Тарифные льготы статистика
Тарифные льготы
Определение страны происхождения товара.
При предоставлении определенным группам государств, в том числе и на взаимной основе, тарифных льгот (преференций) или для освобождение от уплаты таможенных пошлин при ввозе товаров в нашу страну, требуется определение страны происхождения товара.
По российскому законодательству страной происхождения товара считается страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в соответствии с установленными критериями. Такой страной может считаться группа стран, если есть необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товара.
Тарифная льгота (тарифная преференция) — льгота, предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации внешнеэкономической политики страны в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу.
Льготы могут предоставляться в виде:
– возврата ранее уплаченной таможенной пошлины,
– освобождения от ее уплаты,
– снижения ставки пошлины,
– установления тарифных квот на преференциальный ввоз или вывоз товара.
Порядок предоставления льгот, установленных законодательством, и само решение об их предоставлении определяются исключительно правительством.
В целом установленные правительством таможенные льготы не могут носить индивидуального характера, за исключением тех случаев, где оговорены соответствующие условия предоставления тарифных преференций и тарифных льгот уже на индивидуальных основах, обусловленных либо соответствующими международными соглашениями, участником которых является Россия, либо причинами иного характера (политика по отношению к развивающимся странам, комплектные поставки для сооружения объектов за рубежом, ввозимые товары в качестве вклада в уставные фонды СП и др.).
В тарифном регулировании РФ предусматривается ряд тарифных льгот, устанавливаемых указами Президента, законодательными актами, нормативными документами Правительства РФ.
При вывозе товаров льготы (в виде снижения ставок, возврата ранее уплаченных пошлин или освобождения от их уплаты) предоставляются, в частности, в отношении:
• продукции собственного производства предприятий с иностранными инвестициями в установленных случаях;
• товаров для сооружения объектов за рубежом в рамках межправительственных соглашений;
• экспортных товаров для федеральных нужд.
При ввозе товаров в Россию льготы применяются:
• для стран, пользующихся режимом наибольшего благоприятствования в отношениях с РФ;
• при ввозе имущества в качестве вклада в уставный капитал предприятия с иностранными инвестициями в течение года с момента регистрации;
• при торговле со странами СНГ;
• при ввозе товаров предприятиями с иностранными инвестициями (в соответствии с условиями Указа Президента РФ от 25 января 1995 г. № 73 «О дополнительных мерах по привлечению иностранных инвестиций в отрасли материального производства РФ»).
От пошлины освобождаются:
• транспортные средства, выполняющие международные перевозки грузов, багажа, людей и имеющие необходимые для нормальной работы транспорта топливо, запчасти, смазочные материалы и предметы материально-технического снабжения;
• топливо, продовольствие, предметы материально-технического снабжения и другое имущество, вывозимое из страны для обеспечения деятельности российских и арендованных российскими лицами судов, находящихся на морских промыслах, а также продукция их промысла, ввозимая в Россию;
• товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимые с нее для служебного или личного пользования иностранцами, имеющими право на беспошлинную транспортировку различных предметов на основе международных соглашений;
• валюта Российской Федерации, иностранная валюта, ценные бумаги в соответствии с законами России;
• товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации и вывозимые с этой территории в виде гуманитарной помощи; в целях ликвидации последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий; учебные пособия для бесплатных учебных, дошкольных и лечебных учреждений;
• товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, вывозимые с этой территории в качестве безвозмездной помощи на благотворительные цели по линии государств, правительств, международных организаций;
• товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами и не предназначенные для производственной или коммерческой деятельности в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации;
• товары под таможенным контролем в режиме транзита через таможенную территорию России и предназначенные для третьих стран.
Тарифные льготы в виде возврата ранее уплаченной пошлины, снижения ставки пошлины и иногда освобождения от пошлины в пределах таможенной территории Российской Федерации предоставляютсяпо отношению к следующим товарам:
• ввозимым на таможенную территорию страны и вывозимым с этой территории временно под таможенным контролем в рамках соответствующих таможенных режимов, определенных Таможенным кодексом Российской Федерации. Например, в случае использования режимов таможенного склада, магазина беспошлинной торговли, реэкспорта и т.д.
• вывозимым в составе комплектных поставок для сооружения объектов инвестиционного сотрудничества за границей на основе межправительственных соглашений, в которых Российская Федерация непосредственно участвует;
• вывозимым с таможенной территории России в пределах объемов поставок на экспорт для государственных нужд;
• ввозимым на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий или вывозимым этими предприятиями некоторым видам товаров собственного производства в случаях, предусмотренных соглашениями о разделе продукции или в течение периода окупаемости иностранных инвестиций.
Использование тарифных льгот дает возможность облегчить решение ряда коммерческих и экономических проблем между разными странами на взаимовыгодной основе.
Таможенные тарифы издаются во всех странах, но, кроме того, в Брюсселе (Бельгия) существует “Международное бюро по таможенным тарифам” (“International Customs Tariffs Bureau ^ Rue de l’Association 38-B-1000, Brussels), которое издает и периодически переиздает в целях обновления все национальные таможенные тарифы на пяти языках : английском, французском, немецком, итальянском и испанском. Эти издания можно найти в ряде организаций в России или заказать в Международном бюро.
Тарифные льготы и тарифные преференции
Возможность предоставления тарифных льгот и тарифных преференций устанавливается ТК ТС и Федеральным законом “О таможенном регулировании в Российской Федерации”. Они не могут носить индивидуального характера, за исключением случаев, особо оговоренных в законе.
Под тарифной льготой понимается предоставляемая льгота в отношении товаров, перемещаемых через границу. Она может выступать в виде возврата ранее уплаченной пошлины, в виде освобождения от оплаты пошлины, или в виде снижения ставки пошлины. Таможенным законодательством РФ установлено большое число тарифных льгот. Приведем некоторые из них.
От уплаты таможенной пошлины, в частности, освобождаются товары, ввозимые и вывозимые в качестве гуманитарной и безвозмездной помощи; в благотворительных целях, в целях ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий.
Нс облагаются таможенной пошлиной товары, перемещаемые через границу физическими лицами в личных целях и не предназначенные для производственной или другой коммерческой деятельности.
Не взимается таможенная пошлина также при ввозе на территорию РФ учебных пособий для бесплатных учебных, дошкольных и лечебных учреждений, периодические печатные издания и книжная продукция.
Тарифные преференции – это разновидность тарифных льгот в виде специальных преимуществ, предоставляемых при обложении пошлиной товаров, происходящих из отдельных стран или группы стран. Естественно, что установленные для этих стран преференции не распространяются на такие же товары из других стран. Тарифные преференции устанавливаются в виде освобождения от оплаты пошлины, снижения ставок пошлин либо установления тарифных квот на ввоз или вывоз в отношении отдельных товаров.
Тарифные преференции касаются товаров, происходящих из государств, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли или таможенный союз. Распространяются они и на товары, происходящие из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций РФ.
Одновременно с этим Правительство РФ вправе устанавливать дополнительные тарифные льготы.
Порядок исчисления и уплаты таможенной пошлины
Расчет сумм подлежащей уплате таможенной пошлины производится по следующим формулам.
Формула 1. Используется в отношении товаров, облагаемых таможенной пошлиной по ставкам в евро за единицу товара. В этом случае основой для исчисления является соответствующее количество товара:
где Пи – размер таможенной пошлины; Вт – количество товара; Си – ставка таможенной пошлины в евро за единицу товара; Кэ – курс евро, установленный Банком России на дату принятия таможенной декларации; Кв – курс валют, в которой указана таможенная стоимость товара, установленный Банком России на дату принятия таможенной декларации.
Организация – участник ВЭД ввозит на таможенную территорию РФ 8 тыс. бутылок коньяка емкостью 0,5 л каждая. Таможенная стоимость товара заявлена декларантом в долларах США.
Установленные Банком России курсы валют на дату принятия таможенной декларации составляют:
- 43,8 руб. за 1 евро;
- 29,2 руб. за 1 долл. США.
Вначале рассчитаем налоговую базу. Она равна 4000 л (8000 х 0,5). Сумма таможенной пошлины, подлежащей уплате в бюджет, при ставке таможенной пошлины 2 евро за 1 л составляет:
4000 × 2,0 × 43,8 : 29,2 = 12 000 долл. США.
Формула 2. Используется в отношении товаров, облагаемых таможенной пошлиной по ставкам в процентах к таможенной стоимости товара:
где Пн – размер таможенной пошлины; Ст – таможенная стоимость товара; Си – ставка таможенной пошлины, установленная в процентах к таможенной стоимости товара.
Организация, участник ВЭД, ввозит на таможенную территорию РФ упаковочные пакеты. Объявленная таможенная стоимость товара – 12 тыс. долл. США. Сумма таможенной пошлины, подлежащей уплате в бюджет, при ставке таможенной пошлины 5% составляет 600 долл. США (5% от 12 000 долл.).
Формула 3. Данная формула используется в отношении товаров, облагаемых таможенной пошлиной по комбинированным ставкам.
В этом случае применяются две предыдущие формулы: сначала исчисляется размер пошлины по ставке в евро за единицу товара, затем исчисляется размер пошлины по адвалорной ставке. Для определения окончательного размера таможенной пошлины, подлежащей уплате, используется наибольшая из полученных величин, определенная по каждой формуле.
Организация, участник ВЭД, ввозит на таможенную территорию РФ 850 кассовых аппаратов. Объявленная ее таможенная стоимость всей партии указанных товаров составляет 357 тыс. долл. США.
Установленные Банком России курсы валют на дату принятия таможенной декларации составляют:
- 43,8 руб. за 1 евро,
- 29,2 руб. за 1 долл. США.
Ставка таможенной пошлины составляет 20% от таможенной стоимости, но не менее 60 евро за 1 шт.
Определим сумму таможенной пошлины:
- а) по специфической ставке – 76 500 долл. (850 × 60 × 43,8: 29,2);
- б) по адвалорной ставке – 71 400 долл. (20% от 357 000).
Таким образом, рассчитанная по адвалорной ставке сумма таможенной пошлины оказалась меньше, чем рассчитанная по специфической ставке. В связи с этим организация должна заплатить таможенную пошлину в сумме 76 500 долл. США.
В отличие от других налогов таможенные платежи уплачиваются непосредственно таможенному органу и уплачиваются до принятия или одновременно с принятием таможенной декларации.
В случаях, когда участник ВЭД активно осуществляет внешнеторговые операции, то для упрощения его работы предусмотрена авансовая форма оплаты таможенных платежей.
Таможенная пошлина может уплачиваться как в валюте РФ, так и в иностранных валютах, курсы которых котируются Банком России.
ТК ТС предусмотрена возможность предоставления отсрочек или рассрочек по уплате таможенных платежей. Срок этой рассрочки или отсрочки платежей не может превышать двух месяцев со дня принятия таможенной декларации.
Тарифные льготы и преференции
Случаи предоставления тарифных льгот и тарифных преференций в Республике Беларусь (как и во всех государствах-членах ЕАЭС) определены Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, Решением Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 года № 130.
В частности, от ввозной таможенной пошлины могут освобождаться:
- товары в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал (фонд) в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала (фонда);
- товары, кроме подакцизных (за исключением легковых автомобилей, специально предназначенных для медицинских целей), ввозимые по линии третьих стран, международных организаций, правительств в благотворительных целях и (или) признаваемые в соответствии с законодательством государств-членов в качестве безвозмездной помощи (содействия), в том числе технической помощи (содействия);
- технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему, сырье и материалы, ввозимые для исключительного использования на территории государства-члена ЕАЭС в рамках реализации инвестиционного проекта, соответствующего приоритетному виду деятельности (сектору экономики) государства-члена ЕАЭС;
- другие.
Информацию о полном перечне тарифных льгот, применяемых в ЕАЭС, можно найти здесь.
Преференциальный режим предусматривает предоставление развитыми странами в одностороннем порядке торговых преференций развивающимся и наименее развитым странам на принципах всеобщности, недискриминации и невзаимности.
В рамках Евразийского экономического союза в целях содействия экономическому развитию развивающихся и наименее развитых стран на таможенной территории государств-членов ЕАЭС применяется единая система тарифных преференций ЕАЭС.
В соответствии со статьей 45 Договора о ЕАЭС от 29 мая 2014 года перечни стран-пользователей единой системы тарифных преференций ЕАЭС и перечень товаров, происходящих из развивающихся стран и наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на таможенную территорию государств – членов ЕАЭС предоставляются тарифные преференции, определяются Евразийской экономической комиссией.
Информацию о применении единой системы тарифных преференций в ЕАЭС можно найти здесь.
Тарифные льготы в системе регулирования внешнеэкономической деятельности ЕАЭС и в РФ.
В ТК ЕАЭС под льготами по уплате таможенных платежей понимаются:
1) льготы по уплате ввозных таможенных пошлин (тарифные льготы);
2) льготы по уплате вывозных таможенных пошлин;
3) льготы по уплате налогов;
4) льготы по уплате таможенных сборов (освобождение от уплаты таможенных сборов).
Льготы по уплате таможенных пошлин – один из видов льгот по уплате таможенных платежей, в виде:
– Освобождения от уплаты таможенных пошлин
– Снижения ставок таможенных пошлин
При ввозе:
(Договор о Евразийском экономическом союзе, прил 6.)
Применяются тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины, а именно:
1) товаров в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал (фонд) в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала (фонда).
2) товаров, ввозимых в рамках международного сотрудничества в области исследования и использования космического пространства, в том числе оказания услуг по запуску космических аппаратов, в соответствии с перечнем.
3) продукции морского промысла судов государств-членов, а также судов, арендованных (зафрахтованных) юридическими и (или) физическими лицами государств-членов;
4) валютыгосударств-членов, валюты третьих стран (кроме используемой для нумизматических целей), а также ценных бумаг в соответствии с законодательством государств-членов;
5) товаров, ввозимых в качестве гуманитарной помощи и (или) в целях ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий или катастроф;
6) товаров, кроме подакцизных (за исключением легковых автомобилей, специально предназначенных для медицинских целей), ввозимых по линии третьих стран, международных организаций, правительств в благотворительных целях и (или) признаваемых в соответствии с законодательством государств-членов в качестве безвозмездной помощи (содействия), в том числе технической помощи (содействия).
При вывозе:
(Закон РФ от 21.05.1993 N 5003-1 (ред. от 05.04.2016) “О таможенном тарифе” ст 34, 35)
От таможенных пошлин освобождаются:
1) предметы материально-технического снабженияи снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, вывозимое из Российской Федерации для обеспечения деятельности российских и арендованных (зафрахтованных) российскими лицами судов, осуществляющих рыболовство;
2) товары, вывозимые из Российской Федерации по решению Правительства Российской Федерации в страны, не являющиеся государствами – членами Таможенного союза, в качестве гуманитарной помощи, в целях ликвидации последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий, в благотворительных целях по линии государств, международных организаций, правительств, в том числе в целях оказания технической помощи (содействия);
3) товары, за исключением подакцизных, по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, вывозимые из Российской Федерации в рамках международного сотрудничества Российской Федерации в области исследования и использования космического пространства, а также соглашений об услугах по запуску космических аппаратов;
4) товары (продукция), вывозимые из Российской Федерации, произведенные при реализации соглашения о разделе продукции и принадлежащие сторонам соглашения о разделе продукции;
5) следующие товары, вывозимые из Российской Федерации и полученные (произведенные) при разработке новогоморского месторождения углеводородного сырья: нефть сырая, газовый конденсат природный, газ природный сжиженный и в газообразном состоянии, широкая фракция легких углеводородов;
6) следующие товары, вывозимые из Российской Федерации и полученные (произведенные) при разработке морского месторождения углеводородного сырья, при этом не являющегося новымморским месторождением углеводородного сырья: газовый конденсат природный, нефть сырая, газ природный сжиженный.
Могут предоставляться тарифные льготы в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины или снижения ставки таможенной пошлины в отношении:
1) вывозимых из Российской Федерации товаров в составе комплектных поставок для сооружения объектов инвестиционного сотрудничества за рубежом в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
2) вывозимых из Российской Федерации товаров в пределах объемов поставок на экспорт для федеральных государственных нужд, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Льготы, предусмотренные ЕАЭС (на пошлины, акцизы и НДС), а льготы по законодательству РФ (по уплате сборов(1010), по уплате пошлины, акциз и НДС)- Сборник ФТС от 04.05. 2016.
Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 303 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ
Тарифные льготы
Следует различать понятия “таможенная льгота” и “тарифная льгота”. Под таможенной льготой понимается любая льгота, касающаяся правил, установленных таможенным законодательством (льготы по таможенному оформлению, таможенному контролю и т. д.), в том числе и льгота по уплате таможенных платежей, к которым помимо таможенной пошлины отнесены НДС, акцизы и другие обязательные платежи, взимаемые в связи с перемещением товара через таможенную границу.
Тарифная льгота подразумевает льготное налогообложение в связи с взиманием только таможенной пошлины, ставка которой содержится в таможенном тарифе (отсюда и название – тарифная льгота).
Таким образом, понятие таможенной льготы шире понятия тарифной льготы.
Статья 34 Закона РФ «О таможенном тарифе» содержит определение тарифной льготы. Формулируя его, законодатель исходит из того, что тарифная льгота является разновидностью налоговых льгот. В соответствии со ст. 19 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” таможенная пошлина отнесена к числу федеральных налогов. Таким образом, тарифная льгота, предполагающая сокращение размера подлежащей уплате таможенной пошлины, – конкретное проявление льготного налогообложения.
Тарифные льготы в отношении товаров устанавливаются Законом “О таможенном тарифе” и предоставляются они исключительно по решению Правительства РФ. Это решение может быть оформлено принятием постановления или распоряжения Правительства РФ. В отдельных случаях тарифные льготы могут предоставляться по решению Президента РФ (в форме указа или распоряжения).
Тарифные льготы не могут носить индивидуального характера, кроме случаев, предусмотренных в ст. 35 (освобождение от пошлины), 36 (предоставление тарифных преференций) и 37 (предоставление тарифных льгот) Закона «О таможенном тарифе». Запрет индивидуализации тарифных льгот отвечает принципам государственного регулирования внешнеторговой деятельности и, в частности, принципу равенства участников внешнеторговой деятельности и их недискриминации.
Тарифная льгота представляет собой инструмент реализации торговой политики Российской Федерации, используемый как в одностороннем порядке, так и на условиях взаимности. В последнем случае льгота может содержаться как в акте российского таможенного законодательства (внутреннее право), так и в международном договоре (международное право). В соответствии со ст. 38 указанного выше Закона норма международного договора (соглашения), участником которого является Российская Федерация, имеет преимущественную силу по сравнению с аналогичной нормой внутреннего законодательства.
В Законе “О таможенном тарифе” закреплены основные виды тарифных льгот:
- а) возврат ранее уплаченной пошлины;
- б) освобождение от уплаты пошлины;
- в) снижение ставки пошлины;
- г) установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.
Следует отметить, что список льгот, содержащихся в Законе РФ “О таможенном тарифе”, не является исчерпывающим. Например, в Таможенном кодексе предусмотрена такая разновидность тарифных льгот, как отсрочка или рассрочка уплаты таможенной пошлины. Эта льгота относится к формам налогового кредита и характеризуется возвратностью и платностью. В соответствии со ст. 121 Таможенного кодекса за предоставление отсрочки или рассрочки взимаются проценты по ставкам, устанавливаемым Центральным банком РФ по предоставляемым этим банком кредитам.
Решение об отсрочке или рассрочке уплаты таможенной пошлины принимается таможенным органом, производящим таможенное оформление.
Эта льгота не может применяться по отношению к лицам, предпринимавшим попытку уклониться от уплаты таможенных платежей. Не предоставляется отсрочка и рассрочка уплаты таможенной пошлины физическим лицам. Максимальный срок отсрочки или рассрочки не может превышать двух месяцев со дня принятия таможенной декларации.
Еще одна форма таможенно-тарифной льготы – применение единых ставок таможенных платежей. Упрощенный, льготный порядок перемещения физическими лицами товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности, включает полное освобождение от таможенных платежей или применение единых ставок таможенных платежей. Единые ставки таможенных платежей при применении льготного порядка перемещения применяются в отношении всех категорий товаров независимо от уровня их налогообложения и страны происхождения, за исключением товаров, происходящих и ввозимых из государств – участников СНГ (в последнем случае применение таможенных платежей определяется международными договорами Российской Федерации и основанными на них нормативными правовыми актами российского законодательства). Если таможенное законодательство предусматривает использование единых ставок таможенных платежей, лицо не вправе требовать применения общего порядка таможенно-тарифного регулирования.
Статья 35 занимает особое место в правовом механизме российской таможенной политики – в ней перечислены предусмотренные законом тарифные льготы в виде освобождения от пошлины.
Объектами освобождения от пошлины являются:
- а) транспортные средства, осуществляющие международные перевозки грузов, багажа и пассажиров, а также предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, необходимое для их нормальной эксплуатации на время следования в пути, в пунктах промежуточной остановки или приобретенное за границей в связи с ликвидацией аварии (поломки) данных транспортных средств;
- б) предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, вывозимое за пределы таможенной территории России для обеспечения деятельности российских и арендованных (зафрахтованных) российскими лицами судов, ведущих морской промысел, а также продукция их промысла, ввозимая на таможенную территорию России;
- в) товары, ввозимые на таможенную территорию России или вывозимые с этой территории для официального или личного пользования представителями иностранных государств, физическими лицами, имеющими право на беспошлинный вывоз таких предметов на основании международных соглашений или законодательства Российской Федерации;
- г) валюта Российской Федерации, иностранная валюта (кроме используемой для нумизматических целей), а также ценные бумаги в соответствии с законодательными актами Российской Федерации;
- д) товары, подлежащие обращению в собственность государства в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- е) товары, ввозимые на таможенную территорию России и вывозимые с этой территории в качестве гуманитарной помощи, в целях ликвидации последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий; учебные пособия для бесплатных учебных, дошкольных и лечебных учреждений;
- ж) товары, ввозимые на таможенную территорию России и (или) вывозимые с этой территории в качестве безвозмездной помощи и (или) на благотворительные цели по линии государств, правительств, международных организаций, включая оказание технического содействия;
- з) товары, перемещаемые под таможенным контролем в режиме транзита через таможенную территорию России и предназначенные для третьих стран;
- и) товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами и не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности в соответствии с ТК.
Полный перечень дан в статье 35 Закона «О таможенном тарифе».
Законодательством регулируется порядок предоставления тарифных преференций. В статье 36 урегулирован порядок предоставления тарифных преференций по таможенному тарифу при осуществлении торгово-политических отношений Российской Федерации с иностранными государствами.
Под преференциями (от лат. praeferre – предпочитать) понимаются особые (предпочтительные) льготы, предоставляемые одним государством другому на началах взаимности либо в одностороннем порядке без распространения на третьи страны. Такие льготы устанавливаются в отношении всех товаров или их отдельных видов.
Преференции представляют собой эффективное средство проведения торгово-экономической политики и используются в конкурентной борьбе за рынки сбыта, источники сырья и сферы приложения капитала. В рамках ЮНКТАД с 1971 года начала складываться Общая система преференций, нацеленная на ускорение экономического роста развивающихся стран.
Основной формой торговых преференций являются тарифные льготы. Наряду с ними могут использоваться и другие формы – льготное кредитование и страхование внешнеторговых операций, специальный валютный режим и льготный валютный курс, привилегированные условия выдачи лицензий на ввоз товаров и т. д. В Законе РФ “О таможенном тарифе” предусматривается установление преференций в виде: 1) освобождения от оплаты таможенной пошлиной; 2) снижения ставок таможенной пошлины; 3) установления таможенных квот.
Под режим преференциального ввоза могут помещаться, во-первых, товары, происходящие из государств, образующих вместе с Россией зону свободной торговли или таможенный союз, и, во-вторых, товары, происходящие из развивающихся стран – бенефициаров российской национальной системы преференций.
Законом “О таможенном тарифе” установлен порядок предоставления тарифных льгот (то есть льгот по уплате таможенной пошлины) применительно к ряду категорий товаров, ввозимых на российскую таможенную территорию и вывозимых с нее.
Цель предоставления тарифных льгот, предусмотренных ст. 37, успешная реализация торговой политики Российской Федерации.
Поскольку данный Закон был принят раньше Таможенного кодекса, в данной норме не уточняется, о каких конкретно таможенных режимах идет речь. Вышеприведенному определению соответствуют следующие таможенные режимы: реимпорт, транзит, переработка на таможенной территории, переработка под таможенным контролем, временный ввоз (вывоз), переработка вне таможенной территории, реэкспорт.
При осуществлении торговой политики Российской Федерации в пределах ее таможенной территории допускается предоставление тарифных льгот в виде возврата ранее уплаченной пошлины, снижения ставки пошлины и освобождения в исключительных случаях от пошлины в отношении товаров:
ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывозимых с этой территории временно под таможенным контролем в рамках соответствующих таможенных режимов, установленных ТК;
вывозимых в составе комплектных поставок для сооружения объектов инвестиционного сотрудничества за рубежом в соответствии с межправительственными соглашениями, участником которых является Россия;
вывозимых с таможенной территории Российской Федерации в пределах объемов поставок на экспорт для федеральных государственных нужд, определяемых в соответствии с законодательными актами;
ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий, а также вывозимых этими предприятиями отдельных видов товаров собственного производства в случаях, предусмотренных соглашениями о разделе продукции, заключенными Правительством или уполномоченным им государственным органом в соответствии с законами Российской Федерации.
Источники:
http://studopedia.ru/2_95960_tarifnie-lgoti.html
http://studme.org/64088/ekonomika/tarifnye_lgoty_tarifnye_preferentsii
http://mfa.gov.by/export/tariffs/preferences
http://studopedia.net/7_38573_tarifnie-lgoti-v-sisteme-regulirovaniya-vneshneekonomicheskoy-deyatelnosti-eaes-i-v-rf.html
http://studwood.ru/1340751/ekonomika/tarifnye_lgoty