К запрещенным субсидиям относятся
Статья 4. Запрещенные субсидии
Статья 4
Запрещенные субсидии
1. Запрещены следующие виды субсидий:
1.1. вывозные субсидии – вывозные субсидии, предоставление которых увязано*(4) в качестве единственного или одного из нескольких условий с результатами вывоза товара с территории государства Стороны, предоставляющей эту субсидию, на территорию государства любой другой Стороны;
1.2. замещающие субсидии – субсидии, предоставление которых увязано*(4) в качестве единственного или одного из нескольких условий с использованием товаров, происходящих с территории государства Стороны, предоставляющей субсидию.
2. В случае если результатом предоставления специфической субсидии является нанесение ущерба отрасли национальной экономики государства любой Стороны, за исключением той, которая эту субсидию предоставляет, то такая субсидия является запрещенной субсидией *(5).
3. Стороны не сохраняют и не вводят меры, которые применяются на основании нормативного правового акта или правового акта субсидирующего органа государства Стороны, соблюдение которых необходимо для получения специфических субсидий и которые требуют:
3.1. проведения закупок или использование хозяйствующим субъектом товаров, происходящих с территории государства Стороны, вводящей меру, или из любого указанного субсидирующим органом государства Стороны местного источника, независимо от того, определяются ли конкретные товары, их объем или стоимость, или доли от объема или стоимости его местного производства;
3.2. чтобы закупки или использование хозяйствующим субъектом ввозимых с территории государства любой из Сторон товаров ограничивались количествами, связанными с объемами или стоимостью вывозимых этим хозяйствующим субъектом товаров, происходящих с территории государства Стороны, вводящей меру;
или которые ограничивают:
3.3. ввоз хозяйствующим субъектом товаров с территории государства любой из Сторон, используемых в его местном производстве или имеющих отношение к его местному производству, в том числе в зависимости от объема или стоимости товаров, происходящих с территории государства Стороны, вводящей меру, вывозимых этим хозяйствующим субъектом на территорию государства любой из Сторон;
3.4. ввоз хозяйствующим субъектом товаров с территории государства любой из Сторон, используемых в его местном производстве или имеющих отношение к нему, путем ограничения доступа хозяйствующего субъекта к валюте государства любой из Сторон объемом поступлений этой валюты, причитающейся предприятию;
3.5. вывоз хозяйствующим субъектом товаров на территорию государства любой из Сторон или продажу хозяйствующим субъектом товаров на территории государства любой из Сторон в зависимости либо от конкретизации товаров, их объема или стоимости, либо от доли от объема или стоимости местного производства, осуществляемого этим хозяйствующим субъектом.
4. Запрещены специфические субсидии, предоставление которых приводит к серьезному ущемлению интересов любой из Сторон. Серьезное ущемление интересов Стороны возникает тогда, когда результатом предоставления специфической субсидии являются:
4.1. вытеснение аналогичного товара с рынка государства субсидирующей Стороны*(6) или сдерживание роста ввоза аналогичного товара, происходящего с территории государства любой из Сторон, на рынок государства субсидирующей Стороны;
4.2. вытеснение аналогичного товара с рынка государства третьей Стороны или сдерживание роста вывоза аналогичного товара, происходящего с территории государства любой из Сторон, на территорию государства третьей Стороны;
4.3. значительное занижение цены товара, при производстве, транспортировке или вывозе с территории государства субсидирующей Стороны которого использовалась специфическая субсидия, относительно цены аналогичного товара, происходящего с территории государства другой Стороны, на одном и том же рынке государства любой из Сторон либо значительное сдерживание роста цен, падение цен или упущенные продажи на одном и том же рынке;
4.4. наличие серьезного ущемления интересов определяется в соответствии с положениями Приложения 2 к настоящему Соглашению.
5. На территории государств Сторон не предоставляются и не сохраняются запрещенные субсидии, включая указанные в Приложении 1 к настоящему Соглашению, и меры, указанные в пункте 3 настоящей статьи.
6. Во всех случаях, когда любая из Сторон имеет основание считать, что субсидирующий орган государства другой Стороны предоставляет запрещенные субсидии, указанные в подпунктах 1.1, 1.2, 4.1, 4.2, 4.3 настоящей статьи, и/или вводит меры, указанные в пункте 3 настоящей статьи, такая Сторона имеет право обратиться к такой другой Стороне с просьбой о проведении консультаций об отмене таких запрещенных субсидий или мер.
7. Если в течение двух месяцев с даты получения по официальным дипломатическим каналам уведомления о проведении консультаций, указанных в пункте 6, Стороны не достигают взаимного согласия, то имеющиеся разногласия разрешаются в соответствии с положениями статьи 10 настоящего Соглашения. Если по результатам процедуры разрешения споров, проведенной в соответствии с положениями статьи 10 настоящего Соглашения, принято решение о том, что одна из Сторон предоставляет запрещенные субсидии, указанные в подпунктах 1.1, 1.2, 4.1, 4.2, 4.3 настоящей статьи, и/или применяет меры, указанные в пункте 3 настоящей статьи, то такая Сторона отменяет такие запрещенные субсидии или меры, указанные в пункте 3 настоящей статьи, немедленно и, безусловно, вне зависимости от того, является ли результатом таких запрещенных субсидий или мер нанесение ущерба национальной экономике государств других Сторон, и вводит компенсирующую меру в отношении такой запрещенной субсидии в соответствии с пунктами 6 – 12 статьи 7 настоящего Соглашения.
8. С даты вступления в силу Протокола к настоящему Соглашению, указанного в пункте 2 статьи 15 настоящего Соглашения (далее – Протокол), специфические субсидии, которые в соответствии с критериями, устанавливаемыми Протоколом, ограничивают, устраняют или не допускают конкуренцию на соответствующем товарном рынке и оказывают негативное влияние на торговлю между Сторонами, запрещены.
9. Субсидирующие органы государств Сторон вправе предоставлять субсидии, предусмотренные в Приложении 3 к настоящему Соглашению, в течение установленного переходного периода.
Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам
ВТО признает, что правительства могут предоставлять субсидии национальному производителю, преследуя различные торгово-политические цели. Система ВТО регулирует только те случаи субсидирования, которые искажают условия конкуренции в международной торговле. Основные принципы и подходы к данной проблеме были подробно разработаны в Соглашении по субсидиям и компенсационным мерам. Необходимо подчеркнуть, что положения данного соглашения относятся к промышленной продукции; порядок субсидирования сельскохозяйственной продукции прописан в Соглашении по сельскому хозяйству.
Соглашение разделяет промышленные субсидии, предоставляемые правительствами, на запрещенные и допустимые. Стало обычной практикой сравнивать категории субсидий по Соглашению с сигналами светофора. Запрещенные субсидии называют красными субсидиями; допустимые, но наказуемые субсидии, в тех случаях, когда субсидированный экспорт наносит ущерб – желтые; допустимые и ненаказуемые субсидии – зеленые.
К запрещенным субсидиям (так называемая, “красная корзина”) относятся экспортные субсидии и субсидии, направленные на поощрение использования местных товаров по отношению к импортируемым. Приложение I к Соглашению приводит примерный перечень экспортных субсидий. К таковым, например, относятся прямые экспортные субсидии; программы, допускающие удержание валюты, любо любая подобная практика, которая влечет за собой выплату премии при экспорте; внутренние транспортные и фрахтовые тарифы для экспортных отгрузок, устанавливаемые или взимаемые на более льготных условиях по сравнению с перевозками на внутреннем рынке. Так, например, в 2001 году Органом по разрешению споров ВТО было вынесено решение в соответствии с иском ЕС постановившее, что американское законодательство о налоговых льготах экспортерам представляет собой скрытую форму экспортных субсидий. ГАТТ-47 запрещало предоставление экспортных промышленных субсидий только развитым странам, после Уругвайского раунда данное положение действует и в отношении развивающихся стран, им предоставлен 8-летний переходный период для внесения изменения в практику субсидирования. В течение этого периода развивающиеся страны не имеют право увеличивать размер своих экспортных субсидий. Однако наименее развитые страны (страны, чей ВНП на душу населения менее 1000 ам. долл.) имеют право субсидировать экспорт.
Допустимые субсидии (так называемая “желтая корзина”), в свою очередь, принято разделять на две категории: “наказуемые” и “ненаказуемые”.
К “наказуемым” субсидиям относятся те случаи субсидирования, когда импорт субсидируемых товаров приводит к негативному влиянию на торговлю в стране-импортере. Вследствие чего страна-импортер имеет право предпринять ответные меры с целью исправления положения. Такие ответные меры могут иметь форму компенсационных пошлин. Но необходимо доказать факт того, что субсидированный импорт наносит серьезный ущерб или прямо угрожает серьезным ущербом национальной промышленности. Кроме того, страна-импортер имеет право вынести вопрос на рассмотрение Органа по урегулированию торговых споров и добиться отмены или изменения системы субсидирования той страны, чей субсидируемый экспорт искажает торговлю.
Для разделения субсидий в рамках “желтой корзины” (когда применение субсидии допускается, но это может иметь негативный эффект) Соглашение использует критерий специфичности для разделения субсидий данного вида на наказуемые и ненаказуемые. Субсидия является специфичной, если она предоставлена:
– предприятию или группе предприятий;
– промышленному сектору или группе секторов;
– определенному географическому региону.
Например, низкие внутренние цены на энергоносители – есть субсидия. Но предоставляется она всем российским предприятиям а, значит, не является специфической.
Допустимые и ненаказуемые субсидии (“зеленая корзина”) – субсидии, не дающие основание для разбирательства, то есть фактически разрешенные субсидии. К таким субсидиям относится финансирование научно-исследовательских работ и внедрение результатов; дотации регионам, находящимся в неблагоприятных условиях; средства, направляемые на охрану окружающей среды. Однако о программах субсидирования следует уведомлять Комитет по субсидиям и компенсационным мерам, учрежденный в соответствии с Соглашением. Кроме того, если допустимая субсидия влечет за собой “серьезные неблагоприятные последствия” для национальной отрасли производства какого-либо члена ВТО, причиняя ей “ущерб, который трудно устранить”, то данный член ВТО может инициировать консультации в рамках Комитета. И Комитет вправе разрешить применить контрмеры пропорционально причиненному ущербу.
Cоглашения ВТО
Соглашение о субсидиях и компенсационных мерах
(Agreement on Subsidies and Countervailing Measures)
Действие Соглашения распространяется на субсидии, предоставляемые страной – членом ВТО в лице ее правительства или органов государственной власти (далее – государство).
Цель Соглашения является не чрезмерное ограничение права правительства страны – члена ВТО на предоставление отечественным предприятиям и организациям субсидий, а запрещение или предотвращение использования правительством субсидий, которые неблагоприятно воздействуют на торговлю других стран.
Субсидия имеет место, когда выполняются два условия:
1) государство осуществляет меры:
– по финансовому содействию в форме:
· прямых переводов денежных средств (в т.ч. дотаций, займов, покупки акций) или обязательств по их переводу (в т.ч. гарантий по займам);
· отказа от взимания или невзимания платежей, поступающих в доход государства (в т.ч. в форме предоставления налоговых льгот);
· льготного или безвозмездного предоставления государством товаров или услуг, за исключением товаров или услуг, предназначенных для поддержания и развития общей инфраструктуры, либо льготного приобретения товаров или услуг;
· осуществления платежей в механизм финансирования;
– по поддержанию доходов или цен в любой форме, когда прямым или косвенным результатом является увеличение экспорта какого-либо вида продукции с территории этого государства или сокращение импорта такого вида продукции на территорию этого государства;
2) вследствие этого обеспечивается получение какой-либо выгоды.
Положение о получении выгоды является основным при определении того, представляет ли конкретная мера субсидию или нет. В общем можно считать, что любая мера правительства по оказанию финансового содействия, которая несовместима с коммерческими соображениями, обеспечивает получение выгоды.
Принципиально новым моментом является понятие специфичности субсидий. Субсидия является специфической, если:
– она предоставляется конкретному предприятию или конкретной отрасли экономики либо конкретной группе предприятий или отраслей (далее – определенные предприятия);
и
– орган, предоставляющий субсидию, или законодательство, в соответствии с которым этот орган действует, четко ограничивает доступ к субсидии только для определенных предприятий.
В Соглашение включено положение, имеющее важное значение для решения вопросов, связанных с созданием на территории страны – члена ВТО особых экономических зон, зон экономического развития и т.п.: субсидия считается специфической, когда доступ к ней ограничен для определенных предприятий, расположенных в конкретно обозначенном географическом регионе, который находится под юрисдикцией субсидирующего органа.
Необходимо отметить, что любая экспортная или импортозамещающая субсидия является специфической.
Субсидия не является специфической там, где установлены объективные критерии или условия, определяющие право на получение субсидии и ее размер, при этом указанное право должно быть автоматическим, а объективные критерии и условия строго соблюдаться. Критерии или условия считаются объективными, если они:
– являются нейтральными;
– не создают преимуществ для определенных предприятий по сравнению с другими;
– носят экономический характер;
– являются горизонтальными по способу применения.
Например, к таким критериям и условиям может относиться число наемных работников или объем производства предприятия. Необходимо отметить, что такие объективные критерии или условия должны быть сформулированы в соответствующем законе, норме или в другом официальном документе таким образом, чтобы гарантировать возможность их проверки.
Соглашением установлены две категории субсидий: запрещенные и разрешенные субсидии.
К субсидиям, которые запрещены к применению в странах – членах ВТО, относятся:
– экспортные субсидии, т.е. субсидии, предоставление которых увязано с осуществлением экспортных поставок. В их числе:
· прямое субсидирование экспортных поставок;
· предоставление для выпуска экспортной продукции субсидированных факторов производства;
· полное или частичное освобождение предприятий – экспортеров от уплаты прямых налогов за экспортные поставки;
· осуществление правительственных программ предоставления гарантий по экспортным кредитам и страхования таких кредитов с использованием ставок премий, недостаточных для покрытия долгосрочных операционных расходов и убытков по этим программам;
· предоставление экспортных кредитов по более низким ставкам по сравнению со ставками коммерческих кредитных учреждений и др.
Иллюстративный перечень экспортных субсидий приведен в приложении I к Соглашению;
– импортозамещающие субсидии, т.е. субсидии, направленные на стимулирование использования товаров отечественного производства вместо импортных товаров.
Любая запрещенная субсидия рассматривается как специфическая.
Для компенсации воздействия запрещенных субсидий затронутая страна – член ВТО может по результатам расследования вводить компенсационные пошлины или обратиться к системе разрешения споров, действующей в рамках ВТО.
Все остальные субсидии относятся к разрешенным, которые делятся на две группы:
– субсидии, дающие основание для проведения расследований («желтые» субсидии). К таким субсидиям относятся специфические субсидии, которые оказывают неблагоприятное воздействие на интересы других стран – членов ВТО в форме:
· причинения материального ущерба отрасли экономики импортирующей страны – члена ВТО, который может являться основанием для проведения этой страной соответствующего расследования с целью введения компенсационной пошлины на субсидированный импорт;
· аннулирования или сокращения выгод, получаемых прямо или косвенно другими странами – членами ВТО по ГАТТ 1994, в частности, выгод от тарифных уступок, закрепленных в национальных перечнях уступок;
· причинения или угрозы причинения серьезного ущерба интересам другой страны – члена ВТО. Серьезный ущерб считается существующим в случае:
если общий уровень субсидирования импортируемого вида продукции превышает 5% от стоимости;
предоставления субсидий на покрытие убытков от основной деятельности, которые несет отрасль экономики;
предоставления субсидий на покрытие убытков от основной деятельности, которые несет предприятие, причем эти субсидии не должны представлять однократные меры, которые являются разовыми и не могут повторяться для данного предприятия и которые принимаются только для того, чтобы дать время для осуществления долгосрочных решений и избежать острых социальных проблем;
прямого списания задолженности государству и государственных субсидий на погашение задолженности.
Затронутая страна – член ВТО может вводить по результатам расследования компенсационные пошлины или обратиться к процедуре разрешения споров, действующей в рамках ВТО;
– субсидии, не дающие основания для проведения расследования. К таким субсидиям относятся все субсидии, не являющиеся специфическими, а также некоторые специфические субсидии.
Следует отметить, что положения Соглашения о субсидиях, не дающих основания для проведения расследований, потеряли силу по состоянию на 1.01.2000 г.
Компенсационные меры могут быть приняты лишь по результатам расследования, проводимого соответствующими органами импортирующей страны.
Расследование проводится по письменному заявлению отрасли экономики импортирующей страны или от ее имени (аналогично тому, как это проводится в случае антидемпингового расследования).
В заявлении должны быть обязательно приведены достаточные доказательства существования:
– субсидии и, по возможности, ее размеры;
– материального ущерба, под которым понимается ущерб отрасли экономики импортирующей страны или угроза причинения такого ущерба либо существенная задержка в развитии такой отрасли экономики;
– причинно-следственной связи между субсидируемым импортом и предполагаемым ущербом.
Однако при особых обстоятельствах решение об инициировании расследования может быть принято соответствующими органами импортирующей страны – члена ВТО и без получения заявления от отрасли отечественной экономики или от ее имени. Для этого органа должны иметь доказательства наличия субсидии, ущерба и причинно-следственной связи между ними, достаточные для обоснования инициирования расследования.
Следует отметить, что расследование немедленно прекращается, когда:
– размер субсидии является минимальным (de minimis) и составляет менее 1% стоимости;
или
– объем субсидированного импорта либо материальный ущерб незначителен.
Определение материального ущерба должно основываться на прямых доказательствах и включать объективное расследование:
– объема субсидированного импорта и его влияния на цены внутреннего рынка импортирующей страны на виды продукции, подобные субсидированным;
или
– последствий такого импорта для производителей подобных видов продукции в импортирующей стране.
Порядок участия в расследовании экспортеров и других заинтересованных сторон, сроки проведения расследований – как и в случае антидемпинговых расследований.
Расследование может быть приостановлено или прекращено без введения компенсационных мер (временных мер или компенсационных пошлин), если будут получены добровольные обязательства, удовлетворяющие страну, проводящую расследование:
– от правительства экспортирующей страны-члена ВТО: об отмене или ограничении субсидии либо о принятии других мер, касающихся последствий предоставления субсидий;
или
– от экспортера: о согласии пересмотреть свои цены таким образом, чтобы устранить неблагоприятные последствия предоставления субсидии.
По результатам расследования органы расследования импортирующей страны принимают решения о введении следующих компенсационных мер:
– временных мер в форме временных компенсационных пошлин, гарантированных денежными депозитами или залогами на сумму, равную предварительно рассчитанной величине субсидирования. Временные меры вводятся с целью предотвращения материального ущерба, который может быть нанесен субсидированным импортом в период проведения расследования.
Срок, на который вводятся временные меры, не превышает 4 месяцев;
– компенсационных пошлин.
Решение о введении и о размере компенсационной пошлины принимается органами власти импортирующей страны-члена ВТО.
Компенсационной пошлиной, вводимой в отношении какого-либо вида продукции, на недискриминационной основе облагается импорт такого вида продукции из всех источников, по которым в ходе проведенного расследования установлено, что эти источники пользовались субсидиями, в результате чего причинен материальный ущерб; при этом импорт из каждого источника облагается индивидуальной компенсационной пошлиной.
Размер компенсационной пошлины, взимаемой с субсидированного импортируемого товара, не должен превышать установленный размер субсидии в пересчете на единицу субсидированного и экспортированного товара.
Срок, на который вводится компенсационная пошлина, и ее размер определяются необходимостью противодействия субсидированию, которое причиняет ущерб. Пошлина не может вводиться на срок, превышающий пять лет с даты ее введения. Но этот срок может пересматриваться органами расследования импортирующей страны в сторону увеличения, если для этого имеются объективные основания.
Ставка временных и компенсационных пошлин прибавляются к ставкам таможенных пошлин, применяемых в импортирующей стране к товарам, которые аналогичны субсидированным товарам.
Временные меры и компенсационные пошлины применяются только к той продукции, которая поступает для внутреннего потребления в импортирующей стране после того, как соответствующие решения о введении таких мер или пошлин вступят в силу.
Что касается положений Соглашений, относящихся к информации о расследовании и возможности срочного рассмотрения административных действий, связанных с принятием окончательных решений по результатам компенсационных расследований, то они аналогичны таким же положениям Соглашения о выполнении статьи VI ГАТТ 1994 (Антидемпингового кодекса).
В Соглашении содержатся положения о специальном и дифференцированном режиме для развивающихся стран – членов ВТО.
Споры между странами-членами ВТО, возникающие в связи с предоставлением субсидий, рассматриваются в соответствии с положениями Договоренности о правилах и процедурах, регулирующих разрешения споров, с учетом особых и дополнительных правил и процедур, предусмотренных в Соглашении.
Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам: субсидии и их виды, процедуры расследования и принятия ответных мер.
Действие Соглашения распространяется на субсидии, предоставляемые страной – членом ВТО в лице ее правительства или органов государственной власти (далее – государство)
Цель Соглашения является не чрезмерное ограничение права правительства страны – члена ВТО на предоставление отечественным предприятиям и организациям субсидий, а запрещение или предотвращение использования правительством субсидий, которые неблагоприятно воздействуют на торговлю других стран. Субсидия имеет место, когда выполняются два условия:
· 1) государство осуществляет меры: по финансовому содействию в форме: прямых переводов денежныхсредст;·отказа от взимания или невзимания платежей, поступающих в доход государства;·льготного или безвозмездного предоставления государством товаров или услуг, за исключением товаров или услуг, предназначенных для поддержания и развития общей инфраструктуры, либо льготного приобретения товаров или услуг;· осуществления платежей в механизм финансирования; либо- по поддержанию доходов или цен в любой форме, когда прямым или косвенным результатом является увеличение экспорта какого-либо вида продукции с территории этого государства или сокращение импорта такого вида продукции на территорию этого государства
· 2) вследствие этого обеспечивается получение какой-либо выгоды.
Принципиально новым моментом является понятие специфичности субсидий. Субсидия является специфической, если:
· – она предоставляется конкретному предприятию или конкретной отрасли экономики либо конкретной группе предприятий или отраслей (далее – определенные предприятия);
· – орган, предоставляющий субсидию, или законодательство, в соответствии с которым этот орган действует, четко ограничивает доступ к субсидии только для определенных предприятий.
Соглашением установлены две категории субсидий: запрещенные и разрешенные субсидии. К субсидиям, которые запрещены к применению в странах – членах ВТО, относятся:
Для компенсации воздействия запрещенных субсидий затронутая страна – член ВТО может по результатам расследования вводить компенсационные пошлины или обратиться к системе разрешения споров, действующей в рамках ВТО.
Все остальные субсидии относятся к разрешенным, которые делятся на две группы:
- субсидии, дающие основание для проведения расследований («желтые» субсидии). К таким субсидиям относятся специфические субсидии, которые оказывают неблагоприятное воздействие на интересы других стран – членов ВТО Затронутая страна – член ВТО может вводить по результатам расследования компенсационные пошлины или обратиться к процедуре разрешения споров, действующей в рамках ВТО;
- субсидии, не дающие основания для проведения расследования. К таким субсидиям относятся все субсидии, не являющиеся специфическими, а также некоторые специфические субсидии..
Расследование проводится по письменному заявлению отрасли экономики импортирующей страны или от ее имени. Однако при особых обстоятельствах решение об инициировании расследования может быть принято соответствующими органами импортирующей страны – члена ВТО и без получения заявления от отрасли отечественной экономики или от ее имени. Для этого органа должны иметь доказательства наличия субсидии, ущерба и причинно-следственной связи между ними, достаточные для обоснования инициирования расследования.
По результатам расследования органы расследования импортирующей страны принимают решения о введении следующих компенсационных мер:
· временных мер в форме временных компенсационных пошлин, гарантированных денежными депозитами или залогами на сумму, равную предварительно рассчитанной величине субсидирования.
Соглашение разделяет промышленные субсидии, предоставляемые правительствами, на запрещенные и допустимые. Запрещенные субсидии называют красными субсидиями; допустимые, но наказуемые субсидии, в тех случаях, когда субсидированный экспорт наносит ущерб – желтые; допустимые и ненаказуемые субсидии – зеленые. К запрещенным субсидиям (так называемая, “красная корзина”) относятся экспортные субсидии и субсидии, направленные на поощрение использования местных товаров по отношению к импортируемым.
Допустимые субсидии (так называемая “желтая корзина”), в свою очередь, принято разделять на две категории: “наказуемые” и “ненаказуемые”. К “наказуемым” субсидиям относятся те случаи субсидирования, когда импорт субсидируемых товаров приводит к негативному влиянию на торговлю в стране-импортере. Вследствие чего страна-импортер имеет право предпринять ответные меры с целью исправления положения. Такие ответные меры могут иметь форму компенсационных пошлин. Но необходимо доказать факт того, что субсидированный импорт наносит серьезный ущерб или прямо угрожает серьезным ущербом национальной промышленности. Кроме того, страна-импортер имеет право вынести вопрос на рассмотрение Органа по урегулированию торговых споров и добиться отмены или изменения системы субсидирования той страны, чей субсидируемый экспорт искажает торговлю. Допустимые и ненаказуемые субсидии– субсидии, не дающие основание для разбирательства, то есть фактически разрешенные субсидии. К таким субсидиям относится финансирование научно-исследовательских работ и внедрение результатов; дотации регионам, находящимся в неблагоприятных условиях; средства, направляемые на охрану окружающей среды. Однако о программах субсидирования следует уведомлять Комитет по субсидиям и компенсационным мерам, учрежденный в соответствии с Соглашением. Компенсационные пошлина (мера) — вводятся на импортируемые товары, на которые в стране их производства с целью развития экспорта или замещения импорта используются государственные субсидии, что приводит к искусственному снижению затрат на производство, а следовательно и стоимости таких товаров;
22. Что такое «предотгрузочная инспекция» (виды, требования и органы ПИ)?
Cоглашение по предотгрузочной инспекции товаров направлено на то, чтобы снизить трудности, с которыми сталкиваются экспортеры при проведении сделок со странами, использующими предотгрузочную инспекцию. В дополнение к этому соглашение создает механизм рассмотрения претензий, что позволяет экспортерам, которые считают, что указанные ими цены пересмотрены инспекционной компанией произвольно, подать жалобу назначенному старшему должностному лицу инспектирующей компании или, если это не принесет результатов, передать дело в орган по рассмотрению претензий, существующий в рамках Соглашения.
Некоторые страны прибегают к услугам независимых компаний для подтверждения качества и количества товаров, которые они хотели бы импортировать. Эти проверки проводятся обычно до отправки товаров в стране-экспортере, что гарантирует импортеру, что товары отвечают технической спецификации и стандартам качества, указанным в контракте, а также, что количество экспортируемых товаров соответствует контракту. Услугами таких компаний пользуются не только частные коммерческие компании, но и компании, осуществляющие государственные закупки. Кроме того, предотгрузочная инспекция товаров своей основной целью может ставить контроль за завышением или занижением цен на импортируемые товары, а также предотвращение мошенничества или другой порочной практики. Таким образом, можно выделить следующие цели предотгрузочной инспекции:
- подтверждение стоимости товара;
- гарантия того, что товар классифицирован экспортером согласно товарной номенклатуре страны-импортера;
- гарантия того, что физически количество товара соответствует условиям контракта.
В связи с этим, контракты на обязательную инспекцию товаров перед отправкой можно сгруппировать в две категории по целям, с которыми нанимают специальные инспекционные компании.
Первая категория – контракты, основной целью которых является предотвращение оттока капитала за рубеж посредством завышения таможенной стоимости товара.
Вторая категория контрактов ставит своей целью предотвратить недобор прибыли от таможенных пошлин и сборов вследствие занижения стоимости или намеренного искажения классификации импортируемых товаров с целью занижения таможенной стоимости.
Кроме того, в обоих случаях предотгрузочная инспекция предотвращает возникновения коллизий, связанных с разной системой стандартизации.
Запрещенные и допустимые субсидии
Соглашение ВТО по субсидиям и компенсационным мерам (ст. 3) выделяет запрещенные виды субсидий:
- — субсидии, увязанные по закону или фактические качестве единственного условия или одного из нескольких условий с результатами экспорта;
- — субсидии, увязанные по закону или фактически в качестве единственного условия или одного из нескольких условий с использованием отечественных товаров вместо импортных.
Указанные субсидии запрещены в рамках ВТО, чтобы:
- а) пресекать намерения государства — члена ВТО создавать льготные условия для экспорта товаров и тем самым нарушать условия конкуренции в стране, принимающей эти товары;
- б) стимулировать замещение импортных товаров отечественными, препятствовать конкуренции отечественных товаров с зарубежными.
Аналогично запрещенные субсидии определены в Соглашении о единых правилах предоставления промышленных субсидий. К ним относятся:
- а) вывозные субсидии, т. е. субсидии, предоставление которых увязано в качестве единственного условия или одного из нескольких условий с результатами вывоза товара с территории государства — стороны Соглашения, предоставляющего эту субсидию, на территорию государства — любой другой стороны;
- б) замещающие субсидии — это субсидии, предоставление которых увязано в качестве единственного условия или одного из нескольких условий с использованием товаров, происходящих с территории государства-стороны, предоставляющего субсидию.
Признано, что такие субсидии искажают взаимную торговлю, поскольку не получающие преимущества продавцы вынуждены работать в неравных конкурентных условиях с получателями субсидий. В принципе субсидирование допускается, если оно не искажает взаимную торговлю между государствами. Государства вправе предоставлять такие субсидии без ограничений.
Соглашение ВТО о субсидиях и компенсационных мерах выделяет такой их вид, как специфические субсидии (ст. 2). К ним относятся прежде всего указанные выше запрещенные субсидии. Любой член ВТО с соблюдением порядка, предусмотренного Соглашением о субсидиях и компенсационных мерах, вправе вводить в соответствии с национальным законодательством компенсационные пошлины, дополнительные к основным таможенным пошлинам на ввоз товаров на свою территорию. По сути, подобная мера является санкцией, применяемой в ответ на использование запрещенных (неправомерных) субсидий. При этом для применения таких мер процедура расследования, представления доказательств причинения ущерба для национальной экономики не обязательна.
Другие специфические субсидии (кроме запрещенных) можно, на наш взгляд, рассматривать как относительно правомерные (допустимые) субсидии. Согласно ст. 7 Соглашения ВТО о субсидиях и компенсационных мерах такие субсидии допустимы, если они не влекут за собой ущерб для отечественной промышленности, аннулирование или сокращение выгод либо серьезное ущемление интересов любого члена ВТО. Если же, напротив, влекут эти последствия, то с соблюдением установленных в рамках ВТО процедур и на основе норм национального законодательства о расследовании могут быть введены компенсационные пошлины.
Такие субсидии (кроме запрещенных) Соглашение ВТО о субсидиях и компенсационных мерах (ст. 2) рассматривает как специфические, предоставляемые, в частности, при следующих условиях:
- — если субсидирующий орган или законодательство, в соответствии с которым действует субсидирующий орган, четко ограничивает доступ к субсидиям только определенных предприятий. Речь идет, на наш взгляд, прежде всего о том, что субсидии не могут предоставляться индивидуально, например исключительно по усмотрению должностного лица. Соответственно в нормативном правовом акте РФ в качестве потенциальных получателей субсидий не должны указываться, например, только государственные или муниципальные предприятия;
- — если субсидирующий орган или законодательство, в соответствии с которым действует субсидирующий орган, устанавливает объективные критерии или условия, определяющие право на получение и размер субсидий; специфичность не существует при условии, что право на получение является автоматическим и что такие критерии и условия строго выполняются. Иначе говоря, критерии и условия должны быть оговорены в законе, инструкции, акте или других официальных документах таким образом, чтобы их можно было проверить. Так, в РФ условия предоставления субсидий устанавливаются Правительством РФ на основе БК РФ для неопределенного круга лиц. Значит, потенциальными получателями субсидий могут выступать любые лица, соответствующие установленным критериям (требованиям);
- — если субсидии, использование которых ограничено определенными предприятиями, расположенными в обозначенном географическом регионе, находящемся под юрисдикцией субсидирующего органа, являются специфическими. Подразумевается, что введение или изменение компетентными правительственными органами на всех уровнях универсально применяемых ставок налогов в целях настоящего Соглашения не рассматривается как специфическая субсидия. Полагаем, что данное условие касается прежде всего унитарных государств. В отношении РФ, республики и другие субъекты РФ нельзя рассматривать в качестве обычных географических регионов. В соответствии с Конституцией РФ республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство, а край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свой устав и законодательство (ст. 5 Конституции РФ). Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Вне пределов ведения РФ, совместного ведения РФ и субъектов РФ республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (ст. 132 Конституции РФ).
С учетом экономической самостоятельности субъектов РФ и муниципальных образований ст. 78 Б К РФ определяет их право определять условия предоставления субсидий в регионах.
Вместе с тем в РФ есть особые экономические зоны, зоны территориального развития, резидентам которых предоставлены серьезные льготы, прежде всего налоговые, подпадающие под категорию специфических субсидий. Следовательно, формально в дальнейшем не исключены случаи возбуждения процедур защиты прав членов ВТО на основе правил ВТО.
В заключение отметим, что в связи с членством в ВТО Россия сохранит практически все имеющиеся рычаги поддержки и промышленности, и сельского хозяйства. ВТО не запрещает предоставления субсидий. Однако они должны предоставляться по определенным правилам. Как нами уже отмечалось, нельзя предоставить экспортную субсидию либо субсидию, цель которой — замещение импорта, однако можно субсидировать и сельское хозяйство, и промышленность в других формах. Для сельскохозяйственных производителей, например, установлено ограничение на субсидии, искажающие торговлю, однако в России ежегодный объем таких субсидий по условиям ВТО сможет почти вдвое превысить существующий.
Общая сумма сельскохозяйственной поддержки, препятствующей торговле, не могла превышать 9 млрд долл, за 2012 г. и должна постепенно снизиться до 4,4 млрд долл, к 2018 г.
Источники:
http://base.garant.ru/12184869/1b93c134b90c6071b4dc3f495464b753/
http://studopedia.ru/7_106647_soglashenie-po-subsidiyam-i-kompensatsionnim-meram.html
http://www.vneshmarket.ru/content/document_r_0F8FA60A-F593-4F76-AC6F-F967D78A7E37.html
http://infopedia.su/9x4f8b.html
http://studref.com/394226/ekonomika/zapreschennye_dopustimye_subsidii