37 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Льгота по ндс для управляющих компаний

Управляющие компании в жилых домах имеют право как выставлять НДС в платежках, так и не выставлять

Минфин России разъяснил, что услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказываемые управляющей организацией, освобождены от налогообложения НДС. При этом, компании, занимающиеся данной деятельностью, имеют право не применять льготу по уплате НДС и включать налог в стоимость своих услуг (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 11 ноября 2016 г. № 03-07-14/66213).

Напомним, что от налогообложения НДС освобождена реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье. Данные компании отвечают за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги. Льгота по уплате налога действует при условии приобретения таких работ у организаций и ИП, непосредственным образом выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги) (подп. 30 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса). Исходя из логики данной нормы, без НДС могут продаваться только услуги управляющей компании, которая перед этим оплатила ресурсы для оказания таких услуг, но никак не произвела эти ресурсы сама. Если управляющая компания в ходе налоговой проверки не сможет представить документы, подтверждающие, что потребителям предъявлена стоимость работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества, соответствующая стоимости их приобретения у сторонних лиц, то налоговики посчитают, что льгота была применена не обоснованно и доначислят НДС (письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 2 сентября 2011 г. № 03-07-14/89 “О применении управляющими компаниями НДС при оказании населению коммунальных услуг и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах”).

Финансисты также обратили внимание на то, что понятие “содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме” в налоговом законодательстве не предусмотрено. При его определении следует руководствоваться п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Вместе с тем, законодательство предусматривает, что налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации данных товаров (работ, услуг), вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения НДС, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту учета в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.(п. 5 ст. 149 НК РФ). В случае отказа налогообложение его работ (услуг) осуществляется в общеустановленном порядке.

Добавим, что на практике управляющие компании часто отказываются от льготы и добавляют НДС в платежки на оплату своих услуг. В итоге население получает цену на 18% (ставка НДС) выше, чем это могло быть в случае применения льготы. Объясняется это тем, что компании, применяющие льготу, не могут возместить входной НДС от поставщиков ресурсов из бюджета. Им приходится включать сумму оплаченного налога в затраты, что снижает их прибыль.

Льгота по НДС для жилищно-коммунальных компаний: в чем суть?

Уже более двух с половиной лет (1) в налоговом законодательстве существует льгота по НДС для компаний, осуществляющих управление многоквартирными домами, а именно, в соответствии с п. 3 ст. 149 НК РФ «не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории РФ.

29) реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями. при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций;

30) реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями. при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту имущества в многоквартирном доме указанными налогоплательщиками у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).».

Вообще налоговая льгота по своему смыслу предполагает возможность для налогоплательщиков работать в более выгодных по сравнению с ранее существовавшими (до введения льготы) условиях и получения какой-либо налоговой экономии/снижения налоговой нагрузки. В настоящей статье попытается разобраться, в чем суть указанной выше льготы по НДС для управляющих компаний ЖКХ и какие преимущества может дать ее использование.

В отношении первой группы оказываемых управляющей компанией услуг (коммунальных услуг) получение какого-либо экономического эффекта от применения льготы, установленной подп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ, заведомо невозможно. Это обусловлено принципами, в соответствии с которыми осуществляется нормативное регулирование тарифов на коммунальные ресурсы:

1) плата за коммунальные услуги начисляется жителям по утвержденным тарифам, изменять которые по своему усмотрению управляющая компания не имеет права;

2) расчеты с ресурсоснабжающими организациями управляющая компания производит по тем же самым тарифам, по которым она взимает плату с населения;

3) получение управляющей организацией какого-либо дохода от предоставления гражданам коммунальных услуг (в виде положительной разницы между суммами, начисленными гражданам, и суммами, подлежащими уплате РСО) законодательством не предусмотрено; какую сумму управляющая компания начислила жителям за коммунальные ресурсы, такую же сумму она должна заплатить поставщикам этих самых ресурсов.

Единственное, что меняется в случае, если организация решает (2) применять льготу, – это налоговый учет операций по реализации коммунальных услуг.

Если управляющая компания не применяет льготу, она: 1) выделяет НДС из платежей, начисленных населению, и уменьшает его на сумму НДС, предъявленную ей ресурсоснабжающей организацией, налоговая база по НДС получается равной «0»; 2) полученные от населения доходы, «очищенные» от НДС, компания уменьшает на понесенные ей расходы по приобретению коммунальных ресурсов (также уже «очищенные» от НДС), налоговая база по налогу на прибыль, а равно и сам налог на прибыль, составляют «0».
При пользовании льготой выделения НДС из поступающих от населения платежей и принятия к вычету НДС, предъявленного ресурсоснабжающими организациями, не происходит; вся сумма выручки от населения признается доходом управляющей компании, а суммы (включая НДС), уплаченные за приобретенные коммунальные услуги, – расходами УК. Итого налогооблагаемая прибыль и налог на прибыль равны «0».

Как видно, никакой экономии денежных средств управляющей компании с связи с введением льготы по НДС в отношении коммунальных услуг не происходит; поэтому содержащуюся в подп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ «льготу» вряд ли можно назвать льготой.

Что касается другого вида оказываемых управляющей компанией населению услуг (по содержанию и ремонту общего имущества в МКД), то нормативное регулирование цен на такие услуги осуществляется только в части взаимоотношений «УК – население». Так, на уровне муниципалитета устанавливается тариф, взимаемый управляющей организацией с жителей на содержание и ремонт (3). Стоимость же, по которой УК должна приобрести такие услуги у подрядных организаций, ничем не установлена. УК вообще может оказывать услуги по содержанию и ремонту собственными силами, не прибегая к привлечению сторонних организаций. Как следствие, у управляющей организации может возникнуть прибыль от оказания таких услуг (в виде разницы между платежами от населения и расходами на привлечение подрядчиков/на выплату зарплаты своим работникам).

Вместе с тем, сразу необходимо отметить, что обязательным условием применения льготы по подп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ (освобождение от обложения НДС услуг по содержанию и ремонту общего имущества в МКД) является привлечение для оказания таких услуг сторонних подрядчиков; соответственно, при выполнении ремонтных работ силами самой УК льгота не применяется. Чем было обусловлено принятие законодателем именно такого решения, не понятно; хотя на стадии рассмотрения законопроекта по ст. 149 НК РФ вопрос предоставления льготы вне зависимости от ресурсов, привлекаемых управляющими компаниями в целях оказания услуг по содержанию и ремонту (собственных или сторонних), поднимался.

Идем дальше. Руководствуясь буквальным толкованием подп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ, можно сделать вывод о том, что применение льготы управляющими компаниями, приобретающими «ремонтные» услуги у сторонних подрядчиков по цене ниже, чем получаемые ими от граждан суммы платы за содержание и ремонт общего имущества в МКД, дает возможность УК получить экономию по НДС с суммы «наценки».

Однако на деле контролирующие органы предъявляют дополнительное условие для применения льготы по подп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ (4): по их мнению, не облагается НДС реализация управляющей компанией услуг по содержанию и ремонту только по стоимости, соответствующей стоимости приобретения этих работ/услуг у подрядных организаций, с суммы положительной разницы необходимо заплатить НДС. К сожалению, такая позиция Минфина и ФНС, сводящая «на нет» возможные экономические выгоды от применения льготы, поддерживается судебной практикой (см., к примеру, постановление ФАС Уральского округа от 19.04.2012 г. № Ф09-2727/12).

И все же, несмотря на очевидную бессмысленность анализируемой льготы (в той трактовке, которая была ей дана правоприменительной практикой), она может дать экономию по НДС, но только при наличии в конкретном жилищно-коммунальном бизнесе совокупности следующих условий: 1) управляющая компания привлекает для оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества своих собственных, подконтрольных ей подрядчиков; 2) эти подрядные организации находятся на УСН; 3) часть маржинального дохода, получаемого в целом в бизнесе, перераспределяется в пользу подрядчиков – чем больше это перераспределение, тем больше налоговая экономия. По сути льготой по НДС могут воспользоваться только те бизнесы, в которых разделение функций между самой управляющей компанией (выполняющей функцию по взаимодействию с населением и РСО) и ее подрядными организациями (непосредственно осуществляющими услуги по содержанию и ремонту) сложилось исторически; слепое дробление бизнеса на отдельные юридические лица с одной лишь целью получения налоговой экономии без наличия какой-либо деловой цели вряд ли может быть оставлено налоговыми органами без внимания.

Читать еще:  Привилегии героя труда

Как видно, законодательная попытка облегчить налоговое бремя, лежащее на предпринимателях жилищно-коммунальной сферы, через введение льготы, которая лишь кажется льготой, но на самом деле таковой не является, не позволила высвободить ресурсы, которые могли бы быть направлены на улучшение качества оказания услуг, поэтому управляющим компаниям стоит обратить взор на имеющиеся у них внутренние ресурсы и сосредоточиться на увеличении эффективности их использования, не уповая на государство и предоставляемые им «льготы».

______________________

  1. Данная льгота была введена в НК РФ Федеральным законом от 28.11.2009 г. № 287-ФЗ «О внесении изменений в статьи 149 и 162 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» и применяется с 01.01.2010 г.
  2. Пунктом 5 ст. 149 НК РФ налогоплательщикам предоставлено право выбора: пользоваться льготой или отказаться от ее применения. Отказ от льготы возможен по заявлению организации, поданному не позднее 1-ого числа налогового периода, с которого она намерена отказаться/приостановить использование льготы.
  3. Оплата услуг УК по содержанию и ремонту общего имущества МКД производится по тарифам, утвержденным органом местного самоуправления, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли соответствующее решение об установлении размера платы самостоятельно (ч. 4 ст. 158 ЖК РФ).
  4. Например, письмо Минфина России от 23.12.2009 г. № 03-07-15/169.

Льгота по НДС для жилищно-коммунальных компаний: в чем суть?

Уже более двух с половиной лет (1) в налоговом законодательстве существует льгота по НДС для компаний, осуществляющих управление многоквартирными домами, а именно, в соответствии с п. 3 ст. 149 НК РФ «не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории РФ.

29) реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями. при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций;

30) реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями. при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту имущества в многоквартирном доме указанными налогоплательщиками у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).».

Вообще налоговая льгота по своему смыслу предполагает возможность для налогоплательщиков работать в более выгодных по сравнению с ранее существовавшими (до введения льготы) условиях и получения какой-либо налоговой экономии/снижения налоговой нагрузки. В настоящей статье попытается разобраться, в чем суть указанной выше льготы по НДС для управляющих компаний ЖКХ и какие преимущества может дать ее использование.

В отношении первой группы оказываемых управляющей компанией услуг (коммунальных услуг) получение какого-либо экономического эффекта от применения льготы, установленной подп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ, заведомо невозможно. Это обусловлено принципами, в соответствии с которыми осуществляется нормативное регулирование тарифов на коммунальные ресурсы:

1) плата за коммунальные услуги начисляется жителям по утвержденным тарифам, изменять которые по своему усмотрению управляющая компания не имеет права;

2) расчеты с ресурсоснабжающими организациями управляющая компания производит по тем же самым тарифам, по которым она взимает плату с населения;

3) получение управляющей организацией какого-либо дохода от предоставления гражданам коммунальных услуг (в виде положительной разницы между суммами, начисленными гражданам, и суммами, подлежащими уплате РСО) законодательством не предусмотрено; какую сумму управляющая компания начислила жителям за коммунальные ресурсы, такую же сумму она должна заплатить поставщикам этих самых ресурсов.

Единственное, что меняется в случае, если организация решает (2) применять льготу, – это налоговый учет операций по реализации коммунальных услуг.

Если управляющая компания не применяет льготу, она: 1) выделяет НДС из платежей, начисленных населению, и уменьшает его на сумму НДС, предъявленную ей ресурсоснабжающей организацией, налоговая база по НДС получается равной «0»; 2) полученные от населения доходы, «очищенные» от НДС, компания уменьшает на понесенные ей расходы по приобретению коммунальных ресурсов (также уже «очищенные» от НДС), налоговая база по налогу на прибыль, а равно и сам налог на прибыль, составляют «0». При пользовании льготой выделения НДС из поступающих от населения платежей и принятия к вычету НДС, предъявленного ресурсоснабжающими организациями, не происходит; вся сумма выручки от населения признается доходом управляющей компании, а суммы (включая НДС), уплаченные за приобретенные коммунальные услуги, – расходами УК. Итого налогооблагаемая прибыль и налог на прибыль равны «0».

Как видно, никакой экономии денежных средств управляющей компании с связи с введением льготы по НДС в отношении коммунальных услуг не происходит; поэтому содержащуюся в подп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ «льготу» вряд ли можно назвать льготой.

Что касается другого вида оказываемых управляющей компанией населению услуг (по содержанию и ремонту общего имущества в МКД), то нормативное регулирование цен на такие услуги осуществляется только в части взаимоотношений «УК – население». Так, на уровне муниципалитета устанавливается тариф, взимаемый управляющей организацией с жителей на содержание и ремонт (3). Стоимость же, по которой УК должна приобрести такие услуги у подрядных организаций, ничем не установлена. УК вообще может оказывать услуги по содержанию и ремонту собственными силами, не прибегая к привлечению сторонних организаций. Как следствие, у управляющей организации может возникнуть прибыль от оказания таких услуг (в виде разницы между платежами от населения и расходами на привлечение подрядчиков/на выплату зарплаты своим работникам).

Вместе с тем, сразу необходимо отметить, что обязательным условием применения льготы по подп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ (освобождение от обложения НДС услуг по содержанию и ремонту общего имущества в МКД) является привлечение для оказания таких услуг сторонних подрядчиков; соответственно, при выполнении ремонтных работ силами самой УК льгота не применяется. Чем было обусловлено принятие законодателем именно такого решения, не понятно; хотя на стадии рассмотрения законопроекта по ст. 149 НК РФ вопрос предоставления льготы вне зависимости от ресурсов, привлекаемых управляющими компаниями в целях оказания услуг по содержанию и ремонту (собственных или сторонних), поднимался.

Идем дальше. Руководствуясь буквальным толкованием подп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ, можно сделать вывод о том, что применение льготы управляющими компаниями, приобретающими «ремонтные» услуги у сторонних подрядчиков по цене ниже, чем получаемые ими от граждан суммы платы за содержание и ремонт общего имущества в МКД, дает возможность УК получить экономию по НДС с суммы «наценки».

Однако на деле контролирующие органы предъявляют дополнительное условие для применения льготы по подп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ (4): по их мнению, не облагается НДС реализация управляющей компанией услуг по содержанию и ремонту только по стоимости, соответствующей стоимости приобретения этих работ/услуг у подрядных организаций, с суммы положительной разницы необходимо заплатить НДС. К сожалению, такая позиция Минфина и ФНС, сводящая «на нет» возможные экономические выгоды от применения льготы, поддерживается судебной практикой (см., к примеру, постановление ФАС Уральского округа от 19.04.2012 г. № Ф09-2727/12).

И все же, несмотря на очевидную бессмысленность анализируемой льготы (в той трактовке, которая была ей дана правоприменительной практикой), она может дать экономию по НДС, но только при наличии в конкретном жилищно-коммунальном бизнесе совокупности следующих условий: 1) управляющая компания привлекает для оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества своих собственных, подконтрольных ей подрядчиков; 2) эти подрядные организации находятся на УСН; 3) часть маржинального дохода, получаемого в целом в бизнесе, перераспределяется в пользу подрядчиков – чем больше это перераспределение, тем больше налоговая экономия. По сути льготой по НДС могут воспользоваться только те бизнесы, в которых разделение функций между самой управляющей компанией (выполняющей функцию по взаимодействию с населением и РСО) и ее подрядными организациями (непосредственно осуществляющими услуги по содержанию и ремонту) сложилось исторически; слепое дробление бизнеса н а отдельные юридические лица с одной лишь целью получения налоговой экономии без наличия какой-либо деловой цели вряд ли может быть оставлено налоговыми органами без внимания.

Читать еще:  Самостоятельно составить проект дома

Как видно, законодательная попытка облегчить налоговое бремя, лежащее на предпринимателях жилищно-коммунальной сферы, через введение льготы, которая лишь кажется льготой, но на самом деле таковой не является, не позволила высвободить ресурсы, которые могли бы быть направлены на улучшение качества оказания услуг, поэтому управляющим компаниям стоит обратить взор на имеющиеся у них внутренние ресурсы и сосредоточиться на увеличении эффективности их использования, не уповая на государство и предоставляемые им «льготы».

1. Данная льгота была введена в НК РФ Федеральным законом от 28.11.2009 г. № 287-ФЗ «О внесении изменений в статьи 149 и 162 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» и применяется с 01.01.2010 г.

2. Пунктом 5 ст. 149 НК РФ налогоплательщикам предоставлено право выбора: пользоваться льготой или отказаться от ее применения. Отказ от льготы возможен по заявлению организации, поданному не позднее 1-ого числа налогового периода, с которого она намерена отказаться/приостановить использование льготы.

3. Оплата услуг УК по содержанию и ремонту общего имущества МКД производится по тарифам, утвержденным органом местного самоуправления, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли соответствующее решение об установлении размера платы самостоятельно (ч. 4 ст. 158 ЖК РФ).

4. Например, письмо Минфина России от 23.12.2009 г. № 03-07-15/169.

Комментарии и мнения

В письме Минфина России от 21.08.2019 № 03-07-14/64877 чиновники напомнили управляющим компаниям, что налоговое законодательство не приветствует, когда они самостоятельно занимаются содержанием и ремонтом общего имущества в многоквартирном доме (МКД). Речь идёт о необходимости исчисления НДС.

Согласно пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежат обложению НДС операции по реализации работ или услуг по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, выполняемых управляющими организациями, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, при условии приобретения этих работ и услуг у организаций и ИП, непосредственно их выполняющих. Освобождение от обложения НДС работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, выполняемых собственными силами управляющих организаций, в пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ не предусмотрено.

Это не новая позиция. Об этом было указано и в письмах Минфина России от 21.07.2014 № 03-07-07/35576, от 05.03.2013 № 03-07-14/6462, от 21.11.2011 N 03-07-14/112, и в письме Минфина России от 23.12.2009 № 03-07-15/169, которое было направлено письмом ФНС России от 02.02.2010 № ШС-17-3/20@ для всеобщего исполнения.

Самое главное, что есть и решение суда в пользу налоговиков – см., например, постановление ФАС Поволжского округа от 25.12.2012 № А55-6773/2012. Так что спорить не приходится.

Идея законодателей совершенно ясна. НДС по рассматриваемым работам и услугам будут исчислять вышеупомянутые компании и ИП. Начислять НДС ещё раз – уже со стороны управляющих компаний – было бы перебором. Но и освободить эти компании от уплаты НДС при выполнении указанных работ и услуг – это лишить бюджет налогового пополнения.

Чиновники в своём письме также отметили, что в силу пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ у управляющих организаций, применяющих освобождение от обложения НДС, предусмотренное в пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ, суммы НДС, предъявленные поставщиками работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, включаются в стоимость этих работ и услуг.

Напомним, также, что рассматриваемое освобождение прописано в п. 3 ст. 149 НК РФ. А это означает, что в силу п. 5 ст. 149 НК РФ налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации работ или услуг, предусмотренные в п. 3 ст. 149 НК РФ, вправе отказаться от освобождения таких операций от НДС. В случае такого отказа налогообложение и налоговые вычеты по товарам, работам услугам, приобретаемым для выполнения этих операций, следует производить в общем порядке.

Способы исчисления НДС при использовании льготы в отношении работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества (Денисова М.О.)

Дата размещения статьи: 01.06.2015

Мы продолжаем разговор о практическом применении управляющими организациями налоговых льгот, начатый в статье М.О. Денисовой “Применение льготы по НДС”, N 11, 2013 (где были обозначены основные сложности использования льгот, установленных пп. 29 и 30 п. 3 ст. 149 НК РФ), и продолженный в N 1, 2014 (относительно налогообложения коммунальных услуг).

Норма и разъяснения по ее применению

В пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ указано, что реализация работ (услуг) по содержанию общего имущества освобождается от налогообложения (не подлежит налогообложению) у УК при условии, что они приобретают такие работы (услуги) у третьих лиц, непосредственно выполняющих (оказывающих) работы (услуги) по содержанию общего имущества.
Согласно разъяснениям Минфина России (Письмо от 23.12.2009 N 03-07-15/169, которое доведено до сведения налоговых органов Письмом ФНС России от 02.02.2010 N ШС-17-3/20@, Письмо от 17.03.2011 N 03-07-11/52) в рамках изучаемой нормы от налогообложения освобождается, во-первых, реализация тех работ (услуг), которые выполняются (оказываются) управляющими организациями в соответствии с п. 11 Правил содержания общего имущества (в этом пункте раскрывается перечень мероприятий, относящихся к содержанию и ремонту общего имущества). С абсолютной уверенностью можно утверждать, что составить более полное представление о перечне льготируемых операций можно при помощи Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД . Во-вторых, не подлежит налогообложению реализация тех работ (услуг), которые реализуются потребителям по стоимости их приобретения у третьих лиц.
——————————–
Утвержден Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290.

Ключевой момент. Льгота по НДС предоставляется УК, только если работы (услуги) реализуются потребителям по стоимости их приобретения у третьих лиц.

Вместе с тем Минфин сообщает, что налогообложение работ (услуг), выполняемых (оказываемых) управляющими организациями собственными силами, осуществляется в общем порядке, особо выделяя при этом услугу по управлению МКД. Данный подход является неоднозначным, поскольку в законе и подзаконных актах отсутствуют предпосылки для отделения услуг по управлению МКД от основной массы мероприятий, осуществляемых в процессе содержания и ремонта общего имущества. Следовательно, обособлять их исключительно в целях налогообложения некорректно. Например, в Постановлении ФАС СЗО от 12.12.2013 N А26-1411/2013 арбитры указали, что услуга по управлению МКД подлежит льготному налогообложению в составе работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества, если, конечно, УК оказывает таковую собственникам помещений посредством привлечения сторонней организации. В данном случае УК заключила с единым информационно-расчетным центром договор на оказание услуг по управлению МКД, а именно на абонентское, бухгалтерское, юридическое, инжиниринговое обслуживание. Стоимость этой услуги УК не облагала НДС в силу пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ, в чем, собственно, ее и поддержали арбитры.
Если же услуга по управлению МКД действительно оказывается УК самостоятельно, операции по ее оказанию потребителям облагаются НДС в обычном порядке с применением вычетов НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным для ведения данной деятельности (см. Постановление ФАС ЦО от 27.02.2014 по делу N А35-2317/2013).

Практика налоговых проверок

Таким образом, при применении УК льготы по НДС первостепенное значение имеют два факта:
– выполняет (оказывает) ли УК потребителям какие-либо работы (услуги) по содержанию и ремонту общего имущества из общего их массива собственными силами;
– по какой стоимости УК реализует потребителям работы (услуги) по содержанию и ремонту общего имущества, для выполнения (оказания) которых она привлекает третьих лиц: по стоимости приобретения или повышенной стоимости.
Несомненно, большинство УК – это коммерческие организации, деятельность которых направлена на извлечение прибыли. Применять “наценку” к тарифам на коммунальные услуги запрещает закон, поэтому получать легальную прибыль УК могут только в рамках деятельности по содержанию и ремонту общего имущества. Это достигается двумя способами: путем удорожания стоимости работ (услуг), приобретенных у сторонних организаций, посредством самостоятельного выполнения конкретных мероприятий по содержанию и ремонту по максимальной стоимости с минимальными затратами.

УК применяет льготу в отношении всех работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества

В данном случае задача налоговиков, с которой они справляются с переменным успехом, заключается в выявлении того, куда именно УК “заложила” свою прибыль и в каком размере. Ведь управляющий, заявляющий о том, что абсолютно все работы (услуги) выполняются (оказываются) им подрядным способом и “перевыставляются” потребителям по себестоимости, фактически утверждает, что он не извлекает прибыли из своей основной деятельности. Естественно, это вызывает большое сомнение у инспекторов.
В свою очередь при проверке таких налогоплательщиков налоговые органы ограничиваются сопоставлением квартальных показателей их выручки и понесенных затрат. Если обнаруживается превышение величины предъявленной потребителям платы над совокупной величиной затрат, выносится решение о доначислении НДС ввиду неправомерного применения льготы (как правило, с разницы между этими величинами ).
——————————–
О плюсах и минусах данного подхода читайте в статье М.О. Денисовой “Способы исчисления НДС при использовании льготы в отношении коммунальных услуг” (N 1, 2014).

Читать еще:  Льготы пенсионерам достигшим 70 лет

Однако в силу специфики ценообразования в сфере ЖКХ данные несоответствия непоказательны, причем порой даже по итогам года, а не только по итогам квартала.
Отдельные арбитры отказывают налоговикам в удовлетворении подобных требований (см. Постановление ФАС ВСО от 13.01.2014 по делу N А19-831/2013), поскольку последние не проводят детального анализа всех элементов выручки и затрат и не могут доказать реального превышения стоимости работ (услуг) для потребителя над стоимостью их приобретения у подрядчиков (иных исполнителей) или их выполнения (оказания) собственными силами. Но, например, судьи ФАС УО традиционно строги к налогоплательщикам в сфере ЖКХ и считают достаточным основанием для доначисления НДС простое превышение платы, начисленной потребителям, над величиной понесенных затрат в рамках одного периода (см. Постановление от 28.01.2014 по делу N А60-19932/2013).

УК не применяет льготу или применяет ее избирательно, так как не все работы (услуги) выполняет (оказывает) подрядным способом

Здесь налоговики должны установить, правомерно ли УК игнорирует возможности льготного налогообложения, предусмотренные пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ, и заявляет вычеты по НДС. Безусловно, с особым пристрастием проверяются налогоплательщики, у которых вычеты НДС превышают начисления. Такая ситуация характерна для УК, которые выполняли капитальный ремонт МКД подрядным способом в рамках региональных адресных программ, в связи с чем получали из бюджета соответствующее финансирование (до 95% общей стоимости работ) и не начисляли с него НДС к уплате в бюджет, при этом заявляли налог к вычету со всей стоимости подрядных работ.
По общему правилу, вытекающему из содержания п. 5 ст. 149 НК РФ, при осуществлении налогоплательщиком операций, названных в п. 3 данной статьи, они автоматически подпадают под льготное налогообложение. Не применять льготу он может только в двух случаях:
– в результате оформления отказа от применения льготы ;
– в результате обнаружения несоответствий между фактически осуществляемыми операциями и операциями, перечисленными в конкретном подпункте (в нашем случае – в пп. 30).
——————————–
Для оформления отказа от льготы нужно обратиться (до 1-го числа того налогового периода, в котором УК планирует не применять льготу) в налоговую инспекцию с заявлением. Освобождение от льготы предоставляется не более чем на один год.

Примечательно, что отказаться от применения льготы можно только в отношении всех осуществляемых налогоплательщиком операций, предусмотренных соответствующим подпунктом. Иными словами, льготой нельзя пользоваться по своему усмотрению, например так: в отношении технического и санитарного содержания общего имущества применять льготу по НДС, а в отношении текущего и капитального ремонта (независимо от источников финансирования) – нет (или наоборот).
Дело в том, что все названные операции являются составляющими одной комплексной услуги – услуги по содержанию и ремонту общего имущества. Если УК оказывает ее потребителям исключительно посредством привлечения третьих лиц, она обязана применять льготу по НДС в отношении всех ее составляющих либо должна своевременно оформить отказ от ее применения, опять же по всем элементам комплексной услуги. Данный вывод сделали арбитры ФАС ЦО в Постановлении от 02.09.2013 по делу N А35-8496/2012.
Иначе дело обстоит, когда комплексную услугу по содержанию и ремонту общего имущества УК оказывает потребителям смешанным способом (частично – собственными силами, частично – с привлечением подрядчиков). Исходя из буквального прочтения норм НК РФ можно утверждать, что такие налогоплательщики вообще не подпадают под действие пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ, должны исчислять НДС в общем порядке и для этого им не нужно обращаться в налоговый орган с заявлением об отказе от льготы. На это указывает ФАС ПО. Например, в Постановлении от 12.11.2013 по делу N А55-6773/2012 он констатирует: из содержания пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ и разъяснений Минфина по применению данного подпункта следует, что для применения льготы по НДС управляющей организации необходимо выполнить (оказать) весь комплекс работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества с привлечением подрядных организаций. То есть факт исполнения части комплексной услуги силами УК означает невозможность применения льготы. Однако далее из текста Постановления видно, что арбитры все же допускают возможность дробления комплексной услуги на составляющие в целях применения пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ: в случае, если часть услуги будет оказываться подрядчиками, а часть – собственными силами, необходимо именно в договоре на управление закрепить стоимость услуг, облагаемых и не облагаемых НДС, так как изначально реализация услуг (работ) должна отражаться в учете исходя из условий договора. Если такая детализация в договоре отсутствует, УК вправе считать себя налогоплательщиком, не подпадающим под действие пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ.

Универсальные рекомендации

Обобщая известную нам практику налоговых проверок, управляющим организациям, которые стремятся использовать возможности льготного налогообложения, предоставленные им пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ, с минимальным обострением отношений с налоговыми органами, можно посоветовать лишь одно – организовать соответствующую детализацию данных о составе, стоимости работ (услуг) для потребителей и их происхождении.
Иными словами, правомерность применения льготы может быть подтверждена следующими действиями и документами:
– расшифровкой состава работ (услуг) по содержанию и ремонту, вошедших в предмет договора управления, с указанием цены и способа выполнения (оказания) каждой работы (услуги);
– раскрытием методики расчета размера ежемесячной платы (как правило, это 1/12 цены договора);
– обособлением в составе платы тех ее составляющих, которые имеют целевой (накопительный) характер (взносов на текущий или капитальный ремонт) и не облагаются НДС еще и в силу специальной нормы (пп. 1 п. 3 ст. 162 НК РФ);
– разъяснением причин расхождений между величиной квартальной платы, предъявляемой потребителям, и квартальных затрат, связанных с выполнением (оказанием) работ (услуг) по содержанию общего имущества (например, относительно того, что в летние месяцы в составе платы за содержание общего имущества УК поступает выручка, в том числе в виде стоимости работ по сдвижке снега, которые фактически будут выполняться в зимние месяцы, тогда же появятся затраты на их приобретение).

Способ исчисления НДС при использовании льготы в отношении работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества предопределен способом извлечения УК прибыли по договору управления.
Если все элементы комплексной услуги по содержанию и ремонту общего имущества УК исполняет подрядным способом, применяя при этом наценку на одну или несколько составляющих услуги, льгота по НДС распространяется только на размер платы, соответствующей стоимости работ (услуг), предъявленной УК подрядными организациями. С образующейся разницы необходимо начислить НДС (“метод разниц”). При этом у УК возникнут определенные сложности с подсчетом налоговой базы в рамках каждого квартала, ведь достоверно определить размер добавочной стоимости по комплексной услуге можно только по окончании года. Отдельная проблема – возникновение непредвиденных расходов на содержание и ремонт общего имущества, перекрывающих заложенную УК прибыль. В данном случае УК не будет начислять налог к уплате в бюджет, но и вычеты потеряет (подробнее об этом см. статью М.О. Денисовой “Способы исчисления НДС при использовании льготы в отношении коммунальных услуг”, N 1, 2014).
Если комплексную услугу по содержанию и ремонту УК исполняет смешанным способом (часть – собственными силами, часть – с помощью подрядчиков) независимо от того, как именно образуется ее прибыль (путем удорожания стоимости работ (услуг), приобретенных на стороне, или с использованием приемов ценообразования в части собственных работ (услуг)), она вправе:
– считать, что не подпадает под действие пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ, и не применять льготу;
– не подавать в инспекцию заявление об отказе от льготы.
При выборе данной тактики высока вероятность возникновения споров с налоговиками, разрешаемых в судебном порядке.
Если УК планирует и при смешанном способе оказания комплексной услуги воспользоваться льготой в отношении элементов, исполняемых подрядчиками, ей необходимо продумать соответствующую детализацию в договоре управления (наглядно продемонстрировав в нем происхождение конкретной работы (услуги) и ее стоимость) и отслеживать соотношения соответствующей части платы, предъявляемой потребителям, и стоимости приобретения льготируемой работы (услуги).

Источники:

http://www.garant.ru/news/1029201/
http://www.klerk.ru/law/articles/286769/
http://www.audit-it.ru/articles/account/tax/a34/477229.html
http://www.nalog-forum.ru/opinions/upravlyayushchaya-kompaniya-i-nds-kogda-ne-primenyaetsya-osvobozhdenie/
http://xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/7585

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: