Льготы по маяку
Льготы, права и привилегии жертвам аварии на ПО «Маяк» и их детям в 2020 году
В разряд льготной категории «чернобыльцев» автоматически включают лиц, пострадавших от другой ядерной катастрофы. Произошла она в 1957 году на производственном объединении «Маяк». Тогда заражению подверглась территория с населением до 250 тыс. человек. В современном российском законодательстве содержатся льготы ликвидаторам «Маяка». Их не принято выделять в отдельную группу, так как на уровне законодательства привилегии приравнены к чернобыльским.
Нормативная база
Статус граждан, пострадавших от катастрофы на ПО «Маяк», определен в законе № 175-ФЗ от 26.11.1998. В нормативном акте перечислены категории людей и полагающиеся им преференции. Последние заключаются в оказании помощи лицам, заболевшим вследствие радиоактивного поражения, или близким умерших.
Скачать для просмотра и печати:
Привилегии различного характера полагаются следующим группам:
- военным, служившим на зараженной территории, в том числе откомандированным на объекты временно;
- лицам, принимавшим участие в тушении пожара на предприятии и ликвидационных мероприятиях;
- эвакуированным гражданским, а также выехавшим добровольно из пораженных районов, в том числе не рожденным еще отпрыскам;
- проживающим ныне людям в населенных пунктах, где излучение достигает 1 мЗв (перечень городов и поселков определяет Правительство РФ);
- людям, попавшим в зараженную зону в 1949-1956 годах в акватории реки Теча;
- испытателям оборудования, получившим инвалидность вследствие облучения;
- летному составу и пассажирам лайнеров, осуществлявших полеты в пораженную зону;
- отпрыскам пострадавших в первом и втором поколении;
- близким умерших жертв катастрофы, в том числе вдовам, детям, родителям.
Кроме того, льготы детям, пострадавшим от аварии «Маяк», предусмотрены для нескольких поколений. В число получателей преференций включают:
- малышей, находившихся во время катастрофы в утробе;
- детей, пострадавших вместе со взрослыми;
- второе поколение — внуков участников событий.
Подсказка: меры соцподдержки пострадавшим на территории заражения заложены в региональные законодательные акты. Внимание: госструктуры регулярно проводят обследование территорий, попавших в зону поражения. Результаты замеров радиации влияют на назначение льгот в тех или иных населенных пунктах. Перечень районов постоянно меняется.
Перечень преференций
В законе № 175-ФЗ перечислены привилегии и меры соцподдержки для пострадавших лиц, относящихся к разным группам. Каждое описание в статьях нормативного акта заканчивается отсылкой к закону о льготах чернобыльцам. Таким способом на правовом уровне льготников уравняли, что естественно. Граждане подверглись одинаковой опасности из-за разных катастроф.
На федеральном уровне жертвам гарантируется:
- компенсирование потери заработка по больничному листу на уровне 100% без учета стажа;
- обеспечение инвалидов пенсией;
- доплата до показателя среднего заработка в случае перевода на нижеоплачиваемую должность;
- обеспечение жильем нуждающихся (определяется в рамках Жилищного кодекса),
Кроме того, федеральный закон передал региональным властям полномочия по предоставлению пострадавшим иных привилегий. К таковым относятся:
- снижение вполовину сумм в счетах за использование жилого помещения (квартплату);
- 50% скидку на оплату:
- коммунальных услуг;
- электроснабжения;
- взноса на капитальный ремонт;
- предоставление налоговых послаблений;
- бесплатное обеспечение ежегодными оздоровительными путевками;
- выделение транспортного средства;
- устройство детей из семей льготников в дошкольные образовательные учреждения без соблюдения очередности;
- участие в кооперативах вне очереди:
- земельных;
- садоводческих;
- строительных;
- выплата ежемесячных пособий.
Внимание: для получения преференций за счет бюджета необходимо иметь льготное удостоверение.
Порядок подтверждения статуса
Документ, подтверждающий право на льготы, выдается органами соцзащиты. Заявить о желании оформить таковой претендент должен инициативно. Для этого собираются такие документы:
На основании предоставленных копий и справок госорган выписывает удостоверение льготника. Выдается документ на руки заявителю под подпись.
Подсказка! Члены семей умершей жертвы катастрофы должны дополнительно предоставить такие документы:
- свидетельства:
- о смерти кормильца;
- о заключении брака;
- удостоверение умершего.
Региональные преференции жертвам катастрофы на ПО «Маяк»
Лица, получившие инвалидность из-за заражения радиацией, обеспечиваются пенсией по федеральным законам. Величина пособия зависит от группы.
Кроме того, инвалиды-чернобыльцы в рамках законодательства города Севастополя получают право на такие привилегии:
- обеспечение жилым помещением за счет местного бюджета при условии нуждаемости;
- снижение счетов на 50% за:
- жилье;
- коммунальные услуги;
- твердое топливо (если нет центрального обогрева);
- ежемесячное пособие на льготника и каждого ребенка, не достигшего 14 лет, в размере 836,1 р.;
- устройство в детские сады без очереди, доплата на питание в учреждении в размере 205,44 р.;
- ежемесячная компенсация вреда, причиненного здоровью инвалида (размер зависит от группы);
- ежегодное пособие на лечение;
- использование услуг транспортных компаний города без взимания платы;
- ежемесячная денежная выплата (оформляется в отделении ПФР).
Внимание: лица, оформившие инвалидность впервые, могут претендовать на единовременное пособие из бюджета.
Как воспользоваться законодательными привилегиями
В нормативных актах указано, что преференции предоставляются по инициативному заявлению гражданина. Для их получения нужно иметь удостоверение жертвы катастрофы на ПО «Маяк». Выплаты и пособия оформляются в соцзащите. Для этого необходимо написать заявление и приложить к нему копии:
- паспорта;
- льготного удостоверения.
Чтобы претендовать на жилое помещение нужно встать на учет в местной администрации. Причем нуждаемость определяется в рамках Жилищного кодекса. Таковое правило требует сбора более серьезного пакета документов. Кроме указанных, нужно принести:
- справку о составе семейства;
- подтверждение общей площади занимаемого в настоящий момент помещения;
- доказательство отсутствия жилья во владении;
- иное.
Привилегии, описанные в Трудовом кодексе, предоставляются трудоустроенным льготникам по месту приложения талантов. Им следует принести в кадровое подразделение копию удостоверения. Налоговые послабления оформляются в отделении ФНС по месту прописки. Право на их получение подтверждается льготной корочкой.
Для сведения: по решению региональных властей пострадавшим гражданам выплачиваются единовременные пособия. Тем, кто стоит на учете в соцзащите, деньги переводятся без подачи заявления.
Например, в 2017 году жители Челябинской области, ставшие инвалидами из-за катастрофы, получили единовременную компенсацию. Размер зависел от статуса льготника:
- лицам из числа ликвидаторов, начислено по 1 000,0 р.;
- детям первого и второго поколения, имеющим инвалидность, выплачено по 50 000,0 р.
Подсказка: некоторые виды выплат льготники могут оформить через портал «Госуслуги». Например, ежемесячную компенсацию на продукты питания.
Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.
Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.
Последние изменения
Обо всех изменениях в 2018 году будет известно позже. Вы сможете узнать об этом из новостей на нашем сайте. Также информация обновится и в этой статье.
Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.
Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!
Граждане пострадавшие от воздействия радиации (ПО «МАЯК»)
- Граждане пострадавшие от воздействия радиации (ПО «МАЯК»)
- граждане, получившие лучевую болезнь, другие заболевания, ставшие инвалидами вследствие аварии на ПО Маяк и сбросов радиоактивных отходов в р. Теча
- граждане, принимавшие в 1957-1958 годах непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 г. на ПО Маяк и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1949-1956 г. (Л1);
- граждане, принимавшие в 1959-1961 г. непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 г. на ПО Маяк и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1957-1962 г. (Л2)
- граждане, эвакуированные (переселенные), а также добровольно выехавшие из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;
- граждане, постоянно проживающие в населенном пункте, где ср. годовая эффективная доза облучения составляет в настоящее время свыше 1 мЗв (0,1 бэр)
- граждане, проживавшие в 1949 — 1956 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и получившие накопленную эффективную дозу облучения свыше 35 сЗв (бэр);
- граждане, проживавшие в 1949 — 1956 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и получившие накопленную эффективную дозу облучения свыше 7 сЗв(бэр), но не более 35 сЗв (бэр);
- граждане, добровольно выехавшие на новое место жительства из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 г. на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где ср. годовая эффективная доза облучения составляет в настоящее время свыше 1 мЗв (0,1 бэр) (дополнительно над уровнем естественного радиации);
- дети первого и второго поколения граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие аварии в 1957 г. на ПО Маяк и сбросов радиоактивных отходов в р. Теча
- семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с радиационным воздействием и семьи , потерявшие кормильца из числа граждан, участников ликвидации последствий аварии на ПО Маяк.
- Необходимые документы:
Граждане, претендующие на оформление удостоверения единого образца, подают в управление социальной защиты населения по месту жительства следующие документы:
— паспорт гражданина Российской Федерации;
— страховое пенсионное свидетельство (СНИЛС);
— фото 3х4 см на матовой бумаге без уголка;
— справка единого образца, выданная органами исполнительной власти Челябинской, Свердловской, Курганской областей серии, соответственно «Ч», «С», «К».
Основанием выдачи справок являются:
— документы, подтверждающие участие в проведении видов работ, указанных в Критериях отнесения граждан к категориям граждан, принимавших непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк», работ по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча, или проведение этих работ в конкретных населенных пунктах, входящих в Перечень населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;
— документы, подтверждающие факт и сроки проживания в населенных пунктах, входящих в Перечень населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;
— документы, подтверждающие величину накопленной эффективной дозы облучения.
Для семей, потерявших кормильца из числа граждан, принимавших непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк», либо занятых на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча, а также граждан, получивших лучевую болезнь, другие заболевания, включенные в перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлены воздействием радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, граждан, ставших инвалидами вследствие воздействия радиации:
- удостоверение умершего гражданина;
- свидетельство о браке;
- свидетельство о смерти;
- заключение межведомственного экспертного совета об установлении причинной связи смерти гражданина с последствиями воздействия радиации вследствие аварии в 1957 году на территории производственного объединения «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.
Выдача специального удостоверения «перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием; ставшего инвалидом».
Право на получение специального удостоверения имеют граждане, у которых межведомственным экспертным советом установлена причинная связь имеющихся заболеваний (инвалидности) с радиационным воздействием вследствие аварии на ПО «Маяк». (Перечень заболеваний, возникновение и обострение которых обусловлено воздействием радиации вследствие аварии в 1957 году на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 04.11.2004 № 592)
Граждане, претендующие на оформление удостоверения, подают в управление социальной защиты населения по месту жительства, следующие документы:
— паспорт гражданина Российской Федерации;
— страховое пенсионное свидетельство (СНИЛС);
— фото 3х4 см на матовой бумаге без уголка;
— имеющееся удостоверение «участника ликвидации последствий катастрофы ПО «Маяк», «эвакуированного» и др. (при утрате удостоверения — справка организации, выдавшей удостоверение, с указанием серии, номера, даты выдачи удостоверения, наименования организации, выдавшей удостоверение);
— заключение межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов о наличии причинной связи имеющихся заболеваний (инвалидности) с радиационным воздействием вследствие аварии на ПО «Маяк»;
— справки ВТЭК (МСЭ) (для инвалидов).
В случае утраты (порчи) удостоверений оформляется дубликат удостоверения. Для получения дубликата удостоверения граждане предъявляют следующие документы:
— паспорт гражданина Российской Федерации;
— заявление о выдаче дубликата удостоверения;
— документ из органов внутренних дел, подтверждающий, что утраченное удостоверение не найдено (в случае утраты удостоверения);
— испорченное, либо пришедшее в негодность удостоверение (в случае порчи удостоверения);
— первоначальный документ, который явился основанием для выдачи удостоверения (справка серии «Ч», военный билет, справка о факте проживания в населенном пункте и т.д.);
— две фотографии заявителя размером 3 х 4 см.
Испорченное удостоверение сдается при получении дубликата.
Все удостоверения оформляются Министерством социальных отношений Челябинской области на основании документов, направленных управлением социальной защиты. Бланки удостоверений выдаются МЧС России на основании сводной заявки Министерства.
Перечень документов, необходимых для оплаты дополнительного отпуска:
— заявление об оплате дополнительного оплачиваемого отпуска в количестве 14 календарных дней;
— документ, удостоверяющий личность (паспорт);
— удостоверение о праве на меры социальной поддержки в связи с радиационной аварией;
— справка о размере среднего заработка с указанием причитающейся к выплате итоговой суммы и периода, за который предоставляется отпуск, подписанная руководителем и главным бухгалтером (с расшифровкой подписей) и заверенная печатью;
— лицевой счет Сбербанка России.
Перечень документов, необходимых для назначения компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг:
1) заявление о назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
2) документ, удостоверяющий личность (паспорт);
3) документ, подтверждающий право гражданина на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (удостоверение на льготы);
Следующие документы предоставляются по возможности,
но в заявлении обязательно указываются реквизиты этих документов:
4) пенсионное удостоверение; пенсионное страховое свидетельство;
5) документ о регистрации в жилом помещении, за которое начисляются платежи за жилое помещение и коммунальные услуги (справка о составе семьи) (документ может быть запрошен инспектором отдела льгот);
6) документы, подтверждающие наличие лицевого счета в кредитной организации, при выборе гражданином способа получения компенсации расходов с банковского счета (сберкнижка; договор на пластиковую карту либо реквизиты);
7) документы, подтверждающие отнесение жилого помещения к государственному, муниципальному или частному жилищному фонду («зеленка» на квартиру);
8) документ, подтверждающий полномочия представителя гражданина (в случае если от имени гражданина выступает его представитель).
Перечень документов, необходимых на назначение ежегодной компенсации и ежемесячных выплат:
— заявление о назначении ежегодной компенсации и ежемесячной выплаты;
— документ, удостоверяющий личность (паспорт);
— удостоверение о праве на меры социальной поддержки в связи с радиационной аварией;
— лицевой счет Сбербанка России;
— пенсионное удостоверение; пенсионное страховое свидетельство.
- Меры социальной поддержки и размеры выплат в 2017 г.
Инвалиды вследствие аварии на ПО «Маяк» (БЛ инв.)
Инвалидам I группы – 18 425,94 руб.;
Инвалидам II группы – 9 212,98 руб.;
Инвалидам III группы – 3 685,17 руб.
Инвалидам I и II групп – 1 468,74 руб.;
Инвалидам III группы и лицам (в том числе детям и подросткам), перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания вследствие чернобыльской катастрофы – 1 175,00 руб.
Инвалидам I группы 29 374,69 руб.;
Инвалидам II группы – 20 562,29 руб.;
Инвалидам III группы – 14 687,38 руб.
Льготы жертвам аварии на ПО «Маяк»
3,296 просмотров всего, 4 просмотров сегодня
Содержание статьи:
Жертвы аварии на «Маяке»
В городе Озерске Челябинской области в 1957 года на Производственном объединении «Маяк», занимавшимся производством компонентов для изготовления ядерного оружия, произошла авария, из-за которой погибло около 200 человек и подверглось радиационному заражении порядка 250 тыс. граждан. Значительному заражению была подвергнута территория, где пролегала река Теча, поскольку в нее также сбрасывались радиоактивные отходы.
Закон 175-ФЗ от 26.11.1998 выделяет следующие категории граждан, имеющих право на льготы (ст. 1):
Внимание! Если у вас возникнут вопросы, то Вы можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 653-74-12 в Москве, +7 (812) 363-16-55 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-32-96 по всей России звонок бесплатный. Звонки принимаются круглосуточно. Это быстро и удобно!
- военнослужащие;
- граждане, тушившие пожар после взрыва и участвовавшие в ликвидации последствий аварии;
- лица, эвакуированные или добровольно выехавшие с территории загрязнения, а также дети, находившиеся на тот момент в утробе матери;
- граждане, проживающие в настоящее время на указанных территориях, где среднегодовая доза облучения составляет более 1 мЗв;
- граждане, проживавшие в 1949-1956 г.г. в населенных пунктах, подвергшихся радзагрязнению вследствие сброса отходов в р. Теча и получившие дозу облучения свыше 7 сЗв (бэр).
- участники испытаний и учений с использованием ядерных установок и получившие инвалидность вследствие облучения;
- летчики и пассажиры, которые принимали участие в полетах к эпицентру взрыва;
- потомки пострадавших в первом, втором и третьем поколениях;
- родственники погибших и пострадавших во время аварии граждан (вдовы, дети, родители).
Если у гражданина имеется несколько оснований для предоставления льгот, то помощь, полагается лишь по одному, в зависимости от выбора претендента на помощь.
Льготы жертвам аварии на ПО «Маяк»
Список льгот, которые полагаются пострадавшим людям, также указан в ФЗ-175 и представлен следующими видами помощи:
- ежемесячные денежные выплаты: на оплату лекарственных средств – 766,55 рублей; на санаторно-курортное лечение – 118,59 рублей, компенсация за проезд — 110,09 рублей;
- обеспечение жилой площадью лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
- для трудоустроенных граждан предусмотрен очередной отпуск в любое время и две недели дополнительно;
- 50%-ная скидкана оплату услуг ЖКХ и взносов на капитальный ремонт;
- внеочередное получение земельного участка, гаража, бесплатной благоустроенной жилплощади;
- гарантирование поступления детей в дошкольные и школьные учреждения вне очереди;
- 100%-ное компенсирование по больничному листу;
- право на бесплатную путевку в оздоровительное учреждение санаторного типа;
- право на доплату к заработку со стороны работодателя, в том случае, если гражданин был переведен на нижеоплачиваемую должность;
- предоставление в первоочередном порядке транспортного средства в отсутствие медицинских противопоказаний;
- получение кредита по льготной ставке;
- ежемесячная выплата на приобретение промтоваров в размере 300 рублей;
- скидки при оплате налогов, или полное освобождение (к примеру, налог на имущество).
В случае кончины гражданина, имеющего права на льготы, помощь начинает оказываться нетрудоспособным членам его семьи.
Граждане, получившие инвалидность получают ежемесячные выплаты, размер которых зависит от группы инвалидности. Как правило, это 5 тыс. рублей для первой группы, 2,5 тыс. для второй и тысяча – для граждан третьей группы инвалидности.
Порядок оформления льгот
Для получения льгот необходимо удостоверение, подтверждающее статус гражданина. Вопросы, регулирующие порядок получения данного удостоверения, рассматриваются Приказом МЧС РФ от 24.04.2000 N 229. Согласно данному Приказу, удостоверения оформляются и выдаются уполномоченными органами на основании справок единого образца. В свою очередь, чтобы получить такую справку, необходимо представить документы, подтверждающие право гражданина на льготу. Полный перечень данных документов закреплен в п. 4 названного Приказа МЧС РФ.
Подписывайтесь на нашу группу “Социальный консультант” во “ВКонтакте” – там всегда свежие новости и нет рекламы!
После того, как удостоверение будет оформлено, можно обращаться в службу соцзащиты населения для того, чтобы получить полагающуюся помощь. Для этого потребуются такие документы:
- заявление стандартного образца;
- удостоверение, определяющее статус обратившегося;
- ксерокопия паспорта гражданина;
- копия справки об инвалидности от медико-социальной экспертизы и само заключение;
После того, как все документы подготовлены и переданы на рассмотрение, обратившемуся лицу остается подождать рассмотрения заявки. Решение о льготах принимается комиссионно в течение месяца. Пособие и право на льготы возникает после того, как будет вынесено положительное решение.
Пример по оформлению льгот жертвам аварии на ПО «Маяк»
Алла Андреевна в 1957 году работала на ПО «Маяк» и во время взрыва получила существенную дозу облучения. После этого женщину госпитализировали и направили на лечение в медучреждение.
По прошествии многих лет, женщина смогла побороть болезнь, однако получила инвалидность и врач медицинского учреждения, где она проходила лечение посоветовал Алле Андреевне оформить льготы на оплату ЖКХ и другие виды помощи.
Женщина обратилась в администрацию города, однако заявление у нее не приняли, пояснив, что такие документы рассматриваются в службе социальной защиты населения.
После того, как документы были сданы, были затребованы дополнительные документы в виде медицинского заключения и справки об инвалидности, которые Алла Андреевна и предоставила. Через месяц было вынесено решение о праве гражданки на пользование мерами социальной поддержки от государства.
Заключение
В итоге можно сделать ряд выводов:
- Государством предусмотрена помощь гражданам, которые пострадали в результате техногенной катастрофы на ПО «Маяк» и сбросов отходов в р. Теча Челябинской области.
- Претендовать на социальную помощь могут люди, которые проживали на территории, работали на предприятии, были ликвидаторами последствий взрыва.
- Гражданин, имеющий право на льготы, сначала должен получить соответствующее удостоверение, подтверждающее его статус.
- Льготы оформляются в службе соцзащиты населения с предоставлением стандартной заявки и обязательного пакета документации.
- В качестве мер соцподдержки предусмотрены денежные выплаты, право на санаторно-курортное лечение, обеспечение жилплощадью. Дети данной категории граждан могут поступить в школьные и дошкольные учреждения без очереди. Также воспользоваться льготами могут нетрудоспособные родственники гражданина, в случае его кончины.
Наиболее популярные вопросы и ответы на них по оформлению льгот жертвам аварии на ПО «Маяк»
Вопрос: Добрый день. Посоветуйте, пожалуйста, как мне поступить при существующих обстоятельствах. Дело в том, что я проживал в Челябинской области в 1957 г., но паспорт у меня новый и прописка сейчас другая. Могу ли я оформить льготы, как человек, проживающий на опасной территории? Куда обратиться и какие документы мне понадобятся?
Ответ: Здравствуйте, по предоставленным вами сведениям, получается, что прописка в том регионе у вас была. Для оформления удостоверения, необходимо восстановить соответствующие документы о прописке, обратившись в паспортный стол.
После этого, вы сможете обратиться в исполнительный орган своего региона для оформления соответствующего удостоверения.
На финальном этапе, вы должны будете подать заявление в соцзащиту и приложить к нему необходимые документы в виде копии удостоверения, паспорта.
Все виды соцподдержки описаны в ФЗ-175 от 26.11.1998 г.
Социальные льготы гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии на ПО “Маяк”, в 2020 году
Социальные льготы гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии на ПО “Маяк”, установлены Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ “О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча” (в дальнейшем по тексту – Федеральный закон N 175-ФЗ), для категорий граждан, определенных статьей 1 Федерального закона N 175-ФЗ:
- гражданам (в том числе временно направленным или командированным), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, принимавших в 1957 – 1958 годах непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк”, а также гражданам, включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, занятых на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1949 – 1956 годах;
- гражданам (в том числе временно направленным или командированным), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, принимавших в 1959 – 1961 годах непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк”, а также гражданам, включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, занятых на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1957 – 1962 годах;
- гражданам, эвакуированным (переселенным), а также добровольно выехавшим из населенных пунктов (в том числе эвакуированным (переселенным) в пределах населенных пунктов, где эвакуация (переселение) производилась частично), подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации (переселения) находились в состоянии внутриутробного развития, а также военнослужащим, вольнонаемному составу войсковых частей и спецконтингенту, эвакуированному в 1957 году из зоны радиоактивного загрязнения. К добровольно выехавшим гражданам относятся граждане, выехавшие с 29 сентября 1957 года по 31 декабря 1960 года включительно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк”, а также выехавшие с 1949 года по 1962 год включительно из населенных пунктов (в том числе переселившиеся в пределах населенных пунктов, где переселение производилось частично), подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;
- гражданам, проживающим в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где средняя годовая эффективная доза облучения составляет в настоящее время свыше 1 мЗв (0,1 бэр) (дополнительно над уровнем естественного радиационного фона для данной местности);
- гражданам, проживавшим в 1949 – 1956 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и получившим накопленную эффективную дозу облучения свыше 35 сЗв (бэр);
- граждан, проживавшим в 1949 – 1956 годах в населенных пунктах, подвергшимся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и получившим накопленную эффективную дозу облучения свыше 7 сЗв (бэр), но не более 35 сЗв (бэр);
- гражданам, добровольно выехавшим на новое место жительства из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где средняя годовая эффективная доза облучения составляет в настоящее время свыше 1 мЗв (0,1 бэр) (дополнительно над уровнем естественного радиационного фона для данной местности).
При наличии у гражданина права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом N 175-ФЗ, по различным основаниям ему гарантируется предоставление мер социальной поддержки по всем имеющимся основаниям. При этом одинаковые меры социальной поддержки предоставляются гражданину только по одному из оснований по его выбору.
Смотрите также другие формы социальной поддержки
Денежная форма предоставления социальной поддержки граждан
Предоставление мер социальной поддержки граждан в форме услуг
Натуральная форма предоставления социальной поддержки граждан
Предоставление мер социальной поддержки граждан в форме социальных льгот
Последние федеральные новости по соцподдержке
Дети-сироты смогут получать по жилищному сертификату около 1,5 млн рублей после того, как им исполнится 25 лет. Об этом говорится в проекте федерального закона, опубликованного Минпросвещения.
Премьер-министра РФ Михаила Мишустина просят утвердить правовой статус бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей. С таким обращением к главе правительства России выступили 26 февраля депутаты Заксобрания Ленинградской области. Обращение также адресовано спикеру Государственной думы Вячеславу.
Заместитель председателя комитета Совета Федерации по социальной политике Елена Бибикова в интервью “Парламентской газете” рассказала о ситуациях, в которых пенсия человека может стать меньше. Это произойдет, например, если выяснится, что при ее назначении была допущена ошибка. Из-за такой ошибки пенсионные начисления могут быть и повышены.
Книги по социальной поддержке
Излагаются основные положения философии социальной работы, которые анализируются на следующих уровнях сопряженности: философии как мировоззренческой и методологической основы социальной работы: эпистемологии социальной работы, где она представлена как когнитивный комплекс духовно-исторических практик: философии предметного языка социальной работы и социальной работы как общественного феномена. Для бакалавров высших учебных заведений, обучающихся по.
Раскрываются основные направления социальной работы с детьми группы риска, молодежью, пожилыми людьми, инвалидами, безработными гражданами, людьми без определенного места жительства. Особое внимание уделено социальной помощи различным категориям семей (замещающей, многодетной, неполной и т.д.), особенностям социальной работы с военнослужащими.
В министерстве социального развития Российской Федерации по поручению президента Дмитрия Медведева разрабатывается новый закон для «маяковцев».
Photo: Rashid Alimov / Bellona
Действующий закон является «отсылочным» к «чернобыльскому» и во многом ущемляет права пострадавших от деятельности ПО «Маяк» по сравнению с «чернобыльцами». Разработка нового закона стала закономерной реакцией федеральных властей на сотни исков пострадавших. В настоящий момент проект закона обсуждается рабочей группой, созданной при министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Ее последнее заседание состоялось 10 июня.
Сколько стоит вред здоровью?
В 1957 году от аварии на «Маяке» пострадали несколько сотен тысяч человек. Только с 1997 года оставшимся в живых «маяковцам» начали официально выдавать удостоверения пострадавших.
Специальным законом в то время были определены компенсации. На тот момент это уже были не очень большие суммы, к тому же величина выплачиваемых сумм с тех пор практически не изменилась. Например, для ликвидаторов предусмотрены ежемесячные выплаты на питание и ежегодные на оздоровление.
В 1997 году на питание в месяц давали 166 рублей, на оздоровление – 83 рубля в год. В 2000 году эти суммы стали равны 200 и 100 рублям соответственно, сейчас они составляют 287 и 143 рубля. А эвакуированным и добровольно выехавшим сейчас платят только 143 рубля в год на оздоровление.
С 1997 года средняя зарплата в Челябинске увеличилась с 2000 рублей до 9000 рублей (в 4,5 раза), а рост цен, с учетом дефолта 1998 года оказался еще выше. Никто не знает, как улучшить состояние здоровья на 100 рублей в год? А на 200 рублей в месяц что можно купить в продовольственном магазине?
Закон и постановление Конституционного суда предоставили право на индексацию выплат. Однако чиновники не торопились расходовать профицит государственного бюджета на пострадавших и увеличивать размер компенсаций до сколько-нибудь ощутимых сумм.
За индексацией в суд
Пострадавшие стали добиваться защиты своих прав через суд. Суды Свердловской, Курганской и Челябинской областей приняли несколько десятков решений в пользу «маяковцев». Долг государства каждому пострадавшему рассчитывался в суде индивидуально и доходил до 120 тысяч рублей.
От имени пострадавших инвалидов в суд имеет право обратиться прокуратура. Но если пострадавший не инвалид, то ему приходится нанимать за свой счет юристов или постигать все особенности нашего законодательства, что порой не под силу даже человеку с высшим образованием. Такой подход к решению проблемы очень сильно облегчает жизнь нашим чиновникам, ведь далеко не все пострадавшие в курсе, на что они имеют право. И даже если знают об этом, то не могут сами грамотно составить иск и отстаивать его в суде.
Юристы Челябинского отделения Всероссийской общественной организации «Гражданское общество» стали помогать всем обратившимся «маяковцам» написать заявление в суд и рассчитать, сколько им задолжало государство. Более 400 человек благодаря «Гражданскому обществу» обратились в суд с требованиями проиндексировать причитающиеся им выплаты.
Государство взяло тайм-аут
Очевидно, количество исков и размеры выплачиваемых по судебным решениям сумм обеспокоило высоких чиновников. Создалось впечатление, что одной рукой государство закрыло возможность получить индексацию через суд, а другой начало разработку нового закона, который призван урегулировать ситуацию.
Суды перестали принимать решения в пользу «маяковцев» после судебного прецедента, созданному в Верховном Суде по частному иску. 11 января этого года Верховный Суд РФ отказал в удовлетворении надзорной жалобы Владимира Борисовича Кудряшова, ставшего инвалидом при исполнении военного долга в Чернобыле и добивающегося справедливой индексации положенных ему выплат. Это решение сказалось на тысячах южноуральцев, пострадавших от деятельности ПО «Маяк», ведь размер выплат для них определяется же законом, что и для «чернобыльцев».
Одновременно с этим в ходе своего предвыборного визита в Челябинск Дмитрий Медведев заявил о необходимости принятия нового закона для «маяковцев», который должен решить накопившиеся проблемы.
Вероятно, поручение президента ускорит прохождение закона в Государственной Думе, когда он будет внесен туда правительством. До этого попытки внести в Госдуму проект нового «маяковского» закона, предпринимавшиеся Законодательным собранием Челябинской области, постигла неудача: они так и не прошли через сложные процедуры рассмотрения депутатскими комитетами.
Каким будет новый закон для «маяковцев»?
Принятая в правительстве концепция нового закона предполагает введение трех дополнительных мер социальной защиты для «маяковцев». Для них будет предусмотрена индексация ежемесячных денежных компенсаций точно так же, как и для «чернобыльцев». В настоящее время такой индексации каждый пострадавший может добиться только через суд. В противном случае он так и будет получать ежемесячно около 800 рублей.
Конечно, хотелось бы, чтобы законодатели предусмотрели адекватную индексацию, которая соответствует темпам инфляции. А то получится, что льготники в очередной раз будут зависеть исключительно от щедрости депутатов Госдумы. В таком случае увеличить смешной размер компенсации пострадавшим не поможет даже Конституционный суд.
Проект предполагает социальную защиту нетрудоспособных членов семьи умершего инвалида-«маяковца». Им будет и дальше выплачиваться компенсация за причиненный вред здоровью. В настоящее время анологичная мера защиты предусмотрена только для членов семей пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС.
Еще одно нововведение касается мер социальной поддержки детей первого и второго поколений, страдающих заболеваниями вследствие воздействия радиации на их родителей.
Теперь эти дети будут обладать теми же льготами, что и «чернобыльские». Однако у «чернобыльцев» пострадавшими считаются дети не только первого и второго поколений, но и последующих, а радиация предприятия «Маяк» на наследственность последующих поколений почему-то не влияет.
Кроме того, и в «чернобыльском», и в «маяковском» законе почему-то предполагается, что после 18 лет потомки перестают болеть из-за воздействия радиации на их родителей. А ведь эти заболевания, как правило, неизлечимы. Среди них болезнь Дауна, множественные пороки развития, опухоли кроветворной системы и многие другие серьезные диагнозы.
Сейчас ни для кого не секрет, что реабилитационные работы, такие как разборка домов или высадка саженцев по берегу реки Теча, проводились простыми школьниками.
По мнению юриста из челябинской организации “Правосознание” Андрея Талевлина, государство в новом законе должно признать, что в ликвидации аварии на химкомбинате «Маяк» использовался труд детей и присвоить «малолетним ликвидаторам» соответствующий статус.
По существующему законодательству все ликвидационные работы закончились в 1962 году. Но в действительности они проводились и позже, а река и по сей день не является безопасной. В новом законе государство должно признать труд людей на берегу реки Теча ликвидационными работами и присвоить им статус ликвидаторов.
«Не получает социальную помощь население тех поселков и деревень, где переселение осуществлялось частично, — поясняет Андрей Талевлин. – В Челябинской области – это села Брадокалмак и Нижнепетропавловское. Расположенная между ними деревня Русская Теча и вовсе оказалась лишенной государственной поддержки. Часть ее жителей выехала из села, другие продолжают жить на зараженной территории. Ни те, ни другие не признаны пострадавшими. Поэтому необходимо распространить социальную защиту на всех жителей этих населенных пунктов, а так же на тех, кто добровольно выехал из зараженной местности вне зависимости от времени переселения.»
Источники:
http://lgoty-vsem.ru/lgoty/lgoty-i-privilegii-zhertvam-avarii-na-po-mayak.html
http://uszn-satka.ru/grazhdane-postradavshie-ot-vozdejstviya-radiacii-po-mayak/
http://social-benefit.ru/osobye-kategorii/lgoty-zhertvam-avarii-na-po-mayak/
http://socialnaya-podderzhka.ru/formy_socialnoj_podderzhki/predostavlenie_mer_socialnoj_podderzhki_grazhdan_v_forme_socialnyh_lgot/socialnye_lgoty_grazhdanam_postradavshim_ot_avarii_na_po_majak/
http://bellona.ru/2008/06/16/novyj-zakon-dlya-postradavshih-v-rezul/