4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Содержание

Если субсидия не использована полностью

Неиспользованные остатки целевой субсидии

«Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение», 2014, N 1

В силу определенных обстоятельств на лицевом счете автономного учреждения в конце финансового года могут оказаться неиспользованные остатки целевых субсидий. Ввиду того что в отношении этого вида финансирования деятельности учреждения осуществляется особый контроль со стороны учредителей и финансовых органов, необходимо четко понимать, какие действия в отношении данных денежных средств может совершать автономное учреждение. Алгоритм таких действий рассмотрим в статье.

Предоставление автономным учреждениям субсидий на иные цели (целевых субсидий) осуществляется в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ. Определение целей, на которые могут предоставляться такие субсидии, отнесено к компетенции соответствующих высших исполнительных органов государственной власти или местной администрации, из бюджета которых они выделяются. Объем и условия предоставления устанавливаются Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления. Целевая субсидия предоставляется автономному учреждению в соответствии с соглашением, заключенным между этим учреждением и его учредителем.

Согласно п. 13 Приказа Минфина России от 28.07.2010 N 81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения» при предоставлении государственному (муниципальному) учреждению целевой субсидии учреждение составляет и представляет органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя, сведения об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению (ф. 0501016).

Если целевая субсидия в текущем финансовом году израсходована не полностью

Пунктом 3.17 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Федеральный закон N 174-ФЗ) указывается на то, что не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных автономному учреждению из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на основании абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ, подлежат перечислению автономным учреждением в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ.

Вместе с тем согласно п. 3.18 ст. 2 Федерального закона N 174-ФЗ эти остатки средств, перечисленные автономными учреждениями в соответствующий бюджет, могут быть возвращены автономным учреждениям в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели в силу решения соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя автономного учреждения.

Департамент бюджетной политики и методологии Минфина России в своих Письмах от 29.01.2013 N 02-13-06/291 и от 22.10.2013 N 12-08-06/44036 сообщает, что финансовым ведомством подготовлены поправки, уточняющие положения п. 3.18 ст. 2 Федерального закона N 174-ФЗ, в соответствии с которыми остатки целевых субсидий, не использованные в текущем финансовом году, могут использоваться автономными учреждениями в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели в силу решения соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя в отношении автономного учреждения, то есть без обязанности перечисления в бюджет с последующим возвратом.

Кроме этого, указанными изменениями создаются правовые основания для установления финансовым органом порядка взыскания неиспользованных остатков целевых субсидий, предоставленных из бюджета автономным учреждениям.

Пунктом 19 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ такие основания для бюджетных учреждений установлены, а Федеральным законом N 174-ФЗ для автономных учреждений они не предусмотрены.

В законодательстве РФ нет ограничений для самостоятельного возврата автономными учреждениями в соответствующий бюджет остатков целевых субсидий (не дожидаясь решения главного распорядителя бюджетных средств о взыскании этих остатков).

Если учреждением не возвращены остатки целевой субсидии и не получено разрешение учредителя о возможности их использования на те же цели в очередном финансовом году, указанные остатки подлежат взысканию в порядке, установленном соответствующим финансовым органом.

Общие требования к порядку взыскания неиспользованных остатков субсидий утверждены Приказом Минфина России от 28.07.2010 N 82н «О взыскании в соответствующий бюджет неиспользованных остатков субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ государственным (муниципальным) учреждениям» (далее — Приказ N 82н). На основании данного документа на уровне субъектов РФ (муниципальных образований) должны быть разработаны свои порядки взыскания таких средств, которыми определяются дата, с которой осуществляется взыскание, документы, являющиеся основанием для взыскания.

В соответствии с пп. «а» п. 3 Приложения 2 к Приказу N 82н учреждение до 1 июля финансового года, следующего за отчетным, представляет в территориальный орган Федерального казначейства, в котором ему открыт отдельный лицевой счет для учета операций с целевыми субсидиями, утвержденные органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, сведения об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению на 20__ г. (ф. 0501016).

В графе 5 «Разрешенный к использованию остаток субсидии прошлых лет на начало 20__ г.» этих сведений указываются суммы остатков целевых субсидий, в отношении которых наличие потребности в направлении их в текущем финансовом году на те же цели подтверждено органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.

К сведению. Особенности и примеры оформления сведений об операциях с целевыми субсидиями, содержащих суммы разрешенных к использованию остатков целевых субсидий прошлых лет, приведены в совместном Письме Минфина России N 02-13-07/6650 и Федерального казначейства N 42-7.4-05/3.3-128 от 05.03.2013.

В случае если до 1 июля финансового года, следующего за отчетным, учреждением в территориальный орган Федерального казначейства не представлены соответствующие сведения, территориальный ОФК осуществляет взыскание остатков целевых субсидий, подлежащих взысканию, путем их перечисления на счет, открытый УФК по субъекту РФ на балансовом счете 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации» для последующего перечисления остатков целевых субсидий, подлежащих взысканию, в доход федерального бюджета (пп. «б» п. 3 Приложения 2 к Приказу N 82н).

В соответствии с положениями п. 12 Порядка санкционирования расходов федеральных бюджетных учреждений и федеральных автономных учреждений, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, источником финансового обеспечения которых являются целевые субсидии, утвержденного Приказом Минфина России от 16.07.2010 N 72н, неиспользованные остатки целевых субсидий, в отношении которых не принято решение о наличии (отсутствии) потребности в направлении их на те же цели в текущем финансовом году, до представления федеральным учреждением в территориальный орган Федерального казначейства сведений об операциях с целевыми субсидиями (в случае принятия решения о наличии потребности) отражаются на лицевом счете, предназначенном для учета операций со средствами, предоставленными федеральным учреждениям из федерального бюджета в виде субсидий на иные цели, открытом учреждению в территориальном ОФК, с пометкой «без права расходования» до 1 июля.

Бухгалтерский учет поступления и возврата целевых субсидий

Согласно п. 21 Инструкции N 157н предоставленные учреждению субсидии на иные цели учитываются по коду вида деятельности (финансового обеспечения) 5.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Бухгалтерский учет операций с целевыми субсидиями в автономном учреждении ведется в соответствии с Инструкцией N 183н . Рекомендации по этому вопросу даны и в Письме Минфина России от 05.04.2013 N 02-06-07/11164. В нем приведена корреспонденция счетов, применяемая получателями субсидий.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н.

Следует обратить внимание на то, что доходы, полученные в виде субсидии на иные цели, в бухгалтерском учете автономного учреждения начисляются после того, как орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, примет отчет учреждения о целевом расходовании полученных средств.

Субсидия что это: объяснение простыми словами, кому полагается выплата и порядок получения

Субсидия – это выплата, которая предоставляется в рамках какой-либо программы от властей определенного субъекта Российской Федерации, местного муниципалитета, или какой-либо внебюджетной организации гражданам, имеющим права на ее получение. Некоторые слои населения используют государственные субсидии не первый раз, другие достаточно поздно узнают, что они им полагались или полагаются.

Что же за выплата это такая, субсидия, и кому она полагается, читайте далее в представленном материале

В этом материале более подробно поговорим о том, что же это за выплата, в какой форме она может предоставляться, и какие субсидии сегодня действуют на территории нашей страны.

Что такое субсидия: важные подробности

Итак, под поднятием субсидия, как мы уже кратко обозначили выше, кроется обозначение помощи материального характера, поступающей нуждающимся слоям населения от:

  • учреждений государственного уровня;
  • местных муниципалитетов;
  • социальных фондов.

Получить субсидию может не только гражданин, но также и организация, действующая на территории России.

Субсидия характеризуется рядом важных свойств, которые нужно учитывать, чтобы более точно понять для чего она предоставляется.

Характерным для субсидий является то, что предоставление их осуществляется всегда ради достижения определенной цели, и на полностью безвозмездных основаниях

  1. Так, в первую очередь следует сказать, что направленность каждой субсидии является целевой. Иными словами, выделение средств из бюджета структур производится ради достижения совершено конкретной цели. Так, например, если молодой семье дают субсидию на ипотечное кредитование с целью купить жилье, на продукты или обучение детей эти средства молодые родители потратить не могут.
  2. Второй принцип субсидий – их предоставление на безвозмездной основе. Кроме того, чтобы доказать свое право на обладание ими, лица, входящие в категорию потенциальных получателей, не должны ничего возвращать или предоставлять взамен.

Существующие разновидности субсидий

Как вы уже могли догадаться, существует множество видов субсидий. Они различаются по множеству критериев. Рассмотрим их в нижеследующей таблице.

Читать еще:  Суворовский район одесса субсидии

Наиболее популярными в нашей стране субсидиями являются те, что выдаются на погашение части оплаты коммунальных услуг, и приобретение жилья с использованием ипотечного займа

Таблица 1. Классификация субсидий

Цели субсидирования

Цели предоставление субсидий также может преследовать разные. Так, в основном финансирование осуществляется ради:

  • оказания посильной материальной помощи нуждающимся гражданам страны (как, например, организация предоставления отдельного налогового вычета для лиц, имеющих инвалидность);
  • оказание поддержки компаниям различного толка (например, льготы по налогообложению для предприятий, входящих в категорию малого бизнеса);
  • финансирование ослабленных бюджетов нижестоящего уровня за счет материального поступления от казны вышестоящей (к примеру софинансирование проектов, открытых в определенной отрасли экономики, и т.д.).

Цели субсидирования могут быть разные, но в любом случае связанные с облегчением жизни нуждающихся категорий населения, организаций или бюджетов местного уровня

Обратите внимание: цели субсидирования могут быть разными, но всегда данное явление направлено на поддержание нуждающихся, будь то физическое лицо, компания, или обедневший бюджет.

Кому полагается выплата субсидии

Существует несколько категорий лиц, которые могут претендовать на получение данного материального содержания от государства. О ком речь, рассмотрим в далее представленном перечне.

В первую очередь получателями субсидий являются, конечно, граждане, которые входят в малоимущие слои населения нашей страны. При этом выделение средств на поддержание их жизни производится из бюджетов:

  • ФСС;
  • субъекта Российской Федерации, на территории которого живет нуждающееся лицо;
  • муниципального бюджета.

Конечно, лучше иметь безбедную жизнь, и не получать субсидий, однако, тем гражданам, у которых все складывается не лучшим образом, приходится прибегать к их получению

Так, например, нередко государство берет на себя оплату части расходов родителей, с которыми те вынуждены столкнуться при сборе ребенка в школу в первый класс.

В обязательном порядке производится предоставление субсидий гражданам, которые оказались в серьезной ситуации, с которой самостоятельно они справиться не могут. Так, например, если лицо стало инвалидом, и больше не может обслуживать свои элементарные потребности, государство предоставляет ему всяческую помощь, в том числе и субсидии.

  • Предлагается воспользоваться субсидированием также и гражданам, которые вышли на заслуженный пенсионный отдых.
  • Предоставление материальной поддержки данного типа также осуществляется для малого бизнеса.
  • Лица, которые не имеют работы, и приняли решение встать на учет на бирже труда, и одновременно желающие начать собственное дело, также могут получить на эту цель субсидию от государства.
  • Могут получить материальную поддержку в интересующей нас форме также и граждане, которые имеют особенные награды, или официально признанные заслуги перед Отечеством.
  • Актуально также материальное вспоможение от вышестоящих государственных структур нижестоящим, путем дофинансирования определенной сферы деятельности вторых.

Какова величина субсидии

Конечно, следует понимать, что субсидия является выплатой, способной покрыть лишь часть вашей нужды. Иными словами, получая ее, компания, человек или структура лишаются необходимости выплачивать на ту или иную цель полную стоимость, однако, частично они все же обязаны вносить соответствующие платежи.

Субсидия не является суммой, способной покрыть ваши расходы полностью. Наоборот, она призвана лишь подтолкнуть вас к действию, частично облегчив финансовое бремя

К примеру, вам дали субсидию на оплату завышенной стоимости коммунальных услуг. Определив искомую излишнюю стоимость, с которой вы сами не в состоянии справится, государство ее покроет, однако, в то же время остаток вам придется внести за счет имеющихся у вас денежных средств.

Проще говоря, субсидия может покрыть ваши расходы лишь частично, о чем бы ни шла речь, путем предоставления средств из бюджетов страны различного уровня.

Что нужно сделать, чтобы оформить получение субсидии

Как мы уже говорили, одной из характерных черт субсидии является ее полная безвозмездность. Таким образом, все, что вам нужно сделать — доказать право на обладание данной формой материальной поддержки от правительственных структур. Доказательством же, как известно, в таких случаях могут выступать исключительно официальные документы, обозначенные в определенном перечне.

Перечень необходимых к сбору бумаг будет меняться согласно направленности субсидии, которую вы получаете

Разумеется, перечни будут отличаться согласно тому, какая именно разновидность предоставляемых субсидий вас интересует. К примеру:

  • если вы взялись за оформление выплаты на приобретение жилой недвижимости, то вам необходимо доказать, что вы нуждаетесь в помощи такого рода (то есть взять выписку из ЕГРН, где будет указано, что у вас во владении недвижимость отсутствует) или же предоставить свидетельство о том, что вы относитесь к категории граждан, имеющих особый статус (например, вы служите в том или ином военном учреждении, предоставьте удостоверение);
  • если вы открываете свой бизнес, и хотели бы заручиться материальной поддержкой от государства, вам понадобится представить на рассмотрение индивидуальный номер налогоплательщика, свидетельство об обязательном пенсионном страховании, и диплом из учреждения, где вы получали высшее или средне-специальное образование;
  • если вы переплачиваете за коммунальные услуги, а точнее не можете себе позволить платить полную сумму, которую требует управляющая компания, передайте на рассмотрение справку о доходах, в которой черным по белому будут обозначены те небольшие деньги, которые вы получаете.

Единственным документом, который обязателен к предоставлению во всех случаях, является паспорт Российского гражданина

Обратите внимание: для каждого случая в обязательном порядке необходимо предоставлять на рассмотрение паспорт гражданина Российской Федерации, который на глобальном уровне докажет, что вы имеете право получить государственную материальную помощь.

Порядок осуществления субсидирования

Общий порядок, согласно которому осуществляется предоставление субсидий, будет состоять из следующих нескольких этапов.

  1. Гражданин (или компания и т.д.) предоставляет заявление о выдаче материального содержания в контролирующий орган, и оно принимается на рассмотрение, в ходе которого будет определено, можно ли отнести данное лицо к категории нуждающихся.
  2. При условии, что делу будет дан ход, далее лицу выдают перечень документов, который должен быть собран. Впоследствии гражданин приносит все документы.
  3. Принесенные бумаги рассматриваются, оцениваются, изучаются данные, содержащиеся в них.
  4. Далее принимается какое-либо решение относительно судьбы заявителя и получения или неполучения им денежных средств. Впоследствии о данном решение лицо, обратившееся за помощью, уведомляется посредством получения письма или звонка из ведомства.

Порядок выплаты средств

Как узнать, была ли вам оформлена субсидия

Если вдруг вам никто не позвонил и не прислал письмо, но и отказа о предоставлении средств вы не получили, необходимо самостоятельно осведомиться о том, что же будет дальше. Сделать это можно следующими путями:

  • лично явившись в орган, представители которого должны предоставить вам выплату;
  • обратиться в организацию, через которую вы подавали документы на предоставление субсидии;
  • послать письмо в электронном или традиционном виде в адрес того учреждения, которое должно выплатить вам денежные средства;
  • набрать номер ведомства, и уточнить всю интересующую вас информацию.

Если ведомство не уведомляет вас о принятом решении, постарайтесь поинтересоваться о нем самостоятельно

Подведем итоги

Осуществление субсидирования производится по множеству различных направлений. Список бумаг, которые нужны для того, чтобы получить выплату от государства, будет в каждом случае разным, потому не спешите его собирать, лучше посетите сперва ведомство, его устанавливающее, и уточните интересующие вас вопросы.

Субсидирование — своего рода помощь государственного характера, полагающаяся лицам, нуждающимся в ней острее всего

Оказание материальной помощи будет осуществлено, если гражданин и его жизненная ситуация будут соответствовать всем условиям, предъявляемым государственными структурами к претендентам на поддержку данного вида.

Видео – Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг

Если субсидия не использована полностью

Из 59 петрозаводских предпринимателей, получивших субсидию на развитие своего бизнеса, 32 обязали вернуть деньги государству.

— Когда мне позвонили из мэрии и сказали, что я должен вернуть субсидию, я подумал, что это шутка. Полгода назад я отчитался о том, как истратил деньги, и давно забыл о субсидии. Но оказалось, что это не шутка. Новость настолько выбила меня из колеи, что две недели я не находил себе места, не мог нормально работать, — Эдуард Петухов заметно нервничал.

Эдуард Петухов

Мы встретились с одним из 32 петрозаводских предпринимателей, попавших в крайне непростую ситуацию, в районе завода «Авангард» рядом с цехом металлоконструкций и художественной ковки. Петухова, как и еще несколько десятков инициативных граждан, угораздило в конце 2013 года получить в петрозаводской мэрии субсидию на поддержку малого предпринимательства. Теперь эта поддержка может серьезно подкосить его скромное дело. Эдуард Петухов убедился, что «игры с государством» для простого гражданина чреваты самыми неожиданными последствиями.

Шутки в сторону

Облаченный в спецовку высокий мужчина с открытым добродушным лицом и крупными руками со следами ожогов не вписывался в привычный образ индивидуального предпринимателя. Передо мной стоял человек, для которого будни состояли из тяжелого физического труда.

У меня руки без ожогов бывают только раз в году, когда я детишек на Черное море отвожу,

— перехватив мой взгляд, объяснил Эдуард Петухов.

Цех вместе с другом петрозаводский предприниматель открыл в 2013 году.

Мы узнали, что мэрия предоставляет субсидию предпринимателям, которые с нуля открыли свое дело и отработали меньше года. Я позвонил в мэрию. Мне объяснили, какие нужно подготовить документы. Я прекрасно знаю, что с государством в азартные игры играть нельзя. Я у чиновников мэрии сразу же спросил, не получится ли так, что я сейчас куплю станок, а потом что-нибудь произойдет и вы потребуете вернуть деньги? Мне объяснили, что мои опасения напрасны, мол главное — это целевое использование денег, дескать, купите станок, покажете документы и все,

Читать еще:  Отдел жилищных субсидий лобня

Предприниматель подписал договор с мэрией и получил субсидию в размере 300 тысяч рублей. В тексте договора его ничего не насторожило.

— Любой нормальный человек, не имеющий юридического образования, прочитав договор, не обнаружит никаких подводных камней. В договоре есть единственный внятный пункт, где говорится, что возврат денег в полном объеме подразумевается при нецелевом использовании субсидии, — заметил Петухов.

Поверив в свою счастливую звезду, Эдуард Петухов приобрел на средства субсидии электрогидравлический пресс, необходимый для кузнечного производства. Доставленный из Челябинска станок, способный выгибать металлопрокат по заданным формам, обошелся даже дороже выделенной субсидии, но позволил уйти от тяжелого ручного труда, занимающего много времени и не позволяющего достигать идеально правильных форм.

Станок, приобретенный на средства субсидии

В 2014 году экономическая ситуация в стране резко изменилась и указанные в бизнес-плане показатели я выполнить не смог. Мы планировали нанять двух сотрудников, но случился кризис, рухнул рубль, у нас резко упали заказы. Людям стало не до художественной ковки, они стали скупать телевизоры и холодильники. В тот момент нанимать новых сотрудников было бессмысленно, заказов все равно не было. Я как чувствовал и предварительно спрашивал у сотрудников администрации, что будет, если выполнить показатели мне не удастся. Мне сказали, чтобы я не волновался, а при составлении итогового отчета указал, почему не смог добиться показателей, сославшись на кризис.

Я так и сделал, сдал в январе 2015 года отчет, его приняли, сказали, что все хорошо. Естественно, я и думать забыл о давно истраченной субсидии. А летом в мэрии проснулись и стали требовать обратно деньги, так как я не выполнил показателей бизнес-плана,- рассказал Эдуард Петухов.

Что делать дальше, он не знает.

— Если бы я заключал договор с банком, я бы, конечно, предварительно дал почитать его юристу. Но от государства такого подвоха я не ожидал. Фактически меня ввели в заблуждение, потому что пункт об обязательном выполнении показателей прописан настолько хитро, что на него просто не обращаешь внимания. Если бы мне заранее все объяснили, я бы ни за что не брал этих денег. Я хотел свой станок привезти в мэрию, пусть забирают. Но там требуют деньги. Станок имеет столь узкую специализацию, что его не продать. Я обратился к уполномоченному по защите прав предпринимателей РК Елене Гнетовой и действительно почувствовал поддержку. Но чем все закончится, неизвестно, — сказал Петухов.

Избыточные требования

Елена Гнетова считает, что к предпринимателям предъявляются избыточные требования. Субсидия, напомнила она, — это безвозмездная и безвозвратная передача средств для возмещения недополученных доходов или финансового возмещения затрат в связи с производственной деятельностью. Требование вернуть субсидию в полном объеме возникает, если предприниматель истратил средства не по назначению или не использовал деньги в течение года. Другими словами, объяснила Гнетова, главным является целевой характер использования субсидии.

По ее словам, субсидия на создание собственного дела была предоставлена Петухову за счет средств бюджета Карелии на основании соглашения, заключенного между петрозаводской администрацией и Министерством экономического развития РК. Елена Гнетова обратила внимание на то, что в соглашении указаны причины, по которым можно потребовать вернуть субсидию. Интересно, что единственной причиной для возврата субсидии является факт нецелевого ее использования.

Эдуард Петухов, как и планировал, приобрел станок художественной ковки, то есть его сложно обвинить в нецелевом использовании средств. Гнетова убеждена, что в данном случае права предпринимателя нарушены, так как не установлено факта нецелевого использования бюджетных средств. По ее мнению, администрация города неправомерно внесла в текст договора с предпринимателями дополнительное условие, связанное с обязательностью выполнения показателей, внесенных в бизнес-план.

Если изучить договор, заключенный между Эдуардом Петуховым и администрацией Петрозаводска, то действительно понимаешь, что из документа прямо не вытекает обязанность вернуть субсидию при неисполнении показателей бизнес-плана. В документе зафиксирована обязанность использовать субсидию «по целевому назначению на финансирование затрат, предусмотренных Бизнес-проектом», а также указано, что получатель субсидии должен обеспечить «комплекс мероприятий, предусмотренных Бизнес-проектом». При этом в договоре прямо названа единственная причина возврата субсидии — установление факта нецелевого использования средств.

В тексте договора вы не найдете четкого указания на то, что невыполнение показателей бизнес-плана влечет за собой необходимость вернуть деньги. Поневоле поверишь, что такой договор может ввести в заблуждение кого угодно.

Ловушка для бизнесмена

Из 59 петрозаводских предпринимателей, получивших субсидию на развитие своего бизнеса, 39 человек не смогли выполнить указанные в бизнес-проекте показатели. Фактически уровень неисполнения своих обязательств составил 66%. Другими словами, история, рассказанная Эдуардом Петуховым, скорее правило, чем исключение.

Между тем администрация Петрозаводска твердо стоит на своем: если бизнес-план не выполнен, предприниматель обязан вернуть деньги в бюджет. Мэрия уже инициировала судебные иски и получила несколько решений в свою пользу.

Руководитель управления экономики и инвестиционной политики петрозаводской администрации Владимир Владимиров рассказал, что на получение субсидии было подано немало заявок, при отборе которых одним из решающих критериев были показатели бизнес-плана. Он рассказал, что Елена Гнетова предложила заключить дополнительное соглашение, чтобы предоставить предпринимателям дополнительное время для достижение злосчастных показателей.

— Это не совсем правильно по отношению к тем предпринимателям, которым было отказано, потому что в таком случае любой предприниматель может завысить в бизнес-плане свои показатели, выиграть конкурс, а потом выполнить что сможет, — сказал Владимиров.

Он сообщил, что администрация нацелена на то, чтобы возвращать деньги через суд. Этой же позиции придерживается и мэр Петрозаводска Галина Ширшина, и руководитель комитета экономики Евгения Сухорукова.

Если отвлечься от того, что в договоре тщательно скрыта связь между неисполнением бизнес-проекта и необходимостью возврата субсидии, возникает и другой существенный вопрос. В ловушку попали предприниматели, которые взяли деньги в конце 2013 — начале 2014 года, когда в экономике еще не пахло «жареным». Крым был не наш, санкции не могли привидеться даже в дурном сне, а курсы мировых валют вели себя относительно корректно по отношению к рублю. Но с тех пор российская реальность изменилась до неузнаваемости. Возможно, нужно сделать скидку по отношению к предпринимателям, которые при всем желании не могли прогнозировать экономического коллапса?

Мы объективно оцениваем экономическую реальность и понимаем, какая она сейчас. Но для того чтобы принимать решения, мы должны получить указание от вышестоящих органов,

По его словам, он ставил вопрос о смягчении условий на совещании в Министерстве экономического развития Карелии, но министр экономразвития РК Валентин Чмиль был непреклонен. Свою позицию министерство даже подкрепило официальным письмом в городскую администрацию, в котором потребовало инициировать возврат субсидии в случае невыполнения обязательств, зафиксированных в бизнес-плане.

Судя по массовому неисполнению обязательств, большинство индивидуальных предпринимателей, имеющих небольшие предприятия, чутко реагирующие на изменения потребительского рынка, не смогли реализовать свои планы. Кто в этом виноват? — вопрос открытый и дискуссионный. Нужно ли наказывать за это людей, пытающихся хоть как-то выжить в условиях кризиса и прокормить свои семьи? Ответ, я думаю, очевиден. Почему этого не понимают, а точнее не хотят понимать во властных структурах? Это тоже в принципе ясно. Кому интересны небольшие предприятия, пытающиеся выкарабкаться вопреки государственной политике, давно потерявшей интерес к «малым формам».

Другое дело, если бы чиновников под угрозой потери своей зарплаты обязали довести экономические показатели до докризисного уровня. Но, увы, побывать в «шкуре» человека, который пытается выжить, лавируя между аппетитами банков, непредсказуемостью власти и нестабильностью рынка, им вряд ли когда-то придется. Так что предпринимательской инициативе пока уготовано тихое затухание. Кто не загнется сам, того добьют государственные субсидии.

Отражаем в учете возврат неиспользованных субсидий

Автор: Семина Л., эксперт журнала

В данной статье рассмотрим основные причины возврата субсидий, предоставленных бюджетным (автономным) учреждениям спорта из бюджета, а также порядок отражения таких операций в бухгалтерском учете.

Возврат субсидии на госзадание.

Средства субсидии на госзадание возвращаются в бюджет в следующих случаях:

при невыполнении госзадания (недостижении целевых показателей, установленных в госзадании);

при досрочном прекращении выполнения госзадания по установленным в нем основаниям.

Невыполнение госзадания.

В соответствии с п. 6 ст. 69.2 БК РФ государственное (муниципальное) задание является невыполненным в случае недостижения (превышения допустимого (возможного) отклонения) показателей, характеризующих объем и качество оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ).

В пункте 46 Положения № 640[1] предусмотрен следующий порядок возврата субсидии при невыполнении госзадания:

Если на основании отчета о выполнении госзадания показатели объема, указанные в отчете, меньше показателей, установленных в госзадании (с учетом допустимых (возможных) отклонений), то средства субсидии подлежат перечислению в бюджет в объеме, соответствующем недостигнутым показателям, и учитываются в порядке, определенном для учета сумм возврата дебиторской задолженности.

Расчет объема субсидии, подлежащей возврату в бюджет, осуществляется с применением нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ) по форме, предусмотренной соглашением о предоставлении субсидии. Примерная форматакого расчета приведена в приложении 2 к Типовой форме соглашения о предоставлении субсидии федеральному бюджетному или автономному учреждению на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), утвержденной Приказом Минфина РФ от 31.10.2016 № 198н.

Федеральные бюджетные или автономные учреждения обеспечивают возврат в федеральный бюджет субсидии в объеме недостигнутых показателей не позднее 1 мая текущего финансового года.

При расчете объема субсидии, подлежащей возврату, необходимо учитывать следующее:

формулы для расчета объема остатков субсидии, образовавшихся в связи с недостижением показателей госзадания и подлежащих возврату в бюджет, приведены в Письме Минфина РФ от 05.02.2016 № 02-01-09/5870;

объем субсидии по госзаданию, подлежащей возврату в бюджет, определяется на основании значений нормативных затрат на оказание государственной услуги (выполнение работы) и невыполненного объема госзадания по каждой государственной услуге (работе). Кроме того, при расчете следует учитывать возможные отклонения показателей, в пределах которых госзадание считается выполненным (Письмо Минфина РФ от 11.04.2016 № 02-01-09/20628);

Читать еще:  Субсидия ип

если фактический объем отдельных оказанных услуг (выполненных работ) выше, чем это предусмотрено в госзадании, то сумма превышения не учитывается при расчете объема остатка субсидии, подлежащего возврату в бюджет (Письмо Минфина РФ от 12.04.2016 № 02-01-09/20629).

В бухгалтерском учете возврат остатков субсидии отражается следующими бухгалтерскими записями (п. 150, 158, 133 Инструкции № 174[2], п. 178, 180, 161 Инструкции № 183н[3]):

Содержание операции

Дебет

Кредит

Начислена бюджетными (автономными) учреждениями задолженность по возврату в доход бюджета остатков субсидий на госзадание, образовавшихся в связи с недостижением установленных госзаданием показателей, характеризующих объем государственных (муниципальных) услуг (работ), на основании отчета о выполнении госзадания

Погашена задолженность по возврату остатков субсидии

Согласно государственному заданию, утвержденному для ГБУ «Физкультурно-оздоровительный комплекс», количество привлеченных лиц должно составить 1 100 человек (показатель, характеризующий объем государственной работы «Организация и проведение спортивно-оздоровительной работы по развитию физической культуры и спорта среди различных групп населения») с учетом возможного отклонения в 10 %. Утвержденный объем нормативных затрат на выполнение такой работы равен 337 700 руб. (307 руб. – затраты на единицу работы на одно привлеченное лицо). Фактический объем работы согласно отчету о выполнении госзадания составил 900 человек.

По другим государственным услугам (работам), включенным в госзадание, показатели, характеризующие объем и качество услуг (работ), достигнуты полностью. Возврат средств в бюджет осуществляется за счет общего объема остатков субсидии на госзадание, возникшего по окончании года и составляющего 50 000 руб.

Рассчитаем объем субсидии, подлежащей возврату в связи с недостижением показателей, установленных в госзадании.

Для начала определим возможное отклонение показателя по выполняемой работе, в пределах которого госзадание считается выполненным. Оно составляет 110 чел. (1 100 чел. x 10 %). С учетом возможного отклонения невыполненный объем государственной работы равен 90 чел. (1 100 — 110 — 900).

Исходя из нормативных затрат на одно привлекаемое лицо учреждению спорта необходимо вернуть в бюджет 27 630 руб. (90 чел. x 307 руб./чел.).

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислена задолженность по возврату субсидии на госзадание в связи с недостижением установленных показателей

Погашена задолженность за счет общего остатка субсидии на госзадание

Забалансовый счет 18 (статья 610 КОСГУ*)

* Статья применяется в соответствии с п. 14.1 Порядка № 209н[4].

Разницу между общим неиспользованным остатком субсидии на госзадание и остатком, образовавшимся в связи с недостижением показателей госзадания, в сумме 22 370 руб. (50 000 — 27 630) учреждение вправе использовать в очередном году в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности.

Досрочное прекращение выполнения госзадания.

Согласно п. 41 Положения № 640 при досрочном прекращении выполнения государственного задания неиспользованные остатки субсидии в размере, соответствующем показателям, характеризующим объем неоказанных государственных услуг (невыполненных работ), подлежат перечислению в установленном порядке бюджетными или автономными учреждениями в бюджет и учитываются в порядке, предусмотренном для учета сумм возврата дебиторской задолженности.

Основания досрочного прекращения выполнения госзадания отражаются в самом госзадании (п. 1 ст. 69.2 БК РФ). К ним относятся:

принятие в установленном порядке решения о реорганизации учреждения, в результате которой учреждение прекращает свою деятельность в качестве юридического лица;

перераспределение полномочий, повлекшее исключение из компетенции учреждения полномочий по оказанию государственной услуги (выполнению государственной работы);

изменение действующих нормативных правовых актов, в результате которого дальнейшее выполнение государственного задания будет противоречить указанным актам;

возникновение (выявление) в ходе выполнения государственного задания обстоятельств, не позволяющих его выполнить по не за­висящим от учреждения причинам;

некачественное выполнение государственного задания или нарушение условий такого задания;

иные случаи, предусмотренные законодательством РФ.

По нашему мнению, в бухгалтерском учете операции по возврату в бюджет неиспользованных средств субсидии отражаются аналогично возврату субсидии при невыполнении госзадания.

При досрочном прекращении выполнения госзадания в связи с реорганизацией бюджетного или автономного учреждения неиспользованные остатки субсидии подлежат перечислению соответствующим бюджетным и автономным учреждениям, являющимся правопреемниками (п. 41 Положения № 640).

Возврат целевых субсидий.

Возврат неиспользованных остатков целевых субсидий в бюджет осуществляется в том случае, если:

не подтверждена потребность в таких остатках;

выявлено нецелевое использование субсидий.

Не подтверждена потребность в остатках.

В силу п. 9 Порядка № 59[5] не использованные в текущем финансовом году остатки целевой субсидии, предоставленной бюджетным (автономным) учреждениям Минспорта, подлежат перечислению в федеральный бюджет в соответствии с Порядком № 82н[6]. Вместе с тем такие остатки могут быть израсходованы учреждением в очередном финансовом году на те же цели при принятии Минспортом решения о наличии потребности в остатках целевой субсидии, согласованного с Минфином.

Согласно Порядку № 82н неиспользованные остатки целевых субсидий, в отношении которых органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, не принято решение о наличии потребности в направлении их на те же цели в текущем финансовом году, подлежат взысканию.

В целях подтверждения потребности в остатках целевой субсидии бюджетное (автономное) учреждение не позднее 20 мая текущего финансового года представляет в территориальный орган Федерального казначейства (ОФК), в котором ему открыт отдельный лицевой счет для учета операций с целевыми субсидиями, утвержденные учредителем сведения об операциях с целевыми субсидиями на 20__ г. (ф. 0501016) с указанием разрешенного к использованию остатка целевых средств.

В случае если до указанной даты учреждением не будут представлены названные сведения, территориальный ОФК не позднее десятого рабочего дня после 1 июня текущего финансового года осуществляет взыскание остатков целевых субсидий путем их перечисления на счет, открытый на балансовом счете 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации», для последующего перечисления остатков в доход федерального бюджета.

С учетом вышеприведенного порядка взыскания остатков целевых субсидий учреждению, не подтвердившему потребность в них, целесообразно перечислить такие остатки в бюджет и не ждать списания средств принудительно.

Рассмотрим порядок отражения возврата целевой субсидии на примере.

Училищу олимпийского резерва (бюджетное учреждение) на основании соглашения, заключенного с учредителем, в текущем году из бюджета предоставлена целевая субсидия на выплату стипендий в сумме 500 000 руб. Исходя из отчета сумма подтвержденных расходов за счет целевой субсидии составила 483 000 руб. Неиспользованный остаток субсидии в размере 17 000 руб. учреждение возвратило:

в конце текущего года;

в начале следующего года.

В бухгалтерском учете данные операции отражены следующим образом:

Почему субсидии на услуги ЖКХ стали уменьшаться?

В последнее время участились жалобы малообеспеченных граждан, которым сократили субсидии на оплату услуг ЖКХ.

Многие заметили, что раньше размер коммунальных платежей был ниже, но субсидии при этом были больше. Почему же так происходит и как этого не допустить?

Разгадка кроется в правилах расчета жилищных субсидий – из чего складывается величина субсидии, то и влияет на ее размер.

Итак, для расчета субсидии применяются следующие значения:

— величина прожиточного минимума в регионе проживания льготника, — состав семьи, — совокупный доход семьи, — величина максимально допустимой доли расходов семьи на оплату жилищно-коммунальных услуг, утвержденная для региона проживания льготника, — региональный стандарт нормативной площади жилого помещения, — региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг на человека.

Если большинство всех этих показателей – вполне понятны (например, прожиточный минимум или доход семьи), то самая главная загадка таится в последнем из вышеперечисленных значений – региональном стандарте стоимости ЖКУ.

Порядок расчета и величина регионального стандарта стоимости ЖКУ утверждаются на уровне каждого субъекта РФ в отдельности, а на федеральном уровне устанавливается лишь общие правила.

По сути этот стандарт представляет собой максимальное значение стоимости всех коммунальных услуг по конкретному региону, которая используется при расчете субсидии. Соответственно, чем она выше, тем выше и размер субсидии, и наоборот.

В последнее время многие регионы стали переходить на дифференцированный расчет этого стандарта, при котором он определяется по отдельным населенным пунктам, расположенным в границах субъекта.

При расчете стандарта учитываются в т.ч. такие показатели, как:

— стоимость коммунальных услуг раздельно – в отопительный и межотопительный периоды (если регион перешел на систему оплаты отопления только в отопительный период, а не круглогодично).

Соответственно, в межотопительный сезон региональный стандарт будет ниже, нежели в отопительный, что сказывается на сокращении субсидий,

— общая стоимость платежей за услуги водоснабжения и водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления, вывоза мусора, которая рассчитывается для территории соответствующего населенного пункта по установленным тарифам.

Отсюда, разумеется, повышение или снижение тарифов также напрямую сказывается на величине регионального стандарта.

В этом заключается первопричина сокращения субсидий, которое сейчас наблюдается в регионах.

Многие дома в последнее время стали переводить с системы центрального отопления на т.н. индивидуальные тепловые пункты (ИТП) – специальные автоматизированные устройства, которые устанавливаются в подвале дома и обеспечивают подогрев поступающей холодной воды до нужной температуры.

Это позволяет обеспечить в доме оптимальную температуру отопления и горячей воды и не переплачивать за «перетоп». Дома, переведенные на ИТП, отдельно учитываются региональными властями при определении регионального стандарта, что приводит к его снижению и уменьшению субсидий.

При этом фактическая плата за коммунальные услуги здесь не учитывается: если гражданин платит больше, чем установлен региональный стандарт, то на размере субсидии это уже никак не отражается.

В итоге получается, что то, насколько справедливым будет размер получаемых субсидий, полностью зависит от объективности расчета регионального стандарта стоимости ЖКУ.

Поэтому при возникновении явного расхождения между фактической стоимостью ЖКУ в регионе и размером субсидий, необходимо доводить это до региональных органов власти и добиваться пересмотра регионального стандарта.

Источники:

http://wiseeconomist.ru/poleznoe/87274-neispolzovannye-ostatki-celevoj-subsidii
http://yr-expert.com/subsidiya-eto/
http://ptzgovorit.ru/content/subsidiya-s-syurprizom
http://www.audit-it.ru/articles/account/otrasl/a100/995751.html
http://zen.yandex.ru/media/id/5a174ed5168a918159c137da/5acf6de455876bf420370e31

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector