Льготы водителям при выходе на пенсию
Профессиональных водителей могут наделить правом на досрочную пенсию
Профессиональные водители, возможно, получат право на досрочную трудовую пенсию по старости. Соответствующий законопроект внес в Госдуму депутат Олег Нилов.
Согласно законопроекту, в ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-Ф3 “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” должно быть внесено положение о том, что мужчины-водители могут выходить на пенсию в 55 лет, а женщины – в 50 лет. Напомним, обычный возраст выхода на пенсию – 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Среди водителей право на досрочную пенсию сейчас имеют:
- водители автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах;
- водители грузовиков, работающих на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы.
В пояснительной записке к законопроекту говорится, что работа водителя не только в вышеуказанных, но и в любых условиях может рассматриваться как вредная, а значит, должна давать право на досрочную пенсию.
Законопроект вносился в Госдуму дважды за день. Первый документ, № 558894-6 “О внесении изменений в Федеральный закон “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” в части установления досрочного назначения трудовой пенсии отдельным категориям граждан”, через несколько часов был отозван. Одновременно на рассмотрение был направлен законопроект № 559838-6 “О внесении изменений в Федеральный закон “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” в части установления досрочного назначения трудовой пенсии отдельным категориям граждан”, в текст которого внесены исправления касательно профессионального стажа, необходимого для получения досрочной пенсии (10-12,5 лет для некоторых категорий водителей).
Напомним, что недавно в Госдуму были внесены также законопроект № 505404-6 “О внесении изменений в статью 26 Федерального закона “О безопасности дорожного движения” и законопроект № 505410-6 “О дополнении статьей 88-1 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”. Согласно этим документам, россиян, использующих машину в личных целях, и профессиональных водителей предлагается обучать по разным программам. Профессионалы должны будут детальнее изучить теоретические и практические навыки вождения, а также ознакомиться с основами пассажирских и грузовых перевозок, основами законодательства в сфере дорожного движения, психофизиологическими основами деятельности водителя. Законопроекты пока не рассмотрены в первом чтении.
О досрочной пенсии водителям подробно
Подписка на новости
Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.
05 июня 2015 10:26
Водители автобусов, троллейбусов и трамваев, занятые на регулярных городских маршрутах, могут уйти на пенсию раньше при соблюдении ряда важных условий.
По данным службы исследований НГС. Работа самой популярной профессией, которую искали новосибирцы в мае текущего года, стала профессия водителя, в том числе и на городском транспорте. Стоит отметить, что у некоторых представителей данной профессии есть право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. К такой категории относятся водители автобусов, троллейбусов, трамваев, занятые на регулярных городских маршрутах.
Перечисленные граждане могут уйти на пенсию ранее общеустановленного пенсионного возраста: мужчины в 55 лет, а женщины в 50. Но для возникновения права на досрочную пенсию должен быть соблюден ряд важных условий. Прежде всего, им необходимо, как и всем гражданам, «набрать» в течение всей трудовой жизни не менее 30 пенсионных коэффициентов (с учетом переходных положений).
Вторым условием для назначения «льготной» пенсии является продолжительность страхового стажа на соответствующих работах. Так мужчина при общем страховом стаже в 25 лет должен проработать в качестве, например, водителя автобуса на городском маршруте, не менее 20 лет. У женщин общий страховой стаж должен быть 20 лет, и не менее 15 лет на соответствующих видах работ.
Основанием для предоставления права на пенсионные льготы водителям автобусов, троллейбусов либо трамваев является работа в течение полного рабочего дня только на регулярных городских пассажирских маршрутах. Водителям автобусов период работы включается в требуемый специальный стаж при занятости на автобусных регулярных городских пассажирских перевозках. Данный факт должен быть подтвержден документально. В качестве подтверждающих документов рассматриваются приказы о назначении на работу водителем регулярных городских пассажирских маршрутов, путевые листы, лицевые счета, ведомости на заработную плату, коллективные договоры и другие документы, содержащие необходимые сведения.
К регулярным городским пассажирским перевозкам относят перевозки на регулярном маршруте, который проходит в пределах черты города, график движения на таком маршруте утвержден и согласован с местными органами управления в интересах всех жителей города. На таких маршрутах перевозки осуществляются с определенной периодичностью по расписанию с посадкой и высадкой пассажиров на предусмотренных маршрутом остановках. Автобус должен по расписанию проследовать все промежуточные контрольные пункты на маршруте.
К городским пассажирским автобусным перевозкам относятся регулярные перевозки, которые выполняются автотранспортным средством, предназначенным для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения (помимо водителя) более 8.
Работа на городских пассажирских регулярных маршрутах может организовываться с полуэкспрессным, экспрессным либо обычным режимом движения или сочетать в течение дня указанные режимы.
Правом на пенсионные льготы такие водители пользуются при условии документального подтверждения требований, предъявляемых к городским пассажирским регулярным автобусным маршрутам.
Не имеют права на пенсионные льготы водители, работающие на пригородных, междугородних, специализированных маршрутах, а также водители, выполняющие заказные перевозки пассажиров по маршрутам, не относящимся к регулярным городским, либо водители ведомственного транспорта, осуществляющие перевозку работников предприятия.
Если водитель автобуса в течение рабочего времени наряду с работой на регулярных городских пассажирских маршрутах совмещает работы на пригородных маршрутах или осуществляет заказные перевозки по маршрутам, не отнесенным к регулярным городским, то вопрос о его праве на досрочное назначение пенсии решается в зависимости от того, какой процент рабочего времени составляет работа, дающая право на эту пенсию. Если документально подтверждается, что занятость на регулярных городских пассажирских маршрутах составляет не менее 80 % рабочего времени, то в этом случае их можно считать занятыми на работах, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение.
При суммированном учете рабочего времени рабочее время, подтверждающее занятость водителей автобусов на регулярных городских пассажирских маршрутах, определяется по итогам месяца. В рабочее время за месяц включается суммарное время работы на линии на регулярном городском маршруте, время на проведение подготовительно-заключительных работ, проведение предрейсового и послерейсового медосмотра, устранение эксплуатационных неисправностей автобуса при работе на маршруте, плановое техническое обслуживание.
Кроме того, периоды работы водителей на регулярных городских пассажирских маршрутах после 1 января 2013 года засчитываются в специальный стаж, с учетом которого определяется право на досрочное назначение пенсии по старости, только при условии уплаты работодателем страховых взносов по дополнительным тарифам. После проведения на рабочем месте специальной оценки условий труда зачету в специальный стаж будут подлежать периоды работы только в том случае, если по результатам специальной оценки на рабочем месте водителя будет установлен вредный класс условий труда.
В Новосибирской области 686 получателей досрочных пенсий из числа водителей, занятых на регулярных городских пассажирских маршрутах.
СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТОР
Свежие записи
Сегодня профессия водителя транспортных средств является не только самой распространенной профессией, но и самой востребованной. Каждый из нас знает, какого напряжения и сосредоточенности требует эта работа в условиях интенсивного движения на улицах наших городов.
Такая работа приводит к появлению у профессиональных водителей специфических заболеваний. Поэтому некоторые водители имеют право стать пенсионерами на 5 лет раньше, чем они достигнут общеустановленного пенсионного возраста, но для реализации этого права им потребуется выполнить ряд условий, установленных пенсионным законодательством.
1 . В соответствии части 10 пункта 1 статьи 30 закона «О страховой пенсии» №400-ФЗ, страховая пенсия по старости будет назначаться на пять лет ранее достижения общеустановленного возраста выхода на пенсию (мужчинам в 55 лет, а женщинам в 50 лет), если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах соответственно не менее 20 лет и 15 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
В соответствии действующего законодательства, к регулярным городским пассажирским маршрутам относятся перевозки пассажиров, в черте города по расписанию в соответствии графика, утвержденного муниципальной властью, с посадкой и высадкой пассажиров на специально оборудованных остановках, на транспортном средстве с числом мест для пассажиров более 8.
2 . Претендентам на получение досрочной пенсии требуется накопить на своем лицевом счету в ПФР не менее 30 пенсионных баллов (пенсионных коэффициентов). В периоде до 2024 года пенсионных балов требуется иметь меньше, с учетом переходных положений в соответствии статьи 35 закона №400-ФЗ.
3 . В соответствии пунктов 4 — 6 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии… » №516, основанием для предоставления права на досрочное назначение пенсии признается работа, которая выполняется постоянно в течении полного рабочего времени и за которую были уплачены соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Периоды такой работы засчитываются в льготный стаж работника в календарном порядке с зачетом периодов ежегодных основных и дополнительных отпусков, а также периодов получения пособий по временной нетрудоспособности, в том числе и периодов получения пособия по беременности и родам.
■ Если водитель городского общественного транспорта выполнял работу в течение полного рабочего дня, но в режиме неполной рабочей недели (в связи с сокращением объема работы), тогда такие периоды будут исчисляются по фактически отработанному времени.
■ Если водитель пассажирского автотранспортного предприятия совмещает работу на регулярных городских пассажирских маршрутах с работой на пригородных маршрутах, тогда зачет такой работы в его льготный стаж возможен только при условии, что занятость на регулярных городских маршрутах составляет не менее 80% его рабочего времени.
4 . Работа водителей на регулярных городских пассажирских маршрутах в период после 01.01.2013 года засчитывается в льготный стаж при условии уплаты работодателем страховых взносов в ПФР по ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ тарифам.
На рабочих местах водителей должна быть проведена специальная оценка условий труда (СОУТ) и им установлен «вредный класс условий труда».
Важно . Сведения о том, что работа, дающая право на досрочную пенсию, выполнялась в течение полного рабочего времени на регулярных городских пассажирских маршрутах, должны подтверждаться документально.
Документами, подтверждающими факт такой работы, могут быть приказы о назначении работника на работу в качестве водителя на регулярные городские маршруты, а также путевые листы, маршрутные листы, лицевые счета, зарплатные ведомости и другие документы в которых содержится соответствующая информация.
Кроме водителей городских автобусов право на досрочное назначение страховой пенсии на пять лет ранее достижения пенсионного возраста имеют и водители грузовых автомобилей (ч.5 п.1 ст.30 №400-ФЗ), проработавшие не менее 12 лет и 6 месяцев — мужчины и 10 лет — женщины, непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж не менее 25/20 лет (муж./жен.)
В 65 за рулем автобуса? Чем опасно повышение пенсионного возраста для тех, кто работает водителем
Рано или поздно Беларуси придется снова поднимать вопрос о повышении пенсионного возраста. «Но это должно быть в разумных пределах, — высказалась недавно депутат Анна Канопацкая. — Невозможно представить, чтобы тот же водитель сидел за рулем автобуса в 70 лет». Ситуация с повышением пенсионного возраста для водителей действительно неоднозначная. С одной стороны, никаких возрастных ограничений на управление авто у нас нет. За руль можно сесть и в 20 лет, и в 90. С другой стороны, все понимают: в автомобильных перевозках нужны быстрая реакция и умение концентрироваться. У многих ли водителей сохраняются эти свойства в зрелом возрасте, не создадут ли они опасности на дороге для себя и окружающих — об этом AUTO.TUT.BY побеседовал с врачами 24-й столичной поликлиники спецмедосмотров и перевозчиками.
Напомним, в нашей стране с января 2017 года началось поэтапное повышение общеустановленного пенсионного возраста. Предполагается, что к 1 января 2022 года мужчины будут выходить на пенсию в 63 года, а женщины — в 58 лет. Эксперты говорят о необходимости в будущем повышать порог до 65 лет для всех категорий.
Каждый десятый посетитель водительской медкомиссии — пенсионер
Для освидетельствования водителей в 24-ю столичную поликлинику посетители приезжают из разных областей республики. В летний сезон через водительские комиссии ежемесячно проходят около 500 человек. Большая их часть — это молодые люди. Но каждый десятый водитель старше 60. В основном, пожилые автомобилисты — водители индивидуального транспорта, около 25 процентов — профессионалы.
Медики в комиссии отмечают: какого бы возраста не были претенденты на получение медсправки, основной критерий для допуска за руль — состояние здоровья.
— Индивидуального подхода к посетителям во время прохождения комиссии у нас нет — все регламентируется «Законом о дорожном движении», также есть обновленный Минздравом в декабре прошлого года «Перечень заболеваний и противопоказаний, препятствующих управлению механическими транспортными средствами, самоходными машинами» — он стал более демократичным и лояльным, много ситуаций, когда увеличился срок переосвидетельствования, — объясняет заведующая отделением Ольга Калечиц.
По «Закону о дорожном движении» обязательное медицинское переосвидетельствование проводится в следующие сроки:
- водителей механических транспортных средств, выполняющих перевозки пассажиров, опасных грузов, — через каждые три года, а достигших пятидесятилетнего возраста, — ежегодно;
- водителей механических транспортных средств и самоходных машин, достигших шестидесятилетнего возраста, и водителей — инвалидов I и II группы — через каждые два года;
- других водителей механических транспортных средств, самоходных машин — через каждые пять лет.
На комиссию по освидетельствованию водители предоставляют выписку из медицинских документов поликлиники по месту обслуживания, общие анализы крови и мочи, кровь на сахар, ЭКГ и флюорографию — список документов един для всех возрастов автомобилистов, не зависит он и от категорий в правах. Однако для водителей-профессионалов требования по здоровью более высокие.
— Бывает, что водители скрывают заболевания, чтобы получить справку, — с такими случаями мы сталкиваемся практически ежедневно. Например, уничтожают первичные документы, какую-то выписку не доносят. Но сейчас все случаи обращения к врачу фиксируются, особенно если был вызов скорой помощи, поэтому скрытые сведения все равно выявляются во время прохождения комиссии, а с пожилыми водителями это происходит очень быстро.
— Доктор видит, например, что у посетителя одышка в состоянии покоя или нездоровый цвет кожи. А в выписке об этом ничего не сказано. Тогда возникают сомнения: а здоров ли человек, можно ли ему за руль? Не обязательно, что он какие-то документы уничтожил, может, он просто давно не обращался в поликлинику. В таких случаях врач отправляет пациента на дообследование.
Медики: Было бы неплохо проводить для пожилых водителей дополнительные психиатрические тесты
Чаще всего пожилых водителей не допускают к управлению авто из-за сердечно-сосудистых заболеваний, заболеваний головного мозга, повышенного давления, недостаточностей дыхательной системы или системы кровообращения. Кроме того, в зрелом возрасте у некоторых людей проявляется инертность мыслительных процессов — он медленнее реагирует на различные ситуации.
— Бывает, приходит пожилой человек и не помнит, куда выписку положил. Обращаешься к нему с какой-то просьбой или вопрос задаешь, а он не сразу реагирует. Медленно передвигается и садится на стул, может озираться по сторонам, — рассказала врач-невролог Наталья Макарова. — Таких людей тестируем в рамках комиссии: самое простое задание — нарисовать часы. У некоторых на этом этапе проблема: неправильно расставляют часовые отметки, выносят цифры за циферблат.
Тогда невролог вместе с психиатром-наркологом решают: возможно, человека стоит отправить на дообследование. Если проведенная диагностика позволяет управлять транспортом, то справку ему выдают. И хотя сегодня дополнительных психиатрических тестов перед прохождением водительской комиссии пожилым автомобилистам проходить не надо, Наталья Макарова считает, что неплохо, если бы такую норму приняли — это позволило бы оценить психическое состояние человека более тщательно.
— Хотя это все очень индивидуально. Ведь можно быстро состариться и в 50 лет. Но чаще всего 70-летние — это абсолютно здоровые, адекватные, образованные люди. У нас были и 90-летние водители, которые не имели противопоказаний по здоровью, и мы им выдавали справку, — добавляет Ольга Калечиц.
Именно поэтому заведующая отделением считает, что если пенсионный возраст в Беларуси снова будет повышен, то отправлять водителей-профессионалов на заслуженный отдых раньше других не стоит.
— Возможно, если произойдет повышение пенсионного возраста, то и «Закон о дорожном движении» будет изменен в части сроков переосвидетельствования. Многие и сейчас задают вопрос: пенсионный возраст повысился, а вы по-прежнему нам даете справку на два года, а не на пять.
Кстати, по статистике, которая не меняется несколько лет, 0,2−0,3% от общего числа водителей, проходящих комиссию в 24-й поликлинике, признаются не годными к управлению транспортом: это люди, которые имеют противопоказания. При этом не все показания абсолютные, как, например, эпилепсия, есть и относительные — которые имеют значение сейчас, но через какое-то время этого противопоказания уже не будет, оно уйдет: такое бывает, к примеру, после операций на головном мозге.
— Сегодня, когда транспорт — необходимость, отказ комиссии выдать справку вызывает протест у наших посетителей. Для профессионалов это всегда трагедия, особенно если человек еще не пенсионер. Поэтому практически каждое решение о недопуске обжалуется пациентами. Но, как правило, решение о недопуске не меняется — ведь и первичная, и вышестоящая комиссии работают в рамках действующего законодательства и исключений из правил быть не может.
«Есть дальнобойщики, которым больше 70 лет. Справляются хорошо!»
В компании «Асстра Транспорт», которая осуществляет грузоперевозки, солидарны с медиками и считают, что ничего страшного не произойдет, если пенсионный возраст водителям поднимут — ведь допуск их к работе решается состоянием здоровья.
— У нас есть водители-пенсионеры — хорошо работают, выполняют свои задачи. Сейчас водители нам не требуются — все вакансии закрыты, но если бы в этом возникла необходимость, то пожилых водителей со справкой мы бы приняли, но при этом учитывали бы их опыт, рекомендации, — отметил директор фирмы Максим Криница. — Знаю, что есть дальнобойщики и старше 70 лет, а в Европе таких очень много, причем в некоторых странах они не проходят предрейсовый медосмотр и все с ними хорошо, справляются.
Кстати, иногда проблемы «возрастных» водителей не решаются самими нанимателями. Так, недавно суд признал одну из белорусских компаний перевозчиков в нарушении правил работы: водитель фирмы, 58-летний мужчина, умер в рейсе от инсульта. Как выяснилось, фирма не обеспечила возможность прохождения предрейсового осмотра.
А вот рядовые водители считают, что пенсионерам за рулем не место.
Пассажирские перевозчики: «Водителей надо отправлять на пенсию, как сотрудников МВД»
Пассажирские перевозчики настроены уже не так оптимистично и считают, что повышать пенсионный возраст водителям нельзя: безопасность дорожного движения от этого не улучшится. Ведь ДТП из-за того, что водитель плохо себя почувствовал за рулем, к сожалению, не редкость. Отдельной статистики по таким «возрастным» авариям водителей пассажирского транспорта нет. Но в качестве примера приведем некоторые происшествия последних лет.
- В июле этого года в Воложинском районе умер за рулем водитель рейсового автобуса — 61-летнему мужчине стало плохо. В больницу доставили трех пассажиров.
- Два года назад в Полоцком районе 58-летнему водителю рейсового автобуса стало плохо, он съехал с дороги и при этом пересек встречную полосу. В салоне автобуса было 25 пассажиров, двое пострадали.
- «Я ехала в автобусе № 97, когда водителю стало плохо. Он доехал до остановочного пункта „Керамин“, открыл двери, чтобы пассажиры сумели выйти, и просто рухнул на руль», — рассказывали нам в прошлом году очевидцы происшествия в Минске. По их словам, водителю городского автобуса было около 50 лет.
- В феврале прошлого года в Минске рейсовый автобус выехал за пределы дороги и врезался в металлическое ограждение. Со слов пассажиров, автобус начал смещаться левее, когда они заметили, что водитель в кабине лежит на полу. Водителю было 52 года, в аварии, к счастью, обошлось без пострадавших.
— Работа водителей, которые работают в пассажирских перевозках, — это постоянное напряжение. У них очень сложный режим работы: ранний подъем — около 3.30, при этом морально и физически им очень тяжело выполнять свои функции, — не скрывает Николай Коноплицкий, заместитель гендиректора по перевозкам ОАО «Гомельоблавтотранс».
Во всех «облавтотрансах» водителей, которые начинали работать еще при СССР, очень много. К сожалению, молодежи в профессию приходит мало — многие уезжают работать за пределы Беларуси, поэтому нехватка водительских кадров есть по всей стране.
— Нельзя профессию водителя подгонять под общую планку и, как всем остальным, повышать им возраст выхода на пенсию. Я считаю, хорошо, если бы водителей, как и сотрудников МВД, раньше отправляли на пенсию, — говорит Николай Коноплицкий.
Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Профессиональных водителей приравняют к работникам вредных производств
Приравнять водителей к работникам, которые трудятся во вредных для здоровья условиях труда, предложили депутаты. Таким образом, отпускать профессиональных водителей на пенсию хотят досрочно: мужчин в 55 лет, а женщин — в 50. Соответствующий законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон „О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ в части установления досрочного назначения трудовой пенсии отдельным категориям граждан» уже внесен в Госдуму.
_YAK7117
На досрочное назначение трудовой пенсии должны рассчитывать все без исключения водители, а не только те, кто сегодня обозначен в законе, полагает автор законопроекта, депутат Госдумы Олег Нилов. То есть кроме водителей автобусов, троллейбусов, трамваев, грузовых автомобилей, работающих на шахтах, в рудниках и так далее, в этот список должны войти, по мнению Нилова, шоферы, которые работают по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории РФ организациям, независимо от форм собственности, пишет «Российская газета». Это, например, водители, занятые на международных перевозках, работающие в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ, на междугородных перевозках при направлении водителей в дальние рейсы и другие. Законопроект охватывает и водителей-дальнобойщиков.
Законопроект охватывает всех водителей, осуществляющих перевозки на территории РФ по трудовому договору, это касается как перевозки людей, так и перевозки грузов.
Если данный документ утвердят, соответствующий закон может вступить в силу с 1 января 2015 года.
Антон Колошеин, руководитель транспортного отдела 3PL-провайдера LogLab полагает, что утверждение данного законопроекта нецелесообразно в случае предоставления права раннего ухода на пенсию водителям абсолютно всех категорий, тем более, если это касается работников городского транспорта. Исключение — водители, работающие на зимниках, применительно к ним действительно можно говорить о тяжелых условиях труда. «Уверен, что подобные привилегии должны предоставляться избирательно, так как нагрузка водителей отличается разительно», — считает наш эксперт.
Сергей Власов, начальник управления организации грузовых перевозок по России DPD России напоминает, что все грузовые ТС и автобусы должны быть оборудованы средствами объективного контроля — тахографами, следящими за режимом труда и отдыха водителей. С 1 июля 2014 года это требование вступило в силу для ТС грузоподъемностью свыше 15 тонн, а к осени — ТС грузоподъемностью от 12 до 15 тонн. Поэтому при соблюдении требований нормативных актов, касающихся режима труда и отдыха водителей необходимость в досрочном выходе на пенсию этой категории трудящихся отпадает.
Источники:
http://www.garant.ru/news/551518/
http://www.pfrf.ru/branches/novosibirsk/news~2015/06/05/92056
http://soc-factor.ru/archives/4675
http://auto.tut.by/news/exclusive/648676.html
http://www.zr.ru/content/news/668749-professionalnyx-voditelej-priravnyayut-k-rabotnikam-vrednyx-proizvodstv/