136 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Отличие субсидии от гранта

Содержание

Два важных нюанса по учету грантов в форме субсидий

Помимо грантов, предоставляемых различными организациями и физическими лицами, бюджетные и автономные учреждения имеют возможность получать также гранты в форме бюджетных субсидий. Такие субсидии могут предоставляться не только органом-учредителем, но и иными государственными/ муниципальными органами по результатам проводимых ими конкурсов (письмо Минфина России от 20 сентября 2019 г. № 02-05-10/72629).

Поправками, внесенными этим летом в Порядок применения классификации операций сектора государственного управления (далее –Порядок № 209), уточнено, что помимо субсидий на иные цели по подстатьям 152 и 162 КОСГУ отражаются также гранты в форме субсидий, иные безвозмездные денежные поступления между бюджетными/ автономными учреждениями текущего и капитального характера соответственно.

Но если в части КОСГУ есть прямая норма для учета грантов в форме субсидий, то в отношении КФО и АнКВД не все так однозначно.

Рассмотрим, какие моменты следует учитывать при выборе нужного кода:

По КФО 4, 5, 6 учитываются расчеты по субсидиям, полученным на основании соглашений с органом-учредителем, то есть субсидиям, предоставленным в соответствии с п. 1 ст. 78.1 и ст. 78.2 Бюджетного кодекса.

Но грант в форме субсидии не является субсидией, так как предоставляется по итогам конкурса. Субсидия в данном случае – лишь способ предоставления средств из бюджета. Если конкурс выиграло учреждение, подведомственное грантодателю, он может принять решение о доведении гранта как субсидии на иные цели и тогда поступление будет учитываться по КФО 5. В иных случаях грант в форме субсидии может быть отражен только по КФО 2 вне зависимости от того, является ли грантодатель для учреждения органом-учредителем или нет. Гранты в форме субсидий могут поступать учреждению также на лицевой счет 41 «Лицевой счет для учета операций неучастника бюджетного процесса», в этом случае они также учитываются по КФО 2.

В Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения (далее – Порядок № 132н) доходы от поступления грантов в форме субсидий прямо не поименованы. С одной стороны, гранты подлежат отражению по АнКВД 150 . С другой стороны, грант выделен в форме субсидии, а целевые субсидии подлежат учету по АнКВД 180.

Ситуацию могли бы прояснить Контрольные соотношения к показателям бухгалтерской отчетности государственных / муниципальных бюджетных и автономных учреждений, публикуемые официальном сайте Федерального казначейства. Но в последней их редакции форматный контроль к годовой Справке по заключению счетов (форма 0503710) еще не приведен в соответствие с положениями Порядка № 132н и Порядка № 209н и остается ориентированным на отчетность за 2018 год, которая, напомним, составлялась в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, прекратившими действие с 2019 года.

А вот финансовое ведомство высказало свою позицию по учету грантов в форме субсидии: такие поступления отражаются по АнКВД 180. Однако данное письмо Минфина России носит частный, а не системный характер. Тем не менее, до появления новых официальных разъяснений рекомендуем при учете грантов в форме субсидий придерживаться указанной позиции Минфина России.

Отличие гранта от субсидии

Отличие гранта от субсидии

Все статьи Механизм предоставления грантов автономным учреждениям (Зайцева Г.Г.)

Понятие «грант» было введено в бюджетное законодательство еще в 2013 г., и с тех пор гранты стали отдельным видом субсидии, на которую могут претендовать в том числе автономные учреждения. Сегодня, когда многие из них столкнулись с сокращением финансирования своей основной деятельности, руководители АУ все чаще воспринимают грантовые средства как дополнительный источник дохода для учреждения. Что учесть при работе с данными средствами?

Как известно, новое понятие внесено в БК РФ Федеральным законом от 02.07.2013 N 181-ФЗ , который сделал возможным получение грантов от «неродного» органа-учредителя (до этого они предоставлялись бюджетным и автономным учреждениям только исходя из принципа подведомственности и в рамках бюджета соответствующего уровня). Данная новация стала основным отличием между существовавшим ранее и действующим сегодня механизмами присуждения грантов, и чтобы при применении новой нормы на практике не возникали разногласия, в конце 2013 г. формулировки были уточнены. Теперь в п. 4 ст. 78.1 БК РФ прямо указано, что этот вид субсидии может предоставляться в том числе тем БУ и АУ, в отношении которых органы власти — организаторы конкурса не осуществляют функции и полномочия учредителя .
———————————
«О внесении изменений в статьи 78 и 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части предоставления грантов».
Поправка внесена Федеральным законом от 28.12.2013 N 418-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Появление в бюджетном законодательстве еще одного вида субсидии, выделяемой бюджетным и автономным учреждениям, открыло для них новые возможности. Например, учреждения регионального и муниципального уровня могут участвовать в конкурсах на получение денежных средств, организуемых федеральными органами власти (при наличии этого условия в соответствующих правилах предоставления грантов). В частности, на федеральные гранты в рамках проведения того или иного конкурса могут претендовать театры, находящиеся в ведении субъектов РФ и муниципальных образований , а также дошкольные, общеобразовательные учреждения, учреждения дополнительного образования . В свою очередь, в конкурсах, проводимых на муниципальном уровне, вправе принять участие не только те учреждения, которые подведомственны организатору, но и иные муниципальные учреждения .
———————————
См. Постановление Правительства РФ от 18.04.2014 N 354 «О государственной поддержке (грантах) театрам, находящимся в ведении субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также независимым театральным коллективам» (далее — Постановление N 354).
См. Правила предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета юридическим лицам в рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2016 — 2020 годы, утв. Приложением 7 к Постановлению Правительства РФ от 23.05.2015 N 497.
См., например, Постановления администрации г. Северодвинска от 01.07.2016 N 210-па «Об утверждении Порядка предоставления грантов в форме субсидий некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями, по результатам конкурса «Молодежь Северодвинска», от 27.09.2016 N 326-па «О проведении конкурса проектов «Молодежь Северодвинска — 2017».

Отличие гранта от субсидии на иные цели

Статья 78.1 БК РФ регулирует предоставление других видов субсидий, в том числе выдаваемых на цели, не связанные с выполнением государственного (муниципального) задания (абз. 2 п. 1). Как и грантовые деньги, средства «иной» субсидии имеют целевой характер. Чем же тогда они отличаются?
Как пояснил Минфин в Письме от 19.10.2015 N 02-01-10/59734 (далее — Письмо N 02-01-10/59734), указанные виды субсидий обладают разной правовой и экономической сущностью. Единственное основание для формирования в законе (решении) о бюджете расходов на предоставление юридическим лицам грантов в форме субсидий — это наличие решения Президента РФ, Правительства РФ, высшего должностного лица субъекта РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации. Решения об учреждении грантов юридическим лицам могут быть приняты исходя из приоритетов государственной (региональной, местной) политики в любой сфере общественных отношений, которая соотносится с полномочиями органов публичной власти.
В частности, на федеральном уровне примером такого решения стало Постановление N 354: в нем Правительство РФ одобрило предложение Минкультуры о ежегодном присуждении грантов театрам, работающим в субъектах РФ и муниципальных образованиях. Пример на региональном уровне — Постановление Правительства Калининградской области от 13.03.2015 N 110 , в котором указано, что гранты муниципальным общеобразовательным школам выдаются в рамках областной госпрограммы «Развитие образования».
———————————
«О предоставлении грантов в форме субсидий муниципальным общеобразовательным организациям на проведение мероприятий, направленных на обеспечение равного доступа населения к качественным услугам начального общего, основного общего, среднего общего образования по итогам проведения конкурсных отборов».

Из сказанного вытекает второе отличие гранта от субсидии на иные цели — выбор учреждения-победителя происходит по результатам конкурса. В остальных случаях конкурсная основа предоставления бюджетных средств не предусмотрена.
Существует и третье отличие. Субсидия на иные цели выдается учреждениям на финансовое обеспечение расходов непостоянного характера, включение которых в состав нормативных затрат на оказание услуг в рамках государственного (муниципального) задания может привести к искажению реальной стоимости этих услуг (см. Письма Минфина России от 30.04.2015 N 02-01-10/25454, от 12.08.2015 N 02-01-11/46373). В частности, целевые субсидии могут выделяться на капитальный ремонт, проведение разовых мероприятий, в том числе связанных с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций, приобретение дорогостоящего оборудования, музыкальных инструментов. То есть субсидии на иные цели все-таки направляются на текущие (пусть даже и неотложные) нужды учреждения, в то время как гранты предоставляются на реализацию проектов, находящихся в русле приоритетов развития той или иной отрасли.

Отличие гранта от госконтракта

На практике встречаются случаи, когда органы власти утверждают нормативные акты, на основе которых потом присуждают учреждениям гранты, например, на возмещение части затрат на отдых и (или) оздоровление детей, на освещение деятельности законодательных и исполнительных органов в периодических печатных изданиях. В этих ситуациях тоже сохраняется конкурсная основа предоставления бюджетных средств, однако, на наш взгляд, здесь действуют механизмы, регулируемые Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ .
———————————
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Как указал Минфин в Письме N 02-01-10/59734, гранты могут иметь и поощрительный, и компенсационный характер. Однако исходя из рассмотренных выше отличий данного вида субсидий возмещение затрат не является основной целью предоставления грантов. Более того, грантовые средства выделяются не в качестве платы по возмездному договору о выполнении работ (оказании услуг), а в качестве целевого финансирования проектов, которые соответствуют приоритетным направлениям развития отрасли и инициаторами и разработчиками которых становятся учреждения-претенденты.
В свою очередь, исполнение государственного (муниципального) контракта как раз и предполагает возмездный характер оказания услуг (выполнения работ). Размещая заказ, орган власти требует от подрядчика точного исполнения условий договора, а не ожидает разнообразия творческих проектов.
Поэтому описанным выше ситуациям больше соответствуют другие виды финансирования — размещение заказа на выполнение работ или оказание услуг (в случае, когда претендентами выступают не только бюджетные и автономные учреждения, но и иные юридические лица) либо выдача государственного (муниципального) задания (если исполнители — подведомственные учреждения). Отметим, что во втором случае денежные средства предоставляются уже без конкурсной основы.

Читать еще:  Закон о жилищных субсидиях

Особенности предоставления грантов

С введением в бюджетное законодательство дополнительных норм общая последовательность действий при предоставлении грантов не изменилась: орган власти объявляет конкурс, по итогам которого определяется учреждение-победитель, с ним заключается соответствующее соглашение (договор), выделяются денежные средства, учредитель периодически осуществляет контроль за их расходованием, а по итогам реализации проекта учреждение представляет необходимую отчетность. Особенности работы с грантами в основном касаются случаев, когда организатором конкурса на их получение выступает орган, не являющийся учредителем учреждения-претендента.
Во-первых, участие автономного учреждения в подобных конкурсах на присуждение грантов возможно при условии предоставления им согласия органа-учредителя, оформленного на бланке данного органа (п. 4 Письма Минфина России от 30.08.2013 N 02-13-09/35843 (далее — Письмо N 02-13-09/35843)). Как разъяснило финансовое ведомство в другом своем Письме (от 16.10.2013 N 02-13-09/43182), законодательство возлагает на учредителя обязанность контролировать деятельность подведомственного учреждения, поэтому он вправе принимать решения о возможности участия (согласовывать участие) подведомственных БУ и АУ в конкурсах на получение грантов.
Во-вторых, условия проведения конкурса на предоставление гранта (в том числе требования к участникам, перечень документов для допуска к участию, необходимость дополнительного контроля со стороны органа-учредителя) устанавливает организатор конкурса. Причем если порядок проведения конкурса не содержит ограничений для участия в нем учреждений иных публично-правовых образований, а также требования об обозначенном контроле со стороны учредителя, для участия учреждения в конкурсе достаточно предоставить разрешение учредителя (п. 5 Письма N 02-13-09/35843). Это необходимо для того, чтобы в случае победы АУ орган-учредитель понимал, откуда у учреждения дополнительные средства в плане финансово-хозяйственной деятельности и на лицевом счете. Выделяемые средства поступают на общий лицевой счет АУ, предназначенный для субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания и средств от оказания платных услуг, и учитываются как грант (вид расходов 623).
Если же одно из условий конкурса — требование об осуществлении контроля органом-учредителем, учреждения иных публично-правовых образований могут участвовать в этом мероприятии при наличии разрешения органа-учредителя, согласованного соответствующим финансовым органом. Ведь в случае перечисления грантовых средств в бюджет того или иного уровня финансовый орган должен отразить данные поступления и увеличить ассигнования органу-учредителю, который, в свою очередь, предоставит АУ указанные средства в виде субсидии на иные цели (вид расходов 622). Отметим, что их также нужно отразить в плане финансово-хозяйственной деятельности.
В-третьих, федеральные учреждения могут участвовать далеко не во всех конкурсах на присуждение грантов, проводимых на региональном и муниципальном уровне. Для этих АУ решающим будет условие организатора о необходимости контроля за использованием учреждением-победителем грантовых средств со стороны его учредителя.

чПКФЙ ОБ УБКФ

Как сообщил Минфин в п. 5 Письма N 02-13-09/35843, положения п. 4 ст. 78.1 БК РФ не предусматривают передачу полномочий по предоставлению грантов из бюджета субъекта РФ федеральному бюджету, то есть межбюджетные трансферты не могут предоставляться из регионального бюджета федеральному. Иными словами, если обозначенное условие включено в правила проведения конкурсного отбора, участие «федералов» в региональном (муниципальном) конкурсе невозможно. Но если правила не содержат данного требования о контроле со стороны учредителя, федеральные АУ могут участвовать в таких конкурсах на общих основаниях.

Сроки предоставления грантовых средств

Обычно сроки перечисления средств гранта прописываются в соответствующем соглашении (договоре), заключаемом между организатором конкурса и учреждением-победителем, и каких-либо сложностей здесь не возникает. Однако иногда между сторонами имеются разногласия, которые в дальнейшем приходится разрешать в суде.
В частности, в такой ситуации оказалась детская городская больница, одержавшая победу в конкурсе на лучшее муниципальное учреждение здравоохранения, внедряющее инновационные медицинские программы. Победителю были вручены диплом и сертификат на сумму 1 млн руб., однако в текущем финансовом году городская администрация не перечислила сумму в полном объеме. В связи с этим учреждение обратилось в суд с требованием обязать орган местного самоуправление выплатить остальную часть гранта.
Суды двух инстанций не поддержали учреждение, аргументируя свою позицию тем, что обязательства муниципального образования перед больницей прекратились в связи с истечением текущего финансового года. Но вышестоящий суд отменил предыдущие решения (см. Постановление ФАС ЗСО от 12.12.2013 по делу N А46-935/2013). Арбитры пришли к выводу, что муниципальная поддержка планировалась не за счет бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (ст. 69.1 БК РФ) и субсидий на иные цели (абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ), а за счет субсидий, предоставленных органами местной администрации по результатам проводимых ими конкурсов (п. 4 ст. 78.1 БК РФ). Следовательно, у администрации возникли обязательства по выплате награды за победу в конкурсе, а не бюджетные обязательства по финансированию текущей деятельности учреждения, и окончание финансового периода не является основанием для невыплаты оставшейся части гранта.

Заключение

Уточнение в Бюджетном кодексе механизма предоставления грантов в форме субсидий расширило для автономных учреждений возможности по привлечению дополнительных источников финансирования. В настоящее время АУ могут принимать участие в конкурсах, организуемых не только органами-учредителями, но и иными органами власти (местного самоуправления) и даже иными публично-правовыми образованиями. Порядки присуждения федеральных, региональных и муниципальных грантов устанавливаются соответственно правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного органа власти субъекта РФ, местной администрации, то есть «правила игры» определяют именно организаторы конкретных конкурсов.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Отличие гранта от субсидии

БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ ДОСТУПНЫ ДЛЯ ВСЕХ ГРАЖДАН ПО УКАЗАННЫМ НОМЕРАМ ТЕЛЕФОНОВ ИЛИ В РЕЖИМЕ ЧАТА

Отличие гранта от субсидии

Механизм предоставления грантов свободным учреждениям (Зайцева Г

Отличие гранта от субсидии на иные цели

Понятие «грант» было введено в бюджетное законодательство еще в 2013 г., и с того времени гранты стали отдельным видом субсидии, на которую смогут претендовать и свободные учреждения. на данный момент, в то время, в то время, когда многие из них столкнулись с понижением финансирования собственной основной деятельности, главы АУ все чаще принимают грантовые средства как дополнительный источник дохода для учреждения. Что учесть при работе с данными средствами?

Сроки предоставления грантовых средств

субсидии и Гранты для предпринимателей в 2017 году

Денежные средства смогут быть израсходованы на приобретение оборудования, которое будет употребляться на производстве. Также приветствуется приобретение сырья или материалов. Допустимо включить долгосрочную аренду недвижимости. Компенсацию заработной платы людей, каковые трудятся в данной компании, национальные гранты не оплачивают, а зарубежные инвестиционные фонды вычисляют эти траты допустимыми.

Сроки подачи заявок на гранты варьируются, потому, что все зависит от фонда и номинации. Как правило, сроки указываются вместе с перечнем нужных условий получения гранта. Видятся случаи, в то время, в то время, когда они смогут быть продлены.

Существует простой пример бизнес-плана, что подойдёт для гранта.

Войти на сайт

В Пермском крае к приоритетным получателям субсидий отнесены студенты и безработные граждане. Вернее те, кто стал личным предпринимателем, будучи на учете в Центре занятости.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

, если для получения гранта достаточно иметь 25-30% собственных средств. К тому же и не обязательно денежных. То для субсидии важна конкретно 100% трата ДЕНЕГ.

Чтобы получить субсидию, вы должны вначале ИСТРАТИТЬ ту сумму, которую хотите забрать. Позднее подать заявку на возврат суммы, и только позднее, , если повезет, забрать деньги обратно.

Грант из бюджета субсидия

Итак, средства, полученные вами из бюджета на развитие бизнеса, для целей налогообложения являются субсидией. В собственных письмах Минфин России неоднократно разъяснял, что субсидии коммерческим структурам к целевому финансированию не относятся (не удовлетворяют требованиям подп. 14 п. 1 и п. 2 ст. 251 НК РФ), исходя из этого на основании ст. 346.15 НК РФ они должны включаться в состав налогооблагаемых доходов (письма от 31.03.2014 № 03-11-06/2/14001, от 14.03.2014 № 03-11-06/2/11266, от 31.01.2014 № 03-11-11/3785, от 24.05.2013 № 03-11-06/2/18694).

Сумму гранта вы должны включить в состав внереализационных доходов. А вот порядок чтобы включения будет зависеть от того, предоставлен грант в рамках закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (позже — Закон № 209-ФЗ) или нет. Поясним подробнее.

БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ ДОСТУПНЫ ДЛЯ ВСЕХ ГРАЖДАН ПО УКАЗАННЫМ НОМЕРАМ ТЕЛЕФОНОВ ИЛИ В РЕЖИМЕ ЧАТА

— грант взят на безвозмездной и безвозвратной базах от русских физических лиц, некоммерческих организаций, либо от зарубежных и международных организаций и объединений по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством РФ;

Грант и субсидия

Имеется еще гранты для студентов, направленные НА ОБУЧЕНИЕ за границей или научные Изучения.

Путаница происходит по обстоятельству того, что СУБСИДИИ малому БИЗНЕСУ по неизвестным мне событиям так же именуют грантами.

В Пермском крае к приоритетным получателям субсидий отнесены студенты и безработные граждане. Вернее те, кто стал личным предпринимателем, будучи на учете в Центре занятости.

Гранты от страны малому бизнесу на открытие и развитие в 2018 году

Процедура рассмотрения заявок претендентов может занять продолжительное время. В соответствии с условиям программ различных регионов РФ, список требований к претендентам допустимо дополнен, опираясь на ФЗ № 209.

  • бизнес-план проекта;
  • учредительные документы (ксерокопии);
  • документ, удостоверяющий личность (паспорт);
  • лист записи ЕГРИП;
  • заявка на участие, где потребуется подробно изложить цель, задачу бизнес-проекта, оценить возможные риски, просчитать суммы, составить резюме;
  • сопроводительное письмо с подробным указанием, по какой причине конкретно ваша идея заслуживает внимания и финансирования.

Кроме этого, субсидии и гранты выдают разные инстанции. А вот в то время, в то время, когда речь идет о понятии гранты предпринимателям в форме субсидии – это возможно значит, что помощь осуществляется, например, в виде кредита, часть долга по которому покрывает государство.

Хозяйство забрало средства из бюджета

При приобретения за счет указанных средств амортизируемого имущества, такие средства отражаются в составе доходов по мере амортизации имущества организации.

Подобные положения установлены и для хозяйств, применяющих спецрежимы (п. 1 ст. 346.17 Налогового кодекса РФ – для субъектов упрощенной совокупности налогообложения и подп. 1 п. 5 ст. 346.5 Налогового кодекса РФ – для плательщиков единого сельскохозяйственного налога).

Во-первых, гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной базе русскими физическими лицами, некоммерческими организациями, и зарубежными и международными организациями и объединениями по перечню, утверждаемому Правительством РФ, на осуществление конкретных программ, а также в области охраны экологии, и на проведение конкретных научных изучений.

Гранты в форме субсидий: Минфин уточнил правовую базу

Напомним, статьей 78 Бюджетного кодекса установлены положения, устанавливающие порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий национальным (муниципальным) учреждениям) за счет бюджетных средств.

Единственным основанием для в законе о бюджете затрат на предоставление юрлицам грантов в форме субсидий имеется наличие ответа президента, правительства, губернатора, главы городской администрации.

направляться подчернуть, что гранты смогут иметь как поощрительный, так и компенсационный темперамент и, как правило, предоставляются по результатам конкурса. Наровне с этим получателями одного и того же гранта смогут быть как коммерческие, так и некоммерческие организации.

Чем отличаются субвенция, субсидия и дотация

Дотация – это пожертвование, которое не подлежит возврату. Выдаётся не для выполнения определённой цели, исходя из этого использование средств не осуществляет контроль государство. Дотацией допустимо как пожертвование в какой-либо фонд или организацию, так и выдача денег человеку от правительства или компании, фонда. Подобное практикуется во всех развитых государствах.

Читать еще:  Облагается ли субсидия налогом усн

Что касается дотации, то она отличается тем, что не имеет определённой цели. Иначе говоря забравший её человек или фонд может распоряжаться средствами на собственное усмотрение. А вот субсидия должна быть израсходована только на определённую цель, которая заблаговременно обговаривалась.

Субвенция – выделяемые из бюджета деньги, каковые даются на выполнение определённой цели. Средства не предназначаются для граждан. Они передаются лишь из бюджета к бюджету. Выданы деньги смогут быть, например, для финансирования и развития строительства дочерних компаний, представительств.

Субсидия и льгота в чем отличие

    Удостоверьтесь в том, что имеете право на получение господдержки того или иного вида.

Что касается субсидий, то это живые деньги, каковые выплачивают тем москвичам, у которых доход меньше установленного госслужащими показателя. Льготников в столице насчитывается пара десятков категорий.

Им положены скидки на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере от 30 до 100%. Полностью высвобождены от выплат калеки и участники боевых действий.

Главные отличия субсидии от кредита

  • возвратный, отдаваемая сумма больше начальной;
  • , если разрешит платежеспособность, оформляется не так долго осталось ждать, деньги на руки выдаются сходу.

В первом случае имеются в виду субвенции из федерального центра субъектам или из бюджетов области муниципальным, вторыми словами сверху вниз, на места, для исполнения обязательств перед населением.

  • безвозмездна и безвозвратна;
  • продолжительные сроки ожидания, ограниченное финансирование, безналичная форма.

БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ ДОСТУПНЫ ДЛЯ ВСЕХ ГРАЖДАН ПО УКАЗАННЫМ НОМЕРАМ ТЕЛЕФОНОВ ИЛИ В РЕЖИМЕ ЧАТА

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Отличие субсидии от Гранта

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Отличие субсидии от Гранта». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Напомним, статьей 78 Бюджетного кодекса установлены положения, устанавливающие порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий национальным (муниципальным) учреждениям) за счет бюджетных средств.

N 109-ПП «О порядке предоставления субсидий из бюджета города Москвы юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ и услуг, некоммерческим организациям, не являющимся государственными учреждениями города Москвы, и о признании утратившим силу постановления Правительства Москвы от 13 мая 2008 г. N 385-ПП» .

Необходимые документы для подачи заявки

Организация, которая финансирует предпринимателя, может сама осуществить закупку необходимых товаров. Грант может выдаваться несколько раз, если компания, которая его получила, хорошо зарекомендовала себя и имеет положительные показатели развития. В случае, когда использование денежных средств не принесло никакого результата, то, скорее всего, в следующем финансировании будет отказано.

Гранты могут предоставляться государством или частными организациями. Направленность финансирования государственных и частных фондов различается.

Субвенцией принято называть механизм организации безвозвратного движения денежных масс из главного бюджета ко второстепенному (более низкого уровня организации) безвозмездно. Денежные суммы, перенаправленные по такому методу, должны иметь определённый вектор траты.

А в статье 17 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» предусмотрено оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства за счет средств бюджетов субъектов РФ, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий.
При этом имеется возможность предоставления грантов в форме субсидий не только одним уровнем бюджета другому уровню бюджета (код КОСГУ 151), но и предоставление гранта напрямую из соответствующего бюджета на лицевой счет учреждения (код КОСГУ 180).

Хозяйство взяло средства из бюджета

В частности, на федеральном уровне примером такого решения стало Постановление N 354: в нем Правительство РФ одобрило предложение Минкультуры о ежегодном присуждении грантов театрам, работающим в субъектах РФ и муниципальных образованиях.

Постановление Правительства Москвы от 4 сентября 2012 г. N 453-ПП «О внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы» .

Государственные (муниципальные) задания по оказанию учреждениями государственных (муниципальных) услуг (работ) потребителям формируются и утверждаются органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, в соответствии с предусмотренными учредительными документами основными видами деятельности бюджетных и автономных учреждений.

Так, указанный термин применяется в Налоговом кодексе Российской Федерации, а также в ряде федеральных законов: Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»; Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»; Федеральный закон от 6 октября 1999 г.

Гранты и субсидии для предпринимателей в 2018 году

Также положительным моментом для получения гранта в 2018 году будет являться предоставление рабочих мест незанятым слоям населения.

Государственные (муниципальные) бюджетные и автономные учреждения не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания. Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов устанавливается решением о выделении бюджетных ассигнований или отдельными нормативными правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации соответственно.

Во-вторых, в статье 15 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Здесь о грантах говорится как о целевых благотворительных пожертвованиях.

Хозяйство получило средства из бюджета

При этом необходимо учитывать следующее: в случае принятия решения о погашении штрафной санкции на добровольной основе исполнение предусматривается за счет средств от приносящей доход деятельности.

Если есть возможность, то организовать встречу с победителями грантов. Поинтересоваться у них особенностями проекта, на что сделать акцент, в какой форме сделать презентацию и прочие моменты, которые могут положительно сказаться на получении денежных средств.

Нарушение правомерности предоставления грантов в форме субсидии. Капитальный грант это субсидия из бюджета.

Также положительным моментом для получения гранта в 2018 году будет являться предоставление рабочих мест незанятым слоям населения. Приветствуется, если их количество будет не меньше пяти.

Гранты, выдаваемые органами исполнительной власти, давно вошли в повседневную практику финансирования некоммерческих и социально значимых проектов. Однако законодательство не стоит на месте, и с 2014 года возможности выдачи грантов и круг их получателей существенно расширяется.

Иными словами, субсидия – это материальная помощь, выраженная в денежной величине, со стороны государства, местных органов самоуправления или социального фонда. Получателями помощи могут быть как физические лица, так и организации.

Разница между субсидией и субвенцией

Основаниями для предоставления служат: — различные целевые программы, в том числе и федерального уровня. Целевая программа для предоставления – это комплекс мероприятий научно-технического, организационного либо социального характера, направленный на достижение определенной цели.
Эти термины применяются в области государственных финансов, ими обозначаются виды трансфертов от одного бюджета другому (например, из бюджета области в городской бюджет). Также данные понятия могут использоваться для обозначения видов льгот.

Перед тем как формировать заявку на получение гранта в частный фонд, рекомендуется подготовиться, а именно, уточнить, какие компании уже финансировались, получали ли эти предприниматели гранты ранее, если да, то в каком количестве.

Поэтому полученные хозяйством безвозмездные средства следует включать в состав внереализационных доходов, что следует из пункта 8 статьи 250 Налогового кодекса РФ.

Теперь в п. 4 ст. 78.1 БК РФ прямо указано, что этот вид субсидии может предоставляться в том числе тем БУ и АУ, в отношении которых органы власти — организаторы конкурса не осуществляют функции и полномочия учредителя .

Появление в бюджетном законодательстве еще одного вида субсидии, выделяемой бюджетным и автономным учреждениям, открыло для них новые возможности. Например, учреждения регионального и муниципального уровня могут участвовать в конкурсах на получение денежных средств, организуемых федеральными органами власти (при наличии этого условия в соответствующих правилах предоставления грантов). Порядок предоставления грантов в форме субсидий из бюджета города Москвы юридическим лицам, за исключением государственных (муниципальных) казенных учреждений, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам (приложение 3).

Так, грант – это денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными или международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории РФ, на конкретные цели, например на проведение определенных научных исследований.

Отметим, что перечень международных и иностранных организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых не подлежат налогообложению, утвержден постановлением Правительства РФ от 28 июня 2008 г. № 485.

Ещё одним фактором, который влияет на выбор, является долгосрочность проекта. Государство заинтересовано, чтобы компания развивалась и платила налоги. Поэтому для получения гранта необходимо подготовить расчёт, который покажет, что данный проект будет успешным и через пару лет вернёт инвестируемые в него средства налогами.

Понятие «грант» было введено в бюджетное законодательство еще в 2013 г., и с того времени гранты стали отдельным видом субсидии, на которую смогут претендовать а также независимые учреждения.

Постановление Правительства Москвы от 10 июня 2014 г. N 325-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 5 апреля 2011 г. N 109-ПП» .

При приобретения за счет указанных средств амортизируемого имущества, такие средства отражаются в составе доходов по мере амортизации имущества организации.

Чем отличаются субвенция, дотация и субсидия

Как правило, если предприниматель подходит под требования банка, то он оставляет заявку, а в случае ее одобрения выполняет действия, направленные на реализацию проекта заказчика. Далее необходимо предоставить отчетность о потраченных средствах и получить компенсацию за выполненный проект.

Субсидирование – это предоставление денежных средств на целевые программы бюджету нижестоящего уровня, физическому или юридическому лицу в качестве софинансирования (помощь оказывается на безвозмездной основе).

N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». В указанных законодательных актах термин «грант» используется в разных значениях. Материальная поддержка нуждающихся физических лиц. Например, предоставление налогового вычета инвалидам.

Грант и субсидия отличия. Хозяйство получило средства из бюджета На что дают

Совокупность субсидий собственная в каждом регионе РФ. Необходимо просматривать документы конкретно того субъекта, на территории которого вы планируете действовать. В большинстве случаев, сумма возврата средств образовывает 100-300 тысяч руб..

На получение гранта могут рассчитывать люди, которые являются безработными в настоящее время. Причём этот статус должен быть официально подтверждён, то есть человек должен состоять на учете в центре занятости населения.

Правила предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета юридическим лицам в рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2016 — 2020 годы, утв. Приложением 7 к Постановлению Правительства РФ от 23.05.2015 N 497.

Отличие субсидий субвенций и дотаций

Между тем в налоговом законодательстве есть собственное определение понятию «грант». И приведено оно в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ.

Прямое субсидирование представляет собой оказание материальной помощи в разных сферах. Финансирование осуществляется открыто. Например, предоставление субсидии военным на приобретение жилья или финансирование научной лаборатории. Основной ограничитель по срокам на 2018 год приходится на конец июля. Но также есть гранты, заявку на которые следует подать до февраля или марта.

Компания Ребус

Бухналтерский учет и аудит на новом уровне

Отличие гранта от субсидии

Субсидия

Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит 06.08.2018 Email

Субсидия – это денежные выплаты, предоставляемые за счёт государственного или местного бюджета, а также выплаты специальных фондов для юридических и физических лиц, местных органов власти, других государств.

Иными словами, субсидия – это материальная помощь, выраженная в денежной величине, со стороны государства, местных органов самоуправления или социального фонда. Получателями помощи могут быть как физические лица, так и организации.

Читать еще:  Что нового по субсидии на жилье военнослужащим

Субсидия и Бюджетный кодекс РФ

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ следует различать два вида субсидий:

субсидия — межбюджетный трансферт, предоставляемый в целях софинансирования расходных обязательств нижестоящего бюджета;

субсидия — денежные средства, предоставляемые из бюджетов и внебюджетных фондов юридическим лицам (не являющимся бюджетными учреждениями) и физическим лицам.

Основные свойства субсидии

Основные свойства субсидии:

безвозмездная передача средств (возможен возврат средств);

софинансирование (на условиях долевого финансирования).

Таким образом, субсидию отличает то, что:

субсидии выделяются на строго определенные цели;

средства предоставляются безвозмездно. Возврат требуется только в том случае, если деньги были потрачены не на выделяемые нужды;

выплаты могут производиться не только из государственного бюджета, но и из бюджета регионов.

Виды субсидий

Государственные субсидии можно классифицировать следующим образом:

1. По виду предоставления:

В денежной форме. Выплата предоставляется физическим и юридическим лицам из бюджетных и внебюджетных фондов. Например, субсидия на оплату жилья.

В качестве внебюджетного трансферта. Оказание помощи нижестоящему бюджету. Например, финансирование местного бюджета региональным бюджетом.

2. По типу реализации:

Прямое субсидирование представляет собой оказание материальной помощи в разных сферах. Финансирование осуществляется открыто. Например, предоставление субсидии военным на приобретение жилья или финансирование научной лаборатории.

Косвенная субсидия представлена виде налоговых и кредитных льгот. Например, ипотечная программа «Молодая семья», налоговый вычет определенным категориям граждан, сниженная налоговая ставка для некоторых юридических лиц.

Перекрестная субсидия — это покрытие убытков одной сферы экономики за счет прибыли в другой с помощью методов государственного регулирования. Например, покрытие убытков транспортировки одного вида товаров за счет других.

Цели предоставления субсидий

Государственное субсидирование идет по нескольким направлениям.

Финансирование осуществляется из бюджетов разных уровней и внебюджетных фондов.

Основными целями предоставления субсидий являются:

Материальная поддержка нуждающихся физических лиц. Например, предоставление налогового вычета инвалидам.

Помощь юридическим лицам. Например, налоговые льготы малому бизнесу.

Финансовая помощь бюджетам нижестоящих уровней. Например, софинансирование в определенной отрасли или сфере.

Основные виды действующей государственной помощи в виде субсидий

В законодательстве РФ о соцобеспечении рассматривается три вида субсидирования:

на покупку или строительство жилья;

на оплату услуг ЖКХ и жилого помещения;

субсидия безработным, создающим свой бизнес.

Также можно различать подтипы субсидирования:

помощь лицам с группой инвалидности;

малообеспеченным слоям населения;

компенсации затрат на медикаменты и дорогостоящее лечение, и т.д.

Кто может претендовать на получение субсидии

В РФ на государственную поддержку могут рассчитывать:

граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий;

граждане, которые пострадали от стихийных бедствий;

официально безработные, стоящие в очереди на бирже труда или занимающиеся предпринимательской деятельностью (начинающие бизнесмены);

граждане, у которых имеется знак отличия или он относится к участникам льготной программы.

Порядок действий при оформлении субсидии

Порядок действий при оформлении субсидии будет следующим:

предварительно, отдельно сформированной комиссией будет расцениваться степень нуждаемости заявителя и его семьи;

заявителю нужно будет принести необходимые документы для оформления субсидии;

заявление будет рассмотрено, дан анализ и оценка комиссией предоставленных документов;

заявитель получает уведомление об одобрении или об отказе.

Основания для прекращения выплаты субсидии

Субсидию могут прекратить выплачивать при следующих основаниях:

у заявителя или его семьи в целом увеличился средний доход, в связи с чем они вполне могут себя полноценно обеспечивать;

поскольку субсидия привязывается к месту прописки заявителя, то при переезде, смене места проживания она автоматически аннулируется;

заявитель предоставил ложную информацию;

если заявитель допустил значительную задолженность, например, за коммунальные услуги.

Субсидирование

Субсидирование – это предоставление денежных средств на целевые программы бюджету нижестоящего уровня, физическому или юридическому лицу в качестве софинансирования (помощь оказывается на безвозмездной основе).

Это означает, что лицо освобождается только от части платежей. Например, дают субсидию на оплату коммунальных услуг в определенном размере с оплатой части из личного бюджета.

Иными словами, субсидирование – это порядок предоставления бюджетных средств на целевые программы с частичным покрытием расходов.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Субсидия: подробности для бухгалтера

  • Учет НДС при получении субсидий и инвестиций упорядочился … на приобретение которых предоставляются указанные субсидии и (или) бюджетные инвестиции. … работ, услуг), приобретенных за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, … применяется, если документами о предоставлении субсидий и (или) бюджетных инвестиций … применять, если документами о предоставлении субсидий и (или) бюджетных инвестиций … в размере полученной субсидии. Если при предоставлении субсидий и (или) бюджетных … года, предшествовавшего году получения указанных субсидий и (или) бюджетных инвестиций. …
  • Субсидии лучшим сельским учреждениям культуры и их работникам … на исполнение которого предоставляется субсидия. В отношении субсидий на выплату денежных поощрений … их работникам определяется правилами расходования субсидии, устанавливаемыми высшим исполнительным органом … отметим следующее. Полномочия по расходованию субсидий (расходные обязательства) выполняет либо … (уполномоченного органа) по предоставлению субсидий бюджетным (автономным) учреждениям отражаются … утвержденному порядку расходования указанной субсидии администрация района после получения денежных …
  • Субсидия на возмещение затрат, не обеспеченных доходами: восстановление НДС … на которые выплачена субсидия. Если же субсидия выделяется в целом … представляется расчет через пропорцию. Субсидия возмещает часть экономически обоснованных затрат … участвующих в расчете субсидии, на долю субсидии в общем объеме поступлений … образом, и выручка, и субсидия являются источником финансирования деятельности организации … затрат, для случая, когда субсидия предоставляется на компенсацию некоторых … компенсируемую за счет субсидии пропорционально доле субсидии в сумме всех поступлений …
  • Нецелевое использование средств субсидии: обзор судебной практики … назначению. Случаи нецелевого использования субсидий Если проанализировать сложившуюся за последнее … учреждение обязуется осуществлять использование субсидий в целях оказания госуслуг … учреждение допустило нарушение при использовании субсидий, выделенных на выполнение государственного … провели проверку правильности использования средств субсидии, предоставленной учреждению на выполнение … каждого. * * * Нецелевое использование средств субсидий не является бюджетным правонарушением, поскольку …
  • Возврат целевых субсидий … автономным) учреждениям, подведомственным Минспорту, целевые субсидии предоставляются в соответствии с порядком … ) учреждениям, подведомственным Минспорту, целевые субсидии предоставляются в соответствии с порядком … Порядку № 59 к целевым субсидиям относятся субсидии, предоставляемые в целях: выплаты … в частности, нецелевое использование субсидии. Целевые субсидии должны быть израсходованы в строгом … нарушений в порядке использования такой субсидии (например, выявление нецелевого использования …
  • Операции с целевыми субсидиями: документальное оформление … определяющим направления использования учреждением целевой субсидии, является план финансово-хозяйственной … учреждениями, получающими средства целевых субсидий, утверждаются учредителем учреждения и представляются … Минфина РФ № 226н Наименование субсидии Код субсидии Код по бюджетной классификации … обязательств юридических лиц – получателей субсидий (включая субсидии, предоставление которых в 2017 … источником финансового обеспечения которых являются субсидии, предоставленные из федерального бюджета …
  • Примеры отражения в учете операций по возврату остатков субсидий … ситуации по возврату целевых субсидий и субсидий на выполнение госзадания: 1 … ситуации по возврату целевых субсидий и субсидий на выполнение госзадания: 1 … Автономному учреждению была выделена целевая субсидия на приобретение научного оборудования в … системы РФ остатков неиспользованной целевой субсидии прошлых лет (последним днем … году автономному учреждению выделена целевая субсидия на приобретение книг для … обязано вернуть в бюджет остаток субсидии, выделенной на выполнение государственного …
  • Учет расходов по выделенной субсидии … раскрытие информации о государственной помощи» субсидии, относящиеся к доходу, представляются как … статьи, например «Прочие доходы»; альтернативно субсидии вычитаются из соответствующих расходов при … на компенсацию понесенных расходов. Выделение субсидий на финансирование уже произведенных затрат … учете расходов, финансируемых за счет субсидий, предприятия вправе воспользоваться правом самостоятельной … учета расходов, покрытых за счет субсидий, предприятие воспользовалось правами, установленными ПБУ …
  • О направлении средств субсидии на госзадание и ответственность за нецелевое использование … определяющим направления использования бюджетным учреждением субсидии на выполнение государственного задания, … положения государственных (муниципальных) учреждений» субсидии на выполнение государственного задания поступают … затратам, использованным при расчете субсидии на выполнение государственного задания. … выполнения учреждением целей предоставления субсидии на выполнение государственного задания является … РФ бюджетным учреждениям предусматриваются субсидии на финансовое обеспечение выполнения …
  • Имеет ли бюджетное учреждение право осуществлять расходы на оплату работ по проведению аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за счет остатка средств, сложившегося ввиду экономии субсидии на выполнение муниципального задания? … РФ бюджетным учреждениям предусматриваются субсидии на финансовое обеспечение выполнения … определение условий и целей предоставления субсидии) устанавливается нормативным правовым актом … определяющим направления использования бюджетным учреждением субсидии на выполнение государственного задания, является … затратам, использованным при расчете объема субсидии на выполнение государственного задания. … имеет право самостоятельно перераспределять средства субсидии на выполнение государственного задания …
  • Получена субсидия на текущий ремонт … ремонт обслуживаемых ею домов. Субсидия признана в качестве налогооблагаемого дохода … компания (применяет УСНО) получила субсидию из местного бюджета на текущий … ремонт обслуживаемых ею домов. Субсидия признана в качестве налогооблагаемого дохода … компания (применяет УСНО) получила субсидию из местного бюджета на текущий … ремонт обслуживаемых ею домов. Субсидия признана в качестве налогооблагаемого дохода … налогообложения, только если полученная субсидия отвечает признакам целевого финансирования и …
  • Возврат бюджетными учреждениями субсидий, предоставленных на финансовое обеспечение выполнения государственного задания … законодательством РФ предусмотрен возврат учреждениями субсидий, предоставленных на финансовое обеспечение выполнения … выполнения такого задания, включая возврат субсидии в объеме, соответствующем показателям государственного … правовых оснований для возврата части субсидии на финансовое обеспечение выполнения … у автономного учреждения неиспользованных остатков субсидии на финансовое обеспечение выполнения … в части возможности использования средств субсидий, выделенных учреждению на выполнение …
  • Учет в МКП при возврате учредителю приобретенных за счет субсидии ОС … на приобретение которого учредитель выдал субсидию, а вот решение об увеличении … ранее решения. Позиция Минфина (субсидия учтена как капитал). Позиция финансового … унитарным предприятием за счет бюджетной субсидии, всегда приводит к увеличению … (собственников имущества). Альтернативная позиция (субсидия учтена как доход). В том … между первоначально полученной суммой субсидии и суммой субсидии, уже признанной в составе … не увеличивался, а полученная субсидия признавалась в составе доходов будущих …
  • Возврат неправомерно потраченной суммы субсидии … бюджетным учреждением неправомерно потраченной суммы субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного … соответствующий бюджет субъекта РФ остатка субсидии на финансовое обеспечение выполнения госзадания … объема такого обеспечения, включая возврат субсидии в объеме, соответствующем показателям задания … законодательство предусматривает возврат бюджетными учреждениями субсидий, предоставленных на финансовое обеспечение выполнения … . А вот возврат данной субсидии в связи с неправомерным ее …
  • Предоставление и учет целевых субсидий … городского типа). Выделение учреждениям целевых субсидий на осуществление ежемесячных компенсаций производится … , для конкретизации видов целевых субсидий – субсидия на ремонт (181), субсидия на благоустройство (182 … данной статье рассмотрен порядок предоставления субсидий бюджетным учреждениям, подведомственным Минкультуры. Согласно … бюджет неиспользованных остатков субсидии. Напомним, что расходование целевых субсидий осуществляется в строгом …

Интересные статьи:

Super User Предпринимательское право 17 марта 2013 Финансовое оздоровление как процедура банкротства Финансовое оздоровление -…

Выездная налоговая проверка Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит 26.05.2016 Email Выездная налоговая проверка — вид налоговой…

Источники:

http://www.garant.ru/news/1298773/
http://printscanner.ru/otlichie-granta-ot-subsidii/
http://nashy-lgoty.ru/otlichie-granta-ot-subsidii/
http://dagfest.ru/bankrotstvo/20005-otlichie-subsidii-ot-granta.html
http://rebuko.ru/otlichie-granta-ot-subsidii/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector