Льготы по земельному налогу в рб
Льготы по земельному налогу в рб
Платят земельный налог физические лица, у которых участки на территории РБ и находятся на праве:
- постоянного пользования
- временного пользования
- пожизненного наследуемого владения
- частной собственности
Земельный участок, переданный по наследству физическому лицу также облагается является объектом налогообложения
Под физическими лицами понимается:
- граждане РБ
- граждане или поданные иностранного государства
- лица без гражданства
Индивидуальные предприниматели могут иметь земельный участок только на праве аренды
Также, признаются плательщиками физические лица:
- которые приняли по наследству земельный участок
- которым предоставлены служебные земельные наделы районным исполкомом
Однако, если физическому лицо предоставляется участок для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, то плательщиком земельного налога будет это самое крестьянское (фермерское) хозяйство.
Освобождаются от земельного налога земельные участки, предоставленные:
- военнослужащим срочной военной службы, альтернативной, участникам ВОВ
- пенсионерам по возрасту, инвалидам I и II группы, и другим нетрудоспособным физическим лицам при отсутствии регистрации по месту их жительства трудоспособных лиц
- постоянно проживающим на территории радиоактивного загрязнения с правом на отселение
- эвакуированным или выехавшим самостоятельно из зоны радиоактивного загрязнения
- одному или нескольким членам многодетной семьи
- иным лицам ( см. ст.194 Налогового Кодекса )
Порядок уплаты налога в 2019 году
Налоговый период, т.е. период, по истечении которого возникает необходимость в уплате земельного налога составляет 1 календарный год.
Обязанность по исчислению налога может возникать у плательщика:
- на начало текущего налогового периода, когда годовая сумма налога определяется исходя из наличия объектов налогообложения на 1 января текущего года
- в течение текущего налогового периода, в случае возникновения обстоятельств, которые вызывают возникновение, изменение или прекращение налогового обязательства
Основанием для уплаты земельного налога является извещение налогового органа о необходимости в уплате налога.
Данное извещение вручается физическим лицам не позднее 1 августа лично под роспись.
Извещение об уплате земельного налога может быть осуществлено электронным способом на указанный вами электронный адрес почты, в случае, если вы дали согласие на это
Земельный налог должен быть уплачен в срок не позднее 15 ноября.
Однако, если извещение об уплате налога пришло не в установленный срок (1 августа), то оплатить его необходимо не позднее 30 дней со дня вручения вам извещения.
В случае неуплаты или неполной уплаты земельного налога, начисляется пеня за каждый день такой просрочки.
Пеня определяется следующей формулой:
- A- размер неисполненного обязательства (сумма, которую вы должны заплатить)
- B- количество дней в течение которых сумма, которую вы не заплатили, а также ставка рефинансирования оставались неизменными
- C- ставка рефинансирования (на момент неисполнения обязательства по неуплате земельного налога)
Расчет земельного налога
Земельный налог определяется как произведение налоговой базы и соответствующих ставок.
Налоговая база земельного налога определяется в размере кадастровой стоимости земельного участка.
Получить сведения о кадастровой стоимости участка можно двумя способами:
- узнать стоимость на сайте ГУП «Национальное кадастровое агентство (http://vl.nca.by/)
- обратиться с запросом о предоставлении сведений о кадастровой стоимости в ГУП «Национальное кадастровое агентство» или в территориальные агентства по государственной регистрации и земельному кадастру (на платной основе)
Право выбора остается за вами.
Местные Советы Депутатов могут увеличить или уменьшить ставки земельного налога
Для определения налога необходимо:
- определить ваш объект налогообложения
- применить льготу (если есть)
- определить налоговую базу
- определить ставку налога
- определить ваш коэффициент (при наличии)
- рассчитать налог
Земельный налог можно рассчитать с помощью формулы:
- НБ- налоговая база
- С- ставка налога
- К1-коэффициент по периоду пользования земельным участком
- К2- коэффициент, который увеличивает или уменьшает ставку налога, в соответствии с решением местных Советов Депутатов
- К3- коэффициент, увеличивающий ставку налога
Земельный налог
Земельный налог – налог уплачиваемый владельцами земельных участков. Обязанность его уплаты может быть законодательно обусловлена самим фактом владения земельным участков или возникать при наличии некоторых дополнительных условий.
Земельным налогом в Республике Беларусь, согласно статье 193 Налогового кодекса, облагаются расположенные на ее территории земли. В том числе:
- Принадлежащие на правах частной собственности, пожизненного наследуемого владения или временного пользования физическим лицам, а также принятые ими по наследству;
- Принадлежащие организациям на правах частной собственности, постоянного или временного пользования.
Плательщиками земельного налога признаются физические и юридические лица, перечисленные в статье 192 НК РБ. Там же определены условия, исходя из которых, наступает обязанность уплаты земельного налога, основания для освобождения от него.
Земельный налог собирается с целью регулирования экономическими методами рационального использования земельных ресурсов, накопления средств, для проведения мероприятий по землеустройству, повышению качества и охране земель, территориальному развитию.
Порядок исчисления и уплаты земельного налога регулируется статьями Налогового кодекса Республики Беларусь. В качестве налогового периода для расчета суммы земельного налога принимается календарный год.
Земельный налог начисляется на основании:
- государственного акта на земельный участок;
- удостоверения, дающего право временного пользования земельным участком;
- свидетельства о государственной регистрации прав на земельный участок;
- решений соответствующих государственных органов о возникновении или переходе прав на земельные участки;
- сведений о наличии в собственности земельных участков, содержащихся в регистре государственного земельного кадастра, в едином государственном регистре недвижимого имущества;
- сведений, представляемых землеустроительными службами исполкомов;
- сведений о предоставленных во временное пользование и не возвращенных в срок, самовольно занятых и/или используемых не по целевому назначению земельных участках;
- сведений о земельных участках, на которых располагаются объекты сверхнормативного незавершенного строительства.
О решении, касательно возникновения или изменения прав на земельный участок, соответствующий государственный орган информирует налоговые органы по месту постановки на учет организации или индивидуального предпринимателя, в отношении физического лица – по месту нахождения земельного участка. Сообщение содержит сведения о площади, кадастровой стоимости, целевом назначении и использовании земельного участка. Расчет подлежащей уплате суммы производится умножением налоговой базы на ставку налога.
Ставки земельного налога в 2019 году для жилой усадебной зоны установлены для физических лиц за год:
- 20,72 белорусских рублей за гектар – если кадастровая стоимость земельного участка меньше 20 720 бел.руб. за гектар;
- 0,1% от кадастровой стоимости участка – если кадастровая стоимость земельного участка 20 720 бел.руб. за гектар и больше.
Расчет земельного налога для юридических лиц сложнее, в нем учитываются многие факторы, в том числе стоимость участка, вид производимой на нем деятельности и пр.
Местные Советы депутатов вправе увеличивать или уменьшать ставки земельного налога некоторым категориям плательщиков.
В статье 193 Налогового кодекса перечислены виды земельных участков облагаемых налогом и освобожденных от него. Так обложению земельным налогом не полежат:
- земли общего пользования на территории населенных пунктов;
- территории кладбищ;
- территории лесного фонда, на которых ведется лесное хозяйство;
- территории водного фонда, кроме земель занятых посторонней деятельностью;
- земли запаса;
- земли общего пользования на территории дачных кооперативов садоводческих товариществ;
- участки зарегистрированных религиозных организаций;
- заповедники, национальные парки, ботанические сады;
- земельная полоса, предназначенная для обеспечения Государственной границы;
- земли сельскохозяйственного назначения занятые древесно-кустарниковой растительностью, но не включенные в лесной фонд;
- территории болот;
- участки, занятые историко-культурными ценностями, при соблюдении определенных государственным законодательством условий;
- используемые для научной деятельности поля;
- территории, занятые автодорогами и железнодорожными путями общего пользования, а также обслуживающими их сооружениями;
- прибрежные полосы и природоохранные территории;
- земельные участки организаций, занимающихся социальной и культурной деятельностью;
- территории оздоровительных и санаторно-курортных организаций, детско-юношеских спортивных школ, используемые в основной деятельности;
- земельные участки содержащихся за счет бюджета аэроклубов, аэродромов, аэропортов и объектов системы организации воздушного движения;
- земли, подвергшиеся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС;
- земельные участки спортивных баз национальных и сборных команд Республики Беларусь;
- участки производственных предприятий исправительных учреждений и лечебно-трудовых профилакториев;
- земельные участки в пользовании учреждений образования, Национального банка Академии управления при Президенте Республики Беларусь;
- земельные участки, предоставленные для строительства жилых домов организациям, на период их строительства;
- территории, занятые установками по использованию возобновляемых источников энергии;
- участки общественных объединений инвалидов;
- другие земельные участки, принадлежащие лицам, имеющим право на льготу при уплате земельного налога согласно статье 193 НК РБ.
Льготы по земельному налогу не распространяются на земельные участки, используемые для предпринимательства или ведения фермерского хозяйства.
Местные государственные органы вправе предоставлять отдельным плательщикам льготы по земельному налогу, исходя из их имущественного положения.
Налог на земельные участки, находящиеся в пользовании или долевой собственности нескольких лиц начисляется каждому плательщику отдельно пропорционально площади находящегося в пользовании недвижимого имущества или доле в совместном имуществе.
Следует заметить, что отсутствие у физических лиц документов на земельные участки не освобождает от уплаты налога. С другой стороны – уплата налога за земельный участок не является подтверждением прав на него.
Организации уплачивают земельный налог ежеквартально равными частями до 22-го числа второго месяца каждого квартала, в течение налогового периода, а за земли сельскохозяйственного назначения не позднее 15 апреля, 15 июля, 15 сентября, 15 ноября – в размере одной четверти годовой суммы; cадоводческие товарищества – раз в год до 22 августа; налог подлежит уплате физлицами на основании извещения налогового органа, вручаемого или переданного по почте заказным письмом до 1 августа текущего года.
Физические лица уплачивают налог в срок не позже 15 ноября текущего года. В случае получения извещения от налоговых органов после указанного срока, налог уплачивается не позднее тридцати дней со дня вручения извещения.
Участники гаражных кооперативов и садоводческих товариществ могут производить оплату земельного налога через управляющие органы этих организаций.
В сельской местности оплата земельного налога часто происходит через сельсоветы.
В 2015 году произошли некоторые изменения законодательства, касающиеся начисления земельного налога:
- организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения, вменено в обязанность платить земельный налог вне зависимости от площади земельных участков. В 2014 году за участки площадью менее 0,5 гектара налог не начислялся.
- местные советы депутатов получили право увеличивать ставки земельного налога и в 2,5 раза (в 2014 – только в 2 раза).
Как видно из вышеизложенного, правильное начисление земельного налога процесс довольно трудоемкий, сопряженный с множеством оговорок, ограничений и исключений. Однако большая часть работы в этом направлении ложится на государственные органы, потому риск ошибок и ответственности за них для плательщиков сравнительно не велик.
СЭЗ – льготы по земельному налогу
Вопрос: Компания «А» — резидент СЭЗ приобретает объект недвижимости, расположенный в границах другой СЭЗ, у компании «Б» — резидента этой СЭЗ.
Будет ли компания «А» в рассматриваемой ситуации иметь право на льготы по земельному налогу, предоставляемые налоговым законодательством резидентам СЭЗ?
Ответ: Да, компания «А» — резидент СЭЗ при приобретении у резидента другой СЭЗ объекта недвижимости, расположенного на земельном участке в ее границах, будет иметь право на льготы по земельному налогу.
Обоснование: Особенности налогообложения в СЭЗ устанавливаются в соответствии с НК и другими законодательными актами . Закон N 213-З определяет правовые и организационные основы создания, деятельности и ликвидации СЭЗ на территории Республики Беларусь.
СЭЗ — часть территории Республики Беларусь с определенными границами, в пределах которой для резидентов этой СЭЗ действует специальный правовой режим инвестиционной и предпринимательской деятельности. Администрация СЭЗ может зарегистрировать в качестве резидента только юридическое лицо Республики Беларусь или ИП Республики Беларусь в порядке, установленном законодательством о СЭЗ.
Специальный правовой режим СЭЗ — совокупность правовых норм, предусматривающих более благоприятные, чем общеустановленные, условия инвестиционной и предпринимательской деятельности .
В Республике Беларусь созданы и действуют шесть СЭЗ:
— СЭЗ «Брест» (создана в 1996 г., Указ о СЭЗ N 114);
— СЭЗ «Гомель-Ратон» и СЭЗ «Минск» (созданы в 1998 г., Указ о создании СЭЗ N 93);
— СЭЗ «Витебск» (создана в 1999 г., Указ о создании СЭЗ N 458);
— СЭЗ «Могилев» (создана в 2002 г., Указ о создании СЭЗ N 66);
— СЭЗ «Гродноинвест» (создана в 2002 г., Указ о создании СЭЗ N 208).
Льгота по земельному налогу для резидентов СЭЗ добавлена в 2017 г. Предусмотренные законодательством особенности налогообложения резидентов СЭЗ устанавливают, что освобождаются от земельного налога:
— земельные участки резидентов СЭЗ, расположенные в границах СЭЗ и предоставленные после регистрации для строительства объектов (за некоторым исключением), с 1-го числа месяца, на который приходится дата регистрации, по месяц (включительно), в котором принят в эксплуатацию последний из объектов, но не более 5 лет с даты регистрации в качестве резидента СЭЗ. Данная льгота действует независимо от положений п. 4 ст. 194 НК ;
— с 01.01.2017 по 31.12.2021 уже имеющиеся земельные участки резидентов СЭЗ независимо от целевого назначения, расположенные в границах СЭЗ (за некоторым исключением). Льгота, предоставляется с 1-го числа первого месяца по последнее число третьего месяца квартала, если в непосредственно предшествующем ему квартале резидент СЭЗ реализовывал товары (работы, услуги), подпадающие под особенности налогообложения в СЭЗ. Действует льгота независимо от положений п. 4 и 5 ст. 194 НК .
Статья 327 НК и иные нормативные правовые акты, регулирующие особенности налогообложения резидентов СЭЗ, по нашему мнению, не устанавливают каких-либо ограничений для возможности применения одним резидентом СЭЗ освобождения от земельного налога по земельным участкам, расположенным на территории других СЭЗ.
На основании вышеизложенного при соответствии критериям, определенным подп. 5.1 п. 5 ст. 327 НК либо подп. 5.2 п. 5 ст. 327 НК, резидент одной СЭЗ — компания «А» при приобретении объекта недвижимости, расположенного на земельном участке в границах иной СЭЗ, вправе применить освобождение по земельному налогу в отношении земельных участков, являющихся объектом налогообложения земельным налогом и расположенным на территории другой СЭЗ (компании «Б»).
Обратите внимание!
С 29.08.2018 вступил в силу Указ N 346, согласно которому в Республике Беларусь расширяются границы СЭЗ и возможности развития их инфраструктуры.
Какие льготы по земельному налогу есть у физических лиц
Право на получение освобождения от уплаты земельного налога имеют:
1. военнослужащие срочной военной службы,
2. физические лица, проходящие альтернативную службу,
3. участники Великой Отечественной войны и иные лица, имеющие право на льготное налогообложение в соответствии с Законом Республики Беларусь “О ветеранах” * ;
· лица, имеющие право на пенсию по возрасту,
· инвалиды I и II группы,
· лица, признанные недееспособными.
В соответствии со статьей 29 Гражданского кодекса Республики Беларусь признание гражданина недееспособным осуществляется судом в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над гражданином, признанным недееспособным, устанавливается опека, в связи с чем представление его интересов, в том числе совершение сделок, производится его опекуном от имени такого гражданина.
Освобождение предоставляется по земельным участкам :
для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, коллективного садоводства, сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, дачного и гаражного строительства,
независимо от регистрации по месту жительства плательщиков трудоспособных лиц
для строительства и (или) обслуживания жилого дома,
при отсутствии регистрации в жилом доме, расположенном на таком земельном участке, трудоспособных лиц
Не учитываются (при наличии подтверждающих документов) в составе трудоспособных лиц физические лица:
- постоянно проживающие в сельской местности и работающие в организациях, расположенных в сельской местности и осуществляющих сельскохозяйственное производство, в производящих сельскохозяйственную продукцию филиалах или иных обособленных подразделениях организаций, а также в организациях (их структурных или обособленных подразделениях) здравоохранения, культуры, учреждениях (их структурных или обособленных подразделениях) образования и социальной защиты, расположенных в сельской местности;
- военнослужащие срочной военной службы, граждане, проходящие альтернативную службу, и (или) лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы.
5. физические лица, которым принадлежат земельные участки, расположенные на территории радиоактивного загрязнения в зоне последующего отселения или в зоне с правом на отселение – в отношении таких земельных участков.
Перечень документов на основании которых налоговыми органами может быть предоставлено освобождение от уплаты земельного налога, можно посмотреть ТУТ.
Освобождение от земельного налога
- предоставленные физическим лицам, если эти участкизаняты капитальными строениями (зданиями, сооружениями), их частями, предназначенными и (или) используемыми для осуществления предпринимательской деятельности;
- предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, самовольно занятые;
Период предоставления освобождения от уплаты земельного налога:
- – с 1-го числа месяца, в котором возникло право на льготу.
- – по последнее число месяца, в котором право на льготу утрачено.
*В соответствии с Законом «О ветеранах» от 17.04.1992 N 1594-XII (далее – Закон) право на льготное налогообложение имеют следующие категории граждан:
инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий на территории других государств ( ст. 12 Закона);
участники Великой Отечественной войны ( ст. 13 Закона);
лица, награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны ( ст. 14 Закона);
лица, работавшие на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, члены экипажей судов транспортного флота, интернированные в начале Великой Отечественной войны в портах других государств ( ст. 15 Закона);
лица, работавшие на предприятиях, в учреждениях и организациях города Ленинграда в период блокады с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г. и награжденные медалью “За оборону Ленинграда”, и лица, награжденные знаком “Жителю блокадного Ленинграда” ( ст. 17 Закона);
военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призывавшиеся на военные сборы, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов (включая специалистов и советников Министерства обороны СССР, Комитета государственной безопасности и Министерства внутренних дел СССР и БССР), направлявшиеся органами государственной власти СССР в Афганистан или другие государства и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах ( ст. 18 Закона);
военнослужащие автомобильных батальонов, направлявшиеся в Афганистан для доставки грузов в период ведения боевых действий ( статья 18 Закона);
военнослужащие летного состава, совершавшие вылеты на боевые задания в Афганистан с территории СССР в период ведения боевых действий ( статья 18 Закона);
родители, супруга (супруг), не вступившая (не вступивший) в новый брак, военнослужащих, партизан и подпольщиков, погибших или умерших вследствие ранений, контузий, увечий, заболеваний, полученных в период боевых действий в годы Великой Отечественной войны, а также военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, погибших (умерших) при выполнении воинского или служебного долга в Афганистане либо в других государствах, где велись боевые действия (а равно пропавших без вести в районах ведения боевых действий), или при исполнении обязанностей воинской службы (служебных обязанностей) ( ст. 23 Закона);
бывшие узники фашистских концлагерей, тюрем, гетто и бывшие несовершеннолетние узники иных мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в годы второй мировой войны ( ст. 24 Закона);
инвалиды с детства вследствие ранения, контузии, увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны либо с последствиями военных действий ( ст. 25 Закона).
Земельный налог 2019. Пример расчета.
Организации решением Минского горисполкома от 25.05.2018 N 111 выделен земельный участок по улице, например, Восточная.
Целевое назначение — земельный участок для размещения объектов административного назначения. Функциональное использование — земельные участки для размещения объектов административного назначения. Территория, на которой расположен данный участок относится ко II экономико-планировочной зоне.
Площадь земельного участка — 0,12 га. Кадастровая стоимость 1 кв.м на 01.01.2018, например- 85 руб.
Расчет земельного налога:
Согласно статье 240 НК-2019 сначала нужно определить, что является базой для расчета налога — кадастровая стоимость или площадь земельного участка. Сравним кадастровую стоимость 1 га земли с пределом стоимости за гектар земли для общественно-деловой зоны. Конкретно для нашего случая это подпункт 6.7 статьи 240 «6.7. земельных участков общественно-деловой зоны, за исключением указанных в подпунктах 6.5 и 6.6 настоящего пункта, при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 28 253 белорусских рублей за гектар».
85 руб. за 1 м.кв. x 10 000 кв.м в 1 гектаре= 850 000 руб. (кадастровая стоимость 1 га), что больше 28 253 руб.
Таким образом, налог будет исчисляться не от площади, а от кадастровой стоимости участка.
Общая кадастровая стоимость участка составит = 85 руб. х 1200 кв.м. = 102 000 руб.
Теперь необходимо определить ставку самого налога. Согласно пункту 1 статьи 241 «С тавки земельного налога на земельные участки, по которым в качестве налоговой базы земельного налога применяется кадастровая стоимость, устанавливаются в размерах согласно приложению 6 к НК РБ». В нашем случае ставка составит — 0,55%.
В 2019 году установлены коэффициенты к ставке земельного налога для I-III зон — 2,2, IV-V зон — 2,1. У нас коэффициент составит 2,2. ( Решение Мингорсовета от 21.12.2016 N 255 в ред. решения Мингорсовета от 21.12.2018 N 88).
К оэффициент периода пользования земельного участка в 2019 году будет 1, т.к. по состоянию на 1 января 2019 года участок есть.
Сумма земельного налога = 102000 (кадастровая стоимость) х 0,55% (ставка по Приложению 6 НК РБ) х 2,2 (коэффициент по экономико-планировочной зоне) х 1 (коэффициент пользования)= 1234 руб. 20 коп.
Для тех, для кого земельный участок будет выделен в течение 2019 года, необходимо будет сдать декларацию и исчислить налог исходя из коэффициента за неполный год пользования. Например, решение о предоставлении участка принято в апреле — значит земельный налог исчисляют с мая (со следующего месяца). Коэффициент использования земли за 8 месяцев (с мая по декабрь) составит: 0,6667 (8 мес. / 12 мес.). Срок подачи декларации и уплаты налога, если земельный участок будет получен в течение года — 20-го (декларация) и 22-го числа (уплата) следующего месяца за месяцем решения. Например, п о предоставленному в апреле участку нужно подать годовую декларацию не позднее 20.05.2019.
Сумма налога за II квартал исчисляется за май и июнь, т.е. за месяцы, оставшиеся до окончания квартала, с которого начинает исчисляться налог. Земельный налог платится в следующие сроки: за II квартал — не позднее 22.05.2019, за III квартал — не позднее 22.08.2019, за IV квартал — не позднее 22.11.2019.
Срок подачи декларации и уплаты налога за 2019 год (у кого участки находились в собственности на 01.01.2019 года)- 20 февраля 2019 года (декларация), уплата за 1 квартал 2019 года — 22 февраля и т.д. как указано выше за 2, 3, 4 кварталы.
О порядке исчисления земельного налога читайте в статье по ссылке
Источники:
http://pravovsem.by/zemelnyj-nalog-fizicheskie-litsa/
http://myfin.by/wiki/term/zemelnyj-nalog
http://ilex.by/sez-lgoty-po-zemelnomu-nalogu/
http://www.nalog.gov.by/ru/kakie-lgoty-po-zemelnomu-nalogu-est-u-fizicheskih-lic/
http://buhuslugi-miheeva.by/2019/02/14/zemelnyj-nalog-2019-primer-rascheta/