Малое инновационное предприятие имеет льготы
Налоговые льготы как форма государственной поддержки малых инновационных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»
Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Митрофанова И.А., Волкова Ю.И.
В статье рассматривается современная система льготных налоговых режимов, предоставляемая субъектам малого бизнеса, а также анализируются основные недостатки действующего режима налогообложения . Представлен один из методов модификации налогового режима в сфере малого инновационного бизнеса.
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Митрофанова И.А., Волкова Ю.И.
Текст научной работы на тему «Налоговые льготы как форма государственной поддержки малых инновационных предприятий»
Налоги и налогообложение
НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ КАК ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
И. А. МИТРОФАНОВА,
кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры экономики и управления Е-mail: MitrofanovaIA@ramЫer. ги
студентка факультета экономики и управления Е-mail:voobragulka@yandex. ш Волгоградский государственный технический университет
В статье рассматривается современная система льготных налоговых режимов, предоставляемая субъектам малого бизнеса, а также анализируются основные недостатки действующего режима налогообложения. Представлен один из методов модификации налогового режима в сфере малого инновационного бизнеса.
Ключевые слова: налог, льготы, налогообложение, малое инновационное предприятие, система, режим.
Развитие современной экономики невозможно без существования и эффективного функционирования сферы малого бизнеса, в том числе предприятий, непосредственно связанных с инновационной деятельностью. Развитие малого бизнеса – один из приоритетных методов решения не только экономических, но и социальных проблем на федеральном и региональном уровнях. Во-первых, благодаря предприятиям малого бизнеса происходит снижение уровня безработицы, так как именно они формируют основную часть рабочих мест в стране или средний класс. Во-вторых, малый бизнес спо-
собствует диверсификации экономики и развитию конкурентоспособной среды, что выгодно покупателям. В-третьих, преимуществом малых субъектов перед предприятиями крупного бизнеса является то, что они более мобильны, компактны, и в случае банкротства отрицательный результат их деятельности никак не отразится на экономическом росте экономики страны.
Относительно деятельности малых инновационных предприятий можно отметить следующие преимущества:
– в малом бизнесе существуют подходящие условия для развития творческой деятельности;
– малые предприятия могут заниматься разработками и освоением инноваций в областях, которые для крупных предприятий являются неперспективными и даже рискованными;
– малым субъектам свойственно развитие оригинальных нововведений;
– на малых предприятиях все этапы создания инновационного продукта находятся под контролем единого руководства в отличие от круп-
ных организаций, где разработкой, внедрением, производством и сбытом занимаются разные специализированные структуры;
– в малом бизнесе происходит концентрация средств и усилий на заключительной стадии производства продукта, а также на стадии продвижения своего нововведения до конкретных потребителей;
– средние затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки малых фирм превышают показатель крупных предприятий, что способствует их быстрому появлению и распространению на рынке инноваций. Однако, несмотря на все существенные преимущества сферы малого бизнеса, на современном этапе развития общества остро стоит проблема открытия и эффективного (прибыльного) функционирования таких предприятий, в особенности организаций инновационного характера, доля которых составляет примерно 1,5-3 % от общего количества малых и средних предприятий (рис. 1).
Прослеживается отрицательная динамика развития предприятий, непосредственно связанных с инновационной деятельностью. Численность данных субъектов предпринимательства в 2008 г. по сравнению с 2007 г. сократилась на 110 организаций, а к 2009 г. – еще на 48.
В России малый бизнес набирает обороты в сфере розничной торговли, предоставления услуг, в общественном питании, в строительстве, мелком ремонте, т. е. в видах экономической деятельности, не требующих значительных первоначальных затрат [9]. Между тем сфера информационных
Рис. 1. Динамика численности научно-исследовательских организаций в 2007-2009 гг. [8]
технологий, научно-технических новшеств и информации практически не осваивается (рис. 2). Причинами такого положения, по мнению авторов, служат следующие:
– для открытия малого предприятия необходимы большие капитальные вложения, которые в связи с растущей монополизацией государства в сфере науки и техники отсутствуют, как и отсутствует инфраструктура, которая могла бы переводить разработки в производство;
– для того чтобы дать предприятиям, которые занимаются инновационными продуктами, свободно развиваться, Правительству РФ необходимо пересмотреть существующее налоговое законодательство, усовершенствовав налоговые льготы, которые выступают основным инструментом снижения налогового бремени, тем самым стимулируя работу предприятий, обеспечивая соблюдение налогового законодательства и, как следствие, рост доходов государства [3, с. 2].
В настоящее время существуют налоговые льготы для малого бизнеса в виде упрощенной системы налогообложения, системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость.
В Налоговом кодексе РФ выделено два основных налоговых режима деятельности малых предприятий.
Общая система налогообложения. Субъекты малого предпринимательства уплачивают налоги всех уровней бюджета, установленные Налоговым кодексом РФ (федеральные, региональные и местные). Этот режим, под который подпадает практически каждое предприятие при открытии и регистрации, если не подано заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения [3, с. 6]. Характерной особенностью этого режима является уплата предприятием налога на добавленную стоимость, если сумма выручки за квартал не превышает 2 млн руб. без учета налога на добавленную стоимость [4, с. 5].
От уплаты данного вида налога можно уклониться и в случаях, если предприятие в течение трех предшествующих последо-
вательных календарных месяцев не реализовывало подакцизных товаров, а также не вывозило товары на таможенную территорию РФ [5, ст. 145]. Еще одной чертой деятельности малых предпри- 35,3
ятий в условиях общего режима налогообложения является выплата налога на прибыль, налога на имущество и обязательных страховых взносов.
Система налогообложения ™ в виде специальных налоговых ^ режимов (система налогообло- ЕЭ жения для сельскохозяйственных ^ товаропроизводителей (ЕСХН), □ упрощенная система налого обложения (УСН), система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) [5].
Несмотря на существование этих льготных налоговых режимов, большая часть малых предприятий подлежит налогообложению по традиционной системе налогообложения, т. е. они уплачивают в государственный бюджет налоги всех видов, число таких предприятий составляет около 500 000. По упрощенной системе налогообложения работают всего лишь 50 000 малых предприятий, что составляет 10 % от общего числа зарегистрированных субъектов малого бизнеса [3, с. 7].
Такое положение объясняется рядом недостатков действующего режима упрощенной системы налогообложения [2, с. 36], к числу которых можно отнести:
ограничения по переходу на данную систему налогообложения (например, размер дохода, число работников на предприятии, наличие филиалов и дочерних компаний и др.);
Оптовая и розничная торговля, ремонт авто- и бытовых изделий Операции с недвижимым имуществом, аренда Обрабатывающие производства Строительство
Научные разработки и инновационно-исследовательская деятельность
Рис. 2. Динамика численности малых предприятий (без учета микропредприятий) по видам экономической деятельности на конец 2010 г.,
тыс. предприятий [8]
– вынужденный характер возврата к общему режиму налогообложения с большими налоговыми затратами при потере прав использования упрощенной системы;
– невозможность возвратиться в общую систему налогообложения на протяжении одного года при нарушении определенных правил;
– реальные трудовые затраты на ведение учета по расходам при использовании объекта налогообложения «доходы за минусом расходов»;
– необходимость взимания минимального налога при убыточной деятельности предприятия. Следует отметить, что доходы, полученные от
взимания налогов по упрощенной системе налогообложения, крайне малы. В целом по РФ величина таких поступлений составляет около 2 % от общего объема налоговых платежей [2, с. 37].
Динамика налоговых поступлений в РФ представлена в табл. 1, 2.
Налоговые поступления от специальных налоговых режимов в общем объеме налоговых поступлений федерального бюджета в РФ в 2007-2009 гг.
Показатель 2007 2008 2009
Тыс. руб. % к итогу Тыс. руб. % к итогу Тыс. руб. % к итогу
Налоговые доходы федерального бюджета, всего 5 149 777 610 100 6 098 524 100 4713 122 237 100
– УСН 84 078 371 1,63 119 628 894 1,96 109 443 839 2,32
– ЕНВД 56 265 696 1,09 62 967 538 1,03 63 899 587 1,46
– ЕСХН 1 525 566 0,03 2 420 448 0,04 2 165 987 0,05
Источник: составлено авторами по [2].
проблемы и решения ^ 41
Налоговые поступления от специальных налоговых режимов в общем объеме налоговых поступлений местных бюджетов РФ в 2007-2009 гг.
Показатель 2007 2008 2009
Тыс. руб. % к итогу Тыс. руб. °% к итогу Тыс. руб. °% к итогу
Налоговые доходы местных бюджетов, всего 572 466 966 100 712 413 849 100 713 029 954 100
– УСН 11 695 737 2,04 10 108 046 2,68 14 563 253 2,4
– ЕНВД 48 898 641 8,54 54 878 879 7,07 56 097 251 7,87
– ЕСХН 1 059 538 0,18 1 798 943 0,25 1 691 972 0,24
Источник: составлено авторами по [2].
Влияние ЕНВД на формирование доходов местных бюджетов является более существенным: с 2007 по 2009 г. доля поступлений составила 7-8 % по РФ, что в несколько раз превышает долю поступлений от УСН и ЕСХН. Если анализировать темпы прироста поступлений по налоговым режимам в РФ, то и здесь прослеживается их неравномерность (рис. 3).
Основными преимуществами всех специальных режимов для субъектов малого бизнеса по сравнению с общим режимом налогообложения, по мнению авторов, является, во-первых, меньшее количество взимаемых налогов. Если по общей системе с малого предприятия должно взиматься четыре налога, то в упрощенной системе – всего один (единый налог). Во-вторых, расчет единого налога достаточно прост, вследствие чего налогоплательщику приходится оформлять только одну налоговую декларацию, т. е. при данном режиме происходит снижение налоговой отчетности. Кроме того, предприятию нет необходимости предоставлять в налоговые органы баланс со всеми соответствующими
Недостатки открытия малого инновационного предприятия при ВУЗе
С 80-х годов прошлого века в России стали появляться малые предприятия с проектами-инновациями. Их создание обеспечивает развитие новаторских проектов и способствует стабильному развитию экономической сферы. В тяжелое десятилетие 90-х снижение бюджетной поддержки и инвестиционных вложений привели к сокращению научных проектов.
Сегодня малый бизнес набирает обороты, но сохраняет нестабильность. Его прибыльность стала значительно меньше, так как сократились инвестиционные вложения.
В вузах Центрального федерального округа в настоящее время отмечается активизация. Лидирует Белгородская область, а также учебные заведения Черноземья: Воронежской и Тамбовской областей.
Создание малых предприятий на базе образовательных учреждений расширяет возможности научного сообщества, позволяя увеличить спектр платных услуг, создавать рабочие места, повышать конкурентоспособность участия в государственных программах.
Законодательство России
Малое инновационное предприятие (МИП) – это перспективная форма бизнеса. Новаторское направление в экономике страны занимает не значительный процент, но оказывает большое влияние на её развитие.
- 90% продукции представлено на рынке менее трёх лет;
- маленький по численности коллектив учёных, изобретателей, инженеров;
- первоначальный капитал – личные сбережения организаторов.
Правовая основа – федеральный закон 217 ФЗ от 2009г. Закон регламентирует практическое применение университетами результатов научных трудов с целью получения дохода.
A post shared by Группа Компаний «Инновация» (@innovation_geo) on Nov 18, 2018 at 2:10pm PST
Деятельность новаторских организаций в рамках законодательства основывается на Гражданском, Налоговом, Бюджетном кодексах и других нормативно-правовых актах, определяющих юридические нормы функционирования малого бизнеса.
Способы организации малых инновационных предприятий
Формы организации МИП разнообразны. Их классификация зависит от вида деятельности и сферы применения.
- малая научная организация;
- малая исследовательская фирма;
- венчурная фирма;
- научный парк;
- технопарк;
- технологический центр;
- учредительный центр;
- инкубатор;
- «Спиноф»;
- научно-технический альянс;
- технополис;
- венчурная фирма.
Получить больше государственных льгот, расширить спектр возможностей позволяет создание бюджетных научных и автономных научных учреждений.
Бюджетное учреждение не может отчуждать имущество. Автономное имеет ограничения лишь на ряд значимых объектов. Также оно обладает большими финансовыми свободами.
Малые инновационные предприятия при вузах
В юридической литературе рассматривается предпринимательская деятельность университетов посредством реализации инноваций.
МИП создаются с целью получения дополнительной прибыли и эффективного осуществления научно-практической работы. Это единственный способ коммерческой реализации интеллектуальной деятельности бюджетного учреждения.
Разработки учёных или учащихся, созданные на экспериментальной базе бюджетной образовательной организации, являются интеллектуальной собственностью учреждения. Для получения дохода от ноу-хау на базе заведения создаётся малое предприятие. Уставной капитал фирмы должен быть от 1,5 миллиона рублей.
Разрешается использовать собственные средства или долями (личные, средства инвестора). Доля денежных средств института – минимум треть. Остальную сумму вносят другие участники.
В ФЗ №217 указаны нормы реализации вузами результатов труда учёных через открытие малого предприятия. Доходы допускается направить:
- на правовую защиту разработок;
- на оплату работы авторов;
- на научную и образовательную деятельность.
Цели и задачи
Целью создания малого предприятия – прибыль от интеллектуальной деятельности.
Качественное функционирование коммерческих подразделений возможно при формировании благоприятного климата: творческий коллектив, экспериментальная база (оборудование, финансовая поддержка). Задача университета создать эту среду.
Схема функционирования
На результативность малых предприятий влияют факторы:
- развитая инфраструктура;
- эффективное взаимодействие подразделений, направленное на поддержку инноватора;
- научно-практическая база;
- взаимодействие с компаниями реального сектора экономики.
Любая инновация начинается с идеи, её разработки и доведения до продукта, готового к реализации на рынке товаров.
Жизнеспособность проекта зависит от потенциала предприятия. Он складывается из следующих составляющих:
- научно-технические;
- кадровые;
- организационные;
- материально-технические;
- рыночные (конкурентоспособность);
- финансовые.
Как создать малое инновационное предприятие:
- Уведомить руководство вуза о возможности коммерческой реализации изобретения.
- Получить патент.
- Оценить стоимость изобретения (на собрании учредителей или независимым экспертом).
- Собрать документы для открытия МИП.
- Оформить предприятие в ФНС.
- В Росстате оформить код деятельности в соответствии с осуществляемой научной работой (ОКЭВД).
- Уведомить Министерство образования.
Примеры
В 1992 году на базе Центрального научно-исследовательского института было запущено предприятие по производству армированных композитов. Разработаны уникальные модели бронежилетов и особо прочных шнуров. Сегодня предприятие «Армоком» занимает прочное положение. Работает преимущественно по государственным заказам Министерства обороны.
Интернет-магазин «Озон» – проект ООО «Рексофт» прошел сложный путь поиска инвестора. Первоначальная идея была модернизирована. Результат впечатляющий.
В 2010 году в Воронеже открыто МИП ООО «Плазменные инновационные технологии».
Цель создания – разработка энергосберегающих технологий обеспечения теплом с использованием альтернативных энергетических источников. Предприятие реализует уникальные конструкции солнечных коллекторов. Продукция конкурентоспособна.
5 фондов поддержки малых инновационных предприятий
Число фондов, финансирующих инновации, постоянно меняется. Они создаются на частной или государственной основе как значимое дополнение бюджетов. В стране насчитывается свыше 60 фондов. Они неравномерно распределены по регионам государства и направлены на поддержку разных направлений.
- Фонд содействия инновациям
Поддержка научно-технических разработок. Государственная некоммерческая организация. - Гражданские технологии ОПК
Поддержка перспективных российских компаний и проектов ОПК. - Международный фонд технологий и инвестиций
Фонд оказывает поддержку наукоёмким предприятиям малых форм. География фонда не ограничивается границами страны. Партнёры – крупные западные корпорации. - Проект Русмеко
Формирует межрегиональное виртуальное сообщество малых и средних инновационных предприятий. Цель – обмен опытом, совершенствование менеджмента. - Фонд содействия инновационной деятельности высшей школы
Финансовая поддержка новаторским проектам вузов, привлечение инвесторов, помощь в формировании инфраструктуры для создания инноваций.
Льготы для малого бизнеса: на что можно рассчитывать
Основная проблема большинства владельцев малого бизнеса — это ограниченный бюджет, который не позволяет развиваться в полную меру и вынуждает постоянно экономить то на продвижении, то на персонале, то еще на чем-то. Но есть некоторые льготы, на которые малый бизнес вправе претендовать и которые могут сильно помочь на первых порах.
Прежде чем понять, на какие льготы можно рассчитывать, нужно убедиться в том, что бизнес соответствует критериям, по которым его можно отнести к субъектам МСП.
Малый бизнес в 2019 году — критерии определения
Лимиты доходов для субъектов МСП установлены в Постановлении Правительства от 04.04.2016 № 265.
Чтобы понять, соответствует ли компания критериям малого бизнеса или нет, нужно брать в расчет не только выручку от реализации (критерий до 1 августа 2016 года), а все доходы от предпринимательской деятельности.
В 2019 году к малым относятся компании, которые, во-первых, вписываются в рамки лимита по размеру доходов в 800 млн руб. и по численности персонала в 100 человек, а во-вторых, соответствуют требованиям по доле участия других компаний в уставном капитале: для гособразований, общественных и религиозных организаций и фондов — не более 25 % в сумме; для обычных юрлиц, в том числе иностранных, — не более 49 % в сумме; для юрлиц, которые сами субъекты малого и среднего предпринимательства, ограничений нет.
С 1 августа 2016 года функционирует Единый реестр субъектов МСП, используя данные по отчетности. Доступ к этому ресурсу можно получить на сайте ФНС. Реестр позволяет убедиться в наличии и правильности внесенных данных о конкретном бизнесе. Чтобы им воспользоваться, достаточно ввести ИНН, ОГРН, ОГРНИП, название фирмы или ФИО ИП.
Почему реестр имеет значение? Потому что наличие в нем сведений о предприятии гарантирует возможность получения определенных льгот, которые полагаются малому бизнесу. Поэтому, если в реестре не оказалось сведений о вашем бизнесе или вы выяснили, что те сведения, которые есть, некорректны, не поленитесь отправить заявку и предоставить верную информацию.
Налоговые каникулы
Впервые зарегистрированные ИП могут «отправиться» в 2019 году на налоговые каникулы. Эта мера поддержки возникла своевременно, как раз в разгар экономического кризиса — с 1 января 2015 года. Налоговые каникулы, по мнению чиновников, должны стать стимулом для открытия бизнеса на фоне нестабильной ситуации в экономике.
Федеральный закон от 29.12.2014 № 477-ФЗ устанавливает срок, в течение которого зарегистрированные ИП могут применять нулевые налоговые ставки — до 31 декабря 2020 года. Воспользоваться такой возможностью могут предприниматели, соблюдающие ряд требований:
- они применяют УСН или ПСН;
- их деятельность имеет отношение к производству, социальной или научной сфере;
- доля услуг, работ или товаров, на которые распространяется налоговая ставка 0 %, составляет не менее 70 % от общего дохода.
Стоит учитывать, что налоговые каникулы действуют не более двух налоговых периодов с момента регистрации ИП. У регионов есть право самостоятельно определять виды деятельности, подпадающие под налоговые льготы, и устанавливать сроки действия каникул. В каких-то регионах ИП получают два полных льготных года, в других — только год. Также могут устанавливаться дополнительные «лимиты» в виде ограничения средней численности работников или предельного размера доходов.
В любом случае вопрос применения налоговых каникул требует уточнения на местах. Например, в Новгородской области с 1 августа 2016 года каникулы стали представлять для таких видов деятельности, которые ранее не входили в список льготных: ремонт предметов личного потребления и хозяйственно-бытового назначения, а также услуги — стирка и химчистка, парикмахерские и салоны красоты, ритуальные услуги.
В Подмосковье период действия налоговых каникул изначально был установлен до 2018 года. Однако Московская областная Дума приняла закон, продлевающий каникулы на территории региона до 31 декабря 2020 года. Льготой могут воспользоваться индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в производстве, социальной, научной сфере, а также в сфере социальных услуг населения.
Кроме того, принятый Московской областной Думой закон продлевает до 31 декабря 2020 года действие пониженной налоговой ставки в размере 10 % для налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» и осуществляющих деятельность в приоритетных для Московской области сферах — производственной, социальной или научной.
Вашему ИП или ООО меньше трёх месяцев? Расчетный счет и бухгалтерия на год в подарок по акции от Контур.Банк.
Обратите внимание на п. 14 «Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением глав 26.2 и 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства», в котором уточняется, что право на налоговую ставку 0 % по УСН и ПСН, предусмотренную для впервые зарегистрированных ИП, распространяется в том числе и на граждан, ранее прекративших статус ИП и окончивших ведение предпринимательской деятельности, но решивших ее возобновить. То есть, если вы регистрируете ИП не впервые, а повторно, то вы тоже можете воспользоваться налоговыми каникулами.
Надзорные каникулы
С 1 января 2016 по 31 декабря 2018 года для субъектов малого предпринимательства, кроме тех, кто допускал значительные нарушения за последние три года, действовали надзорные каникулы. Это послабление имело отношение и к действующим, и к вновь созданным компаниям. При этом надзорные каникулы не затрагивали малый бизнес, связанный с социальной сферой, образованием и здравоохранением. Каникулы не распространялись на виды госконтроля, предусмотренные п. 6 ст. 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ. Кроме того, надзорные каникулы не распространялись на налоговые проверки и ревизии со стороны ПФ и ФСС (Федеральный закон от 13.07.2015 № 246-ФЗ).
Накануне 2019 года президент подписал Федеральный закон от 25.12.2018 № 480-ФЗ, в соответствии с которым мораторий на плановые проверки малого бизнеса продлевается еще на два года — до 31 декабря 2020 года. Проверок не избежать только тем, кто работает в сферах, где введен риск-ориентированный подход, и юрлицам и ИП, у которых до этого уже отбирали или приостанавливали лицензию, или если ранее вступило в силу постановление о назначении административного наказания за грубое нарушение КоАП РФ или же имели место дисквалификация или административное приостановление деятельности.
Предприниматель вправе подать в орган контроля (надзора) заявление об исключении себя из ежегодного плана проверки, если обнаружит себя в плане и посчитает эту проверку незаконной. Решение по заявлению принимается в течение 10 дней со дня поступления. Если принимается положительное решение, проверка отменяется и удаляется из плана. Для поиска запланированных проверок предпринимателям лучше пользоваться сводным планом проверок субъектов предпринимательства на 2019 год на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ.
Региональные налоговые льготы
Такие льготы в 2019 году имеют право вводить местные власти. Поэтому наиболее точную информацию лучше узнавать на региональных сайтах центров поддержки предпринимательства. Проще всего воспользоваться поиском в разделе «Поддержка МСП в регионах» на Федеральном портале малого и среднего предпринимательства. Укажите регион — и вы автоматически попадете на «местный» портал малого и среднего предпринимательства.
Допустим, если вы выберете в поиске Томскую область, то выйдете на сайт «Малый и средний бизнес Томской области», на котором можно найти подробную инфографику с мерами поддержки и различными льготами.
Субсидии
Малый бизнес может претендовать на субсидию от государства. Случаи, когда она предоставляется, перечислены в Постановлении Правительства РФ от 15.04.2014 № 316. В этом же документе указан перечень документов, необходимых для получения денег.
Условия и порядок получения субсидии лучше уточнять на региональных сайтах администраций, центров развития и поддержки предпринимательства и других госструктур, связанных с проблемами предпринимательства. Например, на сайте Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы можно найти информацию по субсидиям как для начинающих предпринимателей (с момента регистрации юрлица, ИП — не более двух лет), так и для более опытных бизнесменов.
Так, московский предприниматель может рассчитывать на компенсацию лизинговых платежей, компенсацию процентов по кредитам, компенсацию затрат на приобретение оборудования и др. На сайте Департамента обозначены условия, порядок процедуры и даже приведены бланки необходимых документов.
В Контур.Журнале опубликована статья «Пошаговая инструкция: как получить субсидию от Правительства Москвы», в которой о своем опыте получения субсидии рассказывает генеральный директор Premium Telecom Лидия Царенко. Также мнением по этому вопросу делятся бизнесмены в статье «Как получить субсидию на открытие бизнеса: опыт предпринимателей».
Кадровый учет
Благодаря Федеральному закону от 03.07.2016 № 348-ФЗ с 1 января 2017 года микропредприятия освободились от ведения кадрового учета, то есть могут полностью или частично отказаться от оформления и применения таких локальных нормативных актов, как правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, положение о премировании и др.
Закон определяет, что для регулирования трудовых отношений работодателю придется включить в трудовые договоры с работниками условия, предусмотренные трудовым законодательством. Трудовые договоры заключаются на основе типовой формы.
Как только микропредприятие переходит в положение малого бизнеса, оно становится обязанным вести кадровый учет. В этом случае ему придется за четыре месяца утвердить все необходимые кадровые документы.
Учет и отчетность
Для ИП эта льгота не актуальна, поскольку они и так освобождены от обязанности вести бухучет, а для малого бизнеса важна. Подробнее ознакомиться со списком преференций можно в Информации Минфина РФ N ПЗ-3/2015.
Закупки
Согласно Постановлению Правительства РФ от 19.08.2016 № 819 c 1 января 2018 года годовой объем прямых закупок госкомпаний у субъектов МСП вырастет до 15 %. Хотя стратегия развития МСП до 2030 года, принятая в июне, подразумевает постепенное наращивание квоты до 25 % с 2018 года.
В рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ малому бизнесу предоставлен ряд льгот. В частности, как отмечается в Постановлении Правительства РФ от 11.03.2016 № 182, заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения контракта при проведении конкурсов, электронных аукционов и запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства. Также, согласно п. 8 ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, заказчик должен оплатить работы или товары не позже 15 дней с даты подписания документа о приемке.
Преференции для малого бизнеса по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ прописаны в Постановлении Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352. Так, например, документ обязывает заказчика разрабатывать, утверждать и публиковать в ЕИС перечень того, что будет закупаться только у субъектов МСП (при условии соблюдения нормы — не менее 10 % от совокупного годового объема закупок заказчика). В то же время заказчик имеет право требовать от поставщика только декларацию, подтверждающую его статус.
Льготная аренда
У малого бизнеса есть возможность заключать с региональными властями на льготных условиях договоры аренды, но в каждом отдельном случае нужно узнавать детали и условия на местах.
Например, для отдельных хозяйствующих субъектов Москвы действует несколько видов поддержки: программа «Рубль за квадратный метр», бесплатные коворкинги, преимущественное право выкупа помещения и др.
С 1 января по 31 декабря 2018 года СМП могут рассчитывать на льготную ставку арендной платы в размере 4500 руб. за кв. м в год (п. 1 постановления Правительства Москвы от 25 декабря 2012 г. № 800-ПП). При этом они должны арендовать нежилые помещения площадью до 300 кв. м, находящиеся в имущественной казне города, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов. Эта же ставка распространяется на СМП, связанный со здравоохранением и образованием, который так же арендует нежилые помещения площадью свыше 300 кв. м. Однако есть одна деталь: ставка действует для них только в том случае, если они получили до 1 апреля 2013 года заключение отраслевого органа исполнительной власти о наличии оснований для предоставления имущественной поддержки.
Чтобы иметь преимущественное право на выкуп помещения, нужно прежде всего соответствовать условиям, обозначенным в Федеральном законе от 22.07.2008 № 159-ФЗ: не иметь задолженности по арендной плате, быть включенным в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а также владеть или пользоваться арендуемым имуществом непрерывно в течение двух и более лет.
Программа «Рубль за квадратный метр» действует для московского социального бизнеса. Объекты по ней предоставляются через открытый аукцион, который проводит Департаментом города Москвы по конкурентной политике. Список объектов и лотовая документация приведена на Инвестиционном портале города Москвы, сайте для размещения информации о проведении торгов и сайте Департамента города Москвы по конкурентной политике.
Право льготной аренды получает победитель аукциона, но при условии восстановления объекта за свой счет. Ставка 1 руб. за кв.м в год начинает действовать после завершения реконструкции объекта и выполнения требований программы.
Важно также отметить, что с 3 июля 2018 года действует Федеральный закон от 03.07.2018 № 185-ФЗ, который расширяет имущественную поддержку малого и среднего бизнеса. Этот закон устанавливает бессрочное право выкупа арендуемого государственного и муниципального имущества и возможность использования земельных участков при оказании имущественной поддержки субъектам МСП.
Малому и среднему бизнесу в сфере инноваций могут предоставить новые налоговые льготы и преференции в области госзакупок
В нижнюю палату парламента поступил правительственный законопроект 1 , направленный на совершенствование системы государственной поддержки малых и средних инновационных предприятий.
Прежде всего для них предусматриваются новые налоговые льготы. Так, предлагается не облагать НДС стоимость реализуемых предпринимателями товаров, основанных на использовании в собственном производстве изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем и секретов производства (ноу-хау), реализуемых субъектами малого и среднего предпринимательства. Единственное ограничение – такую преференцию можно будет применять в пределах срока действия исключительных прав на указанные результаты интеллектуальной деятельности, но не более чем в течение пяти лет.
Похожее правило планируется установить и в отношении налога на прибыль. Необлагаемыми могут стать доходы от реализации научно-технической продукции (товаров, работ, услуг), а также от использования изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем и секретов производства (ноу-хау) в собственном производстве. Срок применения этого освобождения аналогичен сроку, предлагаемому для целей исчисления НДС.
Об упрощенных способах ведения бухучета субъектами малого предпринимательства читайте в “Энциклопедии решений. Бухгалтерский учет и отчетность” интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Для малых и средних предприятий, желающих участвовать в госзакупках, также предусматриваются льготы. Например, возможность участвовать в электронном аукционе без предоставления заказчику обеспечения заявки (денежных средств или банковской гарантии) на участие в конкурсе или аукционе.
По мнению Правительства РФ, предложенные изменения позволят создать эффективную систему государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, которая, в свою очередь, будет положительно влиять на рост инновационной активности, увеличение экспорта высокотехнологичной продукции, а также позволит снизить долю импорта на рынке.
Оценка использования налоговых льгот инновационными предприятиями
Рубрика: 9. Финансы, деньги и кредит
Дата публикации: 05.06.2014
Статья просмотрена: 604 раза
Библиографическое описание:
Воскобойник В. О. Оценка использования налоговых льгот инновационными предприятиями [Текст] // Актуальные вопросы экономических наук: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. С. 59-62. URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/95/5765/ (дата обращения: 29.02.2020).
Сегодня мы живем в удивительное время — это время совершенных технологий, искусственного разума и достижений в области медицинских исследований, которые спасают тысячи, а иногда и миллионы жизней. После кризиса, именно инновационная деятельность позволила вновь выйти на траекторию экономического роста. Результаты, приносимые инновационной деятельностью, сопоставимы с теми результатами, что можно получить от электроэнергетики или нефтяных отраслей промышленности. Однако, если достижение результатов двух последних направлений связано в большинстве случаев с использованием определенного сырья, то инновационная деятельность основана на новых знаниях.
В первую очередь, одним из основных факторов, поддерживающим инновационное развитие в любой стране, является государственная поддержка. Как правило, она выражается в виде различных налоговых льгот или преференций. В мировой практике используют следующие виды налоговых льгот [1, с.162]:
– исследовательский и инновационный налоговый кредит;
– возможность применения налоговых каникул на некоторый срок;
– льготы при налогообложении прибыли, полученной в результате использования патентов, лицензии, ноу-хау;
– вычет из налоговой базы по налогу на прибыль взносов в благотворительные фонды, деятельность которых связана с финансированием инноваций.
Одним из основных пробелов при применении налогового стимулирования в РФ является недостаток четких приоритетов. Инновационная деятельность в части предоставления льгот стоит наряду с отраслями народного хозяйства и не имеет никаких преимуществ. Также налоговые льготы в Российской Федерации в основном предоставляются инновационным предприятиям, находящимся в особых экономических зонах, что ограничивает территориальную распространенность инновационных предприятий.
В Российской Федерации инновационные предприятия могут получить инвестиционный налоговый кредит на срок от 1 до 5 лет, льготы по налогу на добавленную стоимость, по налогу на прибыль и т. д. Однако, нельзя сказать, что на сегодняшний день все эти льготы идеальны. Каждая из них нуждается в совершенствовании.
Предоставление государством инвестиционного налогового кредита на срок от 1 до 5 лет недостаточно для появления первых признаков окупаемости. Инновационная деятельность — долгосрочная деятельность, для получения первых результатов должно пройти определенное время, которое больше чем 5 лет. Предоставление же льгот по налогу на добавленную стоимость усложняет отношения между организациями — торговыми партнерами [2, с. 36], которые не пользуются льготами по данному налогу, поскольку приводит к повышению налоговой нагрузки и отсутствию возможности предъявить НДС к вычету.
Говоря об инновационных предприятиях необходимо выделить основное направление расходования средств, а именно расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. Из года в год сумма расходов увеличивается, при этом растет и доля расходов, не давших положительного результата. Данная динамика объяснима особенностью инновационной деятельности: среди 10 инновационных проектов 3 удавшихся уже можно считать хорошим результатом. Налоговым кодексом РФ предусмотрена возможность эффективного налогового учета расходов на НИОКР. Во-первых, инновационные предприятия могут признавать расходы на НИОКР в отчетном налоговом периоде, в котором они были произведены [3]. Во-вторых, согласно НК РФ расходы на определенные виды НИОКР подлежат налоговому учету у заказчика таких работ исходя из фактического размера расходов с коэффициентом 1,5.
Сегодня дополнительные денежные средства на НИОКР выделяются посредством финансирования фондов, однако и здесь есть определенные недостатки, среди которых основным является ограничение по смете в части записываемых по строкам сумм. Более того, эти ограничения не зависят от направлений разработки инновационного предприятия, то есть НИОКР проводятся по-разному, а ограничения устанавливаются одинаково. Например, ИТ-компании при ведении деятельности нуждаются в мощных серверах, которые фонды не оплачивают по статье «оборудование» в виду отсутствия уникальности этих серверов. Таким образом, возникают проблемы с согласованием и обоснованием того, что предприятие честно использует предоставленные ему средства. Также вернемся к тому, что инновационные проекты удаются не всегда. На любом этапе разработки предприятие может понять, что то, что планировалось вовсе не нужно для реализации проекта. В результате приходится согласовывать изменения в смете, при этом, не меняя общую сумму. Отдельно следует сказать о тех случаях, когда предположения инновационного предприятия оказались ошибочны. На середине финансирования нельзя покаяться и сказать, что результаты достигнуты не будут, вне зависимости от причин. В итоге предприятию будет крайне сложно получить финансирование в дальнейшем.
Еще одна проблема заключается не в отсутствии льгот, а в сложности их использования. Предприятиям намного проще работать без использования льготного режима, чем каждый месяц доказывать налоговым органам право на использование льгот. Соотношение выгод от возможного применения льгот и рисков дополнительных проверок, а также прохождения через различные бюрократические процедуры вынуждает компании отказываться от использования налоговых льгот. Таким образом, на сегодняшний процесс получения льготы в пропорции время-выгода себя не оправдывает.
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки являются обширной территорией, для разработки налоговых льгот. Среди них можно выделить капитализацию затрат на НИОКР в течение 5 лет, вычитание из налоговой базы затрат на НИОКР в течение 2 лет по определенному нормативу либо полное вычитание затрат на НИОКР в течение 1 года, а также налоговый кредит на прирост НИОКР [4, с. 14]. Применение данных льгот позволит инновационным предприятиям получить дополнительное время для достижения результата, а налоговый кредит на прирост НИОКР может быть эффективен для предприятий, зависящих от создания нового технического знания.
Для того, чтобы оценить эффективность каждого из предложенных вариантов воспользуемся методикой, разработанной еще в 90х годах Гарри Уотсоном и в последствии модернизированной Карахотиным С. Н. и Дмитриевым Л. В. С помощью данной методики рассчитаем такие показатели как рентная оценка, социальная отдача и эффективная налоговая ставка. Подобный анализ Карахотин С. Н. и Дмитриев Л. В. проводили в 2005 г. [4, с.15]. Рассчитав значения показателей за 2013 г., проведен сравнительный анализ влияния льгот на эффективность налогообложения (табл.1).
Влияние льгот на эффективность налогообложения за 2005 г. и 2013 г.
Источники:
http://cyberleninka.ru/article/n/16605233
http://viafuture.ru/sozdanie-startapa/maloe-innovatsionnoe-predpriyatie
http://kontur.ru/articles/4698
http://www.garant.ru/news/655443/
http://moluch.ru/conf/econ/archive/95/5765/