5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Садики для детей инвалидов

Содержание

Виды и правила организации работы детских садов для детей с ограниченными возможностями

Нередко случается так, что малышу, имеющему проблемы со здоровьем, для развития и социализации в обществе необходим специализированный подход.

Для этого на сегодняшний момент создаются школы и детские сады для деток с ограниченными возможностями.

Законодательная база вопроса

Детский сад для детей с ограниченными возможностями представляет собой дошкольное образовательное учреждение, в котором обучение, воспитание, развитие осуществляется с учетом уровня здоровья, физического и психологического развития учащегося, а также на основании применения специализированных методик обучения.

Любое дошкольное образовательное учреждение для детей, имеющих ограничение здоровья, обладает следующими особенностями:

  • Основанием получения знаний является физическое и психологическое развитие малыша. Преподаватели не только занимаются развитием, но и обучают навыкам самообслуживания;
  • Программа обучения разрабатывается на основании индивидуальных особенностей каждого воспитанника;
  • Количество учащихся в группе не превышает 15 человек. В некоторых группах допускается только по 2 – 3 воспитанника;
  • Время пребывания устанавливается также в зависимости от вида детского сада, а также от специфики проблем со здоровьем у детей, которые его посещают;
  • Сотрудниками такого дошкольного учреждения являются не просто воспитатели, а педагоги, обладающие специальными знаниями в области логопедии, физической оздоровительной культуры, дефектологии, психологии;
  • В процессе обучения малышей педагоги проводят не только работу с ними, но также и с родителями воспитанников;
  • Специализированное оборудование садов;
  • Материально-техническое обеспечение позволяет преодолевать любые нарушения здоровья учащихся.

Законодательными документами, которые регламентируют правовое основание работы таких видов образовательных дошкольных организаций, являются:

  1. ФЗ «Об образовании в РФ». Закрепляет на нормативном уровне понятия обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, индивидуального учебного плана, адаптированной программы обучения. Также закрепляет на правовом уровне процесс организации обучения для несовершеннолетних с ОВЗ;
  2. Постановление Главного санитарного врача РФ № 26 от 10.07.2015 года о требованиях к условиям об организации обучения и воспитания в учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным программам для детей с ОВЗ;
  3. Приказ Министерства образования № 1014 от 30.08.2013 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».

Виды таких специализированных учреждений

Для детей с ограниченными возможностями создаются детские сады различных видов.

Можно выделить следующие учреждения:

  1. Детские сады комбинированного вида. Группы воспитанников формируются как из детей, у которых не наблюдаются ограничения здоровья, так и из деток, которые нуждаются в коррекции физического или психологического развития. Прием в такой детский сад ведется по общим условиям. В группе могут быть как здоровые дети, так и учащиеся со слабым здоровьем. В какую группу пойдет малыш зависит от решения родителя. В процессе воспитания проводятся дополнительные занятия по коррекции речи, повышению уровня здоровья воспитанника, а также по социальному воспитанию;
  2. Компенсирующего вида. Группы воспитанников формируются из детей, которые испытывают трудности в восприятии общих программ обучения, а также учащихся, которые нуждаются в специализированном подходе обучения с учетом физических возможностей. Как правило, ученики, попадающие в такие сады, имеют следующие заболевания, связанные с нарушениями:
    • зрения;
    • слуха;
    • опорно–двигательного аппарата;
    • психологического состояния (повышенная возбудимость, нервное состояние, раздражительность);
    • речи.

В таких учреждениях занятия организовываются на основании специализированных методик, разработанных для устранения каждого нарушения по отдельности.

Отличия имеет и педагогический состав. В состав работников входят следующие специалисты:

  • Логопеды;
  • Дефектологи;
  • Врачи – терапевты;
  • Психологи;
  • Массажисты;
  • Специалисты в области физического оздоровления.

Организация воспитательного и обучающего процесса

Образовательный процесс осуществляется в соответствии со следующими принципами:

  1. Индивидуальный подход. Позволяет полностью изучить малыша, и на основе полученных материалов осуществлять обучение, развитие, а также необходимую коррекцию;
  2. Поддержка активности, которую ребенок проявляет самостоятельно. Посредством этого принципа формируется личность, которая в будущем будет иметь активную социальную позицию;
  3. Социальное взаимодействие. Позволяет развивать гуманистическое отношение каждого воспитанника к остальным участникам процесса обучения. Позволяет включиться в процесс обучения не только детям, но и их родителям;
  4. Вариативность организации процесса обучения и воспитания. Предполагает наличие различных программ, посредством которых осуществляется разностороннее развитие личности;
  5. Междисциплинарный подход. Заключается в разработке индивидуальных программ для каждого конкретного воспитанника и вместе с тем программы корректировки, необходимой всей группе воспитанников;
  6. Партнерская взаимосвязь с семей. В процесс обучения привлекают не только специалистов, но и родителей, и других членов семьи;
  7. Динамическое развитие образовательной модели. Процесс воспитания и образования должен меняется при изменении потребностей детей.

Правила составления индивидуальных программ

Для несовершеннолетних, которые имеют ограничения здоровья, процедура обучения должна разрабатываться на основании индивидуальной программы, которая учитывает состояние здоровья, а также психологическое развитие и индивидуальные возможности конкретного малыша.

Она включает в себя следующие виды сопровождения:

  1. Психологическое (коррекция личностной сферы – эмоциональная, познавательная, поведенческая);
  2. Логопедическое (исправление дефектов речи);
  3. Педагогическое (обеспечивается педагогами для формирования интереса у детей к обучению, социальной адаптации, самообслуживанию);
  4. Социально – правовое (изучение прав и свобод, имеющихся в государстве, формирование правового воспитания);
  5. Лечебно – оздоровительное (формирование интереса к здоровому образу жизни, профилактика наступления заболеваний);
  6. Воспитательное (формирование интереса к трудовой деятельности, к привычке самообслуживания, к соблюдению личной гигиены, правилам поведения и так далее).

Адаптационная программа – документ, который разрабатывается для детей, которые только привыкают к посещению детского учреждения. Как правило, в течение двух месяцев специалисты направляют усилия для установления психологической связи с ребенком.

Задачей такой программы является создание благоприятных психологических условий для последующего обучения несовершеннолетнего. Как правило, составляется после беседы с самим воспитанником, а также с семьей. На основании данных выявляются значимые психологические проблемы и ставится диагноз. Далее специалист разрабатывает методы, с помощью которых будут корректироваться психологические и физические отклонения.

Реабилитационная программа разрабатывается после того, как ребенок адаптировался к условиям обучения.

После этого ставится задача на формирование здорового отношения к обществу, а также навыков взаимодействия с окружающим миром.

Элементами реабилитации могут быть:

  1. Социализация, саморазвитие;
  2. Формирование интереса и профилактика здорового образа жизни;
  3. Творческое, трудовое, эстетическое развитие.

Программа правового воспитания имеет особое значение для детей, которые имеют особенности в развитии здоровья.

Вся работа строится по нескольким направлениям. К ним можно отнести:

  1. «Общество, которое меня окружает»;
  2. «Ребенок»;
  3. «Права и обязанности, которые я имею»;
  4. «Семья».

В ходе разработки программы должны учитываться следующие принципы:

  1. Интеграции информации, которая изучается учащимися и которая должна быть связана с остальными предметами;
  2. Комплексность формы подачи информации должна развивать не только правовые знания, но также и эстетические, культурные, художественные;
  3. Гражданственность.

Оздоровительные программы в детских садах, занимающихся воспитанием и обучением детей, которые имеют проблемы со здоровьем, являются наиболее важными. Они направлены на профилактику наступления заболеваний, поддержку уровня физического развития, воспитания положительного отношения к здоровью, формирование привычки здорового образа жизни.

Распространение ДОУ для инвалидов по России

В настоящее время распространение инклюзивного обучения стоит наиболее остро. Не так давно были приняты соответствующие ФГОСы, на основании которых детские сады, занимающиеся обучением особенных деток, разрабатывают свои программы.

Все больше педагогов заинтересованы в продолжении профессиональной деятельности в таких ДОУ.

Хотелось бы отметить, что количество детских садов компенсирующего вида также растет. На сегодняшний день в Москве существуют 235 садиков такого вида.

Всего компенсирующие сады есть в 11 субъектах нашей страны.

Пример работы ДОУ для малышей с нарушениями зрения представлен в следующем видеосюжете:

Что положено тем, кто воспитывает ребенка с инвалидностью

Воспитывать ребенка с инвалидностью непросто и недешево, но финансовое бремя можно немного облегчить с помощью государства.

Вот на что имеют право родители детей-инвалидов.

Денежные выплаты

Всем инвалидам положена социальная пенсия. Ее размер зависит от группы инвалидности. Детям-инвалидам выплачивают 12 432 Р в месяц.

Есть и ежемесячная помощь — дети-инвалиды в 2019 году могут получать 2701 Р . Однако полную сумму заплатят, только если семья ребенка откажется от бесплатных лекарств, путевок в санатории и льготного проезда в поездах. Если пользоваться этими льготами хочется, то в месяц будут платить меньше — 1580 Р .

Деньги могут получать и родственники, которые присматривают за ребенком: родителям полагается 5500 Р в месяц, а если за ребенком ухаживает кто-то другой, пенсионный фонд заплатит 1200 Р . Эту выплату может получать только один взрослый: для этого он должен не работать и не иметь другого заработка — пенсия и пособие по безработице тоже считаются.

Чтобы родитель, который посвятил большую часть жизни уходу за ребенком-инвалидом, не терял право на пенсию, ему начислят трудовой стаж — 1,8 пенсионных баллов за каждый год.

В некоторых регионах есть свои дополнительные выплаты родителям детей-инвалидов: в Москве раз в год можно получать 10 000 Р на школьную форму, а каждый месяц — по 12 000 Р на уход и 675 Р как возмещение роста стоимости продуктов питания, если ребенку нет трех лет. Правда, родителям, которые уже получают региональную выплату, придется отказаться от федеральной помощи.

Бесплатные лекарства

Дети-инвалиды имеют право бесплатно получать лекарства, которые назначил врач, необходимые медицинские изделия, например иглу-скарификатор или автоинъектор инсулина, а еще лечебное питание.

Чтобы аптека предоставила препараты и приборы, а молочная кухня — продукты, нужно получить специальный документ — индивидуальную программу реабилитации и абилитации инвалида (ИПРА), которая определит нужды ребенка. На ее основании педиатр выпишет рецепт на лекарства и скажет, в какой аптеке их дадут.

Необходимое оборудование

В рамках программы можно получить технические спецсредства: инвалидную коляску, слуховой аппарат или телевизор с телетекстом, специальную одежду и обувь, средства гигиены и даже собаку-поводыря. Расходы на содержание собаки и ремонт сломавшихся вещей тоже берет на себя государство.

Некоторые необходимые вещи бесплатно получить все-таки не удастся — например, приборы для письма алфавитом Брайля или лестничные подъемники. Но тратить на это собственные деньги необязательно: если нужное устройство входит в перечень товаров, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, его можно купить за счет средств материнского капитала.

Реабилитация

Ребенок-инвалид, имеющий специальные медицинские показания, может раз в год бесплатно ездить на лечение в санаторий. Ему и сопровождающему дадут путевки на 21 день и оплатят проезд на электричке и междугороднем транспорте.

Помимо этого, бесплатно положены протезирование, восстановительная терапия и реконструктивная хирургия с необходимыми лекарствами, если ребенку-инвалиду они требуется.

Помощь с жильем

Чтобы улучшить условия жизни семьи с ребенком-инвалидом, одного факта инвалидности недостаточно — у семьи должны быть и другие основания: например, нынешняя жилплощадь меньше учетной нормы для региона или у дома протекает крыша.

При этом инвалид может претендовать на большую площадь, чем другие нуждающиеся, если его болезнь входит в перечень заболеваний, которые дают право на дополнительные жилые метры. Семье могут предоставить жилплощадь в два раза превышающую норму жилья на одного человека. Если обычно выделяют по 18 метров на человека, то родителям и ребенку с особой болезнью могут дать и стометровую квартиру.

Вне очереди дать жилье могут, только если семья живет в одной квартире с другой семьей, а у ребенка заболевание, которое делает проживание с ним невозможным. А еще семьям с инвалидами вне очереди дадут земельный участок для постройки дома или занятия садоводством.

Многоквартирный дом, в котором живет инвалид, должен быть оборудован пандусом, а ступени не должны быть скользкими. Сама квартира тоже должна соответствовать потребностям инвалида. Если это невозможно, жилье признается непригодным, и инвалид может требовать предоставления подходящей жилплощади.

Обратите внимание на региональные программы: в Москве инвалидам с нарушениями опорно-двигательного аппарата предоставят квартиру по договору безвозмездного пользования, в то время как другие должны платить за недвижимость по договору социального найма. В Ивановской области квартиры семьям с детьми-инвалидами предоставляются в собственность.

Льготы по налогам и ЖКХ

Каждый из родителей детей-инвалидов имеет право на ежемесячный налоговый вычет в размере 12 000 Р . Если ребенка воспитывает одинокий родитель или супруг отказался от вычета, вычет выплатят в двойном размере.

Семьям с детьми-инвалидами положены льготы и на оплату ЖКХ: они могут отдавать на 50% меньше за воду, электричество, содержание общего имущества и плату за квартиру, снимаемую по договору социального найма. Скидок на оплату капитального ремонта не дают, но компенсируют до 50% этого взноса.

Специальные условия обучения

Для детей-инвалидов детские сады, подготовительные отделения вузов и учеба на бакалавриате и специалитете предоставляются бесплатно.

Если ребенок-инвалид ходит в школу, для него должны быть созданы специальные условия, а программа адаптирована в соответствии с его ИПРА. Если ребенок не может ходить в школу, ему бесплатно организуют обучение на дому.

Бывает, болезнь не входит в перечень заболеваний, которые позволяют не ходить в школу, но посещать ее все-таки трудно. В такой ситуации можно выбрать семейную форму обучения.

Транспорт

Машины, которые перевозят детей-инвалидов и имеют знак «Инвалид», могут игнорировать дорожные знаки, запрещающие стоянку. На каждой парковке должно быть выделено хотя бы одно бесплатное место для таких автомобилей.

Дети-инвалиды и их сопровождающие имеют право бесплатно ездить на городском и пригородном общественном транспорте. В некоторых регионах есть льготные такси, которые возят инвалидов по сниженным тарифам.

Особые условия работы

Родителям детей-инвалидов положены четыре дополнительных оплачиваемых выходных в месяц. Их можно разделить между собой в любой пропорции.

Один из родителей имеет право взять отпуск в любое удобное время. Продлить его можно на 14 дней без сохранения зарплаты — эти дополнительные дни тоже можно брать в любое удобное время, даже присоединять к основному отпуску.

Если родитель ребенка-инвалида попросит, работодатель обязан установить ему неполный рабочий день. Родители детей-инвалидов могут отказаться от работы в ночное время, в выходные или сверхурочно и от направления в командировку.

Уволить родителя, в одиночку воспитывающего ребенка-инвалида, работодатель может только за грубое нарушение трудовой дисциплины — например, если тот совершил прогул или предоставил поддельные документы.

Социализация ребенка-инвалида в дошкольном учреждении

Ксения Пьянзина
Социализация ребенка-инвалида в дошкольном учреждении

Социальная проблема в условиях модернизации российского образования разработка механизмов адаптивных стратегий для детей с особыми образовательными потребностями является закономерным этапом, связанным с переосмыслением обществом и государством своего отношения к детям-инвалидам, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в равных областях жизни, включая образование [2, 15с].

Дети-инвалиды могут воспитываться на дому или посещать детский сад. В соответствии со ст. 18 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» такие дети могут посещать специальные детские дошкольные учреждения для детей-инвалидов или на общих основаниях посещать обычный детский сад (детское дошкольное учреждение общего типа). Возможность пребывания в детском дошкольном учреждении общего типа определяется в зависимости от состояния здоровья ребенка. Дошкольное образовательное учреждение обучает детей по общеобразовательным программам дошкольного образования различной направленности. Детям в возрасте до семи лет оно обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление. Согласно Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении, утвержденному приказом Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2011г. № 2562 (далее- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, к дошкольных (образовательным учреждениям относятся образовательные учреждения следующих видов:

— детский сад для детей раннего возраста;

— детский сад для детей пред школьного (старшего дошкольного) возраста;

— детский сад присмотра и оздоровления;

— детский сад компенсирующего вида;

— детский сад комбинированного вида;

— детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития воспитанников. [1, стр. 10]

В самом слове «инвалид» заложено некоторое пренебрежение, указание на ущербность: на латыни это слово означает «бессильный», «негодный». Не зря это наполненное негативом слово в последние годы стараются заменять на более приемлемые термины: человек с ограниченными возможностями, с отклонениями, а не с дефектами в развитии и т. д. Но словесное обозначение не очень сильно влияет на отношение общества к тем, кто в силу различных причин выглядит и двигается иначе, вынужден пользоваться коляской для передвижения, лишен зрения, слуха, или частей тела. Наши сограждане по-прежнему относятся к инвалидам достаточно напряженно.

Ребенок, каким бы он ни был — прежде всего, уникальная личность. И, несмотря на особенности развития, он имеет равные с другими детьми права. Как утверждают специалисты, с каждым годом «нестандартных» детей становится больше, и для их обучения и воспитания требуется дополнительные ресурсы.

Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья социальная адаптация невозможна в искусственно созданной среде, сильно отличающейся от обычной. На самом деле внутри рамок специальных заведений у него просто нет возможности приспособиться к обычной жизни. Он выходит в мир абсолютно неподготовленным, а его особенности, вместе с нежеланием общества принять их, еще усугубляют ситуацию. Ведь учится он порой гораздо медленнее, с большим трудом приспосабливается к изменившейся ситуации, но зато очень остро чувствует недоброжелательность и настороженность окружающих, болезненно на это реагирует. Окружающие видят их отличие, их особенности, и думают, что и общаться с ними надо иначе, а вот как — порой не знают.

Инклюзивное образование является одной из форм вариативного развивающего образования, представляющего возможность каждому ребенку независимо от социального положения, физических и умственных способностей, уровня детского развития, удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного образования и подразумевает совместное обучение здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Совместное обучение и развитие здоровых детей и детей с особыми образовательными потребностями необходимо в первую очередь для того, чтобы решить проблемы социализации и социальной адаптацией последних. Социализация — это процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации человек усваивает общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. Социальная адаптация — специально организованный непрерывный образовательный процесс привыкания ребенка к условиям социальной среды через усвоение им правил и норм поведения, принятых в обществе.

Главное направление в инновационной деятельности ДОУ — «включение» детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей — инвалидов в коллектив обычно развивающихся сверстников и взрослых на правах «равных партнеров», формирование принимающей «толерантной» позиции участников инклюзивного пространства.

Выделяется несколько уровней толерантности:

1) цивилизационный — отсутствие насилия в контактах различных культур и цивилизаций;

2) международный — условия сотрудничества и мирного сосуществования государств вне зависимости от их величины, экономического развития, этнической и религиозной принадлежности их населения;

3) этнический — терпимость к чужому образу жизни, чужим обычаям, традициям, нравам, мнениям и идеям;

4) социальный — партнерское взаимодействие между различными социальными группами общества, его властными структурами, когда признаются необходимость такого сотрудничества и уважение позиций сторон;

5) индивидуальный — уважение к другой личности, понимание того, что существуют взгляды, отличные от собственных.

Толерантность выполняет следующие функции:

1) предотвращает межгрупповые и внутригрупповые конфликты, что способствует формированию и поддержанию стабильности группы;

2) создает имидж стабильной и сплоченной группы, что обеспечивает более продуктивное взаимодействие с государственными структурами, с социальными группами и организациями.

Одним из факторов формирования толерантности является приобретение человеком социально значимых норм и правил поведения. Они созданы в ходе исторического развития человека и способствуют его гармоничному и равномерному прогрессу. Во всем мире существует определенная система ценностей, закрепленная в большинстве стран на законодательном уровне. В нее включены такие нормы как презумпция прав человека, терпимость к недостаткам и ошибкам других людей, ценность согласия и ненасильственного разрешения конфликтов, следование нормам права, сострадание, сопереживание, сочувствие, ценность человеческой жизни и отсутствия физических страданий.

Другим фактором формирования толерантной личность считают стремление человека к самосознанию, расширение его кругозора, формирование мировоззренческой позиции. Эти качества укрепляют представления человека о самом себе. Делают их более позитивными и адекватными. Сюда же можно отнести и формирование более высокого уровня самооценки у человека. Толерантность можно рассматривать как чувство терпимости и уважительного отношения к мнениям других людей, не совпадающим с собственными. Толерантность допускает право каждого на свободное выражение своих взглядов и реальное равноправие людей в практической жизни, которое проявляется в том, что человек, не отказываясь от своих убеждений, одновременно относится благожелательно к мнениям других людей.

Позитивное понимание толерантности достигается через уяснение ее противоположности — интолерантности или нетерпимости. Нетерпимость основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных. Это не просто отсутствие чувства солидарности, это непринятие другого за то, что он выглядит иначе, думает иначе, поступает иначе. Нетерпимость ведет к господству и уничтожению, отказывает в праве на существование тому, кто придерживается иных взглядов. Поэтому нетерпимость, как правило, ненавистны новшества, т. к. они отвергают привычные модели. Ее практическое проявление находится в широком диапазоне: от обычной невежливости, пренебрежительного отношения к другим — до этнических чисток и геноцида, умышленного уничтожения людей [3,156с].

Основными формами проявления нетерпимости являются:

— оскорбления, насмешки, выражения пренебрежения;

— негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки, основанные на отрицательных характеристиках;

— этноцентризм (оценка окружающих через призму ценностей своего этноса, которые рассматриваются как эталонные для всех других людей и культур);

— поиск врага (перенос вины за несчастья и проблемы на другие группы).

Семья в адаптации детей-инвалидов играет значительную роль. Для детей с особенными потребностями домашний очаг — это важнейшей источник надежды и веры в будущее. Жизнь ребёнка-инвалида в полной семье положительно сказывается на его психологическом состоянии. Создание оптимальных условий для коррекции нарушений в развитии ребёнка, воспитания, обучения, адаптации и интеграции в общество относится к числу важнейших задач общества и государства [6, 3с].

В заключение хотелось бы отметить, что поиск наилучших оптимальных путей, средств, методов для успешной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе – это задача всех и каждого. Ведь помочь наполнить черно-белый мир «особого ребенка» яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями.

1. Волосовец Т. В., Кутеповой Е. Н. Ребенок в инклюзивном дошкольном образовательном учреждении. // Методическое пособие — М.:РУДН, 2010.

2. Волосовец Т. В., Кутеповой Е. Н. Инклюзивная практика в дошкольном образовании. //Пособие для педагогов ДУ – М.:Мозаика – Синтез, 2011. С. 142

3. Гусейнова Э. М. Основные подходы к изучению понятия толерантности в отечественной и зарубежной науке / Э. М. Гусейнова // Молодой ученый. – 2014. – №21. – С. 626–629.

4. Дороничева А. С. Формирование толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья в социуме / А. С. Дороничева, С. М. Машевская [Электронный ресурс].

5. Источник: https://medaboutme.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/razvitie_ditey/otnoshenie_k_invalidam_u_detey/?utm_source=copypaste&utm_medium=referral&utm_campaign=copypaste

6. Кручкова Я. А. Адаптация детей-инвалидов в современном мире // Молодой ученый. — 2017. — №24. — С. 334-337. — URL https://moluch.ru/archive/158/44674

Педагог в современном дошкольном учреждении Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа Королёв Московской области «Детский сад комбинированного.

Индивидуально-образовательный маршрут ребенка-инвалида в дошкольном образовательном учреждении МБДОУ «Радуга» Снежненского сельского поселения Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Методика ТРИЗ в дошкольном учреждении Леньшина Е. А., воспитатель ГБДОУ детский сад №62 Красносельского района Санкт-Петербурга Методика ТРИЗ в дошкольном учреждении «Нет ничего.

Направления работы по адаптации гиперактивного ребенка в дошкольном образовательном учреждении В этой статье речь пойдет о детях, которые зачастую оказываются наиболее трудными для воспитателей детских садов. Они создают наибольшее.

Педагогическое представление для ПМПК на ребенка-инвалида 4–5 лет по слуху Педагогическое представление для ПМПК __Ф. И___, дата рождения ___года. Посещает детский сад ___с ___года. Период адаптации.

Педагогическое представление для ПМПК на ребенка-инвалида по слуху 3–4 лет Педагогическое представление для ПМПК ___Ф. И___, дата рождения ___года. Посещает детский сад___с ___года. Период адаптации.

Сад для особых детей. Как помочь детям-инвалидам адаптироваться в обществе?

По данным Федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов» (ФГИС ФРИ) за 2019 год, в Петербурге насчитывается около 18 тысяч детей с инвалидностью — от малышей до подростков. Примерно такое же количество ребят с выраженными нарушениями подобного статуса не имеют.

Большинству инвалидов очень нелегко встроиться в повседневную жизнь. Особенно маленьким. Какова жизнь «сложных» ребят, и как помочь им безболезненно влиться в общество, при этом чувствуя себя комфортно, — рассказывает основатель одного из центров развития и реабилитации детей Надежда Самойлова.

Не вписываются в стандарт

Артем Куртов, SPB.AIF.RU: Надежда, много ли в нашем городе детей с ограниченными возможностями?

Надежда Самойлова: В целом три процента среди общего числа инвалидов — дети. Это чуть более 18 тысяч от малышей до подростков с различными недугами. И примерно такое же количество ребят, имеющих выраженные нарушения, не имеют статуса инвалидности. Некоторые родители не видят смысла ее оформлять, ссылаясь на недостаток времени и сил. Многие отказываются делать это, боясь «ярлыков» или отрицая наличие заболевания в надежде на скорую нормализацию. Однако таким детям невероятно сложно адаптироваться в коллективе. Так, ребенку с гиперактивностью трудно усидеть в классе, из-за чего у него падает успеваемость, а в итоге родителям могут посоветовать сменить детсад, потому что такой малыш неудобен для воспитателей. Получается, это свойство мешает жить ребенку, затрудняет формирование его личности.

— Почему ребятам с особенностями развития так сложно адаптироваться к учебному процессу?

— Государство — огромно. А программы для всех учебных заведений страны составляют всего несколько НИИ. На базе усредненной нормы создаются универсальные программы.

А ведь 2% малышей — дети-инвалиды, 2% — гении, еще 16% — с трудностями (такими, например, как СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности) и 16% — одаренные дети, которые учатся в спецшколах с углубленным изучением каких-либо предметов. Оставшиеся чуть более 60% школьников вписываются в созданные образовательные рамки, а ребята с особенностями развития — нет, и испытывают в обучении трудности.

Еще одна причина сложностей, которые приходится преодолевать особенным детям в школе, — ориентированность на успех. Большинство родителей считают, что их чадам не должно мешать ничего. И если вдруг в классе появляется ребенок, которому нужно несколько раз повторить, объяснить, уделить чуть больше внимания, чем остальным, взрослые начинают возмущаться. И это серьезная проблема.

— А часто бывают ситуации, когда в детском саду или школе, мягко говоря, не стремятся работать с такими детьми?

— Да, такие случаи нередки. Большинство наших воспитанников именно такие: они получили распределение, а через неделю мамам-папам аккуратно намекают, чтобы забрали документы. Особенные детки — это зачастую непрерывный крик, царапанье, непослушание. А в школе — либо гиперактивность, либо замкнутость в себе и неприятие учебных программ.

Избежать изоляции

— Как выйти из такой непростой ситуации?

— Существуют социальные учреждения, которые помогают таким ребятам адаптироваться и социализироваться. В центре мы помогаем малышам, у которых так называемые сочетанные, то есть множественные нарушения. Они находятся со сверстниками, учатся общаться друг с другом, занимаются всем, что изучают их здоровые сверстники: рисованием, музыкой, лепкой, физкультурой, основам математики. Кроме того, смотрим, какие у ребенка трудности, и работаем с ним индивидуально. Весь этот комплекс мер помогает детям через какое-то время безболезненно влиться в коллектив и чувствовать себя комфортно.

Огромное подспорье в адаптации сложных детей — система тьюторства, которую начали внедрять в нашей стране около пяти лет назад. Тьюторы — сопровождающие, помогающие ребятам разных возрастов интегрироваться в коллектив, решают возникающие проблемы. В вузах по этой специальности уже начали готовить педагогов. Пока все упирается в финансирование: несмотря на то, что каждый ребенок имеет право на бесплатного тьютора, получить такого помощника в реальности оказывается очень непросто.

В нашем саду два года занимался мальчик с аутизмом легкой формы. Мы подготовили его к поступлению в школу: научили читать, писать, коммуницировать со сверстниками. Тьютора ему предоставили, но через два месяца забрали со словами: адаптация закончена. Ребенку пришлось перейти на домашнее обучение, так как процесс адаптации закончен все-таки не был.

— А разве вредно детям с ограниченными возможностями учиться на дому?

— Само домашнее обучение в целом неплохо. Насколько я знаю, около двух тысяч детишек в Петербурге занимаются по такой программе. С ними работают индивидуально, при этом ребята посещают кружки, секции, продолжают общаться со сверстниками. Но для инвалидов подобный курс может привести к неприятным последствиям — страшна изоляция от общества. Представьте — ребенок в течение 11 лет заперт дома. Когда он вырастет, не будет знать, как вести себя в коллективе, понимать многих моментов, которые привычны для обычных людей.

— А какую помощь детям-инвалидам оказывает государство? Где им помогают адаптироваться, кроме ваших детских садов?

— Существуют государственные детские сады, и они с каждым годом становятся лучше. Но есть проблема — как правило, предназначены эти учреждения для конкретных нарушений: речи, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата. Для детей со множественными (сочетанными) нарушениями подходящих учебных заведений практически нет. Вот я и решила открыть детский сад — именно для таких деток.

Впереди большие победы

— Вашему детскому садику уже более пяти лет. Расскажите, как он создавался и что заставило вас сменить профессию?

— У меня экономическое образование, и я работала бухгалтером. Но после рождения второй дочери — у нее ДЦП — все изменилось. Несколько раз мне предлагали отказаться от Лесаны, врачи предупреждали, что девочка вырастет «овощем». Через два года мы столкнулись с ситуацией, когда нас отказывались брать в детские садики. Чтобы помочь Лесе и таким же, как она, деткам, мы открыли свой. Сейчас у нас занимаются 40 ребят. В феврале удалось встретиться с Александром Бегловым, и он выделил для нас новое большое помещение. Наконец-то город на нас обратил внимание и оказал огромную поддержку! После ремонта в здании на улице Трефолева мы сможем принять более 200 человек. Надеемся, что в ближайшее время удастся войти в реестр поставщиков социальных услуг, и тогда мы сможем предоставлять обучение для деток бесплатно за счет государства.

— Расскажите о тех, кто благодаря занятиям в вашем центре смог влиться в общество и преодолел трудности адаптации?

— Пятилетний Даня пришел к нам заниматься после того, как ему не удалось прижиться в коррекционном саду. Он был очень шумным и всем мешал. Все это время доктора советовали родителям отдать ребенка в специальное учебное заведение. После года работы с нашими специалистами мальчика взяли в обычную школу, где он успешно обучается по сей день.

Четырехлетний Саид пришел к нам с аутизмом, который вызвал серьезные проблемы: лишний вес, неумение пользоваться туалетом, он не мог поднять ногу, чтобы ходить по лестнице. Через несколько месяцев мальчик ползал по шведской стенке, а к семи годам начал читать и писать. Сегодня он ходит в школу, и для нас всех это огромная победа!

У Артема были трудности с поведением, и он совсем не говорил. Теперь учится писать и четко произносит слова. Надеюсь, в следующем году мальчик сможет пойти учиться в обычную школу.

— Как считаете, когда-нибудь наступит время, когда деткам с особенностями станет комфортно и удобно жить?

— Уверена — так и будет! Во-первых, этому поспособствуют технологии, которые с огромной скоростью движутся вперед. Виртуальная реальность, техника, которая позволяет озвучивать голос, коляски с электроприводом помогут инвалидам постоянно находиться в социуме. Во-вторых, не стоит на месте медицина. Одна кохлеарная имплантация чего стоит — этот медицинский прибор позволяет компенсировать потерю слуха. Все вместе поможет детям не чувствовать свою ограниченность, быть такими же, как и большинство сверстников.

Права родителей ребенка-инвалида

Какие льготы положены родителям ребенка — инвалида детства и детей-инвалидов — жилищные (по оплате ЖКХ, на дополнительную жилплощадь, земельные участки), транспортные, по Трудовому кодексу. Для таких ребятишек предоставляют набор лечебных, оздоровительных услуг. Мать или отец получают особый вид пенсии и другие виды социальной поддержки.

Забота о ребятишках-инвалидах входит в программу социальной защиты и поддержки граждан. Родителям таких деток предусмотрен ряд прав, льгот и выплат на федеральном и региональном уровнях.

Какие льготы имеют родители ребенка-инвалида

Информированием о льготах, которые предоставляются родителям детей-инвалидов, начислением и предоставлением части этих льгот занимаются службы социальной защиты населения. Чтобы не упустить ничего из перечня положенной вам государственной поддержки, изучите, какие бывают льготы:

  • на оплату жилищно-коммунальных услуг (ЖКХ);
  • налоговые;
  • предоставление дополнительной жилплощади;
  • путевки и проезд в качестве сопровождающего ребенка;
  • выплаты и социальная поддержка на региональном уровне.

Жилищные льготы

Деткам с инвалидностью и их родителям важны комфорт проживания и помощь в оплате за ЖКХ. Жилищные льготы — одна из значимых сторон государственной поддержки. Какие льготы полагаются:

  • государство ежемесячно возвращает половину от суммы, уплаченной за жилищно-коммунальные услуги;
  • компенсирует плату за капремонт до 50%;
  • выделяет земельные участки под индивидуальное жилищное строительство;
  • для семей с детьми-инвалидами предусмотрена отдельная очередь на получение жилья в случае тяжелой прогрессирующей болезни ребенка или по решению местных властей.

Налоговые льготы

К льготам по налогу относят налоговый вычет. Он полагается каждому из родителей, а родителям-одиночкам его высчитывают в двойном размере. Налоговый вычет снижает размер зарплаты, которую облагают налогом.

В 2020 году государством установлено, какие льготы у родителей ребенка-инвалида есть по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ):

  • 12 000 рублей от зарплаты отца и матери не облагаются налогом (налоговый вычет);
  • 6000 рублей от зарплаты опекунов не облагаются налогом НДФЛ.

Пример расчета налогового вычета:

  • мать получает 26 000 рублей, налогом в 13% облагается не вся сумма зарплаты, как для обычных граждан без детей;
  • 26 000 – 12 000 = 14 000 рублей — это та сумма из зарплаты матери, которая облагается налогом в 13%;
  • 14 000 — 13% = 12 180 рублей;
  • ежемесячный заработок матери составит 12 000 + 12 180 = 24 180 рублей.

Без налогового вычета ежемесячный заработок матери составил бы 26 000 — 13% = 22 620 рублей.

Чтобы получить налоговый вычет, родители пишут заявление своему работодателю, который учитывает эти данные при расчете ежемесячной зарплаты.

Транспортные льготы

На государственном уровне право бесплатного проезда детям-инвалидам и их родителям не действует. Но в ряде регионов она работает: уточняйте в отделах соцзащиты своего населенного пункта, какие транспортные льготы действуют в вашем регионе.

Ребенку и сопровождающему его родителю положен бесплатный проезд до места лечения и оздоровления ребенка (до санатория). Бесплатный проезд распространяется только на общественный транспорт.

Родителям ежемесячно предоставляют льготу на транспортный налог на уровне регионов (возможность получить льготу и ее размер уточняйте на сайте местного налогового органа). Некоторые регионы помогают получить специализированный транспорт для перевозки ребенка.

Финансовая помощь

Родителям положена помощь на федеральном и региональном уровнях. Льготы суммируются, они не исключают друг друга.

На какие льготы для детей-инвалидов и их родителей стоит рассчитывать:

  • ежемесячные денежные выплаты лицам, ухаживающим за детьми;
  • полная или частичная компенсация оплаты жилищно-коммунальных услуг, лекарственных препаратов, санаторного,
  • курортного лечения, проезда в общественном транспорте;
  • выплата на покупку одежды на время учебного года (в 2020 году составляет 10 000 рублей в год);
  • компенсационная выплата в размере 675 рублей ежемесячно (компенсирует рост цен на продукты);
  • все остальные выплаты, доступные семьям с детьми, в том числе многодетным.

Льготы и выплаты считаются частью дохода семьи: если они выводят семью из категории малообеспеченных, из-за этого снимут с очереди на жилье.

Какие льготы положены на работе родителям детей-инвалидов

Матери или отцу ребенка предоставляют дополнительные оплачиваемые выходные — до четырех дней в месяц. Их полностью берет или мать, или отец (один из двух родителей), или они делят эти четыре дня между собой. Если один из родителей не работает, работающему родителю предоставляют два дополнительных оплачиваемых выходных в месяц. Выходные не суммируются и используются только в текущем месяце, на другой месяц их не переносят. Чтобы получить дополнительный выходной, родители пишут заявление на имя работодателя.

Если в семье ребенок-инвалид, работающим родителям детей-инвалидов в 2020 году положены следующие льготы и гарантии:

  1. Четыре оплачиваемых выходных в месяц.
  2. Возможность отказаться от работы в выходные и праздничные дни, отказаться от переработок и дальних командировок.
  3. Возможность перевестись на неполное рабочее время или неполную рабочую неделю. Оплата в этом случае пересчитывается с учетом количества отработанных часов, без уменьшения стажа и основного отпуска.
  4. Возможность выбрать время ухода в основной отпуск родителю, ухаживающему за ребенком.
  5. Запрещено расторгать с такими родителями трудовой договор по инициативе работодателя (сокращение штата и численности сотрудников — не исключение).
  6. Одному из родителей положено досрочное оформление страховой пенсии по старости: в 55 лет — отцам (если есть 20 лет трудового стажа), в 50 лет — матерям (если есть 15 лет трудового стажа).

Досрочная пенсия одному из родителей

Государством предусмотрена возможность одному из родителей уйти на пенсию досрочно. Время, которое родитель уделял на присмотр за инвалидом, засчитывается в страховой срок пенсии. Оно рассчитывается в размере 1,8 пенсионных единиц за год. Чтобы в трудовой стаж включали время ухода за ребенком или приостановили отчисления, если родитель прекратил уход, подают заявление в Пенсионный фонд. Размер пенсии устанавливают в соответствии со статьей 15 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Пособие по уходу за ребенком-инвалидом

Пособие по уходу за ребенком-инвалидам полагается не всем родителям. Какие условия получения выплаты:

  • родитель трудоспособный, но не работает, а ухаживает за ребенком;
  • назначается только одному из родителей;
  • назначается родителю, ухаживающему за ребенком-инвалидом или инвалидом детства I группы;
  • родитель не получает пенсию или пособие по безработице (не имеет другой социальной поддержки от государства).

Чтобы получить выплату, подают документы в Пенсионный фонд РФ (непосредственно в отделение Фонда или через отделение МФЦ). Выплата назначается с месяца обращения. Если ухаживающий родитель устроился на работу, оформил пенсию или пособие по безработице, он обязан сообщить об этом в территориальный орган Пенсионного фонда в течение пяти дней. Если обнаружится незаконная переплата, придется вернуть все деньги в полном объеме.

В каком размере начисляют пособие родителям детей-инвалидов, которые не работают:

  • 5500 рублей ежемесячно начисляли до 01.07.2019;
  • с 01.07.2019 по предложению президента выплата повышена до 10 000 рублей;
  • базовый размер выплаты в 10 000 рублей умножается на районный коэффициент и зависит от места проживания родителей и ребенка.

Весь период ухода за ребенком идет в страховой стаж.

Какие льготы и отчисления положены самому ребенку

Не только родителям, но и ребенку положен ряд льгот и выплат. Ребенок-инвалид получает от государства такие отчисления:

  • социальную пенсию в размере 12 681 руб.;
  • ежемесячную денежную выплату по инвалидности в размере 2701,62 руб. — детям-инвалидам и 3782,94 руб. — инвалидам с детства I группы;
  • выплату по потере кормильца в размере 5283,85 рублей.

С 01.04.2020 эти суммы увеличатся, все зависит от величины индексации выплат

Выплаты отчисляет Пенсионный фонд РФ. Чтобы их получить, обращаются с заявлением в территориальное отделение ПФ.

Предусмотренные государством льготы детям-инвалидам:

  • ряд социальных услуг;
  • льготный проезд;
  • льготы на лечебные аппараты, инструменты, лекарства;
  • льготы при поступлении в среднее и высшее учебные заведения;
  • возможность пройти санаторное лечение.

Набор социальных услуг для детей-инвалидов

Родители оформляют получение социальных услуг или отказываются от них и пишут заявление на денежную компенсацию. Отказываться от предоставляемой государством помощи невыгодно, денежная компенсация не покроет затраты на лекарства и оздоровление ребенка.

Какую социальную помощь государство оказывает детям:

  1. Выделяет медицинские препараты, материалы и оборудование. Их получают по рецепту и рекомендациям лечащего врача или по заключению медико-социальной экспертизы.
  2. Организовывают бесплатный проезд ребенку и сопровождающему его взрослому до места лечения (санаторий, курорт) и обратно.
  3. Ежегодно выделяют путевку на санаторно-курортное лечение ребенку и взрослому, который его сопровождает.

Льготное поступление в среднее или высшее учебное заведение

Детям-инвалидам дают ряд преимуществ при поступлении в среднее профессиональное или высшее учебные заведения:

  • возможность воспользоваться подготовительными курсами для детей-инвалидов;
  • возможность поступить без вступительных испытаний на бесплатное отделение;
  • поступить в порядке очереди в рамках выделенной целевой квоты;
  • у такого ребенка преимущество при зачислении в ситуации, когда он набрал одинаковое количество баллов наравне с другими поступающими.

Льготное медицинское обеспечение

Чтобы получить льготные медицинские принадлежности, препараты, лекарства, родители обращаются к лечащему врачу. Врач выписывает рекомендации и рецепты, на основании которых выделяются бесплатные или льготные препараты. Актуальный полный список доступных препаратов и медикаментов есть в государственных и муниципальных поликлиниках и в свободном доступе на сайте правительства.

Санаторно-курортное лечение

Ребенку предоставляется возможность пройти ежегодное санаторное лечение для восстановления здоровья. В дороге и на время лечения его сопровождает один из родителей.

Как получить путевку:

  • написать заявление в поликлинике, к которой прикреплен ребенок (образец и бланк выдаст участковый педиатр);
  • заявление рассматривается медицинской комиссией;
  • если комиссия одобрила прошение, родитель пишет заявление в Фонд социального страхования (допускается написать заявление в любое время в течение полугода после положительного ответа комиссии);
  • после обращения в Фонд социального страхования в течение 10 дней приходит ответ о наличии путевок и датах заезда на лечение.

У работодателя нет законной возможности препятствовать родителю взять отгулы на это время (вне зависимости от графика основных рабочих отпусков).

Правила оформления льгот

Оформление льгот не занимает так много сил, нервов и времени, как кажется. Чтобы получить законную льготу, от родителей потребуется:

  • собрать пакет документов;
  • предоставить их вместе с заявлением в нужный орган (Пенсионный фонд, органы социальной защиты);
  • получить ответ и требуемую услугу.

Какие документы потребуются

В традиционный пакет документов на получение льготы входят:

  • заявление на предоставление услуги или выплаты (образец заявления и бланк выдают в поликлинике, в Пенсионном фонде или в органах соцзащиты, в зависимости от целей обращения);
  • паспорт родителя;
  • свидетельство о рождении ребенка;
  • результаты осмотра медико-социальной комиссией, засвидетельствовавшей статус инвалидности;
  • дополнительные документы (паспорт второго родителя, свидетельство о потере кормильца, справка о неполучении выплаты и другие, полный набор документов озвучивают в месте обращения за услугой).

Куда обращаться

В зависимости от вида услуги ее получают непосредственно в территориальном отделении Пенсионного фонда РФ, в органах соцзащиты, в многофункциональном центре МФЦ или удаленно на портале «Госуслуги».

Сроки предоставления услуги

Средний срок реагирования на заявление от родителей и озвучивание результатов о назначении льготы — 10 дней со дня подачи заявления. Дату следует уточнять на месте.

Получение льгот родителями на работе

Чтобы получить льготу на работе, родители самостоятельно обращаются к работодателю. Что потребуется для получения льготы родителям ребенка-инвалида на работе в 2020 году:

  • написать соответствующее заявление (на налоговый вычет, на предоставление дополнительных выходных или отпуска в удобное время);
  • приложить копии документов, подтверждающих право на льготу (свидетельство о рождении ребенка, результаты осмотра медико-социальной комиссией, засвидетельствовавшей статус инвалидности).

Льготы родителям-инвалидам, имеющим детей

В ситуации, если родители сами имеют инвалидность, доступ к льготам расширяется. Какие льготы положены таким родителям:

  • стандартные выплаты на детей;
  • стандартные льготы и помощь инвалидам;
  • стандартные льготы, положенные родителям детей-инвалидов;
  • ежемесячная компенсационная выплата на ребенка, живущего в семье, где родитель или оба родителя не работают и являются инвалидами I или II группы;
  • ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни.

Оформление льгот проходит в том же порядке, что и для обычных родителей.

Заключение

Государство разработало ряд проектов, поддерживающих семьи с детьми-инвалидами. Социальная поддержка значительно облегчает жизнь, помогая в непростой ситуации. Родители получают льготы, денежные выплаты, помощь в лечении и реабилитации ребятишек. Следует помнить, что ответственность за своевременное получение льгот лежит на родителях. Чем осведомленнее и настойчивее родители, тем большим пакетом услуг они пользуются.

Источники:

http://posobie-help.ru/subsidii/lgoty-invalidam/doy-deti-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami.html
http://journal.tinkoff.ru/life/rebenok-invalid/
http://www.maam.ru/detskijsad/statja-na-temu-socializacija-rebenka-invalida-v-doshkolnom-uchrezhdeni.html
http://spb.aif.ru/society/education/sad_dlya_osobyh_detey_kak_pomoch_detyam-invalidam_adaptirovatsya_v_obshchestve
http://littleone.com/publication/0-6531-prava-roditeley-rebenka-invalida

Читать еще:  Сахарный диабет 3 группа инвалидности
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector
×
×
×
×