4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Содержание

Льгота по ндс для бюджетных учреждений

Особенности учета НДС в бюджетных организациях

ОБЪЕКТЫ ОБЛОЖЕНИЯ НДС, ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ

Начисление налога производится в тех случаях, когда бюджетное учреждение совершает операции, которые являются объектом обложения НДС. Перечень таких операций приведен в ст. 146 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ). К ним, в частности, относятся:

  • реализация товаров (работ, услуг, имущественных прав) на территории Российской Федерации;
  • передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
  • выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  • ввоз товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Операции, не являющиеся объектом обложения НДС, названы в п. 2 ст. 146 НК РФ.

В соответствии с подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ не признается объектом обложения НДС выполнение работ (оказание услуг) бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. В иных случаях выполнение работ (оказание услуг) такими учреждениями облагается НДС в общем порядке.

Бюджетные организации могут получить освобождение от обязанностей налогоплательщика в рамках выполнения требований ст. 145 НК РФ в следующих случаях:

1) не занимаются деятельностью, приносящей доход (предпринимательской деятельностью);

2) за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товара (работ, услуг) этих организаций без учета НДС не превысила в совокупности 2 млн руб.

Организации, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, указанные в п. 6 ст. 145 НК РФ, в налоговый орган по месту своего учета.

Важная деталь: уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого организации используют право на освобождение.

  • Документы, подтверждающие право на освобождение (продление срока освобождения):
  • выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации);
  • выписка из книги продаж;
  • выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели).

Освобождение от исполнения обязанности по уплате НДС не снимает с налогоплательщика обязанности налогового агента. Если бюджетная организация является арендатором федерального имущества, имущества субъектов РФ или муниципального имущества, за ней сохраняются обязанности налогового агента по начислению, удержанию и перечислению НДС в бюджет.

ЭТО ВАЖНО

Арендаторы (налоговые агенты) обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и перечислить в бюджет соответствующую сумму НДС, которая рассчитывается как произведение арендной платы и расчетной ставки налога (п. 4 ст. 164 НК РФ).

ПРИМЕР 1

Учреждение здравоохранения арендует помещение под бактериологическую лабораторию и является налоговым агентом по НДС. Ежемесячные платежи по договору аренды за счет субсидий составляют 59 000 руб.

Сумму НДС в данном случае можно определить расчетным методом:

59 000 руб. × 18 % / 118 % = 9000 руб.

В бухгалтерском учете это отразят следующие записи:

Дебет счета 4.109.70.224 Кредит счета 4.302.24.730 — 50 000 руб. — отражены расходы учреждения по арендной плате;

Дебет счета 4.109.70.224 Кредит счета 4.303.04.730 — 9000 руб. — отражена сумма НДС, удержанная учреждением в качестве налогового агента.

Таким образом, учреждение по договору аренды удержало из доходов, уплачиваемых арендодателю, сумму НДС, которую обязано перечислить в бюджет. Сумма арендной платы без НДС перечисляется арендодателю (согласно условиям договора).

Учреждение должно составить счет-фактуру, который следует отразить в книге продаж.

РЕАЛИЗАЦИЯ ИМУЩЕСТВА И НАЧИСЛЕНИЕ НДС

В деятельности бюджетного учреждения может возникнуть ситуация, когда по каким-либо причинам появляется невостребованное имущество. В таком случае его можно продать по распоряжению вышестоящей организации.

Имущество закреплено за бюджетными учреждениями на праве оперативного управления, поэтому может быть отчуждено только по решению органа, которому государством делегированы права распоряжения данным имуществом.

На основании п. 3 ст. 298 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ (в ред. от 19.12.2016) «О некоммерческих организациях».

Относительно имущества, приобретенного за счет предпринимательской деятельности, учреждению предоставлено больше прав по его реализации.

С. С. Велижанская, заместитель главного бухгалтера

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 3, 2017.

Образовательное учреждение (колледж) сдает в аренду помещения столовой для питания детей организации, которая не является налогоплательщиком по НДС (ИП на УСН). Бюджетное образовательное учреждение в отношении образовательных услуг применяет льготу по пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ. Как организация должна выставлять документы (с НДС или без НДС)? Должно ли учреждение перечислять НДС?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Оказание услуг по передаче помещения столовой в аренду облагается НДС по ставке 20%. Учреждение обязано уплачивать исчисленный налог по месту своего учета в качестве налогоплательщика в налоговых органах.
В расчетных и первичных документах, а также в счетах-фактурах сумма НДС выделяется отдельной строкой.

Обоснование позиции:
Согласно ст. 143 НК РФ организации признаются плательщиками НДС. Бюджетное учреждение является некоммерческой организацией (п. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»), следовательно, признается плательщиком НДС и обязано исполнять обязанности налогоплательщика в порядке, определенном главой 21 НК РФ.
Объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, а также передача имущественных прав (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).
В целях налогообложения НДС реализацией товаров, работ или услуг организацией признаются, соответственно, передача права собственности на товары, передача результатов выполненных работ другому лицу, оказание услуг другому лицу как на возмездной, так и на безвозмездной основе (п. 1 ст. 39, абзац 2 пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).
Оказание услуг по предоставлению в аренду недвижимого имущества, находящегося на территории РФ, в общем случае признается объектом налогообложения НДС (письмо ФНС России от 04.02.2010 N ШС-22-3/86@).
Операции, которые в целях главы 21 НК РФ не признаются объектом налогообложения, перечислены в п. 2 ст. 146 НК РФ. При этом положения пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ в рассматриваемой ситуации не применяются, так как учреждение не является казенным. Иные нормы п. 2 ст. 146 и п. 3 ст. 39 НК РФ также в данном случае не применяются.
В связи с этим при оказании услуг по предоставлению в аренду помещения столовой у бюджетного учреждения возникает объект налогообложения НДС.
Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) указаны в ст. 149 НК РФ. Так, в частности, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация услуг в сфере образования, оказываемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, являющимися некоммерческими организациями, по реализации основных и (или) дополнительных образовательных программ, указанных в лицензии, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений (пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ).
Как следует из вопроса, учреждение применяет данную норму в отношении образовательных услуг. При этом операции по оказанию услуг по сдаче помещений в аренду в пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ упомянуты в качестве исключения. То есть оказание услуг по предоставлению в аренду помещений у образовательной некоммерческой организации облагается НДС.
Обращаем внимание на то, что предусмотренный п. 3 ст. 161 НК РФ порядок уплаты НДС, при котором арендаторы признаются налоговыми агентами по НДС, в рассматриваемой ситуации не применяется, т.к. положение п. 3 ст. 161 НК РФ применяется, только если услуги по предоставлению в аренду федерального имущества (имущества субъектов РФ, муниципального имущества) оказываются непосредственно органами государственной власти и управления или органами местного самоуправления, то есть органы государственной власти и управления или органы местного самоуправления являются арендодателями этого имущества по условиям договоров аренды.
В отношении услуг по предоставлению в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества, переданного бюджетному учреждению в оперативное управление, особенностей по исчислению и уплате НДС главой 21 НК РФ не предусмотрено. Поэтому при оказании бюджетным образовательным учреждением услуг по предоставлению в аренду помещения, переданного ему в оперативное управление, плательщиком НДС является это учреждение — арендодатель имущества (письма Минфина России от 11.07.2017 N 03-07-11/43774, от 12.05.2017 N 03-07-14/28624, от 07.07.2016 N 03-07-14/39827, от 11.04.2013 N 03-07-07/12128, от 28.12.2012 N 03-07-14/121, от 10.05.2012 N 03-07-11/140)*(1).
В этом случае учреждение-арендодатель обязано дополнительно к цене реализуемых услуг предъявить к оплате покупателю этих услуг (арендатору) соответствующую сумму НДС (п. 1 ст. 168 НК РФ).
Налоговая база определяется как величина арендной платы, установленная в договоре, без включения в нее НДС (абзац 1 п. 1 ст. 154, абзац 3 п. 1 ст. 105.3 НК РФ). Налог исчисляется по налоговой ставке 20% (до 01.01.2019 — 18%) (п. 3 ст. 164 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 167 НК РФ моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат:
— день оказания услуг;
— день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящего оказания услуг*(2).
По мнению специалистов финансового ведомства, изложенному в письме Минфина России от 28.02.2013 N 03-07-11/5941, при оказании услуг по сдаче имущества в аренду объект налогообложения НДС возникает с момента фактической реализации таких услуг. Учитывая, что на основании ст. 54 НК РФ налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода, которым для целей исчисления НДС является квартал (ст. 163 НК РФ), Минфин России пришел к выводу, что моментом определения налоговой базы по НДС при оказании услуг по сдаче в аренду имущества (при оказании услуг в течение длительного срока) является наиболее ранняя из дат: день оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящего оказания услуг либо последний день налогового периода (квартала), в котором оказываются услуги, независимо от последующих сроков поступления арендной платы по периодам, установленным договором аренды (смотрите также письмо Минфина России от 25.06.2008 N 07-05-06/142).
Учреждение, являясь налогоплательщиком, не позднее пяти календарных дней со дня оказания услуг (последнее число квартала) по аренде или получения предоплаты обязано выставлять счета-фактуры арендатору и регистрировать их в книге продаж (п. 3 ст. 168, п. 3 ст. 169 НК РФ).
Обратите внимание, что ежемесячное (на последнее число каждого месяца) составление счетов-фактур арендодателем в адрес арендатора также является правомерным (письма Минфина России от 23.01.2019 N 03-07-11/3435, от 06.04.2015 N 03-07-14/19170)*(3).
В то же время, поскольку в рассматриваемой ситуации арендатор плательщиком НДС не признается (п.п. 2, 3 ст. 346.11 НК РФ), то счета-фактуры могут не составляться, если стороны договора аренды письменно согласуют это условие (пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ). В таком случае в книге продаж необходимо будет зарегистрировать первичный документ, подтверждающий факт оказания услуг по аренде (например, акт оказанных услуг, бухгалтерскую справку*(4)) (абзац 4 п. 13 Правил ведения книги продаж).
Необходимо учитывать, что в расчетных и первичных учетных документах, а также в счетах-фактурах соответствующая сумма налога выделяется отдельной строкой (п. 4 ст. 168 НК РФ). То есть даже если учреждение по согласованию с арендатором не будет оформлять счета-фактуры, то в договорах, счетах на оплату, платежных поручениях, актах оказанных услуг и пр. необходимо выделять НДС отдельной строкой.
В силу п. 1 ст. 174 НК РФ уплата НДС по операциям, признаваемым объектом налогообложения НДС в соответствии с пп.пп. 1-3 п. 1 ст. 146 НК РФ, на территории РФ производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров, работ, услуг (в том числе для собственных нужд) за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 НК РФ.
Таким образом, общий срок для уплаты НДС установлен не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим кварталом. Согласно п. 7 ст. 6.1 НК РФ в случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по операциям реализации (передачи, выполнения, оказания для собственных нужд) товаров (работ, услуг) на территории РФ уплачивается по месту учета налогоплательщика в налоговых органах (п. 2 ст. 174 НК РФ).
С 01.01.2014 согласно п. 3 ст. 80 и п. 5 ст. 174 НК РФ плательщики НДС, в том числе налоговые агенты, обязаны представлять налоговые декларации по НДС только в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.
Декларацию по НДС налогоплательщики, налоговые агенты, а также лица, указанные в п. 5 ст. 173 НК РФ, должны представлять не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 174 НК РФ).
Поскольку учреждение в рассматриваемой ситуации оказывает услуги, облагаемые и не облагаемые НДС (пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ), то у него возникает обязанность вести раздельный учет таких операций (п. 4 ст. 149, п. 4 ст. 170 НК РФ, смотрите Энциклопедию решений. Раздельный учет НДС в бюджетном и автономном учреждениях).

Читать еще:  Льготы по оплате госпошлины за загранпаспорт

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Налогообложение при аренде. Учет у арендодателя (для госсектора);
— Энциклопедия решений. Как организовать учет по СГС «Аренда» (для госсектора);
— Энциклопедия решений. Учет у арендодателя по стандарту «Аренда» (для госсектора);
— Энциклопедия решений. НДС в организациях бюджетной сферы;
— Энциклопедия решений. Раздельный учет по НДС при наличии необлагаемых операций.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Вахромова Наталья

Ответ прошел контроль качества

5 октября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) В соответствии с п. 1 ст. 145 НК РФ бюджетные (автономные) учреждения имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила в совокупности два миллиона рублей. (смотрите Энциклопедию решений. Освобождение от обязанностей налогоплательщика НДС; письмо Минфина России от 11.04.2013 N 03-07-07/12128; Вопрос: Муниципальное бюджетное учреждение (спортивная школа) выступает в роли арендодателя имущества, закрепленного за школой на праве оперативного управления. Согласно договору арендатор перечисляет арендную плату с НДС. Спортивная школа освобождена от исполнения обязанностей налогоплательщика (ст. 145 НК РФ), но перечисление в бюджет НДС по договору аренды осуществляет. Арендатор указывает в платежных поручениях «в том числе НДС». Учреждение до настоящего времени не выставляло арендатору счетов-фактур и не заполняло книгу продаж. Должна ли спортивная школа выставлять счета-фактуры? Должна ли заполняться книга продаж? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2019 г.)).
*(2) При получении предоплаты в счет предстоящего оказания услуг налоговая база определяется исходя из суммы полученной оплаты с учетом налога (абзац 2 п. 1 ст. 154 НК РФ). НДС в этом случае исчисляется по расчетной ставке 20/120 (п. 4 ст. 164 НК РФ). В момент оказания услуг организация также должна исчислить НДС со стоимости оказанных услуг по ставке 20% (п. 14 ст. 167, абзацы 6, 1 п. 1 ст. 154, п. 3 ст. 164 НК РФ). При этом в силу п. 8 ст. 171 и п. 6 ст. 172 НК РФ суммы НДС, исчисленные организацией с сумм полученных авансов, при отгрузке соответствующих товаров (выполнении работ, оказании услуг) подлежат вычетам.
*(3) На практике чаще всего расчетные документы и счета-фактуры составляются ежемесячно.
*(4) Ежемесячного заключения актов оказанных услуг по договору аренды для целей документального подтверждения доходов в виде арендных платежей законодательство не требует, если только самим договором аренды не предусмотрено их составление (письма Минфина России от 24.03.2014 N 03-03-06/1/12764, от 16.11.2011 N 03-03-06/1/763, от 13.10.2011 N 03-03-06/4/118, от 06.10.2008 N 03-03-06/1/559, от 09.11.2006 N 03-03-04/1/742, от 30.04.2004 N 04-02-05/1/33, УФНС России по г. Москве от 30.06.2008 N 20-12/061162, от 26.03.2007 N 20-12/027737, ФНС России от 05.09.2005 N 02-1-07/81).

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Минфин установил правила бухучета НДС для бюджетников

Новые правила бухгалтерского учета налога на добавленную стоимость в бюджетных организациях, установленные постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 апреля 2019 г. № 24, действуют с 25 мая 2019 года.

! С 25.05.2019 утрачивает силу постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 15 марта 2000 г. № 19 «Об утверждении Инструкции о порядке отражения в бухгалтерском учете налога на добавленную стоимость бюджетными организациями».

Новые правила НДС для бюджетных организаций:

1) сумма НДС по основным средствам, нематериальным активам, товарам, другим активам (далее – товары), работам, услугам, приобретенным (ввезенным) за счет средств соответствующего бюджета и (или) средств от приносящей доходы деятельности, относимая на увеличение стоимости этих товаров, работ, услуг, отражается по дебету соответствующего субсчета счетов 01 «Основные средства», 04 «Оборудование, строительные материалы для капитального строительства и материалы для научных исследований», 05 «Животные на выращивании и откорме», 06 «Материалы и продукты питания», 07 «Отдельные предметы в составе оборотных средств», 08 «Затраты на производство», 20 «Расходы по бюджету», 21 «Прочие расходы» и других счетов и кредиту соответствующего субсчета счетов 10 «Текущие счета по бюджету», 11 «Текущие счета по внебюджетным средствам», 15 «Расчеты с поставщиками и покупателями», 16 «Расчеты с подотчетными лицами», 17 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и других счетов;

2) сумма НДС по товарам, работам, услугам, приобретенным (ввезенным) за счет средств от приносящей доходы деятельности, отражается по дебету счета 17 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет 175 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам)») и кредиту соответствующего субсчета счетов 11 «Текущие счета по внебюджетным средствам», 15 «Расчеты с поставщиками и покупателями», 16 «Расчеты с подотчетными лицами», 17 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и других счетов.

Читать еще:  Льготы многодетной маме на работе

Сумма НДС, исчисленная по доходам от приносящей доходы деятельности, отражается по дебету соответствующего субсчета счетов 23 «Финансирование и займы», 28 «Реализация», 41 «Прибыли и убытки» и других счетов и кредиту счета 17 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет 173 «Расчеты с бюджетом»).

Сумма НДС, подлежащая вычету, отражается по дебету счета 17 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет 173 «Расчеты с бюджетом») и кредиту счета 17 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет 175 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам)»).

Сумма НДС, уплаченная в бюджет, отражается по дебету счета 17 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет 173 «Расчеты с бюджетом») и кредиту счета 11 «Текущие счета по внебюджетным средствам» (субсчет 111 «Текущий счет по внебюджетным средствам»).

Бухучет НДС в случае порчи, утраты товаров:

  • сумма НДС, не подлежащая вычету по товарам в случае их порчи, утраты, отражается по дебету счета 17 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет 170 «Расчеты по недостачам») и кредиту счета 17 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет 175 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам)»);
  • сумма НДС, принятого к вычету по товарам в случае их порчи, утраты, восстанавливается сторнировочной записью по дебету счета 17 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет 173 «Расчеты с бюджетом») и кредиту счета 17 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет 175 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам)»).

А если товары, работы, услуги освобождены от НДС?

Сумма НДС по приобретенным (ввезенным) товарам, работам, услугам, использованным при производстве и (или) реализации товаров, работ, услуг, операции по реализации которых освобождены от налогообложения НДС, отражается по дебету счетов 08 «Затраты на производство», 21 «Прочие расходы» (субсчет 211 «Расходы по внебюджетным средствам») и кредиту счета 17 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет 175 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам)»).

Льгота по ндс для бюджетных учреждений

Навигация (только номера заданий)

0 из 9 заданий окончено

  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  5. 5
  6. 6
  7. 7
  8. 8
  9. 9

Информация

Для бюджетных организаций предусмотрены отдельные нормы и льготы при налогообложении НДС. Проверить, правильно ли они применяются в вашей организации, поможет данный тест.

Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.

Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

Результаты

Правильных ответов: 0 из 9

Вы набрали 0 из 0 баллов ( 0 )

Рубрики

  1. Нет рубрики 0%
  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  5. 5
  6. 6
  7. 7
  8. 8
  9. 9
  1. С ответом
  2. С отметкой о просмотре

Обязаны ли бюджетные организации — плательщики НДС при использовании налоговых льгот вместе с декларацией по НДС подавать в налоговый орган документы, подтверждающие право на применение освобождения от НДС?

  • Да.
  • Нет.

Документы, подтверждающие право на применение освобождения от НДС, представляются плательщиками по требованию налогового органа по месту постановки на учет. Если такого требования нет, подавать их вместе с декларацией по НДС не обязательно (подп. 1.11 ст. 22 НК).

Документы, подтверждающие право на применение освобождения от НДС, представляются плательщиками по требованию налогового органа по месту постановки на учет. Если такого требования нет, подавать их вместе с декларацией по НДС не обязательно (подп. 1.11 ст. 22 НК).

Нужно ли бюджетной организации — плательщику НДС отражать в декларации по НДС обороты, освобождаемые от НДС?

  • Не нужно.
  • Нужно.

Обороты, освобождаемые от НДС по реализации объектов, отражаются в декларации по НДС в строке 8 раздела I части I (за отчетный период), а также в разделе I приложения 1 «Сведения о размере и составе использованных льгот» к декларации по НДС (однократно, по истечении календарного года). При этом обороты по реализации объектов, освобождаемые от уплаты НДС, в декларации по НДС не нужно отражать, если налог по реализации таких объектов исчисляют по установленным ставкам, а для высвобождаемых средств установлены направления целевого использования (ч. 1 п. 7, подп. 15.5 Инструкции N 2).

Обороты, освобождаемые от НДС по реализации объектов, отражаются в декларации по НДС в строке 8 раздела I части I (за отчетный период), а также в разделе I приложения 1 «Сведения о размере и составе использованных льгот» к декларации по НДС (однократно, по истечении календарного года). При этом обороты по реализации объектов, освобождаемые от уплаты НДС, в декларации по НДС не нужно отражать, если налог по реализации таких объектов исчисляют по установленным ставкам, а для высвобождаемых средств установлены направления целевого использования (ч. 1 п. 7, подп. 15.5 Инструкции N 2).

В столовой, являющейся структурным подразделением учреждения образования, питаются как обучающиеся, так и лица, необучающиеся в данном учебном заведении. Применяется ли в данном случае льгота по НДС?

  • Применяется.
  • Не применяется.

Обороты по реализации продуктов питания, произведенных структурными подразделениями учреждений образования, при организации питания обучающихся освобождаются от НДС (подп. 1.5.2 ст. 118 НК). Поскольку столовая реализует продукты питания другим лицам в процессе организации питания обучающихся, и учитывая, что при организации питания обучающихся в период учебно-воспитательного процесса не представляется возможным разделить обороты по реализации столовой продуктов питания по категориям лиц, льгота по НДС в отношении таких лиц также применяется (вопрос 2 письма МНС от 29.03.2013 N 2-1-10/97 в отношении редакции НК, действовавшей до 2019 г.).

Обороты по реализации продуктов питания, произведенных структурными подразделениями учреждений образования, при организации питания обучающихся освобождаются от НДС (подп. 1.5.2 ст. 118 НК). Поскольку столовая реализует продукты питания другим лицам в процессе организации питания обучающихся, и учитывая, что при организации питания обучающихся в период учебно-воспитательного процесса не представляется возможным разделить обороты по реализации столовой продуктов питания по категориям лиц, льгота по НДС в отношении таких лиц также применяется (вопрос 2 письма МНС от 29.03.2013 N 2-1-10/97 в отношении редакции НК, действовавшей до 2019 г.).

Подлежат ли освобождению от НДС в 2019 г. обороты по реализации учреждениями общего среднего образования заготовительным организациям металлолома и макулатуры, сбор которых осуществлен учащимися в рамках учебного процесса?

  • Подлежат.
  • Не подлежат.

Обороты по реализации учреждениями общего среднего образования заготовительным организациям металлолома и макулатуры в рамках вида деятельности «Оптовая торговля отходами и ломом» (поименован в соответствующем перечне и включен в ОКРБ 005-2011), сбор которых осуществлен учащимися в рамках учебно-программной документации, планов по воспитательной работе учебного заведения, программ воспитания, как и ранее, освобождаются от НДС в 2019 г. (подп. 1.31. п. 1 ст. 118 НК).

Обороты по реализации учреждениями общего среднего образования заготовительным организациям металлолома и макулатуры в рамках вида деятельности «Оптовая торговля отходами и ломом» (поименован в соответствующем перечне и включен в ОКРБ 005-2011), сбор которых осуществлен учащимися в рамках учебно-программной документации, планов по воспитательной работе учебного заведения, программ воспитания, как и ранее, освобождаются от НДС в 2019 г. (подп. 1.31. п. 1 ст. 118 НК).

Учреждением общего среднего образования сдана заготовительной организации макулатура, обороты по реализации которой освобождаются от НДС. Создается ли в этом случае ЭСЧФ?

  • Нет.
  • Да.

При реализации макулатуры, обороты по реализации которой освобождаются от НДС, учреждение общего среднего образования создает и направляет на Портал ЭСЧФ (без необходимости его выставления покупателю) не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступил момент фактической реализации. При этом в ЭСЧФ указывается «Без НДС» (абз. 3 п. 6 ст. 130, подп. 8.1 ст. 131, п. 1 ст. 121 НК, подп. 26.8 Инструкции по ЭСЧФ).

При реализации макулатуры, обороты по реализации которой освобождаются от НДС, учреждение общего среднего образования создает и направляет на Портал ЭСЧФ (без необходимости его выставления покупателю) не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступил момент фактической реализации. При этом в ЭСЧФ указывается «Без НДС» (абз. 3 п. 6 ст. 130, подп. 8.1 ст. 131, п. 1 ст. 121 НК, подп. 26.8 Инструкции по ЭСЧФ).

Бюджетная организация осуществляет возврат возвратной тары с нарушением установленного срока. Облагается ли оборот по такой отгрузке НДС?

  • Нет.
  • Да, облагается.

Обороты по реализации бюджетными организациями на территории республики приобретенных товаров, за исключением ОС и НМА, по цене их приобретения объектами налогообложения НДС не признаются. Исходя из данной нормы, обороты по отгрузке бюджетной организацией возвратной тары даже с нарушением установленного договором срока не облагаются НДС. При этом в ПУД на возврат тары указывается «Без НДС» (подп. 2.6 п. 2 ст. 115 НК, абз. 2 ч. 5 п. 3 письма от 30.01.2019 N 2-1-9/00283/5-1-17/29).

Обороты по реализации бюджетными организациями на территории республики приобретенных товаров, за исключением ОС и НМА, по цене их приобретения объектами налогообложения НДС не признаются. Исходя из данной нормы, обороты по отгрузке бюджетной организацией возвратной тары даже с нарушением установленного договором срока не облагаются НДС. При этом в ПУД на возврат тары указывается «Без НДС» (подп. 2.6 п. 2 ст. 115 НК, абз. 2 ч. 5 п. 3 письма от 30.01.2019 N 2-1-9/00283/5-1-17/29).

Возникает ли обязанность выставления ЭСЧФ в адрес продавца, если при возврате возвратной тары с нарушением установленного срока бюджетная организация укажет в ПУД сумму НДС?

  • Да, возникает.
  • Нет.

Суммы НДС, излишне предъявленные продавцом в ЭСЧФ и ПУД, подлежат исчислению и уплате в бюджет этим продавцом, если не установлено иное (подп. 7.1 п. 7 ст. 129 НК). Таким образом, если бюджетная организация — плательщик НДС при возврате возвратной тары с нарушением установленного срока предъявит продавцу сумму НДС в ПУД, то сумма налога подлежит исчислению и уплате в бюджет. А у организации возникает обязанность выставления ЭСЧФ в адрес продавца для осуществления последним вычета (подп. 8.1.4 и 8.1.5 п. 8 ст. 129 НК, п. 3 письма от 30.01.2019 N 2-1-9/00283/5-1-17/29).

Читать еще:  Льготы детям до 3 лет

Суммы НДС, излишне предъявленные продавцом в ЭСЧФ и ПУД, подлежат исчислению и уплате в бюджет этим продавцом, если не установлено иное (подп. 7.1 п. 7 ст. 129 НК). Таким образом, если бюджетная организация — плательщик НДС при возврате возвратной тары с нарушением установленного срока предъявит продавцу сумму НДС в ПУД, то сумма налога подлежит исчислению и уплате в бюджет. А у организации возникает обязанность выставления ЭСЧФ в адрес продавца для осуществления последним вычета (подп. 8.1.4 и 8.1.5 п. 8 ст. 129 НК, п. 3 письма от 30.01.2019 N 2-1-9/00283/5-1-17/29).

Государственное бюджетное учреждение культуры оказывает платные услуги другой организации, освобожденные от НДС. Может ли она, не подавая в налоговый орган документов об отказе от льготы, применить ставку налога 20%?

  • Не может.
  • Может.

Государственное бюджетное учреждение культуры вправе применить ставку НДС 20% по оборотам по реализации услуг, освобождаемым от налогообложения. В этом случае НДС исчисляется по ставке 20% и предъявляется заказчику в ПУД и ЭСЧФ, а оборот отражается в декларации по НДС по строке 1 раздела I части I (п. 3, подп. 9.1 п. 9 ст. 122, п. 2 ст. 131 НК, п. 15 Инструкции N 2).

Государственное бюджетное учреждение культуры вправе применить ставку НДС 20% по оборотам по реализации услуг, освобождаемым от налогообложения. В этом случае НДС исчисляется по ставке 20% и предъявляется заказчику в ПУД и ЭСЧФ, а оборот отражается в декларации по НДС по строке 1 раздела I части I (п. 3, подп. 9.1 п. 9 ст. 122, п. 2 ст. 131 НК, п. 15 Инструкции N 2).

Может ли бюджетная организация, у которой есть операции, освобожденные от обложения НДС в соответствии с одним из подпунктов п. 1 ст. 118 НК, отказаться от этой льготы?

  • Может.
  • Не может.

Плательщик в отношении оборотов по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных п. 1 ст. 118 НК, вправе отказаться от освобождения от налогообложения таких оборотов, подав соответствующее заявление в налоговый орган (п. 3 ст. 118 НК). Бюджетная организация, у которой есть операции, освобожденные от обложения НДС в соответствии с одним из подпунктов п. 1 ст. 118 НК, может отказаться либо приостановить использование льготы на один или несколько налоговых периодов. При этом отказ возможен только в отношении всех осуществляемых оборотов по реализации, предусмотренных этим подпунктом, и на срок не менее календарного года (п. 4 ст. 35, п. 1 ст. 127 НК).

Плательщик в отношении оборотов по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных п. 1 ст. 118 НК, вправе отказаться от освобождения от налогообложения таких оборотов, подав соответствующее заявление в налоговый орган (п. 3 ст. 118 НК). Бюджетная организация, у которой есть операции, освобожденные от обложения НДС в соответствии с одним из подпунктов п. 1 ст. 118 НК, может отказаться либо приостановить использование льготы на один или несколько налоговых периодов. При этом отказ возможен только в отношении всех осуществляемых оборотов по реализации, предусмотренных этим подпунктом, и на срок не менее календарного года (п. 4 ст. 35, п. 1 ст. 127 НК).

Кому положены льготы по НДС?

Для снижения налогового бремени государство предусмотрело разнообразные льготы, в том числе по выплате НДС.

  • 8 (800) 600-36-07 –Регионы
  • +7 (499) 110-86-72 –Москва
  • +7 (812) 245-61-57 –Санкт-Петербург

НДС и льготы

Реализация товаров облагается НДС, в большинстве случаев по ставке 18%. Льготы по НДС помогают уменьшить эту статью расходов.

Условно их можно разбить на три направления:

  1. При реализации определённых товарных групп и некоторых видов услуг.
  2. Для перечня организаций и предпринимателей, попадающих под действие льгот.
  3. Для осуществления конкретных операций.

Реализация товаров и услуг

Первое направление включает в себя продажу следующих товарных групп и видов услуг:

  • Почтовая продукция (почтовые открытки, конверты, марки, за исключением экземпляров, имеющих филателистическую ценность).
  • Медицинские товары, представленные в перечне Правительства РФ. Он включает в себя продукцию протезно-ортопедического свойства и сырьё для их производства; товары, предназначенные для профилактических мер или используемые для реабилитации людей с ограниченными возможностями; любую разновидность корректирующей оптики (линзы, очки, оправы).
  • Монеты, изготовленные из любого драгметалла, которые относятся к официальным средствам расчёта в РФ или за рубежом, кроме экземпляров, представляющих нумизматическую ценность.
  • Изделия народных промыслов, представляющих художественную ценность, кроме тех, что попадают под категорию акцизных товаров.
  • Услуги техобслуживания и ремонта приборов бытового назначения и медицинских аппаратов, включая запчасти и иные расходные материалы, требуемые для восстановления работоспособности, в период действия гарантии без дополнительной оплаты.
  • Все виды ремонтно-восстановительных, научно-изыскательных и археологическо-полевых работ, нацеленных на сохранение исторических памятников и зданий, принадлежащих организациям религиозной направленности.
  • Совокупность научных, исследовательских, опытных, технологических и конструкторских работ, производимых на бюджетные средства, в том числе направленные на создание новых видов продукции/технологий.
  • Драгметаллы, в том числе руду, лом, отходы производства. Драгоценные камни, включая необработанные алмазы.
  • Продукты, производимые столовыми медучреждений, школ, детсадов или организациями общественного питания, которые реализуют свою продукцию в таких учреждениях.
  • Услуги медицинских учреждений, кроме организаций, занимающихся предоставлением услуг в санитарно-эпидемиологической области, косметологии и ветеринарии.
  • Перевозка граждан морским, речным, железнодорожным автомобильным транспортом в приделах городского и пригородного сообщения, исключая услуги такси, в том числе маршруток, при условии осуществления деятельности по действующим тарифам, включая все предусмотренные льготы.
  • Работы и/или услуги в сфере борьбы с лесными пожарами.
  • Услуги обслуживания и аэронавигации судов воздушного сообщения, оказываемые в пределах аэропортов России.
  • Все виду работ/услуг, включая освидетельствование и классифицирование, по обслуживанию судов морского, речного и смешанного типов на стоянках в порту или во время лоцманской проводки.
  • Продажа абонементных и входных билетов организациями, которые осуществляют свою деятельность в сфере услуг физкультуры и спорта, а так же аренду спортплощадок для проведения профильных мероприятий.
  • Предоставление жилых площадей в пользование и их продажа вне зависимости от формы собственности и разделения на доли , включая передачу долей при продаже квартир в многоквартирных домах.
  • Реализация изобретений, технологических моделей, баз данных, программных продуктов, микросхем и иных интеллектуальных товаров и ноу-хау.
  • Реализация металлического лома любой разновидности.
  • Передача товаров/услуг в целях последующей рекламы, стоимостью не более 100 руб.

Организации и предприниматели

Второе направление включает компании, осуществляющие свою деятельность в сфере следующих услуг:

  • Общее, профессиональное и дополнительное образование на некоммерческой основе;
  • Реализации товаров в точках беспошлинной торговли;
  • Товары/услуги, распространяемые компаниями, которые работают в следующих сферах: культура, искусство, спорт, физкультура.
  • Производство, реализация, прокат, показ национальных фильмов.
  • Товары/услуги, за исключением подакцизных, производимые организациями:
  1. где более 80% работников – люди с ограниченными возможностями;
  2. уставной капитал которых, состоит из вкладов инвалидов, а на производстве работает не меньше 50% людей с ограниченными возможностями;
  3. в которых собственники имущества – люди с ограниченными возможностями и они предоставляют сфере образования, физкультуры и спорта, информации, культуры и т. п.;
  4. реализующие образовательные, спортивные, оздоровительные, лечебные, научные, информационные и иные услуги для людей с ограниченными возможностями, детей-инвалидов и их родителей;
  5. Лечебно-трудовые, психолого-наркологические, противотуберкулёзные услуги для обслуживания людей с психическими отклонениями, учреждений уголовно-исполнительной власти, госпредприятий и муниципальных организаций, где работает не меньше 50% инвалидов.
  • Санаторные, курортные, оздоровительные услуги, включая лагеря для детского отдыха.
  • Реализующие страховые продукты.
  • Сохранение, дополнение, использование архивов.
  • Продающие сельхозпродукцию собственного производства, доходы от которой составляют не меньше 70% всех доходов компании.
  • Изготовление надгробных плит, оформление и уход за местами захоронения, продажа товаров для похорон и иные ритуальные работы/услуги.
  • Все банковские услуги, включая обслуживание карт, кроме инкассации.
  • Негосударственные пенсионные фонды.
  • Сады, студии, секции, кружки для лиц дошкольного возраста.
  • Продажа религиозной продукции, в том числе религиозных книг.
  • Оказывающие услуги по уходу за больными, людьми престарелого возраста и инвалидами, находящиеся под ведомством государственной или муниципальной власти.
  • Аптеки, изготавливающие лекарственные препараты, оказывающие услуги ремонта оптики, слуховых аппаратов, протезов и иных ортопедических товаров.
  • Услуги адвокатов.
  • Регистрационные, патентные, лицензирующие и иные организации, за услуги которых взимается госпошлина.

Операции

Третье направление – это льготы для определённых видов операций. Оно включает в себя:

  • Аренда помещений зарубежными гражданами и компаниями, которые имеют аккредитацию в России.
  • Выдача займов и иные финансовые услуги для предоставления займов.
  • Продажа доли в уставе, паевом, кооперативном и инвестиционном фондах, в том числе реализация акций.
  • Социально-экономические работы в сфере строительства жилья для военнослужащих.
  • Безвозмездная передача товара/работы/услуги, в качестве благотворительности.
  • Передача кредитных прав и/или требований по кредитным обязательствам.
  • Работы, проводимые в особой экономической зоне портов, организациями-резидентами этой особой зоны.
  • Научные, исследовательские, опытные, технологические, конструкторские работы, проводимые на бюджетные деньги для разработки новых товаров/технологий.
  • Предоставление жилплощади для пользования гражданами.
  • Услуги по реализации билетов и проведению лотерейных и иных разрешённых розыгрышей.

Рекомендуем вам ознакомиться с реестром застройщиков, которым не стоит доверять. В нашей статье подробно описано, как им пользоваться!

Все о государственном участии в долевом строительстве вы прочтете по ссылке.

Что такое коды на льготы, и какие они бывают?

Коды льгот по НДС относятся к бюджетной классификации налогов, сборов и неналоговых платежей, оплачиваемых в бюджет. Они представляют собой комбинацию из семи цифр. Каждая разновидность налоговой льготы имеет свой код. Приведём в пример несколько кодов налоговых льгот по НДС.

Источники:

http://www.profiz.ru/peo/3_2017/uchet_NDS/
http://www.garant.ru/consult/nalog/1299831/
http://www.gb.by/aktual/bukhgalterskii-uchet/minfin-ustanovil-pravila-bukhucheta-nds
http://ilex.by/test/osobennosti-i-lgoty-po-nds-dlya-byudzhetnyh-organizatsij/
http://zakonguru.com/nalogi-2/nds/osvobozhdenie/lgoty-po-nds.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector