73 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Льгота по новизне изобретения

Новизна изобретения. Льготы по новизне

Новизна изобретения — это его неизвестность из сведений об уровне техники. Под уровнем техники понимаются любые сведения, ставшие общедоступными в мире до даты приоритета изобретения. При этом необходимо иметь в виду, что служебная, секретная и т.п. информация во внимание не принимается.

Послабления в отношении новизны изобретения (исключения из общего правила определения уровня техники):

льгота по новизне — патентованию не могут помешать сведения, исходящие от авторов изобретения и ставшие общедоступными за шесть месяцев и менее до даты даты подачи (приоритета) заявки; бремя доказывания происхождения этих сведений лежит на заявителе;

селективные изобретения — известность широкого класса химических соединений не порочит новизну более узкой группы химических соединений, которые ранее не были специально получены и исследованы, если у последних обнаружены свойства, не характерные для известного класса.

Одной из основных категорий современного патентного права и важнейшим инструментом предоставления патентной защиты является приоритет изобретения. Только с момента его предоставления возникают все права и обязанности субъектов, вовлеченных в создание, регистрацию и использование объектов промышленной собственности. Практически приоритет предусматривает преимущественное право заявителя на получение патента в отношении к любому другому субъекту, претендующему на патентование аналогичного изобретения. В практической деятельности по предоставлению правовой охраны объектов промышленной собственности их приоритет устанавливается по дате подачи заявки в национальное патентное ведомство.

Мировой опыт патентной защиты изобретений указывает на случаи одновременной подачи заявок на аналогичные изобретения, в том числе в разных странах. Это подтверждает исключительную важность адекватного установления даты приоритета изобретения, особенно в случае предварительного раскрытия его новизны. Установление даты приоритета позволяет в значительной мере обезопасить изобретателей от недобросовестных действий заинтересованных лиц.
Возникнув изначально в процессе патентования изобретений, понятие приоритета стало использоваться и при регистрации других объектов промышленной собственности: полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков и др. В практике используются три разновидности приоритета: конвенционный, так называемый внутренний или национальный и выставочный приоритеты.

Выставочные мероприятия, как правило, преследуют цели ознакомления потенциальных потребителей с новeйшими образцами продукции, передовыми технологиями, их качественными характеристиками и конкурентными преимуществами, а также их продвижение на внутренних и внешних рынках. Это своеобразное тестирование технических достижений на жизнеспособность и потенциальную практическую применимость, поэтому данная функция выставочной деятельности является исключительно важной. В то же время выставки являются одним из самых эффективных видов рекламирования продукции.

Следует иметь в виду, что, в случае если выставляемым экспонатам не обеспечивается правовая защита путем их патентования, раскрытие сущности изобретения создает реальную возможность его несанкционированного использования, а также может опорочить новизну и создать, таким образом, дополнительные помехи при последующей подаче заявки на патентование. Это связано с тем, что одним из важных оснований и непременных условий предоставления патентной защиты является констатация новизны изобретения и установление его приоритета, который может быть опорочен предварительным раскрытием сущности изобретения, в том числе самим изобретателем, заявителем или другим лицом, получившим от них соответствующую информацию.

В этом контексте возникает закономерный вопрос о том, почему авторы не патентуют свои изобретения до участия в выставочных демонстрациях, чтобы обезопасить себя от рисков, связанных с раскрытием сущности новшеств. Ответ на этот вопрос вытекает из заложенных в выставочных мероприятиях возможностях определения рыночного потенциала изобретений, поиска партнеров или лицензиатов, а также промышленных возможностей по их освоению, определению затрат, необходимых для внедрения, являющихся основой для принятия грамотных решений относительно целесообразности патентования, связанного в конечном счете с определенными затратами финансовых средств и соответствующими рисками. Для проведения всей этой огромной работы, которая по значимости не уступает самому процессу разработки изобретения, безусловно, необходим определенный срок, в течение которого целесообразно предоставление временной защиты его новизны.

Проблема предоставления подобной защиты для незапатентованных выставочных экспонатов имеет длительную историю. Oна возникла задолго до формирования международной системы правовой защиты объектов промышленной собственности. Впервые в наиболее явном виде она проявилась в преддверии международной выставки изобретений в Вене в 1873 году, когда многие участники отказывались выставлять свои изобретения из опасений, связанных с разглашением их новизны в условиях всеобщей транспарентности, характерной для выставочной деятельности. Тогда решение было найдено на основе принятия специального закона Австро-Венгерской империи, предоставившего временную охрану участвовавших в выставке изобретений. Однако необходим был другой, более универсальный и одновременно простой способ решения данной проблемы, поиски которого затянулись на достаточно длительный период.

Отправной точкой правового регулирования проблемы обеспечения временной юридической защиты новизны выставляемых экспонатов служат положения предусмотренные статьи 11 Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г., в соответствии с которыми страны-участницы обязаны предоставлять временную охрану патентоспособным изобретениям, полезным моделям, промышленным образцам, а также товарным знакам, используемым для продуктов, экспонируемых на официальных или официально признанных международных выставках, организованных на территории одной из этих стран. При этом следует отметить, что первоначальная редакция данной статьи осталась неизменной с момента принятия до настоящего времени, а основная функция по обеспечению защитных мер была возложена на национальные законодательные акты, и в первую очередь, на законодательство в сфере промышленной собственности.

Обеспечение адекватного решения указанных проблем во многих развитых европейских странах в течение достаточно длительного времени осуществлялось на основе так называемого выставочного приоритета. Его сущность заключается в том, что для представленных в качестве выставочных экспонатов незарегистрированных изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и товарных знаков в течение определенного времени сохраняется приоритет по новизне, при условии последующей подаче заявления о предоставлении защиты в течение 6 месяцев со дня начала выставочного показа. В течение этого периода предоставляется возможность проведения маркетинговых и других исследований потенциальных рыночных возможностей выставленных новшеств и окончательного решения вопроса о целесообразности и географии патентования.

Более того, предоставление выставочного приоритета позволяет осуществлять коммерциализацию разработок, изобретений и других объектов промышленной собственности до их регистрации и оформления соответствующих прав. Конечно, в данном случае присутствуют определенные риски, связанные, прежде всего, с возможным отказом в предоставлении патентной защиты, однако опытные эксперты могут с достаточно высокой степенью достоверности оценить вероятную патентоспособность разработок.

Целесообразность использования выставочного приоритета состоит в особенностях присвоения нематериальных благ, каковыми являются объекты интеллектуальной собственности, а также в специфичности инновационного рынка (уникальность рыночных предложений, высокие риски, отсутствие рыночных сетей, особенности ценообразования) и низкой степени товарности запатентованных изобретений. Следует также отметить высокую эффективность демонстрационных продвижений инновационных разработок, а также тот факт, что высокие патентные пошлины, в случае практической неприменимости соответствующих разработок, могут оказаться обременительными.

Предоставление выставочного приоритета носит временный характер. Основными условиями его предоставления являются:

·
проведение выставки в одной из стран Союза промышленной собственности;

·
документальное подтверждение заявителем участия в выставке в установленной форме;

·
наличие статуса официальной или официально признанной международной выставки;

·
выставочный приоритет вступает в силу при условии последующей подачи заявления о патентовании в срок, не превышающий 6 месяцев с начала экспозиционного показа.

Первое из приведенных условий практически не порождает никаких проблем, так как большинство стран подписали Парижскую конвенцию 1883 года и являются на сегодняшний день членами Союза промышленной собственности.

Подтверждение участия в выставке осуществляется на основе специальных свидетельств (сертификатов) о демонстрации экспонатов, выданных организаторами выставочных мероприятий, в которых указываются статус выставки, сроки ее проведения, а также начало экспонирования соответствующих объектов, к которым прилагаются их фотографии.

Исключительную сложность представляет вопрос о статусе выставки. Так, в соответствии с положениями Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1883 года и Парижской конвенции о международных выставках 1928 года (последний раз была пересмотрена в 1972 году) сроки официальных и официально признанных международных выставок, не могут быть менее трех недель, а их проведение не должно носить коммерческий характер. В этой связи следует отметить, что ни одна из проводимых в последние годы на постсоветском пространстве выставок по продолжительности не превышала одной недели. Применительно к некоммерческому характеру выставок отметим, что в условиях всеобщности принципов рыночного хозяйства подобное требование практически лишено смысла.

Другим требованием, предъявляемым к международным выставкам положениями Конвенции 1928 года является их регистрация в Международном бюро выставок. Как правило, проводимые в странах СНГ выставки не проходят такой регистрации вследствие того, что не отвечают предъявляемым требованиям. Так, например, на Украине ни одна из выставок не прошла подобной регистрации.

Читать еще:  Льготы по страховым взносам для инвалидов

Не менее важным для установления международного статуса выставки является вопрос о доле иностранных экспонентов и посетителей. В этой связи отметим, что, в соответствии с критериями Всемирной ассоциации выставочной индустрии (UFI), под ее эгидой могут проводиться лишь те выставки, состав участников которых не менее чем на 20% состоит из иностранных экспонентов.

На национальном уровне единственным нормативным актом, регулирующим статус выставок в России, является национальный стандарт ГОСТ Р53103–2008 «Деятельность выставочно-ярмарочная. Термины и определения», положения которого выделяют национальный, региональный, всемирный и международный статус выставок, а также выставок, проводимых с международным участием. При этом статус международных признается только за теми из них, в которых не менее 10% составляют иностранные экспоненты или не менее 5% – иностранные посетители, при соответствии выставочного оборудования и предоставляемых услуг международным стандартам. Нам представляется, что для России подобные параметры вполне оправданны, так как численность национальных участников международных выставок, от которой исчисляется требуемая доля иностранных экспонентов, всегда значительна. Для большинства стран СНГ, где проблема обеспечения необходимого уровня присутствия иностранных участников менее острая, эти параметры могли бы остаться на уровне, соответствующем критериям Всемирной ассоциации выставочной индустрии.
В соответствии с указанными положениями не является обстоятельством, препятствующим признанию патентоспособности изобретения, раскрытие информации, относящейся к нему, автором, заявителем или другим лицом, получившим от них прямо или косвенно эту информацию, в результате чего сведения о сущности изобретения стали общедоступными, при условии что заявка на выдачу патента подана в течение 6 месяцев со дня раскрытия соответствующей информации. Это, по мнению ряда специалистов, есть не что иное как уже известная и традиционно используемая всеми развитыми странами льгота по новизне. Аналогичные положения содержатся и в патентном законодательстве других стран СНГ (Армения, Беларусь, Кыргызстан, Туркменистан, Узбекистан, Украина), а также в нормативных актах Евразийской патентной организации (п. 3 правила №3 Патентной инструкции к Евразийской патентной конвенции).

Понятие «льгота по новизне», как уже было отмечено, более широкое, чем «выставочный приоритет», и в значительной мере включает его в себя. В литературе по проблемам патентования изобретений она трактуется как льгота, не порочащая новизну изобретения, которая предоставляется временно и допускает предварительное раскрытие информации, относящейся к изобретению, в том числе в рамках выставочных мероприятий, безотносительно к статусу выставки.
Однако предоставление льготы по новизне не дает оснований полагать, что таким образом снимаются все проблемы предоставления временной охраны объектам промышленной собственности экспонируемых на международных и приравненных к ним выставкам. Конечно, сохраняется, в первую очередь, проблема официального статуса международных выставок, национальных субъектов, его подтверждающих и регистрирующих в Международном бюро выставок. Это особенно важно в случае возникновения судебных тяжб по вопросам последующей регистрации представленных в рамках выставок объектов промышленной собственности, особенно за рубежом, так как может стать определяющим критерием для принятия решения о предоставлении юридической защиты. В этом контексте возникает также требующий своего практического решения вопрос о том, как быть в случае, если выставка изначально объявлена как международная, а доля иностранных субъектов значительно ниже требуемого.

Таким образом, законодательство, регулирующее предоставление временной предварительной защиты для регистрируемых впоследствии в качестве объектов промышленной собственности выставочных экспонатов, нуждается в международной гармонизации с целью установления единых норм, обеспечивающих адекватную и эффективную защиту интеллектуальных прав на выставляемые экспонаты.

studopedia.org – Студопедия.Орг – 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.003 с) .

Льгота по новизне изобретения

Приоритет изобретения и правила его определения

Новизна изобретения устанавливается по отношению к уровню техники, который определяется на дату приоритета изобретения. По общему правилу, приоритет изобретения устанавливается по дате поступления в Патентное ведомство заявки, содержащей заявление о выдаче патента, описание, формулу и чертежи, если в описании на них имеется ссылка (п. 1 ст. 19 Патентного закона РФ). Как видим, для закрепления приоритета заявитель может подать в Патентное ведомство заявку, в которой отсутствует ряд требуемых по закону документов. Это новое положение в российском патентном законодательстве, призванное упростить и ускорить процедуру закрепления приоритета.

Наряду с общим правилом определения приоритета Патентный закон РФ содержит ряд специальных льготных правил, которые могут применяться при установлении приоритета в случаях, указанных в Законе. Прежде всего, речь идет о так называемом конвенционном приоритете, которым могут воспользоваться заявители из стран–участниц Парижской конвенции по охране промышленной собственности.

В соответствии с п. 2 ст. 19 Патентного закона РФ приоритет может быть установлен по дате подачи первой заявки в стране–участнице Парижской конвенции, если заявка на изобретение поступила в Патентное ведомство РФ в течение 12 месяцев с указанной даты. Если по независящим от заявителя обстоятельствам (стихийное бедствие, военные действия, гражданские беспорядки и т.п.) заявка со спрашиванием конвенционного приоритета не могла быть подана в указанный срок, этот срок может быть продлен, но не более чем на два месяца. На заявителе лежит обязанность представить доказательства, подтверждающие невозможность подачи им заявки в установленный срок.

Заявитель, желающий воспользоваться правом конвенционного приоритета, обязан указать это при подаче заявки или в течение двух месяцев с даты поступления заявки в Патентное ведомство и приложить копию первой заявки, заверенной надлежащим образом принявшим ее учреждением, или представить ее не позднее трех месяцев с даты поступления заявки в Патентное ведомство. При исчислении 12-месячного срока день подачи первой заявки в срок не включается. Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Если окончание срока приходится на такой месяц, в котором нет числа, соответствующего дате подачи первой заявки, то срок истекает в последний день этого месяца.

Если правила о конвенционном приоритете имелись в российском законодательстве и раньше, то льготный порядок определения приоритета по внутренним заявкам установлен впервые. При этом можно выделить следующие особые случаи установления приоритета. Во-первых, он может определять по дате поступления в Патентное ведомство более ранней заявки того же заявителя, раскрывающей это изобретение, если заявка, по которой испрашивается такой приоритет, поступила не позднее 12 месяцев с даты поступления более ранней заявки на изобретение или не позднее 6 месяцев с даты поступления более ранней заявки на полезную модель. В этом случае более ранняя заявка считается отозванной.

Причины, по которым заявитель, по сути дела, заменяет свою первоначальную заявку на новую, могут быть самыми различными. Так, основанием может служить необходимость уточнения или исправления тех или иных признаков технического решения, если при этом не изменяется его сущность; необходимость корректирования формулы изобретения, если предоставленный для этого срок упущен; целесообразность устранения из описания излишней информации, составляющей технический секрет заявителя, и т.п. Важно лишь, чтобы более ранняя заявка на это изобретение полностью раскрывала его сущность, а последующая заявка была подана не позднее 12 (6) месяцев с даты подачи первой заявки.

В таком же порядке может быть установлен приоритет на НИИ нескольких ранее поданных заявок. Если, например, по мнению заявителя, эти заявки могут быть объединены в одну, ему предоставляется возможность подать новую заявку, приоритет которой будет определяться по дате подачи последней из ранее поданных заявок которые объединяются в одну. При этом, однако, необходимо, чтобы в каждой из объединяемых заявок было раскрыто изобретение, на которое испрашивается более ранний приоритет. В Законе специально подчеркивается, что приоритет не может устанавливаться по дате поступления заявки, по которой уже испрашивался более ранний приоритет.

Во-вторых, приоритет может быть установлен по дате поступления дополнительных материалов, если они оформлены заявителем в качестве самостоятельной заявки (п. 3 ст. 19 Патентного закона РФ), Как известно, в соответствии со ст. 20 Патентного закона РФ заявитель имеет право в течение двух месяцев, а при условии уплаты пошлины — и за пределами этого срока, но не позднее вынесения решения по результатам экспертизы заявки по существу внести в ее материалы исправления и уточнения, в том числе дополнить ее новыми материалами без изменения сущности заявленного изобретения. Если эти дополнительные материалы изменяют сущность заявленного изобретения, т.е. содержат подлежащие включению в формулу изобретения признаки, отсутствовавшие в первоначальных материалах, то они во внимание не принимаются. Заявителю, однако, предоставляется возможность оформить такие дополнительные материалы в качестве самостоятельной заявки. При этом заявитель имеет право испросить приоритет изобретения по такой заявке по дате подачи им дополнительных материалов. Для этого самостоятельная заявка, во-первых, должна быть подана до истечения трехмесячного срока с даты получения заявителем уведомления Патентного ведомства о невозможности принятия во внимание дополнительных материалов в связи с признанием их изменяющими сущность заявленного решения, а во-вторых, поданные ранее дополнительные материалы должны полностью раскрывать сущность изобретения, на которое оформлена самостоятельная заявка.

Читать еще:  Льготы выехавшим из зоны отселения чаэс

В-третьих, приоритет изобретения по выделенной заявке устанавливается по дате поступления в Патентное ведомство первоначальной заявки, если выделенная заявка поступила до принятия по первоначальной заявке решения об отказе в выдаче патента, возможности обжалования которого исчерпаны, а в случае выдачи по указанной заявке патента — до даты регистрации изобретения в государственном реестре (п. 5 ст. 19 Патентного закона РФ).

Необходимость выделения одной заявки из другой возникает тогда, когда первоначальная заявка подана с нарушением требование единства изобретения (п. 1 ст. 16 Патентного закона РФ). Заявитель может и по собственной инициативе выделить из первоначальных материалов заявки другую заявку, если, по его мнению, в них содержится несколько изобретений, которые могут быть запатентованы самостоятельно. Приоритет первоначальной заявки сохраняется, если выделенная заявка представлена без изменения сущности изобретения по сравнению с содержанием первоначальной заявки. В противном случае, а также при подаче выделенной заявки после истечения указанных выше сроков приоритет по выделенной заявке устанавливается по дате ее поступления в Патентное ведомство.

Таковы основные правила установления приоритета. Подчеркнем еще раз, что приоритет определяется датой поступления заявки в Патентное ведомство. Более точный момент (часы, минуты) поступления заявки не устанавливается. Однако если в процессе экспертизы установлено, что идентичные изобретения имеют одну и ту же дату приоритета, т.е. поступили в Патентное ведомство в один день, то патент может быть выдан по заявке, по которой доказана более ранняя дата ее отправки в Патентное ведомство, а при совпадении этих дат — по заявке, имеющей более ранний регистрационный номер Патентного ведомства. Заявителям предоставляется возможность по соглашению между собой изменить указанные правила либо, объединив свои заявки, получить патент на имя обоих заявителей.

Льгота по новизне

Рассмотрение вопроса о новизне изобретения будет неполным, если не коснуться проблемы так называемой льготы по новизне. В соответствии с п. 1 ст. 5 Патентного закона РФ не признается обстоятельством, препятствующим признанию патентоспособности изобретения, такое раскрытие информации, относящейся к изобретению, автором, заявителем или любым лицом, получившим от них прямо или косвенно эту информацию, при котором сведения о сущности изобретения стали общедоступными, если заявка на изобретение подана в Патентное ведомство не позднее шести месяцев с даты раскрытия информации. Сравнение данной нормы с правилами ранее действовавшего законодательства показывает, что произошло существенное расширение льготы, предоставляемой заявителю в связи с предшествующим заявке раскрытием сущности изобретения. Напомним, что ранее эта льгота сводилась:

а) к шестимесячному сроку в случае показа изобретения в экспонатах, помещенных на официальных и официально признанных международных выставках, организованных на территории СССР;

б) к четырехмесячному сроку в случае открытого использования изобретения до даты подачи заявки на изобретение.

Отныне данная льгота предоставляется заявителю, во-первых, в течение шестимесячного срока; во-вторых, независимо от формы раскрытия информации о сущности изобретения (путем публикации, устного сообщения, открытого показа и т.п.); в-третьих, в случае раскрытия информации, относящейся к изобретению, как самим заявителем, к и любым другим лицом, получившим от него или от автора прямо или косвенно эту информацию. В случае, когда информация об изобретении раскрыта не самим заявителем, а третьим лицом, заявитель должен доказать, что либо он сам разрешил обнародовать эту информацию, либо опубликование произошло без его ведома, но информация получена от него либо от автора изобретения.

Подобное изменение правил о льготном периоде представляется весьма своевременным и оправданным. Переход к патентной форме охраны изобретений требует предоставления изобретателям реальной возможности проверки таких качеств изобретения, как его конкурентоспособность, возможность быстрого промышленного освоения, стоимость его внедрения, способность к коммерческой реализации и т.д. Чтобы сделать это в спокойной обстановке и без опасений утратить патентоспособность, заявителю должен быть предоставлен достаточный срок, в течение которого он мог бы проверить наличие у изобретения подобных качеств. Следует отметить, что закрепленные Патентным законом РФ правила о льготном сроке полностью согласуются с предложениями о гармонизации правил о новизне, содержащимися в проекте Договора о гармонизации патентных законов.

Льгота по новизне изобретения

Введите ваш e-mail:

Льготный 6-месячный период для изобретений и полезных моделей, что это такое и зачем он нужен

Не каждый Заявитель или изобретатель знает, что у него имеется 6-месячная льгота при подаче заявки на изобретение или полезную модель, которой он может воспользоваться.

Так что же такое этот «льготный период» и для чего он нужен, предстоит нам сегодня узнать. Законодательство ряда стран предусматривает “льготный период” (составляющий от 6 до 12 месяцев с даты раскрытия изобретателем или заявителем до подачи заявки существа изобретения или полезной модели), в течение которого изобретение сохраняет патентоспособность, несмотря на его раскрытие. В таких странах можно раскрыть существо изобретение, например, путем экспонирования его на международной выставке или публикации в каталоге или техническом журнале. Подача заявки на изобретение, полезную модель в течение данного льготного периода, не лишает изобретение патентоспособности и, следовательно, возможности получения патента.

Если заявитель предполагает подачу заявки в иностранное государство, то желательно сохранить конфиденциальность своего технического решения до подачи заявки. Во многих случаях публичное раскрытие изобретения или полезной модели до подачи заявки лишает изобретение или полезную модель новизны, делая его непатентоспособным, если законодательство страны не предусматривает специальный “льготный период”. Таким образом, крайне важно, чтобы изобретатели, авторы и заявители старались избегать фактов любого раскрытия сущности своего технического решения до подачи заявки, поскольку это может лишить изобретение или полезную модель патентоспособности.

Остановимся более подробно на российском законодательстве и поймем, каким образом урегулирована данная норма о льготном периоде в России и есть ли он вообще. Согласно п. 3 Статьи 1350 части 4 ГК РФ «Раскрытие информации, относящейся к изобретению, автором изобретения, заявителем либо любым получившим от них прямо или косвенно эту информацию лицом (в том числе в результате экспонирования изобретения на выставке), вследствие чего сведения о сущности изобретения стали общедоступными, не является обстоятельством, препятствующим признанию патентоспособности изобретения, при условии, что заявка на выдачу патента на изобретение подана в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности в течение шести месяцев со дня раскрытия информации. Бремя доказывания того, что обстоятельства, в силу которых раскрытие информации не препятствует признанию патентоспособности изобретения, имели место, лежит на заявителе». В отношении полезных моделей такая же норма приведена в пункте 3 Статьи 1351 ГК РФ.

Наличие этой нормы позволяет заявителю при соблюдении перечисленных в ней условий получить патент, несмотря на то, что в уровень техники до даты приоритета изобретений/полезных моделей включены сведения, достаточные для отрицания новизны (для полезных моделей) и новизны или изобретательского уровня (для изобретений).

Таким образом, из приведенной нормы видно, что российские изобретатели, авторы и заявители имеют упомянутый 6-месячный льготный период и вправе им воспользоваться.

Для более полного и однозначного понимания «льготного периода» как он работает и оценивается российским патентным ведомством, приведем пример из практики компании «Зуйков и партнеры».

В нашу компанию обратилось ООО «Ромашка» (с целью соблюдения конфиденциальности информации название компании вымышленное) с целью оценки возможности патентования имеющегося у него технического решения. Специалистами нашей компании был проведен международный патентно-информационный поиск для оценки патентоспособности имеющегося технического решения. По результатам поиска патентный поверенный предложил клиенту подать заявку на полезную модель. На основании наших рекомендаций ООО «Ромашка» приняло решение подать заявку на полезную модель, указав в качестве заявителя и автора – физическое лицо, которое состояло в трудовых отношениях с упомянутым ООО «Ромашка», то есть являлось его работником. В результате экспертизы заявки по существу экспертом ведомства был вынесен запрос, в котором заявленному техническому решению был противопоставлен каталог продукции ООО «Ромашка», опубликованный на официальном сайте компании за 4 месяца до даты подачи заявки, как источник информации, порочащий новизну заявленного технического решения.

С целью преодоления запроса экспертизы, специалисты нашей компании предложили заявителю включить в состав заявителей ООО «Ромашка», на сайте которой был выявлен нежелательный каталог продукции. После внесения в состав заявителей ООО «Ромашка», нами был подан ответ на запрос, в котором мы сделали акцент на 6-месячный льготный период, который имеется у заявителя после опубликования информации, раскрывающей сущность технического решения, до даты подачи заявки. Таким образом, экспертизе ничего не оставалось, как только вынести решение о выдачи патента. В данной ситуации помогло то, что заявитель – физическое лицо, являлся сотрудником ООО «Ромашка» и информация на сайте была раскрыта ООО «Ромашка», то есть самим заявителем. В противном случае, если бы раскрытие информации осуществлялось другой компанией, не имеющей отношение к ООО «Ромашка», то преодолеть запрос экспертизы было бы крайне сложно, а скорее всего, невозможно и последовал бы отказ от выдачи патента.

Читать еще:  Льготы при работе вахтовым методом

Таким образом, данный пример показывает, что раскрытие информации о своем техническом решении ранее даты подачи заявки в ведомство, может быть использовано против заявителя, а чтобы не возникало подобных проблем, сначала необходимо подать заявку в ведомство и лишь потом раскрывать сущность своего технического решения и предавать его публичной огласке.

Можно ли при патентовании изобретения воспользоваться так называемой льготой по новизне

«Можно ли при патентовании изобретения воспользоваться так называемой льготой по новизне (шесть месяцев с даты раскрытия информации), если сведения о сущности изобретения стали общедоступными в связи с официальной публикацией в бюллетене Роспатента другой нашей, более ранней и признанной отозванной, заявки, в которой его изобретение также раскрыто?»

Александр Антонов, Набережные Челны

Все зависит от того, где Вы хотите осуществить патентование данного изобретения и на основании какого патентного законодательства.

При патентовании изобретения в соответствии с Патентным законом РФ действует норма пункта 1 статьи 4, в соответствии с которой не признается обстоятельством, препятствующим признанию патентоспособности изобретения, такое раскрытие информации, относящейся к изобретению, автором, заявителем или любым лицом, получившим от них прямо или косвенно эту информацию, при котором сведения о сущности изобретения стали общедоступными, если заявка на изобретение подана в Роспатент не позднее шести месяцев с даты раскрытия информации.

Аналогичная по смыслу норма предусмотрена пунктом 2 правила 3 Патентной инструкции к Евразийской патентной конвенции, в соответствии с которым не признается обстоятельством, препятствующим признанию патентоспособности изобретения, такое раскрытие информации, относящейся к изобретению, изобретателем, заявителем или любым лицом, получившим от них прямо или косвенно эту информацию, при котором сведения о сущности изобретения стали общедоступными не ранее чем за шесть месяцев до даты подачи евразийской заявки или до даты приоритета, если он испрошен.

И российское и евразийское патентное законодательство не содержат ограничений в отношении отнесения к источникам информации, в которых раскрыта сущность изобретения, любых официальных изданий патентных ведомств.

Из этого следует, что, при испрашивании российского или евразийского патента, при соблюдении определенных условий, официальные публикации ведомств о более ранних заявках не будут порочить условия патентоспособности изобретения по новой заявке.

Иная ситуация возникнет, если Вы будете испрашивать европейский патент.

В соответствии со статьей 55 Европейской патентной конвенции (ЕПК), при установлении новизны, разглашение изобретения не принимается во внимание, если оно имело место не ранее, чем за шесть месяцев до даты подачи заявки на европейский патент и явилось прямым или косвенным результатом:

а) очевидного злоупотребления, совершенного в отношении заявителя или его правопредшественника,
в) или того, что заявитель или его правопредшественник поместил изобретение на официальных или официально признанных выставках.

Из чего следует, что состоявшаяся более ранняя официальная публикация о заявке на изобретение, не отвечает условиям предоставления льготы по новизне, а сама публикация будет являться источником для противопоставления по вновь Поданной заявке.

Поскольку публикация сведений о поданной заявке предусмотрена патентным законодательством, она не может рассматриваться как очевидное злоупотребление, совершенное в отношении заявителя или его правопредшественника».

Статья В.Ю. Джермакяна, главного эксперта юридического отдела юридической фирмы «Городисский и партнеры», в “Промышленном еженедельнике” №12 (195), 2 – 8 апреля 2007 года.

Льгота по новизне

4.3 Льгота по новизне

Рассмотрение вопроса о новизне изобретения будет неполным, если не коснуться проблемы так называемой льготы по новизне. В соответствии с п. 1 ст. 5 Патентного закона РФ не признается обстоятельством, препятствующим признанию патентоспособности изобретения, такое раскрытие информации, относящейся к изобретению, автором, заявителем или любым лицом, получившим от них прямо или косвенно эту информацию, при котором сведения о сущности изобретения стали общедоступными, если заявка на изобретение подана в Патентное ведомство не позднее шести месяцев с даты раскрытия информации. Сравнение данной нормы с правилами ранее действовавшего законодательства показывает, что произошло существенное расширение льготы, предоставляемой заявителю в связи с предшествующим заявке раскрытием сущности изобретения. Напомним, что ранее эта льгота сводилась:

а) к шестимесячному сроку в случае показа изобретения в экспонатах, помещенных на официальных и официально признанных международных выставках, организованных на территории СССР;

б) к четырехмесячному сроку в случае открытого использования изобретения до даты подачи заявки на изобретение.

Отныне данная льгота предоставляется заявителю, во-первых, в течение шестимесячного срока; во-вторых, независимо от формы раскрытия информации о сущности изобретения (путем публикации, устного сообщения, открытого показа и т.п.); в-третьих, в случае раскрытия информации, относящейся к изобретению, как самим заявителем, к и любым другим лицом, получившим от него или от автора прямо или косвенно эту информацию. В случае, когда информация об изобретении раскрыта не самим заявителем, а третьим лицом, заявитель должен доказать, что либо он сам разрешил обнародовать эту информацию, либо опубликование произошло без его ведома, но информация получена от него либо от автора изобретения.

Подобное изменение правил о льготном периоде представляется весьма своевременным и оправданным. Переход к патентной форме охраны изобретений требует предоставления изобретателям реальной возможности проверки таких качеств изобретения, как его конкурентоспособность, возможность быстрого промышленного освоения, стоимость его внедрения, способность к коммерческой реализации и т.д. Чтобы сделать это в спокойной обстановке и без опасений утратить патентоспособность, заявителю должен быть предоставлен достаточный срок, в течение которого он мог бы проверить наличие у изобретения подобных качеств. Следует отметить, что закрепленные Патентным законом РФ правила о льготном сроке полностью согласуются с предложениями о гармонизации правил о новизне, содержащимися в проекте Договора о гармонизации патентных законов.

Итак, из рассмотренного мы видим, что не все неохраняемые объекты патентного права, неохраняемые как таковые. Задача, которую преследовал законодатель при выработке норм исключающие некоторые объекты творческой деятельности из охраны патентного права, просты и очевидны.

Первое: не допустить морального разложения общества.

Второе: обеспечить нормальное развитие науки.

Третье: Обеспечить защиту прав и законных интересов авторов, производителей и потребителей.

1. Гражданский кодекс РФ: В четырех частях. –8-ое изд.-М.:Ось-89, 2007.-560с.

2. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть четвертая (постатейный) / И.А. Зенин – М. : Юрайт-Издат, 2008. – 627с.(Профессиональный комментарий)

3. Гришин И.П. Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу РФ.-М.: Изд-во Эксмо, 2005.-464 с. – (Комментарии к российскому законодательству).

4. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть четвертая (постатейный) / Э.П. Гаврилов, О.А. Городов, С.П. Гришаев [и др.]. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 784

5. Федеральный закон «О защите конкуренции».-М.: «Ось-89», 2007.-64с.-(Федеральный закон)

6. Обзор судебной практики (www.consultant.ru, www. garant.ru, www.kodeks.ru):

· Определение Конституционного суда РФ от 4 декабря 2007 г. № 966-О-П;

· Постановления девятого Арбитражного Апелляционного суда от 7 апреля 2008 г. № 09АП-2033/2008-АК;

· постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, обзоры судебной практики);

7. Пиляева В.В Гражданское право: Учебник: Части общая и особенная.-М.:ТК Велби, 2004.-800с.

8. Привалов Н.И. Интеллектуальная собственность, ее защита и охрана: Краткий курс лекций / ВолгГТУ, Волгоград, 2007. – 44 с.

9. Судариков С.А. Право интеллектуальной собственности: учеб.-М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.-368с.

10. Большой энциклопедический словарь.-2-е изд., перераб. И доп.-М.: Большая Российская энциклопедия.1997.-1456 с.: ил.

11. Афонин И.В. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. – М Гардарики, 2005.-224с.

12. Юридическая энциклопедия CDDirectmedia Publishing, 2006 г.

13. Информационное письмо ВАС РФ от 13 декабря 2007 г. N 122www.fips.ru)

14. Журнал «Изобретатель и рационализатор» 2005-2008гг.

15. Статья «Изобретатели получат повестки», «Российская Бизнес Газета» № 652 от 06 мая 2008 г.

Источники:

http://studopedia.org/8-234519.html
http://studbooks.net/1117018/pravo/prioritet_izobreteniya_pravila_opredeleniya
http://www.lawfirm.ru/article/index.php?id=17550
http://innovbusiness.ru/content/document_r_30BC9F08-6D0C-434E-ACFC-5CA2AFBA7DEE.html
http://www.kazedu.kz/referat/199105/3

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: