Отказ от льготы по ндс
Отказ от льготы по налогу на добавленную стоимость (НДС)
Отказ от льготы по налогу на добавленную стоимость (НДС) — Налоговый кодекс РФ предусматривает возможность отказаться от льгот, установленных п. 3 ст. 149 НК РФ.
Комментарий
Налоговый кодекс РФ устанавливает льготы по НДС. Налогоплательщик вправе отказаться от льгот, предусмотренных п. 3 ст. 149 НК РФ. Обращаю внимание, что отказ возможен только от льгот установленных в п. 3 ст. 149. Так, в ст. 149 льготы установлены и в пунктах 1 и 2. Но от таких льгот отказаться налогоплательщик не вправе. Так же нельзя отказаться от льгот, установленных в п. 2 ст. 146 НК РФ.
Зачем отказываться от льготы по НДС?
Такой отказ может быть связан, к примеру, с требованиями клиентов о предъявлении им НДС, который они вправе принять к вычету.
Так, приобретая товары (работы, услуги) за 118 тыс. рублей с учетом НДС (18 тыс. рублей) фактические затраты клиента составляют всего 100 тыс. рублей (так как 18 тыс. рублей уплаченных продавцу уменьшат очередные платежи по НДС в бюджет). Поэтому, клиентам, которые являются плательщиками НДС, выгоднее приобрести за 118 тыс. рублей с НДС, чем, к примеру, за 105 тыс. рублей без НДС.
Другая причина – иногда выгоднее льготу не применять. Например, если осуществляется строительство жилого дома для продажи квартир, то застройщик, при продаже квартир вправе воспользоваться льготой по НДС (пп. 22 п. 3 ст. 149 НК РФ). Но применяя эту льготу, застройщик не вправе в течении всего строительства принимать к вычету НДС. Отказ от льготы приведет к тому, что застройщик будет вправе принимать к вычету НДС во время строительства. Учитывая длительный срок строительства, отказ от льготы может оказаться более выгодным, чем применение льготы.
Правила отказа от льгот предусмотрены п. 5 ст. 149 НК РФ:
Необходимо представить соответствующее заявление в налоговый орган по месту учета в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.
Такой отказ или приостановление возможен только в отношении всех осуществляемых налогоплательщиком операций, предусмотренных одним или несколькими подпунктами пункта 3 статьи 149 НК РФ. Не допускается, чтобы подобные операции освобождались или не освобождались от налогообложения в зависимости от того, кто является покупателем (приобретателем) соответствующих товаров (работ, услуг).
Не допускается отказ или приостановление от освобождения от налогообложения операций на срок менее одного года.
Определение из нормативных актов
Пункт 5 статьи 149 НК РФ:
“Налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту учета в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.
Такой отказ или приостановление возможен только в отношении всех осуществляемых налогоплательщиком операций, предусмотренных одним или несколькими подпунктами пункта 3 настоящей статьи. Не допускается, чтобы подобные операции освобождались или не освобождались от налогообложения в зависимости от того, кто является покупателем (приобретателем) соответствующих товаров (работ, услуг).
Не допускается отказ или приостановление от освобождения от налогообложения операций на срок менее одного года.”
Дополнительно
Налог на добавленную стоимость (НДС) – косвенный налог, который установлен главой 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса России. НДС является федеральным налогом.
Льготы по НДС: брать или не брать?
В мире, как известно, все относительно. Одно и то же может принести пользу одним и лишние хлопоты другим. Этот вывод легко проецируется и на льготы. Например, по НДС. В связи с повышением ставки этого косвенного налога вопрос о том, как получить по нему льготу, приобретает все большую актуальность. Мы же, отвечая на него, затронем еще один – а всегда ли это выгодно? И тогда может возникнуть третий – а как отказаться?
Возможность для отказа у компаний есть. В теории. Но использовать ее они могут только при определенных условиях.
1. Перечень операций, по которым можно отказаться от льготы, ограничен. К ним, в частности, относят:
- реализацию предметов религиозного назначения и религиозной литературы;
- реализацию товаров общественными организациями инвалидов и организациями, собственниками которых являются общественные организации инвалидов;
- банковские операции;
- реализацию изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства;
- услуги по страхованию и негосударственному пенсионному обеспечению;
- реализацию жилых домов, жилых помещений и долей в них;
- передачу доли в праве на общее имущество при реализации квартир;
- проведение основанных на риске игр организациями или предпринимателями игорного бизнеса;
- реализацию драгоценных металлов и камней, руды, содержащей драгоценные металлы, необработанных алмазов;
- передачу товаров (выполнение работ, оказание услуг) безвозмездно в рамках благотворительной деятельности;
- оказание услуг коллегиями адвокатов членам этих коллегий в связи с осуществлением ими профессиональной деятельности;
- услуги по предоставлению займа в денежной форме;
- НИОКР, выполняемые за счет бюджетных средств и средств определенных фондов, а также НИОКР, выполняемые учреждениями образования и научными организациями на основе хоздоговоров;
- услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, организаций отдыха и оздоровления детей;
- реализацию продукции сельскохозяйственными производителями;
- реализацию входных билетов организациями физкультуры и спорта на проводимые ими спортивно-зрелищные мероприятия, услуги по предоставлению в аренду спортивных сооружений для подготовки и проведения этих мероприятий;
- проведение работ по тушению лесных пожаров;
- внутрисистемную реализацию в организациях уголовно-исполнительной системы;
- передачу в рекламных целях товаров (работ, услуг) стоимостью не более 100 рублей за единицу.
С 1 января 2019 года к потенциальным отказникам добавились фирмы и ИП, занимающиеся бесплатным гарантийным ремонтом и техобслуживанием. Для этого им достаточно представить соответствующее заявление в свою ИФНС. Тогда с 1-го числа следующего квартала они станут начислять налог, как при безвозмездной реализации.
Полный перечень операций, в отношении которых можно отказаться от льготы, приведен в пункте 3 статьи 149 Налогового кодекса.
2. Отказаться от льготы можно только в отношении всех операций, а не конкретного покупателя. Отказаться от использования других льгот нельзя.
3. Отказаться от использования льготы можно на срок не менее одного года.
До начала налогового периода фирме целесообразно определиться, стоит ли ей отказываться от льготы. Такой отказ является выгодным, если сумма налога, уплаченного поставщикам по экспортируемым операциям, будет больше, чем сумма налога, которую фирме придется заплатить по товарам, реализуемым на внутреннем рынке, если она откажется от льготы.
А если опоздать с отказом?
Чтобы отказаться от льготы, вы должны подать в налоговую инспекцию заявление. Это нужно сделать до 1-го числа того налогового периода (квартала), начиная с которого вы не хотите пользоваться льготой. Типового бланка для такого заявления не предусмотрено. Поэтому вы можете составить его в произвольной форме. Если налогоплательщик не представит заявление об отказе от льготы в налоговую инспекцию, то при выставлении покупателям счетов-фактур и уплате налога в бюджет он не сможет принять к вычету входной НДС, предъявленный поставщиками (письмо Минфина РФ от 19.09.2013 № 03-07-07/38909).
Возможна и другая ситуация, когда налогоплательщик по каким-либо причинам не отразил наличие льготы в налоговой декларации за прошедший период. Этот факт не означает, что налогоплательщик отказался от льготы. Чтобы воспользоваться льготой, которая не отражена в отчетности за истекшие периоды, он может представить в инспекцию один из следующих документов:
- уточненную налоговую декларацию;
- заявление в рамках проведения выездной проверки;
- заявление при уплате налога на основании налогового уведомления.
Если фирма пропустила срок отказа от освобождения от НДС и подала заявление с опозданием, она все равно может применить вычет налога. К такому выводу пришел Верховный суд в Определении от 21.02.2017 № 305-КГ16-14941.
Дело в том, что в Налоговом кодексе РФ не прописано никаких негативных последствий пропуска срока отказа от льготы. В качестве письменного заявления на налоговые льготы может рассматриваться налоговая декларация по НДС (п. 1 ст. 80 НК РФ). Право на освобождение от налога, не использованное в предыдущих периодах, организация может реализовать, в том числе, подав уточненную декларацию.
В оспариваемой ситуации в период применения льготы организация платила НДС со стоимости реализованного товара и принимала к вычету входной НДС, предъявленный поставщиками. При таких обстоятельствах суд признал, что фирма имеет право права на вычет НДС в течение трех лет.
Таким образом, заключили судьи, даже если компания пропустила срок отказа от освобождения по НДС, оно все равно может применить вычет налога.
Если отменили старые льготы или ввели новые
Может сложиться так, что законодательство отменяет старые или устанавливает новые льготы. В этом случае налог рассчитывают в том порядке, который действовал в тот момент, когда товары были отгружены. Дата их оплаты покупателем значения не имеет (п. 8 ст.149 НК РФ).
Отменена старая льгота на товар
Допустим, когда товары были отгружены, льгота по ним была отменена. Тогда фирма должна заплатить НДС, даже если покупатель оплатил эти товары, когда льгота еще действовала.
Если покупатель перечислил предоплату до вступления в силу изменений, отменяющих льготу, продавцу нужно выписать счет-фактуру уже с учетом НДС и потребовать с покупателя доплатить сумму налога.
Установлена новая льгота на товар
Если на момент отгрузки льгота еще не действует (то есть изменения, принятые в законодательстве, еще не вступили в силу), придется заплатить НДС. Даже если деньги придут в то время, когда льгота уже будет действовать.
Наибольшие сложности возникнут, если покупатель перечислил деньги за товар авансом с учетом налога, а до того момента, как товар был отгружен, закон установил новую льготу.
В этом случае, если на дату отгрузки товар уже не будет облагаться НДС, бухгалтеру нужно принять к вычету НДС, уплаченный с аванса, и вернуть сумму налога покупателю.
«Популярные» льготы
На практике чаще всего налоговые льготы по НДС применяются при оказании медицинских или образовательных услуг. И здесь существуют свои особенности, которые обязательно нужно учесть в работе.
Медицинские услуги
Не облагается НДС реализация «…медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг». Если ветеринарные и санитарно-эпидемиологические услуги финансируются из бюджета, то они также не облагаются НДС. Эта льгота установлена подпунктом 2 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ.
Льготой могут пользоваться медицинские организации и учреждения, частнопрактикующие ИП – врачи и медицинские пункты, состоящие на балансе немедицинских фирм.
Вот перечень медицинских услуг, которые не облагаются НДС.
1. Услуги, предоставляемые по обязательному медицинскому страхованию. Такие услуги могут оказываться как физическим лицам, так и фирмам. Перечень этих услуг приведен в постановлении Правительства РФ от 04.10.2010 № 782 и Методических рекомендациях, утвержденных Минздравом РФ и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования 28.08.2001 № 2510/9257-01, 3159/40-1.
2. Услуги, оказываемые населению по перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 20.02.2001 № 132. К ним относятся:
- услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в рамках амбулаторно-поликлинической (в том числе доврачебной) медицинской помощи, включая проведение медицинской экспертизы;
- услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в рамках стационарной медицинской помощи, включая проведение медицинской экспертизы;
- услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в дневных стационарах и службами врачей общей (семейной) практики, включая проведение медицинской экспертизы;
- услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в санаторно-курортных учреждениях;
- услуги по санитарному просвещению, непосредственно оказываемые населению.
По мнению финансовых чиновников, если организация, имеющая лицензию, оказывает населению медицинские услуги, упомянутые в данном перечне, безвозмездно, то данные услуги также не облагаются НДС (письмо Минфина России от 13.04.2016 № 03-07-11/21224).
3. Услуги по сбору у населения крови. Медицинская организация или частный врач должны иметь договор с медицинской организацией, оказывающей медицинскую помощь в амбулаторных и стационарных условиях.
4. Услуги, оказываемые медицинскими организациями и частными врачами беременным женщинам, новорожденным, инвалидам и наркологическим больным.
5. Услуги скорой медицинской помощи.
6. Услуги по дежурству медицинского персонала у постели больного.
7. Услуги патологоанатомические.
8. Услуги аптечных учреждений по изготовлению лекарственных препаратов для медицинского применения (льгота предусмотрена подп. 24 п. 2 ст. 149 НК РФ).
9. Услуги по изготовлению и ремонту очковой оптики (кроме солнцезащитной), ремонту слуховых аппаратов и протезно-ортопедических изделий, услуги по оказанию протезно-ортопедической помощи (льгота предусмотрена подп. 24 п. 2 ст. 149 НК РФ).
10. Санитарно-эпидемиологические и ветеринарные услуги, финансируемые за счет бюджетных средств. При этом фирме необходимо иметь следующие документы:
- лицензию;
- договор на оказание ветеринарных или санитарно-эпидемиологических услуг с указанием источника финансирования;
- письменное уведомление заказчика, которому выделены средства из федерального бюджета, в адрес фирмы о выделенных ему целевых бюджетных средствах для оплаты санитарно-эпидемиологических и ветеринарных услуг;
- справку финансового органа об открытии финансирования ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг за счет регионального или местного бюджета.
Ветеринарные и санитарно-эпидемиологические услуги, которые не финансируются из бюджета или финансируются на возвратной основе, облагаются НДС.
Фирма или врач, занимающийся частной практикой, должны иметь лицензию на медицинскую деятельность.
Если такой лицензии нет, то применять льготу нельзя.
Если ваша фирма оказывает медицинские услуги, которые не облагаются НДС, то вы не можете отказаться от этой льготы.
А вот услуги посредников в сфере медицинских услуг облагаются НДС.
Услуги в сфере образования
Не облагается НДС реализация (подп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ) «…услуг в сфере образования, оказываемых некоммерческими образовательными организациями по реализации общеобразовательных и (или) профессиональных образовательных программ (основных и (или) дополнительных), программ профессиональной подготовки, указанных в лицензии, или воспитательного процесса, а также дополнительных образовательных услуг, соответствующих уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений».
Иными словами, услуги в сфере образования освобождаются от НДС не только если они указаны в лицензии. Льгота распространяется также и на дополнительные услуги, соответствующие образовательным программам организации (например, занятия с логопедом в дошкольном образовательном учреждении). Льгота предоставляется только некоммерческим образовательным организациям. Они не платят НДС независимо от того, как распределяется доход, полученный от оказания образовательных услуг.
Есть ряд достаточно распространенных услуг некоммерческих образовательных организаций, которые облагаются НДС. К таким услугам, в частности, относятся:
- консультационные услуги;
- услуги по сдаче помещений в аренду;
- реализация товаров собственного производства, изготовленных учебными предприятиями;
- реализация товаров, приобретенных на стороне.
Услуги коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей в сфере образования облагаются налогом в общеустановленном порядке.
Не облагаются НДС занятия с детьми в кружках, секциях и студиях (подп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ).
Если ваша фирма оказывает услуги в сфере образования и имеет право на льготу, то вы должны обязательно применять ее. Отказаться от льготы нельзя.
Услуги посредников в сфере образования облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке 20 процентов.
Вообще посредники заслуживают того, чтобы поговорить об их налогообложении чуть подробнее.
Налогообложение посреднических операций
Несмотря на то, что пунктом 7 статьи 149 Налогового кодекса РФ прямо установлено, что освобождение от НДС в общем случае не применяется в отношении деятельности по договорам поручения, комиссии или агентирования, немало вопросов возникает при применении льгот по НДС посредниками.
То есть, как уже отмечалось, посредники, реализующие льготируемые товары и работы, должны платить НДС в общеустановленном порядке.
Исключение составляют следующие операции:
- предоставление в аренду помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в России;
- реализация медицинских товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ;
- оказание ритуальных услуг, работ по изготовлению надгробных памятников и оформлению могил, а также реализация похоронных принадлежностей по перечню, утверждаемому Правительством РФ;
- реализация изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства (за исключением подакцизных товаров), образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном Правительством РФ.
Таким образом, при реализации этих товаров и работ НДС не платят как сами производители, так и посредники.
Комиссионное вознаграждение, полученное от продажи изделий народных художественных промыслов, НДС не облагается.
Татьяна Громыко, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению
Отказ от льготы по НДС и возмещение налога
В феврале 2017 года Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ рассмотрела кассационную жалобу УК на постановление окружного суда, вынесенное по налоговому спору относительно права на возмещение НДС в ситуации отказа от применения освобождения от налогообложения задним числом (Определение ВС РФ от 21.02.2017 № 305‑КГ16-14941 по делу № А40-89628/2015). Пожалуй, это первый судебный акт по поводу применения льготы по НДС, принятый на столь высоком уровне. Всем компаниям, которые осуществляют операции, подпадающие под действие пп. 29, 30 п. 3 ст. 149 НК РФ, нужно взять на заметку сделанные судом выводы. Несмотря на то, что при рассмотрении дел суды не обязаны руководствоваться ими, применять другую логику они вряд ли будут.
Отказ от освобождения от налогообложения
Между тем далеко не все арбитры на местах признавали законным применение вычетов управляющими организациями по приобретенным коммунальным ресурсам, подрядным работам по содержанию и ремонту общего имущества, если они вовремя не представили заявление об отказе от освобождения от налогообложения. К примеру, в Определении ВС РФ от 29.09.2014 № 305‑КГ14-1990 отмечено: порядок отказа от освобождения упомянутых операций от налогообложения четко регламентирован законодательством и не требует расширительного толкования. А в Постановлении АС МО от 12.09.2016 № Ф05-13023/2016 (которое и было отменено рассматриваемым определением ВС РФ) сказано: ссылка заявителя на то, что установленный п. 5 ст. 149 НК РФ срок не является пресекательным, основана на ошибочном толковании нормы права. Отказ от использования льготы осуществляется исключительно по заявлению налогоплательщика, сделанному до наступления налогового периода, в котором налогоплательщик планирует применять общую систему налогообложения, то есть формировать налоговую базу с учетом всех поступлений за товары (работы, услуги), уменьшая ее на суммы вычетов, предъявленные поставщикам. Такой порядок содействует устойчивости и стабильности налогообложения, позволяет своевременно и с достаточной степенью достоверности планировать бюджетные поступления. Тем более что налогоплательщик в первоначально представленных декларациях исчислял НДС с учетом права на освобождение от уплаты налога. Эти действия прямо свидетельствуют о применении льготного налогообложения, ретроспективный отказ от которого нельзя признать правомерным.
Верховный суд взглянул на ситуацию с неожиданной стороны, назвав льготой право начислять НДС по операциям, поименованным в п. 3 ст. 149 НК РФ, а не само освобождение от уплаты налога, что более привычно. Действительно, отказ от освобождения от налогообложения дает возможность не только начислять НДС, но и получать право на возмещение из бюджета части «входного» налога.
Так, исходя из положений п. 1 ст. 80 НК РФ в качестве письменного заявления о налоговых льготах может рассматриваться налоговая декларация. Право на налоговую льготу, не использованную в предыдущих налоговых периодах, налогоплательщик может реализовать, в том числе путем подачи уточненной налоговой декларации (п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).
Решение о возмещении налога: камеральная или выездная проверка?
Судебная коллегия ВС РФ не согласилась с этим утверждением, поскольку:
- выездная налоговая проверка предусматривает более широкие полномочия налогового органа, представляет собой более высокий (углубленный) уровень налогового контроля;
- не исключена возможность пересмотра ранее сделанных налоговым органом по результатам камеральной проверки выводов относительно обоснованности возмещения налога (Постановление Президиума ВАС РФ от 31.01.2012 № 12207/11).
Произвольный отказ налоговых органов от исполнения принятого ими решения приводит добросовестно действовавшего налогоплательщика в состояние правовой неопределенности в отношениях с государством, что не соответствует принципам верховенства права, юридического равенства, поддержания доверия к закону и действиям публичной власти и приводит к нарушению баланса частных и публичных интересов.
Пересмотр по результатам выездной проверки выводов о необоснованности возмещения НДС, ранее сделанных в решении, вынесенном по результатам камеральной проверки, влечет и пересмотр последующих решений инспекции, принимаемых согласно ст. 176 НК РФ и опосредующих процедуру возмещения налога.
Итак, получается, что УК фактически имеет возможность пересчитать свои налоговые обязательства за истекшие налоговые периоды (если она изначально сдавала декларации исходя из применения освобождения от налогообложения), заявив налоговые вычеты, и даже претендовать на возмещение налога из бюджета. Обратим внимание, Верховный суд не рассматривал по существу порядок принятия сумм НДС к вычету, поскольку стороны не оспаривали его, а ограничился процедурными моментами.
Как отказаться от НДС на общей системе налогообложения в 2019 году
Общая система налогообложения предполагает начисление и уплату НДС. Однако предприниматели и юридические лица могут отказаться от уплаты налога на добавленную стоимость на целый год. Для этого необходимо соответствовать определенным критериям. Рассмотрим, кто и при каких условиях может воспользоваться правом на освобождение от НДС в 2019 году.
Кто освобождается от уплаты НДС
Условия для освобождения прописаны в п. 1 статьи 145 НК РФ. Получить его могут юридические лица и индивидуальные предприниматели на общей системе налогообложения. Главное для таких налогоплательщиков – не реализовывать подакцизные товары и иметь не более 2 млн руб. выручки без НДС за три предыдущих месяца. При этом учитывается только та выручка, которая подлежит налогообложению НДС. С 1-го числа месяца, который последует за трехмесячным периодом, организация или ИП на ОСНО вправе применить освобождение.
Подать уведомление может и вновь созданный ИП, а также юридические лица на ОСНО в течение первых трех месяцев работы.
Воспользоваться льготой можно лишь по операциям, которые осуществляются на территории РФ. При ввозе импортных товаров нужно будет заплатить НДС.
Если налогоплательщики на общей системе налогообложения получили право на освобождение, они:
- не начисляют и не платят налог на добавленную стоимость от реализации внутри РФ;
- не сдают декларацию по НДС;
- не ведут книгу покупок, продаж и не применяют вычеты;
- не выделяют сумму налога в документах и проставляют отметку «Без НДС»;
- включают входной налог в стоимость приобретенных товаров и услуг.
Если освобожденный от НДС налогоплательщик на ОСНО выделит налог в счете-фактуре, он обязан будет заплатить его в бюджет и сдать декларацию по НДС.
Как получить освобождение от НДС для ИП на ОСНО
Отказ от НДС на общей системе налогообложения для ИП возможен с 1-го числа любого месяца в году. Для этого нужно уведомить налоговую инспекцию. На это отводится 20 дней с 1-го числа месяца, в котором предприниматель принял решение воспользоваться правом на освобождение.
В инспекцию нужно предоставить:
- уведомление о начале использования права на освобождение по форме, утвержденной приказом Минфина РФ от 26.12.2018 № 286н;
- выписку из книги продаж;
- выписку из книги учета доходов и расходов.
Специальной формы, как и отдельных требований, для выписок нет, поэтому предприниматели оформляют их в произвольном виде. Но документы должны быть составить таким образом, чтобы можно было четко выделить сумму выручки за последние 3 месяца.
Пакет документов можно сдать как лично в ИФНС, так и отправить по почте заказным письмом с описью вложений. Но следует помнить, что при втором способе датой получения будет считаться шестой день с момента отправки документов. Поэтому воспользоваться «почтовым» вариантом нужно не позднее, чем за шесть дней до истечения установленного срока (п. 6 и 7 ст. 145 НК РФ).
Например, если ИП на ОСНО решил получить льготу с 1 апреля, то уведомление с приложениями должно поступить в ИФНС до 20 апреля. Поэтому следует отнести документы на почту не позднее 14 апреля и обязательно сохранить квитанцию, которая подтверждает дату отправки.
Такой порядок предусмотрен и для организаций, но в отличие от ИП юридические лица на ОСНО должны предоставить в налоговую инспекцию еще и выписку из бухгалтерского баланса.
Хотя никаких санкций за несвоевременную подачу уведомления не предусмотрено – налоговая инспекция не может лишить налогоплательщика права воспользоваться освобождением по этой причине. Это подтверждает письмо ФНС России от 04.07.2019 № СД-4-3/13103@.
Срок освобождения
Право не платить налог на добавленную стоимость действует 12 месяцев. Отказаться от него в течение этого срока не получится. Однако налогоплательщик может утратить это право. Такое может случиться, если в течение года произойдет хотя бы одно из этих событий:
- налогоплательщик станет реализовывать подакцизные товары;
- выручка за вычетом налога за любые 3 последовательные месяца составит более 2 млн руб.
С 1-го числа месяца, когда случился любой из перечисленных фактов, предприниматель или организация на ОСНО утрачивают право на льготу и начинают начислять и уплачивать налог на добавленную стоимость, а также сдавать декларацию.
Подтверждение права на освобождение от НДС
Право не платить НДС нужно подтверждать. Когда годичный срок подойдет к концу, в течение 20-ти дней нужно направить в налоговую пакет документов: выписки из бухгалтерской отчетности или книги доходов и расходов, подтверждающие, что в периоде, когда применялось освобождение, не были превышены лимиты по выручке.
Если не предоставить такие документы, с начала периода предприниматель или организация утратят право на льготу и будут считаться плательщиками НДС. Это повлечет за собой доначисление НДС за весь период, в течение которого фирма или ИП не платили этот налог, а также пени и штрафы.
При желании ИП или организация на ОСНО могут продлить освобождение еще на 12 месяцев. Для этого вместе с документами нужно предоставить уведомление на следующий налоговый период.
Если пользоваться этой привилегией предприниматель или организация на ОСНО больше не хотят, нужно отправить уведомление об отказе.
Статья 149 НК РФ
Статья 149 НК РФ определяет отдельные случаи, когда можно не платить НДС. В ней содержится порядок освобождения не по всей деятельности, а лишь по некоторым хозяйственным операциям. Это, в частности:
- продажа определенных медицинских товаров;
- предоставление медицинских услуг;
- предоставление услуг по перевозке пассажиров;
- продажа долей в уставном капитале.
Если индивидуальный предприниматель или организация на ОСНО удовлетворяют условиям этой статьи, то уведомлять инспекцию об использовании права не платить налог не нужно.
Но следует помнить, что если проводить и облагаемые, и необлагаемые операции, нужно вести раздельный учет.
Однако налогоплательщик может и отказаться от льготы по тем операциям, которые перечислены в п. 3 ст. 149. Дело в том, что в некоторых случаях для бизнесмена выгоднее платить НДС, чем не платить. Например, если большинство покупателей работают на ОСНО, им будет выгоднее сотрудничать с поставщиком, который выпишет счет-фактуру и даст возможность взять налог к вычету. Кроме того, в таком случае не придется вести раздельный учет.
Для того, чтобы платить налог на добавленную стоимость на общих основаниях, нужно не позднее 1-го числа периода, в котором предприниматель или юридическое лицо не планирует применять право на освобождение, направить в налоговую заявление об отказе.
Отказаться можно от налогообложения как всех, так и отдельных операций, которые перечислены в п. 3 ст. 149. Отказ действует не менее 12 календарных месяцев.
Вывод
В налоговом кодексе предусмотрен отказ от НДС на общей системе налогообложения для индивидуальных предпринимателей и организаций в 2019 году. Получить освобождение можно в рамках 145 и 149 статей Кодекса.
145 статья предполагает полное освобождение от уплаты налога. Воспользоваться им можно при соблюдении условий по сумме выручки и продаже безакцизных товаров. В этом случае нужно уведомлять налоговую инспекцию.
В рамках 149 статьи от НДС освобождены некоторые виды операций, при этом направлять уведомление в ИФНС не нужно. Но перед использованием права стоит тщательно рассчитать – выгодно ли это для бизнеса, так как отказаться от освобождения можно лишь по истечении 12 месяцев.
Возможен ли ретроспективный отказ от льготы по НДС?
Автор: Е. А. Логинова
ФНС считает: факт неотражения налогоплательщиком льготы при составлении декларации за конкретный налоговый период не означает отказ от нее. Реализовать право на льготу можно, например, подав уточненную декларацию. А можно ли отказаться от применения освобождения от уплаты НДС «задним» числом?
Специалисты ФНС в Письме от 31.12.2015 № ЕД-4-2/23367@ указали, что факт неотражения налогоплательщиком льготы (например, в виде освобождения от уплаты НДС по операциям, поименованным в п. 3 ст. 149 НК РФ) при составлении декларации за конкретный налоговый период не означает отказ от нее в этом периоде. Реализовать право на не использованную ранее льготу можно, скажем, путем подачи уточненной налоговой декларации. А допустимо ли отказаться от освобождения от уплаты НДС, что называется, «задним числом»? Вправе ли налогоплательщик включить в состав вычетов суммы налога (ранее учтенные в базе по налогу на прибыль), скорректировав налоговые обязательства?
Вначале приведем несколько важных (на наш взгляд) тезисов, сформулированных ФНС в упомянутом письме, в котором (к слову) разбирался вопрос о порядке действий налоговиков, выявивших в ходе выездной налоговой проверки факт завышения доходов по налогу на прибыль и суммы НДС. Вот что по этому поводу (а также по поводу порядка применения расчетного метода при установлении размера налоговых обязательств налогоплательщика) пояснило ведомство.
- Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды[1] является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
- В тех случаях, когда налоговым органом доказано получение необоснованной налоговой выгоды (например, в виде неправомерно заявленных расходов или вычетов по НДС) и не опровергнуто реального факта приобретения товаров (работ, услуг), действительные обязательства по налогу на прибыль подлежат определению на основании данных о самом налогоплательщике и (или) об аналогичных налогоплательщиках в порядке ст. 31 НК РФ. В свою очередь, отказ в вычетах по НДС возможен, если налоговым органом доказан факт осуществления действий, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды, и (или) непроявления должной осмотрительности при выборе контрагента.
- В случае установления налоговым органом фактов необоснованного завышения расходов при исчислении налога на прибыль и вычетов по НДС соответствующие суммы налога на прибыль и НДС, уплаченные с реализации, корректировке не подлежат.
- Президиум ВАС в Постановлении от 25.06.2013 № 1001/13 по делу № А40-29743/12-140-143 указал на обязанность налогового органа при установлении фактов неправомерного неисчисления налога ввиду неверного применения норм налогового законодательства учитывать права налогоплательщика, которые тот не мог применить в отсутствие соответствующего правового регулирования. По мнению ФНС, аналогичная по своей сути позиция изложена Пленумом ВАС в п. 5 Постановления от 30.07.2013 № 57 (о реализации права на налоговую льготу, не использованную в предыдущих налоговых периодах, посредством в том числе подачи уточненной налоговой декларации).
Итак, ФНС в Письме № ЕД-4-2/23367@ призывает территориальные налоговые органы при выявлении фактов неправомерного неисчисления налога (а также при определении размера налоговых обязательств расчетным путем) учитывать установленные налоговым законодательством права налогоплательщиков, которые тот по объективным причинам не мог реализовать.
Право на освобождение от НДС и отказ от него
Операции, перечень которых приведен в п. 3 ст. 149 НК РФ, не подлежат обложению НДС. В их числе реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими компаниями (УК), ТСЖ и т. п., а также реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, выполняемых (оказываемых) УК, ТСЖ и т. п. (пп. 29 и 30).
Добавим: Налоговый кодекс не требует от налогоплательщика уведомления контролеров о применении освобождения от обложения НДС в отношении операций, поименованных в п. 3 ст. 149 НК РФ.
В то же время налогоплательщик, осуществляющий операции из указанного перечня, в соответствии с п. 5 названной статьи вправе отказаться от льготы или приостановить ее использование на один либо несколько налоговых периодов. Для этого в налоговую инспекцию по месту учета следует представить заявление в свободной форме (поскольку специальная форма не предусмотрена) в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.
Но это еще не все. В норме приведены существенные условия такого отказа. Перечислим их:
- отказ (приостановление) возможен только в отношении всех осуществляемых налогоплательщиком операций, предусмотренных одним или несколькими подпунктами п. 3 ст. 149 НК РФ;
- недопустимо, чтобы подобные операции освобождались или не освобождались от налогообложения в зависимости от того, кто является покупателем (приобретателем) соответствующих товаров (работ, услуг);
- невозможен отказ от освобождения на срок менее одного года.
Если заявление не представлено или подано с просрочкой, налогоплательщику придется применять льготу. Отказаться от нее он сможет только со следующего квартала при условии, что заявление подано в срок. Словом, порядок отказа от освобождения упомянутых операций от налогообложения четко регламентирован законодательством и не требует расширительного толкования. На это обстоятельство указывают и контролирующие органы (см. письма Минфина России от 12.11.2015 № 03-07-14/65155, ФНС России от 17.07.2015 № СА-4-7/12693@), и арбитры (см. Определение ВС РФ от 29.09.2014 № 305-КГ14–1990 по делу № А40-139691/2013).
Отказ от льготы означает, что налогоплательщик, реализуя товары, работы или услуги, должен осуществлять исчисление НДС в общеустановленном порядке. Причем у него возникает право на вычет «входного» налога и значительно облегчается налоговый учет операций, поскольку отпадает необходимость ведения (в силу п. 4 ст. 149 НК РФ) раздельного учета «входного» НДС по облагаемым и необлагаемым операциям.
На практике налогоплательщики нередко игнорируют требования п. 5 ст. 149 НК РФ и подают заявление об отказе от льготы «задним числом», то есть с нарушением указанного срока. К каким последствиям это приводит, рассмотрим на примерах из арбитражной практики.
Ситуации из практики
Представим кратко спорную ситуацию, которая была рассмотрена в Постановлении АС МО от 23.07.2015 № Ф05-9189/2015 по делу № А40-144426/14.
Согласно первичным декларациям за 2010 – 2012 годы компания применяла налоговую льготу, предусмотренную пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ. Впоследствии в 2013 году она представила уточненные декларации, отразив в них суммы НДС к возмещению. При этом заявление об отказе от освобождения льготируемых операций от налогообложения компания направила в инспекцию не до, а после подачи уточненных деклараций (это существенный момент). Причем организация скорректировала обязательства по налогу на прибыль за спорные периоды (ранее при расчете данного налога она учла суммы «входного» НДС в составе затрат) лишь в ходе судебного разбирательства по настоящему делу.
Рассмотрев представленные в дело доказательства, арбитры констатировали: отказ от использования льготы осуществляется исключительно по заявлению налогоплательщика, сделанному до наступления налогового периода, в котором он планирует применять общую систему налогообложения, то есть формировать налоговую базу с учетом всех поступлений за товары (работы, услуги), уменьшая ее на суммы вычетов, предъявленные поставщиками. Такой порядок содействует устойчивости и стабильности налогообложения, позволяет своевременно и с достаточной степенью достоверности планировать бюджетные поступления.
В итоге вердикт судей был таков.
Вывод арбитров
Ретроспективный отказ от льготного налогообложения в случае, если в течение налогового периода налогоплательщик определял свои налоговые обязательства перед бюджетом, исчисляя НДС с учетом права на освобождение от уплаты названного налога, а уплаченные поставщикам суммы НДС отражал в базе по налогу на прибыль, невозможен.
В Постановлении АС ПО от 28.01.2015 № Ф06-19353/2013, Ф06-20058/2013 по делу № А55-6412/2014 (к нему вернемся чуть позже) спор возник в схожей ситуации. Правда, последовательность действий УК в данном случае была иной: она сначала подала заявление об отказе от льготы и только потом – уточненные налоговые декларации с суммой налога к возмещению. Однако обозначенное обстоятельство не помогло организации, поскольку арбитры признали правомерным отказ налоговой инспекции в возмещении НДС.
К каким еще выводам приходили судьи при рассмотрении обозначенных споров?
Установленный п. 5 ст. 149 НК РФ срок не является пресекательным, если льгота не использовалась
Вновь обратимся к делу № А40-144426/14, а точнее к судебному акту апелляционной инстанции – Постановлению Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2015 № 09АП-7142/2015. Арбитры отметили: в п. 5 ст. 149 НК РФ не содержится указания на такое правовое последствие (санкцию), как лишение права налогоплательщика на вычет (возмещение) НДС при его пропуске. Предусмотренный данной нормой срок не носит пресекательный характер и не может являться основанием для отказа в праве на применение вычетов по НДС. Статьи 170 – 172 НК РФ не содержат такого ограничения права на вычет, как пропуск указанного срока.
Поскольку налоговое законодательство не предусматривает последствия несоблюдения срока на подачу заявления, не указывает на утрату права на отказ от льготы и права на применение вычетов по НДС, несвоевременное представление налогоплательщиком подобного заявления само по себе не может являться основанием для признания незаконным применения общей системы налогообложения. Ведь порядок отказа от освобождения от налогообложения носит уведомительный характер и предусматривает безусловный отказ налогоплательщика от освобождения от налогообложения.
Отметим: изложенная позиция не является откровением. Действительно, некоторые арбитры (с подачи налогоплательщиков) высказывают мнение об уведомительном характере порядка отказа от льготного налогообложения при рассмотрении налоговых споров, возникающих относительно применения положений п. 5 ст. 149 НК РФ[2]. Примером тому является Решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.10.2014 по делу № А40-123621/14[3].
Однако к успеху (для налогоплательщиков) данная позиция, как правило, приводит в тех ситуациях, когда налогоплательщик, нарушивший срок подачи заявления об отказе от льготы, фактически ею не пользовался.
В деле № А40-144426/14 все было ровно наоборот. В связи с этим окружные арбитры указали на несостоятельность выводов суда апелляционной инстанции применительно к рассматриваемому спору.
Добросовестный плательщик спустя три года от льготы не отказывается
В качестве обоснования данного тезиса считаем нужным привести выводы из мотивировочной части Постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2014 по делу № А55-6412/2014 (об этом деле мы говорили выше).
При возникновении споров о том, произошел ли отказ налогоплательщика от использования льготы, следует исходить из того, что факт неучета льготы при составлении декларации за конкретный налоговый период сам по себе не означает отказ от ее использования в этом периоде. Фактическое отражение в декларации сумм налога без учета освобождения операций от налогообложения может иметь правовое значение, если оно имело место в сроки, предусмотренные налоговым законодательством для представления соответствующей декларации. В этом случае нужно было бы опираться на то, что хотя налогоплательщик и не выполнил формальное требование закона о подаче заявления об отказе от льготы, он своевременно совершил конклюдентные действия, свидетельствующие о таком отказе.
Между тем в рассматриваемой ситуации подача уточненной декларации через три года не подтверждает факта отказа налогоплательщика от льготы в установленный законом срок.
Окружные арбитры поддержали позицию апелляции. В Постановлении № Ф06-19353/2013, Ф06-20058/2013 они отметили: поскольку фактически льгота применялась обществом в спорном периоде при исчислении налога и отказ от освобождения операций от налогообложения не подтвержден заявлением, поданным в срок, установленный п. 5 ст. 149 НК РФ, основания полагать, что налогоплательщик отказался от имеющейся у него льготы, отсутствуют.
Подведем итоги. В ситуации, когда действия налогоплательщика прямо свидетельствуют о применении им льготного порядка налогообложения, отказ от льготы «задним числом» (то есть ретроспективно) при установлении обстоятельств, свидетельствующих о злоупотреблении налогоплательщиком обозначенного права, едва ли будет признан правомерным.
Исходя из судебной практики к обстоятельствам, указывающим на злоупотребление компанией права, относятся, в частности:
- подача уточненной декларации через несколько лет после первичной (поздний отказ от использования освобождения от налогообложения может привести к невозможности осуществления мероприятий налогового контроля из-за законодательного ограничения их сроков);
- «входной» НДС одновременно отнесен к вычетам (впоследствии заявлен к возмещению) и учтен в затратах (уменьшает налогооблагаемую прибыль).
[1] Под налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получения права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.
[2] В обоснование данной точки зрения арбитры, как правило, ссылаются на п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 (здесь сформирована правовая позиция о том, что нарушение срока на совершение действия не влечет для налогоплательщика негативных последствий, если иное прямо не установлено законом), Определение ВАС РФ от 16.06.2008 № 7541/08 по делу № А60-15325/07 и другие решения кассационных инстанций с аналогичными выводами.
[3] В мотивировочной части данного судебного акта этот вопрос исследован очень подробно. Справедливость сделанных в нем выводов подтверждена в Определении ВС РФ от 31.08.2015 № 305-КГ15-9693.
Источники:
http://taxslov.ru/16/n16_7.htm
http://www.buhgalteria.ru/article/lgoty-po-nds-brat-ili-ne-brat
http://www.klerk.ru/buh/articles/459471/
http://www.moedelo.org/club/article-knowledge/kak-otkazatsya-ot-nds-na-obshchej-sisteme-nalogooblozheniya
http://www.audit-it.ru/articles/account/tax/a34/860165.html