациям из бюджета и на определенные цели.

Судебная практика по данному вопросу различна. Часть судов поддерживает позицию Минфина России. Некоторые при решении вопроса применяют ряд критериев, позволяющих рассматривать субсидии в качестве средств целевого финансирования. А именно: средства подлежат отдельному учету, предназначены для расходования на строго определенные цели, не могут использоваться получателем по своему усмотрению и предприятие обязано за них отчитываться* 3 . Другие суды признают любые бюджетные субсидии, выплачиваемые организациям, целевыми* 4 .

* 3 См., например, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.03.10 № А33-9550/2008.

* 4 См. постановления ФАС Московского от 28.04.10 № КА-А40/3852-10, Волго-Вятского от 03.02.09 № А39-2492/2008, Дальневосточного от 21.05.08 № Ф03-А24/08-2/1611 округов.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ СУБСИДИИ

В рассматриваемом случае компания не стала спорить с Минфином России, полученную из бюджета сумму отнесла к внереализационным доходам и учла ее при исчислении налога, уплачиваемого при УСН.

В бухучете субсидия в качестве прочего дохода по окончании года была отнесена к нераспределенной прибыли. Основной вопрос, который интересовал организацию, заключался в возможности использовать данную сумму (в составе общей прибыли) для выплаты дивидендов.

По общему правилу источником выплаты дивидендов является прибыль, остающаяся после уплаты налогов, определяемая в соответствии с правилами бухгалтерского учета.

В данном случае применяют правила, установленные ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи».

Организация принимает бюджетные средства к учету, если у нее имеется уверенность, что условия предоставления средств будут выполнены и эти средства будут получены (п. 5 ПБУ 13/2000). В последнем случае подтверждением могут служить утвержденная бюджетная роспись, уведомление о выделении ассигнований и другие документы.

Минфин России считает, что в рассматриваемой ситуации списание бюджетных средств должно производиться со счета 86 «Целевое финансирование». В отношении амортизируемых основных средств такое списание происходит на протяжении срока их полезного использования. Субсидии по активам, не подлежащим амортизации, списываются в течение периода признания соответствующих расходов (п. 9 ПБУ 13/2000).

Субсидии учитываются на счете 98 «Доходы будущих периодов» при вводе объектов в эксплуатацию, а затем по мере начисления амортизации списываются на финансовые результаты организации как прочие доходы в кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы».

По нашему мнению, данное утверждение верно, если активы изначально приобретаются на бюджетные средства. Если же субсидия получена после приобретения активов и фактически является компенсацией расходов на их покупку, то применяют пункт 10 ПБУ 13/2000. Он предписывает отражать субсидии как возникновение задолженности по таким средствам и увеличивать финансовый результат как прочие доходы.

В комментируемом случае субсидия была предоставлена именно для компенсации части расходов организации на приобретение основных средств и нематериальных активов. Скорее всего на момент предоставления суммы предприятие частично признает в составе расходов предыдущих отчетных периодов затраты на их покупку. То есть на момент получения средств у организации будет сформирована остаточная стоимость объекта, еще не погашенная путем начисления амортизации.

Значит, единовременно отнести к прочим доходам можно только ту часть субсидии, которая равна сумме уже начисленной амортизации. А вот оставшуюся сумму лучше учитывать как доходы будущих периодов в соответствии с пунктом 9 ПБУ 13/2000.

Таким образом, на дату получения уведомления о выделении бюджетных средств часть затрат, которую можно считать расходами прошлых отчетных периодов, отражают по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». При поступлении суммы делают запись по дебету счета 51 в корреспонденции с кредитом счета 76. Признавая эти доходы, выполняют запись по дебету счета 76 и кредиту счета 91.

В отношении остальной части субсидии на дату ее выделения делается запись по дебету счета 76 и кредиту счета 86. После чего эти суммы учитывают в доходах будущих периодов (с дебета счета 86 в кредит счета 98).

После получения субсидии эта ее часть признается прочим доходом по мере начисления амортизации в будущих отчетных периодах до конца срока полезного использования объектов. Это отражают записью по дебету счета 98 в корреспонденции с кредитом счета 91.

Как видим, единовременно зачислить сумму субсидии в состав прочих доходов нельзя. Следовательно, она не должна была целиком попасть и в состав нераспределенной прибыли за 2009 год. Поэтому и направить ее на выплату дивидендов за прошлый год организация не могла.

Статья напечатана в журнале «Документы и комментарии» №19, октябрь 2010 г.

Источники:

http://www.audit-it.ru/articles/account/contracts/a72/936248.html
http://www.garant.ru/consult/account/1265984/
http://1c-wiseadvice.ru/company/blog/nds-s-subsidiy-na-vozmeshchenie-zatrat/
http://glavkniga.ru/elver/2013/1/786-nalogooblozhenie_bukhuchet_poluchennikh_subsidij.html
http://www.klerk.ru/buh/articles/198702/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector