0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Субсидия апк

Единая субсидия в сельском хозяйстве

Какие субсидии называют единой?

Субсидии, предоставляемые из федерального бюджета для достижения целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса, называют – единой субсидией.

С 2017 года бюджетам субъектов предоставляется «единая субсидия» на достижение целевых показателей региональных программ развития АПК.

Правовые нормы предоставления единой субсидии.

Доведение средств осуществляется в рамках Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса, входящих в состав Госпрограммы.

Что входит в состав единой субсидии?

В состав единой субсидии вошли 26 субсидий на поддержку сельского хозяйства, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в 2016 году, в том числе субсидии на поддержку в области растениеводства, животноводства, а также в области поддержки малых форм хозяйствования.

У Вас остались вопросы по государственной поддержке сельского хозяйства?

Нужна консультация по Вашей ситуации?

Для чего ввели единые субсидии?

В рамках «единой субсидии» субъекты Российской Федерации самостоятельно определяют объемы, формы и методы государственной поддержки по соответствующим приоритетным направлениям, исходя из региональной специфики:

  • сельскохозяйственного производства;
  • природно-климатических и других особенностей региона.

При этом обязательно выполнение условий предоставления субсидии и достижение плановых показателей результативности, устанавливаемых соглашением о предоставлении субсидии.

Как определяется размер единой субсидии?

Размер единой субсидии, предусмотренный бюджету конкретного субъекта, определяется по методике, установленной Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. № 1556, учитывающей различные экономические показатели региона.

При этом, для обеспечения сбалансированности распределения единой субсидии между субъектами применяется система повышающих и ограничивающих коэффициентов.

Благодарю Вас за интерес к статье.

Если Вы нашли ее полезной:

  1. Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
  2. Напишите комментарий (внизу страницы).
  3. Подпишитесь на обновления, будет много интересного и полезного!

Изменения господдержки АПК в 2020 году

Какие изменения готовит министерство сельского хозяйства в государственной поддержке агропромышленного комплекса на 2020 год?

Добрый день, уважаемые коллеги! В этой статье мы поговорим о том, какие изменения готовит минсельхоз внести в действующее законодательство по вопросам государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей на 2020 год.

Изменение правил государственной поддержки АПК осуществляется путем внесения корректировок в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Вопросы системы государственного регулирования поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей мы рассматривали ранее.

За проходящий 2019 год произошло много событий, в т.ч. принятие Стратегии пространственного развития Российской Федерации, госпрограмма Комплексного развития сельских территорий, прошли мероприятия с участием руководства страны, в ходе которых Минсельхозу России были даны поручения и результатом которых стал соответствующий проект Постановления РФ.

Министерством сельского хозяйства России на 2020 год предусматривается исключение правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета:

на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства;

направленных на повышение продуктивности в молочном скотоводстве;

на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса.

В свою очередь, вместо этого планируется включение правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета:

на поддержку отдельных подотраслей растениеводства и животноводства, а также сельскохозяйственного страхования;

на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования.

Кроме того, по ряду направлений изменены целевые показатели эффективности мер поддержки, добавлены новые. Так, например, включен показатель «Валовой сбор масличных культур в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей». Росстат внёс свои коррективы, дополнив индикатор, отражающий индекс производства продукции сельского хозяйства с базой расчета, взятого за 2018 год.

Здесь я хочу обратить Ваше внимание на то, что в 2020 году сохранится форма господдержки нашим аграриям – это субсидии. А вот вид субсидии трансформировался и с 2020 года вводятся:

  • компенсирующая субсидия;
  • стимулирующая субсидия.
  1. Компенсирующая субсидия — субсидии на поддержку отдельных подотраслей растениеводства и животноводства, а также сельскохозяйственного страхования.
  2. Стимулирующая субсидия — субсидии на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования.

На что предоставляется компенсирующая субсидия?

Компенсирующая субсидия может быть использована на:

  1. проведение комплекса агротехнологических работ в растениеводстве -по ставке на 1 гектар посевной площади;
  2. поддержку собственного производства молока — по ставке на 1 килограмм молока;
  3. поддержку племенного животноводства — по ставке на 1 голову сельскохозяйственного животного;
  4. поддержку элитного семеноводства — по ставке на 1 гектар посевной площади;
  5. развитие мясного животноводства — по ставке на 1 тонну и (или) на 1 голову сельскохозяйственного животного;
  6. развитие традиционных подотраслей растениеводства и животноводства — по ставке на 1 гектар посевных площадей (низкопродуктивной пашни) и (или) на 1 голову сельскохозяйственного животного;
  7. уплату страховых премий, начисленных по договорам сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой.
Читать еще:  К запрещенным субсидиям относятся

Сколько денег предусмотрено в бюджете на компенсирующую субсидию в 2020 году?

На сельское хозяйство России объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2020 год по компенсирующей субсидии установлен в размере 34 015,4 млн. рублей.

На что предоставляется стимулирующая субсидия?

Использование стимулирующей субсидии возможно по следующим направлениям государственной поддержки:

  1. стимулирование производства зерновых и зернобобовых культур;
  2. стимулирование производства масличных культур;
  3. стимулирование производства овощей открытого грунта;
  4. развитие виноградарства;
  5. стимулирование производства продукции плодово-ягодных насаждений;
  6. стимулирование производства льна-долгунца;
  7. стимулирование производства молока;
  8. развитие специализированного мясного скотоводства;
  9. развитие овцеводства;
  10. развитие малых форм хозяйствования;
  11. развитие субъектов с низким уровнем социально-экономического развития.

Стимулирующая субсидия предоставляется регионам России по тем направлениям, которые они выбрали в качестве приоритетных подотраслей сельского хозяйства в рамках процедуры регионализации.

Сколько денег предусмотрено в бюджете на стимулирующую субсидию в 2020 году?

Объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2020 год по стимулирующей субсидии установлен в размере 26 911,4 млн. рублей.

Благодарю Вас за интерес к статье.

Если вы нашли ее полезной:

  • Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
  • Напишите комментарий (внизу страницы).
  • Подпишитесь на обновления, будет много интересного и полезного!

Средства господдержки АПК сконцентрировались в руках нескольких компаний в регионах: исследование ИКСИ

В ежегодном исследовании Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ) на тему «Распределение средств господдержки в сельском хозяйстве» за 2019 год отмечается следующее. Распределение средств господдержки остается крайне неравномерным как в региональном аспекте, так и в разрезе субъектов хозяйственной деятельности – непосредственных получателей средств. Документы Минсельхоза свидетельствуют о высокой степени концентрации средств господдержки в руках нескольких компаний в регионах

Автор исследования — Надежда Каныгина, эксперт ИКСИ, подробно изучила ситуацию с господдержкой АПК, которая характеризовала этот сегмент в прошлом году.

«В 2019 г. многие участники рынка продолжали сообщать о сложностях при получении средств господдержки. В первую очередь вызывает вопросы объективность и эффективность действующего механизма льготного кредитования.

Усугубляет ситуацию и то, что Минсельхоз не предоставляет полную информацию о распределении средств господдержки.

Так, согласно опубликованному «Плану льготного кредитования заемщиков на 2019 г.» от 3 октября 2019 г. объем субсидий по льготным краткосрочным и инвестиционным кредитам составляет около 70,0 млрд. руб. Согласно данным Казначейства РФ из «Отчета об исполнении бюджета РФ» по состоянию на 1 ноября 2019 г. в рамках подпрограммы «Развитие отраслей агропромышленного комплекса» на возмещение недополученных российскими кредитными организациями, международными финансовыми организациями и Внешэкономбанком доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям и ИП по льготной ставке утверждено более 70 млрд. руб. бюджетных назначений, из них более 55 млрд. исполнено.

Однако, согласно «Перечню заемщиков, претендующих на получение льготных краткосрочных и льготных инвестиционных кредитов, по которым принято положительное решение о включении в реестр заемщиков с 23 января 2019 г. по 25 декабря 2019 г.», опубликованному Минсельхозом, распределение субсидий по льготным краткосрочным и инвестиционным кредитам предоставлено лишь на сумму 13,7 млрд. руб. Как же распределяется остальная большая часть средств – непонятно. Тем не менее, даже та официальная информация, которая есть, говорит о сохранении высокой концентрации средств господдержки.

Распределение субсидий в рамках льготного краткосрочного кредитования крайне неравномерно в региональном аспекте

Согласно плану льготного кредитования заемщиков на 2019 г. (от 3 октября 2019 г.), 74% субсидий приходится на Центральный ФО (41,7%), Приволжский ФО (20,0%) и Южный ФО (12,2%). При этом 52% субсидий «выбирают» 10 субъектов РФ. Абсолютным лидером среди получателей субсидий традиционно является Белгородская область – для нее в 2019 г. были предусмотрены субсидии в размере 3,2 млрд. руб. Эта сумма сопоставима с объемом, выделенным всему Южному ФО (3,6 млрд. руб.) или Сибирскому ФО (2,8 млрд. руб.), почти вдвое превышает размер субсидий Уральскому ФО (1,6 млрд. руб.), Северо-Кавказскому ФО (1,4 млрд. руб.) или Северо-Западному ФО (1,3 млрд. руб.), и более чем в 6,5 раз превышает объем субсидий, предоставленных Дальневосточному ФО (0,5 млрд. руб.).

Большая часть субсидий идет на льготное краткосрочное, а не на инвестиционное кредитование

На сайте Минсельхоза опубликован перечень заемщиков, претендующих на получение льготных краткосрочных и льготных инвестиционных кредитов, по которым принято положительное решение о включении в реестр заемщиков с 23 января 2019 г. по 25 декабря 2019 г. В данном документе отражается информация обо всех заемщиках (имена ИП или названия компаний, их ИНН), одобренном им размере кредита, а также об объеме субсидий, целевом назначении кредита и его сроке. Согласно перечню, за указанный выше период были одобрены субсидии в целом на сумму 13,7 млрд. руб. (против 18,78 млрд. руб. в 2018 г.).

Можно констатировать, что 47,6% субсидий одобрены по кредитам, взятым по направлению «Растениеводство», 18,9% — на «Животноводство», 14,7% – на «Молочное скотоводство», 0,4% — на «Мясное скотоводство», на «Приобретение сельхозтехники» пойдут 11,0% средств и всего 7,2% на «Переработку продукции растениеводства и животноводства», еще 0,2% на «Приобретение железнодорожного подвижного состава, в том числе грузовых вагонов». Если рассмотреть также аспект сроков кредитования, то более двух третей (71,8%) субсидий одобрены по кредитам, предоставляемым на срок до 1 года, и лишь 28,2% — на инвестиционные кредиты, предоставляемые на срок свыше 2-х лет.

Читать еще:  Форма 22 жкх субсидии бланк скачать

В 4 регионах (Ненецкий АО, Ямало-Ненецкий АО, Чукотский АО и республика Ингушетия) субсидии по льготному кредитованию и вовсе не были одобрены, при этом в 7 субъектах РФ не предоставлялись субсидии по краткосрочному льготному кредитованию, в 8 субъектах – по инвестиционному (на срок свыше 2-х лет).

Неравномерность при распределении субсидий по льготному кредитованию наблюдается в разрезе субъектов хозяйственной деятельности – непосредственных получателей средств

Анализ перечня показывает высокую концентрацию в распределении субсидий по отдельным хозяйственным лицам в рамках каждого региона (см. Приложение, табл.1).

Число получателей господдержки крайне невелико по сравнению с числом субъектов сельскохозяйственной деятельности. Так, согласно данным последней Всероссийской сельскохозяйственной переписи, в первом полугодии 2016 г. осуществляли сельскохозяйственную деятельность более 143,1 тыс. сельскохозяйственных организаций, крестьянско-фермерских хозяйств (КФХ) и индивидуальных предпринимателей (ИП). Согласно же перечню заемщиков субсидии по льготному кредитованию были одобрены лишь 11,03 тыс. субъектам сельскохозяйственной деятельности. При этом особенно малая доля средств господдержки приходится на крестьянско-фермерские хозяйства и ИП – в стоимостном выражении они получают в среднем 8,7% субсидий, и во многих регионах субсидии получают лишь единицы из них. Самым благоприятным для КФХ и ИП федеральным округом оказался Южный ФО – здесь зафиксировано самое большое число получателей субсидий среди КФХ и ИП – 1854 (это более половины всех бенефициаров округа), однако в денежном выражении они получили лишь 16,1% средств.

Концентрацию средств господдержки подтверждают и показатели, используемые для определения рыночной концентрации компаний. В частности, в Приложении представлены результаты расчетов по коэффициенту концентрации CR, который показывает долю субсидий, выбираемых тремя или десятью крупнейшими участниками рынка (CR3 и CR10 соответственно), и коэффициенту Херфиндаля-Хиршмана (HHI) для каждого региона, сводные показатели представлены также на рис. 1.

Показатели концентрации в существенной степени различаются в зависимости от срока льготного кредитования. Если по краткосрочным кредитам в 52 регионах на долю 10 крупнейших субъектов сельскохозяйственной деятельности приходится более 60% субсидий, то в случае инвестиционных кредитов более 60% средств в 46 регионах забирают уже лишь 3 крупнейших игрока (см. рис.1, рис. 2). Коэффициент Херфиндаля-Хиршмана также говорит о высокой степени концентрации по субсидиям на инвестиционные кредиты – в 45 регионах показатель принимает значение более 1800. Высокая степень концентрации происходит в том числе и за счет того, что одному субъекту сельскохозяйственной деятельности выдается в ряде случаев по несколько кредитов (порой до 36) – более того, одна и та же организация может требовать помощь в разных регионах (иногда наблюдается присутствие в 4-5 соседних регионах).

Согласно данным перечня, по сравнению с 2018 годом ситуация несколько изменилась. В 2018 г. крупнейшим получателем средств господдержки по льготным долгосрочным кредитам в России был ООО «Мираторг-Курск», его доля составляла 16,4% (а вместе с ООО «Мираторг-Орел» — 18,6%, это 1,03 млрд. руб.). В 2019 г. распределение ключевых игроков несколько изменилось — на ООО «Курскагротерминал» приходилось 7,5% субсидий по инвестиционным кредитам, у остальных участников доля уже составляла менее 2%. Тем не менее, с учетом того, что распределение значительной части средств не известно, реальная картина может быть несколько иной.

Если отдельно рассматривать льготное краткосрочное кредитование, то здесь выделяются, например, республика Коми, где более 90% субсидий приходится на 2 компании – ООО «Пригородный» (58,5% субсидий) и ООО Тепличный комплекс «Сосногорский» (32,6%), в Новгородской области аналогично большую часть средств принимают ООО «Белгранкорм-Великий Новгород» (43,2%) и ООО «Новгородский бекон» (41,1%), в республике Хакасия – на ООО «Целинное» приходится 67,0% средств региона, еще 20,1% добирает ООО «Аршановское» и т.д.

По инвестиционным кредитам примеров сильной концентрации также немало. В частности, можно упомянуть Хабаровский край, где 60,6% субсидий приходится на ООО «СПОРОС» и еще 19,5% ИП Скалюк Н.А., в Приморском крае 75,4% средств достаются ООО «Арника» и еще 19,9% — АО «Примагро», в Курской области 72,1% средств идет ООО «Курскагротерминал», в Псковской области – 60,3% местных субсидий идут к ООО ОАО «Великолукский мясокомбинат» и 28,3% к ООО «Зеленая лига», в Новгородской области – 66,5% «выбирают» ООО «Белгранкорм-Великий Новгород» и 17,1% ООО «Сташевское», в Севастополе – 96,1% достается ООО «Агрофирма «Золотая балка», в Астраханской области 71,1% «идут» ООО «МАПС» и 16,5% ООО «С/х предприятие-птицефабрика «Харабалинская».

Можно приводить еще много примеров концентрации субсидий на отдельных субъектах сельскохозяйственной деятельности. Так, в Забайкальском крае 94,9% субсидий по всем льготным кредитам (и краткосрочным, и инвестиционным) получают АО «Племенной завод «Комсомолец» (77,25) и ООО «Олекан» (17,7%).

Сложная ситуация в Северо-Кавказском ФО, где, несмотря на наличие большого числа субъектов сельскохозяйственной деятельности, средства госпомощи получают единицы, например, в республике Дагестан господдержку получил лишь один ИП, в республике Чечня – 90,2% забирает также один ИП.

Читать еще:  Отдел субсидий шевченковского района

Таким образом, согласно опубликованным Минсельхозом данным, во многих крупнейших сельскохозяйственных регионах большая часть средств достается нескольким производителям в регионе. При этом фактическая концентрация может быть даже выше, если учесть сложные и разветвленные структуры агрохолдингов».

Источник: Институт комплексных стратегических исследований (ИКСИ).

Минсельхоз потратит почти половину субсидий на поддержку приоритетов в АПК

Минсельхоз предлагает Белому дому разделить господдержку АПК с 2020 года на две почти равные части, чтобы поддержать аграрную специализацию регионов. Из 61 млрд руб. господдержки в рамках госпрограммы развития АПК министерство готово направить 27 млрд руб. на стимулирование федеральных сельхозприоритетов в конкретных регионах. Еще 34 млрд руб. будет истрачено традиционным способом — на компенсацию расходов на несвязанную поддержку, племенное животноводство, элитное семеноводство и сельхозстрахование. Однако если «компенсирующие» субсидии будут равномерно распределены по субъектам РФ, то потолок доли одного региона-лидера в сумме «стимулирующих» субсидий поднят ведомством до 40%.

Минсельхоз опубликовал на regulation.gov.ru проект постановления правительства, меняющий систему финансирования развития АПК в рамках аграрной госпрограммы. С 2020 года изменения должны затронуть механизм субсидирования региональных программ развития АПК. Из их господдержки предлагается выделить «стимулирующую» и «компенсирующую» части, связав доступ к «стимулирующим» субсидиям с активностью регионов в приоритетных проектах развития АПК и поддержке малых форм хозяйствования.

В число аграрных приоритетов госпрограммы входят производство зерновых, зернобобовых и масличных культур, молока, мяса, овощей открытого грунта, развитие виноградарства и плодово-ягодных насаждений, овцеводства и производства льна-долгунца. Распределение целевых средств господдержки должно способствовать аграрной специализации регионов.

Объем субсидий каждому конкретному субъекту РФ будет зависеть от веса его аграрных планов «в общем значении показателей по РФ» и коэффициентов значимости отдельных приоритетных отраслей. Но при этом на один регион может приходиться до 40% всей суммы господдержки — де-факто речь идет о том, чтобы направленно вкладывать госсредства в сельхозпроизводство в регионах, где оно дает наибольшую отдачу. Впрочем, часть «стимулирующих» субсидий министерство по поручению премьер-министра Дмитрия Медведева намерено направить в десять наиболее отстающих в развитии АПК регионов.

Почему правительство отказывается от прямых субсидий на сельхозтехнику

В свою очередь, «компенсирующие» субсидии объемом 34 млрд руб. министерство намерено распределять между всеми регионами по традиционному принципу — они пойдут на оказание несвязанной поддержки АПК (разрешенной ВТО), повышение продуктивности молочного скотоводства, поддержку племенного животноводства и элитного семеноводства, традиционных подотраслей и сельскохозяйственного страхования, при этом ни один субъект РФ не должен получить более 5% общей суммы субсидий.

Как поддержку малого бизнеса в АПК переформатируют

«Изменение структуры и механизма оказания господдержки в 2020 году обеспечит индивидуальный подход к распределению субсидий на основе приоритетных направлений развития регионов, что в итоге позволит увеличить объемы производства продукции по приоритетным сферам агропромышленного комплекса… и повысить эффективность предоставления субсидий»,— рассчитывают в ведомстве. Отметим, что год назад национальный доклад Минсельхоза об исполнении госпрограммы развития АПК стал объектом критики аналитиков Института Гайдара, РАНХиГС и Минэкономики (см. “Ъ” от 29 мая 2018 года) как раз в части распределения госсредств, особенно в части поддержки фермеров и малого бизнеса: тогда эксперты констатировали, что из отведенной им доли в 20% всех агросубсидий в реальности они получили в десять раз меньше. Отметим, теперь ведомство намерено перенести господдержку малых форм хозяйствования в «стимулирующую» часть субсидий.

Вступили в силу новые правила субсидирования АПК

С 2020 года вступили в силу новые правила субсидирования российского агропромышленного комплекса. Ранее субсидирование велось по трём направлениям:

  1. Содействие достижению целевых показателей региональных программ развития АПК;
  2. Погектарная поддержка;
  3. Субсидирование на литр молока.

Теперь эти виды субсидий разделяются на:

В компенсирующую субсидию включается оказание несвязанной поддержки в растениеводстве и молочном скотоводстве, поддержка племенного животноводства и элитного семеноводства, а также развитие традиционных подотраслей растениеводства и животноводства, поддержка агрострахования. Размер компенсирующей субсидии будет формироваться исходя из доли каждого региона в общем значении показателей по стране. На эту субсидию из федерального бюджета в 2020 году будет выделено 34 млрд рублей.

Стимулирующая субсидия будет предоставляться тем регионам, которые установили для себя приоритетные отрасли развития АПК. Она будет затрагивать производство зерновых или масличных агрокультур, овощей открытого грунта, молока, производство крупного рогатого скота мясного направления, развитие виноградных, плодово-ягодных насаждений. Также в этот вид субсидий вошло развитие малых форм хозяйствования и поддержка десяти регионов с низким уровнем социально-экономического развития. На стимулирующую субсидию из федерального бюджета в 2020 году будет выделено 27 млрд рублей.

Новый механизм распределения субсидий позволит оказывать поддержку регионам точечно, по значимым для них направлениям.

При этом 2020 год станет переходным на новые правила субсидирования. На первом этапе соотношение компенсирующей и стимулирующей субсидий будет в пользу компенсирующей, но дальше, наоборот, увеличится стимулирующая часть, пишет «РГ».

При этом Минсельхоз пока установил ограничивающий коэффициент по доле региона в общем объёме субсидий по «компенсирующей» части в 5%, но по стимулирующей — 40%.

Присылайте фото- и видеоновости в Viber, WhatsApp или по смс на номер +7-917-070-02-45.

ИА «МариМедиа». При использовании материала гиперссылка обязательна.

Источники:

http://we-agro.ru/statesupport/subsidii/edinaya-subsidiya-v-selskom-hozyaystve.html
http://we-agro.ru/statesupport/subsidii/izmeneniya-gospodderzhki-apk-v-2020-godu.html
http://www.agroxxi.ru/stati/sredstva-gospodderzhki-apk-skoncentrirovalis-v-rukah-neskolkih-kompanii-v-regionah-issledovanie-iksi.html
http://www.kommersant.ru/doc/4038961
http://www.marimedia.ru/news/agriculture/item/96602/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector