Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам вто
Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам ВТО
Agreement on Subsidies and Countervailing Measures
Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам состоит из десяти частей (Общая часть; Запрещенные субсидии; Субсидии, в отношении которых возможно применение компенсационных мер; Субсидии, не дающие основания для применения компенсационных мер; Компенсационные меры и др.), содержащих 32 статьи, и семи приложений, имеющих важное методологическое значение.
Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам развивает и существенно модернизирует статью VI и статью XVI ГАТТ-1994. Оно устанавливает правовые нормы, регулирующие применение субсидий в тех случаях, когда они создают конкурентные преимущества. Статья 1 Соглашения, определяя субсидию, подчеркивает, что она имеет место в случае, если финансовое содействие правительства или любая система поддержки цен или доходов дают дополнительную (не коммерческую выгоду) получателю. Соглашение содержит классификационную схему субсидий и методологию их классификации: субсидии запрещенные (экспортные или импортозамещающие) (статья 3); субсидии разрешенные, в свою очередь делятся на те, в отношении которых могут быть применены компенсационные меры, и те, которые свободны от этих мер (части III и IV). Соглашение вводит новое понятие – специфический (целевой) характер субсидии, дающее право начинать расследование с целью применения компенсационных мер (статья 2). Специфичность означает доступность субсидии только ограниченному кругу предприятий или отраслей экономики (фактически или на основании закона). Статья 5 обязывает страны, применяющие субсидии, пользоваться ими таким образом, чтобы не ущемлять интересы других стран. Статья 6 подробно рассматривает, какие действия могут ущемить интересы других стран – это: ущерб отрасли национального производства; нейтрализация тарифных уступок, сделанных ранее; серьезное нарушение интереса другой страны-члена ВТО. Соглашение не рассматривает освобождение экспортируемых товаров от внутренних налогов, взимаемых с подобных товаров в экспортирующей стране, как запрещенную субсидию. Оно разрешает применение двух путей защиты от субсидий, ущемляющих интересы страны, – это использование механизма разрешения споров ВТО или применение компенсационной пошлины. Оба направления подробно регламентированы в Соглашении.
Процедура применения компенсационной пошлины включает следующие этапы: заявление отрасли национального производства, потерпевшей материальный ущерб от субсидирования; расследование с целью определения материального ущерба и установление взаимосвязи между ущербом и субсидированием; рекомендация правительству о введении компенсационной пошлины.
Основные термины и процедурные моменты Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам унифицированы с Антидемпинговым кодексом. Размер компенсационной пошлины не должен превышать уровня субсидии. Эта пошлина носит временный характер и должна быть отменена по истечении пяти лет с момента ее введения. В рамках Соглашения действует положение о периодической передачи информации (нотификация) каждой страной-членом ВТО о действующих в стране субсидиях. В рамках Совета по торговле товарами ВТО действует Комитет по субсидиям и компенсационным мерам.
Субсидии и компенсационные процедуры
Понятие “субсидия” в ВТО
Субсидирование является одним из важнейших инструментов торговой политики. Посредством субсидий правительства поддерживают своих производителей, делая их более конкурентоспособными, что в результате оказывает влияние на международную торговлю.
Такое влияние может привести к тому, что субсидируемые товары становятся более конкурентоспособными на своем внутреннем рынке по сравнению с иностранными товарами и в таком случае субсидия фактически является барьером в доступе на рынок субсидирующего государства. Предоставление субсидии иностранным государством может привести к тому, что отечественные товары не смогут конкурировать с иностранными товарами на своем внутреннем рынке, так как благодаря субсидии иностранные компании могут поставлять свой товар по заниженным ценам. Благодаря полученным субсидиям иностранные компании могут также вытеснить российский товар с международных рынков.
В первую очередь считаем необходимым отметить, что ВТО не запрещает использование субсидий в целом. Более того, в рамках ВТО субсидии рассматриваются как важный инструмент экономического развития, особенно для стран с развивающейся экономикой или с экономикой переходного периода. В ВТО запрещены только экспортные и импортозамещающие субсидии, как, например, экспортные кредиты, соответствующие условиям Договоренности об официальных экспортных кредитах ОЭСР, не будут рассматриваться как запрещенные экспортные субсидии.
В рамках ВТО правила в отношении использования субсидий установлены в Соглашении по субсидиям и компенсационным мерам (ССКМ), где даны четкие положения в области применения субсидий и компенсационных мер, в частности: определение субсидий, классификация их в зависимости от воздействия на условия торговли и правомерности применения; правила проведения компенсационных расследований и применения компенсационных мер, и оспаривание правомерности применения субсидий в рамках системы разрешения споров ВТО в тех случаях, если применение субсидий оказывает негативное воздействие на торговлю.
Положения ССКМ являются обязательными для применения всеми членами ВТО.
В основном положения ССКМ распространяются на промышленные товары, так как субсидирование сельскохозяйственных товаров регулируются в ВТО отдельным соглашением.
Понятие «субсидия» в ВТО достаточно широкое и включает в себя практически все виды прямой и косвенной финансовой поддержки экономических операторов.
Ряд признаков, определяющих субсидию, сформулирован в статье 1 ССКМ, согласно которой «субсидия существует, когда:
(а)(1) оказывается финансовое содействие правительством или любым государственным органом в пределах территории члена ВТО, т.е. когда:
Понятие “субсидия” в ВТО
Субсидирование является одним из важнейших инструментов торговой политики. Посредством субсидий правительства поддерживают своих производителей, делая их более конкурентоспособными, что в результате оказывает влияние на международную торговлю.
Такое влияние может привести к тому, что субсидируемые товары становятся более конкурентоспособными на своем внутреннем рынке по сравнению с иностранными товарами и в таком случае субсидия фактически является барьером в доступе на рынок субсидирующего государства. Предоставление субсидии иностранным государством может привести к тому, что отечественные товары не смогут конкурировать с иностранными товарами на своем внутреннем рынке, так как благодаря субсидии иностранные компании могут поставлять свой товар по заниженным ценам. Благодаря полученным субсидиям иностранные компании могут также вытеснить российский товар с международных рынков.
В первую очередь считаем необходимым отметить, что ВТО не запрещает использование субсидий в целом. Более того, в рамках ВТО субсидии рассматриваются как важный инструмент экономического развития, особенно для стран с развивающейся экономикой или с экономикой переходного периода. В ВТО запрещены только экспортные и импортозамещающие субсидии, как, например, экспортные кредиты, соответствующие условиям Договоренности об официальных экспортных кредитах ОЭСР, не будут рассматриваться как запрещенные экспортные субсидии.
В рамках ВТО правила в отношении использования субсидий установлены в Соглашении по субсидиям и компенсационным мерам (ССКМ), где даны четкие положения в области применения субсидий и компенсационных мер, в частности: определение субсидий, классификация их в зависимости от воздействия на условия торговли и правомерности применения; правила проведения компенсационных расследований и применения компенсационных мер, и оспаривание правомерности применения субсидий в рамках системы разрешения споров ВТО в тех случаях, если применение субсидий оказывает негативное воздействие на торговлю.
Положения ССКМ являются обязательными для применения всеми членами ВТО.
В основном положения ССКМ распространяются на промышленные товары, так как субсидирование сельскохозяйственных товаров регулируются в ВТО отдельным соглашением.
Понятие «субсидия» в ВТО достаточно широкое и включает в себя практически все виды прямой и косвенной финансовой поддержки экономических операторов.
Ряд признаков, определяющих субсидию, сформулирован в статье 1 ССКМ, согласно которой «субсидия существует, когда:
(а)(1) оказывается финансовое содействие правительством или любым государственным органом в пределах территории члена ВТО, т.е. когда:
i – правительство практикует прямой перевод денежных средств (например, в виде дотаций, займов или покупки акций) или принимает на себя обязательства по переводу таких средств (например, гарантий по займам);
i i – правительство отказывается от причитающихся ему доходов или от их взимания (например, налоговые льготы, такие, как налоговые кредиты);
i i i – правительство предоставляет товары или услуги помимо общей инфраструктуры, или закупает товары;
iv – правительство осуществляет платежи в механизмы финансирования или поручает, либо предписывает частному лицу выполнять одну или несколько функций, перечисленных в подпунктах i-iii, которые обычно возлагаются на правительство, причем на условиях, которые фактически не отличаются от обычной практики правительств;
(а)(2) существует любая форма поддержки доходов и цен в смысле статьи XVI ГАТТ 1994;
(б) таким образом предоставлялось преимущество».
ССКМ особо выделяет специфические субсидии, в отношении которых могут быть применены компенсационные меры. Главный признак специфичности субсидии – ограниченность доступа предприятий к получению субсидии, когда не все предприятия могут ее получить, а в результате создаются искусственные конкурентные преимущества для отдельных лиц.
Субсидия не является специфической, если установлены объективные критерии для ее получения, которые применяются автоматически. Например, применение налоговых льгот к малым предприятиям, численность персонала которых не превышает 15 человек, без ограничения секторов экономики, в которых могут применяться эти льготы, не будет являться специфической субсидией. Однако, когда применение таких правил не позволяет четко определить, является ли субсидия специфической, статья 2 ССКМ допускает принятие во внимание дополнительных факторов, например, фактическое получение субсидии ограниченным числом предприятий или диспропорции при выделении субсидий с учетом реальной фирменной структуры экономики.
Специфическими являются и субсидии, предоставление которых ограничено определенным географическим регионом за исключением различий, связанных с применением обычной системы налогообложения, которая может различаться в субъектах федеративного государства. Однако если уровень региональных налогов в каком-либо субъекте федерации ниже, чем в других областях, то такая субсидия не будет специфической.
В ССКМ была введена классификация видов субсидий в зависимости от степени их влияния на торговлю. Изначально было заложено деление субсидий на следующие виды:
– «красные» субсидии – запрещенные в рамках ВТО субсидии, смысл которых заключается в увязке по закону или фактически в качестве единственного или нескольких условий с результатами экспорта или с использованием отечественных товаров вместо импортных;
– «желтые» субсидии – субсидии применение которых может привести к применению определенных мер противодействия со стороны других членов при соблюдении условий, предусмотренных в ССКМ;
– «зеленые» субсидии – разрешенные субсидии, в отношении которых не применяются как компенсационные меры, так и другие меры противодействия, предусмотренные ССКМ. В соответствии со статьей 31 ССКМ зеленые субсидии применялись в течение 5 лет с момента подписания этого соглашения. После этого стороны должны были продолжить переговоры по порядку предоставления этих субсидий. До настоящего времени переговоры еще не завершены.
Компенсационные меры
Компенсационные меры могут быть введены против товара, производителям и экспортерам которого иностранное государство предоставляет специфические субсидии, и поставки такого субсидируемого товара наносят ущерб местным производителям, т.е. основной целью введения компенсационных мер является борьба с несправедливой конкуренцией.
Компенсационные меры вводятся в виде пошлин на срок до 5 лет для устранения этого преимущества. Мера может быть продлена в результате ее пересмотра. Однако, в отличие от антидемпинговых мер, действие компенсационной меры должно быть прекращено в случае прекращения субсидирования.
Для введения компенсационной меры необходимо провести расследование, в ходе которого органу расследования необходимо доказать наличие трех факторов:
– наличие специфических субсидий, предоставляемых иностранным производителям;
– наличие материального ущерба, нанесенного отечественной промышленности, либо угрозы нанесения материального ущерба или существенного замедления развития отрасли;
– наличие причинно-следственной связи между субсидируемым импортом и ущербом, который наносится отечественной промышленности.
Компенсационные меры могут быть введены в отношении импортного товара, который является аналогичным по отношению к товару, производимому отечественной отраслью, которой наносится ущерб субсидируемым импортом.
Формой применения компенсационных мер могут быть как компенсационные пошлины, так и обязательства:
– устранить или ограничить субсидирование, или принять другие меры для нивелирования негативного воздействия от субсидий, которые принимают на себя государственные органы экспортирующей страны, или
– пересмотреть экспортные цены, чтобы устранить негативное воздействие от субсидий, которые принимают на себя экспортеры.
Процедура компенсационного расследования
Расследование обычно проводится по заявлению отрасли отечественной экономики. Заявление считается поданным отечественной промышленностью или от ее имени, если его поддерживают те отечественные производители, на долю которых приходится более 50% общего производства аналогичного товара, произведенного той частью отечественной промышленности, которая высказалась в поддержку или против заявления. Однако расследование не начинается, если на долю отечественных производителей, ясно высказавшихся в поддержку заявления, приходится менее 25% общего производства аналогичного товара, произведенного отечественной промышленностью.
В рамках расследования орган, проводящий это расследование, обязан проводить консультации с представителями государства, которое представляет субсидию иностранным производителям. Такие консультации проводятся до начала расследования, а также на протяжении всего периода расследования.
Стандартный срок проведения компенсационного расследования составляет 12 месяцев, однако этот срок может быть продлен максимум до 18 месяцев.
Основные этапы компенсационного расследования:
– отечественные производители, на которых оказывает негативное влияние субсидируемый импорт, готовят заявление с просьбой о начале расследования, включая в него доказательства наличия условий для введения компенсационной меры, и подают его на рассмотрение уполномоченного органа;
– уполномоченный орган рассматривает заявление и принимает решение о начале расследования;
– до начала расследования уполномоченный орган проводит консультации с представителями органов власти членов ВТО, в отношении импорта из которых предполагается проведение расследования;
– после начала расследования уполномоченный орган собирает информацию по основным элементам расследования у заинтересованных лиц – отечественных и иностранных производителей товаров, экспортеров, импортеров и потребителей, а также государственных органов экспортирующих стран, ответственных за предоставление субсидий. Ключевым моментом сбора информации является направление вопросников (документ с вопросами по производству, продажам, прибыльности, ценам, размерам и формам субсидирования и т.д.);
– не менее, чем через 60 дней с даты начала расследования уполномоченный орган расследования может ввести предварительные меры;
– после принятия предварительного решения и введения предварительной компенсационной меры орган расследования представляет возможность заинтересованным сторонам ознакомиться с предварительными выводами и предоставить свои комментарии;
– после сбора всей информации и получения доказательств, достаточных для принятия решения о введении окончательной меры, орган расследования предоставляет всем заинтересованным сторонам возможность ознакомиться с окончательными результатами расследования;
– после предварительного решения и до принятия окончательного – сторонам может быть предоставлена возможность согласовать обязательства, позволяющие избежать введения компенсационных пошлин.
Советы экспортерам:
– определить целесообразность участия в расследовании, исходя из объемов поставок Вашей компании в эту страну и заинтересованности в сохранении рынка;
– после получения информации о начале расследования необходимо зарегистрироваться в качестве заинтересованного лица и получить неконфиденциальную версию заявления, на основании которого было начато расследование, а также выяснить даты предоставления информации, направления запроса на участие в публичных слушаниях и т.п. в целях реализации своих прав в рамках расследования;
– заполнить и направить вопросник на рассмотрение уполномоченного органа;
– в случае проведения проверочных визитов, предоставить всю информацию лицам, осуществляющим проверку;
– по возможности связаться с потребителями товара и привлечь их к участию в расследовании на своей стороне;
– запросить и принять участие в публичных слушаниях, направив все свои комментарии в письменном виде после слушаний;
– в случае принятия решения уполномоченным органом о наличии субсидируемого импорта и наносимого им материального ущерба предоставить свои комментарии по данному решению, в том числе в отношении рассчитанного размера субсидии и ее специфичности с целью минимизации возможных потерь;
– в случае необходимости, попытаться согласовать ценовое обязательство.
В любом случае рекомендуем обратиться в Департамент развития и регулирования внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития России за поддержкой и консультациями.
СОГЛАШЕНИЕ ПО СУБСИДИЯМ И КОМПЕНСАЦИОННЫМ ПОШЛИНАМ
Другое соглашение ГАТТ, связанное с инвестиционным регулированием, — Соглашение о субсидиях и компенсационных пошлинах.
Субсидирование национальных производителей, продающих товары как на внутреннем, так и на мировом рынках, искусственно завышает уровень их конкурентоспособности по сравнению с зарубежными поставщиками. Одним из дискриминационных эффектов субсидирования является дотация национальным производителям товаров, предназначенных для сбыта внутри страны. Предоставление льгот инвесторам имеет непосредственное отношение к средствам инвестиционной политики. Как правило, компания согласна следовать производственным требованиям принимающей страны в обмен на инвестиционные льготы. Последние служат формой субсидирования и предоставляются во многих странах, в основном на региональном и местном уровнях. Фактически эти льготы входят как в сферу Соглашения по субсидиям и компенсационным пошлинам ГАТТ, так и в сферу ТРИМС. Правда, последнее не содержит специальных положений об инвестиционных льготах, но включает список запрещенных мер.
Таким образом, рассматриваемое Соглашение учитывает нормы, относящиеся к инвестиционным льготам. Под субсидией понимается финансовое вложение со стороны правительства или любого государственного органа на территории страны-участницы, которое предоставляет компании-получателю экономические преимущества. Финансовые вложения могут иметь следующие формы:
- • прямой перевод средств, в том числе грантов, займов;
- • вложения в собственность;
- • гарантирование займов;
- • будущие или несобранные правительственные доходы (налоговый кредит);
- • поставка товаров и услуг для объектов инфраструктуры на условиях концессии;
- • поддержка доходов или уровня цен.
Соглашение разграничивает субсидии, имеющие общий характер, и субсидии, предоставляемые отдельной компании или отрасли. При этом в отношении общих субсидий компенсационные меры не применяются.
Одним из преимуществ Соглашения является классификация субсидий по трем группам (так называемым пакетам — красному, желтому и зеленому). Соглашение запрещает субсидии экспортерам и продавцам товаров на внутреннем рынке страны-производителя. Эти субсидии (экспортные и импортозамещающие) составляют красный пакет запрещенных субсидий, в отношении которых применяется ускоренная и упрощенная процедура компенсационных пошлин в качестве ответной меры. Субсидии второй группы (желтый пакет) подлежат судебному рассмотрению. За установлением факта явного ущерба следует требование отозвать субсидию или компенсировать причиненный ущерб. Материальный ущерб является доказанным или действующим, если доля субсидирования в стоимости товара превышает 5%. Эти пакеты дотаций предусматривают применение мер противодействия, т.е. речь идет о субсидиях, которые предоставляются отдельным компаниям или отраслям и носят индивидуальный характер.
Зеленый пакет составляют разрешаемые субсидии, включающие дотации на проведение НИОКР, развитие регионов, адаптацию предприятия к экологическим стандартам и др. Субсидирование НИОКР разрешается при условии, что помощь покрывает не более 75% издержек данного исследования или не более 50% специальных издержек на экономическое развитие. Помощь может быть предоставлена только на определенные виды расходов, связанные с исследованиями и не имеющие отношения к коммерческой деятельности. Субсидии на региональные цели предоставляются на развитие депрессивных регионов с учетом соответствия макроэкономическим критериям — низкому региональному доходу на душу населения и высокому уровню региональной безработицы.
Реализация Соглашения сказывается на динамике инвестиций следующим образом:
- • отсутствие субсидий может привести к более эффективному размещению ресурсов и соответственно росту объема инвестиций в принимающую страну;
- • инвестиции могут увеличиться в результате запрета экспортных субсидий. Сокращение экспорта ухудшит состояние текущих счетов, а потоки капиталов профинансируют дефицит текущих счетов;
- • инвестиции могут сократиться в результате роста неуверенности зарубежных инвесторов из-за возможных изменений в инвестиционных мерах, не подпадающих под Соглашение;
- • изменение практики субсидирования (отказ от специальных субсидий и переход к общим) может привести к фискальному дисбалансу, а значит, сокращению объема инвестиций.
Кодекс о субсидиях и компенсационных пошлинах был принят
на Токийском раунде ГАТТ (1973—1978 гг.), но в силу ограниченного числа участников вновь рассматривался на Уругвайском раунде. Сейчас действует Соглашение, подписанное на Уругвайском раунде и вступившее в силу в 1995 г. В отличие от Токийского кодекса действующее Соглашение носит многосторонний характер. Исключениями могут пользоваться развивающиеся страны, где среднедушевые доходы составляют менее 1000 долл., — им разрешается субсидирование национального экспорта. Прочие развивающиеся страны получили переходный период на 8 лет, а наименее развитые страны — на 10 лет. За это время они обязаны, по крайней мере, сохранить размер субсидирования и прогрессивно отменить его. Также развивающиеся государства освобождены от обязательства не субсидировать товары, предназначенные для реализации на внутренних рынках. Это разрешение действует 5 лет для развивающихся стран и 8 лет — для наименее развитых. В отличие от Соглашения по правительственным закупкам / заказам Соглашение о субсидиях и компенсационных пошлинах носит обязательный характер для всех стран ВТО и входит в число соглашений ГАТТ.
33. Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам
Еще одна крупная проблема в международной экономической системе – это субсидирование государствами отечественных производителей и экспортеров. О какой “честной конкуренции” в международной торговле может идти речь, если одно государство выделяет из бюджета огромные суммы, чтобы помочь производству определенного национального товара, а другое государство не может себе этого позволить? В одном долларе продукции американского фермера, по некоторым подсчетам, “сидит” 40 центов государственных субсидий. И такая продукция должна считаться “равноправной” с аналогичной продукцией многих развивающихся государств, которые вовсе не выделяют субсидий своим производителям?
Чтобы уравновесить шансы субсидируемых и несубсидируемых товаров, государства-импортеры вводили и вводят специальные пошлины, которые, по замыслу, должны компенсировать преимущество, полученное с помощью субсидии. В то же время обратной стороной этого права стало злоупотребление им: многие государства “включали” применение компенсационных пошлин по собственным правилам – самостоятельно и произвольно, иногда только для того, чтобы не пустить нежелательный товар на свой рынок. Проблема субсидий и компенсационных пошлин была интернационализирована. Оказалось, что проблему можно решить только на многостороннем уровне, договорившись об общих правилах.
Проблематике субсидирования и компенсационных пошлин посвящена та же ст. VI ГАТТ (“Антидемпинговые и компенсационные пошлины”) и Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам, получившее название “Кодекса по субсидиям”. Оно состоит из 11 частей, или 32 статей, и семи приложений.
Под субсидией понимаются: финансирование в виде дотаций, предоставления кредитов, покупки акций; налоговые льготы, правительственные закупки; предоставление производителю/ экспортеру государством товаров или услуг; любые другие формы поддержки доходов и цен. Соглашением создан Комитет по субсидиям и компенсационным мерам. Комитет, в свою очередь, учредил Постоянную группу экспертов (ПГЭ), которая дает консультативные заключения о характере субсидий.
Компенсационные меры согласно Соглашению могут применяться только в отношении субсидий, признанных специфическими (п. 1.2 ст. 1, ст. 2). Таковыми они признаются, если субсидия предоставляется только отдельным предприятиям, группам предприятий или отраслям промышленности, а также субсидии, направленные на увеличение экспорта либо на замену иностранных товаров отечественными. Иллюстративный перечень экспортных субсидий приводится в Приложении I к Соглашению. Специфические субсидии – это запрещенные субсидии.
В этом случае государство-импортер субсидируемого товара обращается с просьбой о проведении консультаций к государству происхождения товара, а если решения во время консультаций не найдено, то передает дело в Орган по разрешению споров (ОРС), где создается третейская группа. Третейская группа может попросить содействия Постоянной группы экспертов (ПГЭ), действующей под эгидой Комитета по субсидиям и компенсационным пошлинам. Заключение ПГЭ о характере субсидии принимается третейской группой без изменения.
Если будет установлено, что субсидия является запрещенной, третейская группа рекомендует государству отказаться от предоставления субсидии без задержки. Иначе затронутое субсидией государство-импортер вправе, с разрешения ОРС, ввести контрмеры в виде компенсационной пошлины при соблюдении определенных процедур и на недискриминационной основе.
Вторая группа субсидий называется: субсидии, дающие основание для принятия мер. К ним относятся субсидии, которые “вызывают неблагоприятные последствия для интересов другого члена” ВТО, в том числе: наносят ущерб отечественной промышленности другого члена ВТО; сокращают выгоды от уступок, полученных в ходе раундов многосторонних торговых переговоров; серьезно ущемляют интересы другого члена ВТО.
“Серьезным ущемлением интересов” считается субсидирование, превышающее 5% от стоимости товара; субсидирование, идущее на покрытие эксплуатационных убытков отрасли промышленности либо предприятия; субсидии, направленные на погашение долга, или списание долга; субсидии, имеющие результатом вытеснение импорта и др.
В этих случаях государство-импортер субсидируемого товара может обратиться к субсидирующему государству с просьбой о консультациях, а если они не найдут решения, любой из участников спора вправе передать дело в ОРС для создания третейской группы. Третейская группа рассматривает дело относительно такой субсидии, представляет свой доклад сторонам спора и всем членам ВТО. Если субсидия будет признана как субсидия, несущая неблагоприятные последствия, то государство-экспортер должно устранить неблагоприятные последствия (т.е. компенсировать ущерб) либо отменить субсидию, иначе государство-импортер получит право на принятие соразмерных ответных мер.
Третья категория субсидий, предусмотренных в Соглашении, – это субсидии, не дающие основания для принятия мер. Это субсидии разрешенные. Они общедоступны; установлены объективные критерии их получения. В их число входят: субсидии в исследовательскую деятельность фирм, научных организаций, вузов; субсидии неблагополучным регионам в рамках регионального развития; субсидии, направленные на адаптацию предприятий к требованиям охраны окружающей среды. Программы разрешенного субсидирования доводятся до сведения Комитета по субсидиям и компенсационным мерам.
Компенсационные пошлины (как и антидемпинговые) могут быть введены только после специального расследования, проведенного по установленным процессуальным правилам (ст. 11). Размер пошлины не должен превышать размер субсидии, исчисленной на единицу товара. Действует пошлина в течение времени, необходимого для нейтрализации субсидирования, причиняющего вред, но не более пяти лет (ст. 21).
В Соглашении содержатся статьи, посвященные определению ущерба (ст. 15), отечественной промышленности (ст. 16), временным мерам (ст. 17), введению компенсационных пошлин (ст. 19), специальному режиму для развивающихся и наименее развитых стран (ст. 27), разрешению споров (ст. 30) и др.
Действие данного Соглашения пересекается с Соглашением по торговле гражданской авиатехникой. В примечаниях к “кодексу по субсидиям” предусмотрено, например, что 5%-ный порог для определения серьезного ущерба не применяется к гражданской авиатехнике.
Развивающимся странам, в частности, было разрешено осуществлять отмену экспортных субсидий с некоторой отсрочкой. При этом в отношении развивающихся стран, достигших конкурентоспособности по экспорту соответствующего товара, сроки для отмены субсидирования были сокращены. Это подтверждает, что статус развивающейся страны рассматривается как преходящий. Определенная льгота по срокам сокращения программ субсидирования была предоставлена и странам с переходной экономикой (ст. 29).
Устанавливая запрет на прямое субсидирование производства товаров на экспорт, правила ВТО разрешают осуществлять финансовую поддержку экспорта уже произведенных товаров в рамках системы государственного экспортного кредитования, соответствующей положениям Договоренности ОЭСР об экспортных кредитах (ДОЭК). В соответствии с ДОЭК в понятие государственной поддержки экспортного кредитования входит страхование и гарантирование экспортных кредитов, прямое финансирование экспортных кредитов, субсидирование процентных ставок по кредитам со стороны специализированных государственных или действующих от имени государства организаций. Необходимо отметить, что правила ДОЭК ограничивают применение мер государственной поддержки экспорта определенными критериями (например, установлением “минимально разрешенной ставки” при компенсации или установлением процентных ставок по экспортным кредитам).
В России распоряжением Правительства РФ от 14 октября 2003 г. № 1493-р принята Концепция развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции. Она предусматривает следующие виды поддержки: гарантирование экспортных операций, возмещение части процентных ставок по экспортным кредитам, долгосрочное и среднесрочное экспортное кредитование, страхование экспортных кредитов. Необходимо данный инструментарий поддержки экспорта привести в соответствие с нормами ДОЭК.
Извлечение из Соглашения ВТО по субсидиям и компенсационным мерам
Начало процедуры и последующее расследование 11.1. За исключением предусмотренного в пункте 6, расследование с целью определения существования, уровня и влияния любой предполагаемой субсидии начинается по письменному заявлению отечественной промышленности либо от ее имени.
11.6. Если при особых обстоятельствах соответствующие компетентные органы принимают решение о начале расследования без получения письменного заявления от отечественной промышленности или от ее имени с просьбой о начале такого расследования, они приступают к нему только при наличии достаточных доказательств существования субсидии, ущерба, а также причинно-следственной связи между ними.
Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам
Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам устанавливает правила использования субсидий и компенсационных пошлин.
Статья 1 Соглашения определяет субсидию как финансовое содействие со стороны правительства предприятию или отрасли производства, содержащее в себе льготу и дающее известное конкурентное преимущество этому предприятию или отрасли.
Необходимо подчеркнуть, что Соглашение не запрещает субсидирование, а оно только ограничивает либо запрещает использование таких субсидий, которые оказывают неблагоприятное воздействие на торговлю, давая конкурентное преимущество экспортеру или производителю.
Таким образом, понятие субсидий определяется в Соглашении ВТО по субсидиям и компенсационным мерам шире, чем только правительственные финансовые выплаты, осуществляемые посредством прямых переводов средств, «прощения» долгов, положений, касающихся поставок товаров в натуральном виде, либо других форм поддержки доходов или ценовой поддержки.
Субсидии подразделяются на три группы (как цвета светофора): красные– или запрещенные субсидии; желтые субсидии, «дающие повод для разбирательства», т.е. субсидии, в отношении которых могут быть предприняты при определенных условиях ответные меры; зеленые субсидии – разрешенные субсидии.
Зелеными или разрешенными субсидиями являются, если:
– они не относятся к числу специфических, т.е. их доступность не ограничивается конкретными формами или
– они подпадают под одну из трех следующих категорий помощи:
а) помощь на НИОКР, до 75% от стоимости НИОКР после начала производства, либо до 50 % от стоимости НИОКР до начала производства;
б) помощь, оказываемая в общих рамках программ регионального развития;
в) помощь, призванная содействовать адаптации имеющегося оборудования к новым экологическим требованиям.
Красные субсидии (запрещенные), если:
– они обусловлены показателями экспортной деятельности, или
– они обусловлены предпочтительным использованием отечественных товаров перед импортными.
Желтые субсидии являются«дающими повод для разбирательства»,если они вызывают негативные последствия, а именно:
– ущерб национальной экономике или экономике другого члена ВТО;
– «исчезновение» или ущемление выгод, прямо или косвенно затрагивающих интересы других государств-членов.
Критерий материального ущерба подробно регламентируется в ст.6 Соглашения. Этой статьей вводится количественное определение материального ущерба. Материальный ущерб считается существующим, если общая величина субсидирования в стоимости товара превышает 5%. Статья 15 Соглашения устанавливает подробную процедуру определения ущерба и подчеркивает, что это определение должно основываться на объективных критериях и фактах и исходить из существования причинной взаимосвязи между ущербом и субсидией.
Материальный ущерб может быть установлен, если субсидия имеет своим результатом:
1) вытеснение или препятствие импорту товаров на рынок страны, использующей субсидию, или
2) вытеснение или препятствие экспорту подобных товаров из одного государства-члена на рынок третьей страны, или
3) значительное занижение цен, ценовую депрессию, подавление цен или нереализованные продажи подобных товаров в другие государства-члены, или
4) увеличение, в масштабе мирового рынка, доли какого-то отдельного субсидируемого первичного продукта или товара по сравнению со средней долей в предыдущие три года. Это не касается товаров, в отношении которого применяются другие международные договоренности.
Соглашение предусматривает процедуры разрешения споров по «запрещенным» и «дающим повод для разбирательства» субсидиям с целью прекращения практики таких субсидий либо, если субсидирующее государство не желает отменить субсидии, то дается разрешение на принятие адекватных контрмер членами организации, которые инициировали разрешение спора.
Дата добавления: 2014-11-10 ; просмотров: 366 . Нарушение авторских прав
Источники:
http://www.vavt.ru/wto/wto/SubsidiesCountervailingMeasuresAgreement
http://www.ved.gov.ru/mdb/restrictive_measures/subsidies/
http://m.studref.com/656986/investirovanie/soglashenie_subsidiyam_kompensatsionnym_poshlinam
http://m.studme.org/83237/pravo/soglashenie_subsidiyam_kompensatsionnym_meram
http://studopedia.info/1-66069.html