О монетизации льгот
Закон о монетизации льгот: кто может ей воспользоваться в 2019 году
Совсем недавно появилась возможность монетизации государственной поддержки для разных слоев населения. Оформив запрос на предоставление льгот и получив их можно прибавить небольшую надбавку к пенсии по нетрудоспособности, инвалидности и т. д. Чтобы воспользоваться такой возможностью, необходимо разобраться какие льготы переводятся в деньги и насколько это выгодно.
Особенности монетизации
Под законом о монетизации льгот имеется в виду процесс, по которому назначенные государственные гарантии переводятся в денежный эквивалент. При этом пользование льготами автоматически отменяется. Такая программа имеет преимущества и недостатки.
Достоинства:
- Снижение нагрузки на бюджет. Господдержка назначается из средств государственного и регионального бюджета. Ее количество оказывает существенную нагрузку на бюджет страны, особенно, если помощь выделяется в большом размере.
- Снижение коррупционных рисков. Тяжело проконтролировать точное количество льготников, использующих общественный транспорт, медицинские услуги и т. д. В итоге многие частные фирмы, учреждения могут существенно наживаться, предоставляя фиктивные сведения.
- Рост эффективности бизнеса. Компенсация за льготников существенно препятствует развитию бизнеса разных сфер деятельности. Особенно это касается перевозок ж/д путем, когда 80% пассажиров имеют разного рода льготы. Их монетизация обеспечит достойную конкурентоспособность, даст импульс развитию бизнеса, исключая первенство за государственные компенсации.
- Обеспечение равенства. Многие типы льгот не используются полностью или частично категориями населения по причине отдаленного проживания, отсутствия возможности, из-за физических или умственных недостатков. Например, жители деревень не получают никаких преимуществ от возможности бесплатного проезда в муниципальном транспорте и т. д. Небольшая компенсация поможет облегчить их проживание.
Таким образом, целесообразно ввести в действие программу для получения небольших надбавок к пенсионному обеспечению. Однако на практике часты случаи протеста граждан по причине незнания всех особенностей льготы. Большую роль играют и недостатки программы, среди них:
- Потеря льгот для граждан, для которых любая помощь является очень важной. Отдельные граждане пользуются льготами в два-три раза чаще, чем остальные жители городов и деревень. Монетизация ухудшает уровень жизни, поскольку надбавка не покрывает расходы.
- Недостаточность выплат. Монетизация предусматривает разделение определенной суммы, выделяемой из бюджета вместо ранее предоставляемых льгот. В итоге из-за ежегодного роста нуждающихся в соцподдержке надбавка становится небольшой.
- Высокий риск политического, экономического кризиса.
Урегулирование вопроса на законодательном уровне
Под монетизацией подразумевается компенсация в денежной форме определенных вариантов гособеспечения вследствие отказа от предоставляемых услуг. Регулируется процесс ФЗ №122. Суть программы заключается в том, что категория граждан, которая не пользуется предоставляемыми правами может перевести льготы в денежный эквивалент. Этот этап регулируется законом ФЗ №178 от 2015 года и внесенными изменениями от декабря того же года.
Установлен перечень государственных видов помощи, которые можно получить в денежной форме. Среди них:
- Компенсация за проезд в муниципальном транспорте.
- За медицинские услуги, медикаменты.
- За неиспользованное лечение в санаторно-курортном учреждении.
Многие негативно отнеслись к этому нововведению. Это связано с отсутствием достаточной информированности. Граждане преклонного возраста многие реформы воспринимают как мошенничество. Назначаются денежные выплаты вместе с пенсией, после предоставленных расходов по использованным медикаментам, коммунальным услугам.
На кого распространяется программа
Эта государственная поддержка распространяется на разные категории населения.
Монетизация для пенсионеров
На государственном уровне для пенсионеров не предусматривается дополнительная поддержка. Однако органы местного самоуправления сохраняют за собой право на региональном уровне вводить в действие законопроекты для поддержки нетрудоспособного населения.
Помощь распространяется на следующие услуги:
- Получение бесплатной медицинской помощи, определенных медикаментов.
- Проезд в муниципальном транспорте. Исключение составляют частные маршрутные перевозчики, такси, междугородние переезды.
- Скидки на оплату коммунальных услуг и т. д.
- Право воспользоваться предоставляемой помощью, полностью или частично отказаться от нее.
Многодетные семьи
Многодетным семьям предоставляется большее количество форм государственной поддержки. Семья вправе пользоваться или отказаться от них. Среди основных видов помощи выделяют:
- Бесплатный проезд для детей общественным транспортом с родителем, который может сопровождать несовершеннолетнего.
- Получение медикаментов.
- Бесплатный отдых в санаторно-курортных зонах и лагерях детям до семи лет.
- Скидки на оплату коммунальных услуг.
Инвалиды
Перечень вариантов помощи зависит от назначенной гражданину группы инвалидности.
Для инвалидов первой группы доступна монетизация за такие формы поддержки как: бесплатный проезд в общественном транспорте, отдых в санаторно-курортном учреждении, получение определенных видов лекарств, например, при сахарном диабете, протезирование в государственных стоматологических клиниках, выдача ортопедической обуви и т. д.
Для недееспособных граждан со второй группой допускается денежная компенсация за такие виды помощи: бесплатный проезд на общественном транспорте, кроме такси и маршруток, отдых в санаторно-курортной зоне, скидка на специализированную обувь, оплата коммунальных услуг со скидкой и т. д.
При назначении третьей группы также действует перечень льгот, отказ от которых предусматривает денежную компенсацию. Среди них: скидки на ЖКХ, билеты на общественный транспорт, скидки на лекарства и т. д.
Ветераны труда
Что такое монетизация льгот ветеранам труда? Для ветеранов труда действуют отдельные варианты помощи. Если пенсионер не использует один из видов льгот, то вправе монетизировать помощь. Например, получить компенсацию за оплаченные коммунальные услуги или к пенсии иметь надбавку за неиспользованный проезд в городском транспорте ежемесячно, если гражданин плохо передвигается или лежачий. Также монетизация ветеранам труда предполагает скидки на ж/д транспорт в размере 50% от стоимости.
Матери-одиночки
Для матерей-одиночек также разработаны отдельные программы. Получить денежную надбавку к детскому пособию можно в следующих случаях:
- вместо получения бесплатных медицинских препаратов для детей возрастом до трех лет;
- за неиспользованные путевки в детские лагеря (один раз в год);
- за неиспользованное право бесплатного проезда в транспорте.
Ветераны боевых действий
Для этой категории действуют следующие формы монетизации:
- компенсация для/за обслуживание в медицинском учреждении, военных госпиталях;
- средства на приобретение протезов.
Вместе с перечисленными предусматриваются дополнительные формы помощи, назначенные органами местного самоуправления. Все перечисленные категории граждан имеют право вместо предоставляемых услуг получить небольшую материальную надбавку. Деньги перечисляются независимо от того, это компенсация за медуслуги, приобретение по рецепту медикаментов, приобретенное инвалидное кресло, специальную кровать для инвалида и другие формы помощи для нормализации жизни больного, нуждающихся.
Правила оформления
Срок действия программой составляет ровно год. После отказа от льгот денежная компенсация будет начисляться ежемесячно в качестве надбавки к пенсии. По окончании срока предоставляется выбор: использование льгот или компенсация.
Оформление услуги проводится в отделе Пенсионного фонда по месту проживания. Для этого нужно предоставить пакет документов и заявление на монетизацию льгот. В список обязательных материалов входят:
- удостоверение личности;
- подтверждение права на государственные льготы;
- копии пенсионного свидетельства;
- заявление, которое составляется в отделе ПФ.
Сотрудники пенсионного отдела обязаны проверить документы перед получением. В случае недостатка каких-либо материалов сообщить, что именно необходимо предоставить. Это может зависеть от причин, по которым давались льготы. Например, подтверждение отсутствия долгов по коммунальным платежам.
Информация в заявлении
При составлении заявления необходимо помнить, что в нем должна содержаться подробная информация для предоставления материальной помощи:
- наименование госоргана, в которое подается запрос;
- данные гражданина;
- полный набор социальных услуг, назначенный госорганами;
- перечень услуг, от которых принято решение отказаться.
Запрещается делать в запросе ошибки, сноски, помарки или выделения.
Государством установлены сроки, когда граждане имеют право обратиться за помощью. Все материалы обязаны быть подготовлены к этому сроку. Заявление и документы подаются до первого октября текущего года. Компенсация полагается в течение следующего года до даты подачи. Если подать запрос в более поздний срок, то будет прислан отказ и рекомендации обращения в установленные временные рамки.
Подробно о монетизации в области ЖКХ услуг
Практически во всех регионах страны предусмотрена льгота на оплату коммунальных услуг в размере 50% от ежемесячных расходов. Этот порядок установлен ФЗ о монетизации льгот №122. Компенсация производится из средств Фонда содействия реформированию.
На практике программа действует следующим образом:
- Льготник оплачивает полную сумму за использованные коммунальных услуг.
- После этого переводится компенсация по установленной процентной ставке в виде банковского перевода.
Эта форма монетизации льгот для пенсионеров вызвала большой резонанс. На практике достаточно сложно определить, какая сумма выплачена, какой процент необходимо назначить в качестве компенсации. Особенно если в квартире проживает несколько человек, среди которых есть трудоспособные граждане. Для льготников часто посещать банк обременительно.
Особенности программы
В России много регионов, в которых широко распространены выдачи льгот. При этом размеры выплат возросли в несколько раз. Например, в Красноярском крае участники боевых действий периода ВОВ ежегодно ко дню 9 Мая получают небольшую надбавку к пенсии в размере 1 000 рублей. Также ветеранам полагается надбавка в 5,3% к ежемесячному пособию по нетрудоспособности. Помощь назначается дополнительно труженикам тыла, реабилитированным, родителям и вдовам погибших военнослужащих, пенсионерам без льготного статуса.
Для детей войны в Орловской области назначена выплата ко Дню Победы в размере 500 рублей. Выплачивается она при условии, что гражданину не полагаются выплаты, установленные федеральными или местными законами. Дополнительно предлагается бесплатная медицинская помощь в специализированных учреждениях, первоочередное получение соцуслуг в организациях социального обеспечения.
Внимание! В некоторых регионах местные власти приняли решение отменить все виды льгот.
В Костроме расширился список лиц, которые получают бесплатное обслуживание на дому. Ранее это право распространялось только на участников ВОВ, теперь – на проживающих в деревнях ветеранов и тружеников тыла, жителей блокадного Ленинграда.
В Калининграде предусмотрено ежемесячное материальное обеспечение в размере 1 650 рублей. Оно назначается жертвам репрессий, труженикам тыла, ветеранам труда и военной службы. Здесь также организован «Дом ветеранов», где предоставляются безвозмездно небольшие номера для участников и инвалидов ВОВ, их вдов, лиц преклонного возраста, инвалидов и других категорий граждан. Для получения необходимо зарегистрироваться в органах социальной защиты населения.
Действуют обучающие организации для развития навыков использования компьютера, повышения финансово-правовой грамотности, развития творческих навыков, основ религии и т. д.
Кто может воспользоваться монетизацией льгот в 2020 году?
Незащищенным и особо заслуженным гражданам России положен широкий перечень государственных льгот. Но часто случается так, что льготник не имеет возможности воспользоваться предоставленной привилегией по причине ограниченной подвижности или проживания в отдаленном населенном пункте. В таких случаях становится актуальной монетизация льгот, позволяющая заменить социальные услуги денежной компенсацией.
Закон о монетизации
Монетизация льгот – это процедура, предусматривающая отказ от льготы в натуральном выражении в пользу эквивалентной ей денежной суммы. Введена она была в процессе проведения социально-экономической реформы 2004 года. На тот момент стало ясно, что унаследованная от СССР система льгот является непомерным бременем для федерального бюджета. Ситуация осложнялась также и наличием большого количества связанных с льготной системой проблем:
- коррупцией, по причине которой привилегиями пользовались не реальные льготники, а купившие себе статус лица;
- хищением бюджетных средств – например, активно развивался теневой бизнес по реализации государственных лекарств, которые так и не доходили до нуждающихся в них граждан;
- убытками муниципального транспорта (большое количество льготников, в том числе получивших свое право незаконно, привело к тому, что практически половина билетов не оплачивалась);
- несправедливостью по отношению к деревенским жителям, которые лишены возможности реализовать свое право на льготы в связи с отсутствием необходимой инфраструктуры.
Для исправления сложившейся ситуации 22 августа 2004 года был принят закон №122-ФЗ, получивший народное название «закон о монетизации». Официальное название документа состоит из 55 слов и в обиходе практически не используется.
Закон внес следующие существенные изменения в существующий на тот момент порядок.
- Льготники были поделены на федеральных и региональных. Соответственно, и помощь им оказывалась из того бюджета, за которым они были закреплены. Так, привилегии для ветеранов труда и пенсионеров теперь стали устанавливаться региональными властями, что по факту привело к потере ими большей части социальных выгод.
- Ряд федеральных льгот был заменен денежной компенсацией.
- Регионам предоставили выбор способа предоставления льгот – натуральный или денежный. Но при принятии второго варианта субъектам обеспечивались дотации в размере 40% от общего бюджета на выплату компенсаций.
Общество отрицательно отреагировало на введение подобных мер, что выразилось в серии протестов по всей стране. Обостряло ситуацию то, что в первые годы монетизации льготнику не предоставлялся выбор между натуральной и денежной формами получения государственной помощи. Льготы в обязательном порядке подлежали замене денежной компенсацией. С тех пор прошло более 13 лет, и отношение к монетизации изменилось в лучшую сторону, так как многие льготники оценили преимущества такого способа получения господдержки.
Перечень подлежащих монетизации льгот
Монетизации подлежат льготы из так называемого набора социальных услуг (далее НСУ), предусмотренного законом №178-ФЗ от 17.07.1999 г. «О гос. социальной помощи».
Статья 6.2 закона устанавливает следующий состав НСУ.
- Обеспечение бесплатными медицинскими препаратами и изделиями по рецепту врача. Детям-инвалидам дополнительно полагается специализированное лечебное питание.
- Предоставление бесплатных путевок в санаторно-курортные учреждения.
- Льготный проезд до места лечения на железнодорожном пригородном и международном транспорте в обе стороны.
Несовершеннолетние инвалиды, а также лица с 1 группой инвалидности в рамках НСУ получают дополнительные путевки в санаторий и оплату дороги в обе стороны для сопровождающего лица.
Кто вправе монетизировать льготы?
Гарантированно отказаться от социального пакета в пользу денег могут федеральные получатели НСУ. Их перечень закреплен ст. 6.1 закона №178-ФЗ и представлен следующими категориями граждан:
- инвалидами войны;
- участниками ВОВ;
- участниками боевых действий на территории Афганистана, Чечни и других иностранных государств;
- блокадниками Ленинграда;
- лицами, имеющими стаж работы на военных объектах в период ВОВ;
- гражданами, проходившими военную службу в годы ВОВ, но не участвовавшими в боевых действиях;
- членами семей погибших участников ВОВ и иных боевых действий;
- инвалидами, в том числе несовершеннолетними.
Региональным льготникам возможность заменить привилегии денежной компенсацией предоставляется в зависимости от политики местных властей. В большинстве субъектов РФ принята смешанная схема, при которой монетизировать можно только определенные виды льгот. Чаще всего денежные компенсации назначаются за право бесплатного пользования местным общественным транспортом.
Перечни региональных льготников могут различаться, но, как правило, в них попадают:
- ветераны труда;
- дети-сироты;
- многодетные семьи;
- пенсионеры;
- лица, пострадавшие от радиации;
- малоимущие граждане;
- врачи и учителя из сельской местности.
Региональных льготников не всегда наделяют правом выбора между натуральной и денежной формой предоставления госпомощи. Например, для ветеранов труда ряд льгот заменен фиксированной денежной выплатой.
Оформление денежной компенсации
Федеральным льготникам для отказа от натуральной помощи в пользу денежных выплат необходимо посетить отделение ПФР по месту жительства. Помимо заявления, туда необходимо подать:
- паспорт;
- документ, подтверждающий право на НСУ (справку об инвалидности, ветеранское удостоверение и т. п.);
- справку от ПФР о наличии права на льготы (если она получалась ранее).
В заявлении нужно подробно расписать, от каких услуг социального пакета вы отказываетесь.
При желании можно оставить за собой часть льгот, а от тех, в которых нет необходимости, отказаться. Например, если необходимых вам медикаментов нет в федеральном перечне, вы можете подать отказ от льгот на лекарства, но сохранить право на санаторно-курортное лечение и компенсацию проезда до места отдыха.
Заявление о назначении выплат со следующего года должно быть подано до 1 октября текущего года. То есть начать получать компенсацию в 2020 году уже не получится, оформить ее можно только уже на 2020 год. Такой строгий подход к соблюдению сроков объясняется тем, что в 4 квартале закладывают бюджет на выплаты будущего года, и его размер зависит от количества отказавшихся от льгот граждан. При опоздании с подачей заявления следующая возможность монетизировать льготы представится почти через год.
Направить документы в ПФР можно и через многофункциональный центр. Лица, которые не в состоянии лично посетить госучреждения, могут подать заявление через законного представителя, на которого выписана нотариально заверенная доверенность.
Размер выплат
Денежная компенсация НСУ подлежит индексации с 1 февраля каждого года. Ее последняя величина установлена постановлением Правительства №74 от 26.01.2018 года и составляет 1075,19 рублей. В состав выплаты входит:
- 828,14 рублей за медикаменты;
- 128,11 рублей за путевки в санаторий;
- 118,94 рублей за компенсацию проезда до мест отдыха.
Федеральным льготникам выплата ежемесячно перечисляется вместе с ЕДВ. Если какие-то льготы были сохранены, выплата уменьшается на соответствующую им сумму.
Размеры региональных компенсаций устанавливаются властями субъектов РФ. Например, пенсионерам Московской области раз в год выплачивают 1000 рублей в качестве компенсации проезда в столицу. Во многих регионах предоставляется фиксированная выплата за проезд в городском транспорте, размер которой варьируется в пределах 400-700 рублей. О местных льготах и компенсациях можно узнать в территориальных органах соц. защиты.
Как заменить льготы на денежные выплаты пенсионерам?
Достижение пенсионного возраста не является основанием для назначения выплат на федеральном уровне. Получить компенсацию за льготные лекарства, путевки в санаторий и проезд пенсионер может только при наличии дополнительных факторов, дающих право на пользование НСУ (инвалидность, участие в боевых действиях и пр).
Определенные категории пенсионеров также могут претендовать на компенсацию услуг ЖКХ. Данный вид льгот монетизирован по всей стране. Порядок выплаты компенсации таков: получатель льготы оплачивает коммунальные услуги в полном объеме, после чего государство возвращает на его банковский счет от 50% совершенного платежа. Такие выплаты в 2020 году предоставляются инвалидам, ветеранам труда, участникам ВОВ и других военных кампаний, чернобыльцам и имеющим государственные награды гражданам.
Пенсионеры, не имеющие дополнительных льготных оснований, могут рассчитывать только на компенсации по капитальному ремонту:
- после 70 лет – в размере 50%;
- после 80 лет – в размере 100%.
На уровне субъектов РФ пенсионерам со званием ветерана труда выплачивается ежемесячная компенсация, размер которой в среднем по стране составляет 600 рублей. Состав дополнительных выплат может различаться в зависимости от региона. Это могут быть компенсации проезда в городском транспорте, услуг телефонной связи и т. п.
Закон о монетизации льгот в свое время вызвал бурный протест со стороны льготников, но сегодня многие добровольно отказываются от натуральной помощи в пользу денежных выплат. Это сельские жители, лица, не нуждающиеся в медикаментах, а также те, кто по состоянию здоровья не может отправиться в поездку. Таким гражданам выгоднее получить компенсацию, пусть и в очень скромном размере, чем сохранять льготу, которой они все равно не имеют возможности воспользоваться.
Не сильно денежная: монетизации льгот и ЕДВ — 15 лет
В Татарстане впервые сократили расходы бюджета на ежемесячную денежную выплату
Пятнадцать лет назад в России приняли нашумевший закон о монетизации льгот. Тогда в конце июля — начале августа 2004 года по стране прокатились широкомасштабные акции протеста чернобыльцев, инвалидов, пенсионеров и других категорий льготников. Тем не менее закон о замене бесплатных услуг ежемесячной денежной выплатой (ЕДВ) вступил в силу. Размер выплаты ежегодно индексировали на величину инфляции. «Реальное время» изучило, как за это время изменилась «покупательная способность» ЕДВ и почему в последнее время количество получателей компенсации заметно сократилось?
Индексация с инфляцией не сходятся
Понятие ежемесячной денежной выплаты — ЕДВ — было введено в августе 2004 года Федеральным законом №122-ФЗ с целью замены льгот социально незащищенным категориям граждан в натуральной форме на денежные компенсации. Закон оговаривал обязанность субъектов РФ и муниципальных образований «вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств».
С учетом этого требования и инфляционных процессов размер ЕДВ, который у разных категорий льготников сильно разнится, неоднократно индексировался. Впрочем, получатели выплат жалуются, что ЕДВ изначально не была адекватной заменой натуральным льготам, а реальный рост цен при индексации выплаты с учетом инфляции дополнительно ее удешевил.
К примеру, в Татарстане реальный размер ЕДВ только с 2013 по 2019 год фактически упал на 16%. Средний размер выплат в Татарстане на 1 января (до последней индексации в феврале 2019 года) составил 2,2 тыс. рублей, на 1 февраля — 2,3 тыс. рублей, а всего с 2013 года он вырос на 500 рублей, или на 30%. Однако при этом с мая 2013 года по май 2019-го накопленная инфляция составила 50,8% (цены на товары выросли в 1,5 раза).
Ешь — не хочу на 520 рублей
Если отбросить малочисленную категорию Героев Советского Союза, России, кавалеров Ордена Славы и Героев соцтруда, то самыми «богатыми» получателями ЕДВ можно считать инвалидов войны, инвалидов-чернобыльцев, инвалидов I группы.
— На момент перехода от натуральных льгот к ЕДВ инвалиды I группы — ликвидаторы последствий аварии на Чернобыльской АЭС получали бесплатные лекарства, 50-процентную льготу на проезд в общественном транспорте, бесплатные санаторно-курортные путевки с бесплатным проездом к месту лечения, 50-процентную скидку по оплате жилищно-коммунальных услуг на всех членов семьи, — рассказал «Реальному времени» президент Татарстанской республиканской общественной организации инвалидов «Союз Чернобыль» Александр Барсков. — При этом, если бесплатную путевку в санаторий мне не предоставляли (из-за дефицита мест, — прим. ред.), то я покупал ее сам, и мне из Фонда соцстраха частично компенсировали ее стоимость, а проезд в санаторий и обратно и в этом случае оставался бесплатным.
Сейчас, говорит Барсков, если путевок у Фонда соцстраха для него нет, он ездит лечиться за свой счет и компенсаций не получает. А с его товарищем из Азнакаево недавно случился неприятный курьез. Ему дали санаторную путевку, но добираться до места лечения надо было на двух видах транспорта — поезде и автобусе. Так вот, стоимость проезда на поезде ему компенсировали, а проезд до поезда на автобусе — нет.
Что такое «большая чернобыльская ЕДВ», Александр Барсков разложил на собственном примере:
— Я получаю около 3 300 рублей в качестве компенсации льгот плюс 50-процентную компенсацию за ЖКУ, которая дается на меня одного, члены семьи платят по полной. И еще 520 рублей в месяц доплачивается на питание — чернобыльцам полагается специальный рацион, это официально утвержденный набор продуктов. Он сейчас реально стоит не 520, а около 10 тысяч рублей. Из ЕДВ также надо вычесть покупку месячного проездного билета — около 500 рублей. Ну а если я хочу получать бесплатные лекарства, путевки в санатории с бесплатным проездом к месту лечения — вычитаем еще 1 500. Но в санаторий я каждый год по бесплатной путевке не езжу: очередь на путевки на несколько лет. А вычитают из ЕДВ эту сумму каждый год. При этом поездка в санаторий за свой счет «не считается»: компенсацию за проезд к месту лечения в этом случае не дают.
В пересчете на «Оку»
— У меня — «военная» ЕДВ, 5 тысяч рублей, — говорит инвалид 1 группы, в прошлом офицер Александр Шумков. — Когда вводили выплату взамен натуральных льгот, мне раз в семь лет бесплатно выделяли самый дешевый автомобиль. Тогда это была «Ока». И на тот момент я, условно говоря, мог бы, откладывая часть ЕДВ, за 7 лет накопить на «Окушку». Сейчас самая дешевая машина — «Лада Гранта». Если я буду откладывать всю ЕДВ в копилку, то за семь лет наберу 420 тысяч. Стоимость «Гранты» в самой скромной комплектации на сегодня — от 440 тысяч. При этом раньше инвалиду еще давали небольшую сумму на бензин — это вообще никак не компенсировали.
А ведь ЕДВ — это не только голая «компенсация» за машину для инвалида, напомнил Шумков. Предполагается, что из этих денег инвалид должен покупать еще и лекарства, и путевки в санаторий (с оплатой сопровождающего), и оплачивать проезд до него (включая проезд сопровождающего). Сейчас санаторий — раз в несколько лет и без сопровождающего. И исчезла возможность раз в год бесплатно прокатиться через всю страну на поезде — не для лечения, а просто так, в гости или туристом:
— Проезд с октября по май был бесплатным. Условно говоря, захотел — и посмотрел Байкал или Амур. А теперь уже не получится, за свои-то деньги при нынешних ценах.
Александр Шумков говорит, что только за последние пять лет лекарства выросли в цене в два раза, а в списке бесплатных остались только копеечные, в результате менять «натуральную» лекарственную льготу на копеечную компенсацию нет выгоды, а лечиться тем, что дают — без толку.
Хуже ЕДВ — только электронный сертификат?
Гаранин говорит, что, по его сведениям, инвалиды, проживающие в сельской местности, даже сильно ужавшейся вследствие инфляции ежемесячной выплатой вполне довольны, поскольку это — столь важные на селе живые деньги. «Довольны те, кто никуда особо не выезжал и натуральными льготами на оплату ЖКУ не пользовался, так как живет в своем доме», — уточнил собеседник «Реального времени».
По его словам, инвалиды, давно привыкшие экономить в расходах, сейчас озабочены не скромным размером ЕДВ, а грядущим продолжением монетизации льгот — повсеместным внедрением электронных сертификатов на средства технической реабилитации:
— Инвалидная коляска, которая состоит из тех же деталей, что и велосипед, превосходит его по цене в пять раз. Непрезентабельные с виду ортопедические ботинки, которые сшиты на заказ, стоят вдвое-втрое дороже также недешевой массовой ортопедической обуви в салонах — до 20 тысяч рублей! Если произойдет масштабное внедрение электронных сертификатов, предприятия, которые производят такие товары, просто разорятся, ведь себестоимость их продукции очень высока, и выживают они только за счет больших объемов заказов.
Как только клиенты предприятий, изготавливающих продукцию для инвалидов, перейдут на сертификаты, объемы закупок упадут, и предприятия разорятся, считает Владимир Гаранин. Инвалиды от этого не выиграют: сертификаты выдаются на ограниченную сумму, при выборе более дорогого средства технической реабилитации инвалиду придется самому оплачивать разницу в цене.
Экономия в цифрах
ЕДВ в РТ получают 336,7 тыс. человек — практически каждый десятый житель Татарстана. В том числе — 279,3 тыс. инвалидов. А расходы бюджета Татарстана на социальную поддержку льготников, которые с 2011 года постоянно росли, в 2018-м резко сократились.
Монетизация льгот — 5 причин взять льготы деньгами
Монетизация льгот – позволяющая заменить льготы пенсионерам денежными выплатами. В этой статье мы подробно разобрались как правильно поступить, от каких льгот можно отказаться в пользу денег, и на какие суммы можно рассчитывать. Читайте обо всем этом ниже.
Законодательная база
Реформа, предполагающая замену социальных льгот денежными выплатами, была проведена для урегулирования вопроса компенсации официальным категориям льготников, которых до указанного времени «набралось» более половины населения страны. Монетизация льгот должна была восстановить убытки федерального бюджета, которые образовались вследствие обязательного предоставления компенсации.
Понятие «монетизация льгот» и ее воплощение привело к массовым забастовкам по всем городам России. Все основывалось на том факте, что в короткие сроки у людей льготной категории стали «отбирать» определенные привилегии, но при этом предусматривалась денежная доплата, которая могла быть использована для покрытия пробела в собственном бюджете.
Процедура была проведена после заключения, что почти все льготники не могут воспользоваться представленными льготными услугами в полном объеме. К примеру, на инвалида первой группы выделяются средства для посещения санаторно-курортного лечения, но получатель не может воспользоваться подобной возможностью.
Сейчас можно подать отказ от льгот подобного характера и получать за это денежную компенсацию.
Федеральный закон о монетизации льгот № 122 регулирует всю процедуру. К общему списку свода законов, регулирующих вопрос, следует отнести и ФЗ № 178 2015 года, содержащий весь перечень услуг, от которых льготные категории могут отказаться – к примеру, от лекарственного обеспечения или бесплатного проезда в общественном транспорте. Подать заявление на отказ следует до 1 октября текущего года. Заявка вступит в силу с января следующего года.
От каких льгот можно отказаться в пользу денег
Законами предусмотрены денежные выплаты на:
- лекарственное обеспечение;
- санаторно-курортное лечение;
- бесплатный проезд в транспорте.
В индивидуальных случаях можно получить выплаты для оплаты коммунальных услуг.
В соответствии с представленным списком возможны следующие действия:
- отказ от льготы на лекарства;
- отказ от бесплатного получения лекарств и лечения в государственных медицинских учреждениях;
- отказ от предоставления денежных средств на проезд.
Отказаться можно только от одной льготно предоставляемой услуги, частично или полностью.
Категории льготников
Монетизация льгот предусмотрена только для определенных категорий граждан. Право на получение денежной замены предоставляется следующим лицам:
- инвалидам;
- пенсионерам;
- многодетным семьям;
- ветеранам труда;
- матерям-одиночкам;
- ветеранам боевых действий;
- детям-инвалидам.
Каждая из категорий льготников может рассчитывать только на определенные денежные выплаты.
Размер денежной компенсации
Монетизация льгот влечет обязательную ежегодную переиндексацию денежных выплат. На 2020 год замена натуральных льгот денежными компенсациями представляется в следующих размерах:
- 833 рубля 79 коп. – сумма для оплаты лекарственных средств;
- 128 рублей 99 коп. – выплаты по пособиям относительно санаторного лечения;
- 119 рублей 75 коп. – на оплату проезда на пригородном ж/д транспорте и общегородских транспортных средствах.
В соответствии с этим, предусмотрено ежемесячно выплачивать 1082 рубля 53 копейки. Суммы указаны на 2020 год, основные положения не были заменены.
Как оформить отказ от льгот
Монетизация льгот предусматривает обязательное подписание отказа от предоставления «условной» компенсации. Только официальный отказ от льгот влечет предоставление денежной суммы к имеющейся пенсии и дотациям. Чтобы воспользоваться денежной компенсацией, надо осуществить следующие действия:
- Написать заявление в Пенсионный Фонд, в котором указать наименование организации получателя, а также собственные данные. Прописать просьбу в отказе от выбранной компенсации.
- Заявление на отказ следует подать до 1 октября текущего года. Представленные заявки делают ежегодно, чтобы с января следующего года получать компенсации в денежном эквиваленте.
- В случае необходимости можно вернуть льготы до 31 октября – то есть в течение месяца. Для возврата также следует подавать заявление на отказ в монетизации.
Дополнительных действий в монетизации проводить не придется. Поданную заявку рассматривают госслужащие регионального уровня, которые сверяют верность поданной информации о заявителе.
Чтобы получить компенсации, необходимо представить следующий перечень документов:
- оригинал и копию паспорта гражданина РФ;
- оригинал и копию пенсионного удостоверения;
- удостоверение-основание, доказывающее наличие прав пользования льготами заявителю;
- заявление – зачастую выдают готовый бланк, также заполнить форму могут сами сотрудники Пенсионного фонда.
В зависимости от ситуации, возможно, потребуются дополнительные документы. К примеру, если оформление отказа от льгот проводится представителем ребенка с наличием инвалидности, необходимо дополнительно подать оригинал и копию свидетельства о рождении.
Плюсы и минусы монетизации льгот
Новшество повлекло массовые споры с ни в чем не повинными людьми. Так, при отмене бесплатного проезда представители льготных категорий стали ругаться с кондукторами, которые не имеют никакого отношения к действиям Правительства страны.
К остальным недостаткам относят следующие моменты:
- споры и недовольства граждан – регулярные изменения влекут массовые протесты с митингами возле администраций населенных пунктов;
- необходимость ежегодного посещения Пенсионного Фонда с обязательной подачей заявления на отказ;
- нехватку полученной компенсации для восполнения необходимого приобретения услуг.
Зачастую льготники сетуют на факт, что монетизация льгот в виде полученной единовременной компенсации не может покрыть тот расход, который последовал в текущем месяце. Но при тщательном подсчете затраченных денежных средств льготники остаются с незначительной прибылью.
К примеру, пенсионерам и прочим категориям населения не удается получить льготных средств в результате развития заболевания – приходится тратить собственные деньги. От льгот в виде оплаты лекарственных средств нельзя отказываться в том случае, если имеются хронические заболевания с вероятностью обострения.
Рассмотрим преимущества, которые влечет монетизация льгот:
- при отсутствии возможности прожить на одну пенсию, можно получить денежную компенсацию за услуги, которыми льготники не могут воспользоваться в полной мере;
- полученная компенсация тратится на индивидуальные нужды, а не «оседает в карманах» Правительства вследствие не востребованности;
- значительную помощь теперь получают жители деревень, которые не могут пользоваться общественным транспортом в черте своего населенного пункта.
Ответить на вопрос, полезна ли процедура монетизации для граждан, практически невозможно. В данном случае все индивидуально. К примеру, мама-одиночка имеет возможность получения льготных лекарств на ребенка, который болеет максимум 1 раз в год. Отказавшись от них, она может ежемесячно получать денежную компенсацию, на которую купит что-то необходимое ребенку.
Закон “о монетизации льгот”
22 августа 2004 года президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон №122 “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”.
Федеральный закон за некоторыми исключениями вступил в силу с 1 января 2005 года.
Монетизация льгот — замена натуральных льгот денежными компенсациями.
Сама система льгот сформировалась в нашей стране в советское время. Примерно до 1980-х годов льготы распространялись на относительно небольшое количество граждан. В 1980-1990 годы, когда экономика страны начала рушиться, количество льгот было резко расширено.
По данным министерства финансов РФ, до 2005 года только на федеральном уровне существовало около 120 видов льгот, которыми пользовались свыше 200 категорий получателей. Всего правом на льготы обладало более 103 миллионов человек, или около 70% населения. Ими, в частности, пользовались около 20 миллионов ветеранов труда, более 1 миллиона участников ВОВ, 800 тысяч инвалидов войны и лиц, приравненных к ним, а также 5,2 миллиона тружеников тыла и 880 тысяч семей погибших и др.
Закон “о монетизации льгот” был направлен на пересмотр федерального законодательства в части, касающейся разграничения полномочий между органами власти различных уровней и их финансового обеспечения.
Для населения данная реформа означала разделение всех льготных категорий получателей на региональные и федеральные.
— инвалиды, включая детей-инвалидов;
— бывшие несовершеннолетние узники фашизма;
— лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний;
— лица, удостоенные звания Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации либо кавалера ордена Славы трех степеней (полный кавалер ордена Славы);
— члены семей умерших (погибших) Героев или полных кавалеров ордена Славы (вдова (вдовец), родители, дети в возрасте до 18 лет, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, и дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения);
— лица, удостоенные звания Героя Социалистического Труда либо награжденные орденом Трудовой Славы трех степеней (полные кавалеры ордена Трудовой Славы).
В отношении граждан, социальная поддержка которых относилась к полномочиям федеральных органов государственной власти, законом устанавливалась замена основой части натуральных льгот ежемесячными денежными выплатами (ЕДВ).
Первоначально разработчики закона предполагали заменить все натуральные льготы “живыми” деньгами, что вызвало широкий общественный резонанс. Было принято решение наиболее значимые льготы сохранить в натуральном виде. Они составили так называемый “социальный пакет” (в 2005 году — 450 рублей). В него вошли: предоставление бесплатных лекарств (из специально составленного и утвержденного Минздравсоцразвития списка лекарственных средств), санаторно-курортное лечение, включая льготный проезд до места лечения и бесплатный проезд в пригородном железнодорожном транспорте.
Начиная с 2006 года, гражданин может отказаться от “социального пакета” (полностью или частично) и получать соответствующие денежные выплаты.
Все остальные льготы были переведены в денежные компенсации, которые должны ежемесячно выплачиваться в размере, установленном законом. Выплачивать их поручено Пенсионному фонду РФ вместе с пенсией. При наличии у человека права на меры социальной поддержки по нескольким основаниям денежная компенсация предоставляется по одному из них. Одновременно с базовой пенсией, которая по законодательству индексируется в зависимости от инфляции, повышаются и социальные выплаты с постоянным коэффициентом индексации.
Региональным властям предписывалось разрабатывать свои механизмы монетизации, но положение льготников не должно было ухудшаться.
Реформа так или иначе затронула более 40 миллионов человек: около 14 миллионов федеральных льготников (например, инвалидов, военнослужащих, участников Великой Отечественной войны, чьи льготы оплачивал федеральный бюджет), и до 30 миллионов региональных (ветеранов труда, пенсионеров, издержки по предоставлению льгот которым лежали на местных бюджетах).
На замену льгот денежными компенсациями в федеральном бюджете 2005 года было заложено 171,8 миллиарда рублей. Чтобы стимулировать местные власти к проведению реформы, центр пообещал в случае проведения монетизации компенсировать регионам 40% расходов.
Полностью монетизировали льготы с 1 января 2005 года только четыре региона: Вологодская, Тверская, Пензенская области и Татарстан.
Ряд регионов, среди которых Красноярский край, Северная Осетия, Хакасия, Дагестан, Ханты-Мансийский автономный округ, Калининградская и Новгородская области, оставили прежнюю систему натуральных льгот. Большинство же ввели смешанную форму социальной поддержки населения.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Источники:
http://lgotnikam.ru/zakon-o-monetizatsii-lgot-kto-mozhet-ej-vospolzovatsya-v-2019-godu/
http://subsived.ru/lgoty/monetizatsiya-lgot
http://realnoevremya.ru/articles/146613-monetizacii-lgot-i-edv-ispolnilos-15-let
http://lgoty.net/pensioneram/monetizatsiya-lgot.htm
http://ria.ru/20140822/1020733174.html