Предоставление тарифных льгот
Статья 35. Предоставление тарифных льгот
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 409-ФЗ статья 35 настоящего Закона изложена в новой редакции, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Статья 35. Предоставление тарифных льгот
1. От таможенных пошлин освобождаются:
1) предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, вывозимое из Российской Федерации для обеспечения деятельности российских и арендованных (зафрахтованных) российскими лицами судов, осуществляющих рыболовство;
2) товары, вывозимые из Российской Федерации по решению Правительства Российской Федерации в страны, не являющиеся государствами – членами Таможенного союза, в качестве гуманитарной помощи, в целях ликвидации последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий, в благотворительных целях по линии государств, международных организаций, правительств, в том числе в целях оказания технической помощи (содействия);
3) товары, за исключением подакцизных, по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, вывозимые из Российской Федерации в рамках международного сотрудничества Российской Федерации в области исследования и использования космического пространства, а также соглашений об услугах по запуску космических аппаратов;
4) товары (продукция), вывозимые из Российской Федерации, произведенные при реализации соглашения о разделе продукции и принадлежащие сторонам соглашения о разделе продукции;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 30 сентября 2013 г. N 268-ФЗ пункт 1 статьи 35 настоящего Закона дополнен подпунктом 5, вступающим в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
5) следующие товары, вывозимые из Российской Федерации и полученные (произведенные) при разработке нового морского месторождения углеводородного сырья: нефть сырая (включая нефтегазоконденсатную смесь, получаемую вследствие технологических особенностей транспортировки нефти сырой и стабильного газового конденсата трубопроводным транспортом), газовый конденсат природный, газ природный сжиженный и в газообразном состоянии, широкая фракция легких углеводородов;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 30 сентября 2013 г. N 268-ФЗ пункт 1 статьи 35 настоящего Закона дополнен подпунктом 6, вступающим в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
6) следующие товары, вывозимые из Российской Федерации и полученные (произведенные) при разработке морского месторождения углеводородного сырья, при этом не являющегося новым морским месторождением углеводородного сырья в соответствии со статьей 11.1 Налогового кодекса Российской Федерации: газовый конденсат природный, нефть сырая (включая нефтегазоконденсатную смесь, получаемую вследствие технологических особенностей транспортировки нефти сырой и стабильного газового конденсата трубопроводным транспортом), газ природный сжиженный;
Информация об изменениях:
Подпункт 7 изменен с 18 февраля 2020 г. – Федеральный закон от 18 февраля 2020 г. N 24-ФЗ
Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 мая 2019 г.
7) следующие товары, полученные (произведенные) при осуществлении организациями, отвечающими требованиям, установленным пунктом 1 статьи 333.43 Налогового кодекса Российской Федерации, деятельности по добыче углеводородного сырья на участке недр: нефть сырая (включая нефтегазоконденсатную смесь, получаемую вследствие технологических особенностей транспортировки нефти сырой и стабильного газового конденсата трубопроводным транспортом), вывозимая из Российской Федерации указанными организациями, при условии представления в таможенный орган подтверждения, указанного в абзаце третьем пункта 1.3 настоящей статьи, или иными лицами при условии представления в таможенный орган подтверждений, указанных в абзаце третьем пункта 1.3 настоящей статьи и абзаце четвертом настоящего подпункта (далее – подтверждение). Товары, указанные в настоящем подпункте, освобождаются от вывозных таможенных пошлин в случае, если в отношении участка недр, на котором в результате деятельности по добыче углеводородного сырья получены (произведены) соответствующие товары, в течение всего месяца, в котором осуществляется вывоз из Российской Федерации таких товаров, одновременно выполняются следующие условия:
в отношении дополнительного дохода от добычи углеводородного сырья на таком участке недр исчисляется налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья по основаниям, указанным в подпункте 1 или 2 пункта 1 статьи 333.45 Налогового кодекса Российской Федерации;
при исчислении налога на добычу полезных ископаемых в отношении нефти, добытой на таком участке недр, применяется коэффициент , определяемый в порядке, установленном статьей 342.6 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере менее 1.
В отношении товаров, указанных в настоящем подпункте, вывозимых иными лицами и декларируемых в соответствии с полными декларациями на товары, подтверждение организации, отвечающей требованиям, установленным пунктом 1 статьи 333.43 Налогового кодекса Российской Федерации, о выполнении в отношении участка недр, на котором в результате деятельности по добыче углеводородного сырья получены (произведены) указанные товары, вывезенные из Российской Федерации, условий, установленных абзацами вторым и третьим настоящего подпункта, представляется в виде электронного документа (электронного подтверждения) одновременно с подачей полной декларации на товары.
Электронное подтверждение должно содержать информацию об организации, отвечающей требованиям, установленным пунктом 1 статьи 333.43 Налогового кодекса Российской Федерации, а также о наименовании лица, которому представляется подтверждение, наименовании участка недр, на котором получены (произведены) товары, количестве полученных (произведенных) и переданных товаров. Формат и структура электронного подтверждения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела;
Информация об изменениях:
Пункт 1 дополнен подпунктом 8 с 1 июня 2019 г. – Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 72-ФЗ
8) топливо, вывозимое из Российской Федерации для обеспечения деятельности судов, используемых на континентальном шельфе Российской Федерации и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации либо в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря для геологического изучения недр, разведки и добычи углеводородного сырья, а также судов обеспечения и поисково-спасательных судов, используемых для проведения указанных работ, при условии представления при таможенном декларировании от лица, которое получило в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензию на право пользования недрами для геологического изучения недр и (или) разведки и добычи полезных ископаемых и в интересах которого проводятся указанные работы, письменного обязательства о целевом использовании вывозимого из Российской Федерации топлива и последующего подтверждения целевого использования такого топлива. Топливо, указанное в настоящем подпункте, освобождается от вывозных таможенных пошлин в количестве, не превышающем в течение 30 календарных дней с даты выпуска такого топлива в соответствии с декларацией на товары:
1000 тонн – для одного судна валовой вместимостью до 4000 единиц валовой вместимости;
2000 тонн – для одного судна валовой вместимостью от 4000 до 7000 единиц валовой вместимости;
4000 тонн – для одного судна валовой вместимостью от 7000 до 10 000 единиц валовой вместимости;
5000 тонн – для одного судна валовой вместимостью от 10 000 единиц валовой вместимости.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 30 сентября 2013 г. N 268-ФЗ статья 35 настоящего Закона дополнена пунктом 1.1, вступающим в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
1.1. Освобождение от вывозных таможенных пошлин в отношении товаров, указанных в подпункте 5 пункта 1 настоящей статьи, применяется:
1) в период до 31 марта 2032 года (включительно) в отношении товаров, полученных (произведенных) при разработке нового морского месторождения углеводородного сырья, расположенного полностью в Азовском море или на 50 и более процентов своей площади в Балтийском море;
2) в период до 31 марта 2032 года (включительно) в отношении товаров, полученных (произведенных) при разработке нового морского месторождения углеводородного сырья, расположенного на 50 и более процентов своей площади в Черном море (глубина до 100 метров включительно), Печорском или Белом море, южной части Охотского моря (южнее 55 градуса северной широты) либо российской части (российском секторе) дна Каспийского моря;
3) в период до 31 марта 2042 года (включительно) в отношении товаров, полученных (произведенных) при разработке нового морского месторождения углеводородного сырья, расположенного на 50 и более процентов своей площади в Черном море (глубина более 100 метров), северной части Охотского моря (на 55 градусе северной широты или севернее этой широты), южной части Баренцева моря (южнее 72 градуса северной широты);
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. N 366-ФЗ в подпункт 4 пункта 1.1 статьи 35 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
4) без ограничений срока в отношении товаров, полученных (произведенных) при разработке нового морского месторождения углеводородного сырья, расположенного на 50 и более процентов своей площади в Карском море, северной части Баренцева моря (на 72 градусе северной широты и севернее этой широты), восточной Арктике (море Лаптевых, Восточно-Сибирском море, Чукотском море и Беринговом море).
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 28 ноября 2015 г. N 324-ФЗ в пункт 1.2 статьи 35 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
1.2. Освобождение от таможенных пошлин в отношении товаров, указанных в подпункте 6 пункта 1 настоящей статьи, применяется в отношении товаров, полученных (произведенных) при разработке морского месторождения углеводородного сырья, расположенного на 50 и более процентов своей площади в южной части Охотского моря (южнее 55 градуса северной широты), в период до 1 января 2021 года при условии, что степень выработанности запасов каждого вида углеводородного сырья (за исключением попутного газа), добываемого на таком месторождении, по состоянию на 1 января 2015 года составляет менее 5 процентов, лицензия на право пользования недрами выдана не позднее 1 января 2009 года и начальные запасы газа горючего природного по состоянию на 1 января 2014 года составляют не более 170 миллиардов кубических метров.
Степень выработанности запасов каждого вида углеводородного сырья (за исключением попутного газа), добываемого на месторождениях углеводородного сырья, рассчитывается в порядке, установленном пунктом 2 статьи 11.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Информация об изменениях:
Пункт 1.3 изменен с 1 января 2019 г. – Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 201-ФЗ
1.3. Подтверждение того, что указанные в подпункте 5 пункта 1 настоящей статьи товары получены (произведены) при разработке нового морского месторождения углеводородного сырья, осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Подтверждение того, что указанные в подпункте 6 пункта 1 настоящей статьи товары соответствуют требованиям (условиям), установленным пунктом 1.2 настоящей статьи, осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. При этом понятия “морское месторождение углеводородного сырья” и “новое морское месторождение углеводородного сырья” используются в настоящем Законе в значениях, определяемых Налоговым кодексом Российской Федерации.
Подтверждение того, что указанные в подпункте 7 пункта 1 настоящей статьи товары получены (произведены) при осуществлении деятельности по добыче углеводородного сырья на участке недр, отвечающем условиям, установленным указанным подпунктом, осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Информация об изменениях:
Статья 35 дополнена пунктом 1.4 с 1 июня 2019 г. – Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 72-ФЗ
1.4. Порядок представления письменного обязательства о целевом использовании вывозимого из Российской Федерации топлива и последующего подтверждения целевого использования топлива, указанных в подпункте 8 пункта 1 настоящей статьи, определяется Правительством Российской Федерации.
2. По решению Правительства Российской Федерации могут предоставляться тарифные льготы в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины или снижения ставки таможенной пошлины в отношении:
1) вывозимых из Российской Федерации товаров в составе комплектных поставок для сооружения объектов инвестиционного сотрудничества за рубежом в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
2) вывозимых из Российской Федерации товаров в пределах объемов поставок на экспорт для федеральных государственных нужд, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 35 настоящего Закона
Тарифные льготы и порядок их предоставления;
Тарифные льготы можно подразделить по основаниям их применения на преференциальные (в зависимости от страны происхождения товара) и собственно тарифные (предоставляются в зависимости от категории товара либо от целей их ввоза/вывоза).
Преференции представляют собой таможенные тарифы ниже обычных, выражающие привилегию, получаемую от конкретной страны теми или иными ее партнерами. Правила определения страны происхождения товара установлены Законом РФ «О таможенном тарифе» на основании отдельных критериев: полное производство товара либо его достаточная переработка.
К товарам, произведенным в какой-либо стране, согласно ст.27 Закона «О таможенном тарифе» относятся:
– живые животные (родившиеся и выросшие в этой стране);
– продукция морского промысла;
– товары, произведенные из этой продукции,
А под достаточной переработкой товара понимаются:
– операции с товарами, в результате которых последние изменили свою товарную позицию по ТН ВЭД на уровне любого из первых четырех знаков;
– выполнение правила адвалорной доли, то есть если в стоимости изготовленного товара преобладает стоимость товаров, принимавших участие в его изготовлении, то страной происхождения товара будет та страна, товары которой по стоимости преобладают в конечной продукции;
– выполнение производственных или технологических операций, достаточных или недостаточных для того, чтобы товар считался происходящим из той страны, где эти операции имели место.
Льготы, предоставляемые в части снижения предельной ставки таможенной пошлины, равно как и в части освобождения от ее уплаты, применяются только в отношении товаров, происходящих из определенных стран. Перечень стран – пользователей преференциями утвержден Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1994 года №1057 (в ред. от 25 января 1999 года). Эти страны подразделяются на две группы:
1) наименее развитые страны, товары из которых не облагаются таможенными пошлинами;
2) развивающиеся страны, к товарам которых применяются ввозные таможенные пошлины, в размере 75% от базовой ставки.
Преференциальные льготы предоставляются на основании сертификата происхождения товара. Сертификат предоставляется в установленной форме, без исправлений, в напечатанном виде, на русском, английском, французском или испанском языках. Сертификат выдается компетентными органами страны-экспортера.
Применительно к конкретному таможенному режиму лицу, перемещающему товары, могут быть предоставлены следующие виды тарифных льгот:
– полное освобождение от уплаты таможенных платежей;
– частичное освобождение от уплаты таможенных платежей;
– возврат ранее уплаченных таможенных платежей.
Эти льготы весьма условно можно поделить на льготы по таможенным платежам, уплачиваемым непосредственно при помещении товаров под таможенный режим (именуются еще основными льготами по таможенным платежам), и льготы по таможенным платежам, не уплачиваемым непосредственно при помещении товаров под таможенный режим, но связанные с его использованием (именуются дополнительными льготами по таможенным платежам).
Приведем случаи предоставления основных тарифных льгот при помещении товаров под определенный таможенный режим.
1. Полное освобождение от уплаты таможенных платежей. Данная льгота является наиболее распространенной. От таможенных пошлин и иных налогов освобождаются товары, помещаемые под таможенные режимы реимпорта, реэкспорта, транзита, переработки под таможенным контролем, магазина беспошлинной торговли, уничтожения и отказа в пользу государства.
При помещении товаров под таможенные режимы свободной таможенной зоны, свободного склада или таможенного склада от таможенной пошлины и иных налогов освобождаются только иностранные товары. В рамках таможенного режима временного ввоза/вывоза освобождение от уплаты таможенных платежей применяется только в отношении определенных видов товаров (перечень содержится в Постановлении Правительства РФ от 16 августа 2000 года №599).
2 Частичное освобождение от уплаты таможенных платежей Данная льгота применяется к временно ввезенным или вывезенным товарам, на которые не распространяется полное освобождение от уплаты таможенных платежей, а также к товарам, срок временного ввоза/вывоза которых продлен.
3. Возврат ранее уплаченных таможенных платежей. Данная льгота используется в целях стимулирования экспорта товаров из России. Так, в Федеральной программе развития экспорта (утв. Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 1996 года №123; в ред. от 24 августа 2002 года) в целях совершенствования российской налоговой системы и усиления ее стимулирующего воздействия на отечественных товаропроизводителей признано целесообразным восстановить систему возмещения налога на добавленную стоимость, уплаченного на внутреннем рынке при закупке товара, в случае последующего экспорта такого товара.
Уплаченные ранее суммы таможенных пошлин и налогов возвращаются и при использовании таможенных режимов переработки товаров на таможенной территории и вне таможенной территории Российской Федерации.
Дополнительными же, как уже упомянуто, являются тарифные льготы по таможенным платежам, уплачиваемым до помещения товаров под таможенный режим, а также льготы, предоставляемые при завершении действия таможенного режима. Например, реимпорт представляет собой таможенный режим, при котором российские товары, вывезенные с таможенной территории России в соответствии с таможенным режимом экспорта, ввозятся обратно в установленные сроки без взимания таможенных пошлин и иных налогов, а также без применения к этим товарам мер экономической политики (ст.32 ТК РФ). Зачастую участнику внешнеэкономической деятельности при помещении товаров под этот режим предоставляются льготы по уплате таможенных платежей в виде полного освобождения от их уплаты. Однако он может также воспользоваться и дополнительной льготой, которая заключается в возврате сумм вывозных таможенных пошлин и иных налогов, уплаченных таможенному органу задолго до заявления таможенного режима реимпорта (ст.34 ТК РФ). Аналогичная схема действует и при использовании таможенного режима реэкспорта товаров.
Участники внешнеэкономической деятельности могут получить льготы по таможенным платежам только при соблюдении существенных условий, ограничений и требований таможенного режима, под который они поместили товары и транспортные средства. При несоблюдении этих условий тарифные льготы не предоставляются.
Рекомендуемая литература;
1. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации. М.: ИН-ФРА-М-НОРМА, 1997.
2. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации / Под. ред. А.Н. Козырина. М.: Спарк, 1996.
3. Козырин А.Н. Комментарии к Закону Российской Федерации «О таможенном тарифе». М., 1997.
4. Бобков В. Б. Таможенное законодательство Российской Федерации: Сборник. М.: АО «Терминал А.Г.», 1993.
5. Борисов К.Г. Международное таможенное право. М.: Изд-во Российского ун-та дружбы народов, 1997.
6. Ершов А.Д. Определение страны происхождения товара. СПб.: СПб. им. В. Б. Бобкова, филиал РТА, 1996.
7. Международное торговое право: расчеты по контрактам: Сборник междунар. документов и комментарии: Уч. и практ. пособие / Сост. Т.П. Лазарева. М.: МНИП, 1996.
8. Основы таможенного дела: Уч. пособие в 7 вып. Вып. Ill: Экономическая деятельность таможенных органов / Науч. ред. В.М. Крашенинников. М.: РИО РТА, 1996.
9. Петрова Г.В. Налоговое право: Учебник для вузов. М., 1997.
10. Семенихин М.В. Таможенные льготы и современный этап развития внешнеэкономической деятельности Российской Федерации / Проблемы теории и практики таможенного дела: Сборник науч. трудов. Ч. 1. М.: РИО РТА, 1997.
11. Семьянинов А.Г., Крашенинников В.М., Наумов В.В. Налоги и таможенные платежи: Уч. пособие. М.: РИО ТРА, 1995.
12. Таможенный тариф Российской Федерации: Актуализированный по состоянию на 1 января 2002 года. М.: ГТК России, 2002.
Нормативно-правовые акты:
1. Таможенный кодекс РФ от 18 июня 1993 года №5221-1 (в ред. от 30 июня 2002 года) // Российская газета, 1993, 21 июля.
2. Закон РФ от 21 мая 1993 года №5003-1 «О таможенном тарифе» (в ред. от 24 декабря 2002 года) // Ведомости Верховного Совета РФ, 1993, Ns 23. Ст. 821.
3. Постановление Правительства РФ от 16 августа 2000 года №599 «О перечне товаров, временно ввозимых (вывозимых) с полным условным освобождением от уплаты таможенных платежей» // Собрание законодательства РФ, 2000, №34. Ст.3478.
4. Постановление Правительства РФ от 5 ноября 1992 года №856 «Об утверждении Порядка определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации» // Российская газета, 1992, 19 ноября.
5. Приказ ГТК России от 19 апреля 1994 года №145 «Об информационном обеспечении анализа и контроля за предоставлением льгот по уплате таможенных платежей» (в ред. от 28 мая 1999 года).
6. Приказ ГТК России от 16 января 1997 года №17 «О нормативных актах ГТК России по вопросам предоставления таможенных льгот» (в ред. от 15 января 1998 года) // Закон, 1997, №9.
7. Приказ ГТК России от 24 ноября 1999 года №814 «Об утверждении правил перемещения в упрощенном, льготном порядке транспортных средств физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации» (в ред. от 30 сентября 2002 года) // Российская газета, 2000, 2 марта.
8. Приказ ГТК России от 30 ноября 1999 года №830 «О предоставлении тарифных преференций» (в ред. от 10 марта 2000 года) // Таможенный вестник, 2000, №8.
Вопросы для самоконтроля:
1. Назовите основания классификации таможенных льгот.
2. Существуют ли льготы в отношении проведения таможенного досмотра? Если да, то к кому они применяются?
3. Перечислите виды таможенных платежей.
4. От каких видов таможенных платежей освобождены консульские представительства при пересечении ими таможенной границы России?
5. Что служит основой для предоставления таможенно-тарифных льгот?
6. По каким основаниям товар может быть освобожден от уплаты акциза?
7. На какие виды товаров установлен налог на добавленную стоимость в размере 10%?
Тема 7. Ведение таможенной статистики и Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности
Вопросы:
1. Понятие, характеристика и цели ведения таможенной статистики внешней торговли. Ее содержание и структура. Специальная таможенная статистика. Региональная статистика.
2. Характеристика Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности и функции таможенных органов по ее ведению.
Правовые основы и условия предоставления тарифных льгот.
Тарифные льготы устанавливаются документами:
1) соглашение о Едином Таможенно регулирование от 25.01.08
2) Решение МежГосСовета Евразэс от 27.11.09
3) Решение КТС №728 от 15.07.11
4) Закон «О таможенном тарифе» с последними изменениями.
Тарифные льготы в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию, предоставляются в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, международными договорами государств – членов Таможенного союза.
Тарифные льготы в отношении товаров, вывозимых из Российской Федерации, устанавливаются законом о таможенном тарифе и не могут носить индивидуальный характер.
Тарифные льготы – то льготы, которые предоставляются на условиях взаимности или в одностороннем порядке в отношении товаров, перемещаемых через границы ТС и РФ.
К тарифным льготам относят:
1) Возврат ранее уплаченной пошлины
2) Освобеждение от уплаты пошлины
3) Снижение ставки
4) Тарифные квоты на преференциальный ввоз или вывоз товара.
Порядок предоставления тарифных льгот определяется Правительством Российской Федерации.
Допускается предоставление тарифных льгот в отношении товаров:
1) ввозимых под таможенным контролем в рамках соответствующих таможенных режимов, установленных таможенным законодательством;
2) ввозимых в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала;
3) ввозимых в рамках международного сотрудничества государств Сторон в области исследования и использования космического пространства, а также соглашений об услугах по запуску космических аппаратов, по перечню, утверждаемому Комиссией.
В большинстве случаев льготы предоставляются в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, при условии соблюдения их целевого использования. Поэтому можно отметить как принцип обязательность соблюдения условий целевого использования товаров, в отношении которых установлены льготы.
Товары и транспортные средства, в отношении которых представлены льготы, могут использоваться только в тех целях, в связи с которыми предоставлены льготы. Использование их в иных целях влечет за собой отмену соответствующей льготы и выполнение требований таможенного законодательства по уплате таможенных платежей и выполнение иных процедур.
13.Методы определения таможенной стоимости товара, ввозимого на таможенную территорию.
Таможенная стоимость –это цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате на момент ввоза товара на ТТ ТС.
Она основывается на достоверной, количественно определяемой, подтвержденной информации.
Таможенная стоимость определяется декларантом в соответствии с 6ю методами ее определения.
1. По стоимости сделки с ввозимыми товарами — основной метод определения таможенной стоимости, когда она определяется по стоимости сделки, фактически уплаченной или подлежащей уплате на момент пересечения товаром таможенной границы РФ. При этом в таможенную стоимость включаются затраты на транспортировку, страхование, лицензирование и другие, фактически понесенные декларантом к моменту пересечения таможенной границы.
2. По стоимости сделки с идентичными товарами — определение таможенной стоимости по стоимости сделки с идентичными товарами.
Стоимость сделки с идентичными товарами принимается в качестве основы для определения таможенной стоимости, если эти товары:
· проданы для ввоза на территорию РФ;
· ввезены одновременно с оцениваемыми товарами или не ранее чем за 90 дней до ввоза оцениваемых товаров;
· ввезены примерно в том же количестве и (или) на тех же коммерческих условиях.
В случае, если идентичные товары ввозились в ином количестве и (или) на других коммерческих условиях, декларант должен произвести соответствующую корректировку их цены с учетом этих различий и документально подтвердить таможенному органу РФ ее обоснованность.
В случае если при применении этого метода выявляется более одной цены сделки по идентичным товарам, то для определения таможенной стоимости ввозимых товаров применяется самая низкая из них.
3. По стоимости сделки с однородными товарами — формально его применение не отличается от метода 2, за исключением понятия однородные товары — товары, которые не являются полностью идентичными, но имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять такие же функции, что и оцениваемые товары, и быть коммерчески взаимозаменяемыми.
4. На основе вычитания стоимости — базируется на цене, по которой ввозимые (оцениваемые) или идентичные, или однородные товары были проданы наибольшей агрегированной партией на территории Российской Федерации в неизменном состоянии. Из цены при этом вычитаются затраты, характерные только для внутреннего рынка, которые не должны быть включены в таможенную стоимость (таможенные пошлины, обычные расходы в связи с транспортировкой и продажей и пр.)
5. На основе сложения стоимости — на основе учета издержек производства этих товаров, к которым добавляется сумма прибыли и расходов, характерных для продажи оцениваемых товаров в России. Требует особо тщательного таможенного наблюдения, так как получение подобной информации от изготовителя товаров зачастую затруднено, а в случае ее предоставления для проверки фактически не все документы и сведения могут быть представлены таможенным органам страны-импортера.
6. Резервный метод — применяется в случае невозможности определения таможенной стоимости вышеперечисленными методами. Основан на расчетах и экспертных оценках, при этом оценки базируются в максимально возможной степени на стоимости сделки ввезенных товаров; используется стоимость, основанная на фактических оценках, то есть ценах, по которым ввезенные товары продаются в стране при обычном ходе торговли в условиях конкуренции.
14.Определение таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории: методы определения, структура таможенной стоимости.
Таможенной стоимостью оцениваемых (вывозимых) товаров – стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на вывоз из Российской Федерации в страну назначения и дополненная с учетом определенных обстоятельств при одновременном выполнении следующих условий:
а) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением тех, которые ограничивают географический регион, где товары могут быть перепроданы, или которые существенно не влияют на стоимость товаров;
б) продажа товаров или их цена не зависят от соблюдения условий или обязательств, влияние которых на стоимость товаров не может быть количественно определено;
в) любая часть дохода, полученного в результате последующей продажи товаров, распоряжения товарами иным способом или их использования, не будет причитаться прямо или косвенно продавцу, за исключением случаев, когда в соответствии с пунктами 17 – 22 настоящих Правил могут быть произведены дополнительные начисления;
г) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами, но стоимость сделки с оцениваемыми (вывозимыми) товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил.
Факт взаимосвязи между продавцом и покупателем не должен являться основанием для признания стоимости сделки неприемлемой для целей определения таможенной стоимости оцениваемых (вывозимых) товаров.
В этом случае должны быть проанализированы сопутствующие продаже обстоятельства.
– Если указанная взаимосвязь не повлияла на цену стоимость сделки должна быть признана приемлемой для определения таможенной стоимости таких товаров.
– Если на основе информации, представленной декларантом или полученной таможенным органом иным способом, будут обнаружены признаки того, что взаимосвязь между продавцом и покупателем повлияла на стоимость сделки, то таможенный орган в письменном виде сообщает декларанту об этих признаках.
При определении таможенной стоимости оцениваемых (вывозимых) товаров по стоимости сделки с ними к цене добавляются:
а) расходы, которые произведены покупателем:
· на выплату вознаграждения агенту (посреднику)
· на тару, если для таможенных целей она рассматривается как единое целое с оцениваемыми (вывозимыми) товарами;
· по упаковке оцениваемых (вывозимых) товаров, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;
б) распределенная стоимость следующих товаров и услуг, предоставленных покупателем бесплатно или по сниженной цене для:
· сырье, материалы и комплектующие, которые являются составной частью оцениваемых (вывозимых) товаров;
· инструменты, штампы, формы и другие подобные предметы, использованные при производстве оцениваемых (вывозимых) товаров;
· материалы, израсходованные при производстве оцениваемых (вывозимых) товаров;
· проектирование, разработка, инженерная, конструкторская работа, художественное оформление, дизайн, а также эскизы и чертежи, необходимые для производства оцениваемых (вывозимых) товаров;
в) лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, которые покупатель должен уплатить в качестве условия продажи таких товаров.
г) часть дохода, полученного покупателем в результате последующей продажи, использования или распоряжения иным способом оцениваемых (вывозимых) товаров.
Метод 1 не может быть применен, выплаты (платежи) произведены лицу, находящемуся вне территории Российской Федерации, и если выполнено хотя бы одно из следующих условий:
а) продавец оцениваемых (вывозимых) товаров не располагает документами этого лица, подтверждающими стоимость товаров и (или) услуг;
б) достоверность документов невозможно подтвердить, при этом у таможенного органа отсутствует возможность осуществления таможенного контроля после выпуска товаров, включая выездную таможенную проверку;
Тарифные льготы
Определение страны происхождения товара.
При предоставлении определенным группам государств, в том числе и на взаимной основе, тарифных льгот (преференций) или для освобождение от уплаты таможенных пошлин при ввозе товаров в нашу страну, требуется определение страны происхождения товара.
По российскому законодательству страной происхождения товара считается страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в соответствии с установленными критериями. Такой страной может считаться группа стран, если есть необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товара.
Тарифная льгота (тарифная преференция) — льгота, предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации внешнеэкономической политики страны в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу.
Льготы могут предоставляться в виде:
– возврата ранее уплаченной таможенной пошлины,
– освобождения от ее уплаты,
– снижения ставки пошлины,
– установления тарифных квот на преференциальный ввоз или вывоз товара.
Порядок предоставления льгот, установленных законодательством, и само решение об их предоставлении определяются исключительно правительством.
В целом установленные правительством таможенные льготы не могут носить индивидуального характера, за исключением тех случаев, где оговорены соответствующие условия предоставления тарифных преференций и тарифных льгот уже на индивидуальных основах, обусловленных либо соответствующими международными соглашениями, участником которых является Россия, либо причинами иного характера (политика по отношению к развивающимся странам, комплектные поставки для сооружения объектов за рубежом, ввозимые товары в качестве вклада в уставные фонды СП и др.).
В тарифном регулировании РФ предусматривается ряд тарифных льгот, устанавливаемых указами Президента, законодательными актами, нормативными документами Правительства РФ.
При вывозе товаров льготы (в виде снижения ставок, возврата ранее уплаченных пошлин или освобождения от их уплаты) предоставляются, в частности, в отношении:
• продукции собственного производства предприятий с иностранными инвестициями в установленных случаях;
• товаров для сооружения объектов за рубежом в рамках межправительственных соглашений;
• экспортных товаров для федеральных нужд.
При ввозе товаров в Россию льготы применяются:
• для стран, пользующихся режимом наибольшего благоприятствования в отношениях с РФ;
• при ввозе имущества в качестве вклада в уставный капитал предприятия с иностранными инвестициями в течение года с момента регистрации;
• при торговле со странами СНГ;
• при ввозе товаров предприятиями с иностранными инвестициями (в соответствии с условиями Указа Президента РФ от 25 января 1995 г. № 73 «О дополнительных мерах по привлечению иностранных инвестиций в отрасли материального производства РФ»).
От пошлины освобождаются:
• транспортные средства, выполняющие международные перевозки грузов, багажа, людей и имеющие необходимые для нормальной работы транспорта топливо, запчасти, смазочные материалы и предметы материально-технического снабжения;
• топливо, продовольствие, предметы материально-технического снабжения и другое имущество, вывозимое из страны для обеспечения деятельности российских и арендованных российскими лицами судов, находящихся на морских промыслах, а также продукция их промысла, ввозимая в Россию;
• товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимые с нее для служебного или личного пользования иностранцами, имеющими право на беспошлинную транспортировку различных предметов на основе международных соглашений;
• валюта Российской Федерации, иностранная валюта, ценные бумаги в соответствии с законами России;
• товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации и вывозимые с этой территории в виде гуманитарной помощи; в целях ликвидации последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий; учебные пособия для бесплатных учебных, дошкольных и лечебных учреждений;
• товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, вывозимые с этой территории в качестве безвозмездной помощи на благотворительные цели по линии государств, правительств, международных организаций;
• товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами и не предназначенные для производственной или коммерческой деятельности в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации;
• товары под таможенным контролем в режиме транзита через таможенную территорию России и предназначенные для третьих стран.
Тарифные льготы в виде возврата ранее уплаченной пошлины, снижения ставки пошлины и иногда освобождения от пошлины в пределах таможенной территории Российской Федерации предоставляютсяпо отношению к следующим товарам:
• ввозимым на таможенную территорию страны и вывозимым с этой территории временно под таможенным контролем в рамках соответствующих таможенных режимов, определенных Таможенным кодексом Российской Федерации. Например, в случае использования режимов таможенного склада, магазина беспошлинной торговли, реэкспорта и т.д.
• вывозимым в составе комплектных поставок для сооружения объектов инвестиционного сотрудничества за границей на основе межправительственных соглашений, в которых Российская Федерация непосредственно участвует;
• вывозимым с таможенной территории России в пределах объемов поставок на экспорт для государственных нужд;
• ввозимым на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий или вывозимым этими предприятиями некоторым видам товаров собственного производства в случаях, предусмотренных соглашениями о разделе продукции или в течение периода окупаемости иностранных инвестиций.
Использование тарифных льгот дает возможность облегчить решение ряда коммерческих и экономических проблем между разными странами на взаимовыгодной основе.
Таможенные тарифы издаются во всех странах, но, кроме того, в Брюсселе (Бельгия) существует “Международное бюро по таможенным тарифам” (“International Customs Tariffs Bureau ^ Rue de l’Association 38-B-1000, Brussels), которое издает и периодически переиздает в целях обновления все национальные таможенные тарифы на пяти языках : английском, французском, немецком, итальянском и испанском. Эти издания можно найти в ряде организаций в России или заказать в Международном бюро.
Тарифные льготы. Порядок предоставления тарифных льгот.
Под тарифной преференцией понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с РФ зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций ТС. Предоставляется в виде:
• освобождения от уплаты пошлины;
• снижения ставки пошлины;
• возврата ранее уплаченной пошлины;
• установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.
Влияние тарифной льготы на размер таможенной пошлины:
Во-первых,
при ввозе из третьих стран на таможенную территорию ТС от уплаты ввозной таможенной пошлины освобождаются товары, в случаях установленных Решением Комиссии ТС № 130 от 27 ноября 2009 г. «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и РФ»; товары, происходящих из стран, включенных в Перечень развивающихся стран – пользователей системы тарифных преференций таможенного союза (приложение 2), Перечень наименее развитых стран – пользователей системы тарифных преференций таможенного союза (приложение 3), и включенных в Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции (приложение 4), утвержденных Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (высшим органом таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. N 18.
при вывозе с территории РФ от уплаты вывозной пошлины освобождаются товары, установленные Законом РФ № 5003-1 от 21 мая 1993 г «О таможенном тарифе». ».(предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо для обеспечения деятельности российских и арендованных (зафрахтованных) российскими лицами судов, осуществляющих рыболовство;
товары, вывозимые в качестве гуманитарной помощи, в целях ликвидации последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий, в благотворительных целях по линии государств, международных организаций, правительств, в том числе в целях оказания технической помощи (содействия); товары, за исключением подакцизных, вывозимые из Российской Федерации в рамках международного сотрудничества Российской Федерации в области исследования и использования космического пространства, а также соглашений об услугах по запуску космических аппаратов; и др.)
Во-вторых,
величина пошлины дифференцируется в зависимости от страны происхождения товаров.
В этих случаях применяется тарифная льгота, которая представляет собой определенные преимущества, предусмотренные в области уплаты таможенной пошлины при ввозе товаров на таможенную территорию ТС в отношении товаров:
• происходящих из государств, в торгово-политических отношениях с которыми Россия применяет режим наиболее благоприятствуемой нации (РНБ). Если страна происхождения товара не установлена, но не имеется признаков того, что это страной не РБН действуют базовые ставки пошлины, установленные в Единым таможенным тарифом ТС (ЕТТ ТС);
• в происхождении которых таможенными органами обнаружены признаки того, что данные товары происходят из страны не РБН, то применяются ставки для РБН, увеличенные вдвое;
• происходящих из развивающихся стран — пользователей схемой преференций ТС, действуют ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75% от ставок РБН;
• происходящих из наименее развитых стран — пользователей схемой преференций ТС, ставки ввозных таможенных пошлин не применяются;
• происходящих с территорий государств, образующих вместе с Россией зону свободной торговли (государства участники СНГ, Грузия, Республика Сербия) и ввозимых на таможенную территорию ТС с таможенной территории какого-либо из этих государств, — беспошлинно, т. е. не применяются ввозные таможенные пошлины.
Условия предоставления тарифных преференций.
1. Приложением № 4 Решения Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав государств № 18 от 27 ноября 2009 г. на таможенной территории ТС утвержден перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции. В Приложении №4 товары определяются исключительно кодом товара по ТН ВЭД ТС, а наименование товара приведено только для удобства пользования.
2. Тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран пользователей единой системы тарифных преференций ТС, предоставляются, если товар соответствует критериям происхождения, и только при одновременном условии:
1). в отношении товара соблюдаются правила непосредственной закупки и прямой поставки, что подтверждено документами; Товар рассматривается как непосредственно закупленный, если импортер приобрел его у лица, зарегистрированного в качестве субъекта предпринимательской деятельности в развивающейся или наименее развитой стране, из которой происходит товар и на которую распространяется тарифные преференции. Прямой поставкой считается поставка товаров транспортируемых из стран – пользователей единой системы тарифных преференций ТС на таможенной территории ТС без провоза через территорию другого государства.
2). таможенным органам страны ввоза представлен сертификат о происхождении товара, срок действия которого не истек, заполненный (оформленный) в соответствии с требованиями к его оформлению или декларация о происхождении товара;
3). странами ввоза/вывоза соблюдены требования к административному сотрудничеству.
3. Россия предоставляет тарифные преференции, в том числе на основании международных договоров, заключенных в двухстороннем порядке. В Перечень стран, в торгово-политических отношениях с которыми РФ применяет РНБ, входят 140 государств (Приложение к приказу ФТС России № 2601 от 22 декабря 2011 г. «О предоставлении режима наиболее благоприятствуемой нации»).
Развивающиеся или наименее развитые страны, из которых происходят товары, которым предоставляются преференции, должны быть одновременно странами, в торгово-политических отношениях с которыми РФ предусматривает РНБ (при одновременном выполнении условий непосредственной закупки и прямой поставки).
Для стран-участниц СНГ и Грузии требуется представление сертификата по форме СТ-1.
Для Республики Сербии требуется представление сертификата по форме СТ-2.
Сертификат о происхождении товара – документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров.
Декларация о происхождении товара представляет собой заявление о стране происхождения товаров, сделанное изготовителем, продавцом или отправителем в связи с вывозом товаров, при условии, что в нем указаны сведения, позволяющие определить страну происхождения товаров.
В качестве декларации о происхождении товара используются коммерческие счет-фактура (инвойс), спецификации, отгрузочные и упаковочные листы и другие документы, используемые при осуществлении внешнеторговой и иной деятельности, а также для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу ТС или любые другие документы, имеющие отношение к товарам.
при ввозе товаров на таможенную территорию ТС может применяться тарифная льгота в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины, в отношении товаров:
1). ввозимых под таможенным контролем в рамках соответствующих таможенных процедур (свободной таможенной зоны, свободный склад, порядок применения которых должен регулироваться международными соглашениями стран ТС, остальные таможенные процедуры могут иметь тарифные льготы);
2). ввозимых из третьих стран в качестве вклада учредителя в уставный (складочный) капитал (фонд) в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала (фонда);
3). ввозимых в рамках международного сотрудничества государств – членов ТС в области исследования и использования космического пространства, соглашений об услугах по запуску космических аппаратов, по перечню, утверждаемому Комиссией ТС.
возврат ранее уплаченной пошлины предусматривается отдельными таможенными процедурами:
• при реимпорте товаров;
• при помещении товаров под таможенную процедуру экспорта, предоставляются освобождение от уплаты, возмещение или возврат сумм внутренних налогов, если подтвержден фактический вывоз товаров с таможенной территории ТС.
тарифные квоты на ввоз или вывоз товаров, которые устанавливаются Правительством РФ.
В отношении товаров, ввозимых в Россию, под тарифной квотой понимается мера регулирования ввоза в РФ отдельных видов с/х товаров, происходящих из третьих стран, предусматривающая применение в течение определенного периода более низкой ставки ввозной таможенной пошлины при ввозе определенного количества товара (в натуральном или стоимостном выражении) по сравнению со ставкой ввозной таможенной пошлины, применяемой в соответствии с ЕТТ ТС. К товарам, ввозимым в РФ свыше установленного количества (квоты), применяется ставка ввозной таможенной пошлины в соответствии с ЕТТ ТС.
В отношении товаров, вывозимых из России, под тарифной квотой понимается мера регулирования вывоза из РФ товаров, происходящих из нее, предусматривающая применение в течение определенного периода более низкой ставки вывозной таможенной пошлины при вывозе определенного количества товара (в натуральном или стоимостном выражении) по сравнению со ставкой вывозной таможенной пошлины, установленной Правительством РФ.
Дата добавления: 2018-06-27 ; просмотров: 249 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ
Источники:
http://base.garant.ru/10101366/5cb260c13bb77991855d9c76f8d1d4c8/
http://studopedia.su/12_24834_tarifnie-lgoti-i-poryadok-ih-predostavleniya.html
http://infopedia.su/1x4d8a.html
http://studopedia.ru/2_95960_tarifnie-lgoti.html
http://studopedia.net/6_115446_tarifnie-lgoti-poryadok-predostavleniya-tarifnih-lgot.html