1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Права детей сирот в украине

В Украине установили новый порядок государственной поддержки детей-сирот

Кабинет министров Украины принял постановление № 552 26 июня 2019 года, утверждающее порядки относительно государственной поддержки детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения. Об этом пишет Юрлига.

Так, в соответствии с положениями Порядка назначения и выплаты государственного социального пособия на детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, денежного обеспечения родителям-воспитателям и приемным родителям за предоставление социальных услуг в детских домах семейного типа и приемных семьях по принципу «деньги ходят за ребенком», государственное социальное пособие назначается и выплачивается ежемесячно в денежной форме родителям-воспитателям на каждого ребенка-воспитанника и приемным родителям на каждого приемного ребенка.

Структурные подразделения по вопросам социальной защиты населения районных, районных в г. Киеве госадминистраций, исполнительных органов городских, районных в городах (в случае их образования) советов назначают государственную социальную пособие и денежное обеспечение по заявлениюродителей-воспитателей или одного из приемных родителей, к которому прилагаются:

  • решение районной, районной в г. Киеве госадминистрации, исполнительного органа городского, районного в городе (в случае его образования) совета о помещении ребенка в детский дом семейного типа или приемной семьи;
  • документы, подтверждающие статус ребенка;
  • информация органа государственной исполнительной службы о размере алиментов;
  • справка с места учебы о размере стипендии;
  • копия вывода медико-социальной экспертной комиссии или медицинского заключения врачебно-консультативной комиссии лечебно-профилактического заведения о ребенке с инвалидностью, выданные в установленном Минздравом порядке;
  • копия удостоверения гражданина, проживающего, работающего (учащегося) на территории горного населенного пункта, выданного в соответствии с Законом «О статусе горных населенных пунктов в Украине».

Если лицо из числа детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, в возрасте от 18 до 23 лет или до окончания соответствующего заведения образования учится на дневной форме обучения в заведении профессионального (профессионально-технического), профессионального предвысшего и высшего образования, подаются справки о размере стипендии и о том, что оно не находится на полном государственном содержании.

Размер государственной социального пособия составляет два прожиточных минимума для детей соответствующего возраста. Однако для лиц из числа детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, в возрасте от 18 до 23 лет, учащихся в заведении общего среднего образования, на дневной форме обучения в заведении профессионального (профессионально-технического), профессионального предвысшего и высшего образования, к окончанию соответствующего заведения размер государственной социального пособия составляет два прожиточных минимума для работоспособных граждан.

Размер прожиточного минимума устанавливается Законом о Госбюджете на соответствующий год.

Размер государственной социального пособия и денежного обеспечения, выплачиваемых гражданам, которые получили статус лица, проживающего, работающего или учащегося на территории населенного пункта, имеющего статус горного, увеличивается на 20%.

Государственное социальное пособие и денежное обеспечение выплачиваются ежемесячно не позже 20 числа уполномоченным органом на лицевые счета родителей-воспитателей или лицевой счет одного из приемных родителей в банковском учреждении по их выбору или через структурные подразделения акционерного общества «Укрпочта» по месту жительства ребенка в детском доме семейного типа или приемной семьи.

Определены такие основания для прекращения выплаты государственного социального пособия и денежного обеспечения:

  • достижение ребенком 18-летнего возраста, а в случае учебы в заведении общего среднего образования, на дневной форме обучения в заведении профессионального (профессионально-технического), профессионального предвысшего и высшего образования — 23-летнего возраста или окончания соответствующего заведения образования;
  • приобретение или предоставление ребенку полной гражданской дееспособности (регистрация брака, трудоустройства по трудовому договору, запись матерью или отцом ребенка, осуществления предпринимательской деятельности);
  • перевод ребенка в заведение образования на полное государственное обеспечение;
  • смерть ребенка.

Кроме того, Постановление № 552 утверждает Порядок и условия предоставления субвенции из государственного бюджета местным бюджетам на выплату государственного социального пособия на детей-сирот и детей, лишенных родительского попечительства, денежного обеспечения родителям-воспитателям и приемным родителям за предоставление социальных услуг в детских домах семейного типа и приемных семьях по принципу «деньги ходят за ребенком», оплату услуг по осуществлению патроната над ребенком и выплату социального пособия на содержание ребенка в семье патронатного воспитателя, поддержку малых групповых домов и отменяет перечень постановлений Кабмина, которые прилагаются.

Пресс-центр

Новости

СОВЕТ ЮРИСТА: Жилищные права детей-сирот, детей, лишенных родительского попечения, и лиц из их числа

Отсутствие жилья – одна из наиболее актуальных прблем для детей-сирот, детей, лишенных родительского попечения, и лиц из их числа, которые выпускаются во взрослую жизнь из детских учреждений, приемных семей, детских домов семейного типа, из-под опеки или попечительства. Юристы пояснили, какие права имеют такие дети.

Как известно, в Украине на законодательном уровне закреплена обязанность государства заботиться о защите жилищных прав детей-сирот, детей, лишенных родительского попечения, и лиц из их числа.

Закон Украины «Об обеспечении организационно-правовых условий социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения» (далее по тексту – Закон) устанавливает два направления защиты жилищных прав детей указанных категорий, а именно:

  1. сохранение уже принадлежащего им на праве собственности или на праве пользования жилья;
  2. предоставление нового жилого помещения.

Сохранение жилья за детьми-сиротами, детьми, лишенными родительского попечения, а также лицами из их числа

Законом предусмотрено, что за детьми-сиротами, детьми, лишенными родительского попечения, а также лицами из их числа сохраняется право на жилье, в котором они проживали с родителями или другими родственниками до момента установления опеки/попечительства, устройства в приемные семьи, детские дома семейного типа, учреждения для детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения.

Ответственность за сохранность жилья и возвращение его детям после завершения срока их пребывания в семье опекуна или попечителя, приемной семье, детском доме семейного типа, заведении для детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, несут местные государственные администрации и органы местного самоуправления, расположенные по месту нахождения такого недвижимого имущества.

В целях обеспечения сохранности этого недвижимого имущества государственные администрации и органы местного самоуправления могут принимать следующие меры:

1. Установление опеки над имуществом

Решение об установлении опеки над имуществом детей принимается государственной администрацией или исполнительным органом местного совета по месту нахождения имущества по представлению Службы по делам детей, которая ведет учет недвижимого имущества, принадлежащего детям-сиротам и детям, лишенным родительского попечения.

Лицу, которое назначается опекуном над имуществом ребенка, Служба по делам детей выдает решение об установлении опеки над имуществом, копию описи имущества, копии документов, подтверждающих право собственности ребенка на имущество, и обеспечивает передачу имущества ребенка на основании акта приема-передачи.

Решение о прекращении опеки над имуществом принимается в случае потери ребенком статуса ребенка-сироты или ребенка, лишенного родительского попечения, достижения ребенком совершеннолетия, предоставление ребенку полной гражданской дееспособности, отказа опекуна над имуществом от выполнения своих обязанностей, смерти опекуна над имуществом, смерти ребенка.

2. Установление запрета на отчуждение жилья

Законом определено, что жилые помещения, в которых проживали дети-сироты, дети, лишенные родительского попечения, не могут быть отчуждены без согласия на это органов опеки и попечительства, которое может предоставляться только в случае гарантирования сохранения права на жилье таких детей.

Суд в случае лишения родителей родительских прав или отобрании ребенка без лишения родительских прав одновременно должен накладывать запрет на отчуждение имущества детей, о чем сообщается нотариальная контора по месту нахождения имущества и жилья.

Читать еще:  Прописка на госуслугах инструкция

3. Заключение договора о содержании и сохранении жилья

В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины № 866 от 24.09.2008 «Вопросы деятельности органов опеки и попечительства, связанной с защитой прав ребенка» местные государственные администрации и исполнительные органы местных советов для сохранения и содержания жилья детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, имеют право заключать договоры о содержании и сохранении жилья с организациями, на балансе которых оно находится (жилищно-строительные кооперативы, объединение совладельцев многоквартирных домов и т.д.).

4. Оплата квартирной платы и коммунальных услуг государством

Закон предусматривает, что до момента трудоустройства выпускников учреждений для детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, которые находятся на учете в государственной службе занятости как ищущие работу, квартирная плата и плата за коммунальные услуги осуществляются местными государственными администрациями по месту нахождения жилья.

5. Содействие в оформлении права собственности на жилье

В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины «Вопросы деятельности органов опеки и попечительства, связанной с защитой прав ребенка» от 24.09.2008 № 866 в случае, когда право пользования жильем есть только у ребенка-сироты, ребенка, лишенного родительского попечения, местная государственная администрация или исполнительный орган местного совета по месту нахождения жилья, по заявлению законного представителя ребенка и по ходатайству Службы по делам детей, принимает меры для передачи его в собственность ребенка.

6. Содействие в получении наследства

В соответствии с тем же Постановлением в случае если ребенок-сирота, ребенок, лишенный родительского попечения, является наследником имущества, местная государственная администрация, исполнительный орган местного совета по месту происхождения ребенка назначает лицо, которое будет представлять интересы ребенка в осуществлении права на наследование.

Обеспечение жильем детей-сирот, детей, лишенных родительского попечения, и лиц из их числа

1. Содействие в постановке на квартирный учет и социальный квартирный учет

В случае если у ребенка-сироты, ребенка, лишенного родительского попечения, отсутствует жилье, которое принадлежит ему на праве собственности или праве пользования, или если возврат в это жилье невозможен, то после достижения ребенком 16-летнего возраста он имеет право стать на квартирный учет и на социальный квартирный учет по месту своего происхождения или проживания до момента установления опеки/попечительства, устройства в приемные семьи, детские дома семейного типа, учреждения для детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения.

На квартирный учет берутся граждане Украины, которые нуждаются в улучшении жилищных условий в соответствии с «Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления им жилых помещений в Украинской ССР», утвержденными постановлением Совета Министров Украинской ССР и Украинского Республиканского Совета профессиональных союзов № 470 от 11.12.1984 с последующими изменениями.

На социальный квартирный учет берутся граждане Украины, которые пользуются правом на социальное жилье в соответствии с Законом Украины «О жилищном фонде социального назначения». Социальный квартирный учет ведется в соответствии с «Порядком взятия граждан на социальный квартирный учет, их пребывания на таком учете и снятия с него», утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины № 682 от 23.07.2008 г.

Заявление о постановке на квартирный учет и социальный квартирный учет может быть подано Службой по делам детей, опекуном/попечителем, приемными родителями, родителями-воспитателями, администрацией учреждения, где проживает ребенок.

2. Предоставление социального жилья

Законом установлено, что в случае, когда у детей-сирот, детей, лишенных родительского попечения, и лиц из их числа после завершения пребывания в соответствующих учреждениях, детском доме семейного типа, приемной семье или завершения срока опеки/попечительства отсутствует жилье, то местные государственные администрации и органы местного самоуправления обеспечивают их упорядоченным социальным жильем в течение месяца.

Социальное жилье – это жилье из жилищного фонда социального назначения, которое предоставляется гражданам Украины, нуждающимся в социальной защите, в пользование на основании договора найма на определенный срок.

Пользование социальным жильем является платным. Плата за жилье в жилом фонде социального назначения состоит из платы за найм жилья, содержание жилых домов и придомовых территорий, коммунальные услуги. Орган местного самоуправления устанавливает размер платы за социальное жилье для каждого нанимателя такого жилья индивидуально.

Важно. По данным официального сайта Министерства социальной политики Украины, в 2017 году благодаря субвенции из государственного бюджета местным бюджетам было приобретено 468 квартир социального жилья для 579 человек из числа детей-сирот, детей, лишенных родительского попечения, и лиц из их числа. Как сообщается на сайте, в 2018 году финансирование по соответствующей программе увеличено в 1,9 раза и составит 517 726,7 тыс. грн.

3. Предоставление жилого помещения в социальном общежитии

В соответствии с Законом Украины «О жилищном фонде социального назначения» орган местного самоуправления, принявший решение о взятии на социальный квартирный учет гражданина, для которого социальное жилье является единственным местом проживания, одновременно, по письменному заявлению указанного гражданина, принимает решение о предоставлении ему жилого помещения в социальном общежитии в течение всего срока его пребывания на социальном квартирном учете.

Помощь юриста в службе по делам детей

Охрана детства в Украине признается общенациональным приоритетом и осуществляется с целью обеспечения реализации прав ребенка на жизнь, охрану здоровья, образование, социальную защиту и всестороннее развитие. Основными законодательными актами, обеспечивающими претворение в жизнь поставленных целей являются: Конституция Украины, Закон Украины «Об охране детства», Семейный кодекс Украины, Правила опеки и попечительства (далее — «Правила»).

Дети, которые нуждаются в чрезвычайной заботе

В свете указанного приоритета, в особой заботе нуждаются такие категории детей, как: дети-сироты, дети, у которых умерли или погибли родители;

дети, лишенные родительской опеки, дети, оставшиеся без попечения родителей, в связи с лишением их родительских прав, отобранные у родителей без лишения родительских прав;
дети, родители которых признаны безвестно отсутствующими или недееспособными, объявлены умершими, отбывающие наказание в местах лишения свободы или находятся под стражей на время следствия, или в розыске, в связи с уклонением от уплаты алиментов и отсутствием сведений об их местонахождении, дети, родителям которых длительная болезнь препятствует выполнять свои родительские обязанности, а также подброшенные дети, дети, родители которых неизвестны; дети, от которых отказались родители и беспризорные дети.

Беспризорные дети — это дети, которые были покинуты родителями, сами оставили семью или детские заведения, где они воспитывались, и не имеют определенного места жительства.

Для решения вопросов, связанных с содержанием и воспитанием детей, оказавшихся в неблагоприятных условиях, государство создало специальные органы — органы опеки и попечительства, а адвокат может только контролировать эту деятельность, по поручению заинтересованного лица. Такими органами являются: районные, районные в городах Киеве и Севастополе государственные администрации, исполнительные комитеты городских, районных в городах, сельских, поселковых советов. Непосредственное ведение дел по опеке и попечительству возлагается в пределах их компетенции в соответствующие отделы и управления местной государственной администрации районов, районов городов Киева и Севастополя, исполнительные комитеты городских или районных в городах советов.

Органы образования осуществляют деятельность по вопросам выявления, учета и передачи детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, в детские дома, школы-интернаты различных профилей, на усыновление, под опеку (попечительство), а также деятельность по другим вопросам, относящимся к их компетенции.

Органы по делам семьи и молодежи, службы по делам несовершеннолетних осуществляют деятельность по вопросам выявления, учета и временного устройства беспризорных детей, устройство детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, содержащихся в государственных детских учреждениях, на воспитание в семьи, а также деятельность по другим вопросам, относящихся к их компетенции.

В поселках и селах делами опеки непосредственно ведают исполнительные комитеты сельских и поселковых советов.

Должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления, работники Министерства внутренних дел Украины, работники органов социальной защиты населения, жилищно-эксплуатационных органов, учебных заведений, других организаций, а также граждане, которым стало известно о факте оставления ребенка без опеки (попечительства) родителей, обязаны немедленно сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту нахождения ребенка.

Читать еще:  Прописка на что влияет

Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без родительской опеки, законом не предусмотрена.

Формы заботы о детях

Законодательством определены различные формы государственной заботы о детях, оставшихся без родительской опеки. Это — опека и попечительство, усыновление, устройство детей на воспитание в семьи граждан (патронат), в дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, детские дома семейного типа на полное государственное содержание. Основной целью деятельности всех перечисленных учреждений является создание их воспитанникам необходимых условий для всестороннего и гармоничного развития, подготовки для самостоятельной жизни и труду. Опека и попечительство в семейном праве — это такая форма передачи детей, которые, вследствии тех или иных обстоятельств, остались без родительской заботы, другим лицам, имеет целью их воспитание, защиту их личных и имущественных прав, охрану других интересов.

Опека и попечительство имеет как общие, так и отличные черты с другими институтами передачи детей на воспитание и для защиты их интересов. Для сравнения, возьмем институт усыновления. Общим для этих институтов есть обязанности опекуна (попечителя) и усыновителя по воспитанию и защите интересов переданных им детей. Опекун (попечитель), как и усыновитель, выполняет вместо детей и в их интересах соответствующие действия или дает согласие (разрешение) на выполнение им этих действий. На опекунов (попечителей) и усыновителей возлагается обязанность представлять интересы подопечных (усыновленных) детей во всех государственных и общественных организациях, если возникает в этом необходимость. Опекуны (попечители) и усыновители отвечают за вред, причиненный подопечным (усыновленным), если не докажут, что вред наступил не по их вине.

Но опека (попечительство) не порождают, подобно усыновлению, между детьми и опекунами (попечителями), членами их семей, отношений, аналогичных по своей природе отношениям родителей и детей. Усыновление является основанием для возникновения как личных, так и имущественных отношений между усыновителем и усыновленным, а опека (попечительство), как правило, порождает неимущественные отношения между опекуном (попечителем) и подопечным.

Опека и попечительство

Опека и попечительство — межотраслевые институты. Они являются одновременно институтами административного, гражданского и семейного права. Опека и попечительство являются институтами гражданского права тогда, когда в предусмотренных законом случаях устанавливаются над несовершеннолетними лицами или имуществом лиц, признанных безвестно отсутствующими.

Если Вам необходима консультация адвоката или помощь специалиста по данному вопросу, обращайтесь по телефонам, указанным выше,- семейный юрист Светлана Приймак готова её Вам предоставить! Мы сможем защитить интересы семьи, Ваших несовершеннолетних детей, гарантируя при этом полную конфиденциальность и профессионализм!

Защита жилищных прав детей-сирот

Автор: юрист Денис Кучерявый

Законом Украины от 01.07.2010 года № 2394-VI Верховная Рада внесла изменения в некоторые законодательные акты Украины о защите жилищных прав детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, а также лиц из их числа.

В частности, в Жилищном кодексе (ЖК) статью 39 дополнено частью второй, согласно которой, дети-сироты и дети, лишенные родительской заботы, достигшие 16-ти лет, а также лица из их числа, берутся соответствующими органами местного самоуправления на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилых условий, по месту их происхождения или проживания до устройства в семьи граждан, учреждения для детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы.

Также, детям-сиротам и детям, лишенным родительской заботы, после завершения срока пребывания в семье опекуна или заботящегося лица (попечителя), в приемной семье, в детском доме семейного типа, в учреждениях для детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, а также лицам из их числа, в случае отсутствия жилья или невозможности возвращения занятого ранее жилого помещения в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Вне очереди жилое помещение предоставляется также гражданам, незаконно осужденным и со временем реабилитированным, в случае невозможности возвращения занятого ранее жилого помещения; детям-инвалидам из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, проживающих в семьях опекунов, приемных семьях, детских домах семейного типа, государственных или других социальных учреждениях, после достижения совершеннолетия, в случае если по выводу медико-социальной экспертизы они могут осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни.

Жилое помещение теперь сохраняется за временно отсутствующим нанимателем или членами его семьи свыше шести месяцев также в случаях: устройства ребенка (детей) на воспитание к родственникам, опекуну или попечителю, в приемную семью, детский дом семейного типа, учреждение для детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, — в течение всего времени их пребывания у родственников, опекуна или попечителя, в приемной семье, в детском доме семейного типа, в учреждении для детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы; выезда в связи с исполнением обязанностей опекуна или попечителя, в связи с предоставлением родителям-воспитателям жилого дома или многокомнатной квартиры для создания детского дома семейного типа – в течение всего времени исполнения таких обязанностей.

В Закон Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» введена новая редакция статьи 33, согласно которой, дети-инвалиды из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, проживающие в семьях опекунов, в приемных семьях, в детских домах семейного типа, в государственных или в других социальных учреждениях, после достижения совершеннолетия имеют право на внеочередное получение жилья и материальную помощь на его устройство в случае, если по выводам медико-социальной экспертизы они могут осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни.

Согласно изменениям в Законе Украины «Об охране детства», государство обеспечивает детям-сиротам и детям, лишенным родительской заботы, а также лицам из их числа, которые к передаче под опеку или заботу, устройство в детские дома семейного типа, приемные семьи, учреждения для детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, имели благоустроенное жилье, которое сохранялось за ними, вселение их в эти помещения и возвращение им имущества, которое находилось в этих помещениях на день передачи детей под опеку или заботу, устройство в детские дома семейного типа, приемные семьи, учреждения для детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы.

Дети-сироты и дети, лишенные родительской заботы, которые до передачи под опеку или заботу, или до устройства в детские дома семейного типа, в приемные семьи, в учреждения для детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, не имели благоустроенного жилья или вселение которых у помещение, которое сохранялось за ними, невозможно вследствие его уничтожения или повреждения, или по другим уважительным причинам, которые делают невозможным проживание там этих детей, обеспечиваются вне очереди благоустроенным жильем по месту их происхождения или проживания до устройства в семьи граждан, в соответствующие учреждения, в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Дети-инвалиды из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, которые проживают в семьях опекунов, в приемных семьях, в детских домах семейного типа, в государственных или в коммунальных детских учреждениях, после достижения совершеннолетия обеспечиваются жильем в порядке, установленном статьей 33 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине».

В соответствии с изменениями к Закону Украины «Об обеспечении организационно-правовых условий социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы», за детьми-сиротами и детьми, лишенными родительской заботы, а также за лицами из их числа сохраняется право на жилье, в котором они проживали с родителями, родственниками до установления опеки, попечительства, до устройства в приемные семьи, в детские дома семейного типа, в учреждения для детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, в порядке, установленном Кабмином. Местные госадминистрации, органы местного самоуправления по месту нахождения жилья детей несут ответственность за сохранность жилья и возвращение его детям-сиротам и детям, лишенным родительской заботы, а также лицам из их числа после завершения срока пребывания в семье опекуна или попечителя, в приемной семье, в детском доме…

Читать еще:  Первая группа инвалидности беларусь

Дети-сироты и дети, лишенные родительской заботы, достигшие 16-ти лет, в случае отсутствия у таких детей жилья, имеют право зачисляться на квартирный учет и социальный квартирный учет по месту их происхождения или проживания до установления опеки, попечительства, до устройства в приемные семьи, в детские дома… по заявлению опекуна или попечителя, приемных родителей, родителей-воспитателей, администрации учреждения, где проживает ребенок, или органа опеки и попечительства. После достижения 18-ти лет такие дети в течение месяца обеспечиваются социальным жильем до предоставления им благоустроенного жилого помещения для постоянного проживания.

Пребывание детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, достигших 16-ти лет, на социальном квартирном учете не является основанием для отказа им во взятии на квартирный учет или на снятие с квартирного учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, или учета лиц, имеющих право на получение жилья (льготных кредитов на строительство и приобретение жилья) по государственным жилищным программам для отдельных категорий граждан, определенных законодательством.

Часть вторую статьи 13 Закона Украины «О жилищном фонде социального назначения» дополнено абзацем третьим такого содержания: «Взятие на социальный квартирный учет детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, достигших 16-ти лет, осуществляется по заявлению опекуна, приемных родителей, родителей-воспитателей, администрации учреждения, где проживает ребенок, или органа опеки и попечительства, а лиц из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, — по их заявлению».

Закон вступает в силу со дня его опубликования.

Следует иметь в виду, что Законы и другие нормативно-правовые акты, принятые до вступления в силу этим Законом, действуют в части, которая не противоречит данному Закона.

Дополнение для всех , кто имеет статус сироты: вопросы постановки на учет нуждающихся в жилье, в том числе — всех льготных категорий, в том числе сирот, решаются в исполнительных комитетах местных советов ( и только там!). Для постановки на учет надо обратиться туда с письменным заявлением. Как правило, это возможно только по месту прописки.

Какие права и льготы имеют дети-сироты?

Ребенок, оставшийся без родителей, нуждается в особой заботе и поддержке. Практически во всех странах дети-сироты находятся на особом положении: государство обеспечивает им достойное существование и финансовые преференции. В нашей статье мы расскажем о том, какими льготами пользуются сироты в Украине и России.

Статус сироты

Украинское и российское законодательство признает сиротами детей, не достигших 18 лет и оставшихся без родителей из-за смерти последних. Статус детей, лишенных родительского попечения, присваивается в случаях, когда родители:

  • отказались от своего ребенка;
  • пропали без вести;
  • признаны недееспособными;
  • были лишены родительских прав;
  • не выполняют родительские обязанности из-за продолжительной болезни;
  • уклоняются от уплаты алиментов и скрывают свое местонахождение;
  • находятся в тюрьме.

Детей, лишенных родительской опеки, называют еще социальными сиротами. Они пользуются теми же льготами, что и дети-сироты, чьи родители умерли.

Льготы сиротам в Украине

Права осиротевших детей прописаны в Законе Украины «Об обеспечении организационно-правовых условий социальной защиты сирот и детей, лишенных родительской опеки». Согласно этому документу государство обязано обеспечить сиротам следующие льготы:

  • полное государственное обеспечение. Из госбюджета им выделяется пособие, размер которого соответствует прожиточному минимуму, установленному правительством для этой социальной категории. Выплаты прекращаются по достижении ими 18-летнего возраста. Если же подросток-сирота является студентом колледжа или университета очной формы обучения, выплаты продолжаются до 23-х лет;

  • 50-процентная надбавка к стипендии, выплачиваемой средним специальным учебным заведением или вузом. Однако речь идет лишь об образовательных учреждениях, находящихся в государственной, муниципальной и коммунальной собственности. В частных вузах эта норма не действует;
  • ежегодная материальная помощь, предназначенная на покупку учебной литературы, в сумме тройной стипендии. Данная льгота предоставляется лишь на время обучения в вузе и колледже;
  • сохранение за сиротой стипендии на время академического отпуска, предоставленного по медицинским показаниям;
  • выпускникам учебных заведений за государственный счет должны выдаваться одежда и обувь, а также разовая материальная помощь, соответствующая шести прожиточным минимумам, установленным законом для детей-сирот определенного возраста;

  • государство берет на себя заботы по трудоустройству сирот. Оно обязывает районные и городские администрации бронировать рабочие места на предприятиях, обеспечивая первоочередное трудоустройство этой социально незащищенной категории населения;
  • дети до 18 лет, относящиеся к категории сирот, могут рассчитывать на ежегодное бесплатное оздоровление;
  • за сиротами сохраняется жилье, в котором они жили со своими родителями до момента переселения в детский дом. Пока эти дети не трудоустроятся и не начнут получать зарплату, оплату коммунальных услуг за их квартиру берут на себя местные райгосадминистрации;
  • если дети-сироты не имеют собственного жилья, в 16 лет местные власти должны поставить их в очередь на получение квартиры и выделить им социальное жилье в течение месяца после достижения ими совершеннолетия.

Украинское законодательство не предусматривает внеконкурсное поступление сирот в вузы, поэтому, хотя они и учатся за бюджетные деньги, но вступительные экзамены сдают на общих основаниях.

Льготы детям-сиротам в России

В Российской Федерации порядок предоставления льгот детям-сиротам регламентируется законом «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот». Из этого документа следует: дети, оставшиеся без родителей, имеют право на следующие преференции:

  • получение трудовой либо социальной пенсии. Первая выплачивается в тех случаях, когда родитель до момента своей смерти успел накопить достаточный трудовой стаж. Вторая выдается, когда стажа, чтобы начислить трудовую пенсию, не хватает. На октябрь 2015 года ее размер составляет 4769 рублей. Выплата данного пособия прекращается в 18-летнем возрасте, но может быть продлена до 23-х лет, если подросток-сирота очно заканчивает учебное заведение;
  • льготная схема зачисления в вузы. Желающие получить высшее образование дети-сироты должны набрать минимальный проходной балл, установленный специально для них. По закону, абитуриентам-сиротам выделяется 10-процентная квота учебных мест;
  • на время обучения государственный бюджет берет на себя полное обеспечение этой категории детей: им выплачивается специальная стипендия, на 50% превышающая обычную, и зарплата во время прохождения производственной практики. На приобретение учебников каждый год выдается сумма, соответствующая трем стипендиям;
  • беря академический отпуск по состоянию здоровья, дети-сироты продолжают получать стипендию, а также могут требовать бесплатное медицинское обслуживание;
  • выпускникам, помимо одежды и обуви, предоставляется единовременная материальная помощь от 500 рублей;

  • бесплатно пользоваться услугами городского и пригородного транспорта. Это правило не распространяется на такси и частных перевозчиков. Раз в год сироты могут бесплатно съездить домой и вернуться обратно в учебное заведение за государственный счет;
  • безвозмездный отдых в спортивно-оздоровительных лагерях, а также оздоровление в санаторно-курортных учреждениях. При наличии проблем со здоровьем государство оплачивает проезд в санатории и профилактории за свой счет;
  • жилье, принадлежавшее ранее родителям сироты, закрепляется за ним. В случае отсутствия собственной квартиры или дома, по достижении совершеннолетнего возраста ему вне очереди будет выделено жилье;

  • дети-сироты обладают первоочередным правом на трудоустройство, которое им должны обеспечить местные службы занятости.

Дети-сироты — не единственная социально незащищенная категория, проблемами которой озаботилось государство. В меру своих сил и возможностей оно старается помогать малообеспеченным и многодетным семьям, инвалидам и пенсионерам.

Но иногда из-за бюрократии государственная помощь так и не находит своих адресатов. Поэтому важно знать свои права и уметь отстоять их перед чиновниками.

Источники:

http://strana.ua/news/209806-v-ukraine-ustanovili-novyj-porjadok-hosudarstvennoj-podderzhki-detej-sirot.html
http://www.fdu.org.ua/news/30587
http://yurhelp.in.ua/lawyer_family/01.html
http://ukr-advokat.org.ua/%D0%B7%D0%B0%D1%89%D0%B8%D1%82%D0%B0-%D0%B6%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%89%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9-%D1%81%D0%B8%D1%80%D0%BE%D1%82/
http://megapoisk.com/deti-siroty-prava-rebenka

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector