2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Содержание

Льготы для детей инвалидов при сдаче гиа

Какие есть льготы при сдаче ЕГЭ (ОГЭ/ГИА) для детей-инвалидов в 2017 году?

Добавлю к другим ответам информацию, актуальную на текущий год:

Прежде всего, вот те документы, которые регламентируют проведения экзаменов для детей-инвалидов или имеющих ограниченные возможности здоровья на 2019 год:

Далее документы, которые необходимы предъявить для получения особых условий при сдачи экзаменов:

Теперь кратко о щадящем режиме сдачи ЕГЭ, ОГЭ, ГИА и т.д.:

  • Обучающиеся могут сдать на выбор ЕГЭ или ГВЭ. Последний сдавать легче, но его результаты не учитываются при поступлении в ВУЗ.
  • Они могут сдавать экзамен на дому, если есть медицинские показания.
  • Время сдачи экзамена увеличивается на полтора часа
  • ГВЭ может по желанию проводиться в устной форме.

Есть еще особенности проведения ЕГЭ и других экзаменов для отдельных категорий детей-инвалидов и с ОВЗ: для слабослышащих, глухих, слабовидящих, слепых и т.д. О них можно узнать на официальном сайте ЕГЭ, там также можно задать интересующий вопрос по проведению экзаменов или найти нужную информацию.

Кстати, все вопросы по сдаче ЕГЭ можно задать и по телефону 8(495)984-89-19 — это телефон горячей линии Рособрнадзора.

Начну с ГИА. Особые дети, которые с физическими или психическими недостатками до 1 марта должны подать заявление на сдачу ГИА, к которому приложить заключение психолого-медико-педагогической комиссии или заключение об инвалидности. Если ребенок проходил обучение на дому, то ему так же потребуется заключение ПМП комиссии. Экзамен будет организован на дому, то есть в условиях, которые учитывают состояние здоровья учащегося. При сдаче экзамена обязательно присутствуют ассистенты, которые во всем помогают экзаменуемому.

ЕГЭ. Детям с ограниченными возможностями здоровья или с инвалидностью разрешено обязательный экзамен по русскому и математике сдавать как в форме ЕГЭ, так и ГВЭ (он похож на традиционную сдачу экзаменов). Кто выбирает ЕГЭ, тому и особые условия на 1.5 часа больше пишут, возможно присутствие ассистента, дежурит бригада врачей. Во время экзамена разрешено проведение лечебных мероприятий и даются перерывы, чтобы поесть и передохнуть.

Подробнее о сдаче ЕГЭ с особыми условиями в источнике.

Действительно, дети, которые имеют проблемы со здоровьем, являются инвалидами, могут сдавать экзамены на особых условиях.

Прежде всего необходимо вовремя подать заявление, приложив к нему все необходимые документы (ксерокопию паспорта, мед. полюса, медицинского заключения).

Дети — инвалиды сдают экзамены на иных условиях:

во-первых, им предоставляется отдельная аудитория, в которой нет видеокамер.

во-вторых, задания более легкие, и продолжительность экзамена увеличивается.

в-третьих, в аудитории может присутствовать ассистент, который помогает ученику.

Допускается наличие лекарственных средств на парте.

Все необходимые условия должны быть предоставлены при необходимости: пандус, лифт.

Чтобы школьник с психофизическими недостатками мог претендовать на сдачу ЕГЭ на особых льготных условиях, ему (также есть возможность выполнить это его родителям или иным представителям) нужно будет подать список документов и написать заявление о просьбе дополнительных условий.

Кроме самого заявления, нужна будет ксерокопия паспорта, а также медицинского полиса, полный перечень необходимых бумаг можно просмотреть ниже.

Среди предоставляемых льгот есть такие условия, как

1) Отдельная аудитория с расширенными дверными проемами

2) Удобное расположение, при отсутствии лифтов место сдачи ЕГЭ должно быть на первом этаже

3) Наличие ассистента, который может оказывать техническую помощь при необходимости

4) Индивидуальные льготы, которые зависят от конкретных особенностей экзаменующегося, полный список льгот можно прочесть ниже

Для детей-инвалидов предоставляют особые условия, среди которых:

  • увеличенное время для сдачи экзамена: на полтора часа больше стандартного;
  • наличие пандусов и других вспомогательных приспособлений для беспрепятственного проникновения в аудиторию и туалеты;
  • предоставляются особые условия для слабослышащих и слабовидящих и тех, у кого проблемы с ОДА;
  • при необходимости может дежурить ассистент, помощник и на всякий случай будет бригада врачей.

У меня знакомый обучался на дому, и экзамен тоже сдавал на дому в связи с состоянием здоровья. Для этого нужно было в свое время собрать несколько бумаг, сейчас с этим дела обстоят намного сложнее, волокиты много.

Как интересно. «. Если ребенок проходил обучение на дому, то ему так же потребуется заключение ПМП комиссии.» Вот именно в этом и происходит путаница и нервотрепка. Во-первых, не указан статус ребенка, проходившего обучение на дому. Могу согласиться, что данная формулировка может быть для обучающихся с ОВЗ. Но тоже — может быть, а может и не быть. Поскольку и ФЗ об образовании, и положение о ПМПК регламентируют прохождение ПМПК исключительно как добровольное и исключительно по заявлению или письменному согласию родителей/законных представителей обучающихся. Иными словами, если даже обучающийся с ОВЗ проходил обучение на дому, имея для этого медицинские основания, подтвержденной справкой ВК/КЭК, то, согасно ФЗ об образовании, Приказу МинобрНауки о порядке проведения ГИА — департамент образования просто обязан предоставить такому обучающемуся право для сдачи ГИА на особых условиях, включая организацию ППК на дому. Я могу понять, что деп. образоанию нужны некие финансовые основания для получения денег из регионального бюджета для организации особых условий ГИА, включая организацию ППК на дому — это прописано в ФЗ об образовании — «При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчик­ ов. Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством субъекта Российской Федерации в отношении таких обучающихся, за исключением обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета» (ст. 79, п. 11).

Что касается обучающихся со статусом «ребенок-инвалид» — они вообще не имеют никакого отношения к ПМПК, им нет необходимости получать «дополнительные» рекомендации, поскольку являются обучающимися за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, обеспечение этих мер социальной поддержки является расходным обязательством Российской Федерации (ст. 79, п. 11 ФЗ об образовании).

В случае с ребенком-инвалидом проведение ПМПК не требуется, так как отсутствует необходимость определить приспособленность ребенка к обучению как таковому и установить рекомендуемую программу обучения, а так же установить рекомендованные особые условия для обучения и прохождения текущих и итоговой аттестации. Мало того, для организации ГИА по особым условиям, как оказывается, так же не требуется рекомендации ПМПК — «Обучающиеся, выпускники прошлых лет с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления предъявляют копию рекомендаций психолого-медико-пед­ агогической комиссии, а обучающиеся, выпускники прошлых лет дети-инвалиды и инвалиды — оригинал или заверенную в установленном порядке копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы.» (Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 декабря 2013 г. N 1400

«Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» С изменениями и дополнениями от:

8 апреля, 15 мая, 5 августа 2014 г., 16 января, 7 июля, 24 ноября 2015 г., 24 марта, 23 августа 2016 г., 9 января 2017 г., гл. III, п. 12).

И последнее. В Министерстве образования и науки с этой итоговой аттестацией, особыми условиями, вдруг откуда-то выплывшей великой ПМПК, разделение финансирования на региональное и Федеральное, видимо, едет крыша и они не успевают уточнить все нюансы, издавая свои приказы, письма и методические рекомендации. Думать, что это делается специально, чтобы перекачать отпущенные государством деньги (и не малые!) на обучение ребенка-инвалида из федерального кармана в региональный и так или иначе отнять прерогативное право решать судьбу своего ребенка родителю, а не дядям-тетям из ПМПК, которые ребенка никогда не видели, не знают и, разумеется, ничего толком определить и уж рекомендовать не могут — не хочется.

Но тем не менее, Федеральные законы и, в частности ФЗ об образовании, являются высшей юридической силой,а все остальные приказы, указания, методические рекомендации и т.д. министерств и ведомств — подзаконными актами. И, если между ФЗ и подзаконными актами есть несоответствие или разногласия (такое, к сожалению, бывает), то исполняется ФЗ, а не подзаконный акт.

Читать еще:  Льготы при временной регистрации

ЕГЭ для инвалидов в 2020 году – льготы и условия сдачи экзаменов для детей с проблемами зрения, аутистов и не только

ЕГЭ для инвалидов в 2020-ом году, как и в 2018-ом, будет проведен на общих основаниях, но со специальными условиями. Нужно помнить о том, что инвалиды, как и другие ученики с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), могут выбрать, что именно им сдавать: ЕГЭ или ГВЭ (государственный выпускной экзамен).

Стоит знать! Основное отличие ГВЭ заключается в том, что экзамен проводится просто по билетам, а не в тестовой форме, как ЕГЭ. Специалисты считают, что подобный вариант сдачи более комфортен, особенно для учеников с повышенным уровнем тревожности. Но помните, что ГВЭ имеет существенный минус – его результаты не будут засчитаны при поступлении в ВУЗ, а значит, придется сдавать вступительные экзамены отдельно.

Давайте разберемся с тем, как проходит ЕГЭ для детей-инвалидов, каковы основные особенности сдачи. Помимо этого, мы подробно расскажем о льготах, которые полагаются ребенку с ОВЗ.

Особые условия и льготы для инвалидов при сдаче ЕГЭ

Особые условия и льготы для инвалидов при сдаче ЕГЭ обязательно предусматриваются. Делается это специально для удобства учеников с ОВЗ. Одно из основных правил – увеличение времени сдачи экзамена на полтора часа для всех письменных предметов. Длительность экзамена по иностранному языку (устная часть) может быть еще дополнительно увеличена на полчаса.

Помимо этого, для инвалидов дополнительно предусмотрена организация питания так часто, как это необходимо. При необходимости могут быть организованы и перерывы. Они направлены на проведение мероприятий профилактического или лечебного типа.

Все остальные специальные условия напрямую зависят от того, каков характер заболевания экзаменующихся. Например, для слабослышащих предоставляют особую звукоусиливающую аппаратуру, для глухих – сурдопереводчика. Инвалидам-опорникам предоставляется возможность посещать аудиторию, туалет и другие места за счет выбора помещения с пандусами, расширенными дверными проемами, поручнями и лифтами. Если последнего нет, то аудитория обязательно должна находиться на первом этаже.

Кстати, на фото приведены нормативно-правовые документы, которые регулируют проведение ЕГЭ для детей с ОВЗ.

Обратите внимание! Чтобы ученику были предоставлены особые условия, ему нужно предъявить соответствующие документы, которые подтвердили бы наличие ОВЗ. Обычно достаточно справки об инвалидности или ее копии.

Если инвалид хочет подать апелляцию на результаты ЕГЭ, он может это сделать. Для рассмотрения в комиссию будет включен или сурдопереводчик (для слабослышащих или глухих выпускников), или тифлопереводчика (для слепых участников). Подавать апелляцию должен не только выпускник, но и его законный представитель (например, родители), а также присутствовать может и ассистент, если в этом есть необходимость.

Особенности экзамена для людей с проблемами зрения

Особенности экзамена для людей с проблемами зрения имеются значительные. Чаще всего проверка знаний выпускников выполняется посредством задействования рельефно-точечного тактильного шрифта Брайля. Если же дети недавно лишились зрения (полностью или частично), то для них допускается использование компьютера с синтезатором речи, а также дополнительное освещение посредством современных светодиодных ламп (они также оборудованы динамическим изменением освещения).

Дополнительно ученик заранее должен сообщить о том, как ему удобнее: работать с масштабированным в сторону увеличения материалом или привычным, но пользуясь электронно-увеличительным устройством (монитор для проецирования изображения с электронной лупы). Помимо этого, на ЕГЭ будет присутствовать и ассистент, задача которого – помощь ученику в заполнении бланков.

Но в большинстве случаев для незрячих или плохо видящих учеников весь материал ЕГЭ переводится в шрифт Брайля. При сдаче экзамена будет создана тифлокомиссия, в которой присутствуют только специалисты, знающие шрифт Брайля. Все это серьезно контролируется Рособрнадзором и ФИПИ, чтобы дети с ОВЗ могли с удобством сдавать ЕГЭ.

Как сдают ЕГЭ дети-аутисты?

Как сдают ЕГЭ дети-аутисты? Для них добиться уступок удается посредством ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии), особенно относительно организационной и пространственной частей. В большинстве случаев очень важно сохранить тьютортство при аутисте, но тьютор (ассистент) не вмешивается в экзаменационный процесс, но оказывает содействие в бытовых вопросах.

Но основная проблема заключается в том, что контрольно-измерительные материалы не имеют требуемой для аутиста гибкости или вариативности содержательной части. Другими словами, для детей с синдромом аутизма важно не только минимизировать стресс, который присутствует из-за экзамена, но и позаботиться о том, чтобы ребенок смог правильно воспринять материал, определиться с целями и решить предложенные задачи. Например, задача может предполагать написание сочинение, но у ребенка нарушена именно функция письма. В этом случае эксперт сделает вывод, что человек не понял задания или не смог написать эссе. На деле же проблема кроется именно в ОВЗ. В этом случае важно выяснить возможности ученика. Например, бывает так, что нарушена функция письма, но вот писать на компьютере ученик может без проблем.

Для решения подобной проблемы детям-аутистам предлагается несколько различных вариантов заданий. Делается это не для облегчения или выбора ими наиболее простого, а для понимания их умений, навыков и знаний всеми доступными методами. Дополнительно обязательно предоставляется ассистент, а также компьютер или планшет для набора текста, если в этом есть необходимость.

Теперь вы знаете, как проходит ЕГЭ для инвалидов, какие у них есть льготы при сдаче экзамена. В принципе, особых отличий нет. Но на экзамене все организовано таким образом, чтобы дети с ОВЗ имели возможность успешно сдать ЕГЭ, не испытывая никакого дискомфорта. Для детей с проблемами здоровья, которые не описаны в этой статье, все будет организовано в соответствии с их требованиями. Иногда может возникнуть необходимость в предоставлении дополнительного оборудования или некоторого изменения отдельных заданий. Все это вполне возможно.

Какие есть льготы при сдачи ЕГЭ (ОГЭ/ГИА) для детей-инвалидов в 2018 году?

Список документов, на основании которых может быть выдана рекомендация по организации сдачи ЕГЭ в особых организационно-технологических условиях:

  1. Для детей-инвалидов:
    1. заявление выпускника (или его законного представителя) – на бланке ГМПМПК;
    2. ксерокопия паспорта (либо свидетельства о рождении) выпускника;
    3. ксерокопия страхового медицинского полиса;
    4. ксерокопия справки об инвалидности (для детей-инвалидов);
    5. справка с диагнозом основного заболевания, по которому была предоставлена инвалидность;
  2. Для выпускников, обучавшихся по состоянию здоровья на дому, в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, находившихся в лечебно-профилактических учреждениях более 4-х месяцев:
    1. заявление выпускника (или его законного представителя) – на бланке ГМПМПК;
    2. ксерокопия паспорта (либо свидетельства о рождении) выпускника;
    3. ксерокопия страхового медицинского полиса;
    4. ксерокопия справки об обучении на дому или справки о нахождении в лечебно-профилактическом учреждении;
    5. справка с диагнозом основного заболевания, по которому было предоставлено обучение на дому или пребывание в лечебно-профилактическом учреждении;
  3. Выпускники, имеющие заболевания, на основании которых их можно отнести к категории детей с ОВЗ (слабослышащие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением функций опорно-двигательного аппарата и иными заболеваниями, если у них нет инвалидности, обучения на дому или длительного лечения), записываются вне очереди на прием к профильным специалистам ГОУ «ГМПМПК» для выработки рекомендаций, в случае если в день приема документов в консультации нет нужного специалиста:
    1. заявление выпускника (или его законного представителя) – на бланке ГМПМПК;
    2. ксерокопия паспорта (либо свидетельства о рождении) выпускника;
    3. ксерокопия страхового медицинского полиса;
    4. справка из лечебно-профилактического учреждения (районной поликлиники СПб или больницы) с диагнозом основного заболевания, по которому ребенок отнесен к категории детей с ОВЗ, и с указанием конкретных лечебно-профилактических мероприятий, которые врач рекомендует: например, (сахарный диабет – пользование дозиметром и прием инсулина), (гастрит – прием лекарств и организация лечебного питания в перерывах), (энурез, астенические и обморочные состояния – необходимость санитарно-гигиенических перерывов и др.).

Если документы сдает не сам выпускник, то его представитель предоставляет кроме ксерокопии паспорта выпускника и ксерокопию своего паспорта.

Участники с ограниченными возможностями здоровья

Участники единого государственного экзамена с ограниченными возможностями здоровья – это лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии: глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие, в том числе дети-инвалиды.

Особенности проведения государственной (итоговой) аттестации

Лица с ограниченными возможностями здоровья могут проходить итоговую аттестацию в форме ЕГЭ или традиционного экзамена, написав соответствующее заявление. При этом допускается сочетание разных форм аттестации по разным предметам.
Государственный выпускной экзамен и ЕГЭ для таких участников организуется с учетом их особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния их здоровья:

  • для детей с нарушениями зрения (слепых и слабовидящих) – с использованием увеличивающих приборов, экзаменационных материалов увеличенного формата или отпечатанного шрифтом Брайля;
  • для детей с нарушениями слуха (глухих и слабослышащих) – с использованием звукоусиливающей аппаратуры индивидуального и коллективного прослушивания;
  • для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата – в помещениях с пандусами, поручнями и иными средствами.
Читать еще:  Транспортный налог льготы для инвалидов 3 группы

Требования к организации ЕГЭ

Экзамен проводится в отдельной аудитории, в которую должен быть обеспечен беспрепятственный доступ. Дверные проемы должны быть расширенными.
При отсутствии лифтов аудитория должна располагаться на первом этаже.
Помещения должны быть оборудованы пандусами, поручнями, специальными креслами и другими приспособлениями.
На экзамене обязан присутствовать ассистент, оказывающий поступающим необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (он может помочь занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку, общаться с экзаменатором).
Количество сдающих экзамен в одной аудитории не должно превышать:

  • на письменном экзамене – 12 человек;
  • на устном экзамене – 6 человек.

Допускается присутствие в аудитории большего количества поступающих, в том числе и тех, кто не имеет ограничений по здоровью, если это никому не создает трудностей.
Продолжительность экзамена может быть увеличена по отношению ко времени проведения ЕГЭ по соответствующему общеобразовательному предмету максимум на 1 час 30 минут.

У меня ребенок инвалид учимся в 9 классе обязаны мы проходить медико психологическую комиссию чтобы сдавать только 2 экзамена.

«Сдача экзамена лицами с ограниченными возможностями здоровья регламентируется следующими документами.

Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации».

Приказ Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования».

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 9.04.2014 г. № НТ-392/07 «Об Итоговой аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Методические рекомендации по организации и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в форме основного государственного экзамена для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов Приложение № 11 к письму Рособрнадзора от 2.12.2016 № 10–835 (в ред. от 20.01.2017).

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации»).

Кто допускается к государственной итоговой аттестации?

К ГИА допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности, в том числе за итоговое сочинение (изложение), и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за каждый год обучения по образовательной программе среднего общего образования не ниже удовлетворительных).

На основании чего обучающимся создаются особые условия сдачи итогового экзамена?

Обучающиеся признаются лицами с ОВЗ на основании рекомендаций и заключения ПМПК. Деятельность ПМПК включает в себя психолого-медико-педагогическое обследование детей. Следует учитывать, что заключения ПМПК носят рекомендательный характер. Но если родители предоставят рекомендации ПМПК соответствующим органам, то такие рекомендации будут являться основанием для создания особых условий воспитания и обучения ребенка. Родителям стоит помнить, что заключение ПМПК действительно для предоставления в школу и иные органы в сфере образования в течение 1 календарного года с даты его подписания (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 9.04.2014 г. № НТ-392/07 «Об Итоговой аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»). Если обучающийся находится на домашнем обучении, то для сдачи ГИА в форме ГВЭ (государственный выпускной экзамен для лиц с ОВЗ) они имеют право пройти обследование и получить рекомендации ПМПК, подтверждающие статус обучающегося с ОВЗ. Обучающиеся, выпускники прошлых лет с ОВЗ, должны предоставить копию рекомендаций ПМПК для того, чтобы сдать ГВЭ. Обучающиеся, выпускники прошлых лет дети-инвалиды и инвалиды предоставляют оригинал или копию справки, подтверждающий факт инвалидности.

Итак, специальные условия сдачи экзамена создают для обучающихся, которые:

освоили программы основного общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа;

обучающихся с ОВЗ;

детей-инвалидов, освоивших образовательные программы основного общего и среднего общего образования.

Для проведения ЕГЭ и ГВЭ на территории Российской Федерации и за ее пределами предусматривается единое расписание экзаменов. По каждому учебному предмету устанавливается продолжительность проведения экзаменов.

Итоговая аттестация по программам среднего общего образования может проводиться в форме письменных, устных экзаменов с использованием текстов, тем, заданий, билетов.

Существуют ли особенности при составлении заданий для лиц с ОВЗ?

Экзаменационные материалы по математике не имеют особой специфики для выпускников, освоивших образовательную программу в специализированных/коррекционных учреждениях для обучающихся с ОВЗ.

Экзаменационные материалы по русскому языку имеют отличительные особенности и разрабатываются с учетом индивидуальных особенностей учащихся с ОВЗ. Обучающиеся с ОВЗ вправе выбрать экзамен по русскому языку в форме написания изложения.

Кто вправе писать изложение

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды.

Обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования, воспитывающиеся в учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Обучающиеся на дому, в образовательных организациях санаторно-курортного типа, в которых проводится лечение/оздоровительные мероприятия, на основании заключения медицинской организации.

Особенности проведения итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования для лиц с ОВЗ

(На основании Приказа Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования»).

Обучающиеся с ОВЗ должны иметь беспрепятственный доступ в аудитории, туалетные и иные помещения.

ППЭ для участников ГИА с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов должен быть оборудован по их заявлению с учетом их индивидуальных особенностей. Материально-технические условия должны обеспечивать:

возможность беспрепятственного доступа участников ГИА в аудитории, туалетные и иные помещения, а также их пребывания в указанных помещениях;

наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, широких проходов внутри помещения между предметами мебели и свободного подхода на инвалидной коляске к рабочему месту;

наличие специальных кресел и других приспособлений;

при отсутствии лифтов аудитория для участников ГИА с нарушением функций опорно-двигательного аппарата должна располагаться на первом этаже.

Для обучающихся, выпускников прошлых лет с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, выпускников прошлых лет детей-инвалидов и инвалидов продолжительность итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа.

При продолжительности экзамена 4 и более часа организуется питание обучающихся. Во время проведения экзамена для указанных обучающихся, выпускников прошлых лет организуются питание и перерывы для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий.

Организация условий для сдачи лиц с ОВЗ с различными психофизиологическими особенностями

Руководитель ППЭ обязан

Для слепых участников экзамена:

совместно с руководителем ОО, на базе которого размещен ППЭ, подготовить в необходимом количестве черновики из расчета по десять листов для письма по системе Брайля на каждого участника ГИА;

подготовить в необходимом количестве памятки для слепых участников ГИА по заполнению тетрадей для ответов на задания ГИА (Приложение 2);

подготовить помещение для работы комиссии тифлопереводчиков (в случае, если перенос ответов слепых участников ГИА на бланки ГИА осуществляется в ППЭ).

Для слабовидящих участников экзамена:

для участников ОГЭ — в случае масштабирования КИМ и бланков ответов № 1 подготовить в необходимом количестве пакеты размером формата А 3;

для участников ЕГЭ — в случае масштабирования КИМ, бланков регистрации и бланков ответов № 1 подготовить в необходимом количестве пакеты размером формата А 3 и форму ППЭ-11 для наклеивания на пакеты;

подготовить в необходимом количестве технические средства для масштабирования КИМ и бланков регистрации и бланков № 1 до формата А 3;

в случае отсутствия технических средств — выдать увеличительное устройство — лупу.

Для глухих и слабослышащих участников экзамена:

подготовить в необходимом количестве правила по заполнению бланков ГИА;

оборудовать аудитории звукоусиливающей аппаратурой коллективного пользования.

В ППЭ, где проводится ГИА для слабовидящих и где осуществляет свою работу комиссия тифлопереводчиков, количество уполномоченных представителей/членов ГЭК должно быть увеличено для обеспечения контроля за переносом ответов слабовидящих и слепых участников ГИА с увеличенных бланков (тетрадей для ответов) на стандартные.

В каждой аудитории для слабовидящих (аудитории, в которой работает комиссия тифлопереводчиков) во время переноса ответов участников экзамена с увеличенных бланков на стандартные должен находиться уполномоченный представитель/член ГЭК. Аудитории оборудуются средствами видеонаблюдения без возможности трансляции вещания в сеть «Интернет» (в режиме офлайн).

Особенности организации пункта проведения экзамена для лиц с ОВЗ

(Методические рекомендации по организации и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в форме основного государственного экзамена для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов Приложение № 11 к письму Рособрнадзора от 2.12.2016 № 10–835).

В пункте проведения экзамена должны быть выделены отдельные аудитории для детей с ОВЗ с различными особенностями:

слепые, поздноослепшие участники ГИА;

слабовидящие участники ГИА;

глухие, позднооглохшие участники ГИА;

слабослышащие участники ГИА;

участники ГИА с тяжелыми нарушениями речи;

участники ГИА с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

участники ГИА с задержкой психического развития;

участники ГИА с расстройствами аутистического спектра;

иные категории участников с ОВЗ (диабет, онкология, астма, порок сердца, энурез, язва и др.).

Читать еще:  Льготы пенсионерам по старости в красноярском крае

В случае небольшого количества участников ГИА с ОВЗ допускается рассадка слепых, поздноослепших и слабовидящих участников в одну аудиторию. Также в одной аудитории можно рассадить глухих, позднооглохших, слабослышащих участников ГИА, участников с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Для глухих участников ГИА при нахождении в аудитории ассистента-сурдопереводчика необходимо предусмотреть отдельные аудитории.

Не рекомендуется объединять с другими категориями участников ГИА с ОВЗ участников с задержкой психического развития и расстройствами аутистического спектра.

Количество рабочих мест в каждой аудитории для участников ГИА с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов определяется в зависимости от категории заболевания, технических средств, используемых участником экзамена, но не должно превышать 12 человек.

Функции ассистентов во время проведения экзамена

Во время экзамена в ППЭ могут находиться ассистенты, оказывающие участникам ГИА с ОВЗ, детям-инвалидам и инвалидам необходимую помощь с учетом их индивидуальных особенностей:

содействие в перемещении;

оказание помощи в фиксации положения тела, ручки в кисти руки;

оказание неотложной медицинской помощи;

помощь в общении с сотрудниками ППЭ (сурдоперевод — для глухих);

помощь при чтении и оформлении заданий.

Ассистентом может быть назначен родитель (законный представитель) участника ГИА, штатный сотрудник ОО, в которой он обучается, в том числе сотрудник специального (коррекционного) образовательного учреждения. Ассистентом выпускника прошлых лет может быть назначен прикрепленный к инвалиду социальный работник. Для сопровождения участников ГИА запрещается назначать учителя-предметника по предмету, по которому проводится ГИА в данный день, за исключением категорий слепых и глухих участников ГИА (на экзамены по русскому языку и математике допускаются сурдопедагог — для глухих и тифлопедагог — для слепых участников).

Списки ассистентов согласовываются ГЭК и утверждаются ОИВ.

В аудитории должны быть предусмотрены места для ассистентов.

Организация проведения итоговой аттестации на дому

Для лиц, имеющих медицинские основания для обучения на дому и соответствующие рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии, а также для лиц, находящихся на длительном лечении в медицинском учреждении, экзамен организуется на дому, в больнице (медицинском учреждении). Для этого создается ППЭ по месту жительства участника ГИА, по месту нахождения больницы (медицинского учреждения) с выполнением минимальных требований процедуры и технологии проведения ГИА: назначить руководителя ППЭ, не менее 1 организатора, уполномоченного представителя/члена ГЭК. Для участника ГИА необходимо организовать посадочное место (с учетом его состояния здоровья), рабочие места для всех работников ППЭ. Непосредственно в помещении, где находится участник ГИА, должно быть организовано видеонаблюдение без возможности трансляции вещания в сеть «Интернет» (в режиме офлайн). В случае проведения в ППЭ на дому ЕГЭ по иностранному языку с включённым разделом «Говорение» организуется только одна аудитория, которая является аудиторией проведения и аудиторией подготовки одновременно.

Родители участников экзаменов вправе привлекаться в качестве ассистентов при проведении ГИА (с обязательным внесением их в региональную информационную систему и распределением их в указанный ППЭ на дому). Лица, привлекаемые к проведению ГИА, прибывают в ППЭ на дому не ранее 09.00 по местному времени.

Далее экзамен должен быть проведен согласно стандартной процедуре ЕГЭ.»

ЕГЭ, ОГЭ для детей-инвалидов

Экзамены всегда вызывали стресс и повышенные волнения у детей и родителей. С введением тестовых видов итоговой аттестации в формах основного и единого государственных экзаменов, напряжение только усилилось. Это негативно сказывается на результатах оценки успеваемости, особенно при проведении ЕГЭ для инвалидов. Информация по наиболее интересующим вопросам призвана смягчить это напряжение.

Как дети-инвалиды сдают ЕГЭ и ОГЭ

Рособрнадзором подготовлен пакет документов, определяющий порядок проведения экзаменов, работу пунктов (ППЭ), функции главной экзаменационной (ГЭК), предметной и апелляционной комиссий. Все акты конкретизированы положениями, принятыми на региональных уровнях (ОИВ).

Основными документами, определяющими порядок проведения, являются приказы Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400, от 25.12.2013 №1394.

Вопросы количества сдаваемых предметов в 9 классе определены письмом Рособрнадзора от 11.04.2016 № 02-146.

СМИ ежегодно в декабре публикуют перечень предметов со сроками итоговой аттестации.

Сочинение (изложение) как условие допуска

Ежегодно, начиная с 2014 года, обучающиеся 11 класса в декабре пишут обязательное выпускное сочинение (приложение 1 к письму Рособрнадзора от 23.10.2018 № 10-875). Для участия выпускники подают заявление не позже, чем за 14 дней до даты его проведения. Для получения льгот, установленных для детей инвалидов, дополнительно прилагается копия справки об установлении инвалидности. Допускается выбор изложения вместо сочинения. Результат написания оценивается по зачетной системе. При необходимости, можно сдать сочинение в феврале или в мае.

Место проведения итогового сочинения (изложения) выбирается исходя из медицинских показаний. При необходимости, письменная работа может быть заменена на устную.

Для детей-инвалидов на полтора часа увеличивается время, необходимое для написания работы, организуются перерывы на лечебные процедуры и питание. Кроме материалов необходимых для написания сочинения, ребенок-инвалид имеет право использовать питание и лекарства.

Оборудование и технические средства для экзамена, аналогичны тем, которые используются для ЕГЭ. При отрицательной оценке обучающийся не допускается к сдаче государственного экзамена.

Льготы при сдаче ГИА

Ребенок-инвалид может выбрать срок, форму и перечень предметов для проведения экзамена, о чем он должен указать в заявлении, поданном в школу или в районный орган управления образованием до 1 февраля. Экзамен в форме ЕГЭ могут сдавать выпускники прошлых лет. Расписание экзаменов на досрочный, основной и дополнительный период утверждается Рособрнадзором в декабре.

Формы проведения ГИА для детей с ОВЗ:

  • в 9 классе:
  • ГВЭ-9;
  • ОГЭ со сдачей четырех или двух предметов;
  • в 11 классе:
  • ГВЭ-11;
  • ЕГЭ со сдачей двух обязательных (русский язык и математика). Выпускник может выбрать для сдачи на профильном уровне те предметы. которые потребуются для поступления в ВУЗ (колледж).

При сдаче ГВЭ (традиционный способ проведения экзамена) допускается замена письменных работ по русскому языку и математике на устный экзамен. На основании диагноза выпускнику с ОВЗ предоставляется право выбрать место проведения экзамена (в школе, дома, в больнице), а по русскому языку — его вид (сочинение, изложение или диктант).

При сдаче ЕГЭ (ОГЭ) экзамены проводятся на пунктах ППЭ, формируемых с учетом количества выпускников, изъявивших желание сдавать экзамен, по каждому предмету. Из-за ограниченности количества пунктов, по некоторым предметам организуется подвоз детей на ППЭ.

Возможно проведение ЕГЭ (ОГЭ) на дому. Для этого необходимое оборудование подвозят на дом выпускника.

Выпускник на пункт в день проведения ЕГЭ (ОГЭ) без паспорта и пропуска не допускается. Ребенку-инвалиду с собой необходимо иметь копию удостоверения. Он имеет право подать апелляцию руководителю пункта, если были замечены организационные нарушения.

При несогласии с выставленной оценкой, в день объявления результатов подается апелляция в ГЭК (МЭК). При получении неудовлетворительной отметки, предмет можно пересдать в резервный день.

Допускается сочетание двух форм проведения итоговой аттестации.

Особенности технического оснащения мест проведения

Техническое оснащение мест проведения ГИА приводится в соответствии с требованиями писем Рособрнадзора от 11.02. 2014 г. № 02-60 и от 23.10.2018 № 10-875:

  • для слабовидящих изготавливаются копии бланков КИМ со шрифтом 18 pt, в аудитории устанавливаются дополнительные светильники, дающие достаточное для участника освещение, подготавливаются увеличивающие устройства;
  • для слепых материалы переводятся на шрифт Брайля. Участник оформляет работу в специальной тетради для письма. В соответствии с записями выпускника тифло-переводчик оформляет бланки ЕГЭ;
  • для выпускников с тяжелыми нарушениями слуха, устанавливается звукоусиливающая аппаратура. Используется сурдопереводчик;
  • аудитории для детей с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата оборудуются пандусами, креслами, лежаками, компьютерами (при необходимости). Предусматривается перемещение участников в туалетные комнаты по коридорам с поручнями и расширенными проемами;
  • для сложных диагнозов помещения оборудуются на основании рекомендаций врача с учетом психофизического развития.

Льготы при поступлении в колледж или ВУЗ

Действующим законодательством для детей-инвалидов установлены льготы, при поступлении в учреждения среднего или высшего профессионального образования:

  • для подготовки к вступительным испытаниям ребенок-инвалид может бесплатно учиться на подготовительных курсах;
  • абитуриент имеет преимущественное право при рассмотрении вопросов о зачислении;
  • прием для обучения по выбранным специальностям на бюджетные места без вступительных испытаний;
  • зачисление по квоте при положительной сдаче ЕГЭ.

Заключение

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка-инвалида зависит не только от его личных желаний и устремлений родителей. Большую, если не главную, роль в обучении и воспитании играют образовательные организации, которые до настоящего времени испытывают большие проблемы при обучении данной категории: нет ни технической, ни психологической готовности (пример: слабовидящих на экзамены просят приезжать со своими средствами увеличения).

Учителя не заинтересованы в обучении выпускников с ограниченными возможностями здоровья на дому — почасовая оплата мала. Учебная программа в 12 часов вместо 36 часовой в 11 классе не способна подготовить выпускника к сдаче ЕГЭ по основным общеобразовательным предметам. Государством сделан первый шаг в вопросе интеграции детей-инвалидов. Но многое еще предстоит сделать.

Источники:

http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2558632-kakie-est-lgoty-pri-sdachi-ege-oge-gia-dlja-detej-invalidov-v-2017-godu.html
http://thefamily.school/obrazovanie/ege/ege-dlya-invalidov/
http://kasumkentuo.dagestanschool.ru/info/item/49
http://www.9111.ru/questions/16285995/
http://proinvalid.ru/trudoustrojstvo/ege-oge-dlya-detey-invalidov

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector