33 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Корректирующие налоги и субсидии пигу

Корректирующие налоги и субсидии пигу

Главная Экономика Внешние эффекты на рынке

Методы государственного регулирования

В данном пункте я бы хотела рассмотреть регулирующие меры, которые основаны на рекомендациях неоклассической теории и которые нацелены на устранение провалов рынка из-за внешних эффектов.

Для сокращения перепроизводства товаров и услуг с отрицательными экстерналиями и для восполнения недопроизводства товаров и услуг с положительными экстерналиями требуется трансформация внешних эффектов во внутренние. Трансформация внешних эффектов во внутренние (internalization of an externality) может быть достигнута путем приближения предельных частных издержек (и соответственно выгод) к предельным социальным издержкам (выгодам). Р. М. Нуреев. Курс микроэкономики: учебник/ 2-е издание. С. 426 В качестве решения этой проблемы А. С. Пигу предложил использовать корректирующие налоги и субсидии.

Корректирующие налоги и субсидии Пигу

Английский экономист Артур Сисель Пигу заложил основы теории внешних эффектов и был первым, кто в качестве средств корректировки расхождений между частными и общественными предельными издержками предложил использовать субсидии и налоги.

«Налог Пигу — это налог, взимаемы с каждой единицы впуска фирм-загрязнителей в размере, как раз равном предельному ущербу от загрязнения при эффективном объеме выпуска» А.Н. Чеканский, Н.Л. Фролова. Микроэкономика. Промежуточный уровень. С. 626. Данный налог на рисунке представлен отрезком аЕ, который измеряет предельный ущерб от загрязнения при выпуске х*, а площадью прямоугольника абцЕ представлен налоговый сбор от него. Если таким налогом обложить производителей товара х, то их частные предельные издержки возрастут до уровня рмс+ае, и они выберут объем выпуска в соответствии с условием рмс + ае = sмб, т.е. х*.

Налоги Пигу «срабатывают путем приглашения фирм-загрязнителей к тому, чтобы избежать налоговых платежей, используя специально оставленную для этого лазейку — сокращение выбросов» У. Баумоль. Цит. по: Rosen Harvey S. Public Finance. Second edition. — US, Irwin, 1988. p. 140 . В этом и заключается их преимущество. Однако теорема Пигу идеальна только теоретически , практически же решить проблему загрязнения с помощью налогов Пингу очень трудно, ведь для этого нужно знать точный размер предельного ущерба от загрязнения. Стоит отметить, что необходимость знания того, в каких размерах происходит загрязнение, осложняет любую попытку реализовать регулирования загрязнения с помощью налоговых мер.

«Субсидия Пигиу — это субсидия, выплачиваемая фирмам-загрязнителям в том же размере, что и налог Пигу, за каждую непроизведенную ими единицу выпуска» А.Н. Чеканский, Н.Л. Фролова. Микроэкономика. Промежуточный уровень. С. 627. На рисунке 5 данная субсидия представлена тем же отрезком ае, который измеряет предельный ущерб от загрязнения при выпуске х*, а площадь прямоугольника аелн представляет общую выплату субсидии. Если производителям товара х выплатить такую субсидию, то они станут производить товар х в эффективном количестве х*: ведь как и в случае налога Пигу, кривая альтернативных совокупных частных предельных издержек, учитывая неполучение субсидии за каждую произведенную единицу х, представлена кривой рмс+ае.

У субсидий Пигу есть недостати, которые снижают их эффективность, помимо недостатков, которыми обладают налоги Пигу:

1. Они применим только в краткосрочном периоде при определенном числе фирм в отрасли. В отрасль могут войти новые фирмы в долгосрочном периоде, которых привлекло возможное увеличение прибыли с помощью субсидий, но как итог, может возрасти объем загрязнения, которое производит отрасль.

2. Налоги, которые собираются в других областях экономики, являются источником средств для выплаты субсидий, но ведь любое налогообложение нарушает Парето-эффективность, а связанные с ним потери для общества могут оказаться куда больше, чем потери от загрязнения.

Корректирующие налоги и субсидии. Роль государства в регулировании внешних эффектов

Теория внешних эффектов

В создании теории внешних эффектов решающую роль сыграл британский экономист Артур Пигу. Эта теория изучает случаи, когда выгоды или издержки экономической деятельности затрагивают третьих лиц. Издержки, которые возлагаются на третьих лиц, называются отрицательным внешним эффектом, Когда третьи лица получают выгоду от деятельности, в которой не принимают непосредственного участия, эта выгода именуется положительным внешним эффектом.
Существуют стандартные примеры, иллюстрирующие разновидности внешних эффектов. Загрязнение окружающей среды — типичный пример отрицательного внешнего эффекта. Допустим, я управляю фабрикой, изготавливающей пластмассовые игрушки, которая расположена на берегу реки. В качестве побочного продукта производства я сбрасываю в реку множество отходов. Это причиняет огромный ущерб местным жителям, поскольку, как всем известно, подобные отходы распространяют зловоние.

Читать еще:  Субсидии на жкх балашиха

Рис. 1. Отрицательный внешний эффект

Положительный внешний эффект возникает, когда какие-то выгоды от экономической деятельности получают те, кто не принимает в ней непосредственного участия. Типичный пример здесь — улучшение внешнего вида чьей-либо недвижимости. Человек, покрасивший свой дом, приносит выгоду не только себе, но и соседям, чей вид из окон бесплатно улучшается. Утверждается, что предложение благ, порождающих положительные внешние эффекты, будет «недостаточным», поскольку производитель не принимает в расчет выгоду соседей.

Рис. 2. Положительный внешний эффект

Корректирующие налоги и субсидии. Роль государства в регулировании внешних эффектов

Поскольку внешние эффекты существуют в экономике длительное время, к решению их проблем неизбежно привлекается государство. Выделают следующие формы государственного регулирования.

Административно-командные методы, которые сводятся к прямым запретам или требованиям выполнения экономическими субъектами определенных действий. Государственные органы устанавливают уровни предельно допустимых концентраций ПДК вредных и токсичных веществ и облекают их в виде административных приказов.

Однако административно-командные методы регулирования внешних эффектов не приводят к оптимальному размещению ресурсов.

Для того чтобы сократить перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами и восполнить недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами, необходимо трансформировать внешние эффекты во внутренние. Трансформация внешних эффектов во внутренние (internalization of an externality) может быть достигнута путем приближения предельных частных издержек (и соответственно выгод) к предельным социальным издержкам (выгодам). А.С. Пигу в качестве решения данной проблемы предложил использовать корректирующие налоги и субсидии.

Корректирующий налог (налог Пигу) — налог на выпуск товаров или услуг, который поднимает предельные индивидуальные издержки до уровня предельных общественных издержек и приводит к сокращению производства.

Налог Пигу устанавливается в размере, равном предельным внешним издержкам на каждую единицу выпускаемой продукции:

где Т — размер корректирующего налога; МЕС — предельные внешние издержки.

Тогда МРВ + Т = MSC, и кривая предельных индивидуальных издержек с учетом налога Пигу совпадает с кривой предельных общественных издержек, что ведет к уменьшению выпуска продукции с отрицательными внешними эффектами до оптимального уровня (рис. 51.1).

Корректирующие субсидии— это платеж потребителям или производителям товара, потребление которого создает положительный внешний эффект. Такие субсидии предназначены для интернализации внешнего эффекта посредством оказания такого понижающего воздействия на цену потребления товара, которое увеличит объем его производства до эффективного уровня. По своей форме корректирующие субсидии — выплата из бюджета на пользу производителя (или потребителя) определенного блага, понижает рыночную цену данного блага во время потребления. Разумеется, фискальным источником субсидий являются налоговые поступления.

Корректирующая субсидия устанавливается в размере, равном предельной внешней полезности на каждую единицу выпускаемой продукции с положительным внешним эффектом:

где Ср — размер корректирующей субсидии; МЕВ — предельная внешняя полезность.

Тогда МРВ + G = MSB, и кривая предельной индивидуальной полезности с учетом такой субсидии будет совпадать с кривой предельной общественной полезности, что приведет к увеличению выпуска продукции с позитивными внешними эффектами до эффективного с позиции размещения ресурсов уровня: Qq = Qp (рис 2).

Если корректирующий налог увеличивает предельные индивидуальные издержки до уровня предельных общественных издержек и приводит к повышению цены, то корректирующая ссуда, увеличивая предельную индивидуальную полезность до уровня предельной общественной полезности, приводит к понижению цены.

Корректирующие налоги и субсидии А.С. Пигу

Для того чтобы сократить перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами и восполнить недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами, необходимо трансформировать внешние эффекты во внутренние. Трансформация внешних эффектов во внутренние (internalization of an externality) может быть достигнута путем приближения предельных частных издержек (и соответственно выгод) к предельным социальным издержкам (выгодам). А. С. Пигу в качестве решения данной проблемы предложил использовать корректирующие налоги и субсидии.

Как уже отмечалось, загрязнители окружающей среды, производящие негативные экстерналии, должны компенсировать связанный с этим ущерб обществу. Это можно осуществить при наложении на загрязнителя специального налога для исправления несовершенств рыночного механизма, интернализации экстерналий, введение которого теоретически обосновал А.Пигу (налог Пигу или Пигувианский налог). Здесь выделяются корректирующие налоги и субсидии.

Корректирующие налоги — это налог на выпуск благ, характеризующихся отрицательными экстерналиями, который повышает предельные частные издержки до уровня предельных общественных. В этом случае интернализация отрицательных внешних эффектов приводит к увеличению цены товара, порождающего этот эффект, и к снижению объема спроса на данный товар.

Корректирующая субсидия — это субсидия производителям или потребителям благ, характеризующихся положительными экстерналиями, которая позволяет приблизить предельные частные выгоды к предельным общественным. В этом случае интернализация положительных экстерналий должна привести к падению цены, уплачиваемой потребителем, что будет стимулировать рост потребления. [18, C.300]

Читать еще:  Юрист о субсидии

На схеме показано образование и величина оптимального налога (налога Пигу) на загрязнение.

Рис. 1.1 Оптимальный налог (налог Пигу) на загрязнение

Обозначения: 1 — предельная чистая частная прибыль; 2 — предельные внешние издержки.

Очевидно, что уровень производства на предприятии будет стремиться к Qm, так как до этого показателя предприятие получает прибыль (точки на кривой предельной чистой прибыли 1 больше 0). Величина загрязнения при производстве Qm составит Zm. В условиях загрязнения для достижения общественно оптимального уровня производства на уровне Qs государство должно ввести налог, равный величине ущерба от загрязнения (кривая предельных экстернальных издержек 2). Уровень налога равен t, и он определяется точкой пересечения кривых предельной чистой прибыли и предельных внешних издержек. Теперь за каждую единицу произведенной «загрязняющей» продукции предприятие должно платить государству налог t. В том случае, если предприятие решит производить продукции больше общественно оптимального уровня (Qs), величина получаемой прибыли (линия 1) станет меньше налога t, и такой уровень производства будет убыточным для предприятия.

Тем самым введение налога на загрязнение создает у предприятия стимул держаться в «общественно приемлемых рамках» и сократить уровень производства до Qs, при котором достигается общественно оптимальный уровень загрязнения Zs.

Налог Пигу-это налог, взимаемый с каждой единицы выпуска фирм-загрязнителей в размере равном предельному ущербу от загрязнения приэффективном объеме выпуска. (отрезок aE), налоговый сбор S(abcE). При обложении производителей товара Х таким налогом их частные издержки растут до уровня PMC+aE, и они выбирают объем выпуска из условия:

Субсидия Пигу-это субсидия, выплачиваемая фирмам-загрязнителямв том же размере, что и налог Пигу, за каждую непроизведенную ими ед. выпуска. (отрезок aE), а общая выплата субсидии-S(aEln). Тогда производители будут выпускать как раз Х* продукции (эффективное количество), т.к. кривая совокупных частных издержек представлена кривой PMC+aE.

Рис. 1.2 Налоги и субсидии Пигу

Субсидии Пигу применимы только при неизменном числе фирм в отрасли, те в SR. В LR в отрасль могут войти новые фирмы и в итоге объем ущерба может вырасти. Также, источником субсидий являются налоги, которые нарушают Паретто-эффективность.

Корректирующие налоги и субсидии не могут полностью решить проблемы, возникающие благодаря экстерналиям. Здесь имеется несколько причин:

  • 1) в реальной практике довольно трудно точно измерить предельные издержки и выгоды;
  • 2) размеры ущерба определяются в ходе юридических и политических дискуссий весьма приблизительно;
  • 3) корректирующий налог, который платят производители продукции, характеризующейся отрицательными экстерналиями, отнюдь не всегда достигает поставленной цели.

Практические сложности введения оптимального корректирующего налога хорошо видны на примере загрязнения окружающей среды. С этой проблемой столкнулись многие страны. С точки зрения эффективности налог Пигу должен точно отражать экстернальные издержки от загрязнения. Практически это трудно осуществимо с точки зрения конкретных расчетов, и поэтому часто принимается ряд приблизительных решений. Введение оптимального налога на загрязнение сложно и в силу его значительной величины [18, C. 300].

По некоторым оценкам имеющиеся в странах мира платежи за загрязнение, в том числе и в России, необходимо повысить в десятки, а может быть и в сотни раз, для получения величины налога Пигу.

Тем не менее, введение в экономическую жизнь таких налогов и других экономических инструментов (платежи, продажа прав на загрязнение и пр.) необходимо для создания правильного экологосбалансированного поведения производителя в распределении инвестиций в природоохранные технологии через введение стимулов, воздействующих на эффективность его производства и защищающих интересы общества [27, C. 300].

Корректирующие налоги и субсидии А.С. Пигу. Теорема Коуза

Природа внешних эффектов, их виды и последствия.

Тема 10. Теория внешних эффектов.

1. Природа внешних эффектов, их виды и последствия.

2. Корректирующие налоги и субсидии А.С. Пигу. Теорема Коуза.

3. Способы регулирования внешних эффектов.

Внешние эффекты, экстерналии – это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получивших отражение в ценах. Они называются «внешними», так как касаются не только участвующих в данной операции экономических агентов, но и третьих лиц.

Внешние воздействия могут быть отрицательными и положительными.

Отрицательные эффекты связаны с издержками, положительные – с выгодами для третьих лиц. Отрицательными они являются тогда, когда деятельность одной стороны вызывает издержки другой стороны. Например, сброс сточных вод в реки, где купаются, ловят рыбу. Чем больше сброс, тем меньше улов рыбаков.

Положительные внешние воздействия имеют место тогда, когда деятельность одной стороны приносит выгоду другой. Например, если владелец дома благоустраивает территорию вокруг дома, от этого выигрывают соседи. Это выражается следующей формулой:

Читать еще:  Когда приходит субсидия на карту

где MSB – предельные общественные выгоды;

MPB – предельные частные выгоды

MEB – предельные внешние выгоды.

Таким образом, внешние эффекты показывают разность между социальными издержками (выгодами) и частными издержками (выгодами).

где MSC – предельные общественные издержки;

MPC – предельные частные издержки;

MEC – предельные внешние издержки.

При наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в большем по сравнению с эффективным объеме, т.е. имеет место перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами.

При наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в меньшем по сравнению с эффективным объеме, т.е. имеет место недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами.

В связи с действием внешних эффектов возникает следующая проблема: необходимо трансформировать внешние эффекты во внутренние с тем, чтобы сократить перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами и восполнить недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами.

Трансформация внешних эффектов во внутренние может быть достигнута путем приближения частных издержек (и соответственно выгод) к предельным социальным издержкам (выгодам). Английский экономист А.С. Пигу в качестве решения данной проблемы предложил использовать корректирующие налоги и субсидии.

Корректирующий налог – это налог на выпуск экономических благ, характеризующихся отрицательными внешними эффектами, который повышает предельные частные издержки до уровня предельных общественных.

Корректирующая субсидия – это субсидия производителям или потребителям экономических благ, характеризующихся положительными экономическими эффектами, которая позволяет приблизить предельные частные выгоды к предельным общественным.

Теорема американского экономиста Р. Коуза посвящена проблеме экстернальных (внешних) эффектов и доказательству того, как их можно трансформировать с помощью распределения прав собственности во внутренние издержки участников рыночного процесса. Решение, предложенное А.С. Пигу, не использует концепцию альтернативных издержек и подходит к факторам, как вещественным, а не правовым явлениям. Суть теоремы Коуза заключается в том, что, если права собственности тщательно определены. а трансакционные издержки равны нулю, конечный результат (максимизирующий ценность производства) не зависит от изменений в распределении прав собственности (если отвлечься от эффекта дохода).

Регулирование внешних эффектов. Налог и субсидия Пигу

В тех случаях, когда рынок не в состоянии эффективно решить проблему распределения, на помощь рыночному механизму приходит государство. Только оно обладает механизмом общественного перераспределения ресурсов через государственный бюджет и может воспользоваться универсальными по применимости инструментами перераспределения благ — налогами и субсидиями.

Если за устранение отрицательных экстерналий берется государство, то оно может действовать двумя способами. Во-первых, облагать создателей негативных внешних эффектов корректирующими налогами. Во-вторых, разработать нормы допустимого воздействия на внешнюю среду, экологические стандарты либо напрямую обязать фирмы применять очистительные сооружения и технологии, использовать незагрязняющие способы производства и т.д. В противном случае применяется система штрафов или процедура закрытия предприятия. Корректирующие налоги и штрафы действуют в одинаковом направлении: выплачивающая их фирма увеличивает свои издержки, что заставляет ее сократить чрезмерный выпуск продукции (сократить предложение) до общественно необходимого уровня [38].

Налог Пиг> — налог на каждую единицу продукции предприятия, создающего отрицательные внешние эффекты, призванный отвратить от производства (или потребления) благ, порождающих эти эффекты (рис. 19.3, а).

Рис. 19.3. Налог и субсидия Пигу

Ставка налога Пигу (/) равна внешним издержкам при общественно оптимальном объеме выпуска (0*). Введение налога на предприятия приводит к сдвигу исходной кривой предложения 5 в положение МС + Л Этот налог побудит фирму учитывать внешние издержки (МЕС) и ограничивать прибылемаксимизирующий выпуск общественно оптимальным уровнем. Однако на практике это сделать бывает непросто: внешние издержки изменяются с объемом выпуска (линия МУС не параллельна линии 5). Общая величина налога равна площади треугольника АВС [41].

Тех, чья деятельность порождает положительные экстерналии, государство должно стимулировать. Причем стимулы государства следует рассматривать не как вознаграждение, а как компенсацию недополученной полезности. Субсидия Питу — субсидия, призванная стимулировать производство (или потребление) благ, приносящее внешние выгоды.

На рисунке 19.3, б изображена субсидия Пигу в ситуации положительного внешнего эффекта. В данном случае она выплачивается потребителю. До введения субсидии рыночное равновесие было в точке Е. Допустим, что предельные внешние выгоды постоянны и введена корректирующая субсидия 5 = МБ В. Это приведет к увеличению спроса на благо, что в свою очередь вызовет рост объема производства и цены. Новое равновесие соответствует точке В, и количество производимого блага будет эффективным.

Налоги и субсидии Пигу интернализуют внешние эффекты, делая их частью процесса индивидуального выбора [41]. Интернализация — создание ситуации, при которой внешний эффект входит в процесс индивидуального выбора производителя или потребителя.

Источники:

http://mobile.studbooks.net/1811941/ekonomika/metody_gosudarstvennogo_regulirovaniya
http://lektsii.org/3-28441.html
http://studwood.ru/1990798/ekonomika/korrektiruyuschie_nalogi_subsidii_pigu
http://studopedia.ru/3_189942_korrektiruyushchie-nalogi-i-subsidii-as-pigu-teorema-kouza.html
http://bstudy.net/683326/ekonomika/regulirovanie_vneshnih_effektov_nalog_subsidiya_pigu

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector