Льготы для образовательных учреждений по уплате налога
Ответы на вопросы
Налоговые льготы для образовательных организаций предусмотрены по всем видам налогов: федеральным, региональным, местным.
Обратимся к федеральным налогам. В соответствии со ст. 143 НК РФ образовательные организации являются плательщиками налога на добавленную стоимость и имеют льготный режим налогообложения. Льготы «привязаны» к определенным видам деятельности, связанной с выполнением работ, оказанием услуг и осуществлением операций, а также к источнику их финансового обеспечения. Так, в пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ сказано, что не признается объектом налогообложения «выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации». Не подлежат налогообложению и операции, перечисленные в пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ: услуги в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, дополнительные образовательные услуги, которые соответствуют уровню и направленности образовательных программ. Освобождаются от налогообложения операции, связанные с выполнением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов, некоторых фондов, а также выполнение этих работ учреждениями образования и научными организациями на основе хозяйственных договоров (пп. 16 п. 3 ст. 149). К некоторым фондам относятся Российский фонд фундаментальных исследований, Российский фонд технологического развития и созданные специально внебюджетные фонды министерств, ведомств, ассоциаций.
Тем не менее, являются исключением и подлежат налогообложению консультационные услуги, услуги по сдаче в аренду помещений, операции по реализации некоммерческими образовательными организациями товаров (работ, услуг) как собственного производства (произведенных учебными предприятиями, в том числе учебно-производственными мастерскими, в рамках основного и дополнительного учебного процесса), так и приобретенных на стороне. Причем, режим налогообложения не зависит от направленности этого дохода, который может быть направлен в данную образовательную организацию или идти на нужды, обеспечение развития и совершенствования образовательного процесса (абз. 2 пп. 14 п. 2 ст. 149). В случаях, если образовательная организация осуществляет несколько видов деятельности, которые облагаются налогом и (или) освобождаются от него, то ей необходимо вести раздельный учет операций, подлежащих и не подлежащих налогообложению (п. 4 ст. 149 НК РФ).
Образовательные организации являются плательщиками другого федерального налога – налога на прибыль и имеют по нему существенные налоговые льготы. Объектом налогообложения признается полученная организацией прибыль (доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов). Законодатель определяет два вида доходов. К первому виду относятся доходы от реализации (выручка от реализации собственных и (или) приобретенных товаров (работ, услуг) и имущественных прав). Ко второму виду – внереализационные доходы, которые включают доходы от долевого участия в деятельности других организаций; штрафы, пени и (или) иные санкции за нарушение договорных обязательств; доходы от сдачи имущества в аренду (субаренду); проценты, полученные по договорам займа, кредита, банковского вклада, банковского счета, по ценным бумагам и долговым обязательствам; доходы, в виде использованных не по назначению имущества, работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности, а также другие доходы.
Налоговые льготы по данному налогу касаются определенных видов доходов, которые не учитываются при определении налоговой базы. Так, не учитываются доходы, полученные налогоплательщиком, в виде в виде имущества, полученного государственными и муниципальными учреждениями по решению органов исполнительной власти всех уровней (пп. 8 п. 1 ст. 251); имущества в рамках целевого финансирования (пп.14 п. 1 ст. 251); имущества, безвозмездно полученного государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности, на ведение уставной деятельности (пп. 22 п. 1 ст. 251) и целевые поступления (п. 2 ст. 251). К доходам в виде имущества, полученного в рамках целевого финансирования, относятся лимиты бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также субсидии, предоставленные бюджетным и автономным учреждениям; гранты; инвестиции; средства, полученные из фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности и другие (п. 1 ст. 251 НК).
Целевые поступления, которые также не учитываются при определении налоговой базы, перечислены в п. 2 ст. 251 НК РФ. К ним относятся взносы учредителей; пожертвования; имущество по завещанию в порядке наследования; средства из бюджетов бюджетной системы на осуществление уставной деятельности; использованные по целевому назначению поступления от собственников созданным ими учреждениям; имущественные права в виде права безвозмездного пользования государственным и муниципальным имуществом, полученные по решениям органов государственной власти и органов местного самоуправления некоммерческими организациями на ведение ими уставной деятельности и др. Все остальные доходы, полученные образовательной организацией, за исключением, указанным в ст. 251 НК РФ, учитываются образовательными организациями для целей налогообложения прибыли.
Более того, по данному виду налога для образовательных организаций предусмотрены дополнительные льготы: налоговая ставка 0 процентов, особенности применения которой определены в ст. 284.1. НК РФ. Так, образовательная организация вправе применять налоговую ставку 0 процентов в следующих случаях: если она имеет лицензию (лицензии) на осуществление образовательной деятельности; если доходы организации за налоговый период от осуществления образовательной деятельности и выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, учитываемые при определении налоговой базы, составляют не менее 90 процентов в общей сумме доходов, либо если организация за налоговый период не имеет доходов; если в штате организации непрерывно в течение налогового периода числятся не менее 15 работников; если организация не совершает в налоговом периоде операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок (п.3 ст. 284.1). При несоблюдении хотя бы одного из перечисленных условий применяется налоговая ставка 20%.
Организации, применяющие налоговую ставку 0%, по окончании налогового периода обязаны предоставлять в налоговый орган декларацию с указанием доли доходов и численности работников в штате организации. Расчет налоговой базы осуществляется налогоплательщиком – образовательной организацией – самостоятельно. Налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.
Образовательные организации на общих основаниях являются плательщиками региональных налогов, к которым относятся налог на имущество организаций (Гл. 30) и транспортный налог (Гл. 28). Объектом налогообложения по первому налогу признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств (п. 1 ст. 374 НК РФ). Также объектом налогообложения признается имущество, которое передано во временное владение, пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению. Образовательные организации являются плательщиками транспортного налога. В законах субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками, в том числе и образовательными организациями (п. 2 ст. 372 НК РФ).
Что касается местных налогов, то образовательная организация будет являться плательщиком только земельного налога и только в том случае, если обладает земельными участками на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 1 ст. 388 НК РФ). Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (п. 1 ст. 389 НК РФ).
Право на налоговую льготу, не использованную в предыдущих налоговых периодах, налогоплательщик может реализовать путем подачи в налоговый орган:
· уточненной налоговой декларации;
· заявления – в рамках проведения выездной налоговой проверки (в части льгот, имеющих отношение к предмету проверки и проверяемому налоговому периоду);
· заявления – при уплате налога на основании налогового уведомления.
Ответ дан по состоянию законодательства на 31.05.2017
Освобождение образовательных учреждений от налога на прибыль
С 1 января 2011 года образовательные учреждения, имеющие соответствующую лицензию и отвечающие законодательно установленным критериям, могут быть освобождены от уплаты налога на прибыль
Некоторые из вышеуказанных организации наряду с проведением образовательных программ также осуществляют присмотр и уход за детьми. Однако в настоящее время с доходов, полученных от оказания подобных услуг, уплачивается налог. И для того, чтобы привести к единообразию обложение данным налогом образовательной деятельности, принят Федеральный закон от 02.05.2015 № 110-ФЗ «О внесении изменений в статью 284.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».
Условия для получения льготы
В соответствии с пунктом 1 статьи 284.1 Налогового кодекса РФ, организации, занятые в сфере образования, могут применять ставку по налогу на прибыль ноль процентов. Перечень видов образовательной деятельности, в отношении которой действует льгота, утвержден постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 № 917. При этом организация должна соответствовать следующим условиям:
- иметь лицензию на осуществление образовательной деятельности, выданную в соответствии законодательством РФ;
- доходы от осуществления образовательной деятельности должны составлять не менее 90 процентов за налоговый период, либо вообще отсутствовать;
- в течение налогового периода в штате непрерывно должны числиться не менее 15 работников;
- не совершать в налоговом периоде операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок.
Для получения льготы, образовательное учреждение за месяц до начала налогового периода должно предоставить в ИФНС по месту своего учета заявление и копию лицензии. Также следует иметь ввиду, что вместе с годовой декларацией по налогу на прибыль, необходимо подать сведения о доле доходов от осуществления образовательной деятельности и о численности работников в штате.
Присмотр и уход за детьми
С 1 сентября 2013 года в силу вступил Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовательной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон № 273-ФЗ), в котором прописано такое понятие как «присмотр и уход за детьми». Согласно документу, это комплекс мер, позволяющих организовать питание и хозяйственно-бытовое обслуживания детей, а также обеспечить соблюдение ими личной гигиены и режима дня. И, например, для учреждений дошкольного образования, такие услуги являются неотъемлемой частью их деятельности, поскольку речь идет о маленьких детях. Для такой организации, наряду с проведением занятий в рамках дошкольного образования, присмотр и уход за детьми выступает в качестве основной цели (подп. 1 п. 2 ст. 23 Закона № 273-ФЗ). Кроме того, подобные услуги могут также осуществлять и учреждения общего образования в группах продленного дня. Следует отметить, что за присмотр и уход за детьми, в соответствии со статьей 65 Закона № 273-ФЗ, с родителей может взиматься отдельная плата.
Налогообложение услуг по присмотру и уходу за детьми
В настоящее время услуги по присмотру и уходу за детьми не освобождены от уплаты налога на прибыль, поскольку к образовательной деятельности они не относятся и в соответствующий перечень не включены. Однако, в соответствии с принятым Федеральный законом от 02.05.2015 № 110, к доходам от оказания подобных услуг также будет применяться льготная ставка. Это позволит дошкольным образовательным учреждениям прежде всего снизить налоговую нагрузку, а также уйти от ведения раздельного учета доходов при определении базы по налогу на прибыль.
Федеральный закон от 02.05.2015 № 110-ФЗ «О внесении изменений в статью 284.1части второй Налогового кодекса Российской Федерации» вступает в силу с 1 января 2016 года.
О.А. Федун, для журнала «Нормативные акты для бухгалтера»
Нормативные акты с комментариями
Профессиональные комментарии к письмам министерств и ведомств, ответы экспертов на самые сложные вопросы, обновления каждый день. Узнайте больше >>
Частным образовательным учреждениям – новые льготы
Постановлением Президента от 5.09.2018 г. № ПП–3931 предусмотрен ряд налоговых и таможенных льготы для негосударственных образовательных учреждений.
Во-первых, до 1 января 2025 года продлено действие льгот, предусмотренных ПП-3276 от 15.09.2017 г. Конкретно речь идет об освобождении юридических лиц, занимающихся оказанием негосударственных образовательных услуг (в сфере дошкольного и общего среднего образования) от уплаты:
- всех видов налогов и обязательных отчислений в государственные целевые фонды (кроме ЕСП) с целевым направлением высвобождаемых средств на их оснащение современными средствами обучения, приобретение расходных материалов, инвентаря, осуществление реконструкции и капитального ремонта зданий и сооружений, а также оказание бесплатных образовательных услуг социально уязвимым категориям населения;
- единого социального платежа с заработной платы зарубежных преподавателей и специалистов, привлеченных к воспитательно-образовательному процессу по трудовому договору.
Изначально данные льготы вводились на срок до 2021 года.
Во-вторых, до 2025 года от таможенных платежей (кроме сборов за таможенное оформление) освобождаются современное учебное и лабораторное оборудование, компьютерная техника, программные продукты, учебная и научно-методическая литература, инвентарь и материально-технические ресурсы, которые не производятся у нас и ввозятся для оснащения и обеспечения деятельности негосударственных общеобразовательных учреждений.
О том, как формируются перечни льготных товаров, – здесь .
В-третьих, зарубежным преподавателям и специалистам, членам их семей многократные визы, а также временная прописка по месту проживания в Узбекистане оформляются и продлеваются без взимания госпошлины.
Разрешения на привлечение в страну зарубежных преподавателей и специалистов, подтверждения указанным иностранцам на право трудовой деятельности здесь выдаются Минтруда по заявкам Министерства народного образования.
В-четвертых, Министерство народного образования сможет обращаться с исками о нарушении прав и свобод учителей общеобразовательных учреждений при осуществлении ими профессиональной деятельности, не уплачивая госпошлины по ним.
Напомним, полный перечень субъектов, освобождаемых от уплаты госпошлины в судах, указан в ст.ст. 329 , 330 Налогового кодекса.
Документ опубликован в Национальной базе данных законодательства и вступил в силу 6.09.2018 г.
Анализ предоставления налоговых льгот образовательным организациям, участникам образовательных отношений
юридические науки
- Пестова Оксана Георгиевна , магистр, студент
- Фахретдинов Тимур Радикович , магистр, студент
- Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы
- УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
- ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
- НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ
- НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК
Похожие материалы
На сегодняшний день налогообложение выступает в роли одного из основных инструментов воздействия государства на состояние экономики. Данная система является регулятором, направленным на стимулирование и сдерживание уровня развития той или иной экономической деятельности. В последнее время налогообложение в большей степени ориентировано на равное отношение к субъектам, вне зависимости от сферы их деятельности [3].
Предоставление налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков актуально на сегодняшний день, так как происходит совершенствование правого регулирования общественных отношений. Особенности правового регулирования налоговых льгот определены нормами налогового законодательства.
Налоговые льготы (льготы по налогам и сборам) — это предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере [1].
Характеристики налоговой льготы:
- факультативный элемент налогообложения;
- цель применения налоговой льготы — сократить размер налогового обязательства налогоплательщика;
- направленность на поддержку отдельных категорий налогоплательщиков в целях реализации принципа справедливости.
- виды налоговых льгот: изъятия, скидки и освобождения [4, с.140].
В сфере образования налоговые льготы предоставляются образовательным организациям, участникам образовательных отношений. Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность являются участниками образовательных отношений.
Образовательные организации используют все три вида налоговых льгот [4, с.140]. По налогу на добавленную стоимость не могут быть признаны объектом налогообложения работы и услуги в рамках задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации; операции, к которым отнесены определенные услуги; операции, связанные с выполнением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов, средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и некоторых других фондов, а также выполнение названных видов работ учреждениями образования и научными организациями на основе хозяйственных договоров.
Налоговые льготы по налогу на прибыль касаются определенных видов доходов, которые не учитываются при определении налоговой базы: в виде имущества в рамках целевого финансирования и целевые поступления. По налогу на прибыль для образовательных организаций предусмотрена нулевая налоговая ставка, особенности применения которой определены в ст. 284.1 НК РФ. В законах субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены налоговые льготы по налогу на имущество организаций и транспортному налогу, а также основания для их использования налогоплательщиками, в том числе образовательными организациями — плательщиками региональных налогов [4, с.140].
Законодательство Российской Федерации предусматривает налоговые льготы на обучение в виде социального налогового вычета по расходам на обучение.
Налогоплательщик может получить налоговый вычет:
- на собственное обучение, обучение своего ребенка (детей) в возрасте до 24 лет по очной форме обучения;
- обучение своего опекаемого подопечного (подопечных) в возрасте до 18 лет по очной форме обучения;
- обучение бывших своих опекаемых подопечных в возрасте до 24 лет (после прекращения над ними опеки или попечительства) по очной форме обучения;
- обучение своего брата или сестры в возрасте до 24 лет по очной форме обучения, приходящимся ему полнородными (то есть имеющими с ним общих отца и мать) либо неполнородными (то есть имеющими с ним только одного общего родителя) [1].
Условием предоставления вышеуказанной льготы является наличие у образовательной организации соответствующей лицензии или иного документа, который подтверждает его статус как учебного заведения любой формы обучения.
Что касается других субъектов образовательных правоотношений — преподавателей, то для них каких-либо специальных льгот не установлено: их доходы, полученные от занятия преподавательской деятельностью, проведения консультаций, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц по ставке 13 % для граждан, проживающих в Российской Федерации более 183 дней в году [4, с.140].
Таким образом, российским законодательством предусмотрены налоговые льготы для образовательных организаций, участников образовательных правоотношений. Данные меры, направленные на поддержку вышеуказанных категорий налогоплательщиков, позволяют обеспечить им более выгодное положение.
Список литературы
- Налоговый кодекс от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» // Собрание законодательства РФ. 03.08.1998.- N 31.- ст. 3824.
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 31.12.2012.- N 53.- ст. 7598.
- Анкудинова Я.С. Проблемы практики применения налоговых льгот организациями образования [Электронный ресурс] // Инновационный центр развития образования и науки. – Режим доступа: URL: https://goo.gl/r2TtJu.
- Сюбарева И.Ф. Правовое регулирование правовых налоговых льгот, предоставленных образовательным организациям и участникам образовательных отношений // Вестник Балтийского федерального университета им.И. Канта. – 2015. – Вып.3. – С.139-144.
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.
Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.
Налог на прибыль: льготы для учебных заведений
М. А. Юманова, аудитор
Чиновники настаивают, что образовательное учреждение не может быть признано сельхозтоваропроизводителем и воспользоваться нулевой ставкой по налогу на прибыль по данному основанию. Однако в этом году для такой организации предусмотрена иная льгота. Но обо всем по порядку.
Нулевая ставка для сельхозпроизводителей
По общему правилу организация, которая признается сельхозтоваропроизводителем, вправе применять льготную ставку по налогу на прибыль (ст. 2.1 Федерального закона от 6 августа 2001 г. № 110-ФЗ).
Таковыми признаются организации, которые производят сельхозпродукцию и если выручка от ее продажи составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов от реализации (п. 2 ст. 346.2 Налогового кодекса РФ).
Однако по мнению финансистов, поскольку образовательные учреждения создаются в первую очередь для осуществления образовательного процесса, они не могут быть отнесены к сельхозпроизводителям, даже если формально соответствуют вышеуказанным критериям.
При этом чиновники отметили, что Налоговый кодекс РФ будет предусматривать нулевую ставку по налогу для образовательных учреждений (письмо Минфина России от 27 декабря 2010 г. № 03-03-06/4/125).
Льготная ставка для образовательных учреждений
Действительно, теперь нулевая ставка по налогу на прибыль для учебных заведений прямо предусмотрена законодательством – с 1 января 2011 года действует новый пункт 1.1 статьи 284 Налогового кодекса РФ. Он введен Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. № 395-ФЗ и действует до 1 января 2020 года.
Особенности применения нулевой ставки определены в новой статье 284.1 Налогового кодекса РФ (введена Законом № 395-ФЗ).
Условия применения льготы
В соответствии с пунктом 3 статьи 284.1 Налогового кодекса РФ образовательная организация вправе применять нулевую ставку, если она:
1) имеет лицензию на ведение образовательной деятельности;
2) доходы за год от образовательной деятельности, а также от выполнения НИОКР составляют не менее 90 процентов общих доходов (либо доходы отсутствуют);
3) в штате непрерывно в течение года числятся не менее 15 работников;
4) не совершает в течение года операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок.
Определено, что, для того чтобы воспользоваться льготной ставкой, нужно подать в инспекцию заявление с приложением копии лицензии. Причем сделать это необходимо не позднее чем за один месяц до начала года, в котором планируется применять такую ставку.
Никаких переходных положений для 2011 года Закон № 395-ФЗ не предусматривает. Выходит, что фактически воспользоваться правом на нулевую ставку образовательные учреждения смогут только с 2012 года.
Утрата права на нулевую ставку
Может получиться, что по итогам года учебное заведение нарушит одно из условий применения нулевой ставки. В этом случае оно потеряет право на ее применение. Поэтому с начала года нужно будет пересчитать налог по общим правилам, затем уплатить его и начисленные пени.
Право на льготу нужно подтверждать
Организации, применяющие ставку по налогу 0 процентов, по окончании каждого года подают в инспекцию следующие сведения:
– о доле доходов от образовательной деятельности в общей сумме доходов;
– о численности работников в штате организации.
Форму для представления таких сведений утверждает ФНС России.
Важно запомнить
При соблюдении определенных условий образовательное учреждение сможет применить нулевую ставку по налогу на прибыль.
Источники:
http://www.lexed.ru/faq/list.php?SECTION_ID=508
http://www.buhgalteria.ru/article/osvobozhdenie-obrazovatelnykh-uchrezhdeniy-ot-naloga-na-pribyl
http://www.norma.uz/novoe_v_zakonodatelstve/chastnym_obrazovatelnym_uchrejdeniyam_-_novye_lgoty
http://novainfo.ru/article/15001
http://www.audit-it.ru/articles/account/tax/a35/300707.html