Льготы по налогам для сельхозпроизводителей
Налоги для сельскохозяйственных производителей
Налогоплательщики, занимающиеся сельским хозяйством, имеют право на нулевую ставку по налогу на прибыль в соответствии с пунктом 1.3 статьи 284 Налогового кодекса или на применение специального налогового режима в виде уплаты единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) в соответствии с главой 26.1 НК РФ. Подробнее об этом читайте в нашей статье, подготовленной экспертами бератора.
Сельскохозяйственные производители – кто они?
Сельскохозяйственными товаропроизводителями для целей применения главы 25 НК РФ признаются организации, отвечающие критериям, приведенным в статье 346.2 НК РФ:
- организации, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах), реализующие эту продукцию;
- сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации».
При этом должны быть соблюдены определенные условия: в общем доходе от реализации таких организаций доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукты ее первичной переработки, произведенные ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, должна составлять не менее 70%.
В налоговых целях сельскохозяйственными товаропроизводителями также признаются:
- градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, численность работающих в которых с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта;
- сельскохозяйственные производственные кооперативы (включая рыболовецкие артели (колхозы)).
При этом указанные организации должны удовлетворять следующим условиям:
- в общем доходе от реализации доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной собственными силами из них рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов составляет за налоговый период не менее 70%;
- рыболовство осуществляется на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности или используемых их на основании договоров фрахтования.
Что касается крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ), то им не нужно подтверждать статус сельхозпроизводителя 70-процентной долей дохода от реализации сельхозпродукции, поскольку оно уже является таковым по закону. Об этом сказано в Письме Минсельхоза России от 19 сентября 2016 г. № 14/232.
КФХ – это объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. КФХ признаются сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и им в целях получения статуса сельскохозяйственных товаропроизводителей не требуется подтверждать долю дохода от реализации сельскохозяйственной продукции в размере не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
Таким образом, КФХ, как признанный по закону сельхозпроизводитель, сразу имеет право на льготное налогообложение прибыли. Но, чтобы применять режим ЕСХН, соответствовать установленным критериям об удельном весе (70% и более) доли доходов от реализации сельхозпродукции в общем доходе от реализации нужно и КФХ.
Особенности налогообложения сельскохозяйственных производителей
Согласно пункту 3 статьи 346.1 НК РФ плательщики ЕСХН не уплачивают:
- налог на прибыль для организаций и НДФЛ для индивидуальных предпринимателей;
- НДС;
- налог на имущество.
Те, кто предпочел нулевую ставку по налогу на прибыль (п. 1.3 ст. 284 НК РФ), имеют возможность предъявлять НДС покупателям – плательщикам НДС. Хотя по многим видам сельхозпродукции применяется пониженная ставка НДС в размере 10%. Также они платят еще и налог на имущество.
Нулевая ставка по прибыли
Итак, для налогоплательщиков – сельскохозяйственных товаропроизводителей есть возможность выбора. Они могут применять специальный налоговый режим в виде уплаты ЕСХН или, отказавшись от него, платить налог на прибыль по нулевой ставке по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной или собственной сельскохозяйственной продукции (п. 1.3 ст. 284 НК РФ). Данные налогоплательщики должны отвечать критериям, установленными пунктом 2 статьи 346.2 НК РФ (для сельского хозяйства), или критериям, приведенным в подпункте 1 или 1.1 пункта 2.1 той же статьи (для рыболовецких организаций).
А именно: доля выручки от реализации произведенной продукции растениеводства, сельского и лесного хозяйства, животноводства, выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов или их вылова должна составлять в общем размере доходов от реализации не менее 70 процентов.
На какие доходы распространяется нулевая ставка
Согласно п. 1.3 ст. 284 НК РФ для сельхозпроизводителей ставка по налогу на прибыль организаций устанавливается в размере 0% только в отношении деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной ими собственной сельскохозяйственной продукции. В отношении деятельности, не связанной с сельхозпроизводством, применяется общая ставка 20%.
Заметим, что, в отличие от образовательных или медицинских организаций, у сельскохозяйственных производителей нет права выбора, какую ставку – общеустановленную (20%) или специальную (0%) – применять при исчислении налога с прибыли, полученной от сельскохозяйственной деятельности. Эта прибыль должна облагаться только по ставке 0%.
В отношении же доходов по иным видам деятельности сельскохозяйственные производители применяют налоговые ставки, установленные статьей 284 НК РФ. При этом они должны вести раздельный учет доходов и расходов (п. 2 ст. 274 НК РФ).
Следует обратить на то, что в пункте 1.3 статьи 284 НК РФ говорится не просто о реализации сельскохозяйственной продукции, а о деятельности, связанной с такой реализацией. Поэтому это могут быть любого рода доходы, даже внереализационные, если они напрямую связаны с основной сельскохозяйственной деятельностью. Тогда к ним может быть применена ставка 0 процентов на основании пункта 2 статьи 274 НК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 274 НК РФ налоговая база по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от ставки, указанной в п. 1 ст. 284 НК РФ (20 процентов), определяется налогоплательщиком отдельно. Налогоплательщик при этом должен вести раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка.
К доходам в целях главы 25 НК РФ относятся (п. 1 ст. 248 НК РФ):
- доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав;
- внереализационные доходы.
Следовательно, порядок определения налогоплательщиком налоговой базы по прибыли, облагаемой не по ставке 20 процентов, распространяется на все группы доходов, включая внереализационные.
Исходя из этого, такие расходы, к примеру, как возмещение ущерба, понесенного в результате падежа животных из-за некачественного корма, может рассматриваться в качестве внереализационных доходов, связанных с деятельностью по реализации произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями сельскохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной этими организациями собственной сельскохозяйственной продукции. А значит, в отношении указанных доходов можно применять ставку налога на прибыль 0 процентов. На это обратил внимание Минфин России в письме от 12 февраля 2016 г. № 03-03-06/1/7737.
Этот вывод может распространяться и на другие подобные доходы, получаемые сельскохозяйственными товаропроизводителями в процессе своей деятельности.
Таким образом, доходы и расходы (в том числе внереализационные доходы и расходы) должны учитываться раздельно для целей налогообложения по видам деятельности, облагаемым по разным ставкам.
Как перейти на ЕСХН
Сельскохозяйственные товаропроизводители могут не использовать общий режим налогообложения, а перейти на уплату ЕСХН. Не вправе перейти на уплату ЕСХН организации и предприниматели:
- у которых в общем доходе от реализации товаров, работ или услуг доля дохода от реализации сельхозпродукции и (или) рыбы (включая продукцию первичной переработки) составляет менее 70%. Этот показатель определяется по итогам работы за год, предшествующий году подачи заявления о переходе на ЕСХН;
- занимающиеся производством подакцизных товаров;
- переведенные на уплату единого налога на вмененный доход по отдельным видам деятельности.
Перейти на уплату ЕСХН можно, подав соответствующее уведомление в свою налоговую инспекцию. Лица, оказывающие услуги сельхозпроизводителям в области растениеводства и животноводства и изъявившие желание перейти на применение ЕСХН с 1 января 2017 года, уведомляют налоговую инспекцию о переходе на этот режим не позднее 15 февраля 2017 года.
Налоговым периодом по ЕСХН является календарный год, а отчетным – полугодие. Декларации по итогам полугодия предоставлять не нужно, но нужно платить авансовые платежи по ЕСХН. Годовую декларацию фирма должна представить в инспекцию до 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Форма декларации по ЕСХН и порядок ее заполнения утверждены приказом ФНС России от 28 июля 2014 года №ММВ-7-3/384@ (в редакции Приказа ФНС России от 1 февраля 2016 г. № ММВ-7-3/51@).
Если статус сельхозпроизводителя утрачен
Пункт 1.3 статьи 284 НК РФ и глава 26.1 НК РФ устанавливают только условие соответствия статусу сельхозпроизводителя, чтобы применять ставку 0% по деятельности, связанной с реализацией сельхозпродукции. Налоговые последствия невыполнения этого условия в виде пеней и штрафов нигде не оговорены.
Однако в пункте 4 статьи 346.3 НК РФ прописан алгоритм действий налогоплательщика при утрате им статуса сельскохозяйственного производителя. А именно: если по итогам налогового периода налогоплательщик не соответствует условиям, установленным пунктами 2, 2.1, 5 и 6 статьи 346.2 НК РФ, он считается утратившим право на применение ЕСХН с начала налогового периода, в котором допущено нарушение. В связи с этим налогоплательщик в течение месяца по окончании соответствующего налогового периода (то есть в течение января) должен:
- пересчитать свои налоговые обязательства по налогу на прибыль за год с применением ставки 20%;
- уплатить в бюджет начисленные авансовые платежи по налогу;
- представить уточненные декларации.
Нулевая ставка налога на прибыль для сельхозпроизводителей
И. Н. Шульга, эксперт журнала «Учет в сельском хозяйстве»,
автор книги «Нулевая ставка налога на прибыль для сельхозпроизводителей»
На практике применение льготной ставки по налогу на прибыль сельхозорганизациями вызывает немало вопросов. Рекомендуем проверить, верно ли вы используете льготу, перед составлением годовой отчетности.
Хозяйство должно быть сельхозпроизводителем
Для применения льготной ставки по налогу на прибыль предприятие должно соответствовать критериям сельскохозяйственного производителя, закрепленным пунктом 2 или подпунктами 1 или 1.1 пункта 2.1 статьи 346.2 Налогового кодекса РФ. Данные критерии предусмотрены для предприятий, переходящих на уплату единого сельскохозяйственного налога, но они актуальны и для применения ставки по налогу на прибыль в размере 0 процентов (п. 1.3 ст. 284 Налогового кодекса РФ).
Для получения статуса сельхозпроизводителя нужно иметь доход от реализации произведенной продукции растениеводства сельского и лесного хозяйства и животноводства, в том числе в результате выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов, или заниматься их выловом. Конкретные виды такой продукции и биоресурсов определены постановлением Правительства РФ от 25 июля 2006 г. № 458. Кроме того, следует иметь в виду, что доля выручки от реализации этой продукции и продуктов ее первичной переработки (в том числе на арендованных основных средствах) должна составлять в общем размере доходов от реализации не менее 70 процентов.
Тот факт, что в предыдущем году предприятие не относилось к категории сельхозпроизводителей, не создает препятствий для применения льготной ставки уже в текущем году. Это отметили судьи в постановлении Президиума ВАС РФ от 9 февраля 2010 г. № 12390/09.
При расчете доли учитываются не все доходы
Для определения статуса сравнивается общая выручка от реализации продукции, работ и услуг с выручкой от реализации собственной сельхозпродукции и продукции ее переработки. Другие доходы при расчете доли не учитываются. В частности, в расчет не берется выручка сельхозпредприятия от продажи доли в уставном капитале другого общества. На это указали финансисты в письме Минфина России от 3 декабря 2009 г. № 03-11-06/1/51. Аналогичная ситуация с реализацией прав аренды земельного участка.
Также при расчете доли не учитываются внереализационные доходы, список которых установлен в статье 250 Налогового кодекса РФ. Например, доходы от сдачи имущества (включая земельные участки) в аренду (субаренду), если такие доходы не определяются самим налогоплательщиком как доходы от реализации (письмо Минфина России от 5 июня 2012 г. № 03-11-06/1/12). Не учитываются также доходы в виде процентов, полученные по договорам займа, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам (письмо Минфина России от 24 октября 2011 г. № 03-11-06/1/17). Не берутся в расчет и доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав.
Аналогичный вывод сделан для случая, когда организация получила суммы субсидий из бюджета на возмещение затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в том числе субсидий на одну реализованную дозу биопродукции (письмо Минфина России от 29 июня 2011 г. № 03-11-06/1/10).
Отметим, что перечни доходов от реализации и внереализационных доходов, предусмотренные статьями 249 и 250 Налогового кодекса РФ, не являются исчерпывающими, на что обращено внимание в письме УФНС России по г. Москве от 17 апреля 2007 г. № 20-12/035144. Получается, что хозяйства вправе самостоятельно в учетной политике классифицировать доходы, не перечисленные в статьях 249 и 250 Налогового кодекса РФ, определив их как доходы от реализации или внереализационные.
Следует вести раздельный учет
Льготная ставка по налогу на прибыль в размере 0 процентов применяется не ко всей облагаемой прибыли, а только к доходам от деятельности, связанной с реализацией произведенной и переработанной собственной сельскохозяйственной продукции. Поэтому нужно отдельно определять налоговую базу по каждому виду хозяйственных операций, прибыль от которых облагается по иным ставкам, отличным от общей (п. 2 ст. 274 Налогового кодекса РФ).
Для расчета налоговой базы полученные доходы сельскохозяйственное предприятие должно уменьшить на сумму расходов. При этом доходы и расходы должны соотноситься. То есть полученные от таких операций доходы могут быть уменьшены только на расходы, понесенные в рамках этих же операций.
Распределению подлежат как общехозяйственные расходы, так и внереализационные. Это объясняется тем, что, согласно требованиям пунктов 2 и 3 статьи 252 Налогового кодекса РФ, расходы в зависимости от их характера, а также условий деятельности сельхозпредприятия делятся на связанные с производством и реализацией (ст. 253 Налогового кодекса РФ) и внереализационные (ст. 265 Налогового кодекса РФ).
Внереализационные расходы, которые непосредственно связаны с деятельностью сельскохозяйственного товаропроизводителя, облагаемой налогом на прибыль организаций по ставке 0 процентов, учитываются при определении налоговой базы по данному виду деятельности. Если не представляется возможным определить принадлежность внереализационных расходов к конкретному виду деятельности, то такие расходы распределяются между ними пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов предприятия (п. 1 ст. 272 Налогового кодекса РФ, письмо Минфина России от 3 ноября 2011 г. № 03-03-06/1/710).
Аналогичным образом распределяются и общехозяйственные расходы.
Какие доходы облагаются по льготной ставке
Доходы, учитываемые при определении статуса сельхозпроизводителя и облагаемые налогом на прибыль по ставке 0 процентов, могут не совпадать.
Например, по мнению чиновников, сельскохозяйственный товаропроизводитель вправе применять нулевую ставку к внереализационным доходам, напрямую связанным с основной деятельностью. Об этом сказано в письмах Минфина России от 8 июня 2012 г. № 03-03-06/1/296, от 21 февраля 2011 г. № 03-03-06/1/108.
В то же время если поступления не имеют никакого отношения к сельскохозяйственному производству, то они должны облагаться по ставке 20 процентов (письма Минфина России от 23 ноября 2012 г. № 03-03-06/1/612, от 4 апреля 2011 г. № 03-03-06/1/210). Отметим, что такая точка зрения поддерживается и судьями (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13 апреля 2012 г. № А27-9933/2011).
Субсидии, полученные предприятием, если они не связаны с деятельностью сельскохозяйственного товаропроизводителя, не попадают под льготу.
Например, полученные средства для компенсации расходов, связанных со строительством дороги и газопровода, необходимо учитывать при формировании налоговой базы, к которой применяется ставка налога на прибыль организаций в размере 20 процентов (письмо Минфина России от 23 ноября 2012 г. № 03-03-06/1/611).
А вот если предприятием получены бюджетные средства по областной целевой программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» субъекта Федерации или на развитие семейной животноводческой фермы, то они облагаются по льготной ставке (письмо Минфина России от 15 октября 2012 г. № 03-03-06/1/550).
Облагаются по льготной ставке и субсидии, полученные в целях возмещения затрат, совершенных в процессе ликвидации последствий ущерба, понесенного в связи с гибелью сельскохозяйственных культур вследствие аномальных природных условий, на приобретение минеральных удобрений и дизельного топлива (письмо Минфина России от 27 мая 2011 г. № 03-03-06/1/313).
Когда списана задолженность
Ставка 0 процентов не применяется при получении дохода от списания невостребованной кредиторской задолженности. Данный вывод содержится в письме Минфина России от 23 ноября 2012 г. № 03-03-06/1/612. В нем чиновники указывают, что в соответствии с пунктом 18 статьи 250 Налогового кодекса РФ внереализационными доходами признаются суммы кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям. По их мнению, указанные доходы получены не от реализации произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции, поэтому их следует учитывать при формировании налоговой базы, к которой применяется ставка налога на прибыль в размере 20 процентов.
Проценты облагаются по общей ставке
Не попадают под льготу и доходы от размещения денежных средств на депозитных счетах в виде процентов, полученных сельхозпроизводителями. Эти поступления не связаны с реализацией произведенной товаропроизводителями сельскохозяйственной продукции (письмо Минфина России от 4 апреля 2011 г. № 03-03-06/1/210).
Какие еще доходы не попадают под льготы
О применении ставки 0 процентов в отношении доходов в виде полученных покупателями премий за выполнение объема закупок, процентов по размещенным займам, лизинговых платежей, полученных штрафных санкций по хозяйственным договорам чиновники высказали свое мнение в письме Минфина России от 28 ноября 2013 г. № 03-03-06/1/51471.
Они указали, что такие доходы подлежат учету при формировании налоговой базы, к которой применяется ставка налога на прибыль организаций, установленная пунктом 1 статьи 284 Налогового кодекса РФ (20%). В то же время, если в силу условий договора предоставляется скидка, связанная с изменением цены товара, внереализационного дохода у покупателя не возникает. К такому выводу пришли финансисты в письме Минфина России от 14 ноября 2005 г. № 03-03-04/1/354.
Установлены новые налоговые льготы для сельхозпроизводителей
Федеральный закон от 2 октября 2012 г. № 161-ФЗ установил ряд налоговых льгот для сельхозпредприятий. Рассмотрим нововведения подробно.
Нулевая ставка по налогу на прибыль сохранена
С 2013 года планировалась отмена нулевой ставки для сельхозтоваропроизводителей (ст. 2.1 Федерального закона от 6 августа 2001 г. № 110-ФЗ). Однако Закон № 161-ФЗ изменил ситуацию. Теперь ставка по налогу на прибыль для этой категории налогоплательщиков прописана непосредственно в Налоговом кодексе РФ. Она указана в пункте 1.3 статьи 284 Налогового кодекса РФ и по-прежнему составляет 0 процентов.
Срок действия льготы законодатель не ограничил (письмо Минфина России от 8 октября 2012 г. № 03-03-06/1/522). А применяться она будет на прежних условиях.
То есть нулевая ставка предназначена для организаций, которые отвечают критериям, предусмотренным пунктом 2 и подпунктом 1 пункта 2.1 статьи 346.2 Налогового кодекса РФ. Причем лишь по деятельности, связанной с реализацией произведенной (произведенной и переработанной) собственной сельхозпродукции.
Снижена ставка НДС для племенного животноводства
С 1 января 2013 года реализация племенных животных, эмбрионов облагается налогом на добавленную стоимость по ставке 10 процентов. Основание – подпункт 5 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса РФ.
Пониженная ставка применяется в отношении крупного рогатого скота, свиней, коз, овец, лошадей, а также племенного яйца любой сельскохозяйственной птицы.
Правда, данная льгота вводится на ограниченный срок – по 31 декабря 2017 года включительно. Об этом сказано в пункте 3 статьи 3 Закона № 161-ФЗ.
Напомним, что реализация данной продукции проходит в рамках Федерального закона от 3 августа 1995 г. № 123-ФЗ «О племенном животноводстве» (далее – Закон № 123-ФЗ). Так, из статьи 2 следует, что племенная продукция (материал) сопровождается племенным свидетельством. Это документ, подтверждающий происхождение, продуктивность и иные качества племенного животного, а также происхождение и качество семени или эмбриона. Следовательно, продажа животных, их семени и эмбрионов, включая яйцо, без племенных свидетельств облагается налогом на добавленную стоимость по общеустановленной ставке.
Более того, племенная продукция относится к ограниченно оборотоспособным объектам (п. 2 ст. 129 Гражданского кодекса РФ). Статья 8 Закона № 123-ФЗ устанавливает следующие ограничения на ее оборот:
1) племенная продукция может принадлежать лишь гражданам и юридическим лицам, осуществляющим разведение и использование племенных животных;
2) реализация племенной продукции возможна только гражданам и юридическим лицам, осуществляющим сельскохозяйственное производство;
3) отчуждение или иной переход прав собственности на племенную продукцию разрешаются при наличии племенного свидетельства.
Из взаимосвязи первых двух ограничений следует, что сделки с племенной продукцией могут заключаться только между организациями (предпринимателями) по племенному животноводству (ст. 29 и 30 Закона № 123-ФЗ).
Соответствующий статус удостоверяет специальный документ – уведомление Минсельхоза России об отнесении к определенному виду организации по племенному животноводству (подп. 1 п. 11, п. 43.5 Административного регламента, утвержденного приказом Минсельхоза России от 17 ноября 2011 г. № 430).
Следовательно, в целях применения ставки 10 процентов покупатель обязан предъявить свое уведомление продавцу. На практике к договору купли-продажи племенной продукции прилагаются копии уведомлений обеих сторон.
Сделка с племенной продукцией, которая не соответствует требованиям Закона № 123-ФЗ, ничтожна (п. 1 ст. 166, п. 1 и 2 ст. 167, ст. 168 Гражданского кодекса РФ). Поэтому она не влечет за собой реализации (п. 1 ст. 39 Налогового кодекса РФ). А значит, не порождает объекта обложения налогом на добавленную стоимость (подп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ).
В связи с введением пониженной ставки обратите внимание на ценообразование.
Закон № 123-ФЗ допускает реализацию семени и эмбрионов племенных животных (ст. 23 и 24), а также предусматривает выполнение работ по искусственному осеменению и трансплантации эмбрионов (ст. 36).
Такие работы облагаются налогом на добавленную стоимость по общеустановленной ставке. И если сделка предполагает не просто передачу племенного материала, а его использование продавцом при выполнении работ для покупателя, то в договоре необходимо указывать раздельные цены.
В противном случае у продавца отсутствует раздельный учет (п. 1 и 7 ст. 166 Налогового кодекса РФ).
Бюджетная помощь фермерам не облагается НДФЛ
В 2012 году стартовала государственная программа по поддержке начинающих фермеров, утвержденная приказом Минсельхоза России от 6 марта 2012 г. № 172. В соответствии с ней главам крестьянских (фермерских) хозяйств из бюджета регионов предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе:
– единовременная помощь на бытовое обустройство;
– гранты на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств;
– гранты на развитие семейной животноводческой фермы;
– субсидирование процентной ставки по привлеченным инвестиционным и краткосрочным кредитам или займам.
Кроме того, главы крестьянских (фермерских) хозяйств могут получать субсидии на возмещение части затрат хозяйства при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения (постановление Правительства РФ от 31 октября 2011 г. № 874).
Между тем глава КФХ считается индивидуальным предпринимателем. Без сомнения, при получении грантов и субсидий на возмещение у него появляется экономическая выгода. А значит, она должна учитываться в его доходах (абз. 4 п. 2 ст. 11, ст. 41 Налогового кодекса РФ) в рамках той системы налогообложения, которую он применяет. Этот подход отражен в письме Минфина России от 2 августа 2011 г. № 03-11-11/203. Правда, для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения или уплачивающих единый сельскохозяйственный налог, законодатель установил особые правила признания доходов в форме субсидий (письмо ФНС России от 21 июня 2011 г. № ЕД-4-3/9835@).
Однако для общей системы налогообложения подобных норм до настоящего времени не существовало. Закон № 161‑ФЗ устранил этот пробел. Теперь все вышеперечисленные виды финансовой помощи фермерам не облагаются налогом на доходы физических лиц. Основание – пункты 14.1, 14.2 статьи 217 Налогового кодекса РФ.
Данная льгота в части грантов и субсидий получила обратную силу, то есть распространяется на правоотношения, возникшие до вступления в силу Закона № 161-ФЗ. Она применяется к суммам, полученным главами КФХ начиная с 1 января 2012 года (п. 2 ст. 3 Закона № 161‑ФЗ).
Внимание: гранты, полученные начинающими фермерами на спецрежимах, отражаются в налоговом учете. Такой вывод позволяет сделать письмо Минфина России от 28 февраля 2012 г. № 03-11-11/59.
А вот единовременная помощь на бытовое обустройство не облагается налогом на доходы физических лиц лишь с 1 января 2013 года. Помощь, полученная фермером в текущем году, от НДФЛ не освобождается.
В то же время неясно, можно ли учитывать в составе профессиональных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц стоимость товаров, работ или услуг, приобретенных за счет указанных субсидий и грантов (п. 1 ст. 221 Налогового кодекса РФ). Прямого запрета на это налоговое законодательство не содержит.
Дело в том, что государственная помощь фермерам к средствам целевого финансирования не относится (подп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ). А значит, оснований для применения пункта 17 статьи 270 Налогового кодекса РФ не имеется.
Как видно, применение новой льготы по НДФЛ вызывает ряд вопросов, по которым можно ждать официальных разъяснений.
Для потребкооперации отменен критерий численности при ЕНВД
В соответствии с поправкой, которую Закон № 161-ФЗ внес в подпункт 1 пункта 2.2 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ, организации потребительской кооперации смогут применять ЕНВД без учета ограничений по среднесписочной численности работников. Эта льгота распространяется на хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом РФ от 19 июня 1992 г. № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации». Период действия данной нормы – с 1 января 2013 года по 31 декабря 2017 года включительно. В то же время названная льгота новацией не является. Прежде она была предусмотрена пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 155‑ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации». А вот теперь перенесена в Налоговый кодекс РФ. Правда, прежде срок ее применения не ограничивался.
Льготы по налогам для сельхозпроизводителей
Действующее налоговое законодательство предоставляет ряд льгот организациям и предпринимателям, которым присвоен статус сельхозпроизводителей. В статье разберем, какие предусмотрены льготы по налогам для сельхозпроизводителей, а также выясним, как подтвердить статус с/х производителя и получить право на льготу.
Статус сельхозпроизводителя: законодательные нормы
Порядок присвоения субъекту хозяйствования статуса сельхозпроизводителя регулируется положениями закона №193-ФЗ от 08.12.1995 года.
Согласно документу, с/х производителем признается организация или ИП, объем производства с/х продукции которого составляет не менее 50% от общего объема производства в стоимостном выражении. Субъекты хозяйствования, деятельность которых связана с выращиванием и уловом рыбы и водных биологических ресурсов, признаются с/х производителями при условии, что рыбное производство составляет от 70% общего объема производимой продукции.
При этом понятие производства с/х продукции также включает:
- переработку;
- первичную обработку;
- реализацию;
- вспомогательные услуги с/х производителям.
Таким образом, сельхозпроизводителем может признаваться организация, которая оказывает дополнительные услуги прямым с/х производителям (вспахивание полей, обрезка фруктовых деревьев и виноградной лозы, сбор урожая), при условии, что стоимостное выражение объема такой деятельности составляет не менее половины от общего производства.
Льготы по налогам для сельхозпроизводителей
В целях снятия налоговой нагрузки с организаций и предпринимателей сельскохозяйственного сектора государством введен ряд льгот.
В частности, с/х производители освобождены от уплаты налога на транспорт в отношении тракторов, комбайнов, прочей специальной техники, которая используется в процессе производства с/х продукции.
Кроме того, сельхозпроизводители, признанные плательщиками ЕСХН, не уплачивают налог на имущество в отношении объектов, применяемых при производстве, обработке, реализации продукции.
Особенности предоставления налоговых льгот сельхозпроизводителям описаны ниже.
Освобождение от уплаты транспортного налога на с/х технику
В соответствие с пп.5 п. 2 ст. 35 НК РФ, не признаются объектом налогообложения специальные транспортные средства, используемые в процессе производства сельскохозяйственной продукции. К специальному с/х транспорту относят:
- тракторы;
- комбайны;
- молоковозы;
- скотовозы;
- машины для перевозки птицы;
- транспорт технического обслуживания;
- машины ветеринарной помощи;
- прочие специальный с/х транспорт.
Условия для освобождения от уплаты налога на транспорт следующие:
№ п/п
Получить освобождение от уплаты транспортного налога в отношении специального с/х транспорта могут исключительно субъекты хозяйствования, признанные с/х производителями на основании ст. 1 закона №193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации».
Право на освобождение от уплаты транспортного налога предоставляется при условии, что налогоплательщик (юрлицо/ИП) является собственником транспортного средства, что подтверждено техпаспортом.
В случае если одно или несколько из вышеперечисленных условий не выполнено (налогоплательщик лишен статуса с/х производителя, ТС зарегистрирован третье лицо, т.п.), ФНС вправе отказать налогоплательщику в освобождении от уплаты налога и взыскать сумму налоговых обязательств в полном объеме.
Бланк налоговой декларации можно скачать здесь ⇒ Декларация по транспортному налогу.
Особые условия уплаты налога на имущество
Согласно ст. 374 НК РФ, объектом налогообложения налога на имущество является недвижимость, а также движимое имущество, которое учитывается на балансе организации/ИП в качестве основных средств.
Базой для расчета налога выступает среднегодовая стоимость имущества, определяемая на основании остаточной стоимость на 1-е число отчетного года. В отношении объектов недвижимость налог на имущество рассчитывается на основании кадастровой стоимости.
Формула расчета годовой сумма налога на имущества имеет следующий вид:
НалогИмущ = СтИмущ * Ставка,
где СтИмущ – стоимость имущества, определяемая в целях налогообложения;
Ставка – ставка налога, установленная местным муниципалитетом в размере и не превышающая 2,2%.
Организации и ИП, отнесенные к категории сельхозпроизводителей, признаются плательщиками налога на имущество в общем порядке.
При этом НК РФ предусмотрены льготы по имущественному налогу для плательщиков ЕСХН. С 01.01.2020 года сельхозпроизводители освобождены от уплаты налога на имущества в части недвижимости и основных средств, которые используются при производстве с/х продукции.
В соответствие со ст. 346.1 НК РФ, налогом не облагаются здания, сооружения, помещения, транспорт, оборудование, специальная техника, прочие основные средства, используемые при производстве с/х продукции, в том числе при:
- первичной обработке;
- переработке;
- реализации.
Также не оплачивают налог на имущество те организации, которые оказывают с/х товаропроизводителям вспомогательные услуги (подготовка полей к посеву, уборка урожая, подрезка фруктовых деревьев и виноградной лозы, т.п.), при условии, что такие организации являются плательщиками ЕСХН.
В случае если в собственности сельхозпроизводителя имеются объекты движимого или недвижимого имущества, налогооблагаемые налогом на имущество в общем порядке, то в таком случае субъект хозяйствования рассчитывает и оплачивает налог на такие объекты в общем порядке:
- рассчитывает сумму аванса в размере ¼ от годовой стоимости налога;
- перечисляет аванс в бюджет ежеквартально в соответствие со сроками, установленными местными законодательными актами региона;
- по окончанию года подает налоговую декларацию в ФНС и производит окончательный расчет по налогу (годовая сумма налога за вычетом перечисленных авансов).
Бланк налоговой декларации можно скачать здесь ⇒ Декларация по налогу на имущество.
Льготная ставка НДС при реализации с/х продукции
Сельхозпроизводители, которые занимаются реализацией собственной продукции, вправе на применение льготной ставки НДС – 10%.
Согласно пп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ, ставка НДС 10% предусмотрена при реализации следующих видов сельхозпродукции:
- скот и птица;
- мясо и мясопродукты;
- яйца;
- молоко и молочные продукты;
- масло растительное, маргарин;
- сахар, соль;
- крупа, мука, макаронные изделия;
- зерно, комбикорм;
- хлеб и хлебобулочные изделия;
- овощи;
- рыба живая, рыбо- и морепродукты.
Отметим, что льготная ставка применяется на все операции по реализации товаров, включенного в закрытый перечень пп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ, вне зависимости от статуса продавца и применяемой системы налогообложения.
Таким образом, реализовывать с/х продукцию по ставке 10% могут не только сельхозпроизводители и плательщики ЕСХН, но и прочие субъекты хозяйствования, в том числе организации и ИП, чья деятельность не связана с производством с/х продукции.
Я являюсь ИП глава КФХ при ЕСХН, освобождаюсь ли я от транспортного,
земельного и налога на имущество если это все используется при хозяйственной деятельности.
Согласно ст. 346.1 1 НК РФ индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 5 статьи 224 настоящего Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности (в части имущества, используемого при производстве сельскохозяйственной продукции, первичной и последующей (промышленной) переработке и реализации этой продукции, а также при оказании услуг сельскохозяйственными товаропроизводителями).
Иные налоги, сборы и страховые взносы уплачиваются индивидуальными предпринимателями, перешедшими на уплату единого сельскохозяйственного налога, в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, не освобождаются от исполнения предусмотренных настоящим Кодексом обязанностей налоговых агентов, а также обязанностей контролирующих лиц контролируемых иностранных компаний.
Указанные правила, распространяются на крестьянские (фермерские) хозяйства.
спасибо за ответ
Добрый день, Михаил.
1. Для сельскохозяйственных товаропроизводителей (организаций или индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство сельхозпродукции, ее первичную и последующую переработку и, реализующих эту продукцию, статьёй 358 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена льгота по транспортному налогу ТОЛЬКО на автомобили специального назначения, зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые ими в сельскохозяйственном производстве.
Так, не признаются объектом налогообложения, тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания).
Однако, обратите внимание, если в паспорте транспортного средства будет указана только марка транспортного средства, без указания его назначения, но при этом автомобиль будет использоваться для сельскохозяйственного производства, льгота на этот автомобиль представлена не будет.
2. Расходы на уплату земельного налога включайте в базу по ЕСХН в момент его уплаты в бюджет
Сумма земельного налога, исчисленная и уплаченная организацией на ЕСХН, может быть учтена в составе расходов на основании подпункта 23 пункта 2 статьи 346.5 НК РФ. При этом в соответствии со статьей 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации, обладающие земельными участками на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Для расчета ЕСХН доходы и расходы учитываются кассовым методом, т.е. по мере их оплаты. Поэтому в целях исчисления налоговой базы по ЕСХН сумма земельного налога учитывается в составе расходов на дату уплаты (пп. 23 п. 2, пп. 2 п. 5 ст. 346.5 НК РФ).
3. С 1 января 2018 года плательщики ЕСХН освобождаются от обязанности по уплате налога на имущество только в части имущества, используемого при производстве сельскохозяйственной продукции, первичной и последующей (промышленной) переработке и реализации этой продукции, а также при оказании услуг сельскохозяйственными товаропроизводителями. Данные изменения внесены Федеральным законом от 27.11.2017 №335-ФЗ в Налоговый кодекс РФ.
К имуществу, используемому при производстве (переработке и т.д.) сельхозпродукции, а также для оказания услуг сельхозпроизводителями, может относиться как имущество, непосредственно используемое для указанных целей, так и имущество, обеспечивающее процесс производства, переработки и (или) реализации сельхозпродукции.
Освобождение не применяется в отношении имущества, которое сельхозпроизводитель сдает в аренду другому лицу.
Налоговый орган вправе запросить подтверждение факта использования имущества в сельскохозяйственной деятельности по итогам налогового периода.
В налоговых декларациях (авансовых расчетах) по налогу на имущество организаций сельхозпроизводители должны указать стоимость только налогооблагаемого имущества.
В случае если плательщик ЕСХН не имеет имущества, которое облагается налогом на имущество организаций, нулевую декларацию (расчеты) по налогу представлять не требуется.
При этом, в НК РФ не уточнено, какое конкретно имущество имеется ввиду, его квалификационные признаки по различным видам сельхоздеятельности и т.п. В силу этого неизбежны споры с налоговиками об установлении имущества, являющегося объектом налогообложения. Поэтому, можно рекомендовать до выхода официальных разъяснений, заручиться письменной поддержкой своей ИФНС. Кроме того, такие нововведения требуют ведения раздельного учета облагаемого и необлагаемого имущества.
Источники:
http://www.buhgalteria.ru/article/nalogi-dlya-selskokhozyaystvennykh-proizvoditeley-
http://www.audit-it.ru/articles/account/tax/a35/701667.html
http://www.klerk.ru/buh/articles/296498/
http://online-buhuchet.ru/lgoty-po-nalogam-dlya-selxozproizvoditelej/
http://www.9111.ru/questions/15457463/