Льготы предоставляемые иностранным инвесторам
Гарантии и льготы, предоставляемые иностранным инвесторам
Стимулирование привлечения иностранных инвестиций предполагает формирование благоприятного инвестиционного климата в стране, прежде всего – предоставление иностранным инвестициям особого правового режима.
Государство гарантирует иностранным инвесторам:
• защиту права собственности и иных вещных прав, а также приобретенных законным образом имущественных прав;
• равенство прав, предоставляемых инвесторам независимо от их формы собственности при осуществлении инвестиционной деятельности;
• стабильность прав инвестора по осуществлению либо прекращению инвестиционной деятельности;
• право самостоятельно определять и осуществлять в соответствии с законодательными актами все действия, вытекающие из владения, пользования и распоряжения объектами и результатами инвестиционной деятельности.
Инвестиционным законодательством предусмотрены особые гарантии для иностранных инвесторов.
Гарантия от безвозмездной национализации, реквизиции и других мер, равных по последствиям, означает, что в случае национализации и реквизиции инвестиционного имущества его собственнику своевременно и в полном объеме будет компенсирована стоимость национализированного или реквизированного имущества, а также возмещены другие убытки, причиняемые данными процессами. Компенсация должна быть равна реальной стоимости этого имущества на момент, непосредственно предшествовавший национализации или реквизиции либо их публичному объявлению, плюс процент, исчисляемый по курсу, установленному на Лондонском межбанковском рынке (LIBOR), за период с даты фактической национализации или реквизиции либо их публичного объявления до даты фактической выплаты. Компенсация стоимости инвестиционного имущества выплачивается иностранному инвестору в валюте, в которой первоначально осуществлялись инвестиции. Ее размер может быть обжалован инвестором в суде.
Гарантия самостоятельного распоряжения прибылью (доходом) от инвестиционной деятельности означает, что после уплаты налогов и других обязательных платежей на цели инвестирования и реинвестирования инвестор может беспрепятственно переводить за пределы Республики Беларусь полученную прибыль (доход), а при прекращении инвестиционной деятельности – выручку от полной или частичной реализации инвестиционного имущества.
Коммерческие организации с иностранными инвестициями, а также иностранные инвесторы пользуются всеми льготами по налоговым и таможенным платежам, установленными для юридических лиц Республики Беларусь.
Законодательство Республики Беларусь обеспечивает защиту и осуществление прав интеллектуальной собственности иностранных инвесторов.
Инвестиционным законодательством предусмотрены также условия трудовых соглашений, социального страхования лиц, работающих в коммерческих организациях с иностранными инвестициями. Производственные, трудовые и связанные с ними отношения в таких организациях регулируются коллективным договором (соглашением) и трудовыми договорами (контрактами).
Условия коллективного договора (соглашения) и трудовых договоров (контрактов) не могут ухудшать положение работников коммерческой организации с иностранными инвестициями в сравнении с условиями, предусмотренными действующими законодательными актами Республики Беларусь.
Вопросы оплаты труда, предоставления отпусков иностранным работникам коммерческой организации с иностранными инвестициями должны решаться в трудовых договорах (контрактах) с каждым из них. Их заработная плата в иностранной валюте может переводиться за границу.
Социальное страхование работников коммерческих организаций с иностранными инвестициями и их социальное обеспечение (за исключением пенсионного обеспечения иностранных работников) регулируются законодательными актами Республики Беларусь.
Органы государственного контроля могут осуществлять проверки выполнения законодательства строго в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством. Коммерческая организация с иностранными инвестициями обязана представлять этим органам необходимые для контроля документы и материалы по своей деятельности. Коммерческая организация с иностранными инвестициями имеет право не выполнять требования этих органов по вопросам, не входящим в их компетенцию. Копия документа о проверке направляется коммерческой организации с иностранными инвестициями. При осуществлении проверок органы государственного контроля обязаны обеспечить сохранность коммерческой тайны данной организации; ее разглашение влечет ответственность в соответствии с законодательством.
Коммерческие организации с иностранными инвестициями, в уставном фонде которых доля иностранного участника составляет более 30 процентов, вправе без лицензии идополнительных разрешений экспортировать продукцию (работы, услуги) собственного производства. Коммерческиеорганизации с иностранными инвестициями вправе без лицензии импортировать продукцию (работы, услуги) для собственного производства.
Порядок отнесения продукции (работ, услуг) к продукции собственного производства коммерческих организаций с иностранными инвестициями определяется актами законодательства Республики Беларусь.
Экспорт продукции (работ, услуг) несобственного производства и импорт товаров не для собственного производства осуществляются, коммерческими организациями с иностранными инвестициями в соответствии с Актами законодательства Республики Беларусь.
Коммерческие организации с иностранными инвестициями осуществляют амортизационные отчисления на восстановление по нормам и в порядке, установленных для юридических лиц Республики Беларусь, если иное не предусмотрено их учредительными документами.
Коммерческие организации с иностранными инвестициями вправе самостоятельно устанавливать цены на продукцию (работы, услуги) собственного производства и порядок ее реализации, а также самостоятельно выбирать поставщиков товаров (работ, услуг).
Лекция 27. Оффшорные зоны и льготы, предоставляемые ими иностранным инвесторам;
Данные за 2007-1кв.2008гг.
В настоящее время в экономику России поступают инвестиции из 117 стран. Крупнейшими иностранными инвесторами России являются Кипр, Нидерланды и Люксембург, на долю которых приходиться соответственно 22,6, 16,4 и 16% всех накопленных инвестиций в страну. В первую десятку крупнейших инвесторов входят также Германия (8,6%), Великобритания (8,2%), США (5,4%), Британские и Виргинские острова (3%), Франция (2,6%), Швейцария (2%) и Япония (1,9%).
Объем иностранных и зарубежных инвестиций в России
Оффшорные зоны представляют собой небольшую территорию или государство, в которой действуют льготные режимы регистрации, налогообложения и проведения финансовых операций для иностранных компаний и банков.
В России примером таких зон могу служить: Зеленоград, Магадан, Липецкая обл. и др.
Факторы, способствующие созданию оффшорных зон:
– близость к центрам деловой активности,
– отсутствие у государств внутренних ресурсов для развития,
– опора на внешние финансовые ресурсы в организации национальной экономики.
Для некоторых стран доходы от оффшорного бизнеса являются основным источником финансовых ресурсов.
Оффшорные центры и зоны представляют иностранным экономическим субъектам следующие преимущества:
– отсутствие валютного контроля,
– возможность проведения операций с нерезидентами в любой иностранной валюте,
– списание затрат на месте,
– анонимность и секретность финансовых операций.
Большинство оффшорных центров являются также налоговыми гаванями, предоставляющими иностранным инвесторам следующие льготы в области налогообложения и оформления своих операций:
– Налог на прибыль в них практические отсутствует или не превышает 1-2%, либо заменяется ежегодным сбором 150-1000 долл.
– Налоги на вывоз доходов не взимаются.
– Ограничения на вывоз капитала отсутствуют.
– Процедура регистрации фирм максимально упрощена, отсутствует минимальный размер уставного капитала, личность владельцев не подлежит разглашению. Разглашение имен бенефициаров (владельцев) возможно лишь в случае уголовного преследования;
– Управление оффшорной компанией предельно просто. Чаще всего создаются институты «секретарских компаний», которые по соглашению с бенефициаром осуществляют представительство в государственных и налоговых органах. В отдельных зонах существуют институты номинальных владельцев.
1. «классические» офф.юрисдикции
– предоставляют освобождение от уплаты налогов при отсутствии деят-ти на территории страны,
– отсутствует обязанность по ведению бух.учёта и аудита,
– устанавливают фиксированную госпошлину;
2. низконалоговые юрисдикции не явл. безналоговыми зонами, однако ставки налогов значительно ниже по сравнению с другими развитыми странами (Кипр, Гонконг);
3. Оншорные зоны: гос-во с обычным налогообложением, однако при соблюдении определённых условий компании могут уплачивать пониженные налоги (Нов.Зеландия, Великобритания, Дания, Швейцария).
Особенности проведения операций с офф.компаниями:
1. Наличие чёрных списков оффшорных зон:
– в РФ существует список гос-в на территории офф.зон, утверждённых приказом Минфина от 13.11.2007 № 108-н;
– существует список, утверждённый ЦБ РФ от 07.08.2003 № 1347-у, составленный в целях осуществления валютного контроля и контроля за совершением банковских операций;
– список гос-в , не сотрудничающих с FATF (англ. Financial Action Task Force on Money Laundering — международная группа по противодействию отмыванию денежных средств, межправительственная организация);
2. особенности совершения платежей в пользу нерезидентов. В соответствии с законодательством, приобретение офф.компании явл. валютной операцией, связанной с вложением капитала, на совершение которой требуется лицензия ЦБ РФ (лицензия нужна банку, через который проходит платёж);
3. налогооблажение. Иностр.организации, получающие доходы от источников в РФ признаются плательщиками налога на прибыль РФ. При этом, устанавливаются такие ставки:
– доходы по гос. и муниц.ценным бумагам – 0-15% (в зависимости от вида ценной бумаги),
– доходы от аренды и перевозок – 10%,
– доходы от продажи ценных бумаг и недвижимости – 24%,
– иные доходы – 20%.
Зачёт налоговых обязательств, уплаченных в других странах возможен только при наличии соглашения об избежании двойного налогообложения.
Лекция 28. Правовая природа соглашения о разделе продукции. Процедура заключения соглашения о разделе продукции.
Данный закон устанавливает правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и ин.ин., поиски, разведку минерального сырья на территории РФ, а так же на континентальном шельфе (или в пределах исключительно эк.зоны РФ на условии соглашения о разделе продукции).
Статья 6. Порядок заключения соглашенияГлавы II. ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ СОГЛАШЕНИЙ ФЗ «Соглашение о разделе продукции »
1. Соглашение может быть заключено с победителем аукциона, проводимого в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и в согласованные сторонами сроки, но не позднее чем через один год со дня создания комиссии, указанной в пункте 3 настоящей статьи. Победителем аукциона является участник аукциона, предложивший наиболее высокую цену за право заключения соглашения.
Условиями аукциона должно быть предусмотрено участие российских юридических лиц в реализации соглашений в долях, определенных Правительством Российской Федерации.
В отношении участков недр, расположенных на территориях традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, условиями аукциона должна быть предусмотрена выплата соответствующих компенсаций за нарушение режима традиционного природопользования.
Начальные условия аукционов разрабатываются на основе технико-экономических расчетов, выполненных по поручению государственных органов, ответственных за проведение конкурсов или аукционов.
Соглашения заключаются на основе положений, установленных законодательством Российской Федерации. Соглашения, связанные с использованием участков недр, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации, а также изменения и дополнения, вносимые в указанные соглашения, утверждаются отдельными федеральными законами.
3. Разработка условий недропользования, подготовка проекта соглашения и ведение переговоров с инвестором по каждому объекту недропользования осуществляются комиссией, созданной в порядке, установленном для создания межведомственных координационных и совещательных органов, образуемых федеральными органами исполнительной власти, с участием органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Указанная комиссия создается не позднее чем через шесть месяцев со дня объявления результатов аукциона.
В состав указанной комиссии входят представители федеральных органов исполнительной власти, в том числе:
– представители федерального органа управления государственным фондом недр
– и (или) его территориального подразделения,
– представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
В случаях, если предоставляемые участки недр расположены на территориях традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, в состав указанной комиссии включаются:
– представители федерального органа по социально-экономическому развитию северных территорий Российской Федерации,
– а также представители соответствующих органов местного самоуправления.
В случае необходимости к работе указанной комиссии привлекаются:
– и научные организации,
– а также эксперты
Финансирование работ, связанных с разработкой условий аукциона, составлением технико-экономических обоснований и подготовкой проекта соглашения, осуществляется за счет части средств, полученных от реализации соглашения.
4. Подписание соглашения со стороны государства осуществляется Правительством Российской Федерации.
5. Подписание соглашения в согласованные сторонами сроки осуществляется по завершении между уполномоченными представителями сторон переговоров, в результате которых должны быть согласованы все необходимые условия соглашения, не являвшиеся обязательными условиями аукциона. При этом указанные условия соглашения не должны противоречить обязательным условиям аукциона.
6. Решение о подписании соглашения со стороны государства принимается Правительством Российской Федерации.
Гарантии защиты и льготы для иностранных инвесторов в Российской Федерации
С конца 1990-х гг. «гарантом» прав иностранных инвесторов при осуществлении ими предпринимательской инвестиционной деятельности в реальном секторе экономики России, за исключением банковской деятельности, страхования и сферы функционирования некоммерческих организаций, в том числе образовательных, благотворительных или религиозных, стал Федеральный закон № 160-ФЗ, принятый 9 июля 1999 г. взамен Закона РСФСР от 4 июля 1991 г. № 1545-1.
В этом Законе было установлено, что иностранным инвесторам на территории РФ предоставляется правовой режим не менее благоприятный, чем таковой для отечественных инвесторов, однако с изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами России. Изъятия ограничительного характера в отношении иностранных инвесторов могут устанавливаться только из соображений защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и интересов других лиц, обеспечения обороноспособности и безопасности государства. В свою очередь изъятия стимулирующего характера, т.е. дополнительные льготы для инвесторов, вводятся в интересах социально-экономического развития РФ. Виды и порядок предоставления льгот устанавливаются законодательством РФ.
Свод предоставляемых Законом государственных гарантий иностранным инвесторам при осуществлении ими инвестиций в производственную сферу на территории РФ гарантий выглядит следующим образом:
- ? гарантия правовой защиты деятельности иностранных инвесторов на территории РФ;
- ? гарантия использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории РФ, не запрещенных российским законодательством;
- ? гарантия перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу;
- ? гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями;
- ? для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями гарантия от неблагоприятного изменения законодательства РФ;
- ? гарантия обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории РФ иностранным инвестором;
- ? гарантия использования на территории РФ и перевода за пределы РФ доходов, прибыли и других правомерно полученных сумм;
- ? гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы РФ имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию РФ в качестве иностранной инвестиции;
- ? гарантия права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг;
- ? гарантия участия иностранного инвестора в приватизации;
- ? гарантия предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество.
Новыми являлись положения ст. 9 Закона № 160-ФЗ, предусматривающие условия применения так называемой дедушкиной оговорки. В частности, конкретизировано определение «неблагоприятного изменения законодательства Российской Федерации» для иностранного инвестора, участвующего в приоритетном инвестиционном проекте:
- 1) вступление в силу новых федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, изменяющих размеры ввозных таможенных пошлин, федеральных налогов (за исключением акцизов, НДС) и взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд РФ);
- 2) внесение изменений и дополнений в законы, которые приводят к увеличению совокупной налоговой нагрузки по реализации приоритетных инвестиционных проектов;
- 3) установление режима запретов и ограничений в отношении иностранных инвесторов по сравнению с совокупной налоговой нагрузкой и режимом, действующим на день начала финансирования приоритетного инвестиционного проекта.
Эти ухудшающие положение иностранного инвестора законы не применяются в течение срока окупаемости инвестиционного проекта (под которым понимается обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления прямой иностранной инвестиции), но не более 7 лет со дня начала финансирования указанного проекта за счет иностранных инвестиций. Однако такая система гарантий от ухудшения инвестиционного климата действует избирательно и распространяется только на осуществление приоритетных инвестиционных проектов крупномасштабных инвесторов.
Приоритетным инвестиционным проектом называют инвестиционный проект, суммарный объем иностранных инвестиций в который составляет не менее 1 млрд руб. или в котором минимальная доля иностранных инвестиций в уставном капитале коммерческой организации с иностранным участием составляет не менее 100 млн руб.
Приоритетные инвесторы — это коммерческие организации, в уставном капитале которых доля иностранных инвестиций составляет свыше 25%, а также коммерческие организации с иностранными инвестициями, реализующие приоритетный инвестиционный проект.
Льготы иностранным инвесторам можно разделить на три главные группы.
1. Налоговые льготы. Налоговый кодекс РФ содержит статьи, определяющие порядок предоставления хозяйствующим субъектам налогового кредита. Согласно положениям части первой Налогового кодекса РФ (ст. 66—67) инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации дается возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов в соответствии с условиями договора о предоставлении кредита, заключаемого в установленной форме между соответствующим уполномоченным органом и заинтересованной организацией.
Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок от 1 года до 5 лет по налогу на прибыль, а также по региональным и местным налогам (до 10 лет — для организаций, включенных в реестр резидентов зоны территориального развития в РФ по Федеральному закону от 3 декабря 2011 г. № 392-ФЗ). Организация, получившая налоговый кредит, вправе уменьшать свои платежи по налогу в течение срока действия договора о налоговом кредите до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной соответствующим договором.
Кроме того, Налоговым кодексом РФ установлено, что инвестиции, полученные от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения, не включаются в налогооблагаемую базу при исчислении налога на прибыль при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения (ст. 251 НК РФ).
- 2. Таможенные льготы. Постановлением Правительства РФ от 23 июля 1996 г. № 883 товары, ввозимые на таможенную территорию РФ в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал, освобождаются от обложения таможенными пошлинами при условии, что они:
- ? не являются подакцизными;
- ? относятся к основным производственным фондам;
- ? ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного (складочного) капитала.
В случае реализации данных товаров причитающиеся к уплате на дату условного выпуска таможенные пошлины уплачиваются в соответствии с таможенным законодательством РФ.
3. Еще одна возможность предоставления льгот иностранным инвесторам предусматривалась ст. 17 Закона № 160-ФЗ. Субъекты РФ и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут предоставить иностранным предпринимателям льготы и гарантии, осуществлять финансирование и поддерживать реализацию инвестиционных проектов, осуществляемых зарубежными инвесторами, за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также внебюджетных средств.
Основными инструментами региональной политики привлечения иностранного капитала являются разработка собственных программ внешнеэкономического, в том числе инвестиционного, сотрудничества, презентация конкретных проектов и направление их для оценки в специализированные международные информационно-консалтинговые группы и агентства, проведение специализированных инвестиционных выставок в странах — потенциальных партнерах, заключение рамочных соглашений о сотрудничестве, создание специализированных банков данных, предоставление инвесторам и отдельным проектам специальных льгот и т.д.
Во многих субъектах РФ действует собственное инвестиционное законодательство (в пределах предоставленной компетенции), способствующее улучшению предпринимательского климата, созданию благоприятных условий для инвестиционной деятельности. Основными мерами при этом являются освобождение от региональных налогов при соблюдении инвесторами определенных условий; отсрочка налоговых, арендных и иных платежей; предоставление беспроцентных ссуд и гарантий местных органов власти и др.
29 апреля 2008 г. принят Федеральный закон № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Законом (ст. 6) выделены 42 вида деятельности, имеющие стратегические значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, в том числе обращение сядерными материалами и радиоактивными отходами; разработка, производство, ремонт, утилизация и торговля вооружениями и военной техникой; космическая деятельность, др. Иностранным инвесторам разрешено владеть до 5% голосующих акций уставного капитала компаний сырьевого сектора, осуществляющих пользование участком недр федерального значения, и до 25% — в компаниях остальных стратегических отраслей. Все сделки, в результате совершения которых иностранные государства, международные организации или находящиеся под их контролем организации приобретают больший контроль за российскими «стратегическими» хозяйствующими обществами, подлежат предварительному согласованию в установленном порядке: ходатайство о согласовании сделки сначала рассматривает ФАС России, а утверждает Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ.
Льготы, предоставляемые иностранным инвесторам по законодательству рф
С целью привлечения в РФ иностранных инвесторов для них установлены специальные льготы. Предоставление льгот в некоторых случаях ставится в зависимость от доли иностранного инвестора в уставном капитале компании.
Так, в соответствии со ст.5. ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ», иностранный инвестор, коммерческая организация с иностранными инвестициями, созданная на территории РФ, в которой иностранный инвестор владеет не менее чем 10% доли (вклада) в уставном (складочном) капитале указанной организации, при осуществлении ими реинвестирования пользуются в полном объеме гарантиями и льготами, установленными данным Законом. Такими же гарантиями и льготами пользуется российская коммерческая организация со дня вхождения в состав ее участников иностранного инвестора и получившая в силу этого статус коммерческой организации с иностранными инвестициями.
В соответствии со ст.16. ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» льготы по уплате таможенных платежей предоставляются иностранным инвесторам и коммерческим организациям с иностранными инвестициями при осуществлении ими приоритетного инвестиционного проекта в соответствии с таможенным законодательством РФ и законодательством РФ о налогах и сборах. Так, в соответствии со ст.150 Налогового кодекса РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию РФ технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к оборудованию, ввозимых в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций. Порядок предоставления тарифных льгот иностранному инвестору соответствует ст.37 Закона РФ от 21.05.1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе».
Законодательство РФ предусматривает для иностранных инвесторов также льготы нетарифного характера, в частности, иностранные инвесторы и коммерческие организации, в уставном капитале которых иностранные инвестиции составляют не менее 30%, имеют право без лицензии экспортировать произведенную продукцию, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами, действующими в РФ.
На региональном уровне субъекты РФ и ОМСУ в пределах своей компетенции могут предоставлять иностранным инвесторам льготы и гарантии, осуществлять финансирование и оказывать поддержку инвестиционного проекта, осуществляемого иностранным инвестором, за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также внебюджетных средств.
Особенности правового регулирования патентного права в мчп.
Современному МЧП более известно понятие “интеллектуальная собственность”. В международном праве данная терминология впервые была применена в Стокгольмской конвенции 1967, учредившей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС).
В соответствии с правилами ст. 2 Конвенции под интеллектуальной собственностью понимают права на литературные, художественные и научные произведения; исполнительскую деятельность артистов, звукозаписи, радио- и телевизионные передачи; изобретения во всех областях человеческой деятельности, научные открытия; промышленные образцы; товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, коммерческие обозначения, а также защиту против недобросовестной конкуренции.
Конвенция не содержит исчерпывающего перечня объектов интеллектуальной собственности, поскольку развитие науки, техники, культуры приводит к появлению новых результатов интеллектуальной деятельности. Российская Федерация является участником Конвенции с 1968 г.
Правилами ГК РФ (ст.128) установлено, что под интеллектуальной собственностью понимают охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации. Современное гражданское законодательство России регулирует основания возникновения и порядок осуществления прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, определяя группу таких прав, как интеллектуальные права (п.1 ст.2 ГК).
Понятие “интеллектуальные права” является новым для российского гражданского права и объединяет две группы прав: исключительные имущественные права и личные неимущественные права. Традиционно в российской доктрине и практике до вступления в силу части четвертой ГК РФ применялся термин “исключительные права”, который, по сути, приравнивался к интеллектуальной собственности.
На указанные объекты признаются интеллектуальные права, которые включают, во-первых, исключительные имущественные права и, во-вторых, в ряде случаев – личные неимущественные права. Например, в отношении авторского произведения, изобретения, селекционного достижения действуют интеллектуальные права, а в отношении товарного знака – только исключительные имущественные права.
Объекты интеллектуальных прав всегда нематериальны. Переход права собственности на вещь, в которой выражен результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, не влечет за собой перехода или предоставления интеллектуальных прав. Логично сделать вывод о независимости интеллектуальных прав от права собственности на материальный носитель.
Для регулирования международного торгового оборота значительное место отводят первой группе интеллектуальных прав – исключительным имущественным правам.
Собирательное значение имеет и понятие “промышленная собственность”. Эта терминология достаточно широко используется как в международном, так и во внутреннем праве. В соответствии с правилами п. 1 ст. 1 Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1883 к объектам промышленной собственности относят патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и указания происхождения или наименования места происхождения, а также пресечение недобросовестной конкуренции. Парижская конвенция является основным многосторонним соглашением в области патентного права и права на товарные знаки.
Итак, в современном праве к объектам промышленной собственности относят изобретения, полезные модели, промышленные образцы, секреты производства, товарные знаки и другие средства индивидуализации, топологии интегральных микросхем и достижения селекции. За исключением секретов производства, признание исключительных прав в отношении приведенных объектов требует акта государственной регистрации.
К наиболее современным международным договорам по интеллектуальной собственности следует отнести Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (Соглашение ТРИПС), принятое в 1994 г. во время Уругвайского раунда ГАТТ. Соглашение ТРИПС является обязательным для всех членов ВТО. Правилами Соглашения был расширен перечень охраняемых объектов: авторские и смежные права, товарные знаки, географические указания, промышленные образцы и модели, изобретения, топологии интегральных микросхем и закрытая информация, пресечение антиконкурентной лицензионной практики.
Впервые в международной практике было достигнуто соглашение, которое содержало бы для государств-участников международные стандарты охраны прав интеллектуальной собственности и общие правила о разрешении споров при нарушении прав. Вместе с тем Соглашение ТРИПС является рамочным договором, регулирующим только отдельные аспекты прав интеллектуальной собственности, вследствие чего для материального права значительное место неизменно отводится Парижской конвенции.
Из правил Соглашения ТРИПС вытекают обязательства по обеспечению предоставления национального режима в таком виде, как он определен в четырех международных договорах: Парижской конвенции 1883, Бернской конвенции 1886, Римской конвенции 1961 и Вашингтонском договоре об интеллектуальной собственности в отношении интегральных микросхем 1989 г. Страны – члены Соглашения должны принимать во внимание все правила по ограничению прав, содержащиеся в указанных четырех договорах, и учитывать требования об обоснованных изъятиях в действии исключительных прав (ст. 13 Соглашения).
Российской Федерацией был заключен целый ряд международных договоров в области интеллектуальной собственности, в частности, были приняты Соглашение о торговых отношениях с США 1990 г., Соглашение о партнерстве и сотрудничестве 1994 г. между Российской Федерацией и Европейскими сообществами и их государствами-членами. В этих международных договорах преимущественно устанавливаются единые материально-правовые нормы, направленные на унификацию права интеллектуальной собственности.
Помимо названных Конвенций, заключен ряд специальных договоров. К ним относят Договор о патентной кооперации 1970 (РСТ), Мадридский договор о международной регистрации товарных знаков 1891 и Протокол к нему 1989, Международную конвенцию по охране селекционных достижений 1961 г. (UPOV). Вступили в силу региональные договоры: Североамериканское соглашение о Свободной торговле 1992 (NAFTA), Договор о ЕЭС. Убедительным примером соответствия промышленной политики процессам экономической интеграции является подход к реформированию прав промышленной собственности на уровне Европейского союза. Так, в 1988 г. была подписана первая Директива 89/104/ЕЭС о гармонизации законодательства по товарным знакам и Регламент Совета ЕС от 1994 г. N 40/94 о товарном знаке Европейского союза. На европейском уровне удалось создать единую систему правовой охраны товарного знака Сообщества (Trade Mark). Преимущества товарного знака Евросоюза заключаются в том, что его регистрация предоставляет охрану во всех странах Евросоюза.
В 1998 г. принята Директива 98/71/ЕС о правовой защите промышленных образцов. Директива ставила своей целью гармонизацию национальных законодательств о промышленных образцах. В Директиве указаны два критерия патентоспособности – новизна и оригинальность, что открывает дополнительные возможности для регистрации объектов дизайна. Постановлением Совета ЕС от 2001 г. N 6/2002 о промышленных образцах создан единый правовой механизм для промышленного образца Европейского союза.
Правила международных договоров обоснованно относят к основным источникам права, тем самым в условиях территориального характера исключительных прав облегчается международная регистрация объектов и процедуры разрешения споров. Важно подчеркнуть, что нормы международных договоров позволяют обеспечить иностранным правообладателям одинаковый объем прав по сравнению с отечественными правообладателями. Гражданским кодексом РФ установлено правило, согласно которому на территории России действуют исключительные права, установленные международными договорами РФ (абз. 1 п. 1 ст. 1231). В отношении личных неимущественных прав действует общая норма о том, что “правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц. ” (абз. 4 п. 1 ст. 2 ГК РФ).
Как и авторское право, право промышленной собственности отличается территориальным характером, действует на территории конкретного государства и не имеет действия за пределами его юрисдикции. Территориальный характер исключительных прав проявляется в том, что для возникновения права необходимо его признание на территории иностранного государства с учетом законодательства этого государства. Так, например, чтобы получить патент на изобретение в Германии, российский заявитель обязан получить патент в Патентном ведомстве Германии, оформив патентную заявку в соответствии с требованиями германского патентного законодательства.
Необходимо иметь в виду, что международные договоры не содержат коллизионных норм. В разд. VI “МЧП” ГК РФ также не содержатся коллизионные нормы касательно интеллектуальной собственности. В правилах Модельного гражданского кодекса государств – участников СНГ говорится, что к правам на интеллектуальную собственность применяется право того государства, где испрашивается защита этих прав (ст. 1232 Кодекса).
К договорам, предметом которых выступают права интеллектуальной собственности, применяется право, определяемое положениями о применении права к договорным обязательствам. Так, к лицензионным договорам, если иное не вытекает из закона, условий или существа договора либо совокупности обстоятельств дела, подлежит применению право страны лицензиара (п. 3 ст. 1211 ГК).
Коллизионные вопросы в данной области права не урегулированы законодательством большинства государств. Так, в Германии судебная практика опирается на общий принцип применения права страны, в которой испрашивается охрана (lex loci protectionis). Во Франции в отношении установления объема авторских прав применяют право страны происхождения (lex originis) в пользу первого правообладателя, а в отношении всех других исключительных и личных неимущественных прав – право страны, где испрашивается охрана.
Лекция 27. Оффшорные зоны и льготы, предоставляемые ими иностранным инвесторам;
Данные за 2007-1кв.2008гг.
В настоящее время в экономику России поступают инвестиции из 117 стран. Крупнейшими иностранными инвесторами России являются Кипр, Нидерланды и Люксембург, на долю которых приходиться соответственно 22,6, 16,4 и 16% всех накопленных инвестиций в страну. В первую десятку крупнейших инвесторов входят также Германия (8,6%), Великобритания (8,2%), США (5,4%), Британские и Виргинские острова (3%), Франция (2,6%), Швейцария (2%) и Япония (1,9%).
Объем иностранных и зарубежных инвестиций в России
Оффшорные зоны представляют собой небольшую территорию или государство, в которой действуют льготные режимы регистрации, налогообложения и проведения финансовых операций для иностранных компаний и банков.
В России примером таких зон могу служить: Зеленоград, Магадан, Липецкая обл. и др.
Факторы, способствующие созданию оффшорных зон:
– близость к центрам деловой активности,
– отсутствие у государств внутренних ресурсов для развития,
– опора на внешние финансовые ресурсы в организации национальной экономики.
Для некоторых стран доходы от оффшорного бизнеса являются основным источником финансовых ресурсов.
Оффшорные центры и зоны представляют иностранным экономическим субъектам следующие преимущества:
– отсутствие валютного контроля,
– возможность проведения операций с нерезидентами в любой иностранной валюте,
– списание затрат на месте,
– анонимность и секретность финансовых операций.
Большинство оффшорных центров являются также налоговыми гаванями, предоставляющими иностранным инвесторам следующие льготы в области налогообложения и оформления своих операций:
– Налог на прибыль в них практические отсутствует или не превышает 1-2%, либо заменяется ежегодным сбором 150-1000 долл.
– Налоги на вывоз доходов не взимаются.
– Ограничения на вывоз капитала отсутствуют.
– Процедура регистрации фирм максимально упрощена, отсутствует минимальный размер уставного капитала, личность владельцев не подлежит разглашению. Разглашение имен бенефициаров (владельцев) возможно лишь в случае уголовного преследования;
– Управление оффшорной компанией предельно просто. Чаще всего создаются институты «секретарских компаний», которые по соглашению с бенефициаром осуществляют представительство в государственных и налоговых органах. В отдельных зонах существуют институты номинальных владельцев.
1. «классические» офф.юрисдикции
– предоставляют освобождение от уплаты налогов при отсутствии деят-ти на территории страны,
– отсутствует обязанность по ведению бух.учёта и аудита,
– устанавливают фиксированную госпошлину;
2. низконалоговые юрисдикции не явл. безналоговыми зонами, однако ставки налогов значительно ниже по сравнению с другими развитыми странами (Кипр, Гонконг);
3. Оншорные зоны: гос-во с обычным налогообложением, однако при соблюдении определённых условий компании могут уплачивать пониженные налоги (Нов.Зеландия, Великобритания, Дания, Швейцария).
Особенности проведения операций с офф.компаниями:
1. Наличие чёрных списков оффшорных зон:
– в РФ существует список гос-в на территории офф.зон, утверждённых приказом Минфина от 13.11.2007 № 108-н;
– существует список, утверждённый ЦБ РФ от 07.08.2003 № 1347-у, составленный в целях осуществления валютного контроля и контроля за совершением банковских операций;
– список гос-в , не сотрудничающих с FATF (англ. Financial Action Task Force on Money Laundering — международная группа по противодействию отмыванию денежных средств, межправительственная организация);
2. особенности совершения платежей в пользу нерезидентов. В соответствии с законодательством, приобретение офф.компании явл. валютной операцией, связанной с вложением капитала, на совершение которой требуется лицензия ЦБ РФ (лицензия нужна банку, через который проходит платёж);
3. налогооблажение. Иностр.организации, получающие доходы от источников в РФ признаются плательщиками налога на прибыль РФ. При этом, устанавливаются такие ставки:
– доходы по гос. и муниц.ценным бумагам – 0-15% (в зависимости от вида ценной бумаги),
– доходы от аренды и перевозок – 10%,
– доходы от продажи ценных бумаг и недвижимости – 24%,
– иные доходы – 20%.
Зачёт налоговых обязательств, уплаченных в других странах возможен только при наличии соглашения об избежании двойного налогообложения.
Лекция 28. Правовая природа соглашения о разделе продукции. Процедура заключения соглашения о разделе продукции.
Данный закон устанавливает правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и ин.ин., поиски, разведку минерального сырья на территории РФ, а так же на континентальном шельфе (или в пределах исключительно эк.зоны РФ на условии соглашения о разделе продукции).
Статья 6. Порядок заключения соглашенияГлавы II. ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ СОГЛАШЕНИЙ ФЗ «Соглашение о разделе продукции »
1. Соглашение может быть заключено с победителем аукциона, проводимого в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и в согласованные сторонами сроки, но не позднее чем через один год со дня создания комиссии, указанной в пункте 3 настоящей статьи. Победителем аукциона является участник аукциона, предложивший наиболее высокую цену за право заключения соглашения.
Условиями аукциона должно быть предусмотрено участие российских юридических лиц в реализации соглашений в долях, определенных Правительством Российской Федерации.
В отношении участков недр, расположенных на территориях традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, условиями аукциона должна быть предусмотрена выплата соответствующих компенсаций за нарушение режима традиционного природопользования.
Начальные условия аукционов разрабатываются на основе технико-экономических расчетов, выполненных по поручению государственных органов, ответственных за проведение конкурсов или аукционов.
Соглашения заключаются на основе положений, установленных законодательством Российской Федерации. Соглашения, связанные с использованием участков недр, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации, а также изменения и дополнения, вносимые в указанные соглашения, утверждаются отдельными федеральными законами.
3. Разработка условий недропользования, подготовка проекта соглашения и ведение переговоров с инвестором по каждому объекту недропользования осуществляются комиссией, созданной в порядке, установленном для создания межведомственных координационных и совещательных органов, образуемых федеральными органами исполнительной власти, с участием органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Указанная комиссия создается не позднее чем через шесть месяцев со дня объявления результатов аукциона.
В состав указанной комиссии входят представители федеральных органов исполнительной власти, в том числе:
– представители федерального органа управления государственным фондом недр
– и (или) его территориального подразделения,
– представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
В случаях, если предоставляемые участки недр расположены на территориях традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, в состав указанной комиссии включаются:
– представители федерального органа по социально-экономическому развитию северных территорий Российской Федерации,
– а также представители соответствующих органов местного самоуправления.
В случае необходимости к работе указанной комиссии привлекаются:
– и научные организации,
– а также эксперты
Финансирование работ, связанных с разработкой условий аукциона, составлением технико-экономических обоснований и подготовкой проекта соглашения, осуществляется за счет части средств, полученных от реализации соглашения.
4. Подписание соглашения со стороны государства осуществляется Правительством Российской Федерации.
5. Подписание соглашения в согласованные сторонами сроки осуществляется по завершении между уполномоченными представителями сторон переговоров, в результате которых должны быть согласованы все необходимые условия соглашения, не являвшиеся обязательными условиями аукциона. При этом указанные условия соглашения не должны противоречить обязательным условиям аукциона.
6. Решение о подписании соглашения со стороны государства принимается Правительством Российской Федерации.
Источники:
http://helpiks.org/1-24052.html
http://studopedia.su/1_23224_lektsiya–offshornie-zoni-i-lgoti-predostavlyaemie-imi-inostrannim-investoram.html
http://bstudy.net/669837/ekonomika/garantii_zaschity_lgoty_inostrannyh_investorov_rossiyskoy_federatsii
http://studfile.net/preview/7609240/page:43/
http://studopedia.su/1_23224_lektsiya–offshornie-zoni-i-lgoti-predostavlyaemie-imi-inostrannim-investoram.html