Субсидии тсж
Для подготовки документов, необходимых для получения указанных субсидий, необходимо обратиться в ГУ ИС района. Договор на предоставление субсидий из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме заключается между ГУ ИС административного округа и ТСЖ.
10. Если ТСЖ обанкротится, могут ли быть проданы квартиры собственников за долги ТСЖ?
Нет. Согласно ч. 6 ст. 135 ЖК РФ, собственники помещений не отвечают по долгам ТСЖ, так же, как и ТСЖ не отвечает по долгам собственников помещений. То есть, если арбитражным судом возбуждено производство по делу о банкротстве ТСЖ, то взыскание задолженности может быть наложено только на имеющееся у него имущество. Имущество собственников жилых и нежилых помещений остается неприкосновенным.
11. Существует ли обязательный минимум работ по эксплуатации дома?
В настоящее время обязательный минимум работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме нормативно-правовыми актами федерального или московского уровня не установлен. Для каждого дома определяется свой конкретный перечень работ, зависящий от его конструктивных особенностей, технического состояния, уровня благоустройства и т.д.
В качестве рекомендаций следует ознакомиться с Правилами содержания общего имущества, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491; Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170; нормативами Москвы по эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлениями Правительства Москвы от 04.06.1996 № 465, 17.04.2001 № 364-ПП, распоряжениями Правительства Москвы от 12.08.1997 № 872-РП, от 18.06.1998 № 640-РП и др.
В случае получения бюджетных субсидий на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме следует руководствоваться Перечнем услуг по содержанию общего имущества многоквартирных домов и работ, связанных с текущим ремонтом общего имущества многоквартирных домов, являющимся Приложением кПримерному договору на предоставление указанных субсидий, утвержденному постановлением Правительства Москвы от 24.04.2007 № 299-ПП.
12. Как не ошибиться при выборе управляющей организации?
При выборе управляющей организации товариществу собственников жилья можно воспользоваться критериями оценки деятельности управляющих организаций, разработанными в качестве методической помощи собственникам помещений и жилищным объединениям и утвержденными распоряжением Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы от 15.08.2006 № 05-14-243/6-1, важнейшие из которых следующие:
– отсутствие в течение последних 3-х лет случаев привлечения к административной ответственности, судебных решений;
– перечень наиболее крупных ранее реализованных заказов (проектов);
– отзывы заказчиков на ранее осуществленные, аналогичные работы;
– страхование общего имущества собственников помещений в доме;
– наличие материально-технической базы;
– наличие пакета документов по энерго-, пожаро- и электробезопасности;
– наличие предложений по модернизации внутридомового инженерного оборудования.
Дополнительную информацию об организациях, управляющих многоквартирными домами, можно получить в Едином реестре управления многоквартирными домами города Москвы (ЕРУ).
13. Что такое Единый реестр управления многоквартирными домами города Москвы?
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 24.04.2007 № 299-ПП с 1 сентября 2007 года в г. Москве действует Единый реестр управления многоквартирными домами города Москвы (ЕРУ) – информационный ресурс, в котором содержатся сведения об организациях, управляющих многоквартирными домами.
Структура ЕРУ включает в себя такие разделы, как:
– Реестр управляющих организаций (РУО);
– Реестр договоров управления многоквартирными домами (РДУ);
– Реестр договоров взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы и городских организаций с управляющими организациями (РДВ);
– Реестр организаций, изъявивших желание осуществлять деятельность по управлению многоквартирными домами (РОИУ).
В РОИУ содержатся сведения об организациях, выполняющих работы по ремонту и эксплуатации жилищного фонда и готовых предложить услуги по управлению многоквартирными домами.
Государственные учреждения города Москвы инженерные службы районов (ГУ ИС районов) являются службой ведения РУО, а также реестров договоров управления и взаимодействия.
Для внесения в РУО управляющая организация представляет в ГУ ИС района документы:
1.1. Заявка на включение в ЕРУ с подписью руководителя и печатью организации.
1.2. Анкета организации с подписью руководителя и печатью организации.
1.3. Копии регистрационных и уставных документов организации (нотариально заверенные):
1.3.1. Свидетельство о государственной регистрации юридического лица (предпринимателя без образования юридического лица).
1.3.2. Свидетельство о постановке на налоговый учет.
1.3.3. Выписка из единого государственного реестра юридических лиц (для юридических лиц).
1.3.4. Выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей).
1.3.5. Письмо Москомстата о присвоении кодов статистики.
1.3.6. Уставные документы организации, учредительный договор, протокол собрания учредителей, реестр акционеров (при наличии).
1.4. Справка (для юридических лиц), подписанная руководителем или главным бухгалтером, с указанием среднесписочной численности работников, включая работающих по совместительству, а также лиц, не состоящих в штате (выполняющих работы по договорам гражданско-правового характера), за последний отчетный период с приложением подтверждающих документов (действующих на момент подачи заявления форм статистической и налоговой отчетности).
1.5. Заверенная управляющей организацией копия документов, подтверждающего полномочия по управлению многоквартирным домом.
ГУ «Центр реформы в ЖКХ» является субъектом службы ведения Реестра организаций, изъявивших желание осуществлять деятельность по управлению многоквартирными домами (РОИУ). Оно осуществляет сбор документов от претендентов на включение в РОИУ, подготовку материалов для рассмотрения, получение сведений о работе организаций от Мосжилинспекции и территориальных органов исполнительной власти, проведение предварительной экспертной оценки, выдачу свидетельств о внесении в РОИУ.
Формирование РОИУ осуществляется на основании решений, принимаемых Комиссией по внесению сведений о результатах деятельности управляющих организаций в ЕРУ. Решение о включении организации в РОИУ принимается указанной Комиссией с учетом опыта работы организации в сфере эксплуатации жилых домов, а также рекомендаций и отзывов территориальных и отраслевых органов исполнительной власти о качестве предоставляемых ею работ и услуг.
14. Где можно ознакомиться с перечнем управляющих организаций, действующих в Москве?
С информацией, содержащейся в Реестре управляющих организаций (РУО), можно ознакомиться на сайтах Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы (www.dgkh.ru),Государственного учреждения города Москвы «Городской центр жилищных субсидий» (www.subsident.ru), Государственного учреждения города Москвы «Центр информационного обеспечения и содействия реформе в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Москвы» (www.center-kgh.ru), а также на сайтах управ районов.
15. Кто устанавливает размер обязательных платежей, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в котором создано ТСЖ?
Как определено ч. 8 ст. 156 ЖК РФ, в доме, где создано ТСЖ, размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, определяется органами управления товарищества собственников жилья в соответствии с уставом ТСЖ.
Если устав ТСЖ относит данный вопрос к компетенции правления, тогда этот вопрос решают члены правления на своем заседании.
Если устав ТСЖ относит данный вопрос к компетенции общего собрания членов ТСЖ, тогда этот вопрос решают члены ТСЖ на своем общем собрании.
16. Сколько раз в год можно проводить общее собрание членов ТСЖ, на котором утверждаются (или изменяются) размеры платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома?
Согласно пп. 2 и 3 ч. 1 ст. 137 ЖК РФ, товарищество определяет смету расходов и доходов на год, на основе которой устанавливаются размеры платежей и взносов собственников помещений в многоквартирном доме на очередной год.
В случае, если появляется необходимость в срочном проведении работ, не определенных сметой, возможно проведение внеочередного общего собрания членов ТСЖ с целью принятия решения о дополнительных взносах.
17. Если собственник помещения не хочет вступать в члены ТСЖ, как он оплачивает жилищно-коммунальные услуги?
Согласно ст. 36 ЖК РФ, помимо квартир и нежилых помещений каждому собственнику принадлежит доля в праве на общее имущество дома (лестницы, чердаки, подвал, лифт, инженерные коммуникации и др.).
Как установлено ст. 210 Гражданского кодекса РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Соответственно, отказ от вступления в члены ТСЖ не освобождает собственника помещения от оплаты расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Как определено ч. 6 ст. 155 ЖК РФ, собственник помещения, не являющийся членом ТСЖ, заключает с ТСЖ договор о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме и предоставлении коммунальных услуг, в соответствии с которым он оплачивает ЖКУ.
18. Вправе ли ТСЖ собирать взносы на капитальный ремонт дома и заключать договоры с подрядчиками на проведение работ по капитальному ремонту?
ТСЖ имеет право вводить в платежный документ для собственников помещений строку «отчисления на капитальный ремонт дома» только в одном случае – если собственники помещений на их общем собрании приняли решение о проведении капитального ремонта за счет средств самих собственников.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, принятие решений о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. За решение о капитальном ремонте должны проголосовать на своем общем собрании собственники помещений, обладающие более чем двумя третями голосов от общего числа голосов собственников (см. пп. 3 и 8).
19. Где можно ознакомиться с примерным договором управления, заключаемым между ТСЖ и управляющей организацией?
Учитывая, что многоквартирные дома отличаются друг от друга по конструкции, т.е. по количеству этажей, квартир, нежилых помещений, особенностям инженерных систем, видам предоставляемых коммунальных услуг, уровню износа конструкции, утверждение типового договора управления многоквартирным домом неправомерно.
Главное требование, которое должно быть выполнено при написании договора управления – этот документ не должен противоречить Конституции РФ, Гражданскому кодексу РФ, Жилищному кодексу РФ, также нормативно-правовым актам Российской Федерации и города Москвы, которые регламентируют особенности оказания определенной жилищной или коммунальной услуги.
Договор должен защищать права и интересы обеих сторон — и ТСЖ, и управляющей организации. В нем должны содержаться положения, согласованные обеими сторонами.
В помощь собственникам помещений был подготовлен примерный договор управления, с текстом которого можно ознакомиться на Интернет-сайте (www.center-kgh.ru).
20. Кто принимает решение о капитальном ремонте многоквартирного дома?
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, решение о капитальном ремонте многоквартирного дома должны принимать собственники помещений в многоквартирном доме на своем общем собрании. Согласно ч. 1 ст. 46 ЖК, такое решение принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
22. На какие цели ТСЖ может направлять средства, полученные от сдачи в аренду общего имущества многоквартирного дома?
Эти средства могут быть направлены только на цели, предусмотренные Уставом ТСЖ, связанные с управлением многоквартирным домом, например, на оплату услуг по содержанию и ремонту общего имущества, на страховые взносы и т.п.
23. Кто оплачивает уборку придомовой территории?
Если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, не поставлен на кадастровый учет и не оформлен в общедолевую собственность собственников помещений такого дома, собственником данной территории является город Москва и оплата уборки придомовой территории производится за счет средств бюджета города.
24. Кто готовит и утверждает смету доходов и расходов ТСЖ?
Согласно пп. 4, 8 ст. 145, п. 3 ст. 148 ЖК РФ, смету разрабатывает правление ТСЖ, а утверждает ее общее собрание членов товарищества собственников жилья.
25. Что необходимо включать в смету доходов и расходов ТСЖ?
В смете отражаются:
– доходы товарищества, складывающиеся из взносов членов ТСЖ и обязательных платежей не-членов ТСЖ на содержание общего имущества многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, поступления от хозяйственной деятельности, добровольные пожертвования и т.д.
– расходы товарищества на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, заработная плата работников ТСЖ, начисления на нее, административные расходы, целевые расходы, а также расходы на другие установленные законом и уставом ТСЖ цели.
26. Сохраняется ли у жителей право на субсидии и льготы по оплате за ЖКУ в доме, где создано ТСЖ?
Да, сохраняется. Предоставление льгот и субсидий малоимущим семьям на оплату жилищно-коммунальных услуг регулируется федеральными законами и законами города Москвы. Порядок их предоставления не зависит от выбранного способа управления многоквартирным домом (в данном случае – не зависит от того, создано в доме ТСЖ или нет).
27. Увеличатся ли в связи с созданием ТСЖ платежи за жилищно-коммунальные услуги?
Тарифы на коммунальные услуги устанавливаются Правительством Москвы. Размер платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома устанавливается органами управления ТСЖ. Общее собрание членов ТСЖ может установить размер платы в пределах цен, устанавливаемых Правительством Москвы. В случае, если общее собрание членов ТСЖ не приняло решения о размере платы за содержание и ремонт общего имущества, ТСЖ обязано применять ставки, установленные Правительством Москвы.
Как получить субсидию на оплату коммунальных услуг
И кто может на нее рассчитывать
В 2018 году я получила субсидию на оплату ЖКУ — 16 тысяч рублей за полгода.
Сначала мне показалось, что оформление субсидии — бюрократический ад. Отчасти так и было, но я со всем справилась и решила поделиться своим опытом. В статье я расскажу, что это за субсидия и как она рассчитывается, кто может ее получить и какие для этого нужны документы.
Что за субсидия
Субсидия на оплату жилищно-коммунальных услуг — это компенсация части стоимости ЖКУ. Она положена тем, кто тратит на ЖКУ больше определенной нормы. Это выглядит так: каждый месяц вы платите за услуги, а потом государство сколько-то вам возвращает.
Субсидию дают на полгода — вы подаете документы один раз и каждый месяц в течение полугода получаете выплату. Если захотите получать субсидию дальше, придется через полгода снова подавать документы.
С 9 декабря 2018 года власти могут платить напрямую поставщику ЖКУ, а не получателю услуг, как раньше. Как именно выплачивать субсидию, решают местные власти. Если получать субсидию будет обычный человек, а не поставщик ЖКУ, деньги будут приходить на банковскую карту или почтовым переводом в конце каждого месяца, в двадцатых числах. Я получала деньги на карту: подала документы в апреле 2018 года, и с мая по октябрь включительно мне каждый месяц на карту выплачивали субсидию.
Я получила 16 312 рублей, на оплату ЖКУ потратила 17 456 рублей. Государство вернуло мне 93% стоимости ЖКУ.
Мои субсидии в 2018 году — 16 312 Р
Кто может рассчитывать на субсидию
Субсидия — федеральная льгота: рассчитывать на нее может житель любого региона России. Но условия и нормативы для выплаты устанавливают власти конкретного региона. В каждом регионе существует ответственный за жилищные субсидии орган — Городской центр жилищных субсидий, или по-простому — отдел жилищных субсидий.
Иностранцы тоже могут рассчитывать на субсидию, если право на нее предусмотрено международным договором. Например, белорусам и киргизам субсидию могут одобрить, потому что право на нее предусмотрено международными договорами между Россией, Белоруссией и Киргизией.
Получить субсидию может как собственник жилого помещения, так и наниматель. Снимать жилье можно у государства или простого человека.
Но нельзя просто так прийти и оформить выплату. Есть более конкретные требования.
Доля допустимых расходов на оплату ЖКУ — это то, сколько процентов своего общего дохода семья должна тратить на оплату ЖКУ. Доля допустимых расходов — основной критерий для одобрения субсидии. Семья может рассчитывать на субсидию, только если тратит на ЖКУ больше нормы.
Прежде чем одобрить субсидию, власти посчитают, сколько процентов от дохода вы потратили на коммуналку в прошлом месяце. Они возьмут средний доход за полгода и рассчитают долю затрат на ЖКУ — сколько процентов от дохода ушло на коммуналку. Власти сравнят полученную долю с нормативной, и если ваша доля больше или равна нормативной, они будут готовы одобрить вам субсидию.
федеральный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату ЖКУ
Допустимая доля расходов устанавливается на федеральном уровне и составляет 22% общего дохода семьи. Но регионы вправе устанавливать долю меньше федеральной и при расчете субсидий на оплату ЖКУ использовать ее.
Например, в Санкт-Петербурге доля допустимых расходов на оплату ЖКУ составляет 14% от дохода семьи. Если петербуржец в среднем зарабатывает 30 тысяч рублей в месяц и тратит 5 тысяч рублей на ЖКУ, получается, 16% его дохода уходит на коммунальные услуги. Это больше нормы — значит, ему положена субсидия. Если бы петербуржец жил с семьей, складывался бы доход всех членов семьи, которые с ним проживают: жены, детей или родителей. И доля бы бралась от общего дохода.
Регистрация по месту постоянного жительства. Нужно быть постоянно зарегистрированным в квартире, комнате или доме и иметь об этом отметку в паспорте. Временная регистрация по месту пребывания для оформления субсидии не подойдет.
Площадь жилья. Власти конкретного региона устанавливают стандарт нормативной площади жилья. Это то, сколько квадратных метров жилья должно приходиться на каждого члена семьи. Если площадь жилья больше принятых в регионе нормативов, в субсидии могут отказать.
Например, в Москве по нормативу на одиноко проживающего гражданина приходится 33 м², на семью из двух человек — 42 м², на семью из трех и более человек — 18 м² на каждого члена семьи. В Санкт-Петербурге — 36 м² на одиноко проживающего гражданина, 25 м² на каждого члена семьи из двух человек и 20 м² на каждого члена семьи из трех и более человек.
Отсутствие задолженности по оплате ЖКУ. Пока еще такое условие работает, но с 2021 года его обещают отменить. Если семья не платила за свет, воду или вывоз мусора, субсидию не дадут до погашения долга. Но ГЦЖС может пойти навстречу: заключить с заявителем соглашение о погашении долга и одновременно выплачивать субсидию.
Я гражданка РФ, у меня небольшой доход. Квартира в моей собственности, и у меня есть постоянная регистрация в ней. Общая площадь моей квартиры 34 м², в ней живут два человека — я и дочь. Задолженности по оплате ЖКУ у меня не было. Я подходила под все вышеперечисленные требования, поэтому решила попробовать получить субсидию.
Документы для получения субсидии на оплату ЖКУ
Для оформления выплат нужно собрать пакет документов:
- Паспорт заявителя. Если есть дети до 14 лет, то нужно захватить свидетельства об их рождении, для детей старше 14 лет понадобятся их паспорта.
- Документ, который подтверждает право пользоваться жилым помещением: свидетельство о собственности или договор найма.
- Счета и чеки, которые подтверждают оплату ЖКУ.
- Документы о доходах заявителя и всех членов его семьи.
- Реквизиты счета — куда перечислять субсидию.
- Заявление на предоставление субсидии. Оно заполняется на месте.
Чтобы подтвердить оплату ЖКУ, нужно принести оригиналы или копии счетов и оплаченные чеки. Сделать это нужно всего один раз, когда будете подавать документы. Если вы подаете на субсидию в декабре, нужны все счета за ноябрь. Если в ноябре — за октябрь. Это счета за воду и свет, содержание и обслуживание жилого помещения, взносы на капитальный ремонт. Если платите через интернет, можно распечатать электронные квитанции и чеки из онлайн-банка, как сделала я.
С квартирой в новостройке у собственника могут возникнуть трудности. Новый дом могут не успеть включить в программу капитального ремонта, и тогда квитанции по уплате взносов за капремонт собственнику не придут. Так было у меня. В этом случае для оформления субсидии понадобится справка из районного фонда капитального ремонта о том, что дом не включен в программу и собственник не платит эти взносы.
Чтобы подтвердить доходы, понадобится справка с работы о доходах физического лица по форме предприятия. Справка 2-НДФЛ не подойдет.
Если есть пособия и другие государственные выплаты, необходимы справки об этом — их нужно взять в органе, который платит пособия. Например, справку о размере пособия по безработице нужно взять в Центре занятости населения.
При расчете дохода семьи учитываются практически все доходы: зарплата, пособия на детей, пенсия, выходное пособие при увольнении и все денежные выплаты от государства. Не учитывается денежная помощь от государства неработающим, которые ухаживают за нетрудоспособным гражданином, единовременные страховые выплаты по возмещению ущерба здоровью и выплаченные алименты.
Обычно отдел субсидий требует справку о доходах за полгода, но может и за меньший период — например, за три месяца, как в Нижегородской области.
Если единственный доход заявителя — пенсия, документы о доходах нести не нужно. Сведения о пенсии отдел субсидии может запросить у ПФР самостоятельно. Заявителю нужно принести только пенсионное удостоверение.
Если заявитель не может отразить все доходы в документах, он может задекларировать их в заявлении, то есть написать, на какие деньги он жил и откуда их взял. Мне было сложно отчитаться о доходе за последние полгода, потому что из них я проработала всего 3 месяца. Я принесла справку о доходах за 3 месяца и в заявлении на субсидию указала, что остальные 3 месяца жила на деньги от родственников.
Куда обращаться. Документы на субсидию может подать только собственник или наниматель помещения лично в Городской центр жилищных субсидий, через МФЦ или Госуслуги. Также документы можно отправить почтой.
Другой член семьи может оформить субсидию по доверенности или за того, кто служит в армии, находится на принудительном лечении или в тюрьме.
Трудности с документами. Я пыталась получить субсидию трижды, и с третьего раза отдел жилищных субсидий ее одобрил. В первый раз я пошла за субсидией в МФЦ, во второй и третий — в ГЦЖС.
В первый раз я оформляла субсидию в 2017 году. Тогда в перечне документов была справка по форме № 9. Это выписка из паспортного стола о том, кто зарегистрирован в квартире. В квартире была временно зарегистрирована моя мама. Сотрудница из МФЦ сказала, что нужна справка о ее доходах. Я написала в заявлении, что мама постоянно живет в другом городе и не работает — дать сведения о ее доходах я не могу. В предоставлении субсидии пришел отказ.
Постановление Правительства РФ от 26.07.2018 № 871 отменило справку по форме № 9 — для оформления субсидии она не нужна
Я сняла маму со временной регистрации и через пару месяцев пошла оформлять субсидию снова, но уже в Городской центр жилищных субсидий. Сотрудница ГЦЖС посмотрела мои документы и сказала, что не хватает квитанции по взносам на капитальный ремонт. Я живу в новостройке, и счет за капитальный ремонт мне долго не приходил. Дом еще был на гарантии у застройщика, и за капремонт платить было не нужно. Для субсидии нужно было взять справку в фонде капитального ремонта о том, что взносы на капремонт я не плачу и почему. Я на время отложила оформление субсидии на ЖКУ, потому что не хотела бегать за справками — на руках был маленький ребенок.
В третий раз я подала документы на субсидию в апреле 2018 года и ее, наконец, одобрили. В итоге понадобились: паспорт, свидетельство о рождении ребенка, справка о доходах за месяцы, в которые я работала в последние полгода, свидетельство о праве собственности на квартиру и счета на оплату ЖКУ за март 2018 года.
Как рассчитывается субсидия
Субсидия рассчитывается по специальной формуле в зависимости от среднедушевого дохода семьи и прожиточного минимума в регионе: стандарт стоимости ЖКУ умножается на количество членов семьи, и из него вычитается совокупный доход семьи, умноженный на долю допустимых расходов.
Если доход семьи ниже прожиточного минимума, к формуле добавляется поправочный коэффициент. Прежде чем рассчитать субсидию, власти считают среднедушевой доход семьи, сравнивают его с прожиточным минимумом и решают, добавлять коэффициент или нет.
Точную сумму вам посчитают в отделе жилищных субсидий — не обязательно ломать голову и вникать в формулы. Но если хотите прикинуть, сколько вам могут заплатить, можно воспользоваться специальным калькулятором субсидии. Чтобы рассчитать выплату, нужно знать региональные нормативы: прожиточный минимум, долю допустимых расходов на оплату ЖКУ и стандарт стоимости ЖКУ.
В некоторых регионах существуют калькуляторы, которые рассчитывают размер субсидии для региона или отдельного поселения. Нормативы в них уже указаны. Например, такие калькуляторы разработали для Архангельской области, Арамильского городского округа Свердловской области, Липецка и Севастополя.
Так выглядит калькулятор субсидии. В нем уже указан прожиточный минимум, но устаревший — за 2017 год. Сейчас прожиточный минимум для трудоспособного населения в Москве — 19 797 Р (за третий квартал 2019 года), а в калькуляторе указаны 17 296 Р
Прожиточный минимум — норматив, который устанавливает президент и регионы. Прожиточный минимум различается в регионах и в зависимости от населения. В Москве он будет один, в Саранске — другой. Для взрослого трудоспособного населения он выше, для пенсионеров или детей — ниже. Прожиточный минимум в регионах удобно смотреть на специальном сайте.
Доля допустимых расходов — отношение трат на коммуналку к сумме общего дохода — может быть фиксированной или плавающей. В Москве, Новосибирске и Екатеринбурге доля плавающая — зависит от дохода семьи.
В Москве для расчета субсидии берется 3—10% от общего дохода семьи. 3% — если доход на одного члена семьи 801—2000 рублей в месяц, 6% — если 2001—2500 рублей в месяц, 10% — если 2501 рублей в месяц и больше. Проживающий в Москве может не оплачивать коммуналку, если его доход меньше 800 рублей в месяц. Это право нужно реализовать и нести те же документы в отдел субсидий.
В Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде допустимая доля расходов на оплату ЖКУ фиксированная. Она не зависит от дохода семьи.
Региональный стандарт стоимости ЖКУ — сколько стоит вода, свет, содержание и обслуживание жилого помещения, в котором живет человек или семья.
На один регион обычно несколько стандартов в зависимости от состава, численности семьи и жилищных условий. Если получатель субсидии — собственник жилья, сумма будет одна, если наниматель по договору социального найма — другая. Еще размер выплаты зависит времени года. В зимнее время стандарт больше, потому что есть отопление, летом — меньше, потому что отопления нет.
Как получить бюджетную субсидию на содержание и текущий ремонт многоквартирного дома.
Филиал ГКУ «Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства» Восточного административного округа информирует:
Как получить бюджетную субсидию на содержание и текущий ремонт многоквартирного дома.
С момента вступления в 2005 году страны на путь реформирования ЖКХ, одним из приоритетных направлений стало развитие системы управления жилищным фондом. Правительство города Москвы в качестве социально ориентированной политики по поддержке граждан осуществляет предоставление бюджетных субсидий по оплате ими услуг по содержанию и текущему ремонту жилого помещения по ценам, не отражающим фактической стоимости (с учетом бюджетной системы). Бюджетные субсидии для граждан имеют право оформить и получить все управляющие организации независимо от формы собственности, которые предоставляют услуги по ценам, установленным городом (основанием для применения в расчетах платы за содержание и ремонт жилого помещения, устанавливаемой Правительством Москвы является п.3 ст. 156 и п.4 ст. 158 ЖК РФ).
Порядок получения субсидии регламентирован постановлением Правительства Москвы от 24.04.2007 №299-ПП «О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации», а также постановлением Правительства Москвы от 8.12.2009 №1357-ПП «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы управления многоквартирными домами в городе Москве и внесении изменений в некоторые правовые акты города Москвы». Согласно постановлению №299-ПП, главным распорядителем по получению бюджетных средств, направляемых на предоставление бюджетных субсидий на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме уполномочено ГУ ИС АО (теперь ГКУ «Дирекция ЖКХиБ АО»), с которым управляющая компания заключает соответствующий договор.
Условия предоставления субсидий
Для заключения договора на предоставление субсидии управляющая организация в первую очередь должна представить в ГКУ «Дирекция ЖКХиБ АО» свидетельство о внесении в Единый реестр управления многоквартирными домами в Москве (ЕРУ). Для включения в ЕРУ необходимо представить заявление о внесении компании в Реестр управляющих организаций, анкету управляющей организации и комплект необходимых документов, перечень которых определен постановлением Правительства Москвы от 24.04.2007 №299-ПП.
Помимо ЕРУ в ГКУ «Дирекция ЖКХиБ АО» передается пакет документов: копия устава управляющей организации; копия свидетельства регистрации управляющей организации; перечень жилых помещений, наниматели и собственники которых имею право на оплату услуг по содержанию и ремонту жилых помещений по ценам и на условиях, установленным Правительством Москвы, с указанием общей площади этих помещений; копии документов, подтверждающих право собственности на жилое помещение (представляется на каждого собственника); расчет суммы (размера) бюджетной субсидии, подлежащей предоставлению в течение года на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме; информационное письмо с реквизитами организации; доверенность руководителя управляющей организации на заключение договора на предоставление субсидии; выписка из решения заседания правления жилищного объединения о выборе председателя правления или передаче функций управления управляющей организации (для ТСЖ, ЖСК, ЖК); копия документа, удостоверяющего личность гражданина, подписавшего договор на предоставление бюджетной субсидии; копия документа, подтверждающего полномочия управляющей организации по управлению многоквартирным домом (договор управления, судебные решения, иные документы); копия документа об общей долевой собственности на земельный участок собственников помещений в многоквартирном доме; копия протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом и/или организации, выполняющей функции по управлению многоквартирным домом.
Сумма бюджетной субсидии – разница между доходами управляющей организации, полученными от платежей населения и планово-нормативными расходами. Порядок расчета суммы бюджетной субсидии определен Распоряжением Правительства Москвы от 16.03.2010 № 460-РП «Об утверждении методики расчета ставок планово-нормативного расхода для расчета субсидий из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме».
В случае предоставления полного пакета документов согласно перечню (299-ПП от 24.04.2007) уполномоченная организация рассматривает заявку и дает ответ в течение двадцати рабочих дней. В случае положительного ответа бюджетная субсидия перечисляется на расчетный счет управляющей организации в объеме, предусмотренным договором. В случае предоставления УК не полного пакета документов отказ в предоставлении субсидии должен быть озвучен в течение двух рабочих дней.
Порядок взаимодействия сторон
После проверки документации и заключения договора с управляющей организацией ГКУ «Дирекция ЖКХиБ АО» ежемесячно осуществляет перечисление бюджетных субсидий в размере 1/3 части квартальной суммы. На правах уполномоченного представителя города Дирекция заказчика также обеспечивает контроль за использованием УК бюджетных средств; контролирует правильность расчета управляющей организацией доходов от начислений пользователям жилых помещений платежей за ЖКУ; получает от УК в установленные сроки и по установленным формам отчеты о доходах и расходах по управлению, содержанию и текущему ремонту многоквартирных домов.
В свою очередь, управляющая организация обеспечивает строго целевое использование получаемых бюджетных субсидий, которые ежемесячно поступают на предварительно открытый расчетный счет. В обязанности УК также входит предоставление уполномоченной организации ежеквартальной отчетности.
Несоблюдение управляющей организацией условий договора в течение 6 месяцев влечет за собой расторжение уполномоченной организацией договора в одностороннем порядке.
Субсидии на «коммуналку» — без справок
Малоимущим гражданам, которым положена субсидия от государства на оплату услуг ЖКХ, упростят процесс ее оформления. В частности, чтобы подтвердить отсутствие долгов за «коммуналку» (матпомощь начисляется только при этом условии), жителям не придется самостоятельно запрашивать справки в управляющих компаниях или ТСЖ. Этим займутся сами чиновники в рамках ведомственного документооборота. Соответствующие поправки в Жилищный кодекс во втором чтении Госдума рассмотрит до конца весенней сессии. Эксперты напоминают, что отказ в предоставлении субсидий часто связан с недостоверными данными, поступающими от управляющих организаций.
Законопроект в декабре прошлого года внесла группа депутатов, в число которых вошли Андрей Исаев, Александр Сидякин (оба — «Единая Россия») и Олег Шеин («Справедливая Россия»). Согласно документу, сведения о задолженностях и неисполнении решения суда об их взыскании уполномоченный орган сможет получать из базы судебных приставов, а не руководствоваться справкой из управляющей компании и ТСЖ. Именно в ней содержится информация о долгах по услугам ЖКХ, установленных судом.
Напомним, сейчас субсидию на оплату коммунальных услуг получают малоимущие граждане, чьи расходы на ЖКХ превышают 22% от совокупного дохода. В ряде регионов этот порог вдвое меньше — например, в Москве он составляет 10%. Пожилые люди, получающие субсидию, платят по счетам в установленный срок, отмечается в пояснительной записке к законопроекту. Однако субсидия предоставляется только на полгода, затем процесс оформления бумаг приходится повторять. В результате часть граждан лишается матпомощи по вине управляющих организаций, которые предоставляют неточные сведения либо приписывают им старые долги, по которым истек срок исковой давности.
Согласно поправке ко второму чтению, чиновники будут самостоятельно запрашивать «сведения, необходимые для принятия решения о предоставлении субсидий, расчета их размеров, сравнения размера предоставляемой субсидии с фактическими расходами семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг». Для этого соцзащита сможет обращаться за информацией в органы госвласти различного уровня, внебюджетные фонды, налоговые и таможенные органы, центры занятости населения.
Замглавы комитета по ЖКХ Госдумы Павел Качкаев (ЕР) заявил «Известиям», что подобный подход — правильный и прозрачный.
Исполнительный директор юркомпании «Глазунов и Семенов» Дмитрий Семенов считает новации «положительными для граждан». Изменения позволяют сэкономить время на подготовку документов, отметил он.
— Сейчас прослеживается тенденция по упрощению процедуры получения муниципальных и государственных услуг. В рамках этого процесса появляются нововведения, касающиеся взаимодействия между муниципальными и государственными органами с целью получения необходимых документов без участия граждан, — сказал Дмитрий Семенов.
Юрист компании «Пучков и партнеры» Артур Набиуллин отметил, что гражданам так или иначе придется собирать документы, однако уже без сведений о наличии или отсутствии задолженности по оплате ЖКХ. Он напомнил, что иногда люди лишаются права на субсидию из-за недостоверных данных, которые предоставляет управляющая организация. Однако отказ в оформлении субсидии без учета причины возникновения долга противоречит позиции Верховного суда РФ: летом прошлого года ВС разъяснил, что само по себе наличие задолженности по ЖКХ не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер соцподдержки.
Законопроект, скорее всего, дополнит механизм получения органами исполнительной власти субъектов информации о наличии у граждан долгов по ЖКХ, отметил юрист. Сейчас данные в базе приставов не всегда «актуальны и своевременны», пояснил он.
Законопроект может быть рассмотрен во втором чтении уже в мае-июне.
Субсидия – льгота на оплату услуг ЖКХ
Каждый год в сфере ЖКХ происходят изменения, и это неизменно отражается на всех нас.
По материалам Газеты.ру в ближайшие годы в Российской Федерации планируется повышение тарифов на газ, электроэнергию, тепло- и водоснабжение, а также на водоотведение (источник):
в 2017 году на 4,9%; в 2018 году на 4,4%; в 2019 году на 4,1%.
С целью поддержки недостаточно обеспеченных категорий граждан государство дает возможность вернуть часть средств, потраченных на оплату коммунальных услуг. Это называется субсидии.
Что такое субсидии?
К субсидиям относят отдельные типы выплат. Термин образован от латинского слова «subsidium», которое переводится как «помощь», «поддержка».
В России, согласно Бюджетному кодексу РФ, существует два типа субсидий: межбюджетный трансферт, цель которого – софинансирование расходов нижестоящего бюджета; деньги, выделенные физическим или юридическим лицам (кроме бюджетных учреждений) из бюджетов и внебюджетных фондов.
Характерные черты субсидии: безвозмездность; целевой характер; софинансирование.
Субсидия – это своеобразная адресная помощь субъекту, у которого недостаточно средств для самофинансирования. Субсидии на оплату коммунальных услуг могут быть предоставлены не всем, а только некоторым категориям граждан. Эти категории оговорены в Жилищном кодексе РФ (статья 159).
Кто может получать субсидии ЖКХ?
Субсидии могут получать:
- пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
- наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда;
- члены жилищных кооперативов;
- собственники жилых помещений.
Однако для того, чтобы вернуть часть денег, потраченных на оплату услуг ЖКХ, необходимо соблюдение некоторых условий: Расходы на оплату «коммуналки» превышают 22% общего дохода семьи. Если средний доход семьи ниже прожиточного минимума (например, в Москве эта цифра в третьем квартале 2016 года составляла 15 307 рублей на душу населения), то максимальная сумма расходов на коммунальные услуги снижается в соответствии с поправочным коэффициентом.
Не могут получать субсидии:
Должники по оплате ЖКУ. Но в случае наличия соглашения о погашении задолженности с управляющей компании такие граждане также могут претендовать на субсидии. Чтобы не допускать возникновения задолженности, проверяйте и своевременно оплачивайте счета в личном кабинете. Иностранцы.
История субсидий. Законодательная основа.
Программа субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в России реализуется с 1994 года. Это первая общероссийская программа оказания адресной социальной помощи гражданам в зависимости от их доходов. Она внедрена с целью предотвращения негативных последствий реформ ЖКХ, поскольку когда растет квартплата, реальные доходы семьи падают. Особенно это заметно в семьях с низким уровнем достатка. За проживание и услуги ЖКХ семья должна платить не более 22% от суммарного дохода – это основной принцип программы субсидирования. Согласно этой программе, размер субсидии (жилищной компенсации), то есть части денег, возмещаемых гражданам из бюджета, рассчитывается так:
Программа жилищных субсидий – это целевая государственная программа, которая является составной частью жилищно-коммунальных реформ. Реформы в сфере ЖКХ начались еще с закона «Об основах федеральной жилищной политики» от 24 декабря 1992 года. Этот закон подразумевал повышение жилищных платежей в несколько этапов.
К числу первых законов, регламентирующих проведение реформы ЖКХ, относится Указ президента России от 28 апреля 1997 года № 425 «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в России». В то время содержание государственного жилищного фонда осуществлялось по большей части за счет дотаций, поэтому плата за ЖКУ с жильцов взималась небольшая. Реформа ЖКХ должна была полностью перевести содержание жилья на плечи собственников. Причиной этому стали большие расходы и недостаток финансов на строительство и эксплуатацию жилья. Содержание государственного жилищного фонда было убыточно: платежи населения покрывали только 0,5% от реального расхода на содержание и ремонт жилья и всего 2% оплаты коммунальных услуг. Остальное – покрывалось из бюджета.
При переходе к экономическому методу управления от административного способа структура платежей населения стала меняться, например, были добавлены платежи на капитальный ремонт. Термин «квартирная плата» изменился: теперь появилась «оплата жилья».
Переход к 100%-ной оплате ЖКХ должен был произойти планово и постепенно: 1997 год – 35% от расходов 1998 – 50% 1999 – 60% 2000 – 70% 2001 – 80% 2002 – 90% 2003 – 100%-ная оплата населением затрат по ЖКУ, но без учета капитального ремонта и страхования жилья
Одновременно с этим были созданы механизмы соцзащиты для некоторых категорий граждан, в том числе было принято Постановление Правительства России от 22 сентября 1993 года №935 «О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг». Также было утверждено Положение о порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг.
Таким образом, выплата субсидий в качестве меры социальной защиты граждан в России началась одновременно с повышением платы за жилье.
Субсидии стали выплачивать органы местного самоуправления посредством специальных уполномоченных служб жилищных субсидий. Такие специальные службы стали создаваться с середины 1995 года. Эти структуры проводили расчеты на основе заявлений малоимущих граждан.
В 1997 году субсидированием воспользовались 1% граждан.
8 июля 1999 года был принят Федеральный закон № 152-ФЗ «О внесении изменений в статью 15 закона России «Об основах федеральной жилищной политики». Он продлил срок перехода на 100%-ную оплату услуг ЖКУ для населения до 2008 года.
Программа жилищных субсидий – одна из важнейших составляющих жилищно-коммунальной реформы. И она до сих пор работает.
Современная практика использования субсидий
При ежегодном росте тарифов на ЖКХ программа субсидирования пользуется большим спросом у населения. Рассмотрим некоторые вопросы, возникающие у граждан при обращении за субсидией.
В какую организацию нужно обращаться за субсидией?
– Если вы хотите попробовать получить субсидию, нужно обратиться в управление социальной защиты населения по месту жительства (районное, городское управление или отдел соцзащиты муниципального района) либо многофункциональный центр. Подать документы на субсидию можно и через единый портал госуслуг. Для этого вам нужны качественные скан-копии документов.
Мой доход ниже прожиточного минимума. Могут ли отказать в субсидии? Если да, можно ли это как-то обжаловать?
– В предоставлении субсидии вам могут отказать. Можно пожаловаться в вышестоящий орган. Если вы уверены, что отказ незаконный, и у вас есть письменный отказ, вы можете в течение 90 дней попробовать обжаловать его в суде. Но есть вероятность проиграть и оплачивать судебные издержки, поэтому для начала проконсультируйтесь с юристом и убедитесь в своей правоте.
Контролируется ли расход субсидий? Например, я получаю субсидию, но трачу эти деньги не на квартплату. Что за это будет?
– Нет, неважно, на что конкретно вы тратите эти денежные дотации. Самый главный аспект – чтобы вы не допускали задолженности по оплате ЖКУ. Если у вас будет долг, выплаты субсидий могут приостановить. После проверки (она займет около месяца) выплаты либо возобновят (если долг возник по уважительной причине, и вы погасили его) либо нет (если вы не погасите долг за месяц после получения предписания о его оплате).
Если у меня нет источников дохода, могу ли я подать документы на субсидию? Что для этого нужно?
– Чтобы оформить субсидии, вам нужно встать на учет в службу занятости, получив официальный статус безработного гражданина. Затем вам нужно взять справку о том, что вы получаете пособие по безработице. Ее вам нужно будет предоставить в органы социальной защиты. Подробнее о документах, необходимых для получения субсидий, вы можете прочитать здесь.
Как посчитать доход семьи?
– Согласно Жилищному кодексу РФ (статья 159) необходимо суммировать прибыль всех членов семьи, зарегистрированных в одной квартире. Если вы состоите в зарегистрированном браке, то доход супруга также учитывается, причем неважно, где он прописан и проживает.
Почему зарплата мужа учитывается, даже если он прописан в другом месте?
– Семейный кодекс РФ (статья 34) говорит, что доход супругов, состоящих в официальном браке, считается общим доходом. Поэтому зарплата мужа, прописанного или проживающего отдельно, также будет учитываться при расчете дохода семьи и будет влиять на возможность получения субсидии.
Если у меня нет семьи, живу одна и моя зарплата недостаточна для оплаты коммунальных услуг, могу я получать субсидию?
– Скорее всего, да, но вам нужно уточнить этот момент в соответствующем органе вашего региона. Субсидии устанавливаются по регионам для малоимущих граждан. Однако для признания малоимущим, помимо заработка, оценивается и принадлежащее гражданину недвижимое имущество и транспорт.
Помните, что если вы хотите претендовать на субсидии, важно, чтобы у вас не было задолженности по оплате ЖКУ. Вовремя оплачивать коммунальные услуги очень удобно онлайн, через личный кабинет сайта ЖКХ. В личном кабинете жильца всегда можно посмотреть историю оплат и проверить наличие долга. Подробнее о преимуществах сайта.
Источники:
http://www.center-kgh.ru/razvitie-samoupravleniya-v-zhilishhnoj-sfere/tovarishhestvo-sobstvennikov-zhilya/tszh-v-voprosax-i-otvetax/organizaciya-deyatelnosti-tszh/
http://journal.tinkoff.ru/subsidia-zhku/
http://izmaylowo.mos.ru/housing-and-communal-services-and-improvement/how-to-get-budget-grant-for-the-maintenance-and-current-repairs-of-the-apartment-house/
http://iz.ru/731420/tatiana-berseneva-marina-iurshina/subsidii-na-kommunalku-bez-spravok
http://vgkh.ru/articles/subsidiya_zhkh/