1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Социальная помощь семьям с приемными детьми

Социальная помощь семьям с приемными детьми

Актуальность темы исследования. Проблема детского сиротства с каждым днем становится все более актуальной и болезненной темой для нашего общества. Особенно теперь, во время глобального финансового, энергетического и социально-политического кризиса. Очевидным фактом является то, что подавляющее большинство детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, воспитывается в интернатных заведениях. Дети в них, как правило, существенно отличаются от тех, которые воспитываются в семьях, тем, что они недополучают родительского тепла, любви, ласки и доброты. Ведь все это просто необходимо для гармоничного роста всесторонне развитой, духовной и морально устойчивой личности. В РФ целенаправленно проводится значительная работа по созданию новой формы государственной опеки – института приемной семьи. Это дает возможность детям-сиротам и детям, лишенным родительской опеки, расти и воспитываться в семье. За годы проведения эксперимента по созданию приемных семей в отдельных регионах страны получены положительные результаты. На сегодняшний день в РФ в условиях экономического кризиса, политической и социальной нестабильности, радикальной социально-культурной трансформации возникает проблема о необходимости разработки новых форм содержания и воспитания детей, находящихся в особо сложных и дискомфортных условиях. Прежде всего, это касается детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. В последние десять лет в нашей стране вдвое увеличилось количество детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. Подавляющее большинство этих детей устроены в интернатные учреждения. Воспитанники интернатных учреждений отличаются от детей, которые воспитываются в семьях, по состоянию здоровья, развитием интеллекта и личности в целом, что подтверждается специальными психологическими исследованиями (И.М.Дубровина, М.И.Лисина, А.М.Прихожан). Над изучением данного направления работы занимались такие украинские ученые: И. Холостова, М. Фирсов, Ж. Захарова. В. Ослон, О.Безпалько и многие другие Ребенок в государственных учреждениях получает комплекс образовательных, медицинских, социальных услуг, но наблюдаются значительные отклонения в процессе его социализации, которые проявляются в отсутствии навыков самостоятельной жизни, неумении самостоятельно строить отношения в семье и открытом коллективе. Изучение проблем устройства детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, показало, что семейное воспитание, бесспорно, выступает приоритетной формой в РФ. Дети должны расти в семьях родных родителей, но если это невозможно, альтернативой биологической семье может служить другая семья. В РФ существует четыре формы семейного устройства детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. По их приоритетности перечень такой — усыновление, опека (попечительство), приемная семья, детский дом семейного типа. Семейные формы устройства обеспечивают социальную защиту, защиту имущественных и жилищных прав ребенка, уход, воспитание, коррекцию и компенсацию развития, решения медицинских проблем, преодоление психологических травм, удовлетворения ежедневных потребностей ребенка, оставшегося без попечения родителей. С целью обеспечения индивидуального подхода к воспитанию ребенка-сироты и ребенка, лишенного родительской опеки, формирования его личности в условиях семейного попечения в РФ начата работа по созданию института приемной семьи. Учитывая актуальность проблемы воспитания детей-сирот и детей, лишенных опеки, признание правительством РФ целесообразности функционирования приемных семей, как семейных форм опеки, необходимость рассмотрения комплексного подхода к социальной воспитания, определена тема нашего исследования: «Социальная помощь семьям с приемными детьми» . Объект исследования – опека детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки как социально-педагогическая проблема, семья как инновационная форма опеки детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. Предмет исследования – социальная помощь семьям с приемными детьми. Цель исследования заключается в теоретическом обосновании технологий социальной работы с приемной семьей и анализ опеки детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки в системе альтернативных форм воспитания. Согласно объекту, предмета и цели были поставлены следующие задачи: 1. Раскрыть понятие семьи с приемными детьми в РФ. 2. Довести целесообразность создания приемной семьи как формы решения проблемы сиротства. 3. Проанализировать государственную политику РФ относительно предотвращения социального сиротства. 4. Раскрыть формы и методы социальной работы с приемными детьми. 5. Изучить создание и социальное сопровождение приемных семей (направлений социальной помощи семьям с приемными детьми в ГБУ ТЦСО «Бибирево»). 6. Раскрыть особенности совершенствования социальной помощи семьям с приемными детьми в РФ. Методы исследования: анализ научно-теоретической и методической литературы; логико-системный анализ, сравнение, обобщение, наблюдение. Структура курсовой работы обусловлена логикой исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.

Таким образом, в данном исследовании отражена практические аспекты социальной помощи семьям с приемными детьми в РФ. Раскрыты основные направления социальной работы на основе опыта по созданию и сопровождению приемных семей. Социальное сопровождение, как основная технология социальной работы с приемными детьми и приемными семьями в целом является целенаправленной деятельностью социального работника (или группы социальных работников) по созданию необходимых условий для оптимального функционирования приемной семьи и развития ребенка. По своему содержанию социальное сопровождение выходит за пределы индивидуальной или групповой социальной работы. Технологический аспект социального сопровождения предусматривает решение таких важных задач, как: • эффективное использование имеющихся ресурсов для оптимальной и быстрой адаптации приемного ребенка и приемной семьи с целью решения проблем первой; • оказание помощи приемной семье, чтобы в будущем она могла решать проблемы, в основном за счет мобилизации собственных ресурсов; • поддержка партнерских отношений между приемной семьей, социальной службой, другими государственными и общественными учреждениями для обеспечения прав приемного ребенка; • координация, в случае необходимости, действий приемной семьи и специалистов, вовлеченных в процесс социального сопровождения. Подчеркнем, что социальный работник не закрепляется за приемной семьей в качестве няни на долгие годы. Он должен активно помогать и на этапе становления, взаимоадаптации и консультировать, если нужно в будущем. Социальное сопровождение предусматривает сотрудничество, а не патернализм. Процесс социального сопровождения состоит из нескольких этапов: Первый этап — изучение ситуации — начинается сразу после принятия решения о создании конкретной приемной семьи и определения конкретного ребенка, которая в ней проживать. Чтобы предусмотреть и выяснить все возможные проблемы вхождения ребенка в семью, социальному работнику следует тщательно изучить историю жизни ребенка, встретиться с людьми, которые ее хорошо знают. Это могут быть родственники, если ребенок приходит из родной семьи, воспитатели интерната, приюта, сотрудники больницы. При этом важно, чтобы при разговоре с ними по возможности присутствовал тот член семьи, в основном, приемная мать, на кого ляжет основной груз воспитания ребенка. Изучение ситуации завершается формированием первоначального плана социального сопровождения приемной семьи. Второй этап — вхождение ребенка в семью — длится примерно один месяц. На этом этапе социальный работник регулярно посещает семью, встречается со специалистами: педагогами, медиками, руководителями внешкольных учреждений с целью организации эффективной работы по развитию и воспитанию ребенка. На этапе вхождения ребенка в приемную семью важно не перегружать ее лишними контактами и мероприятиями, необходимо выполнять только те действия, которые требуют неотложного решения. Этот этап заканчивается первым текущим оценкой и корректировкой плана социального сопровождения. Третий этап работы по скорректированному плану социального сопровождения длится около полугода. В этот период социальный работник не реже одного раза в месяц посещает семью, встречается со специалистами, причастными к развитию и воспитанию ребенка. Проведя данное исследование, можно утверждать, что социальный работник при реализации плана социального сопровождения выполняет функции поддержания оптимальной эффективности опеки ребенка в приемной семье — и в этом его большая ценность для формирования стабильного общества, будет состоять из счастливых семей. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, № 4, ст. 445. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ // Собрание законодательства РФ», 01.01.1996, № 1, ст. 16. (с изм. от 20.04.2015). Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, № 32, ст. 3301. (ред. от 06.04.2015). Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 18.11.2002, № 46, ст. 4532, (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2015). Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 03.01.2005, № 1 (часть 1), ст. 14. (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2015). О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации: федер. закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 17.12.2001, № 51, ст. 4831 (ред. от 05.04.2013). О государственных пособиях гражданам, имеющим детей: федер. закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 22.05.1995, № 21, ст. 1929 (ред. от 02.07.2013, с изм. от 06.04.2015) О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей: федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 01.01.2007, № 1 (1 ч.), ст. 19. (ред. от 08.03.2015, с изм. от 06.04.2015).

Социальная поддержка семей с детьми

Меры социальной поддержки, определенные Областным законом от 22.10.2004 № 165-ЗС «О социальной поддержке детства в Ростовской области»:

Малоимущие семьи, имеющие детей 1-2 года жизни:

ежемесячная денежная выплата в размере 775 руб. на каждого ребенка для приобретения специальных молочных продуктов детского питания.

ВИЧ — инфицированные в детском возрасте во время пребывания в медицинских учреждениях:

ежемесячное социальное пособие:

— ВИЧ — инфицированным в детском возрасте в размере 2 прожиточных минимумов, установленных для детей (пожизненно);
— лицу, осуществляющему уход за ВИЧ – инфицированным в детском возрасте, в размере 1 прожиточного минимума (при наличии в семье более одного ВИЧ-инфицированного в детском возрасте лицу, осуществляющему за ними уход, назначается одно пособие в месяц);

бесплатный проезд к месту лечения и обратно (ВИЧ-инфицированный в детском возрасте и один из родителей или законный представитель ВИЧ-инфицированного несовершеннолетнего в возрасте до 18 лет при его сопровождении).

Меры социальной поддержки беременных женщин из малоимущих семей, кормящих матерей и детей в возрасте до трех лет из малоимущих семей

Порядок предоставления мер социальной поддержки утвержден постановлением Правительства Ростовской области от 23.12.2011 № 281. При наличии заключения врача предоставляются ежемесячные денежные выплаты на полноценное питание в следующих размерах с 1 января 2019 года:

женщинам из малоимущих семей, состоящим на учете в медицинских организациях в связи с беременностью, – 494 рубля;

кормящим матерям из малоимущих семей – 552 рубля;

детям до 1 года из малоимущих семей – 252 рубля;

Читать еще:  Расстояние на участке для построек по госту

детям от 1 года до 2 лет из малоимущих семей – 201 рубль;

детям от 2 лет до 3 лет из малоимущих семей – 259 рублей.

Оздоровление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Постановлением Правительства Ростовской области от 24.11.2011 № 157 утвержден порядок оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, за счет средств областного бюджета.

Право на получение путевок в санаторный оздоровительный лагерь круглогодичного действия, в загородный стационарный оздоровительный лагерь имеют несовершеннолетние в возрасте от 6 до 18 лет, относящиеся к следующим категориям:

дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в государственных образовательных учреждениях всех типов и видов;

дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся под опекой (попечительством) граждан;

дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, воспитывающиеся в приемных семьях;

дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся в социально опасном положении, пребывающие в социальных приютах учреждений социального обслуживания семьи и детей (далее – дети, пребывающие в социальных приютах);

дети, находящиеся в социально опасном положении, проживающие в малоимущих семьях;

одаренные дети, проживающие в малоимущих семьях.

Родители (законные представители) имеют право на получение компенсации за самостоятельно приобретенную путевку для ребенка в размере 100% стоимости путевки, но не более средней стоимости путевки, рассчитанной Региональной службой по тарифам Ростовской области. Срок пребывания ребенка в течение календарного года не может превышать: в санаторном лагере — 24 дня, в оздоровительном лагере — 21 день.

Малоимущие семьи, имеющие детей:

В соответствии с Областным законом от 22.10.04 № 176-ЗС «О пособии на ребенка гражданам, проживающим на территории Ростовской области» малоимущим семьям, имеющим детей, предоставляется:

пособие на ребенка до достижения им возраста 16 лет (на учащегося общеобразовательного учреждения – до окончания им обучения, но не более, чем до достижения им возраста 18 лет) в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума в расчете на душу населения, установленную по Ростовской области.

778 руб. (на детей одиноких матерей);

584 руб. (на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, и на детей военнослужащих, отец которого находится на военной службе по призыву в качестве сержанта, старшины, солдата или матроса или получает образование в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования в качестве курсанта.

В соответствии с Федеральным законом от 19.05.95 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»:

единовременное пособие в размере 16 350,33 рублей выплачивается при рождении ребенка лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию;

ежемесячное пособие по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет с января 2007 года выплачивается лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию, в размере 3 065,69 рублей — на первого ребенка, 6 131,37 рублей — на второго и последующих детей;

единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву в размере 25 892,45 руб.;

ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву в размере 11 096,76 руб.

Право на единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, имеет жена военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, срок беременности которой составляет не менее ста восьмидесяти дней.

Право на ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, имеют:

— мать ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

— опекун ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, либо другой родственник такого ребенка, фактически осуществляющий уход за ним, в случае, если мать умерла, объявлена умершей, лишена родительских прав, ограничена в родительских правах, признана безвестно отсутствующей, недееспособной (ограниченно дееспособной), по состоянию здоровья не может лично воспитывать и содержать ребенка, отбывает наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находится в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклоняется от воспитания ребенка или от защиты его прав и интересов или отказалась взять своего ребенка из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и из других аналогичных учреждений.

Матерям либо отцам, другим родственникам, опекунам, фактически осуществляющим уход за ребенком, уволенным в связи с ликвидацией организаций, а также прекращением деятельности физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в период беременности, отпуска по беременности и родам, в период отпуска по уходу за ребенком, предусмотрены:

пособие по беременности и родам (размер 613,14 руб. — за календарный месяц);

единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности (размер 613,14 руб.).

Ежемесячная выплата при рождении (усыновлении) первого ребенка

Порядок и условия назначения ежемесячной выплаты определены Федеральным законом от 28.12.2017 № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», согласно которому начиная с 1 января 2018 года ежемесячная выплата назначается семьям со среднедушевым доходом ниже 1,5 — кратной величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в субъекте Российской Федерации, в размере прожиточного минимума для детей.

Для Ростовской области в 2018 году:

доход семьи не должен превышать 47,8 тыс. руб. из расчета 3-х членов семьи;

размер ежемесячной выплаты 10 501,0 руб.;

период выплаты – со дня рождения ребенка до достижения им возраста 1,5 лет.

Законом предусмотрен упрощенный порядок назначения ежемесячной выплаты на основании:

документа заявителя, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации (паспорта);

свидетельства о рождении ребенка;

документов о доходах гражданина и членов его семьи за 12 месяцев, предшествующих месяцу подачи заявлении (сведения могут быть представлены даже за 1 месяц).

Справка о совместной регистрации членов семьи не требуется. Гражданин в заявлении указывает сведения о месте жительства на основании записи в паспорте.

Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка назначается на срок один год. По истечении этого срока гражданин подает новое заявление о назначении указанной выплаты на срок до достижения ребенком возраста полутора лет, а также представляет документы (копии документов, сведения), необходимые для ее назначения.

По всем вопросам, связанным с назначением ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, гражданам необходимо обращаться в орган социальной защиты населения по месту жительства (регистрации).

Смотри также:

Порядок предоставления мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также отдельным категориям обучающихся (воспитанников) государственных учреждений Ростовской области

Обеспечение жилыми помещениями и расходование субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)

Об утверждении максимального размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных образовательных организациях Ростовской области и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования

Социальная поддержка приемных семей. Отличие приемной семьи от других форм устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей

Меры поддержки усыновителей:

Усыновление — принятие ребенка в семью на правах кровного.

Права и обязанности усыновителя и усыновленного ребенка возникают со дня вступления в законную силу решения суда об установлении усыновления. Разница в возрасте между усыновителем и усыновляемым должна быть не менее 16 лет.

1. Единовременное пособие при передаче ребенка в семью.

2. Единовременная компенсация на возмещение расходов в связи с усыновлением (5мрот, 2 — 7 мрот, 3 — 10мрот)

3. Ежемесячная компенсационная выплата усыновителям на ребенка — 12000

Льготы и натуральная помощь — стандартный набор

Социальная поддержка приемных родителей.

Приемная семья образуется на основании акта ООиП о назначении опекуна (попечителя), исполняющего свои обязанности возмездно и договора о приемной семье, который заключается между ООиП и приемными родителями по месту жительства.

Правоотношения между ребенком и приемным родителем прекращаются по истечении договора о передаче ребенка в приемную семью

1. Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью

2. Ежемесячное пособие на содержание ребенка (1-11000, 2- 12000, 3 и более — 15000)

3. Ежемесячное вознаграждение приемному родителю (15000)

4. Ежемесячная компенсационная выплата отдельным категориям детей, оставшихся без попечения родителей (отказных, подкинутых, оставленных)

Льготы и натуральная помощь:

1. Стандартный набор + бесплатное выделение 1 раз в 2 года путевок для отдыха детей в сопровождении приемного родителя (с 3 до 15 лет)

2. Бесплатное ежегодное обеспечение детей, оставшихся без попечения родителей, путевками для отдыха (7 до 15 лет)

Характеристика работы органов социальной защиты населения с безнадзорными и беспризорными несовершеннолетними, основные задачи деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

ФЗ от 24.06.1999г. №120 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Безнадзорные– это несовершеннолетний контроль за поведением, которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению, и/или содержанию со стороны родителей, иных законных представителей или должностных лиц.

Беспризорный –безнадзорный не имеющий места жительства и/или места пребывания.

Лица, которые вследствие безнадзорности и беспризорные находятся в обстановке, представляющей опасность жизни и здоровья, не отвечающие требованием к воспитанию и содержанию, либо совершают правонарушения и антиобщественные действия, являются несовершеннолетними, находящимися в социально-опасном положении, а семьям в которых есть такие дети, являются семьями, находящимися социально-опасном положении.

В отношении несовершеннолетних и семей находящихся в социально-опасном положении, проводится индивидуальная профилактическая работа. Эта работа по своевременному выявлению таких несовершеннолетних и семей, а также по их социально педагогической реабилитации и/или предупреждению совершения ими права нарушений и анти общественных действий. Данная работа проводится в рамках профилактики безнадзорности и права нарушений несовершеннолетних (представляет собой систему социальных, правовых, педагогических и иных мер направленных на выявления устранения, причин и условий способствующих правонарушениям антиобщественным действиям безнадзорности и беспризорности, осуществляем совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями находящимися в социально-опасном положении.

Основные задачи деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений:

1. Предупреждение ББПиАДН а также выявление и устранение причин и условий способствующих этому.

2. Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

3. Социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних находящихся в СОС.

4. Выявление и пресечение случаев вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий

Принципы деятельности по профилактике:

3. Принцип гуманного обращения с несовершеннолетними

4. Поддержка семьи и взаимодействие с ней

5. Индивидуальный поход к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности, полученной информации, принцип государственной поддержки, деятельности ОМСУ и ОБпо профилактике безнадзорности и нарушений среди несовершеннолетних.

6. Принцип обеспечения должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

Органы и учреждения системы профилактики:

1. Комиссии по делам несовершеннолетних и их прав.

Читать еще:  Почетный энергетик рф

2. Органы управления социальной защиты населения.

3. Органы управления образованием.

4. Органы опеки и попечительства

5. Органы по делам молодежи

6. Органы управления здравоохранением

7. Органы службы занятости и органы внутренних дел.

Понятие и основания проведения индивидуальной профилактической работы с беспризорными и бездомными несовершеннолетними. Категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа

Основания проведение индивидуальной профилактической работы:

1. Заявление несовершеннолетнего или его представителей.

2. Приговор, определение, постановление суда

3. Постановление комиссии по делам несовершеннолетних и по защите их прав, прокурора, следователя, органа дознания, или начальника органа внутренних дел.

4. Заключение утвержденное руководителя органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушения несовершеннолетнего, по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений.

5. Документы определяемые законодательством как основания, помещение несовершеннолетних в учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений.

Индивидуальная профилактическая работа проводится:

В сроки необходимые для оказания социальной и иной помощи несовершеннолетним, либо до устранения причин и условий способствующих безнадзорности и беспризорности, либо до достижения ими 18 лет.

1. безнадзорных или беспризорных;

2. занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;

3. содержащихся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;

4. употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;

5. совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;

6. совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

7. освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;

8. совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;

9. обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;

10. условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;

11. получивших отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;

12. освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;

13. осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

14. осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

Льготы для многодетных семей и семей с приемными детьми в России

Многодетная семья — семья, в которой родились и (или) воспитываются трое и более детей (в том числе усыновленные, а также пасынки и падчерицы) до достижения младшим из них возраста 16 лет, а обучающимся в образовательном учреждении — 18 лет. В составе многодетной семьи не учитываются дети, находящиеся на полном государственном обеспечении, и дети, в отношении которых родители лишены родительских прав или ограничены в родительских правах.

Льготы многодетным семьям в Российской Федерации предоставляются в соответствии с Указом президента РФ от 5 мая 1992 года «О мерах по социальной поддержке многодетных семей».

Согласно этому документу многодетным семьям предоставляется скидка в размере не ниже 30 % от установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией; для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории.

Многодетные семьи имеют право на бесплатную выдачу лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, для детей в возрасте до 6 лет; на бесплатный проезд на внутригородском транспорте (кроме такси), а также в автобусах пригородных и внутрирайонных линий для учащихся общеобразовательных школ; бесплатное питание для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений; бесплатное обеспечение в рамках установленных нормативов школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей в общеобразовательной школе.

Один день в месяц членам многодетных семей предоставляется возможность бесплатного посещения музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок.

При приеме детей в дошкольные учреждения многодетным семьям также отдается приоритет.

Правительства субъектов Российской Федерации должны оказывать помощь многодетным родителям, желающим организовать фермерские хозяйства, малые предприятия и другие коммерческие структуры: обеспечивать выделение земельных участков, а также предоставлять льготы по взиманию земельного налога и арендной платы в виде полного или частичного освобождения от налога на определенный срок либо понижения ставок. Для возмещения расходов на развитие фермерского хозяйства многодетным семьям должны предоставляться безвозмездная материальная помощь либо беспроцентные ссуды. Также предусматривается полное или частичное освобождение их от уплаты регистрационного сбора с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Многодетные семьи имеют право на первоочередное выделение садово-огородных участков; предоставление льготных кредитов, дотаций, беспроцентных ссуд на приобретение строительных материалов и строительство жилья.

Согласно изменениям в N 138-ФЗ от июня 2011 года земельные участки, находящиеся в федеральной либо муниципальной собственности могут быть безвозмездно предоставлены гражданам, имеющим трех и более детей, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

При разработке региональных программ занятости органы исполнительной власти призваны учитывать необходимость трудоустройства многодетных родителей, возможность их работы на условиях применения гибких форм труда (неполный рабочий день, неполная рабочая неделя, работа на дому, временная работа); обеспечивать организацию их обучения и переобучения с учетом потребностей экономики региона.
Субъекты РФ также могут дополнить имеющийся перечень льгот региональными поправками.

Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком (детьми) на основании договора о приемной семье, заключенного уполномоченным органом в сфере опеки, попечительства и патронажа (муниципалитет) и приемными родителями (приемным родителем), на срок, указанный в договоре. Договор о приемной семье заключается в соответствии с Правилами заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 года № 423, и с учетом положений статьи 153.1 Семейного кодекса Российской Федерации по месту жительства ребенка (детей) и приемных родителей.

Государство оказывает помощь приемным семьям согласно изменениям от 5 декабря 2006 года N 07-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей» (с изменениями и дополнениями) в виде единовременной выплаты на каждого из детей, взятого на воспитание.

Далее на протяжении всего срока действия договора на содержание каждого из приемных детей выплачивается определенная сумма, которая включает ежемесячную выплату вознаграждения приемному родителю, а также ежемесячную выплату на содержание детей, переданных в приемную семью. Размер выплат устанавливается администрацией каждого Федерального округа России.

Кроме того, все приемные семьи, в состав которых входит трое и больше детей, как приемных, так и своих собственных, имеют право на все те льготы, которые предусмотрены законодательством РФ для многодетных семей.

Дети, переданные в приемную семью, сохраняют право на причитающиеся им алименты, пенсию (по случаю потери кормильца, инвалидности) и другие социальные выплаты и компенсации, которые законодательством для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

За ребенком (детьми) сохраняется право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, при отсутствии жилого помещения он имеет право на представление ему жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

Учет расходов средств на содержание детей ведется приемными родителями в письменном виде. Каждый год такой учет передается для проверки в орган опеки и попечительства. Средства, которые удалось сэкономить в течение года, изъятию из приемной семьи не подлежат.

Продукты питания для приемных детей (ребенка) приобретаются в специализированных магазинах, базах, снабжающих образовательные учреждения.

Президент РФ Владимир Путин в ходе «прямой линии» с гражданами РФ 25 апреля 2013 года согласился с предложением приравнять льготы приемных российских семей к льготам многодетных.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Работа социального педагога с приемной семьей;

Большинство специалистов уже давно пришли к выводу, что только в семье могут быть созданы оптимальные условия для нормального развития ребенка. К ним в первую очередь относятся: стабильный, индивидуализированный и эмоционально насыщенный контакт с взрослым; широта связей с социумом, разнообразная когнитивно насыщенная среда; собственная активность и активная разнообразная связь с окружающим миром.

С точки зрения психологии главной характеристикой замещающих семей является вневременное, неформальное, ответственное отношение членов семьи друг к другу, погружение ребенка в обыденную сферу чувств, привязанности, что приводит к самоидентификации ребенка, формированию ответственного отношения к себе, другим. Жизнь в семье дает возможность адекватной социализации (переживание различных ролей в семье), наблюдения за образцами детско-родительских отношений, супружеских отношений и, конечно, чувство «тыла» в самостоятельной жизни.

На разных этапах формирования приемной семьи социальный педагог решает следующие задачи:

1. Поиск кандидатов — родителей замещающей семьи через распространение информации в СМИ, школах, церквах и т. п.

2. Первичная встреча с кандидатами в приемные родители с целью знакомства и определения мотивации поступка.

3. Отбор кандидатов и их обучение. Желательно, чтобы в результате такой работы было несколько семей, находящихся в режиме ожидания ребенка.

4. Первичная диагностика кандидатов в приемные родители.

5. Помощь в построении отношений с ребенком при первых встречах приемных родителей и детей.

6. Подготовка ребенка к помещению в семью.

7. Организация психолого-педагогического, социального сопровождения ребенка и семьи в целом.

8. Отслеживание соблюдения прав ребенка в семье.

9. Подготовка ребенка и семьи к расставанию в случае необходимости.

Одним из самых ответственных моментов в работе с замещающими семьями является их отбор, так как родители должны обладать определенными личностными качествами. С помощью анкет легко выясняются такие факты, как возраст, пол, социальная принадлежность, жилищные условия, наличие собственных детей и их возраст, профессия и место работы, религиозные убеждения, доход, состояние здоровья, занятия в свободное время и т. п. Значительно труднее определить психологические особенности личности будущего замещающего родителя: мотивы, по которым он собирается взять в семью детей, стиль супружеских отношений, стиль воспитания собственных детей, понимание молодежных проблем, отношение к кровным родителям приемных детей и т. д.

Читать еще:  При рождении ребенка списывается ипотека закон

Диагностические мероприятия направлены на решение профессиональных задач: получить «психологический портрет» семьи, выявить качества кандидата, существенные для «воспитательного потенциала», получить прогноз стиля взаимоотношений с ребенком, создать прочные родительско-детские отношения, исключить, по возможности, отказ усыновителей, опекунов от взятых на воспитание детей, определить психопатологическое состояние супругов.

Выявление мотивации, внутренних побуждений личности — дело очень сложное. Специалистами Национального института образования Республики Беларусь на основе данных, полученных в ходе анонимного анкетирования 200 родителей-воспитателей, а также результатов бесед, материалов письменных опросов, дневниковых записей, а главное — наблюдений за стилем общения родителей и детей как дома, в обычной обстановке, так и на официальных встречах, собраниях, выделено пять основных групп родителей-воспитателей с учетом ведущего мотива их деятельности:

1. Родители-воспитатели с четко выраженным материнским отношением к детям.

2. Профессиональные педагоги, которые по долгу службы столкнулись с проблемой сиротства и из чувства сострадания взяли на себя ответственность за воспитание осиротевших детей.

3. Люди молодые и в определенной степени романтически настроенные. Воспитывать детей для них — это возможность реализовать свои способности, оставить свой след на Земле.

4. Родители, стремящиеся получить максимальное количество материальных благ.

5. Люди, стремящиеся самоутвердиться любым способом, в частности путем приобщения к благородному движению по оказанию помощи обездоленным детям.

Предложенное деление весьма условно, и у одних и тех же родителей могут присутствовать различные мотивы деятельности, но определенная доминанта при внимательном рассмотрении обнаруживается.

Наиболее устойчивыми, с точки зрения подверженности семьи распаду, представляются первая группа и отчасти третья. Остальные могут быть отнесены к группе риска. Вторая группа родителей-воспитателей может восприниматься как группа риска только потому, что у них из-за преувеличенного, гипертрофированного чувства ответственности возможно наступление нервного перенапряжения вплоть до возникновения стойкой депрессии и срыва, Кроме того, дети в этих семьях могут быть угнетены психологическим прессингом со стороны родителей, ожидающих немедленных результатов и большей отдачи от детей.

Сходная ситуация может возникнуть и у молодых романтиков из третьей группы. Вполне достижимо равновесие в семьях, где родители нацелены на получение материальных благ (четвертая группа). Однако ожидаемые привилегии должны быть оговорены официальном документе.

Самыми неблагоприятными представляются семьи, возглавляемые родителями-воспитателями из пятой группы: как только они поймут, что дети требуют много внимания и заботы, то тут же постараются найти другую, не столь обременяющую возможность для самоутверждения.

Важным обстоятельством является также оценка или отношение претендента в патронатные родители к будущему ребенку, его способность принимать ребенка таким, каков он есть, его возможность создать адекватное представление о качествах и особенностях этого ребенка, его умение предъявить ребенку соответствующие требования для реализации этих представлений.

Родители, желающие усыновить ребенка, испытывают не один, а целый комплекс мотивов (осознанных и неосознанных), которые являются ведущими в желании принять ребенка. Самые распространенные мотивы усыновления: желание усыновить ребенка в случае невозможности иметь собственного по физиологическим причинам; любовь к детям, в то время как собственные дети уже выросли; чувство милосердия к детям, нуждающимся в поддержке и защите; смерть собственного ребенка; гибель близких родственников; чувство одиночества; религиозные мотивы.

Решение взять в семью ребенка из интернатного учреждения может быть подкреплено скрытыми или неосознанными мотивами: укрепление распадающейся семьи с помощью ребенка; желание дать ребенку то, чего сами родители были лишены в детстве; стремление излить на ребенка свою любовь (ребенок — объект любви); желание иметь ребенка как субъект (источник) любви; желание доказать себе и окружающим, что можешь воспитать ребенка, даже если не можешь его родить.

Рекомендовать для воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, можно людей, которые отвечают следующим требованиям: принимают ребенка в семью по причинам, не противоречащим главной цели воспитания — максимальной пользе для общефизического развития и формирования личности ребенка; находятся в том возрасте, который соответствует возрасту приемного ребенка в виде естественной разницы в возрасте между родителями и детьми; считаются физически и психически здоровыми людьми (после всестороннего медицинского обследования), а домашние условия являются гарантией здорового развития ребенка; предоставляют достаточно убедительную гарантию в постоянстве семейных отношений; проявляют личностные качества, способствующие общему развитию ребенка, его оптимальному включению в жизнь и деятельность общества.

Усыновление (или помещение в замещающую семью) ребенка, как всякое изменение условий жизни, может стать причиной интенсивного развития ребенка.

Одной из главных проблем при создании семьи является формирование привязанности. В тех случаях, когда речь идет о родных детях, формирование эмоциональной близости между ними и родителями происходит естественно и неосознанно. Если же речь идет о приемных детях, формирование и развитие отношений между ребенком и родителями приобретает большую степень осознанности, внимания к различным аспектам межличностной коммуникации. В этих условиях вопросы, связанные с необходимостью формирования эмоциональной привязанности, преодолением ранее пережитых ребенком психических травм и укреплением его идентичности, приобретают первоочередное значение. Так как дети из детского дома в большинстве случаев страдают от запущенности, плохого обращения и последствий эмоциональной депривации, то эмоциональная привязанность к приемным родителям будет формироваться у таких детей с большим трудом.

Среди проблем, характерных для приемных родителей, часто встречается чувство бессилия; использование ими тезиса о «плохой наследственности», позволяющего объяснить имеющиеся у ребенка эмоциональные и поведенческие нарушения, нередко они переживают чувство вины, а также состояние стресса, связанное с необходимостью их соответствия определенным ожиданиям.

Наличие в семье другой дисфункции — разобщенности — также негативно влияет на процесс адаптации, так как члены семьи не имеют стереотипов близких отношений и сами страдают от ощущения внутренней изоляции.

Если эти проблемы не находят своего разрешения, приемные родители формируют определенную систему взглядов, позволяющую им объяснить существующую в семье дисгармонию и переживаемые ими внутрипсихические конфликты. Эти конфликты в первую очередь выражаются в переживании собственного бессилия, в предъявляемых к ребенку повышенных требованиях, симбиотической зависимости от ребенка, в чувстве горя и отчуждения. При этом, чем более дисфункциональна семья, тем более жестким моделям ролевого поведения следуют родители, их дети и приемные дети.

Процесс взаимной адаптации приемной семьи и ребенка-сироты представляет собой сложную динамику образования новой семейной системы. В. Н. Ослон и А. Б. Холмогорова выделили этапы развития семейной системы после приема ребенка-сироты.

Первый этап — ориентировочный: семьи достаточно позитивно оценивают поведение нового члена, они склонны видеть приемного ребенка как вполне нормального по таким характеристикам поведения, как агрессивность, ассоциальность, страхи, депрессия. В качестве проблемной зоны родители обычно выделяют недостатки внимания. Сам ребенок, попадая из обстановки детского дома в семью, переживает достаточно выраженный кризис и начинает бессознательно сопротивляться изменениям, которые от него требует среда.

Второй этап — этап напряжения: в семьях без психологического сопровождения начинает особенно сильно нарастать напряжение, появляются эпизоды воровства. Но даже на этом фоне показатели развития ребенка начинают резко идти вверх. К концу первого года состояние семьи стабилизируется.

Четвертый этап — этап штиля: после первого года снижается уровень напряжения в семье, появляются позитивные изменения в отношениях, продолжают улучшаться показатели развития приемных детей. Приемные дети на бессознательном уровне идентифицируются с кровными, на этом этапе происходит взаимное осознание причастности.

К концу второго года «штиль» может закончиться неожиданным взрывом, который выражается в повышении уровня неудовлетворенности практически по всем областям функционирования семьи. Некоторые семьи прекращают свое существование как замещающие. «Взрыв» переходит в депрессию и семья начинает переживать кризис идентичности семьи, который может длиться около полугода, и характеризуется осознанием проблем и ответственности, связанных с приемом ребенка в семью. После осознания проблем семья начинает функционировать как новая система. Это начало нового этапа — этапа принятия проблем (принятия новой семейной идентичности и завершение процесса формирования новой семейной системы). Восприятие семейной ситуации в значительной степени сближает всех членов семьи, оценки родителями поведения кровных и приемных детей во многом становятся идентичными, оценки собственного состояния, эмоционального благополучия у всех детей в целом совпадают. Приемные дети начинают занимать более активные позиции.

Исходя из существующего опыта работы специалистов с замещающей семьей, можно выделить ряд проблем, с которыми чаще всего сталкиваются психологи и педагоги: чувство неуверенности и страха у родителей; ответственность родителей за приемных детей; несоответствие приемного ребенка представлениям родителей; степень принятия ребенка; положение ребенка в приемной семье; отношения между родными и приемными детьми; еще одна проблема заключается в том, что родные дети рассказывают о приемных соседям, на улице, в школе. Здесь нужна семейная линия поведения, направленная на защиту приемных детей, создание вокруг них благоприятной атмосферы. Характерны также тревожность, стрессы родных детей; специфичны отношения приемных детей с кровными родителями; возможна дезадаптивная атмосфера в семье, — отсутствие ценностных ориентиров и правил построения взаимоотношений в семье (данная тенденция весьма типична для современной семьи). Иногда наблюдается неадекватный стиль воспитания (гипоопека, гиперопека, противоречивое воспитание).

Задача специалиста — коррекция сложившейся системы отношений между ребенком и родителями, предполагающая ломку неадекватных воспитательных установок и стереотипов; формирование новой системы отношений. Коррекция может включать родительский тренинг, преследующий цель повышения родительской компетентности в вопросах воспитания; организацию коррекционных игр ребенка с психологом, направленных на формирование нового типа отношений равноправия и партнерства; организацию совместных игр родителей с детьми на свободную тему и по заданному сюжету. В старшем дошкольном возрасте для совместных коррекционных занятий рекомендуется также продуктивная деятельность, в которой функции лидера и «ведомого» разделяются между родителем и ребенком с учетом коррекционных целей. Полезным примером коррекции может стать ведение «родительского дневника», позволяющего родителю в индивидуальной беседе с психологом или при обсуждении на группе отрефлексировать и оценить свое поведение.

Также среди наиболее распространенных проблем можно назвать: нарушения в поведении ребенка и вредные привычки; непослушание, драки, упрямство, бранные слова, воровство, ложь, эмоциональная неустойчивость приемного ребенка и агрессивность, соперничество, робость, эмоциональная неуравновешенность; педагогические проблемы: с обучением, с готовностью к нему, формирование готовности к участию в новой форме общения со взрослым, требующей высокой степени произвольности; болезни приемных детей.

В большой степени разрешению этих проблем помогают программы обучения приемных родителей. В настоящее время существует достаточно большое количество программ подготовки кандидатов в приемные родители. Как правило, в них входят вопросы особенностей психологического, социального развития детей оставшихся без попечения родителей, разбор сложных педагогических ситуаций в семье, вопросы взаимоотношения родных детей с приемными, приемы первой медицинской помощи, юридические знания по социальной защите ребенка и семьи и т.п.

Источники:

http://www.work5.ru/gotovye-raboty/91326
http://www.donland.ru/activity/2070/
http://allrefrs.ru/4-6652.html
http://ria.ru/20130425/934554230.html
http://studopedia.su/13_27771_rabota-sotsialnogo-pedagoga-s-priemnoy-semey.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector