13 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Оптимизация налоговых льгот и иных преференций

Слишком льготно: нефтегазу планируют уменьшить налоговые преференции

Нефтегазовые компании могут лишиться существенной части налоговых льгот, так как эффективность их использования находится на низком уровне. К такому выводу пришли в Минфине, предварительно оценив объем недополученных доходов в бюджет от преференций для бизнеса, рассказал «Известиям» федеральный чиновник. Сейчас фискальные послабления обходятся казне в 1,2 трлн рублей. Информацию подтвердили два близких к ведомству источника. Представитель Дмитрия Козака заявил, что по поручению вице-премьера Минэнерго, Минфин и Минэкономразвития проведут ревизию налоговых режимов по каждому месторождению и к лету представят отчет. Эксперты считают, что радикально пересматривать преференции нефтегазовым компаниям слишком рискованно. Это может подорвать их устойчивость, привести к удорожанию топлива и сократить доходы бюджета.

Быть или не быть

Вопрос эффективности налоговых льгот остро встал в прошлом году, когда для балансировки бюджета с учетом масштабных нацпроектов потребовалось увеличивать сборы, сказал «Известиям» источник в правительстве. По его словам, к настоящему моменту ведомство провело инвентаризацию этого вида господдержки и насчитало более 3,5 тыс. федеральных и региональных налоговых преференций для разных отраслей экономики на сумму свыше 4 трлн рублей. Следующим этапом систематизации должна стать разработка прозрачной нормативной базы, с помощью которой можно будет оценить их результативность. После этого появится возможность оптимизировать льготы.

Впрочем, в Минфине уже сделали предварительные оценки и заключили, что льготы для ресурсодобывающих компаний не дают ожидаемого экономического эффекта, рассказал «Известиям» чиновник. По его словам, существенную часть преференций можно оптимизировать без особых рисков для отрасли. По данным ведомства, в 2018 году бюджет недополучил из-за льгот для нефтегазового сектора 1,2 трлн рублей.

Стационарная платформа компании «Лукойл» на нефтегазоконденсатном месторождении имени Владимира Филановского в северной части акватории Каспийского моря

С такой точкой зрения согласились в Счетной палате. В большинстве случаев при установлении каких-либо льгот цель их введения, конкретные показатели и ориентиры не установлены, сообщила пресс-служба СП. На просьбу оценить эффективность послаблений для ресурсодобывающих компаний там ответили, что это возможно будет сделать только после появления соответствующей публичной методики, а пока делать какие-либо конкретные выводы преждевременно. Впрочем, в СП не сомневаются в том, что льготы в целом можно оптимизировать. По оценке контрольного органа, в 2017 году в бюджет не поступило более 10 трлн налоговых платежей из-за различного рода преференций.

Нефтегазовые компании достаточно прибыльны для того, чтобы самостоятельно решать проблемы эффективности добычи ресурсов на месторождениях с трудноизвлекаемыми запасами, уверен другой собеседник «Известий», близкий к Минфину. Сейчас, по его словам, сравнительно невысокую рентабельность на сложных участках перевешивают на бюджет, хотя задачу можно решать путем внедрения более современных и экономных технологий.

— В идеале льготы нефтегазовым компаниям должны быть нулевыми, — заявил он «Известиям». — Однако в ближайшие несколько лет этот идеал недостижим. Дело не только в ожидаемом сопротивлении сектора, а еще и в том, что период адаптации к новым условиям должен быть длительным.

Кроме Минфина анализом результативности налоговых льгот для нефтегазовых компаний занимаются в Минэнерго и в Минэкономразвития. По словам представителя вице-премьера Дмитрия Козака Ильи Джуса, всем трем ведомствам поручено провести детальную ревизию налоговых режимов по каждому месторождению и к лету представить оценки их эффективности. В Минэнерго «Известиям» лишь сообщили, что работают в соответствии с «дорожной картой», в рамках которой проводится инвентаризация нефтегазовых объектов. В Минфине и Минэкономразвития на запрос «Известий» не ответили.

«Известия» обратились в крупнейшие российские нефтегазовые компании с просьбой оценить результаты использования предоставленных им налоговых льгот и прокомментировать возможные последствия от их отмены. В «Роснефти», «Газпроме», «Газпром нефти», «Татнефти» и «Сургутнефтегазе» не ответили на запрос. В «Лукойле» отказались от комментариев.

Не надо спешить

Ввиду возможного падения нефтяных котировок лишать компании господдержки довольно рискованно, заявил руководитель направления анализа и прогнозирования ЦМАКП Дмитрий Белоусов. Добыча на сложных месторождениях может потерять экономический смысл, что, с одной стороны, дестабилизирует сектор, с другой — приведет к потерям доходов для бюджета. Сейчас нефтегазовый вклад в него составляет почти половину всех поступлений — более 9 трлн рублей. Если компании лишатся льгот в неблагоприятный период, выручка госказны может сократиться, полагает Дмитрий Белоусов. Впрочем, по его мнению, льготы нужно предоставлять только под определенные обязательства — компании должны вкладывать свою прибыль в перспективные для экономического развития проекты, а не аккумулировать ее на счетах в банках.

Другим негативным последствием отмены льгот для ресурсодобывающих компаний может стать удорожание топлива для отечественных потребителей, уверена аналитик по товарным рынкам «Открытие Брокер» Оксана Лукичева. По ее мнению, в ближайшее время отказываться от этого вида господдержки рискованно, так как переход к рыночному регулированию цен на топливном рынке должен быть мягким.

Каждое месторождение уникально, поэтому и себестоимость добычи на каждом из них разная, сказал «Известиям» председатель комитета по энергетике Госдумы Павел Завальный. Льготирование по налогам дает возможность подстроить фискальную систему под эти особенности.

— Однако это субъективный инструмент, а потому необходимо двигаться к другой мотивирующей системе налогообложения, например, налога на добавленный доход, как более универсальной. В обозримой перспективе этот подход можно будет реализовать повсеместно — цифровизация нефтяной отрасли позволит учитывать добычу и затраты по каждой скважине, — считает Павел Завальный.

В целом необходимость льгот объясняется крайне высокой долей налогов на добычу, составляющей около 60% от выручки, уверен главный экономист VYGON Consulting Сергей Ежов. Поэтому многие категории запасов практически не могут разрабатываться без дополнительных стимулов, а их введение обычно приводит к росту добычи на таких активах. К примеру, после предоставления льгот для трудноизвлекаемых запасов в 2013 году их добыча увеличилась на 5 млн т ежегодно. В то же время системного анализа эффективности фискального режима в отрасли до последнего времени не проводилось.

Налоговые преференции – это. Понятие, виды и кому положено. Налоговые льготы

Налоговые преференции и льготы являются неотъемлемой частью современной экономики. Первоначально этот механизм задумывался для активизации ценных отраслей страны. Сейчас часто используется для поддержки стратегических предприятий.

Общая информация

Чтобы успешно развивалась экономика страны, необходимо обеспечить формирование эффективной и адекватной системы налогообложения. Для этого нужно позаботиться о множестве различных составляющих. И налоговые преференции – это неотъемлемая часть подобной системы. Что они собой представляют?

Налоговые преференции – это механизм снижения нагрузки на деятельность юридических и физических лиц. Тут необходимо отметить один важный аспект. Для многих людей льготы и налоговые преференции – это одно и то же. На самом деле это не так. В чем же разница? Когда вводится льгота, то она всегда подвергается контролю и администрированию, которые выполняют налоговые органы. Они всегда должны быть декларированы в отчетности, тогда как преференции документального отображения не имеют.

Для чего необходимы преференции?

Что это такое, в общем уже было рассмотрено. Сейчас давайте поговорим об их практической пользе. Посредством преференций и льгот государство может влиять на процессы, что идут в экономике. Они могут иметь как стимулирующую, так и угнетающую направленность. К примеру, есть льготы и преференции для модернизации, уменьшения экологически вредных выбросов, для развития инвестиционной и инновационной деятельности как во всей экономике, так и в отдельных отраслях. Их направляют также и на решение политических и социальных проблем в обществе.

В чем суть преференции?

Их необходимо рассматривать в качестве возможностей для налогоплательщика уменьшить свою налоговую базу или же сумму денег, которые платятся государству. К примеру, в ряде случаев на экспортные операции начисляется налог в 0% на добавленную стоимость. Для полного понимания не лишним будет ознакомиться со статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации. Там имеется любопытное утверждение о том, что 0% – это обязательная практика. Налогоплательщик не имеет право выбирать, использует он этот инструмент или нет. 0% будет без исключения. Эта ситуация и рассматривается как преференция. Можно дополнительно привести слова А.С. Баландина. Он сформулировал, что налоговые преференции – это предоставление преимуществ от государства отдельным категориям налогоплательщиков, что выражается в виде уменьшения сумм платежей, которые носят обязательный характер. Причем это предполагает определённые поступки со стороны юридических и физических лиц. В рассмотренном выше примере это захват иностранных рынков.

В чем суть налоговой льготы?

Итак, мы рассмотрели такой инструмент стимулирования, как преференции, что это такое, где их используют. Теперь давайте поговорим о второй теме статьи. Их можно рассмотреть с двух позиций:

  1. Как инструмент политики государства.
  2. Как элемент налогообложения.

Понятие «льгота» в законодательстве описывается в первой статье Налогового кодекса РФ. Там указывается, что они предоставляются отдельным категориям физических и юридических лиц, которые имеют право на них согласно закону. Выражается она в уменьшении суммы обязательного платежа (или его обнулении), что необходимо совершить в пользу государства. Налоговую льготу следует рассматривать как инструмент, регулирующий фискальную функцию. Следует отметить и тот факт, что в НК РФ определение с правовой точки зрения сформулировано не совсем четко. Из-за этого есть небольшое раздолье для толкования понятия и, возможно, для злоупотреблений. Она рассматривается и в немного другом ключе. Так, можно привести слова упомянутого ранее Барулина С.В. о том, что налоговые льготы – это совокупность прав, обязанностей и способов (полных или частичных) уменьшения обязательств физических и юридических лиц перед государством, которое устанавливается законодательством в виде освобождения, скидок и кредитов с целью регулирования экономики и/или решения общественных задач.

Читать еще:  Отличник погранслужбы 3 степени льготы

Законодательство для преференций

Полностью приводить всю нормативную документацию не имеет смысла. Но дать краткое пояснение и указать, где оптимизация налоговых льгот и иных преференций оговорена на законодательном уровне, будет не лишним. Кто заинтересуется, сможет ознакомиться с первичными документами, принятыми Государственной Думой. Внимание будет уделено налогам на добавочную стоимость, доходы физических лиц и прибыль организаций.

В первом случае преференции, согласно пп. 9 п. 2 статьи 146 НК РФ, имеют российские организаторы Олимпийских и Паралимпийских игр. Следует отметить, что современная налоговая система предусматривает около 200 различных льгот и преференций. Из-за такого большого объемы будут приведены не все они, а только наиболее значимые. В случае с доходами физических лиц не облагаются призы, полученные спортсменами во время участия в Олимпийских и Паралимпийских игр. Это оговорено в п. 20 статьи 217 НК РФ. В случае с налогом на прибыль организации здесь преференции имеют те же, кто и в первом пункте. То есть российские компании, занятые в Олимпийских и Паралимпийских играх. Такое положение оговорено, правда, немного другой частью законодательства, а именно – пп. 36 п. 1 статьи 251 НК РФ. Вот такие виды налоговых преференций сейчас существуют. Согласитесь, возникает впечатление довольно сильной ограниченности.

Законодательство для налоговых льгот

Поэтому в рамках статьи и рассматривается две темы, которые тесно переплетены. Ведь для многих налоговые преференции для малого бизнеса и льготы – это одно и то же. Что, как мы сейчас рассмотрим, не совсем так. Рассмотрение будет вестись по тем же категориям, что и раньше.

Согласно пп. 1-2 п. 3 статьи 149 НК РФ, от налога на добавленную стоимость освобождены товары, которые производятся и реализуются общественными организациями инвалидов, и товары религиозного назначения (в том числе и литература). Конечно, это не единственные случаи послабления. Но давайте пока поговорим о социальной составляющей, коммерческая будет далее. От налогов на доходы физических лиц, согласно пункту 20 статьи 217 НК РФ, освобождены суммы, уплаченные религиозными организациями, а также ОО, что занимаются обслуживанием инвалидов и их медицинским лечением. В первом случае есть определённые сомнения относительно целесообразности в подобном решении.

Налог на прибыль организаций не берётся с религиозных общин (какая неожиданность) в случае получения ними сумм за совершение обрядов. Также есть послабления при оплате труда инвалидов.

Коммерческие налоговые льготы

Если говорить о том, что широко распространено, то здесь можно выделить два важных направления:

  1. Упрощенные системы налогообложения. В данном случае подразумеваются индивидуальные предприниматели, а также юридические лица, у которых величина оборота за год не превышает определённую сумму. С их доходов при этом снимается более низкая налоговая ставка (довольно распространенное явление, когда они вообще платят только что-то вроде единого взноса).
  2. Работа в различных технологических парках и прочих подобных организационных структурах. В данном случае предусматривается льготный налоговый режим, когда размер ставок (пускай и не всегда существенно) понижается, а также определённые бюрократические облегчения.

Особенности преференций

Рассмотренные ранее примеры нельзя воспринимать как полноценное описание предмета статьи. Давайте рассмотрим инвестиционные налоговые преференции. По сути, это льгота, которая предоставляет освобождение от уплаты подоходного налога. Но как возможно такое совмещение? Дело в том, что, несмотря на статус «налоговые преференции», примеры из жизни говорят о том, что для их получения необходимо собрать папочку бумажек. Благо, в этом направлении идёт постепенное смещение. Так, к примеру, до первого января 2009 года, чтобы получить послабление, необходимо было заключить контракт с Комитетом по инвестициям. Также сейчас широко распространёнными являются целевые преференции. Они вводятся для поддержания определённого направления (например, рассмотренные выше спортивные организации).

Кому не положены преференции?

Есть список юридических лиц, которые, при соответствии определённым условиям, не могут претендовать на послабления. Это:

  1. Налогоплательщики, действующие на территории специальной экономической зоны. Почему? Дело в том, что у них и так уже есть территориальные преференции.
  2. Налогоплательщики, производящие и/или реализующие подакцизные товары. К таковым относятся все виды алкогольной продукции и табачных изделий.
  3. Налогоплательщики, работающие по специальному налоговому режиму (упрощенная система), производители сельскохозяйственной продукции и сельских потребительских кооперативов.

Заключение

Тема довольно интересная и явно выходит за рамки статьи. Можно ещё было бы рассказать и про функциональные преференции, которые предоставляются тем, кто выполняет определённую работу и задачи. Не лишним будет упомянуть и освобождение от плановых проверок, которое действует с 2016 по 2018 год. Ведь это пускай и не прямая, а всего косвенная преференция, но она позволяет минимизировать бюрократию со стороны государства.

Что такое налоговые преференции, виды, кто имеет право и как оформить + изменения в 2018 году

В большинстве случаев знания о том, что такое налоговые преференции ограничиваются лишь пониманием о наличии определенных льгот для некоторых категорий налогоплательщиков. В сегодняшней статье будет подробнее рассказано о том, что представляют собой преференции по налогам, какая их классификация существует на сегодняшний день, кто имеет право на их получение, какова цель таких преференций, каким образом их можно оформить, и какие изменения по данному вопросу произошли в 2018 году.

Понятие

Сегодняшнюю экономику вряд ли можно представить без преференций и льгот по фискальным обязательствам перед государством. В самом начале появления данный инструмент использовался с целью стимулирования развития тех экономических секторов, которые представляли ценность для государства. На сегодняшний день его используют для того, чтобы оказать содействие стратегически важным для государства предприятиям.

Под фискальными преференциями понимается тот самый механизм, направленный на сокращение нагрузки на функционирование хозяйствующих субъектов и работу граждан.

Зачастую на практике люди не видят разницы между фискальными льготами и преференциями. На деле же такое устоявшееся мнение является глубоким заблуждением. Так, при введении льгот, последние всегда контролируются фискальными службами. Полученные льготы по налогам должны всегда отражаться в декларации о доходах, в то время как преференции документально нигде не отражаются.

К налоговым преференциям необходимо относиться как к возможности уменьшить сумму налогов и сборов, которые необходимо регулярно выплачивать в государственный бюджет.

По характеру различают территориальные, отраслевые, срочные, целевые, функциональные и интра-векторные налоговые преференции.

Так, территориальные преференции направлены на то, чтобы поддержать и простимулировать развитие отдельных зон и территорий, а также так называемых технопарков, оффшорных зон и т.п.

Что касается отраслевых преференций, то тут речь идет о стремлении государства поддержать отдельные отрасли экономики, включая здравоохранение, промышленный комплекс.

Когда мы говорим, например, о срочных преференциях, то подразумеваем ограниченность их действия временем. Тут может речь идти об отсрочке обязательных платежей в казну государства, реструктуризации задолженности либо налоговой амнистии.

Кто имеет право?

Претендовать на получение налоговых преференций могут определенные категории субъектов хозяйствования, включая:

  • юридические лица – плательщики налогов, функционирующие в рамках специальных экономических зон;
  • производители либо предприятия, занимающиеся сбытом подакцизных товаров, куда следует отнести алкогольные напитки и табачную продукцию;
  • субъекты предпринимательства, выбравшие определенный налоговый режим, например, УНС, а также предприятия, занимающиеся сельскохозяйственным производством.

Цель налоговых послаблений

Руководствуясь требованиями статьи 19 закона РФ «О защите конкуренции» за №135 – ФЗ от 26 июля 2006 года, необходимо подчеркнуть, что государственные либо муниципальные фискальные послабления предоставляются на базе юридических актов органов федерального уровня, представляющих исполнительную ветвь власти, органов местного самоуправления и других юридических документов. Подобные меры послабления применяются в следующих целях:

  • обеспечить условия для жизни граждан, проживающих в области Крайнего Севера и подобных ему территориях;
  • способствовать прогрессированию науки и сферы образования;
  • провести изыскания научного характера;
  • обеспечить протекцию окружающей среды;
  • сохранить, применить, способствовать популяризации и охранять в масштабах государства объекты, представляющие культурное наследие;
  • способствовать эволюции культурного уровня, искусства и сохранности нравственных и эстетических идеалов русского народа;
  • позаботиться о соответствии требованиям для должного уровня обороноспособности и национальной безопасности;
  • помочь процветанию физической культуры и спорта;
  • производить сельскохозяйственные товары;
  • позаботиться о социальном обеспечении граждан РФ;
  • позаботиться о здоровье населения страны и охраны труда;
  • для оказания необходимого содействия субъектам малого предпринимательства.

Этапы оформления

Опираясь на нормы статьи 20 вышеуказанного закона, нельзя не сказать о том, что исполнительная власть на федеральном уровне, а также государственная власть либо органы местного самоуправления, решившие представить налоговые послабления соответствующего уровня, должны подать в антимонопольный комитет обращение с согласием по установленной форме, приложив к нему:

  1. Проект акта, где будут обозначены цель и размер послабления, если оно будет представлено посредством передачи имущества.
  2. Список видов деятельности, которые осуществляет субъект хозяйствования, являющийся кандидатом на получение поддержки от государства, на протяжении 2 лет до момента подачи заявления вместе с копиями документов, доказывающих право на выполнение данных видов деятельности.
  3. Наименование видов и объемов товаров, производимых либо реализуемых данным конкретным субъектом хозяйствования на протяжении последних двух лет, с обозначением кодов видов этой продукции.
  4. Форма №1 финансовой отчетности кандидата на последнюю отчетную дату.
  5. Список лиц, являющихся частью группы хозяйствующего субъекта, в отношении которого существует намерение оказать поддержку на государственном либо муниципальном уровне.
  6. Нотариально заверенные копии документов юридического лица.
Читать еще:  Льготы на лекарства инвалидам 3 группы

Антимонопольный комитет на протяжении 1 месяца после предоставления полного пакета документов проводит соответствующий анализ и принимает необходимое решение.

Изменения в 2018 году

Как отмечалось выше, послабления на государственном либо муниципальном уровне могут быть представлены в виде передачи объектов имущества либо предоставления имущественных льгот, например, в отношении ставки арендной платы.

Так, с 1 января 2018 года с целью поддержать субъектов малого предпринимательства были приняты льготные ставки по арендной плате в размере 4,5 тыс. рублей за квадратный метр ежегодно. Воспользоваться таким правом могут субъекты малого бизнеса, арендующие нежилые помещения, площадь которых не превышает 300 кв.метров. Срок действия таких послаблений продлится до 31 декабря 2018 года.

Некоторые изменения произошли и в отношении преференций на транспортный, земельный и имущественный налоги. Теперь, начиная с этого года для получения таких послаблений достаточно обратиться с соответствующим заявлением в фискальную службу. Подать такое заявление можно через почтовую службу, в режиме онлайн, а также лично явившись в налоговую инспекцию.

Заключение

Таким образом, государственные преференции в отношении налогов регулярно пересматриваются государством. И каждый хозяйствующий субъект должен знать о своих правах и суметь воспользоваться предлагаемыми государством возможностями.

Оптимизация налоговых льгот и иных преференций

Применение инвестиционных налоговых преференции

О. Мельник – практикующий бухгалтер

Преференция – предоставляемые государством налоговые и другие льготы, привилегии, которые создают для деятельности организации особо благоприятные условия.

Приведу краткий обзор предыстории появления инвестиционных налоговых преференций в Республике Казахстан.

Инвестиционная политика государства в период становления

В период становления Казахстана как нового независимого государства, делающего первые шаги к рыночным отношениям, одной из первоочередных задач, стоящих перед государством, было привлечение иностранного капитала. Для этих целей была разработана и запущена в действие целая программа, подкрепленная законодательной базой в области инвестиций.

Так 27 декабря 1994 года был принят Закон РК «Об иностранных инвестициях», который определил основные правовые и экономические основы привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Казахстан, закрепил государственные гарантии защиты иностранных инвестиций, определил организационные формы их осуществления, а также порядок разрешения споров с участием иностранных инвесторов. Данный закон просуществует до 8 января 2003 года, когда вместо него будет принят новый Закон РК «Об инвестициях».

Основой ныне действующей системы инвестиционных преференций Республики Казахстан стал Указ Президента «Об утверждении положения о системе льгот и преференций и порядке их предоставления при заключении контрактов с инвесторами» № 3445 от 5 апреля 1997 года, основной целью которого было регулирование вопросов предоставления льгот и преференций при заключении контрактов между Государственным комитетом Республики Казахстан по инвестициям и инвесторами.

Однако, несмотря на достаточно разработанную нормативно-правовую базу, еще оставались вопросы, требующие более тщательного анализа и проработки.

Инвестиционные налоговые преференции действующие до 2009 года

Недовольство инвесторов в отношении налоговой системы было преодолено после принятия Налогового кодекса РК от 12 июня 2001 года за № 209-II, который в своем разделе 5 «Инвестиционные налоговые преференции» предоставил существенные льготы по корпоративному подоходному налогу, земельному налогу и налогу на имущество. Объем и сроки налоговых льгот определялись в каждом конкретном случае и устанавливались Правительством Республики Казахстан по каждому приоритетному виду деятельности.

Ключевыми преимуществами ранее действовавшего налогового законодательства для потенциальных вкладчиков капитала было:

1) уменьшение начисленного корпоративного подоходного налога на 100% (для вновь созданных компаний, осуществляющих исключительно реализацию инвестиционного проекта), а также вычеты из совокупного годового дохода стоимости вводимых в эксплуатацию фиксированных активов, равными долями в зависимости от срока действия преференций (для действующих компаний);

2) освобождение от уплаты земельного налога;

3) освобождение от уплаты имущественного налога.

Такие преференции были существенным подспорьем лиц, решивших вложить капитал в развитие приоритетных секторов экономики страны.

ПРИМЕНЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ НАЛОГОВЫХ ПРЕФЕРЕНЦИИ с 1 января 2009 года

1. Суть применения инвестиционных налоговых преференций

С 1 января 2009 года налогоплательщику предоставлено право самостоятельного применения инвестиционных налоговых преференций без заключения инвестиционных контрактов. Инвестиционные налоговые преференции это льгота, заключающееся в отнесении на вычеты стоимости объектов преференций и (или) последующих расходов на реконструкцию, модернизацию.

Согласно пункту 1 статьи 123 Налогового кодекса, в редакции от 10 декабря 2008 года, и нвестиционные налоговые преференции применяются по выбору налогоплательщика и заключаются в отнесении на вычеты:

стоимости объектов преференций и (или)

последующих расходов на реконструкцию, модернизацию зданий и сооружений производственного назначения, машин и оборудования

Действовавшие до 1 января 2009 года положения по налоговым преференциям, предоставлявшие налоговые льготы в виде 100%-го освобождения от уплаты корпоративного подоходного налога, земельного налога и налога на имущество по действующему Налоговому кодексу не предусмотрены. Однако с огласно статье 26 Закона Республики Казахстан «О введении в действие Налогового кодекса» инвестиционные налоговые преференции, предоставляемые по инвестиционным контрактам, заключенным с уполномоченными органами по инвестициям до 1 января 2009 года, сохраняются до истечения срока их действия.

2. Субъекты инвестиционных налоговых преференций

Право на применение преференций имеют только юридические лица, за исключением лиц, которые соответствующих одному или более чем одному из следующих условий:

1) являются организаций, осуществляющей деятельность на территориях специальных экономических зон, так как указанная категория налогоплательщиков имеет право уменьшить сумму корпоративного подоходного налога к уплате на 100 %, а также по земельному налогу, налогу на имущество, плате за пользование земельными участками применяется коэффициент 0 к соответствующим ставкам и к среднегодовой стоимости объектов налогообложения).

2) осуществляют деятельность по производству и (или) реализации подакцизных товаров (спирта, алкогольной продукции, табачных изделий). Преференции направлены на развитие производственного сектора экономики, который в свою очередь призван повлечь за собой улучшение экономического и физического благосостояния граждан.

3) налогоплательщик применяет специальный налоговый режим для юридических лиц – производителей сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства) и сельских потребительских кооперативов. Указанная категория налогоплательщиков применяет особую категорию льгот по КПН, НДС, социальному налогу, земельному налогу, плате за пользование земельными участками, налогу на имущество, налогу на транспортные средства (исчисленные в общеустановленном порядке налоги и плата подлежат уменьшению на 70 %).

3. Объекты инвестиционных налоговых преференций

К объектам преференций относятся впервые вводимые в эксплуатацию на территории РК здания и сооружения производственного назначения, машины и оборудование, которые в течение не менее трех налоговых периодов, следующих за налоговым периодом ввода в эксплуатацию, соответствуют одновременно следующим условиям:

признаются основными средствами в бухгалтерском учете налогоплательщика

используются налогоплательщиком в деятельности, направленной на получение дохода

не используются в деятельности, осуществляемой в рамках контракта на недропользование

Для целей применения преференций к зданиям производственного назначения относятся нежилые здания (части нежилых зданий).

Преференции не применимы к следующим зданиям и сооружениям:

Здания, сооружения по которым налогоплательщики не имеют право на применение ИНП

торговые здания (части таких зданий)

здания культурно-развлекательного назначения (части таких зданий)

здания гостиниц, ресторанов и другие здания для краткосрочного проживания, общественного питания (части таких зданий)

офисные здания (части таких зданий)

гаражи для автомобилей (части таких зданий)

автостоянки (части таких зданий)

сооружения для спорта и мест отдыха

сооружения культурно-развлекательного, гостиничного, ресторанного назначения, для административных целей, для стоянки или парковки автомобилей

Понятие «впервые введенные в эксплуатацию на территории Республики Казахстан» применяется в отношении активов, являющихся объектами преференций, то есть именно такие активы ранее не вводились в эксплуатацию на территории Республики Казахстан. Однако налогоплательщик вправе применить преференции в отношении основных средств, соответствующих условиям пункта 2 статьи 123 Налогового кодекса, независимо от того, были ли ранее введены в эксплуатацию аналогичные основные средства на территории Республики Казахстан.

Первым вводом в эксплуатацию вновь возведенного на территории РК здания (части здания) является:

при строительстве путем заключения договора строительного подряда – передача объекта строительства застройщиком заказчику после подписания государственной приемочной комиссией акта ввода в эксплуатацию здания (части здания);

в остальных случаях – подписание государственной приемочной комиссией акта ввода в эксплуатацию здания (части здания).

4. Применение преференций по последующим расходам на реконструкцию, модернизацию.

Последующие расходы на реконструкцию, модернизацию зданий и сооружений производственного назначения, машин и оборудования подлежат отнесению на вычеты в том налоговом периоде, в котором они фактически произведены, при соответствии таких зданий и сооружений, машин и оборудования одновременно следующим условиям:

учитываются в бухгалтерском учете в качестве основных средств

не менее трех налоговых периодов, следующих за налоговым периодом ввода в эксплуатацию после осуществления реконструкции, модернизации, используются в деятельности, направленной на получение дохода

временно выведены из эксплуатации на период осуществления реконструкции, модернизации

Читать еще:  Льготы многодетным семьям в белгороде

не используются в деятельности, осуществляемой в рамках контракта на недропользование.

Для целей применения преференций реконструкция, модернизация основного средства – вид последующих расходов, результатами которых одновременно являются:

изменение, в том числе обновление, конструкции основного средства;

увеличение срока службы основного средства более чем на три года;

улучшение технических характеристик основного средства по сравнению с его техническими характеристиками на начало календарного месяца, в котором данное основное средство временно выведено из эксплуатации для осуществления реконструкции, модернизации.

При реконструкции или модернизации производственного здания учитывается потребность в выведении части либо всего здания из эксплуатации. Как правило, все здание или его часть может функционировать в штатном режиме, а работы по реконструкции проводятся локально.

Таким образом, возможно применение преференции по зданиям производственного назначения при временном выводе из эксплуатации части такого здания на период проведения ее реконструкции.

5. Методы инвестиционных налоговых преференций

Применение преференций осуществляется по одному из следующих методов:

Метод вычета после ввода объекта в эксплуатацию заключается в отнесении на вычеты и объектов преференций равными долями в течение первых трех налоговых периодов эксплуатации или единовременно в налоговом периоде, в котором осуществлен ввод в эксплуатации

Метод вычета до ввода объекта в эксплуатацию заключается в отнесении на вычеты затрат на строительство, производство, приобретение, монтаж и установку объектов преференций, а также последующих расходов на реконструкцию, модернизацию зданий и сооружений производственного назначения, машин и оборудования до ввода их в эксплуатацию в налоговом периоде, в котором фактически произведены такие затраты

6. Учет объектов преференции

В соответствии с пунктом 1 статьи 125 Налогового кодекса одной из особенности налогового учета объектов преференции является то, что налогоплательщик осуществляет учет объектов преференций, а также последующих расходов на реконструкцию модернизацию зданий и сооружений производственного назначения, машин и оборудования отдельно от фиксированных активов в течение трех налоговых периодов, следующих за налоговым периодом ввода в эксплуатацию зданий и сооружений производственного назначения, машин и оборудования, по которым применены преференции. Кроме того, объекты преференций и последующие расходы на реконструкцию, модернизацию зданий и сооружений производственного назначения, машин и оборудования учитываются в разрезе каждого объекта, по которому применена преференция. На основании статьи 77 Налогового кодекса, в формах налоговых регистров по применению инвестиционных налоговых преференций, определяет стоимость объектов преференции, подлежащих отнесению на вычеты. Форма налогового регистра составляется одновременно с декларацией по корпоративному подоходному налогу.

При этом для удобства налогоплательщиков постановлением Правительства РК от 9 ноября 2011 года № 1311 «Об утверждении форм налоговых регистров и правил их составления», предусмотрена форма обязательного налогового регистра по применению инвестиционных налоговых преференций.

Необходимо отметить, что по истечении трех налоговых периодов, следующих за налоговым периодом ввода объекта преференций в эксплуатацию, кроме объектов по которым преференции аннулированы, такой объект преференций признается фиксированным активом и включается в стоимостный баланс соответствующей группы (подгруппы) по нулевой стоимости.

В случае не соблюдения в течение трех налоговых периодов, следующих за налоговым периодом ввода в эксплуатацию зданий и сооружений производственного назначения, машин и оборудования условий пунктов 2-4 статьи 123 Налогового кодекса по определению объекта преференций, а также пункта 6 статьи 123 Налогового кодекса по определению субъекта преференций, преференции аннулируются с момента их применения. При этом налогоплательщик обязан уменьшить вычеты на сумму преференций за каждый налоговый период, в котором они были применены.

В свою очередь, активы, по которым преференции аннулированы, признаются фиксированными активами со дня их ввода в эксплуатацию при соответствии положениям пункта 1 статьи 116 Налогового кодекса.

При аннулировании преференций по последующим расходам на реконструкцию, модернизацию зданий и сооружений производственного назначения, машин и оборудования такие расходы учитываются в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 122 Налогового кодекса.

Оптимизация налоговых льгот

Понятие налоговой системы

Взимание налогов с населения существует столь долго, сколько существует государственность. За счет налоговых поступлений государственная власть решает вопросы собственного финансирования, а так же решает социальные и общеэкономические задачи.

Налогообложение возникает тогда, когда субъект в обязательном порядке производит выплату части своего имущества в пользу властвующего субъекта, чьими услугами пользуется.

Инструментами передачи денежных средств от населения и предпринимателей в государственную казну являются налоги и сборы. Оба вида платежей являются обязательными, но налог безвозмезден, а сбор дает плательщику определенные права.

Налоговая система представляет собой совокупность всех видов налогов, сборов, а так же процедур по их установлению и взиманию в пользу государства.

Она выполняет ряд функций, способных оказывать влияние на течение экономических процессов в стране. Среди этих функций выделяют:

  • формирование государственной казны;
  • стимулирование или дистимулирование процессов в экономике;
  • влияние на макроэкономические показатели;
  • регулирование платежного баланса;
  • перераспределение финансовых потоков от различных видов деятельности;
  • обеспечение социальных нужд общества;
  • контроль за исполнением плательщиками их обязанностей и количеством поступаемых в бюджет средств.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Государство через налоговую политику имеет возможность воздействовать на экономику. Но для гибкого реагирования необходима эффективная налоговая система. При проведении реформ, разработке новых постановлений и законов руководству страны надо следовать основным принципам построения налоговой системы:

  • размер налогов должен быть соизмерим возможностям плательщиков;
  • величина платежа, а так же срок его выплаты должны быть определены заранее;
  • время выплаты должно быть удобным для плательщика;
  • соблюдение интересов обеих сторон;
  • обязательность проведения выплат;
  • равномерное распределение налогового бремени;
  • удобство процедур для плательщика;
  • ликвидация случае двойного налогообложения;
  • соизмеримость затрат на сбор установленным ставкам.

Методы применения налоговых льгот

Государство может воздействовать на экономические процессы в обществе через использование налоговых льгот. Этот инструмент предоставляет определенные права и преимущества плательщику перед другими субъектами.

Применение льгот является одним из способов налоговой оптимизации.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Налоговые льготы предоставляются определенным категориям граждан, либо хозяйствующих субъектов, которые имеют обоснованные права на пользование преимуществами. Обычно, физическим лицам необходимо предоставить документы, подтверждающие их особый статус, позволяющий пользоваться льготами. Предприниматели могут применять налоговые преимущества предусмотренные законом без предварительного обращения в налоговые органы. Однако, они должны быть готовы подтвердить свои права при налоговых проверках.

Все виды налоговых льгот можно сгруппировать по следующим признакам:

  1. Относительно субъектов – освобождение определенных категорий граждан от уплаты, предоставление временной отсрочки или освобождения от платежей, проведение вычетов из налогооблагаемой базы расходов плательщика и другие.
  2. Относительно объекта – изъятия и скидки.
  3. Относительно ставок – понижение налоговой ставки.
  4. Относительно срока уплаты – налоговый кредит, рассрочка, отсрочка платежа.

Первая группа предоставляется только отдельным категориям плательщиков. Остальные три применяются повсеместно.

Налоговые льготы влияют на падение доходности бюджета. Их роль заключается в стимулировании определенных процессов в экономике. Например, использование налоговых льгот может воздействовать на отрасли народного хозяйства, на предпринимательскую активность в сфере малого бизнеса, а так же в сфере общественно значимой деятельности. Кроме того, они могут стимулировать внешнеэкономическую торговую деятельность, повышая уровень экспорта, и сдерживая импорт.

Налогоплательщику необходимо проанализировать весь перечень льгот и рассмотреть целесообразность их применения. Иногда на практике применение льгот может привести к определенным затруднениям и даже потере денежных средств. Налоговым законодательством предусмотрен добровольный отказ плательщика от пользования преимуществами налогообложения.

Оптимизация налоговых льгот

В России налоговые льготы не выполняют своей основной функции по стимулированию плательщиков к определенной деятельности. Они лишь снижают налоговое бремя. Кроме того, множество льгот являются неэффективными, либо дают плательщикам возможность сократить свои выплаты без особых на то оснований, но в рамках закона.

Льготы прописаны в Налоговом Кодексе РФ. Но стоит помнить, что региональные и местные органы власти имеют право на установление собственных видов льгот и подходов к их применению. В связи с этим возникает множество разночтений относительно перечня льгот, которые может использовать налогоплательщик.

Часто случается, что льготы используются не по целевому назначению. До сих пор предприниматели пользуются услугами налоговых консультантов, способных разработать легальную схему снижения налоговых платежей.

Льготы по доходу для физических лиц не эффективны, их размер не соизмерим со всей величиной выплаты работающего гражданина в налоговый период. Льготы мало влияют на выравнивание социального положения граждан, обеспечивая лишь пятую часть необходимого финансирования малообеспеченных слоев населения.

Сосредоточенность на одних отраслях экономики ведет к повышению налогового бремени на другие отрасли, поэтому со стороны государства должен применяться объективный и индивидуальный подход в назначении льгот.

Необходимо убрать малоэффективные виды льгот. Региональные и местные бюджеты часто завышают ставки по одним налогам и сильно занижают по другим, что в итоге ведет к диспропорциям в движении финансовых средств. Поэтому важно постепенно убирать разночтения между федеральным законом и исполнительными актами местной власти. Оптимизация использования инструмента налоговых льгот возможна лишь при соблюдении баланса интересов государства и налогоплательщиков.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Источники:

http://iz.ru/865977/dmitrii-grinkevich-nikolai-khrenkov/slishkom-lgotno-neftegazu-planiruiut-umenshit-nalogovye-preferentcii
http://businessman.ru/nalogovyie-preferentsii—eto-ponyatie-vidyi-i-komu-polojeno-nalogovyie-lgotyi.html
http://zapusti.biz/baza/nalogovye-preferentsii
http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31436270
http://spravochnick.ru/nalogi/nalogovye_lgoty/optimizaciya_nalogovyh_lgot/

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: