9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Льгота по транспортному налогу для сельхозтоваропроизводителей

Содержание

Организация-сельхозтоваропроизводитель имеет в собственности автотранспортные средства (грузовые автомобили и прицепы фирмы Scania). Имеется приказ по предприятию, что данный автотранспорт может быть задействован только для перевозки кормов (сыпучих грузов и животных). В ПТС не указано, что транспорт является спецавтотранспортом. Можно ли получить льготу по транспортному налогу на 2020 год?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В отношении транспортных средств, указанных в вопросе, организация должна уплачивать транспортный налог.

Обоснование позиции:
В соответствии с п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.
Согласно п. 2 постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ» регистрацию тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, на территории РФ осуществляют органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ. Соответственно, перечисленные в вопросе транспортные средства, зарегистрированные на организацию в органах Гостехнадзора, признаются объектом налогообложения транспортным налогом, если иное не установлено п. 2 ст. 358 НК РФ (смотрите, например, письмо Минфина России от 26.01.2018 N 03-05-05-04/4368, постановление Президиума ВАС РФ от 07.06.2012 N 14341/11).
Подпункт 2 ст. 358 НК РФ выводит из-под объекта налогообложения зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей*(1) и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции транспортные средства:
— тракторы;
— самоходные комбайны всех марок;
— специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания).
Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» допуск транспортных средств для участия в дорожном движении на территории РФ осуществляется путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
Порядок регистрации транспортного средства определен постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» (далее — Постановление N 938). Из данного порядка следует, что вопросы определения категорий и типов транспортных средств относятся к компетенции соответствующих регистрирующих органов (в данном случае — ГИБДД, смотрите п. 2 Постановления N 938).
Документом, действующим на территории РФ для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации, является ПТС, подтверждающий в том числе наличие Одобрения типа транспортного средства (постановление Госстандарта России от 01.04.1998 N 19 «О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов»).
Форма ПТС утверждена совместным приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192 и Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005 (Приложение 2), этим же документом утверждено Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (Приложение 1) (далее — Положение о ПТС).
Пунктом 1.5 Положения о ПТС определено, что наличие паспорта, заполненного в установленном порядке, является обязательным условием для регистрации машин и допуска их к эксплуатации. Согласно пункту 3.3 Положения о ПТС в паспорте самоходных машин и других видов техники в строке «Наименование и марка машины» указывается наименование, представляющее характеристику машины, определяемую ее конструктивными особенностями и назначением (например, трактор, зерноуборочный комбайн, экскаватор, автопогрузчик).
Основываясь на данных нормах, контролирующие органы разъясняют, что транспортные средства, в паспортах которых по строке «Наименование и марка машины» указаны наименования, не входящие в перечень транспортных средств, указанный в пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке, несмотря на их фактическое использование в сельскохозяйственных целях. Смотрите, например, письмо ФНС России от 10.08.2018 N ПА-4-21/15541@, письмо Минфина России от 10.12.2013 N 03-05-06-04/54111.
Здесь возникает вопрос, что именно должно указываться в ПТС в случае, если речь идет о специальных машинах. В пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ в скобках к этому термину приведен перечень наименований транспортных средств: молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания.
В арбитражной практике имеют место решения, в которых судьи считают, что указанный в пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ перечень является открытым (постановление ФАС Поволжского округа от 12.01.2010 N А06-2630/2009, определение ВАС РФ от 16.03.2010 N ВАС-2570/10). Так, в постановлении ФАС Поволжского округа от 12.01.2010 N А06-2630/2009 говорится, что норма пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ является бланкетной и отсылает в определении объектов, освобождаемых от налогообложения, к другим нормативным актам. В постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.07.2006 N А74-111/06-Ф02-3541/06-С1, например, упоминается следующее: перечисление законодателем в скобках за словосочетанием «специальные машины» — молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания не свидетельствует о закрытом перечне транспортных средств, не являющихся объектом налогообложения транспортным налогом, поскольку лишь указывает на примерное отношение специализированных автомашин.
Вместе с тем ряд судей придерживается иной точки зрения (постановления Восемнадцатого ААС от 30.10.2008 N 18АП-6963/2008, ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.07.2006 N А74-111/06-Ф02-3541/06-С1). Так, в постановлении Восемнадцатого ААС от 30.10.2008 N 18АП-6963/2008 было указано, что перечень в п.п. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ является закрытым, не поддается расширительному толкования, спорные транспортные средства (экскаватор и экскаватор-погрузчик) в перечне отсутствуют.
Если исходить из первой точки зрения о том, что указанный в пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ перечень является открытым, то необходимо учитывать следующее.
В силу п. 27 Положения о ПТС в строке «3. Наименование (тип ТС)» указывается тип транспортного средства. При этом предусмотрено, что под типом транспортного средства понимается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением.
В настоящее время в нашей стране используется отраслевая норма ОН 025 270-66, регламентирующая классификацию и систему обозначения АТС. В соответствии с ней подвижному составу присваивались обозначения в соответствии с заводскими реестрами, включающими как буквенные обозначения завода-изготовителя, так и порядковый номер модели подвижного состава. Применение таких заводских реестров практикуется до настоящего времени для ряда моделей, включая АТС специализированного и специального назначения (письмо ФНС России от 15.04.2008 N СК-6-5/281 «О направлении Методических рекомендаций»).
Согласно п. 27 ОН 025 270-66 вторая цифра в обозначении транспортных средств обозначает тип (вид автомобиля):
1 — легковой автомобиль;
2 — автобус;
3 — грузовой бортовой автомобиль или пикап;
4 — седельный тягач;
5 — самосвал;
6 — цистерна;
7 — фургон;
8 — резервная цифра;
9 — специальное транспортное средство.
Минфин России, говоря о возможности применения п.п. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ, также ссылается на ОН 025 270-66. Так, в письме от 10.12.2013 N 03-05-06-04/5411 со ссылкой на ОН 025 270-66 сделан вывод о том, что в том случае, если тип используемой для сельскохозяйственных работ автомашины не относится к специальным, то положения пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ на него не распространяются.
Подобная точка зрения присутствует и в судебных решениях. Так в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.07.2006 N А74-111/06-Ф02-3541/06-С1 суд указал, что грузовые автомашины, которые не являются специальными, а лишь используются при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции, являются объектами налогообложения по транспортному налогу в порядке п. 1 ст. 358 НК РФ. Если закон субъекта Российской Федерации не освобождает от уплаты транспортного налога вышеуказанные грузовые автомашины, зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции, то налогоплательщик не вправе исключать из налоговой базы спорные транспортные средства. Отметим, что статьей 3 Закона Алтайского края от 10.10.2002 N 66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края» льгота в отношении указанных в вопросе ТС не предусмотрена. Хотя в других регионах подобное льготирование имеет место. Например, в постановлении Третьего ААС суда от 21.11.2019 N 03АП-6055/19 упомянуто об установленной п. 4 ст. 7 Закона Республики Хакасия от 25.11.2002 N 66 «О транспортном налоге» льготе для сельскохозяйственных товаропроизводителей, у которых удельный вес доходов от реализации сельскохозяйственной продукции в общей сумме доходов составляет не менее 70 процентов, — в отношении грузовых автомобилей.
Однако в судебной практике существует и иная позиция: отсутствие в техническом паспорте транспортного средства указания, что данное средство является специальной машиной, используемой для сельского хозяйства, само по себе не является основанием для неприменения льготы, предусмотренной пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 02.04.2007 N Ф04-1701/2007(32783-А46-40), а также ФАС Уральского округа от 05.11.2009 N Ф09-2237/09-С2 и от 10.06.2008 N Ф09-4144/08-С2). Заметим, что указанные судебные акты приняты достаточно давно и не относятся к принятым в последнее время.
Существуют также положительные примеры материалов арбитражной практики, в которых судьи в отношении ТС, не поименованных в пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ (экскаваторов и погрузчиков, которые, хотя и не относятся к сельскохозяйственным самоходным машинам, в соответствии со своей категорией предназначены для использования по иному назначению), но использовались сельскохозяйственным товаропроизводителем при производстве сельскохозяйственной продукции (постановления АС Центрального округа от 05.11.2015 N Ф10-3676/15 по делу N А48-2629/2014, ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.08.2007 N А74-165/2007-Ф02-5120/2007, Семнадцатого ААС от 16.04.2012 N 17АП-2557/12).
В письмах Минфина России от 17.09.2018 N 03-05-05-01/66286, от 17.10.2017 N 03-05-05-04/67541 сообщалось, что основными критериями непризнания объектом налогообложения транспортных средств являются соответствие физического или юридического лица понятию сельскохозяйственного товаропроизводителя и использование каждого транспортного средства, зарегистрированного на сельскохозяйственного товаропроизводителя, по целевому назначению в течение налогового периода по транспортному налогу. Но далее делался вывод, что при соблюдении вышеназванных условий транспортные средства, перечисленные в пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ, не признаются объектом налогообложения по транспортному налогу.
В рассматриваемом случае организация использует в сельскохозяйственной деятельности грузовые автомобили и прицепы, данные транспортные средства, не относятся к специальным. В связи с этим полагаем, что в данном случае у организации отсутствует возможность для применения положений пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ. Транспортный налог следует уплачивать на общих основаниях.

Читать еще:  Льготы инвалидам на дороге

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Освобождение от обложения транспортным налогом сельхозтехники;
— Вопрос: В собственности организации (сельхозтоваропроизводитель) имеются погрузчик Manitou колесный, экскаватор-погрузчик Komatsu колесный, автогрейдер пневмоколесный. За регистрацию отвечает Ростехнадзор. Указанная техника зарегистрирована в органах Гостехнадзора. Она также используется и в других видах деятельности. Необходимо ли уплачивать транспортный налог за указанные транспортные средства? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2019 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

24 декабря 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Термин «сельскохозяйственный товаропроизводитель» в главе 28 НК РФ не определен. В соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
Представители Минфина России в целях применения пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ рекомендуют руководствоваться определением сельскохозяйственного товаропроизводителя, данным в Федеральном законе от 29.12.2006 N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (далее — Закон N 264-ФЗ) (письма от 17.09.2018 N 03-05-05-01/66286, от 19.05.2009 N 03-05-05-04/05, от 28.07.2008 N 03-05-04-04/07, от 14.07.2008 N 03-11-04/1/13 и др.) или в Федеральном законе от 08.12.1995 N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (далее — Закон N 193-ФЗ) (письма Минфина России от 19.01.2017 N 03-05-06-04/2135, от 17.10.2017 N 03-05-05-04/67541).
Согласно п. 1 ст. 3 Закона N 264-ФЗ сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем 70% за календарный год.
В соответствии со ст. 1 Закона N 193-ФЗ сельскохозяйственный товаропроизводитель — физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50% общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной продукции, в том числе рыбной продукции, и уловы водных биологических ресурсов в которой составляет в стоимостном выражении более 70% общего объема производимой продукции.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Какая сельхозтехника должна облагаться транспортным налогом?

Федеральная налоговая служба вновь разъясняет о том, какая сельскохозяйственная техника не облагается транспортным налогом. В письме Федеральной налоговой службы от 10 августа 2018 г. № ПА-4-21/15541@ “О сельскохозяйственных транспортных средствах” указывается, что даже если техника используется при производстве сельхозпродукции, это не означает, что эта спецтехника не должна облагаться транспортным налогом

Публикация актуальна слушателям курсов повышения квалификации и переподготовки по направлениям:

Какие транспортные средства не облагаются транспортным налогом?

Налоговики ссылаются на подпункт 5 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса, где перечислены транспортные средства, которые не облагаются налогом на транспорт (транспортным налогом).

Что касается сельскохозяйственной техники, то здесь четко перечислены следующие ТС, которые освобождаются от налогообложения:

  • тракторы,
  • самоходные комбайны всех марок,
  • специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции.

Таким образом, любая техника, которая не входит в данный перечень, должна облагаться транспортным налогом.

Транспортный налог по Паспорту самоходной машины (ПСМ)

Чтобы определить, какое транспортное средство не облагается налогом, а какое нет, необходимо опираться на положения о Паспорте самоходной машины (ПСМ).

Сегодня существует два нормативных акта:

  • Положение о паспорте самоходной машины и других видов техники, утв. Госстандартом РФ 26 июня 1995 г., Минсельхозпродом РФ 28 июня 1995 г.),
  • С 30 сентября 2015 г. применяется единая форма паспорта самоходной машины и других видов техники, утвержденная решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18 августа 2015 г. N 100

Поэтому в ПСМ по строке «Наименование и марка машины» необходимо указывать характеристику самоходной машины. Данная характеристика должна определяться ее конструкцией и ее назначением.

Если в Паспорте прописано, что это погрузчик, косилка или бульдозер, то эта техника должна облагаться налогом, несмотря на то, что их налогоплательщик использует при производстве сельскохозяйственных работ. Например, распрыскиватель – он не относится к спецтехнике, которая непосредственно перевозит и вносит минеральные удобрения. Поэтому такая техника должна облагаться транспортным налогом.

Читать еще:  Льготы ветеранам труда мвд в башкирии

Скачать Письмо Федеральной налоговой службы от 10 августа 2018 г. № ПА-4-21/15541@ “О сельскохозяйственных транспортных средствах”
Читайте также:

Транспортный налог сельхозпроизводителя

Легковой и грузовой транспорт, а также тракторы и самоходные комбайны всех марок и моделей признаются объектом налогообложения налогом на транспорт. При этом организации и ИП, отнесенные к категории сельхозпроизводителей, могут быть освобождены от уплаты налога в отношении ТС, используемых в производстве. В статье выясним, каковы условия освобождения с/х производителя от уплаты налога, а также разберем, как рассчитать транспортный налог сельхозпроизводителя в отношении объектов, не используемых в процессе производства продукции.

Транспортный налог сельхозпроизводителя

Организации и ИП, деятельность который связана с производством, обработкой, реализацией с/х продукции, признаются плательщиками налога на транспорт в общем порядке. При этом, согласно пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ, от уплаты налога может быть освобождены транспортные средства, используемые в процессе производства продукции.

В случае если сельхозпроизводитель владеет исключительно необлагаемыми налогом объектами, то от уплаты налога на транспорт он освобождается. Если в собственности организации/ИП имеется как с/х транспорт (тракторы, комбайны, прочая с/х техника), так и легковые автомобили, не участвующие в процессе производства продукции, то субъект хозяйствования уплачивает налог, рассчитанный на основании базы налогооблагаемых объектов.

Какой транспорт с/х производителя освобождается от уплаты налога на транспорт

В соответствие с пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ объектами налогообложения не признаются:

  • тракторы;
  • комбайны;
  • молоковозы;
  • скотовозы;
  • машины для перевозки птицы;
  • транспорт технического обслуживания;
  • машины ветеринарной помощи;
  • прочие специальный с/х транспорт.

Субъект хозяйствования освобождается от уплаты налога на специальный с/х транспорт при выполнении следующих условий:

  • организация/ИП является сельхозпроизводителем;
  • специальный транспорт зарегистрирован на с/х производителя в установленном порядке;
  • спецтранспорт используется при с/х работах и для производства с/х продукции.

В случае несоблюдения хотя бы одного из вышеперечисленных условий, организация признается плательщиком налога в отношении специального с/х транспорта в общем порядке.

Общий порядок расчета налога на транспорт

Сельхозпроизводители, в собственности которых находится транспорт, не указанный в пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ, рассчитывают транспортный налог в следующем порядке:

Налогтранспорт = Мощн * Ставка,

где Мощн – налогооблагаемая база, равная мощности транспортного средства по техпаспорту и измеряемая в лошадиных силах (л/с);
Ставка – налоговая ставка, установленная в отношении конкретного транспортного средства согласно ст. 361 НК РФ.

Отчетными периодами для расчета транспортного налога признается квартал, налоговым периодом – календарный год.

В начале налогового периода сельхозпроизводитель рассчитывает годовую сумму налога, после чего определяет размер авансовых платежей, подлежащих уплате ежеквартально (1/4 часть годовой суммы налога).

По итогам налогового периода плательщик производит окончательный расчет по налогу и подает в ФНС налоговую декларацию.

Бланк налоговой декларации можно скачать здесь ⇒ Декларация по транспортному налогу.

Отметим, что налог на транспорт отнесен к категории местных налогов, в связи срок уплаты налога и авансовых платежей, а также срок подачи налоговой декларации определяется местными законодательными актами, установленными в регионе по месту регистрации ТС.

Рассмотрим пример. ООО «Фермер» занимается выращиванием и реализацией винограда. В собственности ООО «Фермер» находится легковой автомобиль с объемом двигателя 128 л/с.

Так как согласно пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ, легковой транспорт не относится к категории ТС, освобождаемых от уплаты транспортного налога, «Фермер» обязан рассчитать и уплатить налог в общем порядке.

Порядок оплаты налога по местонахождению ТС:

  • ежеквартальные авансы в размере ¼ от общей суммы налога – в срок до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом;
  • окончательный расчет и подача налоговой декларации – до 1 марта года, следующего за отчетным.

Годовая сумма налога на транспорт для ООО «Фермер» составляет 448 руб. (128 л/с * ставка 3,5 руб.).

ООО «Фермер» оплатил полную сумму налога 09.04.2020 года.

07.02.2020 года «Фермер» составил и подал в ФНС налоговую декларацию.

Как сельхозпроизводителю подтвердить право на льготу по транспортному налогу

Субъект хозяйствования может быть освобожден от уплаты налога на виды транспорта, перечисленные в пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ, при условии подтверждения:

  • статуса сельхозпроизводителя;
  • целевого назначения транспорта (используется при производстве с/х продукции);
  • регистрации ТС в установленном порядке.

Особенности получения право на налоговую льготу описаны ниже.

Подтверждение статуса сельхозпроизводителя

В соответствие с налоговым законодательством, от уплаты налога на специальный с/х транспорт (трактор, комбайн, молоковоз, т.п.) может быть освобожден только сельхозпроизводитель.

Условия, согласно которым субъекту хозяйствования присваивается статус с/х производителя, установлены ст. 1 закона №193-ФЗ от 08.12.1995 года:

УФНС Астраханской области информирует сельхозпроизводителей о льготах по транспортному налогу

Управление ФНС России по Астраханской области, в связи с запросами налогоплательщиков по вопросу предоставления льгот на уплату транспортного налога отдельным категориям физических лиц, сообщает следующее.
Подпунктом 5 п.2 ст.358 Налогового кодекса РФ установлено, что тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции, не являются объектами налогообложения по транспортному налогу.
Следует иметь в виду, что с 01.01.2007 вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2006 N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства». Согласно положениям п. 1 ст.3 указанного Закона сельскохозяйственными товаропроизводителями признаны организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем 70% за календарный год.
При этом пп.3 п.2 ст.3 Федерального закона N 264-ФЗ сельскохозяйственными товаропроизводителями также признаны крестьянские (фермерские) хозяйства в соответствии с Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».
Норма п. 2 ст. 3 Федерального закона N 264-ФЗ не содержит условия о том, что в целях признания крестьянских (фермерских) хозяйств сельскохозяйственными товаропроизводителями эти хозяйства должны отвечать установленному в п.1 рассматриваемой статьи количественному критерию. Другими словами, для
подтверждения статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя крестьянскому (фермерскому) хозяйству не требуется, чтобы доля дохода от реализации произведенной им сельхозпродукции составляла не менее чем 70% в доходе от общей реализации товаров (работ, услуг) за календарный год.
Вместе с тем п. 2 ст. 3 Федерального закона N 264-ФЗ содержит требование, согласно которому в целях признания крестьянского (фермерского) хозяйства сельскохозяйственным товаропроизводителем оно должно быть создано в соответствии с вышеназванным Федеральным законом N 74-ФЗ.
Пунктом 3 ст.1 Федерального закона N 74-ФЗ установлено, что крестьянское (фермерское) хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. При этом согласно ст.5 рассматриваемого Закона фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Данная норма согласуется и с положениями п.2 ст.23 Гражданского кодекса РФ, которым установлено, что глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.
Таким образом, статус индивидуального предпринимателя при регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства приобретает только глава хозяйства, а остальные члены крестьянского (фермерского) хозяйства такого статуса не получают.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 16.10.2003 N 630 «О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, Правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в Постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002г. N 438 и 439» установлено, что государственная регистрация крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с положениями порядка государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, установленного Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (п. 2 ст. 11), моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом записи о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. При этом согласно п.4 ст.5 Федерального закона N 129-ФЗ каждой записи присваивается государственный регистрационный номер (ОГРНИП), который является основным государственным регистрационным номером записи о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства индивидуального предпринимателя.
Таким образом, если крестьянское (фермерское) хозяйство создано в соответствии с Федеральным законом N 74-ФЗ (т.е. внесено в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей с присвоением ОГРНИП), то поименованные в пп.5 п.2 ст.358 НК РФ транспортные средства, зарегистрированные на это хозяйство и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции, не являются объектом налогообложения по транспортному налогу независимо от того, какую долю в общем доходе этого хозяйства составляет доход от реализации произведенной им сельскохозяйственной продукции.

Читать еще:  Сколько времени рассматривают

Отдел налогообложения
УФНС России по Астраханской области

Актуальная информация для финансистов и бухгалтеров сельхозпредприятий

Льгота по транспортному налогу сельхозтоваропроизводителям

М.А. Пудова, аудитор

При определенных условиях можно вывести из-под налогообложения сельскохозяйственную технику. Подробности – в статье.

Сельхозтехнику нужно регистрировать

Если у предприятия есть автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, а также водные и воздушные транспортные средства, то оно должно платить транспортный налог (п. 1 ст. 358 Налогового кодекса РФ).

При этом техника должна быть зарегистрирована.

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938 такую процедуру проводят:

· подразделения ГИБДД – для автомототранспортных средств, имеющих максимальную скорость более 50 километров в час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автодорогам общего пользования;

· органы Гостехнадзора – для тракторов, самоходных дорожно-строительных и других машин и прицепов к ним, включая автомототранспорт, имеющий максимальную скорость 50 километров в час и менее, а также не предназначенный для движения по автодорогам общего пользования.

Напомним: правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним утверждены приказом МВД России от24 ноября 2008г. №1001, а тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин – Минсельхозпродом России 16 января 1995года. Обязательным условием для регистрации тракторов, прицепов и полуприцепов являются их паспорта (п. 1 постановления Правительства РФ от15мая 1995г. №460). На практике бывает, что технику, которая применяется внутри хозяйства и не передвигается по дорогам общего пользования, предприятие не регистрирует. Однако нужно помнить: это не освобождает от уплаты транспортного налога (постановление Президиума ВАСРФ от7 июня 2012г. №14341/11).

Когда применяется льгота по налогу

Для сельхозпроизводителей предусмотрена льгота по транспортному налогу. Так, он не рассчитывается с тракторов, самоходных комбайнов всех марок, а также спецмашин. Последние представляют собой молоковозы, скотовозы и технику для перевозки птицы. К специальным относятся и машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания (подп. 5 п. 2 ст. 358 Налогового кодекса РФ).

Но чтобы у инспекторов не было возражений, хозяйству нужно соблюсти ряд условий. Проанализируем их.

Для применения льготы хозяйство должно иметь статус сельхозпроизводителя. То есть оно должно производить сельхозпродукцию, проводить первичную и последующую переработку и продавать ее. При этом доля выручки от реализации сельхозпродукции в общем доходе от продаж должна составлять не менее 70 процентов.

В письме Минфина России от19 мая 2009г. №03-05-05-04/05 чиновники пояснили: соблюдение данного условия является обязательным, чтобы освободить сельхозтехнику от налога. В противном случае для применения льготы будет недостаточно ни регистрации техники за предприятием, ни ее использования в сельскохозяйственных работах (постановление ФАС Волго-Вятского округа от28 сентября 2012г. №А31-8691/2010).

Фактическое применение техники

От налога освобождаются не только тракторы и комбайны, но и специальные автомашины, используемые в производстве сельскохозяйственной продукции.

Например, у хозяйства может быть грузовой фургон, оборудованный кузовом, предназначенным исключительно для перевозки сельскохозяйственных животных, или седельный тягач со специальным прицепом, используемый для этих же целей. В этом случае у хозяйства есть шанс убедить судей, что техника нужна исключительно для перевозки скота (постановление ФАС Центрального округа от11 марта 2014г. №А48-1307/2013). Даже несмотря на то, что такие машины могут предназначаться и для других целей.

При проверке налоговики смотрят, под каким кодом содержится наименование техники в Общероссийском классификаторе основных фондов ОК 013-94, утвержденном постановлением Госстандарта России от26 декабря 1994г. №359.

Например, седельные тягачи имеют код 153410210, в то время как, например, спецавтомобили-фургоны или автоцистерны входят в группировку с кодом 153410040. То есть тягачи не могут быть отнесены к таким категориям машин.

Кроме того, по мнению чиновников, для признания транспортного средства специальным необходима соответствующая отметка в его паспорте.

Тем не менее хозяйство может попробовать отстоять свою точку зрения в суде. Так, ФАС Уральского округа посчитал, что отсутствие такой отметки еще не основание для исключения транспорта из состава специального (постановление от5ноября 2009г. №Ф09-2237/09-С2).

Получается, что если, например, сельхозпроизводитель для перевозки птицы оборудовал машину, то отсутствие в ее паспорте соответствующей отметки не означает, что льготу применять нельзя.

Более того, такой транспорт можно использовать и не по прямому назначению: для вывоза помета. Ведь это обусловлено особенностями выращивания и содержания птицы (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от2 апреля 2007г. №Ф04-1701/2007 (32783-А46-40)).

Правда, в некоторых случаях судьи все же могут посчитать, что техника в соответствии с классификатором ОК 013-94 не относится к специальной, а лишь используется для производства сельхозпродукции, поэтому по ней не применяется льгота (постановление ФАС Поволжского округа от12 января 2010г. №А06-2630/2009).

Если хозяйство платит налог

В тех случаях, когда хозяйство не вправе применить льготу, придется рассчитать и уплатить транспортный налог. Напомним: региональные власти определяют его ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ. Рассмотрим особенности расчета налога, авансов по нему и применения повышающих коэффициентов.

Транспортный налог хозяйство перечисляет по итогам года. При этом обратите внимание: для юридических лиц уплачиваемая сумма рассчитывается следующим образом. Налоговая база умножается на ставку и из полученного произведения вычитается общая величина авансовых платежей за год (п. 2 ст. 362 Налогового кодекса РФ).

Напомним: организации в течение года уплачивается аванс. При условии, что региональными властями не предусмотрено иное. Размер авансового платежа составляет 1/4 произведения налоговой базы и ставки (п. 2.1 ст. 362 Налогового кодекса РФ). Его сумма учитывается в расходах по налогу на прибыль в том периоде, за который он начислен (письмо ФНС России от9июня 2011г. №ЕД-4-3/9163@). › |

При этом расчеты авансовых платежей в инспекцию представлять не нужно.

Для автотранспортной техники ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя в расчете на одну лошадиную силу. Если региональные власти их не определили, то нужно применять те, которые указаны в пункте 1 статьи 361 Налогового кодекса РФ. Между тем субъектам РФ дано право увеличивать или уменьшать ставки. Правда, не более чем в десять раз. Исключение составляют легковые автомобили с мощностью двигателя до 150 л. с. Для них нет ограничения на уменьшение ставок (письмо Минфина России от4 октября 2013г. №03-05-06-04/41282).

При этом для легковых автомобилей со средней стоимостью от 3 млн руб. установлены повышающие коэффициенты к сумме налога.

Перечень таких машин опубликован на сайте Минпромторга России (www.minpromtorg.gov.ru). В дальнейшем такая информация должна размещаться ежегодно не позднее 1 марта. Применять повышающие коэффициенты нужно только при расчете суммы налога за год. При этом авансовые платежи исчисляются в прежнем порядке. К ним повышающие коэффициенты не применяются.

Соответствующее разъяснение специалисты Минфина России привели в письме от11апреля 2014г. №03-05-04-01/16508 (направлено для работы нижестоящим налоговым органам письмом ФНС России от22 апреля 2014г. №БС-4-11/7781@).

Важно запомнить
По дорогостоящим машинам установлены коэффициенты, повышающие сумму налога. Однако они не применяются при расчете авансовых платежей.

Источники:

http://www.garant.ru/consult/nalog/1315617/
http://www.snta.ru/press-center/kakaya-selkhoztekhnika-dolzhna-oblagatsya-transportnym-nalogom/
http://online-buhuchet.ru/transportnyj-nalog-selxozproizvoditelya/
http://www.klerk.ru/inspection/181952/
http://www.chelagro.ru/more/spec/accountant_recommendations.php?ELEMENT_ID=9417

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector