6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Понятие льготы по системе социального обеспечения

Понятие льгот;

Тема № 18. ЛЬГОТЫ ПО СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.

Под льготами обычно понимают преимущества, дополнительные права, предоставляемые отдельным категориям граждан. Льготы имеют место там, где нет условий для равного удовлетворения жизненно важных потребностей. В этом случае льготы могут компенсировать это, выполняя таким образом важную социальную функцию, так как создают всем гражданам равные условия для индивидуального развития, реализации ими конституционных прав.

Вопрос отнесения льгот к социальному обслуживанию не явется однозначным. При анализе данной проблемы следует учитывать, что сама система норм социального обеспечения как отрасли права еще не сформирована полностью, нет однозначного подход к определению ее структуры.

В этой связи убедительным представляется мнение Е.Г.Крылатых по вопросу правовой природы структуры права социального обеспечения как отрасли. «В теории права социального обеспечения – пишет она, – общепризнанным является, что исходным основанием для объединения норм в институты особенной части служит вид предоставляемого обеспечения. Группа норм, объединенных в институт, детально регламентирует основания, порядок и размер предоставления конкретного вида обеспечения. Внутри института в определенную общность могут быть выделены специальные нормы, устанавливающие особенности в условиях и размерах предоставле­ния данного вида обеспечения для различных категорий субъектов. Как правило, эти нормы устанавливают более льготные условия предоставления вида обеспечения. Несмотря на свою относительную самостоятельность, нормы-льготы как часть входят в соответствующий институт».

Поскольку льготы регулируют не самостоятельное общественное отношение и даже не часть его, а являются лишь возможным эле­ментом этого отношения, связанного с видом обеспечения примени­тельно к различным категориям субъектов, объединение этих норм не является самостоятельным институтом права социального обес­печения. Выделение таких норм проводится по иным критериям, нежели деление норм права социального обеспечения на институты.

На сегодняшний день существует огромное количество форм поддержки социально незащищенных слоев населения. Одних льгот около 430. Этими льготами охвачено почти 2 тысячи категорий на­селения. Закон «О социальной государственной помощи» делит все льготы на ряд категорий: профессиональные льготы (например, по­граничники, «силовики» бесплатно ездят на транспорте, не платят за коммунальные услуги), льготы за особые заслуги (ветеранам войны и труда, получившим звание Героя Советского Союза и Рос­сийской Федерации и пр.) и льготы нуждающимся (они даются как форма социальной поддержки).

Провести классификацию льгот достаточно сложно. Они пре­дусматриваются в законах, указах и постановлениях Правитель­ства.

Возможно разграничение льгот по целевой направленности, по условиям предоставления и субъектному составу их получателей. Думается, можно согласиться с разграничением льгот по всем трем показателям: целевой направленности, условиям предоставления, субъектному составу.

Вопрос об основаниях предоставления льгот также является не однозначным: принято считать, что в форме льгот выступает ком­пенсация повышенных затрат определенной группе лиц, имеющим в ней потребность. Мы бы сказали, что льготой можно назвать ком­пенсацию только повышенных затрат, связанных с удовлетворением личных потребностей. Если компенсируются затраты, совершаемые, например, по долгу службы (оплата проезда социальным работникам, милиционерам и др.), такая компенсация не является льготой.

В виде льготы выступает также преимущество одной группы перед другими. Анализ законодательства показывает, что «преимущество» употребляется чаще тогда, когда речь идет о наделении отдельных категорий граждан правом на первоочередное удовлетворение их потребностей: внеочередное, первоочередное социальное обслуживание и др.

Социально-правовыми основаниями предоставления льгот по социальному обеспечению является наступление объективно существующих жизненных обстоятельств (инвалидность, старость, малообеспеченность и др.), которые порождают специфические потребности личности (в специальных средствах передвижения, в бытовом обслуживании на дому и др.). Для их обеспечения нуждающие наделяются дополнительными правами-льготами. Если эти льготы не предоставить, эти лица не смогут в полной мере удовлетворить свои жизненно важные потребности на общественно необходимом уровне.

Другим основанием для предоставления льгот выступает наличие у граждан особых заслуг перед обществом. Предоставление льгот по этому основанию является не только потребностью лиц в особых формах социальной защиты ввиду инвалидности, старости и др., но и служит формой поощрения и признания заслуг перед обществом и государством (инвалиды и участники ВОВ, инвалидов боевых действий на территории других государств и др.). Эти льготы можно назвать привилегиями. Привилегии имеют смысл, когда существует дефицит услуг, большая очередь на предоставление услуг. В будущем, когда социальные услуги не будут дефицитны подобные привилегии перестанут существовать.

Льготы-привилегии могут выступать в виде правовых гарантий социальной защиты. Например, Федеральный закон «О ветеранах предусматривает правовые гарантии социальной защиты ветеранов РФ, которая осуществляется путем предоставления компенсаций и льгот. В соответствии с этим Законом к мерам социальной защиты ветеранов относится предоставление им льгот по налогообложению, по получению, приобретению, строительству и содержанию жилых помещений, по оплате коммунально-бытовых услуг и торговому обслуживанию, медицинскому, протезно-ортопедическому обслуживанию, санаторно-курортному лечению, обеспечению лекарствами и изделиями медицинского назначения, по обеспечению транспортными средствами и оплате проезда, пользованию услугами учреждений связи, трудоустройству, переподготовки кадров и условиям труда и др.

Льготой, по мнению законодателя, является освобождение от конституционной обязанности платить законно установленные на­логи, сборы пошлины для определенного круга лиц. Например, такая льгота установлена Федеральным законом «О внесении измене­ний и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС» для определенного круга лиц (ст. 1).

Законодательство предусматривает замену льгот компенсациями. Например, согласно Федеральному закону «О ветеранах» (ст. 14) неработающие инвалиды войны при наличии медицинских показа­телей обеспечиваются бесплатными путевками в санаторно-курорт­ные организации. Для тех получателей путевок, которые по ка­кой-либо причине не воспользовались своим правом, государство предусмотрело выплату денежной компенсации в размере не менее четырехкратного минимального размера пенсии по старости.

В социальном обслуживании система льгот должна быть более сориентирована на специфику потребностей, регион проживания, материального и семейного положения субъектов права социально­го обеспечения. Льготы предоставляются отдельным категориям граждан за счет фонда, держателем которого выступает общество в целом, поэтому вопрос об определенных предпочтениях, которые общество отдает тем или иным лицам, вызывает подчас острые эмо­циональные реакции в массовом сознании.

Следует полагать, что льготы в социальном обеспечении – это льготы для соответствующих категорий граждан, выделенных по определенным признакам, которые дают основания для их дополни­тельной социальной защиты».

Большинство прав в социальном обслуживании выступает в форме льгот и привилегий для одиноких престарелых и инвали­дов. Льготы заключаются в освобождении полностью или частично от оплаты бытовых услуг, предоставляемых другим гражданам за плату. В некоторых случаях само предоставление той или иной ус­луги для одиноких престарелых трактуется как льгота (доставка на дом горячих обедов, помощь в приготовлении пищи, уход во время болезни и др.), в то же время такие льготы являются долгом обще­ства перед пожилыми гражданами. «Возложение на общество обя­занности содержать и поддерживать нетрудоспособных – это не акт доброй воли законодателя, а объективная необходимость современного общества». Но если речь идет об обязанности общества, уместно ли говорить о льготах?

Льготы выгодны не только личности, но и обществу в целом, если государство не будут оказывать социальную поддержку людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, то эта обязанность ляжет на плечи семьи, которая из своей зарплаты будет вынуждена оплачивать социальные услуги. В настоящее время «семейная нагрузка» ощутима. Недооценка тех или иных потребностей личности, невозможность или неполнота их удовлетворения неизбежно ведут к замедлению темпов общественного развития.

В законодательстве дифференциация льгот осуществляется по контингентам граждан, которым они предоставляются. Льготы в социальном обеспечении предоставляются ветеранам, инвалидам, детям, многодетным семьям, семьям, имеющим детей-инвалидов, жертвам политических репрессий, бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и др. Содержание этих льгот неоднородно по их экономической и социальной значимости.

Существенные изменения в систему льгот внес Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с указанным Законом понятие «льготы» заменяется термином «меры социальной поддержки». Многие ранее существовавшие льготы заменяются на денежные выплаты. Кроме того, закон разграничил компетенцию Российской Федерации и ее субъектов в сфере финансирования предоставляемых мер по социальной поддержке граждан.

Так, к компетенции Российской Федерации отнесены меры по социальной поддержке инвалидов и участников Великой Отечественной войны, бывших несовершеннолетних узников фашизма, участников Великой Отечественной воины на объектах противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений и других военных объ­ектах, членов семей умерших инвалидов и участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, всех категорий инвалидов, а также граждан, подвергшихся воздействию радиации.

Для указанных категорий граждан (по их выбору) предусматри­вается возможность получения ежемесячного «социального пакета», (заменяющего бесплатный проезд, бесплатное обеспечение лекарст­венными средствами, а также санаторно-курортное лечение) в раз­мере 450 руб. Сохранены льготы по оплате коммунальных услуг, протезно-ортопедической помощи, а также по предоставлению технических средств по реабилитации.

К компетенции субъектов отнесено финансирование мер по со­циальной поддержке жертв политических репрессий, ветеранов тру­да, ветеранов военной службы, пенсионеров, тружеников тыла, пен­сионеров, имеющих доход ниже прожиточного минимума.

Читать еще:  Начисление льгот по жкх инвалидам

Понятие льготы по системе социального обеспечения

§ 27.1. Понятие социальных льгот и их классификация

Под льготами понимают преимущества, дополнительные права, предоставляемые отдельным категориям граждан. Льготы имеют ме­сто там, где нет условий для равного удовлетворения жизненно важ­ных потребностей. В этом случае льготы могут компенсировать это, выполняя, таким образом, важную социальную функцию, так как со­здают всем гражданам равные условия для индивидуального развития, реализации ими конституционных прав. Льготы регулируют не само­стоятельное общественное отношение и даже не часть его, а являются лишь возможным элементом этого отношения, связанного с видом обеспечения применительно к различным категориям субъектов 339 .

Государственные социальные льготы, права и гарантии в Рес­публике Беларусь — это предусмотренные законодательством пре­имущества, полное или частичное освобождение от исполнения ус­тановленных обязанностей либо облегчение условий их исполнения в связи с особым социально-правовым статусом гражданина или особенностями его профессиональной деятельности 340 .

Следовательно, социально-правовыми основаниями выступают особый социально-правовой статус гражданина или особенности его профессиональной деятельности. Основная цель государственной политики в сфере предоставления социальных льгот направлена на совершенствование государственной социальной поддержки насе­ления, обеспечение экономической эффективности и социальной справедливости и основывается на принципах гуманизма, доступно­сти, адресности, гарантированности.

Провести классификацию льгот достаточно сложно. Они пре­дусматриваются в законах, указах и постановлениях Правительства. Но возможно разграничение льгот по целевой направленности, по условиям предоставления и субъектному составу их получателей. Думается, что можно согласиться с мнением большинства ученых по разграничению льгот по всем трём показателям: целевой на­правленности, условиям предоставления и субъектному составу. Вопрос об основаниях предоставления льгот также является не­однозначным: принято считать, что в форме льгот выступает ком­пенсация повышенных затрат определенной группе лиц, имеющим в ней потребность, а также затрат, связанных с удовлетворением лич­ных потребностей. Если компенсируются затраты, совершаемые, например, по долгу службы (оплата проезда социальным работни­кам и др.), такая компенсация не является льготной. Поскольку в виде льготы выступает также преимущество одной группы лиц пе­ред другими. Анализ законодательства показывает, что термин «пре­имущество» употребляется чаще тогда, когда речь идёт о наделе­нии отдельных категорий граждан правом на первоочередное удов­летворение их потребностей: внеочередное, первоочередное соци­альное обслуживание и др.

Социально-правовыми основаниями предоставления льгот по социальному обеспечению является наступление объективно су­ществующих жизненных обстоятельств (инвалидность, старость, ма-лообеспеченность и др.), которые порождают специфические по­требности личности (в специальных средствах передвижения, в бытовом обслуживании на дому и др.). Для их обеспечения нуж­дающиеся наделяются дополнительными правами — льготами, если эти льготы не предоставить, то эти лица не смогут в полной мере удовлетворить свои жизненно важные потребности на обществен­но необходимом уровне.

Другим основанием для предоставления льгот выступает нали­чие у граждан особых заслуг перед обществом. Предоставление льгот по этому основанию является не только потребностью лица в особых формах социальной защиты ввиду инвалидности, старости и др., но и служит формой поощрения и признания заслуг перед об­ществом и государством (инвалиды и участники ВОВ, инвалиды бое­вых действий на территории других государств и др.). Эти льготы можно назвать привилегиями. Они имеют смысл, когда существует дефицит услуг, большая очередь на предоставление услуг. Льготы-привилегии могут выступать в виде правовых гарантий социальной защиты, которые осуществляются путем предоставления компенса­ций и льгот: льгот по налогообложению, по получению, приобрете­нию, строительству и содержанию жилых помещений, по оплате коммунально-бытовых услуг, торговому обслуживанию, медицинс­кому, протезно-ортопедическому обслуживанию, санаторно-курор­тному лечению, обеспечению лекарствами, по обеспечению транс­портными средствами и оплате проезда и др.

Льготой, по мнению законодателя, является освобождение от конституционной обязанности платить законно установленные нало­ги, сборы, пошлины для определенного круга лиц. Льготы предос­тавляются отдельным категориям граждан за счет фонда, держате­лем которого выступает общество в целом. Льготы выгодны не только личности, но и обществу в целом. Если государство не будет оказывать социальную поддержку людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, то эта обязанность ляжет на плечи семьи, ко­торая из своей зарплаты вынуждена оплачивать социальные услуги. Недооценка тех или иных потребностей личности, невозможность или неполнота их удовлетворения неизбежно ведут к замедлению темпов общественного развития. Следует полагать, что льготы в социальном обеспечении — это льготы «для соответствующих категорий граждан, выделенных по определенным признакам, которые дают основания для их дополнительной социальной защиты».

В действующем законодательстве дифференциация льгот осу­ществляется по целям направления и условиям их предоставления, в частности:

1. Льготы по лекарственному обеспечению, то есть право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами, выдаваемы­ми по рецептам врачей в пределах перечня основных лекарствен­ных средств в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь.

2. Льготы по обеспечению техническими средствами социаль­ной реабилитации, то есть право на бесплатное изготовление и ре­монт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов, металлоакрилатов (металлокомпозитов), металлокерамики и фарфора, а также нанесения защитно-декоративного покрытия из нитрид-титана) в государственных организациях здравоохранения по месту жительства и право на бесплатное обеспечение иными техни­ческими средствами социальной реабилитации в соответствии с Го­сударственным реестром (перечнем) технических средств социаль­ной реабилитации в порядке, определяемом Правительством Рес­публики Беларусь.

3. Льготы по санаторно-курортному лечению и оздоровлению, то есть право на получение денежной помощи на оздоровление в размере и на условиях, установленных Президентом Республики Беларусь. Либо гражданам по их желанию вместо денежной помо­щи на оздоровление предоставляется право на внеочередное бесплатное санаторно-курортное лечение (при наличии медицинских показаний и отсутствии медицинских противопоказаний) или оздо­ровление (при отсутствии медицинских противопоказаний). Лица, со­провождающие инвалидов I группы, детей-инвалидов в возрасте до 18 лет в санаторно-курортные или оздоровительные организации, обеспечиваются путевками на санаторно-курортное лечение или оздоровление бесплатно (без лечения) при условии, что необходи­мость в таком сопровождении подтверждается заключением вра-чебно-консультационной комиссии государственной организации здравоохранения. Право на бесплатное санаторно-курортное лече­ние (при наличии медицинских показаний и отсутствии медицинских противопоказаний) или оздоровление (при отсутствии медицинских противопоказаний).

4. Льготы по проезду на городском пассажирском транспорте и автомобильном транспорте общего пользования регулярного меж­дугородного сообщения в сельской местности, то есть право на бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транс­порта (кроме такси) независимо от места жительства, а проживаю­щие в сельской местности — также на автомобильном транспорте общего пользования регулярного междугородного сообщения в пределах административного района по месту жительства.

5. Льготы по проезду на пассажирском транспорте общего пользования регулярного пригородного сообщения, то есть право на бесплатный проезд на железнодорожном, водном и автомобиль­ном пассажирском транспорте общего пользования регулярного пригородного сообщения (кроме такси).

6. Льготы по проезду на пассажирском транспорте общего пользования регулярного междугородного сообщения, то есть пра­во на бесплатный проезд (по талонам, выдаваемым соответствую­щими органами) один раз в год (туда и обратно) на внутренних линиях водного, воздушного, автомобильного пассажирского транспорта общего пользования регулярного междугородного сообще­ния либо в пассажирских поездах или вагонах формирования Бело­русской железной дороги во внутриреспубликанском сообщении, право на бесплатный проезд (по талонам, выдаваемым соответствующими органами) один раз в год (туда и обратно) в пассажирских поездах или вагонах формирования Белорусской железной дороги во внутриреспубликанском сообщении либо на 50-процентную скидку со стоимости проезда один раз в год (туда и обратно) на внутрен­них линиях водного, воздушного или автомобильного пассажирско­го транспорта общего пользования регулярного междугородного сообщения.

7. Льготы по оплате за техническое обслуживание, пользова­ние жилыми помещениями и коммунальные услуги, то есть осво­бождение от платы за техническое обслуживание и (или) пользова­ние жилым помещением в пределах 20 квадратных метров общей площади занимаемого жилого помещения, право на 50-процент­ную скидку с платы за техническое обслуживание и (или) пользова­ние жилым помещением в пределах 20 квадратных метров общей площади занимаемого жилого помещения и право на 50-процент­ную скидку с платы за коммунальные услуги (горячее и холодное водоснабжение, канализация, газ, электрическая и тепловая энер­гия, вывоз и обезвреживание твердых бытовых отходов, пользова­ние лифтами) по установленным законодательством тарифам (став­кам) в пределах утвержденных норм потребления, а проживающие в домах без центрального отопления — за топливо, приобретаемое в пределах норм, установленных законодательством для продажи населению.

8. Льготы по плате за установку квартирных телефонов то есть право на первоочередную однократную бесплатную установку квар­тирного телефона при протяженности абонентской линии не более 500 метров (при протяженности абонентской линии сверх установ­ленной нормы плата взимается в полном размере).

9. Льготы по плате за пользование квартирным телефоном и за почтовые отправления, то есть право на бесплатное пользование квартирным телефоном (кроме междугородных и международных разговоров), право на 50-процентную скидку с платы за пользова­ние квартирным телефоном (кроме междугородных и международных телефонных разговоров).

Средства, высвобождающиеся в процессе упорядочения соци­альных льгот, направляются на оказание адресной социальной по­мощи населению, реализацию государственных программ в сфере охраны материнства и детства, а также на проведение дополнитель­ных мероприятий по реабилитации территорий, подвергшихся ра­диоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыль­ской АЭС, в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

339 Буянова, М.О. Право социального обеспечения России / М.О. Буянова. — М.: Изд. «Проспект», 2007. — 626 с.

340 О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан: Закон Респ. Беларусь, 14 июня 2007 г., № 239 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2007. — № 147. — 2/1336.

Читать еще:  Льгота многодетной семье по квартплате

Понятие и виды льгот в системе социального обеспечения

Под льготами обычно понимают предоставление каких- либо преимуществ, полное или частичное освобождение от выполнения установленных правил, обязанностей или облегчение условий их выполнения [1] .

В праве социального обеспечения не сложилось однозначного мнения относительно возможности отнесения льгот к системе социального обслуживания.

М. Л. Захаров и Э. Г. Тучкова разделяют льготы на социальные и служебные. Так, под социальными льготами понимаются дополнительные материальные блага либо иные преимущества граждан, признаваемых государством нуждающимися в особой социальной защите в связи с достижением соответствующего возраста, болезни, нетрудоспособности, инвалидности, многодетности, сиротства и других жизненных обстоятельств, вызывающих необходимость особого внимания, повышенной заботы о данном человеке по сравнению с другими гражданами.

Под служебными понимают льготы, предоставляемые по роду деятельности, служебному положению, например лицам, замещающим государственные должности, военнослужащим и т.д. Служебные льготы предоставляются в том числе лицам, не нуждающимся в социальной защите.

Надо отметить, что в последние годы термин “льготы” заменен на термин “меры социальной поддержки”, что фактически не изменило сути данного явления. Связаны подобные изменения с вступлением в силу Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации””, ставшим известным под названием “Закон о монетизации льгот”.

Поскольку монетизация льгот, т.е. их замена денежными компенсациями, не носит абсолютного характера, представляется целесообразным рассмотреть систему социальных льгот (мер социальной поддержки) как самостоятельный вид социального обеспечения.

Учитывая значительное количество льгот, а также круг лиц, охваченных этими льготами, провести их классификацию достаточно сложно.

Так, возможно осуществление дифференциации льгот по категориям граждан, которым они предоставляются (ветераны, инвалиды, дети-сироты, участники ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и др.), но целевой направленности (жилищные, коммунальные, транспортные, медицинские, налоговые, в сфере услуг связи, образования и т.д.), но форме предоставления (преимущество перед иными категориями граждан, полное или частичное освобождение от какой-либо обязанности и т.п.).

М. Л. Захаров и Э. Г. Тучкова также разделяют льготы по такому признаку, как их материальный или нематериальный характер. В частности, к материальным можно отнести льготы, представляющие собой материальное благо, выраженное в денежной или натуральной форме. Нематериальные льготы, как правило, предоставляются в виде преимущественного перед другими гражданами получения какой-либо услуги.

  • [1] См.: Право социального обеспечения / М. О. Буянова [и др. |. С. 560; Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России. С. 586.

Общая характеристика системы льгот как одного из способов социальной поддержки населения. Классификация льгот по системе социального обеспечения.

Под льготами обычно понимают преимущества, дополнительные права, представляемые отдельным категориям граждан. Льготы имеют место там, где нет условий для равного удовлетворения жизненно важных потребностей. В этом случае льготы могут компенсировать это, выполняя таким образом важную социальную функцию, так как создают всем гражданам равные условия для индивидуального развития, реализации ими конституционных прав.

Поскольку льготы регулируют не самостоятельное общественное отношение и даже не часть его, а являются лишь возможным элементом этого отношения, связанного с видом обеспечения применительно к различным категориям субъектов, объединение этих норм не являются самостоятельным институтом права социального обеспечения. Выделение таких норм проводиться по иным критериям, нежели деление норм права социального обеспечения на институты.

ФЗ № 178 “О социальной государственной помощи” делит все льготы на ряд категорий: профессиональные льготы (например, пограничники, “силовики” бесплатно ездят на транспорте, не платят за коммунальные услуги), льготы за особые заслуги (ветеранам войны и труда, получившим звание Героя Советского Союза и РФ и пр.) и льготы нуждающимся (они даются как форма социальной поддержки).

Провести классификацию льгот достаточно сложно. Они предусматриваются в законах, указах и постановлениях Правительства.

Возможно разграничение льгот по целевой направленности, по условиям предоставления и субъектному составу их получателей.

В виде льготы выступает также преимущество одной группы лиц перед другими.

Социально – правовыми основаниями предоставления льгот по социальному обеспечению является наступление объективно существующих жизненных обстоятельств (инвалидность, старость, малообеспеченность и др.), которые порождают специфические потребности личности (в специальных средствах передвижения, в бытовом обслуживании на дому и др.). Для их обеспечения нуждающиеся наделяются дополнительными правами – льготами. Если эти льготы не предоставить, эти лица не смогут в полной мере удовлетворить свои жизненно важные потребности на общественно необходимом уровне.

Другим основанием для предоставления льгот выступает наличие у граждан особых заслуг перед обществом. Они служат формой поощрения и признания заслуг перед обществом и государством. Эти льготы можно назвать привилегиями.

Льготы – привилегии могут выступать в виде правовых гарантий социальной защиты. Например, ФЗ “О ветеранах” предусматривает правовые гарантии социальной защиты ветеранов РФ, которая осуществляется путем предоставления компенсаций и льгот. В соответствии с ФЗ в качестве мер социальной защиты предоставляются следующие меры социальной поддержки:

1) льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством;

3) преимущество при вступлении в садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан;

5) преимущество при установке квартирного телефона;

6) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем указанных лиц, признанных инвалидами, в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз;

7) сохранение обслуживания в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи по программам государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в федеральных учреждениях здравоохранения (в том числе в госпиталях ветеранов войн) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а в поликлиниках и других медицинских учреждениях субъектов Российской Федерации – законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

9) обеспечение протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В случае, если указанные лица приобрели за собственный счет протез (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическое изделие, обеспечение которыми предусмотрено в установленном порядке, им выплачивается компенсация в том же размере, что и размер компенсации, установленной частью шестой статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”;

10) использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 35 календарных дней в году;

11) при наличии медицинских показаний преимущественное обеспечение по месту работы путевками в санаторно-курортные организации;

14) преимущество при приеме в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, внеочередной прием на обслуживание отделениями социальной помощи на дому.

Льготы в социальном обеспечении – это льготы “для соответствующих категорий граждан, выделенных по определенным признакам, которые дают основания для их дополнительной социальной защиты”.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ – конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

«Льготы как вид социального обеспечения – достаточно специфичное явление в системе социального обеспечения. Институт . »

Сахно С.В., Зеленова В.В.

ПОНЯТИЕ И МЕСТО ИНСТИТУТА ЛЬГОТ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО

ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Приазовский государственный технический университет, г. Мариуполь, Украина

Льготы как вид социального обеспечения – достаточно специфичное явление в

системе социального обеспечения.

Институт льгот является частью социального института государства. Данный

институт характеризуется своими возможностями влияния на поведение людей посредством установленных правил, определяющих такое поведение. Институт льгот может существовать при наличии в обществе потребности, нужды со стороны граждан, которые не могут их удовлетворить самостоятельно. Институт льгот является формальным институтом, т.е его деятельность регулируются предписаниями законов или иных нормативных правовых актов, законов, формально утвержденных распоряжений, установлений, правил, уставов и т. д. [2].

Под льготами в системе социального обеспечения понимают преимущества, дополнительные права, предоставляемые отдельным категориям граждан. Льготы имеют место там, где нет условий для равного удовлетворения жизненно важных потребностей.

В этом случае льготы могут компенсировать этот пробел. Льготы являются подинститутом института социального обеспечения.

Развитая система льгот в Украине создает впечатление о повышенном внимании общества, государства к тем гражданам, которые через ряд объективних причин нуждаются в особенной заботе. Однако это не совсем так в действительности потому, что система льгот практически заполняет (хотя далеко не в полной мере) очень низкий реальный уровень пенсий, социальной помощи, оплаты труда. Намного дешевле для государства предоставить право на бесплатный проезд в городском транспорте всем пенсионерам, чем повысить пенсию до уровня, что позволяет им безболезненно платить за проезд в общественном транспорте.

Читать еще:  Льгота инвалидам 1 группы по оплате электроэнергии

Предоставление льгот на сегодняшний день представляет собой одну из форм социальной защиты населения, которая в основном была сформирована в советское время.

Первоначально функция льгот заключалась не в защите, а в предоставлении привилегий определенным категориям граждан, которые заслужили это право своими заслугами перед обществом. Однако в начале 90-годов начался процесс массового предоставления льгот разным категориям населения, контингент льготников значительно расширился, и льгота стала выполнять функцию социальной помощи. Толчком к этому стало резкое падение жизненного уровня населения страны. Следовательно, попытка государства защитить от обнищания наиболее незащищенные слои населения, и тем самым не допустить последующего роста инфляции, привели к использованию льгот как инструмента социальной защиты [4].

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в настоящее время люди, единственным источником существования которых являются социальные выплаты, чаще всего, имеют плачевное материальное положение. За время независимости Украины данное положение практически не изменилось в лучшую сторону. Внимание, которое все больше уделяется вопросам социальной политики в Верховной Раде, в ходе предвыборной кампании 2012, является ярким тому подтверждением. Цель данной работы – рассмотреть льготы и их классификацию в системе социального обеспечения.

Среди механизмов социальной защиты льготы являются подавляющим правом (привилегией) – предусмотренным законодательством исключительным, особенным право определенных категорий граждан на освобождение или выполнение общих требований, правил, обязанностей (напр., внеочередное установление квартирного телефона, внеочередное или первоочередное обеспечение жильем, зачисление, к учебным заведениям вне конкурса и тому подобное). В Украине самыми распространенными являются льготы на: оплату жилья, коммунальные услуги; плату за пользование топливом; плату за проезд и т.д.

В широком смысле под льготой понимается улучшение положения субъекта по сравнению с обычным посредством наделения его дополнительными правомочиями либо путем освобождения от исполнения некоторых обязанностей.

В узком понимании льгота – это закрепленное юридическими нормами освобождение субъекта от бремени исполнения (несения) части обязанностей. В системе социального обеспечения льготы понимаются именно в этом, специальном смысле [2].

Конституция Украины определяет право граждан на социальную защиту, которое включает право на обеспечение их в случае полной, частичной потери трудоспособности, в случае безработицы по независимым от них причинам, в старости и других случаях предусмотренных законом [1].

Государство гарантирует социальную помощь и выплаты, которые являются основным источником существования, которые должны обеспечить уровень жизни не меньше прожиточного минимума установленного законом.

Предоставление льгот гражданам Украины осуществляется на основании двадцати пяти законов и актов Кабинета Министров Украины. По официальным данным, в Украине право на льготы имеют около 43 % населения, из них по социальному статусу— 31%, по профессиональному признаку — 13,8 % экономически активного населения.

Классифицируются льготы по следующим признакам:

– профессиональные льготы – является средством социальной защиты работников определенных профессий. К ним относятся: льготы, которые являются компенсацией за повышенный риск, обусловленный спецификой профессии (военнослужащие, работники милиции, пожарной охраны, шахтеры, и тому подобное);

– льготы, которые являются компенсацией за причиненный вред в силу обстоятельств, которые не зависели от самого человека (аварии, стихийные бедствия, военные конфликты). Такие льготы принадлежат пострадавшим от ЧАЭС, участникам войны, жертвам политических репрессий, инвалидам труда, семьям погибших;

– льготы, которые являются отличием за особенные заслуги перед Родиной или обществом предназначаются для участников боевых действий, инвалидов войны;

– льготы, как социальная помощь мало защищенным слоям населения принадлежит инвалидам по общему заболеванию, многодетным семьям, лицам преклонного возраста, сиротам и тому подобное [4].

Важное как практическое, так и теоретическое значение имеет разграничение льгот от других видов социального обеспечения, а также от смежных правовых категорий, таких как «привилегия», «гарантия».

Это дает возможность обеспечения четкого понятийного аппарата системы социального обеспечения (с теоретической точки зрения), а с практической точки зрения дает возможность законодательным органам власти обеспечить юридически обоснованное и социально справедливое правовое регулирование.

Льготы, как и привелегии, являются исключениями из общих правил, но есть основания для их разграничения:

– привилегия (в пер. с латинского privilegium – специальный закон для особого лица) по сравнению с льготой – это более высокий уровень дифференциации, т.е. льготы являются способом облегчения положения гражданина посредством освобождения от обязанностей, а привилегии реализуются при помощи дополнительных предоставлений;

– льготы распространяются на больший круг субъектов, имеют более широкую сферу применения, чем привилегии;

– льготы характеризуют специальный статус лица, а привилегии могут устанавливаться как в специальном, так и в индивидуальном статусах (например, в отношении Президента).

Гарантия по сравнению с льготами является более широким по объему понятием, включающим в себя помимо льгот и другие юридические средства – поощрения, принуждение, запреты, ограничения и другие.

Проанализировав основания предоставления различных видов льгот, можно заметить, что всех их объединяет одно качество: они в разной степени свидетельствуют о нуждаемости, потребности субъекта в помощи со стороны государства. Нуждаемость представляет собой характеристику субъектов-получателей в системе социального обеспечения и является общим основанием предоставления различных видов социального обеспечения [2].

Потребности общества в целом и составляющих его индивидов в отдельности разнообразны, изменчивы и, самое главное, бесконечны. Так уж устроен человек, что его потребности безграничны в принципе, каждая удовлетворенная потребность неизбежно порождает другую [2].

Далеко не все потребности человек в состоянии удовлетворить, причем именно эта неудовлетворенность побуждает его действовать, будь то приготовление пищи, посещение театра или получение образования.

Определенные потребности являются алиментарными: их удовлетворение необходимо для нормального физиологического и социального существования человека.

Такие потребности признаются обществом социально значимыми, т.е. общество (в лице государства) берет на себя обязанность их обеспечить в том случае, если индивид не в состоянии сделать это самостоятельно.

Таким образом, в системе социального обеспечения значение придается только общественно значимым, алиментарным потребностям, которые, однако, нельзя понимать упрощенно, подразумевая под ними лишь биологические потребности (в пище, воде, лекарствах и т.д.).

Нуждаемость – это степень нужды, когда человек, в силу определенных причин, не в силах реализовать свои алиментарные потребности. Государство в своей политике исходит из того, что алиментарные потребности граждан должны быть удовлетворены.

Те, кто не в состоянии сделать это самостоятельно, вправе обратиться за помощью к государству, и такая помощь должна быть им предоставлена.

Таким образом, нуждаемость всегда выступает в качестве общего (универсального) основания получения гражданином тех или иных видов социального обеспечения.

Нуждаемость следует рассматривать в качестве общего и универсального основания для социально-обеспечительных предоставлений, в связи с чем субъект соответствующих правоотношений должен быть охарактеризован как нуждающийся гражданин (лицо) [2].

Для того чтобы глубже раскрыть понятие «нуждаемость» рассмотрим его признаки:

Во-первых, нуждаемость – это достаточно продолжительное по времени состояние, причем в любой момент нуждающийся гражданин вправе рассчитывать на помощь государства. Другими словами, нуждаемость – это всегда состояние, более или менее длительное.

Во-вторых, нуждаемость предполагает неспособность гражданина самостоятельно удовлетворить свои алиментарные потребности, удовлетворение которых обязуется обеспечить государство путем направления в адрес нуждающегося лица тех или иных нормированных социальных предоставлений.

В-третьих, нуждаться может только человек как живое разумное существо или такое объединение людей, как семья. Животные исключаются из числа субъектов права в силу отсутствия у них способности к разумному мышлению [3].

Нуждаемость является общим основанием потому, что характерна для всех видов социального обеспечения, а универсальна в том смысле, что любой и каждый гражданин в случае нуждаемости может обратиться за помощью к государству.

Существует два вида нуждаемости в праве социального обеспечения:

– фактическая (действительная), когда лицо действительно не в состоянии обеспечить свои алиментарные потребности.

– презюмируемая (предполагаемая), когда лицо лишь предполагается неспособным к такому обеспечению.

Примечательно, что границы между действительной и предполагаемой нуждаемостью не являются раз и навсегда данными. Они могут изменяться под влиянием государственной политики, стоящих перед обществом задач на том или ином этапе его развития, а также избранных способов решения этих задач.

Таким образом, нуждаемость (действительная либо, в большинстве случаев, предполагаемая) является общим (универсальным) основанием для получения помощи или содержания государства.

Причинами нуждаемости выступают нетрудоспособность, малообеспеченность, экстремальная жизненная ситуация и иные обстоятельства, предусмотренные законодательством о социальном обеспечении.

Подводя итоги вышесказанному, отметим, что в законодательстве следует закрепить легальное определение нуждаемости в двух ее проявлениях (действительной и презюмируемой) и стремиться к тому, чтобы обеспечивать действительно нуждающихся лиц, руководствуясь принципом адресности, не допуская при этом сверхобеспечения отдельных категорий граждан.

Литература:

1. Конституция Украины. Утверждена ВРУ 28.06.96 №254/96-ВР / Ведомости ВРУ.

2. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: Учебное пособие. М.: БЕК, 2010.

3. Головина С.Ю. Понятийный аппарат трудового права: Моногр. Екатеринбург, 2010.

4. Болотина Н.Б. Право социальной защиты: становление и развитие в Украине. – К.: Знання, 2005.

Источники:

http://studopedia.su/2_8003_ponyatie-lgot.html
http://ebooks.grsu.by/soc_pravo_part2/27-1-ponyatie-sotsialnykh-lgot-i-ikh-klassifikatsiya.htm
http://studme.org/58736/pravo/ponyatie_vidy_lgot_sisteme_sotsialnogo_obespecheniya
http://cyberpedia.su/15xe2fa.html
http://os.x-pdf.ru/20tehnicheskie/521026-1-lgoti-kak-vid-socialnogo-obespecheniya-dostatochno-specifichnoe-ya.php

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: