86 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Система социальных льгот и преимуществ

Общее понятие социальных льгот и преимуществ

В текущем российском и отраслевом законодательстве отсутствуют закрепленные дефиниции «льгота» и «преимущество». В отечественном языкознании эти термины различаются между собой. Слово «льгота» означает преимущественное право, облегчение, предоставляемое кому-нибудь как исключение из общего правила[266]. Слово «преимущество» имеет два значения: 1. Выгода, превосходство (в сравнении с кем-чем-нибудь другим). 2. Исключительное право на что-нибудь, привилегия. Несмотря на внешнее сходство, эти слова по своему содержанию различаются между собой.

Льготы и преимущества на протяжении всей истории развития человеческого общества были всегда. Во многих развитых странах мира под разными наименованиями они существуют и в настоящее время.

В России на всех этапах ее исторического развития также традиционно предоставлялись разнообразные льготы и преимущества отдельным категориям граждан. К числу таких граждан относились: служащие военной, правоохранительной и гражданской службы, защитники Отечества; лица, имеющие заслуги перед государством; социально слабые слои населения и др. Например, военнослужащим предоставлялись дополнительные, особые права (преимущества) в связи с исполнением профессиональных обязанностей – военной службы. Они выражались в полном или частичном освобождении их от некоторых обязанностей, связанных с несением военной службы (оплаты за проезд, за жилье и пр.). Это так называемые профессиональные льготы и преимущества.

В российском законодательстве нет каких-либо закрепленных объективных качественных или количественных критериев предоставления социальных льгот и преимуществ. Поэтому для их понимания проанализируем функции, входящие в содержание правовых норм, регулирующих отношения по предоставлению льгот и преимуществ. Изложенные ранее функции социального обеспечения рассматриваются как родовые[267]. Следовательно, существующие функции могут быть взяты в качестве квалифицирующего критерия выявления сущности социального назначения льгот и преимуществ.

К числу основных функций социальных льгот можно отнести следующие: компенсационная, дополнительного материального обеспечения, специально-стимулирующая, социально-поощрительная и психологическая.

В указанных функциях отчетливо проявляются цели правового установления льгот и преимуществ, их юридическая природа, социальное предназначение.

В качестве иллюстрации рассмотрим экономическую функцию социальных льгот. Прежде всего она проявляется в покрытии дополнительных расходов их получателей. Например, при протезировании нижних или верхних конечностей (рук или ног) инвалидам оплачивается проезд к месту протезирования. Именно таким образом компенсируются повышенные денежные расходы инвалида как субъекта социально-обеспечительных правоотношений.

Недостаточность получаемых сумм основных видов социального обеспечения большинством субъектов социального обеспечения (например, пенсионеров, чей среднедушевой доход ниже прожиточного минимума) приводит к необходимости введения для них частичной скидки в оплате стоимости жилищно-коммунальных услуг. Этим самым государство косвенно признается в недостатках устанавливаемого правового регулирования пенсионных отношений. В данном случае это касается установления параметров определения размера трудовых пенсий для пенсионеров из числа лиц, имевших длительный стаж работы и относительно высокий заработок. Цель такой льготы очевидна – улучшение материального положения отдельных категорий граждан.

Компенсационная функция социальных льгот призвана частично либо полностью компенсировать получателям до́лжную сумму или объем предоставляемых им видов социального обеспечения.

Компенсационный характер социальных льгот состоит в создании хотя бы приблизительно равных возможностей для различных категорий граждан. Здесь имеются в виду социально уязвимые слои населения – неработающие получатели социального обеспечения и члены их семей, которые в силу биологических (пожилые, престарелые, инвалиды, дети, больные, семьи с детьми) и социальных причин (безработные граждане, не работающие по уважительным причинам лица) находятся в неравных по сравнению с работающими гражданами условиях. В этом смысле социальные льготы приобретают компенсационный характер, выравнивая возможности социально уязвимых слоев населения с возможностями других людей. Поэтому здесь социальная льгота рассматривается как дополнение к имеющемуся у граждан праву, гарантирующему определенный уровень их нормального жизнеобеспечения. Профессиональные льготы в таком значении, как видим, не выполняют такой функции.

Политико-правовая функция социальных льгот в социальной политике означает, что они существуют тогда, когда нет реальных условий для равного удовлетворения жизненно важных потребностей у социально уязвимых слоев населения. В этом качестве социальные льготы призваны компенсировать возникающие неравенство. Этим социальные льготы несут функцию правового урегулирования общественных отношений, так как создают указанным категориям граждан условия для индивидуального развития, реализации ими конституционного права на достойную жизнь. Льготы в определенной мере показывают приоритеты правового регулирования в сфере государственной социальной политики. В данном аспекте социальные льготы можно рассматривать в качестве способа проводимой политики государства. Как отмечал Р.З. Лившиц, «установление льгот – это типичный прием правового регулирования, средство правовой дифференциации. С помощью льгот законодатель выделяет положение той или иной группы граждан в определенной области общественных отношений»[268]. Полное и всестороннее воплощение данной функции в социальных льготах в реальной жизни способствует социальному миру и общественному спокойствию в стране. В противном случае все происходит наоборот.

Социально-стимулирующая функция льгот находит свое выражение в том, что они устанавливаются для тех лиц, в общественно полезной деятельности которых заинтересованы государство и общество. Именно так можно расценивать социальные льготы, устанавливаемые как семье, так и женщинам с целью решения демографического кризиса в стране. Если будут предоставляться и юридически гарантироваться возможности фактической реализации многих интересов семьи (например, в жилье), то у женщины будут стимулы к рождению детей. Характер воздействия стимула как юридического средства заключается именно в добровольности, заинтересованности, свободе выбора. Лицо не обязывается, а побуждается к более высокой активности[269].

Со стимулирующей функцией тесно связана поощрительная функция социальных льгот. Ведь, занимаясь любым видом деятельности, большинство граждан прямо или косвенно желает общественного признания ее результатов, т. е. общепринятых внешних форм выражения одобрения. Перспектива быть отмеченным из общей массы возвышает человека как в собственных глазах, так и, что может быть еще важнее, по его мнению, в глазах других людей. Еще больше возвышает и приносит чувство наибольшего удовлетворения, когда личное мнение поощряемого и окружающих едины в оценке признания его заслуг[270]. В свою очередь, наличие у граждан особых заслуг перед государством и обществом дает основания для предоставления им определенных льгот. Это касается, например, льгот для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, для ветеранов боевых действий и других, приравненных к ним категорий граждан. Одновременно льготы для указанных лиц призваны в какой-то мере компенсировать возникшие в результате этого негативные последствия (ухудшение состояния здоровья).

Наряду с рассмотренными выше функциями социальных льгот есть льготы духовно-нравственного характера. Или, как отмечается в литературе, они «несут специфическую социально-психологическую нагрузку. Так, они могут воплощать в себе некие своеобразные извинения, покаяние государства, например, перед семьями военнослужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, или перед лицами, в свое время необоснованно репрессированными. В этом находит свое выражение психологическая функция льгот».

Безусловно, функции социальных льгот нельзя рассматривать отдельно друг от друга, так как они тесно взаимосвязаны, переплетаются друг с другом.

Социальные льготы для таких лиц являются формой общественного и государственного признания их заслуг перед государством и обществом. Поэтому в преамбуле Федерального закона «О ветеранах» в качестве его цели определено создание условий, обеспечивающих ветеранам достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. Это касается и большинства ветеранов труда, и иных категорий граждан и т. д.

Главное достоинство подобных льгот заключается также в том, что они не подвержены инфляции, что способствует стабильному удовлетворению гражданами своих насущных потребностей. Хотя такие льготы не увеличивают доходы гражданина, но они уменьшают текущие расходы его трудовой пенсии на оплату жилья, коммунальных услуг и других социально необходимых или обязательных расходов.

Иными словами, социальные льготы предназначены для удовлетворения жизненно важных и необходимых потребностей лиц, находящихся в орбите социального обеспечения. В принципиальном плане социальные льготы должны создавать всем гражданам, независимо от их юридического статуса, равные условия для индивидуального развития и реализации ими существующих конституционных прав (на охрану здоровья, получение медицинской помощи, лекарственного обеспечения, образования, реализацию трудовых способностей, на достойное жилище и т. п.).

Социальные преимущества следует понимать как дополнительные блага, которые предоставляются гражданам с учетом их особого физиологического состояния (пожилые, инвалиды) и занимаемого положения в обществе (ветераны войны и труда). Поэтому социальные преимущества можно рассматривать как самостоятельное правовое средство удовлетворения интересов и потребностей субъектов правоотношений, обладающее присущими только им особенностями и свойствами. Они связаны с необходимостью учета физиологического состояния первых из них (возраст, инвалидность) и признанием прошлых заслуг вторых.

Внешне социальные преимущества проявляются в праве на внеочередное предоставление или обслуживание при получении каких-либо благ. В этом и состоит отличие социального преимущества от социальной льготы.

Другим критерием, с помощью которого можно выделить сущность социальных льгот и преимуществ, является круг лиц, имеющих права на их получение.

Социальные льготы и преимущества в социальном обеспечении долгое время предоставлялись разным категориям граждан – ветеранам, инвалидам, детям, многодетным семьям, семьям, имеющим детей-инвалидов, жертвам политических репрессий, бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и др.

Однако существовавшая долгое время система социальных льгот подверглась коренным изменениям. Это произошло в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Закон о монетизации льгот).

Читать еще:  Льготы пенсионерам в псковской области

В соответствии с этим законом понятие «льготы» заменяется термином «меры социальной поддержки». Многие ранее существовавшие льготы с 1 января 2005 г. заменены на денежные выплаты. Помимо этого законом разграничена компетенция Российской Федерации (федерального центра) и субъектов Российской Федерации в области финансирования предоставляемых гражданам мер социальной поддержки. Так, к компетенции федерального центра (Российской Федерации) отнесены меры по социальной поддержке инвалидов и участников Великой Отечественной войны, бывших несовершеннолетних узников фашизма, ветеранов боевых действий, лиц, награжденных знаком «Житель блокадного Ленинграда», лиц, проработавших в годы Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений и других военных объектах, членов семей умерших инвалидов и участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, всех категорий инвалидов, а также граждан, подвергшихся воздействию радиации.

Для указанных категорий граждан (по их выбору) предусматривается возможность получения ежемесячного «социального пакета», заменяющего бесплатный проезд, обеспечение лекарственными средствами и санаторно-курортное лечение. Сохранены лишь отдельные виды льгот – по оплате жилищно-коммунальных услуг, протезно-ортопедической помощи, а также по предоставлению технических средств по реабилитации.

К ведению субъектов Российской Федерации отнесено финансирование мер по социальной поддержке жертв политических репрессий, ветеранов труда, ветеранов военной службы, пенсионеров, тружеников тыла, пенсионеров, имеющих среднедушевой доход ниже прожиточного минимума. Виды социальной поддержки для данных категорий граждан субъекты Российской Федерации устанавливают самостоятельно, исходя из своих финансовых возможностей, а также предоставляемых из федерального бюджета дотаций.

Система социальных льгот и преимуществ

§ 27.1. Понятие социальных льгот и их классификация

Под льготами понимают преимущества, дополнительные права, предоставляемые отдельным категориям граждан. Льготы имеют ме­сто там, где нет условий для равного удовлетворения жизненно важ­ных потребностей. В этом случае льготы могут компенсировать это, выполняя, таким образом, важную социальную функцию, так как со­здают всем гражданам равные условия для индивидуального развития, реализации ими конституционных прав. Льготы регулируют не само­стоятельное общественное отношение и даже не часть его, а являются лишь возможным элементом этого отношения, связанного с видом обеспечения применительно к различным категориям субъектов 339 .

Государственные социальные льготы, права и гарантии в Рес­публике Беларусь — это предусмотренные законодательством пре­имущества, полное или частичное освобождение от исполнения ус­тановленных обязанностей либо облегчение условий их исполнения в связи с особым социально-правовым статусом гражданина или особенностями его профессиональной деятельности 340 .

Следовательно, социально-правовыми основаниями выступают особый социально-правовой статус гражданина или особенности его профессиональной деятельности. Основная цель государственной политики в сфере предоставления социальных льгот направлена на совершенствование государственной социальной поддержки насе­ления, обеспечение экономической эффективности и социальной справедливости и основывается на принципах гуманизма, доступно­сти, адресности, гарантированности.

Провести классификацию льгот достаточно сложно. Они пре­дусматриваются в законах, указах и постановлениях Правительства. Но возможно разграничение льгот по целевой направленности, по условиям предоставления и субъектному составу их получателей. Думается, что можно согласиться с мнением большинства ученых по разграничению льгот по всем трём показателям: целевой на­правленности, условиям предоставления и субъектному составу. Вопрос об основаниях предоставления льгот также является не­однозначным: принято считать, что в форме льгот выступает ком­пенсация повышенных затрат определенной группе лиц, имеющим в ней потребность, а также затрат, связанных с удовлетворением лич­ных потребностей. Если компенсируются затраты, совершаемые, например, по долгу службы (оплата проезда социальным работни­кам и др.), такая компенсация не является льготной. Поскольку в виде льготы выступает также преимущество одной группы лиц пе­ред другими. Анализ законодательства показывает, что термин «пре­имущество» употребляется чаще тогда, когда речь идёт о наделе­нии отдельных категорий граждан правом на первоочередное удов­летворение их потребностей: внеочередное, первоочередное соци­альное обслуживание и др.

Социально-правовыми основаниями предоставления льгот по социальному обеспечению является наступление объективно су­ществующих жизненных обстоятельств (инвалидность, старость, ма-лообеспеченность и др.), которые порождают специфические по­требности личности (в специальных средствах передвижения, в бытовом обслуживании на дому и др.). Для их обеспечения нуж­дающиеся наделяются дополнительными правами — льготами, если эти льготы не предоставить, то эти лица не смогут в полной мере удовлетворить свои жизненно важные потребности на обществен­но необходимом уровне.

Другим основанием для предоставления льгот выступает нали­чие у граждан особых заслуг перед обществом. Предоставление льгот по этому основанию является не только потребностью лица в особых формах социальной защиты ввиду инвалидности, старости и др., но и служит формой поощрения и признания заслуг перед об­ществом и государством (инвалиды и участники ВОВ, инвалиды бое­вых действий на территории других государств и др.). Эти льготы можно назвать привилегиями. Они имеют смысл, когда существует дефицит услуг, большая очередь на предоставление услуг. Льготы-привилегии могут выступать в виде правовых гарантий социальной защиты, которые осуществляются путем предоставления компенса­ций и льгот: льгот по налогообложению, по получению, приобрете­нию, строительству и содержанию жилых помещений, по оплате коммунально-бытовых услуг, торговому обслуживанию, медицинс­кому, протезно-ортопедическому обслуживанию, санаторно-курор­тному лечению, обеспечению лекарствами, по обеспечению транс­портными средствами и оплате проезда и др.

Льготой, по мнению законодателя, является освобождение от конституционной обязанности платить законно установленные нало­ги, сборы, пошлины для определенного круга лиц. Льготы предос­тавляются отдельным категориям граждан за счет фонда, держате­лем которого выступает общество в целом. Льготы выгодны не только личности, но и обществу в целом. Если государство не будет оказывать социальную поддержку людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, то эта обязанность ляжет на плечи семьи, ко­торая из своей зарплаты вынуждена оплачивать социальные услуги. Недооценка тех или иных потребностей личности, невозможность или неполнота их удовлетворения неизбежно ведут к замедлению темпов общественного развития. Следует полагать, что льготы в социальном обеспечении — это льготы «для соответствующих категорий граждан, выделенных по определенным признакам, которые дают основания для их дополнительной социальной защиты».

В действующем законодательстве дифференциация льгот осу­ществляется по целям направления и условиям их предоставления, в частности:

1. Льготы по лекарственному обеспечению, то есть право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами, выдаваемы­ми по рецептам врачей в пределах перечня основных лекарствен­ных средств в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь.

2. Льготы по обеспечению техническими средствами социаль­ной реабилитации, то есть право на бесплатное изготовление и ре­монт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов, металлоакрилатов (металлокомпозитов), металлокерамики и фарфора, а также нанесения защитно-декоративного покрытия из нитрид-титана) в государственных организациях здравоохранения по месту жительства и право на бесплатное обеспечение иными техни­ческими средствами социальной реабилитации в соответствии с Го­сударственным реестром (перечнем) технических средств социаль­ной реабилитации в порядке, определяемом Правительством Рес­публики Беларусь.

3. Льготы по санаторно-курортному лечению и оздоровлению, то есть право на получение денежной помощи на оздоровление в размере и на условиях, установленных Президентом Республики Беларусь. Либо гражданам по их желанию вместо денежной помо­щи на оздоровление предоставляется право на внеочередное бесплатное санаторно-курортное лечение (при наличии медицинских показаний и отсутствии медицинских противопоказаний) или оздо­ровление (при отсутствии медицинских противопоказаний). Лица, со­провождающие инвалидов I группы, детей-инвалидов в возрасте до 18 лет в санаторно-курортные или оздоровительные организации, обеспечиваются путевками на санаторно-курортное лечение или оздоровление бесплатно (без лечения) при условии, что необходи­мость в таком сопровождении подтверждается заключением вра-чебно-консультационной комиссии государственной организации здравоохранения. Право на бесплатное санаторно-курортное лече­ние (при наличии медицинских показаний и отсутствии медицинских противопоказаний) или оздоровление (при отсутствии медицинских противопоказаний).

4. Льготы по проезду на городском пассажирском транспорте и автомобильном транспорте общего пользования регулярного меж­дугородного сообщения в сельской местности, то есть право на бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транс­порта (кроме такси) независимо от места жительства, а проживаю­щие в сельской местности — также на автомобильном транспорте общего пользования регулярного междугородного сообщения в пределах административного района по месту жительства.

5. Льготы по проезду на пассажирском транспорте общего пользования регулярного пригородного сообщения, то есть право на бесплатный проезд на железнодорожном, водном и автомобиль­ном пассажирском транспорте общего пользования регулярного пригородного сообщения (кроме такси).

6. Льготы по проезду на пассажирском транспорте общего пользования регулярного междугородного сообщения, то есть пра­во на бесплатный проезд (по талонам, выдаваемым соответствую­щими органами) один раз в год (туда и обратно) на внутренних линиях водного, воздушного, автомобильного пассажирского транспорта общего пользования регулярного междугородного сообще­ния либо в пассажирских поездах или вагонах формирования Бело­русской железной дороги во внутриреспубликанском сообщении, право на бесплатный проезд (по талонам, выдаваемым соответствующими органами) один раз в год (туда и обратно) в пассажирских поездах или вагонах формирования Белорусской железной дороги во внутриреспубликанском сообщении либо на 50-процентную скидку со стоимости проезда один раз в год (туда и обратно) на внутрен­них линиях водного, воздушного или автомобильного пассажирско­го транспорта общего пользования регулярного междугородного сообщения.

7. Льготы по оплате за техническое обслуживание, пользова­ние жилыми помещениями и коммунальные услуги, то есть осво­бождение от платы за техническое обслуживание и (или) пользова­ние жилым помещением в пределах 20 квадратных метров общей площади занимаемого жилого помещения, право на 50-процент­ную скидку с платы за техническое обслуживание и (или) пользова­ние жилым помещением в пределах 20 квадратных метров общей площади занимаемого жилого помещения и право на 50-процент­ную скидку с платы за коммунальные услуги (горячее и холодное водоснабжение, канализация, газ, электрическая и тепловая энер­гия, вывоз и обезвреживание твердых бытовых отходов, пользова­ние лифтами) по установленным законодательством тарифам (став­кам) в пределах утвержденных норм потребления, а проживающие в домах без центрального отопления — за топливо, приобретаемое в пределах норм, установленных законодательством для продажи населению.

Читать еще:  Одинокие пенсионеры льготы

8. Льготы по плате за установку квартирных телефонов то есть право на первоочередную однократную бесплатную установку квар­тирного телефона при протяженности абонентской линии не более 500 метров (при протяженности абонентской линии сверх установ­ленной нормы плата взимается в полном размере).

9. Льготы по плате за пользование квартирным телефоном и за почтовые отправления, то есть право на бесплатное пользование квартирным телефоном (кроме междугородных и международных разговоров), право на 50-процентную скидку с платы за пользова­ние квартирным телефоном (кроме междугородных и международных телефонных разговоров).

Средства, высвобождающиеся в процессе упорядочения соци­альных льгот, направляются на оказание адресной социальной по­мощи населению, реализацию государственных программ в сфере охраны материнства и детства, а также на проведение дополнитель­ных мероприятий по реабилитации территорий, подвергшихся ра­диоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыль­ской АЭС, в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

339 Буянова, М.О. Право социального обеспечения России / М.О. Буянова. — М.: Изд. «Проспект», 2007. — 626 с.

340 О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан: Закон Респ. Беларусь, 14 июня 2007 г., № 239 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2007. — № 147. — 2/1336.

Социальные льготы: кому положены и как оформить. Формы социальной защиты населения

Социальные льготы – это преимущество граждан определенных категорий, выделенных по соответствующим признакам, которые обеспечивают их дополнительной социальной защитой. Соответствующие признаки – это достижение человеком определенного возраста, какая-либо болезнь или инвалидность, нетрудоспособность, отсутствие обоих родителей, многодетность и другие обстоятельства жизни.

Основания для льгот

Существует всего два основания для введения социальных льгот:

  1. Низкий доход. Сюда относятся многодетные семьи, пенсионеры, семьи, где содержатся инвалиды детства и др. По этому основанию социальные льготы и их объем зачастую устанавливается с учетом заслуг граждан, например, участникам или инвалидам войны и др.
  2. Особые заслуги. Сюда относятся льготы Героям РФ, Советского Союза и Социалистического Труда, полным кавалерам ордена Славы и Трудовой Славы.

В чем заключается льгота?

Система социальных льгот заключается в предоставлении материальной скидки. Это может быть освобождение от выплаты за оказание определенной социальной услуги или снижение этой оплаты, например:

  • бесплатный проезд на каком-либо виде транспорта;
  • снижение оплаты за коммунальные услуги;
  • получение бесплатной путевки в дом-отдыха или санаторий и т.п.

Кроме того, социальные льготы могут быть и нематериального характера. К таким льготам относятся:

  • приобретение жилья в обход очереди;
  • внеочередное бытовое обслуживание;
  • право поступления в различные учебные заведения без конкурса;
  • внеочередное обслуживание в билетных кассах, торговых точках и т.п.

Дифференциация льгот

Как правило, виды социальных льгот дифференцируются по контингентам граждан, которые имеют на них право. В обществе всегда существуют люди, которые в силу различных не зависящих от них причин не имеют возможности приобретать для себя средства для существования в полном объеме. К таким гражданам прежде всего относятся дети, старики и инвалиды различных категорий. В российском законодательстве для них предусматривается широкий спектр льгот на социальное обеспечение. Льготы право получить имеют:

  • многодетные семьи;
  • дети-сироты;
  • семьи, где воспитываются дети-инвалиды;
  • узники концентрационных лагерей в прошлом;
  • жертвы политических репрессий;
  • Герои России и СССР и т.д.

Льготы для многодетных семей

Эти льготы предоставляются в соответствии с категорией детей, воспитываемых в семьях. К ним относят:

  • Предоставление бесплатного отпуска молочной продукции детского питания по рецептам педиатров для детей до 7 лет.
  • Бесплатные лекарственные средства для лечения детей до 6 лет.
  • Бесплатные транспортные услуги на внутригородской транспорт, а также межрайонный для детей и одного из родителей.
  • В учебные заведения прием детей ведется вне очереди.
  • Бесплатное питание детям в школьных столовых и профессиональных учебных заведениях.
  • Школьная и спортивная форма на весь период обучения предоставляется бесплатно.
  • Один раз в месяц можно бесплатно посещать выставки, галереи, музеи.
  • На все коммунальные услуги (отопление, вода, газ, электричество) предусмотрена 30% скидка.
  • При рождении третьего и последующего ребенка предусмотрены выплаты до достижения 3-летнего возраста этих детей ежемесячно.
  • Предоставление бесплатного земельного надела для строительства жилого дома или садово-огороднического участка.
  • Если семья желает заниматься фермерским хозяйством, она может получить беспроцентную ссуду или безвозмездную материальную помощь на его развитие.
  • Льгота на земельный налог.
  • Многодетная семья имеет право на предоставление льготных кредитов, беспроцентных ссуд и дотаций на строительство жилья и приобретение строительных материалов.
  • Многодетной семье, владеющей личным автотранспортом, предоставляется льгота по уплате транспортного налога.
  • Многодетным матерям предоставляется льготная пенсия. Пенсионный возраст для таких женщин наступает в 50 лет.
  • С 2008 года нашим правительством предусмотрена государственная награда – Орден Родительской Славы. Кандидатом на ее получение могут стать родители, воспитывающие 7 и более детей. Награда сопровождается выплатой в размере 100 тыс. рублей.
  • При трудоустройстве многодетных родителей они имеют право на неполную неделю или работу по гибкому графику, а также на неполный рабочий день.

Льготы для многодетных семей предоставляются в соответствии с указом президента РФ и могут немного отличаться в каждом конкретном регионе.

Льготы для социальных работников

Для работников, которые выполняют социальное обслуживание в муниципальном и государственном секторах, предусмотрены некоторые преимущества. Льготы социальным работникам заключаются в следующем:

  1. Бесплатное обеспечение спецодеждой и инвентарем или выплаты компенсационного характера на их приобретение.
  2. При исполнении обязанностей по службе социальные работники имеют право на обслуживание вне очереди в отделениях Сбербанка, юридических конторах, предприятиях бытового обслуживания, связи, общепита и т.п.
  3. Установка квартирных телефонов вне очереди.
  4. Социальные льготы и выплаты компенсирующего характера за проезд на общественном транспорте.
  5. При использовании личного автомобиля для оказания социальных услуг работники имеют право на компенсацию за его эксплуатацию.

Налоговые льготы

Понятие “налоговая социальная льгота” заключается в предоставлении отдельным категориям граждан освобождения от налогов или права уплаты их в меньшем размере по сравнению с другими налогоплательщиками. К ним относятся следующие льготы:

  • По НДФЛ (налог на доходы физических лиц).
  • Для физических лиц на имущество.
  • На земельный налог.
  • На транспортный налог и др.

Льготы по НДФЛ

У родителей есть право получить вычет по налогам на НДФЛ. Им могут воспользоваться усыновители, опекуны и попечители приемных детей. Вычет этот заключается в том, что начиная с месяца рождения ребенка ежемесячно часть получаемого дохода не будет облагаться налогом, т.е. НДФЛ платиться будет с меньшей суммы. Чтобы получить данный вид вычета, получаемый доход должен облагаться НДФЛ по ставке 13%, например, это может быть заработная плата в государственном учреждении.

Это право распространяется на обоих родителей. Кроме того, родители, не состоящие в браке или разведенные, которые выплачивают на ребенка алименты или иным методом поддерживают его материально, также могут получить этот налоговый вычет.

В соответствии со ст. 218 НК РФ п. 1 на каждого ребенка положен вычет по налогам. Он зависит от количества детей, воспитываемых в семье:

  1. На первого ребенка – 1400 рублей.
  2. На второго – 1400 рублей.
  3. На 3-го и каждого последующего – 3000 рублей.
  4. Для родителей, воспитывающих ребенка-инвалида, этот вычет равен 3000 рублей, независимо от того, в какой очередности он появился.

Этот вычет осуществляется до достижения ребенком 18 лет. А при обучении его по очной форме, т.е. ребенок является студентом, курсантом, аспирантом, интерном или ординатором, этот вычет продлевается до достижения 24 лет ребенком.

Кроме того, если ребенка воспитывает единственный родитель (опекун, усыновитель), то эта налоговая льгота может быть удвоена. Такой вычет удваивается, если второй родитель безвестно отсутствует, умер или в свидетельстве о рождении не указан (записан только один родитель).

Налоговый вычет по НДФЛ. Как получить?

Чтобы получить социальные льготы по НДФЛ на ребенка, необходимо написать заявление и с ним обратиться к работодателю. К заявлению нужно приложить документы:

  • Свидетельство о браке.
  • Свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка.
  • Если ребенок является инвалидом, то понадобится справка об этом.
  • Если ребенку исполнилось 18 лет и он обучается по очной форме в учебном заведении, необходима об этом справка.
  • Если родитель разведен и выплачивает алименты, необходимо постановление суда или исполнительный лист о перечислении этих выплат на ребенка.
  • Если родители не состоят в браке или разведены и второй родитель претендует на льготу по НДФЛ, то необходима расписка от первого родителя о том, что второй участвует в материальном обеспечении ребенка.
Читать еще:  Льгота по взносам в фсс для усн

Льготы на земельный налог

Кто имеет социальные льготы по уплате налога на земельный надел? Согласно п. 5 закона НК РФ № 391, необлагаемая налоговая база по отношению земельного участка, который находится в собственности (бессрочном пользовании) налогоплательщика, уменьшается на сумму равную 10 тыс. рублей для следующих категорий граждан:

  • Герои РФ или СССР.
  • Полные кавалеры Ордена Славы.
  • Инвалиды, которые имеют 3-ю степень ограничения трудовой деятельности.
  • Граждане с 1-й и 2-й группой инвалидности, установленной до 01.01.2004.
  • Инвалиды детства.
  • Инвалиды и ветераны ВОВ и боевых действий.
  • Чернобыльцы и граждане, подвергшиеся радиационному воздействию при аварии на производстве “Маяк” в 1957 году.
  • Граждане, которые стали инвалидами или перенесли лучевую болезнь при учениях или испытаниях любых видов ядерных установок, в том числе космических установок и ядерного оружия.

Транспортный налог. Льготы

В 2014 году почти все субъекты РФ отменили льготы на транспортный налог большинству категорий граждан. Это стало следствием того, что автомобили большой мощности оформлялись на пенсионеров с целью уйти от налогообложения, а также в связи с нехваткой бюджетных средств.

В настоящее время льготами на транспортный налог могут воспользоваться следующие категории лиц:

  • Ветераны ВОВ.
  • Герои РФ, СССР и Социалистического Труда.
  • Граждане, принимавшие участие в устранении последствий при аварии на Чернобыльской АС.
  • Инвалиды 1 и 2 групп.
  • Ветераны, принимавшие участие в боевых действиях.

Эти льготы могут быть предоставлены только на один автомобиль. Если у граждан перечисленных категорий в собственности имеется большее количество автомобилей, то на остальные авто налоговые льготы не предоставляются.

Льготы на имущественный налог

Производится налогообложение следующего недвижимого имущества: квартиры, комнаты, дома, дачи и иные строения. Имущественный налог – это местный налог, он поступает в местные бюджетные образования.

Освобождаются от уплаты подобного налога:

  • Военнослужащие и уволенные с военной службы граждане, а также члены семей (родители, супруги) военнослужащих, которые потеряли кормильца.
  • Пенсионеры.
  • Лица, на участках которых расположены строения, имеющие площадь менее 50 кв. м.

В органы налогообложения граждане, имеющие льготы на имущественный налог, предоставляют справки лично. Если в течение календарного года ранее такой льготы не имелось, а с определенного месяца появилась, то с этого месяца производится перерасчет.

Как оформить льготы?

Социальные льготы и гарантии имеют разные категории граждан. Чтобы ими воспользоваться, необходимо выяснить, к какой из этих категорий вы относитесь, и собрать все необходимые документы. Некоторые из этих документов имеют весьма ограниченный срок действия, поэтому начать сбор необходимых бумаг следует с тех, у которых этот срок наиболее длительный. Оформить положенные льготы можно в отделении МФЦ по месту жительства.

Если вы не имеете представления, какие именно бумаги необходимы для предоставления той или иной льготы, обратитесь в МФЦ, консультанты дадут полный список этих документов.

Подходы к формированию пакета социальных льгот

В прошлой статье мы разобрали Негативное стимулирование. Теперь рассмотрим подходы к формированию пакета социальных льгот

Существует несколько подходов к формированию пакета социальных льгот, предоставляемому работнику:

  • Количество и характер льгот устанавливаются в зависимости от заслуг работника: чем выше его должность и продолжительнее стаж работы, тем большим количеством разнообразных льгот он пользуется. Работники компании делятся на категории, за которыми закрепляется определенный пакет льгот.
  • Льготы, которые входят в социальный пакет, ранжируются, то есть разделяются на основные и дополнительные. При этом основные льготы предоставляются всем сотрудникам, а дополнительными могут пользоваться лишь некоторые категории сотрудников, топ-менеджеры или сотрудники, проработавшие в компании более пяти лет.
  • Социальный пакет формируется по принципу «кафетерия» – работник самостоятельно в пределах установленной суммы выбирает из списка льготы, которые наиболее важны для него в текущем году. В случае реализации этого принципа удовлетворенность персонала от нематериального стимулирования будет значительно выше, нежели при навязанном сверху перечне льгот и привилегий.

Третий подход к формированию пакета социальных льгот, безусловно, является предпочтительным. Его преимущества состоят в том, что он

  • Удовлетворяет различные потребности сотрудников и увеличивает воспринимаемую ими ценность компенсационного пакета;
  • Обеспечивает работодателю выигрышное соотношение затрат и результатов при предоставлении льгот;
  • Дает возможность контролировать затраты посредством предоставления работникам определенного фонда средств, которые они могут потратить на получение льгот;
  • Помогает привлечь и удержать нужных сотрудников.

Принцип «кафетерия» может быть реализован несколькими способами:

  • Гибкие индивидуальные дополнительные льготы. В этом случае работнику предоставляется возможность варьировать размер индивидуальных льгот, доплачивая в том случае, если он хочет получить большее количество льгот, чем предусмотрено, или же, если он хочет получать меньше льгот, чем предусмотрено, получать остаток суммы наличными. Это простой подход, его легко реализовать и контролировать. Недостатком этого подходя является то, что его эффект может быть ограниченным.
  • Вариативные дополнительные льготы. Суть этого метода состоит в том, что сотрудник может по желанию увеличивать, уменьшать размеры пособий и льгот или отказываться от них, а также выбирать новые дополнительные льготы из имеющихся в наличии. Затем подсчитывается общая стоимость «купленных» или «проданных» дополнительных льгот, и соответствующая сумма прибавляется или вычитается из зарплаты сотрудника.
  • Гибкий фонд. При реализации этого способа работнику предоставляется фонд денежных средств, которые они могут потратить на услуги из существующего «меню». Некоторые виды льгот такие, как пенсионные отчисления или страхование жизни, являются обязательными. Сумма средств в фонде является достаточно крупной для того, чтобы сотрудники могли «купить» существующие дополнительные льготы и таким образом получить их без дополнительной оплаты.

М. Армстронг и Т. Стивенс предлагают следующую схему внедрения системы дополнительных льгот :

  • Определение потребности бизнеса – определение дополнительных льгот, которые способствовали бы как удовлетворению различных потребностей персонала, так и найму и удержанию сотрудников, а так же более выгодному соотношению затрат и результатов.
  • Изучение мнения сотрудников.
  • Определение стратегии. Стратегия в общих чертах определяет то, будет ли данный подход системой, которая основывается на уже существующей системе дополнительных льгот или будет другим.
  • Создание группы для работы над проектом.
  • Назначение ответственного за разработку программы.
  • Окончательное определение с подходом.
  • Разработка системы.
    • Определение сохраняемых дополнительных льгот и гибких.
    • Определение лимитов гибкости льгот
    • Оплата затрат, связанных с предоставлением меню льгот
    • Формулировка принципов управления системой
  • Разъяснение принципов работы системы.
  • Экспериментальное испытание.
  • Внедрение системы.

В целом на выбор дополнительных льгот и на их объем влияют три обстоятельства: потребности сотрудников; виды и объем нематериального стимулирования у конкурентов; материальные возможности организации.

Армстронг М, Стивенс Т. Оплата труда. Практическое руководство по построению оптимальной системы оплаты труда и вознаграждения персонала. С. 352-354.

Система социальных льгот и преимуществ

Социальные льготы:

это определенные меры социальной поддержки,

которые предоставляются государством отдельным категориям граждан РФ.

Такие меры социальной поддержки предоставляются:

в виде дополнительных прав или выплат;

полного или частичного освобождения от выполнения различного рода обязательств или осуществления платежей.

Государство устанавливает меры социальной поддержки граждан РФ в виде таких социальных льгот как:

Кому положены социальные льготы

Помощь от государства в виде социальных льгот, как следует из названия льгот, могут получить следующие категории граждан:

Особенности получения социальных льгот:

наличие гражданства РФ;

заявительный характер, т. е. социальные льготы предоставляются только после написания заявления на получения льготы;

возможность выбора формы получения социальной льготы:

денежные выплаты или получение социальных услуг в нематериальном виде$

например, социальным законодательством предусмотрена возможность замены натуральных услуг на ежемесячную денежную выплату (ЕДВ), которая перечисляется одновременно с пенсионными выплатами;

в первую очередь предоставление социальных льгот наименее социально защищенным гражданам:

гражданам с низким уровнем дохода. Сюда попадают пенсионеры, малоимущие, семьи с ребенком-инвалидом, многодетные семьи и т.д.;

гражданам, достигшим определенного возраста. В основном это относится к пенсионерам по выслуге лет или по возрасту;

гражданам, имеющим особые заслуги или выдающиеся достижения перед Отечеством – Героям СССР, Соцтруда и РФ и др.;

детям, у которых отсутствует один или оба родителя;

нетрудоспособным гражданам, имеющим временную или постоянную нетрудоспособность;

многодетным гражданам и др.

Категории социальных льгот

Все социальные льготы можно разделить по категориям:

федеральные и региональные льготы и др.

Разница между федеральными и региональными социальными льготами

Куда обращаться для получения социальных льгот

В зависимости от вида социальных льгот их оформлением занимаются:

как государственные федеральные органы,

так и региональные органы.

Для получения ряда федеральных социальных льгот (выплат):

  • необходимо обратиться в органы Пенсионного фонда РФ.

Для уточнения своих прав на региональные социальные льготы (выплаты и компенсации):

  • необходимо обратиться в местные органы социальной защиты населения.

Для сокращения срока оформления социальных льгот во многих регионах работают МФЦ Госуслуг:

  • там можно получить информацию о порядке оформления различного рода социальных льгот.

Чтобы оформить налоговые льготы (социальные налоговые вычеты):

  • заявитель должен подать в налоговые органы по месту проживания документы для подтверждения статуса налогового льготника.

Источники:

http://infopedia.su/18x4c8d.html
http://ebooks.grsu.by/soc_pravo_part2/27-1-ponyatie-sotsialnykh-lgot-i-ikh-klassifikatsiya.htm
http://businessman.ru/new-socialnye-lgoty-komu-polozheny-i-kak-oformit.html
http://hr-portal.ru/story/podhody-k-formirovaniyu-paketa-socialnyh-lgot
http://moiprava.info/strakhovanie/sotsialnoe-strakhovanie/1128-sotsialnye-lgoty-v-rf-vidy-i-poluchenie

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: